Тренинг Развитие творческих способностей педагога

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тренинг "Развитие творческих способностей педагога"

Задачи:

  • осознание участниками своих личностных особенностей и творческих возможностей;

  • овладение приёмами преодоления сомнений, уверенности в своих силах;

  • создание в группе атмосферы психологического комфорта.


"Аллитерация имени"

Участники садятся в круг так, чтобы хорошо видеть друг друга. Условия игры: каждый участник придумывает себе прилагательное-положительное качество, которое начинается с той же буквы, что и его имя. Ведущий начинает: "Меня зовут интересная Ирина". Второй участник продолжает: "Я представляю вам интересную Ирину, меня зовут ласковая Лена." Так продолжается до последнего участника, который называет всех.

Принятие групповых правил

После знакомства ведущий рассказывает о задачах тренинга, знакомит с правилами работы в группе: умение слушать друг друга - говорите по существу- проявляйте уважение - каждый говорит за себя, от своего имени.


"Космическая скорость"

Инструкция: "Передать в кругу, в любом порядке, кроме соседа справа и соседа слева мяч, но так, чтобы мяч побывал у каждого члена команды один раз." Усложнение: сделать то же самое на время.

После завершения упражнения все садятся в круг и выражают своё состояние на момент начала работы и её окончания.


"Символьный тест"

Инструкция: "Посмотрите на эти пять фигур, и выберите фигуру, которая вам нравится больше всего. А сейчас фигуру, которая вам нравится больше всего из оставшихся" (всё участник должен делать быстро, не задумываясь).

Квадрат удобнее всего чувствует себя в стабильной обстановке, предпочитает чёткие указания, что делать. Он консервативен и любит, чтобы всё было упорядоченно и регулярно. Когда ему дают задание, он работает над ним до завершения, даже если это монотонная, тяжёлая работа в одиночку.

Прямоугольник также любит систему и равномерность. Но он скорее устанавливает её с помощью организации, собраний, комитетов и т. д. Всё должно делаться правильно, с учётом всех правил и норм. Когда ему дают задание, он начинает его организовывать, делая всё, чтобы оно выполнялось как можно систематичнее.

Треугольник ориентирован на цель. Он получает удовольствие от планирования чего-то и достижения плана. Его побуждает к действиям то, чего он достигнет. Он часто обращает внимание на большие долгосрочные дела, но может забывать о деталях. Когда ему дают задание, он устанавливает цель и разрабатывает план её достижения. Ориентирован на цель.

Круг дружелюбен и общителен; никаких острых углов. Он справляется с делами, разговаривая о них и сглаживая взаимоотношения с каждым. Общение для него прежде всего, и он делает всё для того, чтобы сохранялась гармония. Когда ему дают задание, он его с кем-то обсуждает.

Волна нестандартная и творческая. Ей лучше всего делать в основном что-то новое и разнообразное, ей надоедает размеренность. Когда перед ней ставят задачу, у нее возникают блестящие идеи.


"Процедура творческого определения значения"

Значение слова - это те ассоциации, которые конкретная личность с ними связывает.

- Что слово "творчество" означает или подразумевает?

- Назовите несколько вещей, которым слово "творчество" не относится.

- Назовите несколько вещей, для понимания которых можно использовать слово "творчество".

- С чем связано слово "творчество"?

- С чем не связано слово "творчество"?

- На что похоже слово "творчество"?

- Чем отличается слово "творчество"?

- Может быть, что-то повлияло на ваше понимание слова "творчество"?

- Как именно вы могли бы передать свое понимание слова "творчество" другому человеку?

- Каким слово "творчество" кажется вам сейчас?

- Как ваше определение слова "творчество" помогает вам быть свободным? достигать успеха в жизни?


Упражнение на учение образному

видению слова

Мимикой и пантомимикой передать смысл слова "грусть", "мужество", "солнце", "свежий воздух" и т.п.


"Рассказ из слов"

Все по очереди произносят по одному слову и нужно, чтобы слова образовывали предложения так, чтобы мы могли составить небольшой рассказ. При этом слова мы говорим без обдумывания. Каждый человек добавляет только одно слово, подходящее по смыслу.

Задача ведущего состоит в том, чтобы заставить фантазию участников работать.


"Пространственные объекты"

Тренировка участников создавать в воображении объекты из пустого пространства и исследовать их.

Ведущий ведет себя так, как будто у него в руках чашка кофе. Отпивает из нее, потом передает участнику, и тот ее исследует: у чашки должны быть вес, температура, ощущение поверхности и т.д. Как она выглядит? как звучит? Каждый участник по очереди описывает подробности, почувствовав чашку как реальную

"Категории слов"

Это упражнение тренирует способность распознавать и менять логические уровни, а также быстро думать.

Каждый участник по очереди говорит два слова. Первое слово должно относиться к той же категории, что и второе слово предыдущего участника. Второе слово произвольное. Например: ведущий говорит: "Спелое яблоко" - второй участник: "Апельсин зелёный" - третий: "Оранжевый шарф" и т. д.

"Коллаж"

Участники делятся на 2-3 подгруппы. Каждой подгруппе даётся лист картона, на котором приклеена половинка картинки или открытки. Инструкция: "Вам даётся 5 мин, чтобы завершить шедевр. С помощью полученных картинок, создайте общий коллаж".

"Источник" (релаксация)

Сядьте удобнее, руки положите свободно на колени. Слушайте только то, что я вам говорю. Сконцентрируйтесь на моём голосе. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха, вдыхайте и выдыхайте спокойно, не напрягаясь. Вдох носом, выдох ртом, губы при этом чуть приоткрыты. Вы слышите только мой голос. Посторонние мысли пролетают мимо. Дыхание спокойное и ровное, спокойное и ровное.

Закройте глаза и установите связь со своим источником творчества. Большинство людей видят довольно постоянное место или образ, откуда приходят творческие импульсы. Например, это может быть большой яркий шар, или энергия вверху, на небе, или бурлящий океан... Войдите в контакт с ним, что бы это ни было. Пообщайтесь с ним, проясните любые огорчения, связанные с ним. Выясните, что нужно или желательно. Установите систему, с помощью которой можно будет при необходимости использовать этот источник...

Вы чувствуете, как тело становится лёгким-лёгким. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться. Потянитесь и на счёт "три" откройте глаза. Вы полны сил и энергии.

"Открытка коллеге"

Даны ключевые слова: ум, доброта, красота, здоровье. Используя эти слова, подпишите открытку коллеге, сидящему слева от вас.

"Если бы я был..., то..." (рефлексивная технология)

Участникам предлагается идентифицировать себя с каким-либо явлением природы, животным, деревом, цветком, человеком и завершить фразу "Если бы я был..., то..." Каждый предлагает свой ответ.

Подведение итогов работы участниками тренинга. "Вручение" подарков- открыток- участниками тренинга друг другу.


© 2010-2022