Факультативное занятие для 5 класса «Сравнение понятий. Аналогия»

С этого учебного года я веду факультатив внеурочной деятельности, автор Н.А. Криволапова «Программа развития познавательных способностей учащихся 5-8 классы», в рамках апробации системы внутришкольной оценки достижения планируемых результатов. Вашему вниманию представлен опыт проведения занятия в 5 классе по этой программе. Тема занятия: «Сравнение понятий. Аналогия». Занятие проводилось в рамках технологии системно - деятельностного подхода, по типу – занятие учебной деятельности. Конспект за...
Раздел Школьному психологу
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Тальменская средняя общеобразовательная школа №6»

Тальменского района Алтайского края











5 класс, факультатив «Развитие интеллектуальных умений»

(автор Н.А. Криволапова «Программа развития познавательных способностей учащихся 5-8 классы», Москва, «Просвещение», 2012)

Тема занятия: Сравнение понятий. Аналогия







Подготовлено: педагогом - психологом

Л.Г. Кукляновой,

первой квалификационной категории






Тема занятия: Сравнение понятий. Аналогия

Человек может стать умным тремя путями:

Путём подражания - это самый лёгкий путь.

Путём опыта - это самый трудный путь

И путём размышления - это самый благородный путь.

Китайская пословица


  • Цели и задачи занятия:

  • Формирование общей способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;

  • Развитие умений строить логические рассуждения; устанавливать аналогии; делать выводы;

  • Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.


  • Тип занятия: урок учебной деятельности

Ход занятия:

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Метапредметные результаты освоения

Мотивирование к учебной деятельности

- Перед вами пары слов.

Задание: Сравни понятия? Чем они похожи? Чем они отличаются?

Утро - вечер

Ботинок - карандаш

Ворона - рыба

- Вам понравилось делать это задание?

- Из ваших высказываний я поняла, что вы готовы к нашей работе.

Тема нашего занятия «Сравнение понятий. Аналогия». Запишите её в тетрадь.

- Я подобрала эпиграф к занятию. Прочитайте.

- Кто желает прочитать вслух.

Человек может стать умным тремя путями:

Путём подражания - это самый лёгкий путь.

Путём опыта - это самый трудный путь

И путём размышления - это самый благородный путь.

(Китайская пословица)

- Объясни, как ты понял?


Фронтальная работа.


Индивидуальная работа.




Умение создавать обобщение с помощью логического мышления, делать выводы.

Целеполагание

- Поставьте себе цель на занятие. Запишите в тетрадь для себя.

- Кто желает прочитать, какую цель вы написали.

- Посмотрите ещё раз на тему занятия. А теперь нам надо поставить цель для всего класса.

(Делаю запись на доске из часто называемой цели детьми - «Цель для работы в классе»: научиться сравнивать понятия).

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Планирование.

- Что вам поможет для реализации цели, которую мы поставили для класса?

- Ваши предложения.

- Замечательно (Молодец, сегодня получилось лучше).

- Запишите план действий в тетрадь, добавьте в него свой пункт по желанию.

- План действий.

Проговаривают по-одному.

Умение планировать свою деятельность.

Мотивация на самостоятельную деятельность.





Действие по реализации плана

Задание 1.

Интеллектуальная разминка.

  • Что можно видеть с закрытыми глазами?

  • Кто говорит на всех языках?

  • Дедушка, который раздает подарки.

  • Маленький друг Карлсона.

  • В каком числе столько же цифр, сколько букв.

  • Что ест жаба зимой?

  • Буква в русском алфавите, вторая с конца.

  • Чем заканчивается день и ночь?

  • Сколько дней в апреле?

  • Сколько ушей у 5 мышат?

  • Сколько передних и сколько задних лапок у утки?

  • Мальчик из сказки с длинным носом.

  • Слово, состоящее из 100 отрицаний

- Как вы думаете, вы проверили себя на готовность к самостоятельной деятельности?

- Предложенные задания вы будете выполнять в тетрадях самостоятельно. В конце занятия вы их сдадите, я посмотрю, что у вас получилось.

Задание 2. (индивидуально в тетрадях)

Сравните пословицы в левой и правой частях листа. Подберите к пословице, расположенной слева, близкую по смыслу пословицу из правой части.

А) Что посеешь, то и пожнёшь.

  1. По Сеньке и шапка.

  2. Как постелешь, так и поспишь.

  3. Что с возу упало, то пропало.

  4. Каков поп, таков и приход.

Б) Любишь кататься - люби и саночки возить.

  1. Нет худа без добра.

  2. Не спеши языком, торопись делом.

  3. Лучше хромать, чем сиднем сидеть.

  4. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

В) У страха глаза велики.

1) Волков бояться - в лес не ходить.

2) Смелость города берёт.

3) Не ножа бойся, а языка.

4) Трус и таракана примет за великана.

Г) Яблоко от яблони недалеко падает.

  1. Два сапога - пара.

  2. Горшок котлу не товарищ.

  3. Какое семя, такое и племя.

  4. Горбатого могила исправит.

Д) Мягко стелет, да жёстко спать.

  1. На языке мёд, а на сердце лёд.

  2. Дарёному коню в зубы не смотрят.

  3. Мал золотник, да дорог.

  4. Иди в родной край, там и под ёлкой рай.

- Проверь себя.

Задание 2. (индивидуально в тетрадях)

Проанализируйте следующие пары слов и по аналогии вставьте пропущенные слова:

Курица - цыплёнок, лошадь - …

Заяц - капуста, … - жёлудь.

Небо - птица, вода - …

Человек - врач, …. - ветеринар.

Волки - лес, люди - …

Человек - губы. … - хобот.

Собака - лёгкие, … - жабры.

-Проверь себя.

Мозговая гимнастика


Задание 3. (индивидуально в тетрадях)

Определите закономерность образования слов в скобках в первой строке и по аналогии запишите слова в скобках во второй строке.

СЛАВА (САПОГ) ПОРОГ

ПЛЕШЬ (…) НАДЕЛ

КОНВЕРТ (БАЛКОН) БУЛКА

МАНЕРА (…) КИРКА

РЕКА (ВЕРА) РОВ

ПИСК (…) САД

РИС (СРОК) КРОВ

РАК (…) КЛИН

-Проверь себя.

Весёлая переменка.


Задание 4. (индивидуально в тетрадях)

Опираясь на логическую связь в приведённых примерах, подберите к данному понятию одно из пяти предъявляемых слов. Запиши это слово.

А) Коньки - зима.

Лодка - (лёд, каток, весло, лето, река).

Б) Ухо - слышать.

Зубы - (видеть, лечить, щётка, жевать, рот).

В) Собака - шерсть.

Щука - (овца, ловкость, рыба, удочки, чешуя).

Г) Нож - сталь.

Стол - (вилка, дерево, стул, пища, скатерть).

Д) Электричество - провода.

Пар - (лампочка, ток, вода, трубы, кипение).

Е) Школа - обучение.

Больница - (лечение, доктор, учреждение, ученик, больной).

Ж) Яйцо - скорлупа.

Картофель - (курица, огород, капуста, суп, шелуха).

З) Пробка - плавать.

Камень - (пловец, тонуть, гранит, возить).

-Проверь себя.

Задание 5. (индивидуально в тетрадях)

Впишите вместо пропусков буквы так, чтобы они являлись окончанием предыдущего слова и началом последующего.

РЫБА __к_ ОМА _р__ АДА _р__ ОКО _т__ ОР _г__ ЛА_з__ НА __к_

- Проверь себя.

- Отвечают, комментируя свой ответ.













Самоконтроль.




Самоконтроль.




Самоконтроль






Самоконтроль.


Самоконтроль.








Умение строить логические рассуждения.








Умение строить логические рассуждения, устанавливать аналогии.


Умение строить логические рассуждения, устанавливать аналогии.



Умение строить логические рассуждения, устанавливать аналогии.

Самоконтроль по реализации поставленной цели.


  • Удалось ли вам выполнить план наших действий?

  • - Справились ли вы с поставленной своей целью и целью класса, которые мы поставили в начале урока?

- Вложите листы с заданиями, жетоны в тетрадь и передайте на первую парту.



Рефлексия.

  1. Как бы вы оценили свою деятельность?

  2. Что вам было трудно?

  3. Какой опыт вы приобрели?

Ответы детей.


Домашнее задание.

Задание.

Решение нестандартных задач.

До царя Гороха дошла молва, что кто-то из троих богатырей убил Змея Горыныча. Царь приказал всем троим явиться ко двору. И молвили они:

Илья Муромец: «Змея убил Добрыня Никитич»,

Добрыня Никитич: «Змея убил Алёша Попович»,

Алёша Попович: «Я убил змея».

Известно, что один из них сказал правду, а двое слукавили. Кто убил змея?

Ответ: Змея Горыныча убил Добрыня Никитич.



Примечание:

критерий оценивания учащихся после каждого задания (учитель фишки разного цвета учащимся в процессе работы):

  • Высокий уровень - правильно и самостоятельно ставить цель, планирует свою деятельность, придерживается плана, добивается запланированного, проверяет результат работы, исправляет ошибки, рассуждения аргументированы; (красный цвет- 5 баллов);

  • Средний уровень - способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности, при составлении плана работает по образцу, отступает от плана работы в деталях, не всегда добивается запланированного, доволен любым результатом; (синий цвет- 4 балла);

  • Низкий уровень - работает в течение всего занятия, переписывая чью-то цель, план; работает с помощью учителя

(зелёный цвет- 3 балла).


Приложение1


Лист оценки по заданиям

к занятию по теме «Сравнение понятий. Аналогия», 5 класс


п/п

ФИО учащегося

Умение ставить цель

Планирование деятельности

Тестирование

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Задание 6

Итог

(средняя)

1









2









Примечание:

критерий оценивания учащихся:

  • Высокий уровень - правильно и самостоятельно ставить цель, планирует свою деятельность, придерживается плана, добивается запланированного, проверяет результат работы, исправляет ошибки, рассуждения аргументированы; (красный цвет- 5 баллов);

  • Средний уровень - способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности, при составлении плана работает по образцу, отступает от плана работы в деталях, не всегда добивается запланированного, доволен любым результатом; (синий цвет- 4 балла);

  • Низкий уровень - работает в течение всего занятия, переписывая чью-то цель, план; работает с помощью учителя (зелёный цвет- 3 балла).



© 2010-2022