Профилактическое занятие с учителями Мини-путешествие в собственное «Я»

Последнее время много говорят и пишут о профессиональном выгорании, имеющем непосредственное отношение к учителям и их работе. Этот синдром выражается в состоянии физического утомления и разочарования, истощения и износа, которое происходит в результате сильно завышенных требованиям к собственным ресурсам и силам, и которые возникают у людей, занятых в профессиональных сферах «человек» - «человек» ,
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мини-путешествие в собственное «Я»

(преодоление профессионального кризиса)

Последнее время много говорят и пишут о профессиональном выгорании, имеющем непосредственное отношение к учителям и их работе. Этот синдром выражается в состоянии физического утомления и разочарования, истощения и износа, которое происходит в результате сильно завышенных требованиям к собственным ресурсам и силам, и которые возникают у людей, занятых в профессиональных сферах «человек» - «человек» ,

В процессе выполнения любой работы людям свойственно испытывать физические и нервно - психические нагрузки. Их величина может быть различной в разных видах деятельности. При небольших нагрузках, действующих постоянно, но разовых включаются естественные механизмы регуляции, и организм справляется сам.

Например, после тяжёлой умственной или физической работы человек может проспать больше, чем обычно, и встать отдохнувшим. При этом он сознательно не планирует этот длительный сон, просто организм потребовал. В других случаях, когда нагрузки очень большие и действуют продолжительное время, очень важно сознательно помочь своему организму, используя различные приёмы и способы.

Условия работы учителя, как и многих руководителей разного уровня, включают, кроме большого нервно - психического напряжения, такие факторы, как гиподинамия, повышенная нагрузка на зрение слух и голосовой аппарат, отсутствие эмоциональной разрядки, принудительный характер общения, большое количество контактов в течении рабочего дня.

При достижении определённого уровня напряжения организм начинает защищать себя. Это и проявляется разнообразными симптомами эмоционального выгорания. К ним относятся:

1). Стремление сократить взаимодействие с другими людьми (уч-ся

коллегами, друзьями, родственниками);

2). Постоянное ожидание наказания от выполняемой работы;

3). Снижение работоспособности, желание работать;

4). После посвящения себя работе, работа фактически становится заменителем нормальной социальной жизни (трудоголизм);

5). Не проходящее чувство усталости, истощение;

6). Частые головные боли, бессонница и нарушения сна, расстройство желудочно-кишечного тракта;

7). Возрастание конфликтов;

8). Обида, разочарование, приступы гнева и раздражительности;

9). Злоупотребление алкоголя;

10).Увеличение числа простудных заболеваний. Все эти проявления постепенно нарастают в течение 3-10 лет и более.

Поставить себе диагноз выгорания можно и без помощи специалиста. Оценить риск постепенного формирования этого состояния поможет простой тест. Надо ответить на 8 вопросов (варианты ответов: «да», «нет», «трудно сказать»).

  1. Считаете ли, вы себя высококвалифицированным специалистом?

  1. Вы занимаете нынешнюю должность дольше двух лет, но не больше пяти лет?

  1. Вы живете один?

  2. У вас нет никакого хобби?

  3. Когда вы поступали на эту работу, она вам очень нравилась?

  4. Вы никогда не думали о перемене специальности?

  5. Вы почти или полностью удовлетворены своим уровнем доходов?

  1. В вашем окружении нет людей, являющихся для вас хорошей эмоциональной поддержкой?

Оценить полученный результат можно следующим образом: Начислите себе по 2 балла за каждый ответ «да» и по 1 баллу за ответ «трудно сказать». Если в сумме вы набрали более 10 баллов, у вас достаточно высок риск в ближайшие годы начать «выгорать».

Наше «Я» одно из наисложнейших загадок. Иногда «Я» имеется в виду здоровье, иногда это голос творческой фантазии. А бывают проявления беззаботности, нерассудительности. Некоторые действия у нас совершаются помимо воли. Совершите путешествие в собственное «Я» и посмотрите на себя со стороны.

1). Упр-е «Кто «Я»?»

2). «Я» - реальный. «Я» - идеальный.

3). «Как меня видят люди на работе?»

4). «Мой обычный день на работе»

5). «Мой профессиональный девиз»

6). Мозговой штурм «Деформации педагога».

Несколько рекомендаций профилактического характера для снижения риска синдрома выгорания.

1). Старайтесь смотреть на вещи оптимистично. Лучший пучь к

успеху и сотрудничеству с коллегами - хорошее настроение и

положительный подход к решению проблем. Положительные

эмоции (так же, как и отрицательные) заразительны. И друзья, и

семья, и школьники будут вам благодарны за подаренную

возможность взглянуть на мир с радостью.

2). Стремитесь побороть страх.

Жизнь со страхами - это форма психологической инвалидизации,

постепенно поглощающей личность. Проанализируйте свои страхи

и, если побороть их самостоятельно не получается, надо обратится к

специалисту-психологу7, психотерапевту.

3). Найдите время, чтобы побыть наедине с собой.

В течении дня учителю необходимо какое-то время побыть в одиночестве, подумать о жизни, о себе, обдумать возникшие

проблемы, просто расслабиться и отдохнуть. Особенно э то важно

для тех, кто принадлежит к типу интровертов.

4). Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого.

Одно дело помогает другим, когда это вам по силам, и совсем

другое, когда друзья и сотрудники постоянно вас эксплуатируют.

Это может привести к чувству вины, когда вы не сможите исполнить

чью-то просьбу.

5). Не старайтесь делать вид, что вам нравится то, что вам на самом

деле неприятно.

Насилие над своими чувствами и внешними проявлениями требует

значительных трат энергии и оставляет неприятный осадок.

6). Не оказывайте слишком большого давления на своих детей.

Нередко, проявляя педагогический профессионализм на работе, дома

учитель забывает о том, чему учит других, и собственные дети

учителей оказываются пасынками своих родителей, особенно

склонных к гипер опеке. Дайте детям возможность быть самими

собой и проявлять себя» а не только оправдывать ваши надежды на

них.

7). Старайтесь меньше говорить; «Я этого не могу сделать»

Если то, что вам предлагают, в ваших интересах, используйте веру в

вас окружающих как стимул, повышающий уверенность в себе.

8). Маленькие радости в ваших руках.

Создайте ситуацию дарения - купите цветы, поставьте в своей

комнате и увидите, как улучшится настроение. На работе или дома

несколько раз говорить, что «Я - красивая!» И не забывайте

подтверждать это внешним видом и поведением.

© 2010-2022