Коррекционно-развивающая программа Тропинка к своему Я

Цель программы: развитие коммуникативных навыков у подростков. Задачи программы: • развитие социальной сензитивности; • формирование установки на партнерство; • освоение базовых коммуникативных навыков и умений (установление и поддержание контакта, создание благоприятного климата общения, активного слушания, экспрессии и импрессии, использование вербальных и невербальных средств общения); • развитие способностей подстройки, присоединения и эмпатии; • снятие мышечных зажимов;   • освоение релакс...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Возрастной период 9-12 лет характерен переходом от младшего школьного возраста к отрочеству. Как и любой переходный период, он имеет свои особенности и связан с определенными трудностями, как для детей, так и для их родителей.

Перешагнув младший школьный возраст, где ведущим видом деятельности была учебная, младший подросток включается в новую систему взаимоотношений с окружающими, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. Это требует от него поиска своего места в обществе, личностного самоопределения, участия в деятельности и общении различных групп, умения входить в новую социальную среду и адаптироваться к ней. Одновременно с этим происходит морфологическая и физиологическая перестройка организма. Изменяется и поведение подростка: он становится раздражительным, легко возбудимым, эмоционально нестабильным, обидчивым, неловким; снижается работоспособность и повышается утомляемость. В младшем подростковом возрасте резко увеличивается количество отрицательных поступков: непослушание, упрямство, бравирование своими недостатками, драчливость. Кроме того, дети в этом возрасте очень заинтересованно относятся к своей внешности, иногда это приводит к застенчивости. В отношениях со старшими подросток претендует на равноправие и ,нередко идёт на конфликт, отстаивая свою позицию. Чувство взрослости проявляется в стремлении к самостоятельности, в желании оградить себя от вмешательства других людей. Появляются собственные вкусы, взгляды, собственная линия поведения, и желание их отстаивать. Это часто приводит к возникновению конфликта между взрослыми и детьми из-за расхождения представлений взрослого и подростка о характере прав и степени самостоятельности подростка. Только понимая трудности развития в подростковом возрасте взрослый сможет правильно отреагировать на поведение подростка. В этот период ребёнку как никогда важно понимание со стороны родителей и безусловное принятие.

Система отношений со сверстниками тоже изменяется. Если младшему школьнику достаточно было просто играть вместе, о подросток стремится занять определённое место в группе сверстников, стать значимым, популярным, принятым. Они стремятся строить свои отношения с ровесниками без вмешательства взрослых. Происходит проверка своей независимости и способности формировать отношения с друзьями, поиск новых вариантов поведения. Взрослый, заметив проблему, связанную с популярностью подростка, должен быть предельно тактичным и внимательным.

Если подросток страдает от того, что не получил признания в группе, важно понять, почему это происходит. Помочь подростку, не приводя его в смущение. Подростку необходимо утвердить себя, как личность, среди товарищей. Значимость мнения сверстников для него ни с чем не сравнима.

Сам факт неучастия подростка в деятельности группы часто означает наличие у него эмоциональных проблем и необходимости их решения.

Чтобы процесс социальной адаптации прошёл наименее болезненно психологами отделения психолого- педагогической помощи РЦ «Надежда» была составлена программа «Тропинка к своему «Я», включающая в себя цикл тренинговых занятий для подростков, направленных на развитие коммуникативных навыков.

Цель программы: развитие коммуникативных навыков у подростков.

Задачи программы:

• развитие социальной сензитивности;

• формирование установки на партнерство;

• освоение базовых коммуникативных навыков и умений (установление и поддержание контакта, создание благоприятного климата общения, активного слушания, экспрессии и импрессии, использование вербальных и невербальных средств общения);

• развитие способностей подстройки, присоединения и эмпатии;

• снятие мышечных зажимов;

• освоение релаксации.

Принципы, лежащие в основе программы:

1. Ненасильственность общения. При объяснении правил игры, при выборе водящего тренер исходит прежде всего из желания детей, избегая принуждения. Иногда дети пытаются принуждать друг друга к каким-то действиям, тогда тренеру приходится блокировать эти попытки. Если дети говорят: "Пусть водящим будет тот-то", тренер отвечает: "Только, если этот человек захочет". Необходимо избегать выражения долженствования и побуждать детей заменять слова "должен", "обязан", словами "хочу" и "могу".

2. Положительный характер обратной связи. Так как большинство детей в группе нуждаются в поддержке и отличаются выраженной ориентацией на одобрение окружающих, необходимо использовать положительную обратную связь, как надежное средство помощи ребенку в преодолении застенчивости и повышении самооценки, снятии напряжения и релаксации.

В ходе и в конце каждой игры выражается благодарность всем участникам, а водящему выражается благодарность особо. Если в ходе игры водящий испытывает какие-то трудности, тренер подбадривает его.

Большинство детей в группах очень ранимы. Поэтому тренер решительно пресекает попытки самих детей давать друг другу негативную обратную связь. Например, если дети говорят девочке, что она сделала что-то неправильно, то тренер предлагает похвалить ее за то, что она очень старалась. В течение всех дней тренинга тренеры побуждают ребят выражать друг другу одобрение и благодарность.

3. Неконкурентный характер отношений. Соблюсти этот принцип можно только, если удастся создать для детей атмосферу доверия, психологической безопасности, обеспечить максимальный психологический комфорт каждому. Поэтому все игры строятся и подбираются так, чтобы свести к минимуму, а в идеале - к нулю элементы конкуренции, соревнований, победы и поражения.

Дети, участвующие в данном тренинге, отличаются неуверенностью в себе, повышенной тревожностью, неспособностью адекватно реагировать на собственную неуспешность. Поэтому перед началом тренинга необходимо уделить особое внимание неконкурентному характеру отношений в тренинге. "У нас не будет соревнования. У нас не будет победителя и побежденных. Мы не будем стараться доказать, что мы чем-то лучше других". В ходе игры подчеркивается ценность, уникальность каждого ребенка, его отличие от других. Эта идея служит одним из критериев отбора игр.

4. Минимизация лабилизации и ее опосредованность. Традиционно считается, что без лабилизации тренер не поможет детям осознать источники их трудностей, которые кроются в особенностях их характера и поведения. Для участника тренинга лабилизация - средство познания собственных несовершенств. Это зеркало, в котором человек видит все свое неприукрашенное отражение, свои слабые стороны и недостатки.

Однако детям с трудностями в общении такое зеркало не только не принесет пользы, но может способствовать усилению их трудностей, снижению самооценки, повышению тревожности, укреплению внутренних барьеров. Поэтому тренинг строится так, чтобы дети получали лабилизацию в минимальных дозах, и не прямую, а косвенную, опосредованную:

• через осознание существования других, отличных от собственного способов поведения;

• через наблюдение успешности этих способов;

• через идентификацию с тренером и успешными членами группы.

Чтобы не допустить срыва у ребенка в трудной ситуации, необходимо различными способами смягчать лабилизацию.

Например, если водящий не может быстро справиться с заданием, тренер поддерживает его, говоря, что это задание трудное и в других группах ребята тоже справлялись не сразу. И даже такая лабилизация, опосредованная, смягченная, в минимальных дозах проводится после тщательной ежедневной диагностики, если тренер уверен, что дети смогут ее выдержать и использовать для улучшения своих стратегий общения.

Игры строятся так, чтобы не фиксировать слабые стороны ребенка, а подчеркивать сильные, не ставить ребенка в ситуацию неуспешности, а укреплять его веру в себя, давая возможность ему быть успешным и, поощряя его, расширить репертуар способов его поведения.

5. Дистанцирование и идентификация. Ситуаций неуспешности не избежать. Иногда они полезны, так как побуждают ребенка отказаться от каких-то стереотипов, освоить новые модели поведения, принять положительный опыт других членов группы. Но иногда ситуация неуспешности грозит отказом ребенка от игры или вообще от участия в тренинге. В таких случаях необходимо помогать ребенку дистанцироваться от его неудачи, например, приписывая его затруднение его герою. Вместо того чтобы сказать водящему: "Ты ошибся", лучше говорить: "На этот раз великолепное чутье разведчика мало помогло Штирлицу". Именно для облегчения дистанцирования детям предлагают в самом начале тренинга придумать себе псевдонимы. Вместе с тем тренер помогает детям идентифицироваться с их успехом, перенося положительную обратную связь с отдельных поступков на личность ребенка. Например, вместо "Ты хорошо сообразил, догадался, придумал" тренер говорит: "Ты такой сообразительный, догадливый, изобретательный".

6. Включенность. В предложенной программе тренер придерживается традиционной роли участника всех игр, кроме тех, где необходимо следить за временем или регулировать ход игры, а также обеспечивать безопасность в играх закрытыми глазами. Участвуя в играх, тренер, во-первых, своим примером помогает включиться детям и, во-вторых, помогает им осознать, что игры в тренинге проводятся не столько для развлечения, сколько для обучения.

Формы и методы организации занятий: тренинги, тестирование, самоанализ, дис­куссия, беседа, ролевые и деловые игры, мини-лекции.

Результат программы: хороший уровень развития коммуникативных навыков у подростков.

Программа данного цикла занятий является компилятивной, она составлена на базе методических рекомендаций, игр и тренингов.

Занятия проводятся в форме группового консультирования, тренинговой форме. Количество участников - 10-12 человек. Программа состоит из 12 треннинговых занятий, каждое занятие длится 40- 70 минут.

Кроме основных задач программы, в течение всех тренинговых занятий параллельно решаются и другие задачи - либо заложенные в программу изначально (например, преодоление дистанции, создание комфорта в первый день, снятие напряжения, физическая и эмоциональная разрядка), либо из возникающих в ходе тренинга (например, поддержка и восполнение дефицита внимания во второй день). Итогом каждого занятия является рефлексия.








Тематический план


п\п

Тема занятия

Дата

Кол-во часов

1

«Давайте знакомиться!»

4.06

1

2

«Давайте общаться!» (вербальные средства общения)

6.06

1

3

«Давайте общаться!» (невербальные средства общения)

8.06

1

4

«Давайте наблюдать!» (развитие познавательных процессов)

11.06

1

5

«Давайте говорить!» (развитие речи)

13.06

1

6

«Давайте сочинять!»(развитие творческого мышления)

15.06

1

7

«Давайте играть!» (игры на снятие психоэмоционального напряжения)

18.06

1

8

«Давайте отдыхать» (занятие с элементами релаксации, упражнения на снятие психоэмоционального напряжения)

20.06

1

9

«Давайте понимать» (развитие эмпатии)

22.06

1

10

«Давайте принимать» (развитие толерантного отношения к людям)

25.06

1

11

«Давайте вспоминать!»(закрепление пройденного материала)

27.06

1

12

«Давайте прощаться»

29.06

1









Программа цикла занятий состоит состоит из 12 тем.

1

«Давайте знакомиться!»

Знакомство, принятие правил тренинга

2

«Давайте общаться!»

Теоретическая часть «вербальные коммуникативные навыки», первое выполнение упражнения «Лестница коммуникативного мастерства»

3

«Давайте общаться!»

Овладение навыками невербального общения

4

«Давайте наблюдать!»

Разминка, теория «Методы активного слушания», упражнения на развитие навыков активного слушания

5

«Давайте говорить!»

Упражнения на сплочение группы, установление доверительного контакта

6

«Давайте сочинять!»

Совершенствование навыков координации и взаимодействия на психомоторном уровне; развитие воображения и эмпатии.

7

«Давайте играть!»

Игры на снятие психоэмоционального напряжения

8

«Давайте отдыхать»

Занятие с элементами релаксации, упражнения на снятие психоэмоционального напряжени

9

«Давайте понимать»

Совершенствование взаимопонимания партнеров по общению, развитие эмпатии, развитие навыков доброжелательного общения со сверстниками

10

«Давайте принимать»

Развитие толерантного отношения к людям

11

«Давайте вспоминать!»

Закрепление пройденного материала

12

«Давайте прощаться»

Формирование установки на партнерство, освоение умений, присоединения и подстройки.






Занятие 1

«Давайте знакомиться!»


Блоки работы


Темы и Формы работы


Время


Примечания

Введение

  1. Приветствие, представление ведущих, цели и задачи тренинга.


  1. Принципы работы группы:

  • Активность. Разделение ответственности, результат зависит от вас самих, мы - организуем ситуацию;

  • Конфиденциальность. Не разглашение информации об участниках;

  • Здесь и теперь, говорим о чувствах в настоящем времени, обсуждаем ситуацию в конкретной ситуации на тренинге;

  • Конструктивная обратная связь (с позитивное намерением);

  • Дисциплина (мобильные телефоны, опоздания и т.д).

5 мин.


Игра «Молекулы»

Члены группы - «атомы» - свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (хлопок) Атомы объединяются в молекулы по 2 человека, затем по 3 и т.д. в конце упражнения объединяется вся группа.

5 мин.

снятие напряжения, создание дружественной обстановки.

Основная часть

Знакомство

Магия нашего имени

Игра-фантазия.

Участники делятся на пары. Партнеры представляются по имени и обсуждают:

От кого я получил свое имя?

Кто из моих знакомых (родных) носит то же имя?

Есть ли мои тезки среди известных людей?

Знаю ли я литературных или киногероев, носящих то же имя?

Как имя влияет на мое поведение в жизни?

Задание группе - каждый должен выдумать историю и рассказать ее своему партнеру. Герой истории носит имя рассказчика.

Партнер должен молча заинтересованно слушать историю и одновременно пытаться понять, каким человеком является рассказчик.

В конце игры все члены собираются вместе. Каждый из участников представляет своего партнера и пытается охарактеризовать его личность. Цель представления - представить личность партнера с разных, порой неожиданный сторон.

15 мин



Знакомство

Игра «Ассоциации»

Выбирается ведущий, выходит за дверь. Один из участников придумывает ассоциации на самого себя. На какое животное, птица, дерево, цветок, любой предмет я похож.

Участник-ведущий возвращается в группу. Ведущий тренинг озвучивает ассоциации. Задача угадать человека. 3 попытки. Каждый из участников должен побывать в роле ведущего и угадываемого.

В конце обсуждаем: что было самым сложным, что нового вы узнали друг о друге, о себе.

5-7 мин.

Упражнение помогает ближе познакомиться, узнать скрытую, личную информацию друг о друге, задействует интуицию участников, помогает пересмотреть привычные стереотипы

Заключительная часть

Подведение итогов дня.

Шеренг: Что было интересным полезным?

10 мин.



Окончание 1-го занятия

Общее время 40-50 мин.






























Занятие 2

«Давайте общаться!»


Блоки работы


Темы и Формы работы


Время


Примечания

Разминка

Самооценка коммуникативных навыков и умений каждого участника.

Ведущий рисует на доске (или вывешивает заранее приготовленный рисунок) "лестницу коммуникативного мастерства". Левый край - мастер коммуникации, правый - уровень мастерства. Задача - найти свое место на этой лестнице и встать туда, в соответствии со своими собственными представлениями. В конце занятия можно повторить эту процедуру с разными вариантами добавлений Например, каждому из участников проранжировать других по уровню коммуникативных способностей в начале занятия и по его итогу.

15 мин.


Основная часть

Игра «Мой напарник»

Участники разбиваются на пары. Им дается 3 минуты, за которые они должны как можно больше узнать друг о друге. Потом все садятся в круг и каждый из игроков рассказывает о своем напарнике. Стиль изложения - любой.

15 мин.

Упражнение помогает ближе познакомиться, узнать скрытую, личную информацию друг о друге, задействует интуицию участников, помогает пересмотреть привычные стереотипы.

Упражнение «Эскиз»

Участники образуют пары. Первый партнер ("А") ложится на подготовленную бумагу (размеры бумаги соответствуют росту детей). Второй игрок ("В") делает эскиз (обводит контуры тела) первого игрока "А". Когда контуры сделаны, игрок "А" разрисовывает и пишет все на эскизе, что важное он узнал о партнере во время игры, например: личные даты; хобби; интересы; пристрастия и т.д.

15 мин.

Заключительная часть

Подведение итогов дня.

Шеренг: Что было интересным полезным?

10 мин.



Окончание 2-го занятия

Общее время 50-60 мин.





Занятие 3

«Давайте общаться!»


Блоки работы


Темы и Формы работы


Время


Примечания

Введение

информирование о невербальных каналах коммуникации

• глаза и контакт с помощью взгляда;

• лицо и лицевая экспрессия;

• жесты;

• позы;

• тактильные ощущения (касания);

• дистанция во время общения.

5 мин.

Успешность занятия во многом определяется мотивацией обучения эффективному общению. Выработка мотивации может происходить с помощью различных заданий: проведение ролевой игры на профессионально значимую тему, проведение с последующим обсуждением видеозаписи групповой дискуссии; проигрывание личных проблем в общении, предложенных участниками.

Разминка

Упражнение "Визуальное чувствование"

Все садятся в круг. Ведущий просит, чтобы каждый внимательно посмотрел на лица остальных участников, и через 2-3 минуты все должны закрыть глаза и попытаться представить себе лица других членов группы. В течение 1-2 минут нужно фиксировать в памяти лицо, которое удалось лучше всего представить. После выполнения упражнения группа делится своими ощущениями и повторяет упражнение. Задание; каждый из участников должен постараться воспроизвести в памяти как можно большее количество лиц партнеров.

15 мин.

Совершенствование перцептивных навыков восприятия и представления друг друга

Основная часть

Упражнение "Через стекло"

Один из участников загадывает текст, записывая его на бумагу, но передает его как бы через стекло, т. е. мимикой и жестами: другие называют понятое.

Степень совпадения переданного и записанного текста свидетельствует об умении устанавливать контакт.

10 мин.

Формирование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.

Упражнение "Дискуссия"

Группа разбивается на "тройки". В каждой тройке распределяются обязанности. Один из участников играет роль "глухого-и-немого": он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении - зрение, жесты, пантомимика; второй участник играет роль "глухого и парали­тика": он может говорить и видеть; третий "слепой-и-немой": он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагается задание, например, договориться о месте, времени и цели встречи.

15 мин.

- формирование паралингвистических и оптокинетических навыков общения;

- совершенствование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.


Заключительная часть

Подведение итогов дня.

Шеренг: Что было интересным полезным?

10 мин.



Окончание 3-го занятия

Общее время 50-60 мин.
























Занятие 4

«Давайте наблюдать!»


Блоки работы


Темы и Формы работы


Время


Примечания

Введение

Теория «Техника активного слушания»

Многочисленные исследования показывают, что успех человека, работающего в сфере постоянного общения, на 80% зависит от его коммуникативной компетентности. Неумение общаться с окружающими людьми может оказаться одной из решающих причин увольнения или неприема на работу. Статистика говорит, что семеро из десяти уволенных расстаются со своим местом не потому, что не справляются со своими обязанностями, а из-за конфликтов с сотрудниками и руководителями, также восемь человек из десяти не проходят предварительное собеседование с работодателями при приеме на работу по причине неэффективного общения.

Непродуктивность в общении может быть связана как с отсутствием данного умения, так и с трудностью его практической реализации (утомление, невнимание, условия деятельности, особенности ситуации и др.). В подтверждении сказанного ведущий аргументировано апеллирует к тем случаям, когда участники дискуссии "пропускали" высказывания других или искажали предметные позиции при воспроизведении разговора по памяти. Можно также сослаться на примеры, взятые у Д. Карнеги, И. Атватера, о том, как важно быть внимательным слушателем,

5 мин.

Анкета

Инструкция: Вашему вниманию предлагается методика на определение степени выраженности умения слушать другого человека.

Перед Вами 16 вопросов на каждый из которых Вы должны ответить утверждением "да" или "нет". Следует помнить, что нет "правильных" или "неправильных" ответов, т. к. люди различны и каждый высказывает свое мнение. Главное, старайтесь отвечать честно, не пытайтесь произвести благоприятное впечатление, ответы должны соответствовать действительности. Свободно и искренно выражайте свое мнение. В этом случае Вы сможете лучше узнать себя.

1. Ждете ли Вы терпеливо, пока другой кончит говорить и даст Вам возможность высказаться?

2. Спешите ли Вы принять решение до того, как поймете сущность проблемы?

3. Слушаете ли Вы лишь то, что Вам нравится?

4. Мешают ли Вам слушать собеседника Ваши эмоции?

5. Отвлекаетесь ли Вы, когда собеседник излагает свои мысли?

6. Запоминаете ли Вы вместо основных моментов беседы какие-либо несущественные?

7. Мешают ли Вам слушать предубеждения?

8. Прекращаете ли Вы слушать собеседника, когда появляются трудности в его понимании?

9. Занимаете ли Вы негативную позицию к говорящему?

10. Всегда ли Вы слушаете собеседника?

11. Ставите ли Вы себя на место говорящего, чтобы понять, что заставило его говорить именно так?

12. Принимаете ли Вы во внимание тот факт, что у Вас с собеседником могут быть разные предметы обсуждения?

13. Допускаете ли, что у Вас и у Вашего собеседника может быть разное понимание смысла употребляемых слов?

14. Пытаетесь ли Вы выяснить тот факт, чем вызван спор: разными точками зрения, постановкой вопроса и т.п.?

15. Избегаете ли Вы взгляда собеседника в разговоре?

16. Возникает ли у Вас непреодолимое желание прервать собеседника и вставить свое слово за него или в пику ему, опередить его в выводах?

10 мин.

Обработка результатов подсчитывается количество ответов

Интерпретация

- 6 баллов и ниже свидетельствуют о низкой степени выраженности умения слушать других, о направленности в ходе общения на себя (т. е. удовлетворение своих притязаний вне зависимости от интересов партнера). Снижена чувствительность в оценке текущей ситуации - когда молчать и слушать, а когда говорить. Необходимо обучение навыкам эффективного слушания

- от 7 до 10 баллов - средняя степень выраженности умения слушать собеседника. Данное умение скорее проявляется ситуативно и зависит от личной значимости (заинтересованности) получаемой информации.

Требуется совершенствование навыков и приемов активного слушания.

- 10 баллов и выше свидетельствуют о явно выраженном умении слушать других вне зависимости от личной значимости получаемой информации. Такой человек является эффективным работником (если в основе деятельности лежит общение с людьми).

5 мин.

Теоретическая часть

Типичные приемы слушания:

1. ГЛУХОЕ МОЛЧАНИЕ

2. УГУ-ПОДДАКИВАНИЕ ("ага", "угу", "да-да", "ну", кивание подбородком и т.п.).

3. ЭХО - повторение последних слов собеседника.

4. ЗЕРКАЛО - повторение последней фразы с изменением порядка слов.

5. ПАРАФРАЗ - передача содержания высказывания партнера другими словами.

6. ПОБУЖДЕНИЕ - междометия и другие выражения, побуждающие собеседника продолжить прерванную речь ("Ну и...", "Ну и что дальше ?", "Давай-давай" и т п.).

7. УТОЧНЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ - вопросы типа "Что ты имел в виду, когда говорил "эсхатологический".

8. НАВОДЯЩИЕ ВОПРОСЫ - вопросы тип "Что-где-когда-почему-зачем", расширяющие сферу, затронутую говорящим, нередко такие вопросы являются по существу уводящими от линии, намеченной рассказчиком.

9. ОЦЕНКИ, СОВЕТЫ

10. ПРОДОЛЖЕНИЯ - когда слушающий вклинивается в речь и пытается завершить фразу, начатую говорящим, "подсказывает слова".

11. ЭМОЦИИ - "ух", "ах", "здорово", смех, "ну-и-ну", "скорбная мина" и пр.

12. НЕРЕЛЕВАНТНЫЕ И ПСЕВДОРЕЛЕВАНТНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ - высказывания, не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально ("а в Гималаях все иначе" и следует рассказ о Гималаях, "кстати о музыке... " и следует информация о гонорарах известных музыкантов).

5 мин.


Разминка

Упражнение «Диспут»

Упражнение проводится в форме диспута. Участники делятся на две приблизительно равные по численности команды С помощью жребия решается, какая из команд будет занимать одну из альтернативных позиций по какому-либо вопросу, например: сторонники и противники "загара", "курения", "раздельного питания" и т.д.

Аргументы в пользу той или иной точки зрения члены команд высказывают по очереди. Обязательным требованием для играющих является поддержка высказываний соперников и уяснение сущности аргументации. В процессе слушания тот из членов команды, чья очередь высказываться следующим, должен реагировать угу-поддакиванием и эхо, задавать уточняющие вопросы, если содержание аргументации не до конца ясно или же сделать парафраз, если создалось впечатление полной ясности. Аргументы в пользу позиции своей команды разрешается высказывать лишь после того, как выступающий тем или иным способом просигнализирует, что его поняли правильно (кивок головой, "да, именно это я и имел в виду").

Ведущий следит за очередностью выступлений, за тем, чтобы слушающий осуществлял поддержку высказывания, не пропуская тактов, парафраз, используя при этом реакции соответствующего такта. Можно давать разъяснения типа, "Да, Вы меня поняли правильно" легче всего, просто повторив слова собеседника, а убедиться в правильности понимания можно парафразируя его высказывания. Предостеречь участников от попыток продолжать и развивать мысли собеседника, приписывая ему не его слова.

В заключение упражнения ведущий комментирует его ход, обращая внимание на случаи, когда с помощью парафраза удалось добиться уточнения позиций участников "диспута"

Упражнение «Спор при свидетеле»

Обучаемые разбиваются на тройки. Один из членов тройки берет на себя роль наблюдателя-контролера. Его задача - следить за тем, чтобы участники спора осуществляли поддержку высказываний партнеров, не пропускали второго такта ("Уяснение") и при парафразе использовали "другие слова", т.е. он выполняет те же функции, что ведущий в предыдущем упражнении. Два других члена тройки, предварительно решив, какую из альтернативных позиций они занимают, вступают в спор, на выбранную ими тему, придерживаясь трехкратной схемы ведения диалога По ходу упражнения участники меняются ролями, т.е. роль наблюдателя-контролера поочередно выполняют все члены тройки.

20 мин.

По окончании упражнений устраивается общее обсуждение. Примерные вопросы для обсуждения:

• "Какие трудности в использовании схемы встретили Вы в разговоре?";

• "Были ли случаи, когда после парафраза происходило уточнение позиции?";

• "Кто из партнеров не понял другого - тот, кто говорил, или тот, кто слушал?".


Основная часть

Упражнение «Карусель»

В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.

Члены группы встают по принципу "карусели", т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный

Примеры ситуаций:

• Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече...

• Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним...

• Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.

• После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень рады встрече...

Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.

10 мин.

формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты;

- развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.


Заключительная часть

Подведение итогов дня.

Шеренг: Что было интересным полезным?

5 мин.



Окончание 4-го занятия

Общее время 60-70 мин.


































Занятие 5

«Давайте говорить!»


Блоки работы


Темы и Формы работы


Время


Примечания

Разминка

Упражнение «Скала»

Один участник - альпинист, группа выстраивается в шеренгу, имитируя скалу. Задача альпиниста пройти вдоль скалы, преодолевая препятствия. Пройдя путь, альпинист встает в конце шеренги и примыкает к скале, путь начинает следующий участник. 10 мин.

15 мин

Сплочение, диагностика межличностных отношений (для ведущих)

Основная часть

Упражнение «Правда или ложь»

Члены группы садятся по кругу; у каждого должны быть наготове бумага и карандаш.

Ведущий дает задание написать участникам три предложения, относящиеся лично к ним. Из этих трех фраз две должны быть правдивыми, а одна - нет.

Один за другим каждый участник зачитывает свои фразы, все остальные пытаются понять, что и сказанного соответствует действительности, а что - нет. При этом все мнения должны обосновываться.

Упражнение «Доверительное падение»

Работа в парах, по очереди с каждым участником. Задание, стоя спиной к партнеру упасть к нему на руки. Проводится по очереди с каждым членом группы.

После игры участники садятся в круг.

Вопросы ведущего: что тебе было легче делать, падать или ловить, какие чувства ты испытывал при этом, есть ли в реальной жизни ситуации, где ты испытываешь подобные чувства.

Упражнение «Слепой и поводырь»

Упражнение в парах. Участники договариваются, кто какую играет роль. «Слепой» завязывает глаза платком.

Задание ведущего: поводырь знакомить своего подопечного с окружающим миром, передать свое отношение. 5-7 минут, меняемся ролями.

В конце - обсуждение. Что было легче, комфортнее. Какие мысли и чувства возникали во время игры.


20 мин.





15 мин.




10 мин.

Игра усиливает групповую сплоченность и создает атмосферу открытости




Доверие, осознание своих страхов во взаимоотношениях с другими

Заключительная часть

Подведение итогов дня.

Вертушка:

«Я узнал о тебе...»

«Я узнал о себе...»

«Я уважаю в тебе...»

10 мин.



Окончание 5-го занятия

Общее время 60-70 мин.


























Занятие 6

«Давайте сочинять!»


Блоки работы


Темы и Формы работы


Время


Примечания

Разминка

Упражнение "Передача движений по кругу"

Все садятся в круг. Один из участников группы начинает действие с воображаемым предметом так, чтобы его можно было продолжить. Сосед повторяет действие и продолжает его. Таким образом предмет обходит круг и возвращается к первому игроку. Тот называет переданный им предмет и каждый из участников называет, в свою очередь, что передавал именно он. После обсуждения упражнение повторяется еще раз

10 мин.

совершенствование навыков координации и взаимодействия на психомоторном уровне;

-развитие воображения и эмпатии.

Основная часть


Игра «Три зверя»

Инструкция: Кто из вас бывал в театре? Что вам там больше всего понравилось? Не хотели бы вы стать режиссерами, которые говорят актерам, что они должны играть? Вы можете стать театральными режиссерами - в своем воображении. Я хочу показать вам, как это можно сделать.

Сядьте поудобней и закройте глаза. Три раза глубоко вздохните...

Теперь подумай о человеке, которого ты любишь. Если этот человек будет играть в детской театральной постановке, какую роль ты ему тогда дашь? Сейчас подумай о человеке, которого ты не любишь. Кем он мог бы быть в твоем спектакле? Ну, а теперь подумай о самом себе. Какую роль ты сам сыграл бы с удовольствием?

Теперь вернемся к человеку, которого ты любишь. Каким животным он мог бы быть? А человек, которого ты не любишь? А каким животным мог бы быть ты сам?

Представь себе большой зеленый луг. Представь, что ты - то животное, которое ты для себя выбрал, и находишься на этом лугу. И человек, которого ты любишь, тоже как животное приходит к тебе на луг. А затем к вам обоим на луг выходит третье животное - человек, которого ты не любишь. Представь себе всех трех животных на лугу. Придумай небольшую историю о том, что эти трое делают. (2 минуты.)

Твоя история подходит к концу? Теперь потянись и стань снова собой. Возвращайся обратно в наш класс, вздохни глубоко и открой глаза... Я хотела бы, чтобы ты нам рассказал, что в твоей истории происходило с теми тремя животными.

Анализ упражнения:

- Мог ли ты отчетливо представить себе эти картины?

- Что было для тебя труднее всего?

- Удивило ли тебя что-нибудь?

- Понравилось ли тебе превращать людей в своем воображении? Если да, то кого - больше всех?

- Как ты в жизни ведешь себя с человеком, которого любишь? Ты ему это показываешь? Как?

- Что тебе хочется сделать с человеком, которого ты не любишь?

- Появились ли у тебя какие-нибудь новые идеи?

20 мин.

В этой игре-фантазии дети смогут задействовать те свои личностные качества, которые необходимы им в общении, а также могут укрепить уверенность в себе.

Упражнение «Дрессированный медведь»

Материалы: Бумага и карандаш каждому ребенку.

Инструкция: Ты умеешь быстро думать? Возьми бумагу и карандаш и поразмышляй - для чего бы тебе мог понадобиться дрессированный медведь? Может быть, для того, чтобы носить твой портфель? Или охранять квартиру? Хотел бы ты, чтобы он был твоим личным охранником? У тебя есть три минуты, чтобы придумать и записать как можно больше идей. Не надо выбирать между "хорошими" и "плохими" идеями. Если у тебя появится десять идей - это будет превосходно. Если ты напишешь пятнадцать идей - это будет невероятно! (3 минуты.)

Теперь разбейтесь на четверки. Покажите друг другу свои листы. Что твои друзья думают о том, что ты написал? Попытайтесь придумать еще пять идей вместе.

Дальше эти рабочие группы Вы можете использовать для мозгового штурма. Дети могут выбрать какой-нибудь другой объект, чтобы вместе за три минуты сформулировать как можно больше идей. Наверняка они напридумывают много - до десяти идей, а может и больше. По окончании пусть группы сами выберут еще один объект. И здесь кто-то один из группы должен будет вести протокол. Главное правило мозгового штурма - не оценивать!

Анализ упражнения:

- Какие из идей тебе особенно понравились?

- Какой собственной идеей ты остался доволен более всего?

Упражнение «Точки»

Инструкция: Возьмите лист бумаги и поставьте на нем двадцать точек, разбросав их по всему листу... (2 минуты.)

Теперь обменяйтесь листами с сидящим рядом ребенком. Соедините точки линией так, чтобы возникло какое-нибудь изображение человека, животного или предмета. (5 минут.)

В конце игры дайте каждому ребенку показать свой рисунок классу. Все остальные могут угадывать, что на нем нарисовано.

15 мин.












15 мин.

В этой игре дети должны за короткое время сформулировать множество различных идей, никак не оценивая их.










Эта игра наглядно показывает, что наше воображение из простого материала может создавать совершенно удивительные вещи.



Заключительная часть

Подведение итогов дня.

Вертушка:

«Я узнал о тебе...»

«Я узнал о себе...»

10 мин.



Окончание 6-го занятия

Общее время 60-70 мин.





Занятие 7

«Давайте играть!»


Блоки работы


Темы и Формы работы


Время


Примечания

Разминка

Упражнение "Поздороваться носами"

За 1 минуту поздороваться с как можно большим количеством людей. Здороваться можно руками, носами, коленками, губками и т.д.

5 мин

Снятие напряжения, создание дружественной обстановки, сплочение группы.

Основная часть

Упражнение "Остров "

Группе сообщается, что они оказались на необитаемом острове. Вдруг на горизонте они увидели корабль. Это их последний шанс, поэтому нужно постараться любым способом привлечь к себе внимание. После этого можно спросить у группы - кто кого заметил. Этот человек загибает палец, а потом смотрят, у кого пальцев больше.

Упражнение «Путаница"

Все встают в круг и протягивают вперед руки. Нужно схватиться своими руками за руки разных людей. Затем нужно распутаться. Можно усложнить задание, если запретить разговаривать. На обсуждении путаницу можно сравнить с человеческими отношениями, которые кажутся запутанными, когда все между собой переплетены, но если всем к этому стремиться, то можно распутать.

Упражнение "Живой мост"

Группа встает в две шеренги, лицом друг к другу и противоположные люди крепко держат друг друга за руки. Человек ложится на руки и как по "живому мосту" перемещается в конец. Затем - следующий, но нужно соблюдать технику безопасности.

Упражнение"Бесконечное кольцо"

Группа встает в круг и берется за руки. На руке у ведущего висит веревочное кольцо. Не разрывая рук все должны пролезть сквозь него (по кругу) и вернуть кольцо обратно. Второе кольцо можно пустить в другую сторону.

10 мин.



15 мин.



10 мин



10 мин.

Заключительная часть

Подведение итогов дня.

Вертушка:

«Я узнал о тебе...»

«Я узнал о себе...»

«Я уважаю в тебе...»

10 мин.



Окончание 7-го занятия

Общее время 60-70 мин.












































Занятие 8

«Давайте отдыхать!»


Блоки работы


Темы и Формы работы


Время


Примечания

Разминка

Упражнение «Мешочек»

Группа встает кругом и, взяв друг друга под руки и протянув руки вперед, перебрасывает по кругу мешочек с горохом. Главное его не уронить т.к. в этом случае игра начинается с начала. Затем мешочек кидают через одного, потом через двоих.

10 мин.

Снятие напряжения, создание дружественной обстановки, сплочение группы.

Основная часть

Упражнение "Говоря, говори"

Двое участников, сидя друг напротив друга, одновременно что-то в своей обычной манер друг другу говорят. Задача: "переговорить" партнера (кто первый не выдержит), воспроизвести по окончании беседы то, что говорил тебе твой партнер.

Упражнение "Смысловой перевод"

Идет эмоциональный диалог двух персонажей. Рядом с ними сидят два "смысловых переводчика", которые вслед за каждой репликой своего персонажа переводят ее эмоциональное содержание в смысловое. По завершении диалога персонажи комментируют: насколько точны были переводчики.

10 мин.



10 мин.

Упражнение «Превращения»

Материалы: Бумага и карандаши каждому ребенку.

Инструкция: Назовите мне пару вещей, о которых вы знаете по опыту. Можете ли вы назвать мне какие-нибудь вещи, которые вы можете узнать только своей фантазией? Я хотела бы предложить вам игру, в которой только ваша фантазия поможет вам обнаружить интересные вещи.

Вы увидите в своем воображении картины, которые, возможно, вас самих удивят. Вы не должны их придумывать, они придут сами собой. Вы не должны пытаться их изменить, лучше, если вы их просто заметите и разглядите.

Садитесь поудобнее и закройте глаза. Вздохните три раза...

Представь себе, что сейчас утро. Ты просыпаешься в привычное для себя время и вдруг обнаруживаешь, что ты сегодня можешь стать каким-то чудесным животным... Осмотрись. Что ты за животное? Как ты чувствуешь себя в роли этого животного? Пройдись немного и почувствуй свое новое тело...

А сейчас ты нашел волшебную палочку. Ты знаешь, что животные очень любопытные, поэтому ты обнюхиваешь ее. И тут ты замечаешь, что снова изменился и стал прекрасным цветком или деревом. Чем ты стал? Цветком? Деревом? Каким цветком или каким деревом? Что тебе больше всего нравится в этом цветке или дереве?

А теперь ты снова превращаешься - ты стал каким-то цветом. Каким цветом ты хотел бы стать? Каков этот цвет на ощупь? Он совсем гладкий или шероховатый?

Теперь ты превращаешься в чудесный воздушный шар. Какой формы твой шар? Он продолговатый? Или круглый? Есть ли на нем какое-нибудь изображение?

Напоследок в это волшебное утро ты превращаешься в маленького ребенка. Посмотри на себя в качестве малыша... Послушай звуки, которые издает младенец...

Ты хочешь поближе рассмотреть этого малыша, поэтому наклонись над ним и ласково погладь его. Возьми его на руки и покачай... Почувствуй, каково это - быть таким маленьким ребенком, которого покачивают на руках.

Положи малыша обратно и вспомни все картины, которые ты видел как животное... как дерево или цветок... как цвет... как воздушный шар... и как маленький ребенок.

А сейчас ты можешь потянуться и почувствовать, как свободно твое тело. Глубоко вздохни. Возвращайся назад в классную комнату и открывай глаза. Хотел бы ты нарисовать картины, которые видел? Или ты хотел бы рассказать о том, что ты переживал?

Анализ упражнения:

- Насколько отчетливо ты мог видеть картины?

- Слышал ли ты при этом что-нибудь?

- Что было для тебя самым трудным?

- Кем тебе приятней всего было быть в твоем воображении?

- Играешь ли ты сам иногда в подобные игры, в которых надо представлять себе интересные, необычные вещи?

25 мин

В этой игре дети могут, используя силу своего воображения, научиться языку интуиции.

Заключительная часть

Подведение итогов дня.

Вертушка:

«Я узнал о тебе…»

«Я узнал о себе…»

«Я уважаю в тебе…»

10 мин.



Окончание 8-го занятия

Общее время 60- 70 мин.

























Занятие 9

«Давайте понимать!»


Блоки работы


Темы и Формы работы


Время


Примечания

Разминка

Упражнение «Давайте познакомимся, или Кто живет под колпачком»

Инструкция: каждому ребенку предлагается назвать свое настоящее имя или то, как его ласково называют родители, а также свое любимое занятие. Упражнение проводится по кругу.

10 мин

Знакомство, диагностика настроения до начала игры.

Основная часть

Упражнение «Змейка»

Инструкция: с помощью считалки выбирается голова «змейки». После этого «голова» встает первым за ведущим, а остальным ребятам предлагается стать за ней друг за другом, держась за талию. «Змейка» двигается, делая повороты то вправо, то влево. Затем роли меняются, пока каждый из участников не побудет в роли хвоста и головы. Конечно, следует обратить внимание на количество участников в группе. Если общее число превышает 10, то игра не имеет смысла. В конце игры каждый участник рассказывает, чем ему больше понравилось быть - хвостом или головой.

Упражнение «Похвастайся соседом» Инструкция Ведущий: - Всем нравится, когда о них говорят приятное. Сегодня мы поиграем в хвастунов. Только хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и почетно - иметь самого лучшего соседа. Посмотрите на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего. Что умеет, какие хорошие поступки совершал? Чем может понравиться? Ведущий может привести образец подобного хвастовства. Вариант: игра в виде конкурса хвастунов. Кто больше всех похвастается - получит приз. Приз может быть как вещественным (в виде небольшого сувенира), так и невещественным (поощрение, одобрение или что-то другое, поднимающее самооценку ребенка).

Упражнение «Обозвали овощами» Инструкция Ведущий: - Иногда дети ссорятся и говорят друг другу обидные слова - ругаются. Сегодня я предлагаю вам поругаться необычными словами. Мы будем произносить не обидные слова, а названия овощей. В конце игры каждый ребенок рассказывает, какие чувства испытывал, когда его «обзывали овощами».


Упражнение «Поссорились»

Инструкция: детям предлагается встать парами, повернувшись друг к другу спиной, и изобразить на лице эмоции гнева, злости на обидчика. Надуть сильно-сильно щеки. Ведущий: - Вы поссорились. Вам не хватает общения с другом. Вы хотите помириться. Для того чтобы помириться, нужно повернуться лицом друг к другу, осторожно «проткнуть» пальцами надутые щеки обиженного друга - обида и злость лопнут, как воздушный шарик; засмеяться и обняться.

Упражнение «Лучики солнышка» Инструкция: детям предлагается построить длинный узкий коридор парами. Ведущий становится солнышком. Дети превращаются в лучики: они вытягивают руки вперед, а один из участников проходит внутри ряда с закрытыми глазами по направлению к ведущему. Дети-лучики ласкают, гладят его руками. Ведущий все время тихо повторяет участникам, настраивая их на нужный лад: «Мы ласковые, добрые, теплые лучики. Мы нежно гладим идущего к нам». Когда ребенок доходит до солнышка, оно его обнимает - и ребенок сам становится солнышком.

10 мин.





10 мин.






10 мин.





10 мин.




10 мин.

развитие умения следовать правилам игры и действовать сообща




Развитие навыков общения, умения выражать словами симпатию другому ребенку; развитие внимания, наблюдательности.




Развить коммуникативные навыки - научить выражать негативные эмоции конструктивными способами (с помощью определенных правил); научить понимать шутку в различных ситуациях общения; научить объяснять свои чувства.

Учить детей передавать эмоции (злость, гнев, обиду) с помощью невербальных средств общения - мимики; управлять своими эмоциями.



Релаксация, выравнивание эмоционального фона.

Заключительная часть

Подведение итогов дня.

Рефлексия, выражение эмоций. Обсуждение: что вам больше понравилось и запомнилось? Участникам предлагается по желанию и свободно высказаться. Упражнение проводится по кругу.

10 мин.



Окончание 9-го занятия

Общее время 60-70 мин.













































Занятие 10

«Давайте принимать!»


Блоки работы


Темы и Формы работы


Время


Примечания

Разминка

Упражнение "Чем мы похожи"

Процедура проведения. Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: "Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.)". Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

10 мин

Создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе;

повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.

Основная часть

Упражнение "Комплименты"

Процедура проведения. Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: "Дима, ты очень справедливый человек" или "Катя, у тебя замечательная прическа". Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.

Упражнение "Что такое "толерантность""

Материалы: определения толерантности, написанные на больших листах ватмана

Подготовка: написать определения толерантности на больших листах и прикрепить их перед началом занятия к доске или к стенам оборотной стороной к аудитории.

Процедура проведения. Ведущий делит участников на группы по 3-4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате "мозгового штурма" свое определение толерантности. Попросите участников включить в это определение то, что, по их мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким и емким. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников. После окончания обсуждения в группах каждое определение выписывается на доске или на большом листе ватмана.

После того, как группы представят свои формулировки, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения "лицом" к аудитории. Участники имеют возможность ознакомиться с существующими определениями и высказать свое отношение к ним.

Обсуждение. Ведущий задает следующие вопросы:

• Что отличает каждое определение?

• Есть ли что-то, что объединяет какие-то из предложенных определений?

• Какое определение наиболее удачно?

• Можно ли дать одно определение понятию "толерантность"?

В процессе обсуждения обратите внимание на следующие моменты:

• Понятие "толерантность" имеет множество сторон.

• Каждое из определений выявило какую-то грань толерантности.

Рефлексия занятия

• Некоторые из вас впервые познакомились с понятием "толерантность". Какое из определений толерантности вызвало у вас наибольший отклик?

• Представляется ли вам тема толерантности актуальной, и если да, то почему?

Упражнение "Общий ритм"

Процедура проведения. Участники стоят в кругу. Ведущий несколько раз хлопает в ладоши с определенной скоростью, задавая ритм, который группа должна поддержать следующим образом: стоящий справа от ведущего участник делает один хлопок, за ним - следующий и т.д. Должно создаваться ощущение, будто в заданном ритме хлопает один человек, а не все члены группы по очереди. Это упражнение редко удается с первого раза. После нескольких пробных кругов из игры постепенно выбывают участники, нарушающие общий ритм.

Модификация упражнения. Ведущий отбивает в ладоши какую-нибудь несложную музыкальную фразу. Затем каждый по очереди ее повторяет (возможно одновременное отбивание ритма всей группой).

Упражнение "Эмблема толерантности"

Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч.

Процедура проведения. На предыдущем этапе участники выработали собственные определения толерантности и ознакомились с уже существующими. Ведущий отмечает, что обсуждение проходило на интеллектуальном, абстрактном уровне. Следующее упражнение позволит подойти к этому понятию с другой стороны - участникам предстоит создать эмблему толерантности.

Каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, национальных флагах. Процесс рисования занимает 5-7 мин. После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по комнате). После ознакомления с результатами творчества других участники должны разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблем (обсуждение - 3-5 мин.). Заключительный этап упражнения - презентация эмблем каждой подгруппы.

Упражнение "Пантомима толерантности"

Материалы: написанные на отдельных листах бумаги несколько определений толерантности; все, что может пригодиться для пантомимы - моток веревки, лента, принадлежности для рисования.

Процедура проведения. Все участники разбиваются на 3-4 подгруппы (по 3-5 человек). Каждая подгруппа получает одно из определений толерантности, вывешенных на доске. Задача состоит в том, чтобы пантомимически изобразить это определение таким образом, чтобы остальные участники догадались, о каком именно определении идет речь. Время на подготовку пантомимы - 5 мин.

Обсуждение. Ведущий задает следующие вопросы:

• Какая пантомима была наиболее "однозначной" и не вызвала затруднений при угадывании?

• С какими затруднениями столкнулись группы в процессе придумывания пантомимы?

Упражнение "Лукошко"

Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из "киндер-сюрпризов", значками и т. п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.

Процедура проведения. Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: "Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру ".

10 мин.




15 мин.
















5 мин.






15 мин.










5 мин.








5 мин.




Дать возможность участникам сформулировать "научное понятие" толерантности;

показать многоаспектность понятия "толерантность".














Повышение сплоченности группы.





Продолжение работы с определениями толерантности;

развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения.















Работа с понятием "толерантность" при помощи ассоциативного ряда; развитие фантазии, творческого мышления.

Заключительная часть

Подведение итогов дня.

Рефлексия занятия

• Что нового вы узнали о понятии "толерантность" по сравнению с предыдущим занятием?

• Какие стороны и аспекты толерантности в наибольшей степени характеризуют это понятие?

5 мин.



Окончание 10-го занятия

Общее время 60-70 мин.



Занятие 11

«Давайте вспоминать!»


Блоки работы


Темы и Формы работы


Время


Примечания

Разминка

Игра " Заблудившийся рассказчик".

Участники рассаживаются в круг. Ведущий определяет тему разговора. Один из участников начинает развивать ее, а затем, следуя за случайными ассоциациями, уводит разговор в сторону. Он перескакивает с одной темы на другую, стремится как можно лучше " запутать " свое повествование. Затем говорящий жестом передает слово другому участнику. Слово может быть передано любому, поэтому за ходом игры следят все. Тот, на кого пал выбор, должен "распутать" разговор, передает слово кому-то другому, и так далее.

10 мин

Основная часть

Упражнение "Рекламный ролик"

- Всем нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы множество раз видим рекламные ролики на экранах телевизоров и имеем представление, какими разными могут быть презентации того или иного товара. Поскольку мы все - потребители рекламируемых товаров, то не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе. Вот и представим себе, что здесь мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик для какого-то товара. Наша задача - представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Все - как в обычной деятельности рекламной службы.

Но один маленький ньюанс - объектом нашей рекламы будут являться: конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного! Значит, вам придется рекламировать самого себя. В нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Более того, вам предлагается представить человека в качестве какого-то товара или услуги. Придумайте, чем мог бы оказаться ваш протеже, если бы его не угораздило родиться в человеческом облике. Может быть холодильником? Или загородным домом? Тогда что это за холодильник? И каков этот загородный дом? Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ваша реклама. Разумеется в рекламном ролике должны быть отражены самые важные и - истинные - достоинства рекламируемого объекта. Длительность каждого рекламного ролика - не более одной минуты. После этого группа должна будет угадать, кто из ее членов был представлен в этой рекламе.

При необходимости можете использовать в качестве антуажа любые предметы, находящиеся в комнате, и просить других игроков помочь вам.

Упражнение « Жизненные ситуации»

Инструкция:

«В вашей жизни были различные ситуации, которые вы расцениваете как положительные и как отрицательные, сейчас я вам предлагаю нарисовать график ваших жизненных ситуаций. Начнем с рождения и до семи лет. Постарайтесь вспомнить какие ситуации возникали, как вы их оцениваете. Каждую ситуацию поместите в поле или положительное или отрицательное, а рядом с точкой ситуации напишите, что вам принесла эта ситуация, какое качество вашей личности в связи с этим появилось».

Упражнение "Точка зрения"

Участники разбиваются по парам. Им задается тема общения, но один из них отстаивает одну точку зрения («за»), другой - противоположную («против»). Задача - склонить оппонента к своей точке зрения по определенной проблеме. Возможные темы:

"Необходимость школьной формы"

"Инопланетный контакт - новые возможности развития"

"Бизнес-партнерство на основе дружбы - самое крепкое"

Упражнение «Доброе животное».

Инструкция. Ведущий предлагает представить, что вся группа превратилась в одно большое доброе животное. Все слушают, как оно дышит. Предлагается всем вместе подышать: вдох - все делают шаг вперед, выдох - шаг назад. Животное дышит ровно и спокойно. Затем предлагается послушать, как бьется его большое сердце. Стук - шаг вперед. Стук - шаг назад и т.д. Очень важно все делать одновременно.

Анализ упражнения:

Все ли дети придерживались обозначенных правил?

Понравилось ли тебе «животное», частью которого ты был?

Что-нибудь удивило тебя в этой игре?

25 мин.






10 мин.





10 мин.




10 мин.

10 мин.




10 мин.

Развитие навыков общения, умения выражать словами симпатию другому ребенку; развитие внимания, наблюдательности.












Формирование целостного восприятия жизненных ситуаций.

Заключительная часть

Подведение итогов дня.

Рефлексия, выражение эмоций. Участники группы обсуждают, что, как они определили, каждому помогает в общении, а что мешает. Качества называются только те, которые проявились во время в группе.

5 мин.

Не следует называть такие качества, которые не могут быть изменены (природные, физиологические и др.). Это и получается тот багаж, который забирает с тобой после занятий


Окончание 11-го занятия

Общее время 60-70 мин.


























Занятие 12

«Давайте прощаться!»


Блоки работы


Темы и Формы работы


Время


Примечания

Разминка

Упражнение «Обращение к группе»

Каждый из членов группы обращается ко всей группе с любыми словами, которые он хотел бы сказать всем.

«Я подарю тебе…»

Каждый участник группы по очереди говорит о том, что он хотел бы подарить каждому из коллег по тренингу.

10 мин

Основная часть

Игра «Транспорт»

Участникам группы предлагается изобразить какой-либо вид транспорта. Каждый участник выбирает в нём какой-либо предмет, или часть, которую он будет изображать (например, мотор, компостер, руль и т.д.) Какую деталь выбрал? Какую функцию она выполняет здесь? Ты сам выбрал? Какой деталью ты тоже бы хотел стать, почему?

Упражнение «Страшная тайна»

Участникам группы предлагается написать свою «страшную тайну». Потом ведущий собирает эти листки, и затем раздаёт их участникам так, что каждый получает чужой секрет. Затем каждого просят прочесть доставшийся ему секрет вслух и сказать, какие чувства он или она испытывали бы встань их душа пристанищем такой же тайны. Как правило, этот метод оказывается характерным способом наглядной демонстрации универсальности чужих переживаний, эмпатии окружающих и способности к пониманию.

Упражнение «Телеграммы»

Ведущий раздаёт участникам группы по набору «бланков телеграмм» - листков с именами всех участников группы, и просит написать самое хорошее, что каждый участник узнал о других подростках и о себе самом. Ведущий собирает телеграммы. Потом раздаёт их адресатам.

10 мин.



10 мин.





10 мин



Развитие навыков общения, умения выражать словами симпатию другому ребенку; развитие внимания, наблюдательности.








Заключительная часть

Подведение итогов дня.

Рефлексия, выражение эмоций. «Сочинение»

Участники группы пишут сочинение о произошедших с ними за этот курс изменениями, что они в себе открыли нового, рассмотрели старого? Что я открыл в себе? Кто я? Как меня видят другие?

15 мин.


Окончание 12-го занятия

Общее время 50-60 мин.





























© 2010-2022