Исследовательская статья Проблемы школьной дезадаптации старшеклассников, влияние их на развитие личности

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблемы школьной дезадаптации старшеклассников, влияние их на развитие личности.

Подростково-юношеский период развития личности представляет одну из наиболее важных и во многом специфических проблем как в научном, так и в практическом отношении. Психологический анализ дает представления о том, что в большинстве случаев подростку в юношеском возрасте в первую очередь трудно "быть самому": переживать ситуацию неуспеха в социальном окружении, испытывать сложности в интериоризации социальных норм и ценностей, осознавать проблемы жизненных перспектив.

Объектом данного исследования выступают специфические особенности школьной дезадаптации учащихся старшего школьного возраста (8-11 классы, 3 группы в течении 3 лет).

Предметом исследования являются факторы риска школьной дезадаптации, а также способы их определения, диагностики.

Цель исследования - изучение психологических проблем школьной дезадаптации учащихся старших классов и их влияние на развитие личности.

Исследование было направлено на проверку следующих гипотез:

1. Отдельные факторы риска школьной дезадаптации (биологические, психологические, социальные) или их совокупность всегда ведут к нарушению в раннем юношеском возрасте я-позиции личности в социальном контексте.

В соответствии с этим решались следующие научно-исследовательские задачи:

Дать психологическую характеристику факторов риска возникновения школьной дезадаптации, определить их составляющие и их возможные взаимосвязи.

Методы исследования. В работе был использован комплекс методик, применяющийся в отечественных и зарубежных исследованиях и хорошо зарекомендовавший себя в практике исследования личностных свойств учащихся старших классов.

Возникновение состояния дезадаптации сопряжено с наличием у ребенка проблем, к наиболее типичным из которых относятся проблемы, связанные с различно организованной социальной средой обучения.

Данные проблемы проявляются симптомами эмоционального неблагополучия (тревожность, агрессивность, акцентуации характера, ожидания негативного отношения со стороны значимых других), степень выраженности которого связана с определенными уровнями и формами дезадаптации.

Дезорганизующую роль в жизни и деятельности школьников выполняют затянувшиеся отрицательные эмоциональные состояния. Закрепившись, они начинают регулировать психическую деятельность и поведение ученика нежелательным образом: приводят к отрицательным представлениям о людях, к формированию негативной жизненной позиции.

Более того, специфические отношения к ребенку в семье, стиль родительского поведения, актуальный семейный климат считаются рядом психологов едва ли не главной, а то и единственной причиной возникновения школьной дезадаптации или хотя бы некоторых ее форм.

Не встречая поддержки и понимания в семье, сталкиваясь с неудачами в попытке установить связи в школьном окружении, ребенок оказывается в своего рода социальном вакууме. Он чувствует себя заброшенным, одиноким и никому не нужным.. Состояние ребенка, к которому предъявляются непосильные требования, следует рассматривать как кризисное. Тяжесть последствий так или иначе не проходит бесследно и отражается не только на психическом состоянии ребенка, но и на его судьбе.
Дезадаптация может проявляться в традиционных нарушениях - в неуспеваемости и плохом поведении, однако ими не ограничивается.

То есть школьная дезадаптация - патологическое, болезненное состояние; это состояние психогенное, то есть порожденное воздействием неких травмирующих психику факторов.

Формы школьной дезадаптации.


  1. Первая форма - несформированность элементов и навыков учебной деятельности. Первичным следствием является падение успеваемости. Причиной несформированности учебной деятельности могут быть как индивидуальные особенности интеллектуального развития ребенка, так и педагогическая запущенность, невнимательное отношение родителей и учителя к тому, как дети овладевают приемами учебной деятельности.

  2. Вторая форма обусловлена несформированностью или искажением мотивации учебной деятельности

  3. Третья форма связана с неспособностью к произвольной регуляции поведения.

  4. Четвертая форма связана с неумением приспособиться к темпу школьной жизни, что также весьма актуально в наше время при переходе в старшую школу. Причина и тут может лежать в особенностях семейного воспитания, в «тепличных» условиях жизни ребенка.

Почему она возникает у большинства учащихся.

Существуют: 1. Биологические факторы риска, 2. Социальные факторы риска.

Это приводит к недостаткам в развитии ребенка (интеллектуальной и личностной сфер). И к мотивационной незрелости, что приводит к возникновению трудностей в учебной деятельности, во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, в поведении.

Это приводит: - к соматическим нарушениям и - эмоциональному дискомфорту.

Исследовательская статья Проблемы школьной дезадаптации старшеклассников, влияние их на развитие личности.



Именно эмоциональное благополучие является главным условием нормального формирования личности. Трудности в эмоциональном развитии и отклонении поведения могут возникнуть при стойком эмоциональном благополучии.

И в итоге: формирование асоциального поведения, негатив личностных качеств, соматической патологии.

Т.О, формы дезадаптации - нарушения:

  • 1.поведения,

  • 2..контактов,

  • 3.смешанная.

Дезорганизующую роль в жизни и деятельности школьников выполняют затянувшиеся отрицательные эмоциональные состояния. Закрепившись, они начинают регулировать психическую деятельность и поведение ученика нежелательным образом: приводят к отрицательным представлениям о людях, к формированию негативной жизненной позиции.

В качестве факторов эмоц. неблагополучия школьников рассматриваются:

  • Тревожность как основной фактор эмоционального неблагополучия школьников.

  • Агрессивность.

  • Акцентуации характера.

  • Ригидность.

Уровни дезадаптации

Исследование проведенные с группой учащихся в течении 3-х лет дали возможность сделать эти выводы.

На констатирующем этапе исследования решались задачи определения степени эмоционального неблагополучия школьников на протяжении 4 лет исследования. Психологом была изучена динамика уровня тревожности как ведущего показателя эмоционального неблагополучия учащихся с 8-11 класса и выявлены типичные проблемы учащихся, связанные с различно организованной социальной средой обучения (переход в старшую школу, переход к дифференцированному обучению); проблемы, связанные с различно организованной социальной средой проживания (в семьях с разным стилем воспитания).В первую очередь среди проблем школьников, связанных с различно организованной социальной средой обучения, были рассмотрены проблемы школьников при переходе в старшее звено обучения.

ВЫВОД.

Развивающееся с годами неверие в себе, низкая самооценка, низкий социальный статус, учебная неуспешность, тревожность делают таких детей очень податливыми для сомнительного рода компаний.

Не встречая поддержки и понимания в семье, сталкиваясь с неудачами в попытке установить связи в школьном окружении, ребенок оказывается в своего рода социальном вакууме. Он чувствует себя заброшенным, одиноким и никому не нужным.. Состояние ребенка, к которому предъявляются непосильные требования, следует рассматривать как кризисное. Тяжесть последствий так или иначе не проходит бесследно и отражается не только на психическом состоянии ребенка, но и на его судьбе.

© 2010-2022