Психолого – педагогическое сопровождение детей с проблемами мотивации и трудностями усвоения школьной программы

Низкий уровень мотивации учащихся является актуальной проблемой современной школы. Со стремительным ростом интернет-ресурсов, дети перестали посещать библиотеки, читать научную и художественную литературу, предпочитают проводить время в виртуальном мире общения, развлечений, просмотра видео и прочее. В силу этого, в школу учащиеся приходят неподготовленными, быстро устают и порой ожидают скорейшего завершения учебного дня. Наиболее критической является ситуация, когда дети вообще отказываются ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психолого - педагогическое сопровождение детей с проблемами мотивации и трудностями усвоения школьной программы

Илатовская Лариса Анатольевна, педагог-психолог

БОУ ВО «Великоустюгский центр ПМСС»

г. Великий Устюг

Обучение в школе - особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает школьную программу и свою социальную роль, учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, осваивает новые правила поведения и общения и пр.

Уже в 6 - 7лет у детей формируются основные предпосылки учения: способы познавательной деятельности, мотивация. Становление ребенка как ученика происходит на протяжении всей школьной жизни и напрямую взаимосвязано с уровнем его психического развития и сформированностью мотивации. Говоря о школе, идет речь об учебной мотивации. Поэтому целесообразно разобраться в данном понятии.

Любое действие человека, его поведенческая реакция исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели.

Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремиться к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.

Учебная мотивация - определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов.

1. Она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность.

2. Она исходит из основных принципов организации образовательного процесса.

3. Зависит от субъективных особенностей обучающихся (возраста, пола, интеллектуального развития, способностей, уровня притязаний, самооценки и т. д.).

4. Зависит от субъективных особенностей педагога и, прежде всего его отношений к ученику, к своей профессии.

5. Определяется спецификой учебного предмета.

Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащегося движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т. д.

Нередко, что в первый же день пребывания в школе, ученик узнает, что теперь он не может вести себя так, как раньше: ему нельзя вставать тогда когда ему хочется; нельзя повернуться к ученику, сидящему сзади; нельзя спросить, когда хочется это сделать и т. д. В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал неблагополучия. Даже взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях.

Чтобы понять другого человека, надо мысленно встать на его место. Вот и представьте себя на месте ученика, который должен каждый день, как правило, не выспавшись встать и идти в школу. Он знает, что учительница снова скажет, что он несообразительный и поставит двойку.

Если аналогичная ситуация складывается у учителя, то он долго не выдерживает и меняет место работы. Учитель должен постоянно помнить, что человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции. Если это имеет место, то надо ли удивляться, что уже в начальной школе у некоторых детей развиваются неврозы.

Выделяют пять видов мотивации:

  • Первый уровень - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предлагаемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

  • Второй уровень - хорошая школьная мотивация. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

  • Третий уровень - положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, свободно общаются с учителями и сверстниками. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель и письменные принадлежности. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

  • Четвертый уровень - низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.

  • Пятый уровень - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно - психические нарушения.

Причины спада школьной мотивации

1. Интеллектуальное развитие ученика.

2. Возрастные особенности, кризисы психического развития (например: в младшем подростковом возрасте ведущей деятельностью является общение со сверстниками, поэтому снижение школьной мотивации и интереса к учению закономерно и является нормой их личностного развития).

3. Взаимоотношения с учителями, умение ими создавать условия для продуктивной мотивации на уроке.

4. Взаимоотношения с одноклассниками.

5. Личная значимость предмета.

6. Продуктивность учебной деятельности.

7. Непонимание цели учения.

8. Страх перед школой.

Развитие мотивов учения

В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями:

1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения.

2. Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем - то заинтересовать его.

Описание методов исследования по проблеме низкой мотивации учения

Методики для учащихся

1. Определение «внутренней позиции школьника»

Цель: выяснить, осознают ли ребенок цели и важность учения, как воспринимает учебный процесс, для чего он ходит в школу.

Инструкция: Ответьте, пожалуйста на следующие вопросы.

1. Тебе нравится находиться в школе? Что нравится больше всего, а что хотелось бы изменить, чтобы в школе стало совсем замечательно?

2. Какая у тебя учительница? Она тебе нравится?

3. Какие занятия тебе больше всего нравятся? Почему?

4. Если тебе дома разрешать носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешать не ходить, то это тебя устроит? Почему?

5. Если бы мы сейчас играли в школу, то кем бы хотел быть: учеником или учителем?

6. Во время игры в школу, что у нас было бы длиннее, перемена или урок?

7. У тебя есть друзья среди одноклассников?

Обработка и анализ

Количественная:

1 вопрос: Ответ: «да», «учиться, писать, читать и т. д.» - 1 балл

Ответ: «нет», «как со мной дружат, играть, бегать, учительница,

перемена и т. д.» - 0 баллов

2 вопрос: Ответ: «учительница нравится, учит писать, читать и пр.» - 1 балл

Ответ: «хорошая, красивая, добрая, не ругает и пр.» - 0 баллов

3 вопрос: Ответ: «писать, читать, математика, письмо и т. д.» - 1 балл

Ответ: «гулять, рисовать, лепка, труд, физкультура и пр.» - 0 баллов

4 вопрос: Ответ: « хочу ходить в школу, делать уроки, нужно учиться, чтобы стать умным и т. п.» - 1 балл

Ответ: «дома скучно без учителя, дома нехорошо, в школе лучше, дома нельзя носить школьную форму можно запачкать и т. п.» - 0 баллов

5 вопрос: Ответ: «хочу стать умным, нравиться учиться, нравиться решать примеры, писать» - 1 балл

Ответ: «я всегда играю учителя, хочу учить детей и т. п.» - 0 баллов

6 вопрос: Ответ: «урок» - 1 балл

Ответ: «перемена» - 0 баллов

7 вопрос: Ответ: «есть друзья» - 1 балл

Ответ: «нет друзей» - 0 баллов

Если ответы в пределах 6 - 7 баллов - то позиция школьника сформирована.

Если 4 - 5 баллов - позиция школьника сформирована средне.

Если 3 и менее баллов - позиция школьника не сформирована.

Качественная:

Позиция сформирована - ребенок хочет ходить в школу, ему нравится учиться. Он осознает цели, важность и необходимость учения. Проявляет познавательный интерес. Ведущая деятельность - учебная.

Позиция сформирована средне - ребенку нравится учиться, нравится ходить в школу, но цели и важность учения им не осознаются, а желание учиться заменяется установкой: «надо учиться, я должен учиться».

Позиция школьника не сформирована - ребенок не осознает целей и важности учения, школа привлекает лишь внешней стороной. Ребенок приходит в школу чтобы играть, общаться с детьми, гулять. Учебная деятельность ребенка не привлекает, ведущая деятельность - игровая.

2. Определение мотивов учения (смотри Приложение 1)

Цель: изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива.

Инструкция: Сейчас я буду рассказывать историю и показывать картинки, а ты слушай меня внимательно. Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил» (рис. А). Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился» (рис. Б). Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть»(рис. В). Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким» (рис. Г). Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что надо учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать кем захочешь» (рис. Д). Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю пятерки» (рис. Е).

1. Кто из них, по-твоему, прав? Почему?

2. С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?

3. С кем из них ты хотел бы дружить? Почему?

Обработка и анализ

Мотивы: внешний (А), учебный (Б), игровой (В), позиционный (Г), социальный (Д), мотив оценки (Е).

Количественная:

В этой методике основными являются учебно-познавательные мотивы (учебный, социальный, отметка), но нужно учитывать, почему ребенок выбирает данный мотив.

Ответы: «я хочу учиться, в школе выучишься и получишь профессию, если бы не было школы, я бы все равно учился» - 1 балл

Ответы: «пятерки хорошо получать, отвечать и руку поднимать, в школе лучше, чем дома, потому что он отличник, с ним нужно дружить» - 0 баллов

Если ответы оцениваются в 3 балла - уровень учебной мотивации нормальный.

Если 2 балла - уровень учебной мотивации средний.

Если 0 - 1 балл - уровень низкий.

Качественная:

Внешний - собственного желания ходить в школу ребенок не проявляет, школу он посещает только по принуждению.

Учебный - ребенку нравится учиться, нравится посещать школу.

Игровой - в школе ребенку нравится только играть, гулять, общаться с детьми.

Позиционный - ребенок ходит в школу не для того, чтобы овладевать учебной деятельностью, а для того, чтобы почувствовать себя взрослым, повысить свой статус в глазах детей и взрослых.

Социальный - ребенок ходит в школу не для того, чтобы быть образованным, узнать что - то новое, а потому, что знает: учиться надо, чтобы в будущем получить профессию, - так говорят родители.

Отметка - ребенок ходит в школу, чтобы зарабатывать пятерки, за которые хвалят родители и учителя.

3. Проективная методика диагностики школьной тревожности (А. М. Прихожан)

Цель: выявление уровня школьной тревожности, анализ ситуаций, вызывающих напряжение, страхи и дискомфорт.

Вариант А для детей (рисуночный, смотри Приложение 2)

Инструкция: Сейчас ты будешь придумывать рассказы по картинкам. Картинки у меня не совсем обычные. Посмотри, все - и взрослые, и дети - нарисованы без лиц (рис. 1). Это сделано специально, для того чтобы было интереснее придумывать. Я буду показывать тебе картинки, их всего 12, а ты должен придумывать, какое у мальчика (девочки) на картинке настроение и почему у него такое настроение. Ты знаешь, что настроение отражается у нас на лице. Когда у нас хорошее настроение, лицо у нас веселое, радостное, счастливое, а когда плохое - грустное, печальное. Я покажу тебе картинку, а ты мне расскажешь, какое у мальчика (девочки) лицо - веселое, грустное, или какое - нибудь еще, и объяснишь, почему у него такое лицо.

Обработка и анализ

Количественная:

10 - 12 баллов - школьной тревожности не обнаружено.

7 - 9 баллов - уровень школьной тревожности нормальный

0 - 6 баллов - наличие школьной тревожности.

Картинка №1

Позитивные ответы «мальчик радуется, потому, что идет гулять с папой и мамой, у них настроение хорошее, папа и мама идут на работу, а девочка в школу и т. п.» - 1 балл

Ответы: «у них грустное настроение, он не хочет идти в школу» - 0 баллов

Картинка №2

Ответы: «настроение веселое, в школу идет, учиться хочет» - 1 балл

Ответы: «ему грустно, не хочется идти в школу, там не интересно» - 0 баллов

Картинка №3

Ответы: «он играет, ему весело, он бегает» - 1 балл

Ответы: «ему грустно, он не смог поймать мяч, с ним не хотят играть, он боится подойти к ребятам и т. п. » - 0 баллов

Карточка №4

Ответы: «гуляет с мамой, мама его хвалит, мама тянет руки, чтобы обнять» - 1 балл

Ответы: « мама ругает, неправильно уроки сделал, плохо учится и т. п.» - 0 баллов

Карточка №5

Ответы: «мама говорит пошли домой, мама просит сделать что - то, учительница зовет в класс и пр.» - 1 балл

Ответы: «учительница ругает его, мальчик обиделся на учительницу и не идет, у него настроение хорошее, его не ругает учитель» - 0 баллов

Карточка № 7

Ответы: « он в углу стоит, учитель наказал, его поставила учительница в угол за то. Что он не сделал задание, он не слушался и стоит в углу» - 0 баллов

Ответы: «он разговаривает с учителем, его похвалили, учитель проверяет задание и хвалит, она получила пять»- 1 балл

Карточка № 8

Ответы: « она не хочет заниматься, его заставляет мама делать уроки, она не смогла сделать уроки и поэтому грустная» - 0 баллов

Ответы: «он пишет ему нравится, у него хорошее настроение, он учится дома, он читает» - 1 балл

Карточка № 9

Ответы: « с ним никто не общается, не дружит, с ней не играют, они ругаются и дерутся, он обиделся и т. п.» - 0 баллов

Ответы: «они разговаривают, она играет с девочками, он знакомится с мальчиками» - 1 балл

Карточка № 10

Ответы: « учитель ругает его за то, что он баловался на уроке, у него печальное лицо, он боится, что не получится» - 0 баллов

Ответы: «учитель говорит ей что - то хорошее, она отвечает на вопрос, у нее хорошее настроение, учитель его учит» - 1 балл

Карточка №11

Ответы: « ему купили игру, он строит, к ней придут гости и будут с ней играть» - 1 балл

Ответы: « он раскидывает игрушки, не хочет заниматься, настроение плохое, она сломала игрушку» - 0 баллов

Карточка№ 12

Ответы: « настроение грустное, много уроков задали, ей грустно, она опоздала на урок, она еле пришла в школу, сердиться, не хочет учиться» - 0 баллов

Ответы: « идет домой, чтобы делать уроки, идет домой с портфелем» - 1 балл

Качественная:

Осуществляется анализ отдельно взятой картинки, выявляются ситуации, когда ребенок испытывает трудности.

Карточка №1 - общение с родителями.

Карточка № 2 - дорога в школу.

Карточка № 3 - взаимодействие с детьми.

Карточка № 4 - общение со взрослым (учителем).

Карточка № 5 - общение со взрослым (учителем).

Карточка № 6 - ситуация урока.

Карточка № 7 - ситуация урока.

Карточка № 8 - ситуация дома

Карточка № 9 - взаимодействие с детьми.

Карточка № 10 - ответ у доски.

Карточка № 11 - ситуация дома.

Карточка № 12 - возвращение из школы.

Вариант Б (для подростков)

Инструкция: Вам предлагаются утверждения, которые люди используют для того, чтобы рассказать о себе. Прочтите внимательно каждое утверждение и обведите кружком одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, каково ваше состояние на уроках, как вы обычно чувствуете себя там. Нет правильных и неправильных ответов. Не тратьте много времени на один вопрос, но старайтесь как можно точнее ответить, как вы себя обычно чувствуете.


БЛАНК ОТВЕТОВ

Фамилия, имя_____________________________________________Возраст __________________

Школа (ОУ) _____________________________________Класс (группа)____________________

Дата проведения____________________________________________________________________

Утверждения

Почти никогда

Иногда

Часто

Почти

всегда

1

2

3

4

5

6

1.

Я спокоен

1

2

3

4

2.

Мне хочется узнать, понять, докопаться до сути

1

2

3

4

3.

Я разъярен

1

2

3

4

4.

Я падаю духом, сталкиваясь с трудностями в учебе

1

2

3

4

5.

Я напряжен

1

2

3

4

6.

Я испытываю любопытство

1

2

3

4

7.

Мне хочется стукнуть кулаком по столу

1

2

3

4

8.

Я стараюсь получать только хорошие и отличные оценки

1

2

3

4

9.

Я раскован

1

2

3

4

10.

Мне интересно

1

2

3

4

11.

Я рассержен

1

2

3

4

12.

Я прилагаю все силы, чтобы добиться успеха в учебе

1

2

3

4

13.

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

14.

Мне кажется, что урок никогда не кончится

1

2

3

4

15.

Мне хочется на кого-нибудь накричать

1

2

3

4

16.

Я стараюсь все сделать правильно

1

2

3

4

17.

Я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

18.

Я чувствую себя исследователем

1

2

3

4

19.

Мне хочется чего - нибудь сломать

1

2

3

4

20.

Я чувствую, что не справлюсь с заданиями

1

2

3

4

21.

Я взвинчен

1

2

3

4

22.

Я энергичен

1

2

3

4

23.

Я взбешен

1

2

3

4

24.

Я горжусь своими школьными успехами

1

2

3

4

25.

Я чувствую себя совершенно свободно

1

2

3

4

26.

Я чувствую, что у меня хорошо работает голова

1

2

3

4

27.

Я раздражен

1

2

3

4

28.

Я решаю самые трудные задачи

1

2

3

4

29.

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

30.

Мне скучно

1

2

3

4

31.

Мне хочется что-нибудь сломать

1

2

3

4

32.

Я стараюсь не получить двойку

1

2

3

4

33.

Я уравновешен

1

2

3

4

34.

Мне нравится думать, решать

1

2

3

4

35.

Я чувствую себя обманутым

1

2

3

4

36.

Я стремлюсь показать свои способности и ум

1

2

3

4

37.

Я боюсь

1

2

3

4

38.

Я чувствую уныние и тоску

1

2

3

4

39.

Меня многое приводит в ярость

1

2

3

4

40.

Я хочу быть среди лучших

1

2

3

4

Обработка результатов:

Каждая из четырех шкал - «познавательная активность», «мотивация достижения», «тревожность», «гнев» - содержит 10 пунктов:

Шкалы

Пункты

Познавательная активность

2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38

Мотивация достижения

4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40

Тревожность

1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37

Гнев

3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39

Бальные веса для пунктов шкал, в которых высокая оценка выражает наличие высоко уровня эмоций, подсчитываются в соответствии с тем, как они подчеркнуты на бланке.

На бланке подчеркнуто: 1 2 3 4

Вес в баллах для подсчета: 1 2 3 4

Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса в баллах считаются в обратном порядке.

На бланке подчеркнуто: 1 2 3 4

Вес в баллах для подсчета: 4 3 2 1

Такими «обратными» пунктами являются:

По шкале «познавательная активность» - 14, 30, 38.

По шкале «тревожность» - 1, 9, 25, 33.

По шкале «Мотивация достижения» - 4, 20, 32.

По шкале «гнев» - обратных пунктов нет.

Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы, может быть в пределах от 10 до 40 баллов.

Если в бланке ответов учащимися пропущен 1 пункт из 10 (по шкале), обработка проводится так: подсчитывается средний балл по тем 9 пунктам, на которые обследуемый ответил, затем умножить это число на 10; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом. Например, средний балл по шкале 73, умножается на 10 = 27, 3, общий балл - 28.

Оценка и интерпретация результатов:

Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле:

ПА+МД+(-Т) +(-Г), где:

ПА - балл по шкале «познавательная активность»

МД - балл по шкале «мотивация достижения»

Т - балл по шкале «тревожность»

Г - балл по шкале «гнев»

Суммарный балл может находиться в интервале от -60 до +60.

Уровни мотивации учения

Уровень

Суммарный балл

Характеристика

1

45-60

Продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему

2

29-44

Продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу

3

13-28

Средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией

4

(-2) - (+12)

Сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное отношение к учению

5

(-3) - (-60)

Резко отрицательное отношение к учению

Нормативные показатели:

Шкалы

Уровень

Половозрастные группы, интервал значений

10-11 лет

12-14 лет

15-16 лет

девочки

мальчики

девочки

мальчики

юноши

девушки

1

2

3

4

5

6

7

8

Познава-тельная активность

Высокий

31- 40

28- 40

28- 40

27- 40

29- 40

31- 40

Средний

21- 26

22- 27

21- 27

19- 26

18- 28

21- 29

Низкий

10 - 25

10- 21

10- 20

10- 18

10- 17

10- 20

Тревож-ность

Высокий

27- 40

24- 40

25- 40

26- 40

25- 40

23- 40

Средний

20- 26

17- 23

19- 24

19- 25

17- 24

16 - 22

Низкий

10- 19

10- 16

10- 18

10- 18

10- 16

10 - 15

Гнев

Высокий

21- 40

20- 40

19- 40

23- 40

21- 40

18 - 40

Средний

14- 20

13- 19

14- 19

15- 22

14- 20

12 - 18

Низкий

10- 13

10- 12

10- 13

10- 14

10- 13

10 - 11

Интерпретация данных:

Шкала

Интерпретация

Познавательная активность

Тревожность

Гнев

1

2

3

4

Высокий

Низкий, средний

низкий

Продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению

Средний

Низкий, средний

низкий

Позитивное отношение к учению

Низкий

Низкий, средний

Низкий, средний

Переживание « школьной скуки»

Средний

Низкий, средний

Низкий, средний

Диффузное эмоциональное отношение

Средний

Низкий, средний

высокий

Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей

Низкий

Низкий, средний

высокий

Негативное эмоциональное отношение

Низкий

низкий

высокий

Резко отрицательное отношение к школе и учению

Высокий

Высокий

Высокий

Чрезмерно повышенная эмоциональность на уроке, обусловленная неудовлетворением ведущих социогенных потребностей

Высокий

Высокий

Средний

Повышенная эмоциональность на уроке

Средний, низкий

Высокий

Средний, низкий

Школьная тревожность

Высокий

Средний, низкий

Высокий

Позитивное отношение при фрустрированности потребностей

Высокий, средний

Высокий

Низкий, средний

Позитивное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту обучения

4. Анкета для учащихся 4 - 7 классов «Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам?»


№ п/п

Отношение

Предметы

Русский

Литература

Математика

Биология

История

I

1.На уроке бывает интересно

2.Нравится учитель

3.Нравится получать хорошие отметки


II

4.Родители заставляют учиться

5.Учу, так как это мой долг

6.Предмет полезен для жизни


III

7.Узнаю много нового

8.Заставляет думать

9.Получаю удовольствие, работая на уроке

10. Легко дается


IV

11. С нетерпением жду урока

12.Стремлюсь узнать больше, чем требует учитель.


5. Анкета для учащихся 7 - 9 классов «Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам?»

№ п/п

Отношение

Предметы

Русский

Литература

Математика

Биология

История

Физ - ра и др.

1.

Проявляю интерес к отдельным фактам.


2.

Стараюсь добросовестно выполнять программу.


3.

Получаю интеллектуальное удовольствие от решения задач.


4.

Проявляю интерес к обобщениям и законам.


5.

Мне интересны не только знания, но и способы их добывания.


6.

Испытываю интерес к самообразованию.


6. Анкета для ученика

Цель: выявить состояние и характер взаимодействия учителя и ученика в процессе учебно-познавательной деятельности.

Вопросы:

1. Я встречаю учителя доброжелательно.

2. Я охотно работаю на уроке.

3. Мне понятны цели моей деятельности.

4. Я участвую в выработке цели занятия.

5. Я умею оценивать свою работу и работу товарища.

6. Меня учитель учит:

А) составлению опорного конспекта;

Б) составлению таблиц;

В) составлению плана;

Г) работе с дополнительной литературой.

7. Уважительно ли относится к тебе учитель?

8. Я понимаю объяснения учителя. Меня удовлетворяет содержание учебного материала.

9. Предлагает ли учитель на занятиях задания, требующие сообразительности и смекалки?

10. Удовлетворяют ли тебя знания, приобретенные на уроке?


Методики для учителей

Анкета №1

Цель: изучение уровня владения учителем основными методами мотивации и стимулирования деятельности.

Инструкция: Уважаемые педагоги! Вам предстоит самим оценить уровень своей деятельности по созданию условий для мотивации работы учащихся на уроке. По каждому из предложенных методов проставьте балл, наиболее соответствующий варианту вашего ответа: 2 - применяю регулярно; 1 - применяю иногда; 0 - не применяю. Оцените преобладающий в вашей деятельности тип создания учебной мотивации.

Бланк анкеты

1. Эмоциональные методы мотивации(I):

1 - поощрение,

2 - порицание,

3 - учебно - познавательная игра,

4 - создание ярких наглядно - образных представлений,

5 - создание ситуации успеха,

6 - стимулирующее оценивание,

7 - свободный выбор задания,

8 - удовлетворение желания быть значимой личностью.

2. Познавательные методы мотивации(II):

1 - опора на жизненный опыт,

2 - познавательный интерес,

3 - создание проблемной ситуации,

4 - побуждение к поиску альтернативных решений,

5 - выполнение творческих заданий,

6 - «мозговая атака»,

7 - развивающая кооперация.

3. Волевые методы мотивации(III):

1 - предъявление учебных требований,

2 - информирование об обязательных результатах обучения,

3 - формирование ответственного отношения к учению,

4 - познавательные затруднения,

5 - самооценка деятельности и коррекция,

6 - рефлексия поведения,

7 - прогнозирование будущей деятельности.

4. Социальные методы мотивации(IV):

1 - развитие желания быть полезным отечеству,

2 - побуждение подражать сильной личности,

3 - создание ситуации взаимопомощи,

4 - поиск контактов и сотрудничества,

5 - заинтересованность в результатах коллективной работы,

6 - взаимопроверка,

7 - рецензирование.

Анкета № 2

Цель: выявить состояние и характер взаимодействия учителя и ученика в процессе учебно-познавательной деятельности.

Вопросы:

1. Меня ученики встречают доброжелательно.

2. Ученики настроены на мой урок.

3. Я стремлюсь довести до учащихся цели учебной деятельности.

4. Я привлекаю учащихся к формулировке цели занятия.

5. Я создаю условия для реализации элементов самостоятельности.

6. Я формирую у учащихся навыки по:

А) выявлению главного;

Б) проведению анализа, обобщения материала;

В) составлению плана;

Г) подготовке докладов, рефератов.

7. Я отношусь к ученику с уважением.

8. Я учитываю реальные учебные возможности учащегося.

9. Я учитываю образовательные потребности учащихся.

10. Я включаю в занятия задания творческого характера.

11. Я достигаю цели урока.

Условия, вызывающие интерес к учебной деятельности

1. Способ раскрытия учебного материала.

Обычно предмет предстает перед учеником как последовательность частных явлений. Каждое из известных явлений учитель объясняет, дает готовый способ действия с ним. Ребенку ничего не остается, как запомнить все это и действовать показанным способом. При таком раскрытии предмета есть большая опасность потери интереса к нему. Наоборот, когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе частных явлений, то. Опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, и тем самым вызывает у него интерес к изучению предмета. При этом мотивировать положительное отношение к изучению данного предмета может как его содержание, так и метод работы с ним. В последнем случае имеет место мотивация процессом учения.

2. Организация работы над предметом малыми группами.

Принцип набора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральной мотивацией к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к данному предмету в группу любящих данный предмет, то отношение у первых не меняется.

3. Отношение между мотивом и целью.

Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы - цели, большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижение вперед.

4. Проблемность обучения.

На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т. е. внутренней.

5. Содержание обучения.

Основа содержания обучения - базовые (инвариантные) знания.

В обязательном порядке в содержание обучения входят обобщенные методы работы с этими базовыми знаниями.

Процесс обучения такой, что ребенок усваивает знания через их применение.

Коллективные формы работы. Особенно важно сочетание сотрудничества с учителем и с учащимися.

Формирование познавательной мотивации

Общие рекомендации

1. Установить причины снижения учебной мотивации.

2. Отмечать успехи ученика, показывать его продвижение вперед.

3. Предъявлять нестандартные задания.

4. Игровая психокоррекция.

Как известно, специфика учебной мотивации заключается в том, что она формируется только в соответствующей деятельности. Поэтому работа по формированию мотивации должна строиться именно вокруг формирования учебной деятельности.

Однако этот подход применим только в начальной школе, где учебная деятельность, как известно, является ведущей. Именно в младшем школьном возрасте формируются собственно познавательные мотивы, которые в дальнейшем направляют человека к усвоению новых знаний, овладению новыми способами их получения, самообразованию. Если этого по каким - то причинам не происходит, то надеяться на то, что познавательная мотивация у ребенка появится позже, довольно сложно. Применительно к подростковым и юношеским классам адекватнее оказывается работа по переосмыслению уже имеющейся в наличии ситуации, нахождению новых, привлекательных сторон учебной и, шире, школьной действительности. Учитывая происходящую к средней школе смену ведущего вида деятельности, важными мотиваторами представляются не только и не столько школьные знания как результат учебы, сколько новые элементы процесса их получения, а также разнообразные школьные события, выходящие за пределы учебной программы.

Познавательная мотивация - очень хрупкий предмет, и разрушить ее намного легче, чем создать. Причинами ее утраты могут стать совершенно разные обстоятельства. Это не только изменения интересов самих учащихся, но и разнообразные социально - психологические факторы, например неадекватные педагогические или родительские ожидания и оценивания, низкий уровень методической грамотности или профессиональной заинтересованности педагога, низкий статус ценности образования в семейном рейтинге ценностей и др.

Итак, необходимо отметить как минимум следующие задачи работы по данной проблеме.

  • В работе с самим классом:

1) создание условий для адекватного формирования структуры учебной деятельности (в начальной школе);

2) стимулирование личностной активности учащихся по поиску новых смыслов учебы и посещения школы в целом;

3) разрядка отрицательных эмоций, связанных с учебной деятельностью;

4) создание условий для повышения самооценки учащихся.

  • В работе с педагогами:

1) создание условий для формирования у педагогов ответственной позиции, связанной с необходимостью психологической помощи классу и отдельному ребенку;

2) обучение педагогов приемам работы с опорой на интересы учащихся;

3) обучение педагогов способам психологической поддержки учащихся, создание ситуации успеха.

  • В работе с родителями:

1) создание условий для формирования у родителей ответственной позиции, связанной с необходимостью психологической помощи детям;

2) обучение родителей способам психологической поддержки учащихся, создание ситуации успеха.

Перечисленные задачи напрямую перекликаются с направлениями работы со слабо успевающими школьниками, поскольку в основе этих проблем лежит нарушение структуры группового шаблона учебной деятельности.

Методические средства для работы

с проблемой низкой успеваемости и мотивации учащихся

1. Осознание структуры учебной деятельности

В структуре учебной деятельности, рассмотренной в аспекте возможности ее психолого - педагогической коррекции, можно выделить ее мотивационную и операциональную стороны, а также сторону «психологического ресурса» - возможностей освоения учащимися учебной программы, связанных с уровнем развития высших психических функций, а также умением эффективно использовать особенности собственной психической сферы.

Работа с мотивацией очень сложна. Если конструктивная мотивация не сформировалась естественным путем на этапе старшего дошкольного детства и/ или не нашла подкрепления в младшей школе, надежды ее сформировать, например, у подростков, абсолютно нет.

Помощь в осознании операциональной стороны учебной деятельности бывает необходимой классам, находящимся в изменяющейся социально - педагогической ситуации. Так, сюда относятся приемы, направленные на помощь учащимся в ориентации в распорядке и правилах школьной жизни.

«Школьный распорядок» (упражнение для первоклассников). Учитель показывает картинки со схематическим изображением различных школьных ситуаций. В обсуждении на доске составляется график типичного школьного дня. Ребятам предлагается зарисовать готовый график в тетради.

«Школьные правила» (упражнение для первоклассников). Ребята формулируют известные им правила школьной жизни. Учитель иллюстрирует их пиктограммами (которые готовятся заранее). Список правил фиксируется ребятами в тетради.

«Наши уроки» (упражнение для первоклассников). Педагог бросает какому - нибудь ребенку мяч и называет какую - нибудь науку или школьный предмет. Если такой предмет изучают в первом классе, мяч нужно поймать, если нет - не ловить. Каждый верно названный предмет записывается на доску.

«Наши учителя» (упражнение для первоклассников и пятиклассников). Ведущий называет школьный предмет. Те ребята, которые помнят, как зовут соответствующего учителя, должны поднять руку. Можно использовать различные варианты игры.

«Сложные вопросы» (упражнение для пятиклассников).

Класс делится на две подгруппы, каждая из которых получает лист с Уставом школы, бумагу для записей и задание: придумать три сложных вопроса «Как вести себя если…». Готовые вопросы задаются команде - сопернику. Важно не только задать вопрос, но и сформулировать правильный ответ. Имена детей из команды - победителя вписываются в грамоту, которая остается в классном уголке.

«Супер - ученик» (для учащихся выпускных классов).

Класс делится на группы по 6 - 8 человек. Каждая группа получает задание составить портрет «суперученика», который, без сомнения, сдаст любой экзамен. Сделать это нужно с соблюдением двух условий: во - первых, каждое качество должно принадлежать кому - то из участников подгруппы, и во - вторых, у каждого участника подгруппы нужно заимствовать хотя бы одно качество. Результаты работы представляются всему классу. В итоге отмечается, что у каждого есть какая - либо сильная сторона.

«Права и обязанности» (для учащихся выпускных классов).

Класс делится на подгруппы. Каждая подгруппа в течение 15 минут пишет сочинение на тему: «Школа, в которой нет никаких правил». Далее идет обсуждение и ребята подводятся к выводу о том, что: правила нужны для безопасности, они едины для учеников и учителей. Правила можно записать на доске.

2. Разрядка негативных эмоций, связанных с различными сторонами школьной действительности

В самом общем виде все примеры разрядки негативных эмоций условно можно разделить на несколько групп:

1. проговаривание эмоций через устные или письменные ответы на вопросы типа « незаконченных предложений», индивидуальное или групповое сочинение рассказов, сказок, стихов, анекдотов, страшилок и пр.;

2. индивидуальное или групповое рисование, лепка, аппликация своего состояния;

3. использование инсценирования;

4. использование физических упражнений, на напряжение и расслабление определенных групп мышц.

3. Переосмысление привычных сторон школьной действительности

«Мои ценности»

«Представьте себе, что вы находитесь в сокровищнице. Но здесь в сундуках хранятся не золото и не драгоценные камни. Сюда каждый может положить то, что ему особенно дорого в жизни. Дорогим может быть, например новый плейер, дружба, помощь всем нуждающимся, все, что угодно. Запишите на карточках все, что вам дорого, и распределите их по сундукам своей сокровищницы. Самый большой сундук - для самого дорого. Сундуки размером поменьше - для вещей менее дорогих». Обсудить выполнение упражнения.

«Хорошо - плохо»

Каждый участник группы или каждая малая группа сначала формулируют причины того, что то или иное явление «хорошо» или, наоборот, «плохо», а потом обмениваются сформулированными идеями в режиме соревнования.

4. Коррекция самооценки учащихся

«За что меня любят»

Все ребята сидят в кругу. Каждый по очереди говорит, за что его любят мама, учительница, одноклассники или еще кто-либо.

«Ладошка»

Каждый участник обводит свою ладошку в тетради и в каждом пальчике пишет о себе что - то хорошее. Затем нужно раскрасить ладошку.

«Имя»

Нужно записать свое полное имя. На каждую букву своего имени написать свою позитивную характеристику.

«Незаконченные предложения»

Для младших школьников:

Лучше всего у меня получается…

Мама меня часто хвалит…

Учительнице больше всего нравится, как я…

Самое хорошее качество моего характера …

Для старшеклассников:

Я часто устаю, зато…

Я иногда несдержан, зато…

Я бываю ленив, зато…

Меня легко рассмешить, зато…

Я бываю капризен, зато…

«Достоинства и недостатки»

Следует заранее приготовить карточки с определенными положительными и отрицательными качествами. Каждый ученик распределяет эти качества на две части: мои достоинства и мои недостатки.

«Релаксация»

Используются различные тексты, сказки, путешествия, направленные на успокоение и повышение самооценки.

5. Формирование навыков конструктивного общения

«Эффективный контакт»

Упражнение проводится в кругу, разговаривать запрещается. На счет «раз» - найти глазами себе пару. На счет «два» - соединиться и начать одинаковое движение. На счет «раз» - найти себе новую пару. На счет «два» - начать одинаковое движение с новым партнером.

«На спине»

На спину каждому по очереди прикрепляется карточка с каким - нибудь словом. Хозяин карточки не знает, что написано на его карточке, но должен догадаться об этом, опираясь на помощь группы, которая передает информацию об этом слове невербальными средствами.

«Фотографии»

Организуется работа в малых группах. Каждая группа получает фотографию незнакомого им человека и его краткую характеристику (возраст, род занятий. Семейное положение, социальный статус, достигнутые успехи и т. д.). необходимо, внимательно вглядываясь в фотографию, описать характер человека. Каждой группе выдается одна и та же фотография с разными описаниями.

«Уходя, оглянись»

Упражнение выполняется в парах. Повернувшись друг к другу спиной, партнеры расходятся в разные стороны. Их задача - не договариваясь друг с другом, одновременно обернуться и посмотреть друг другу в глаза. Количество попыток неограниченно.

6. Групповое сплочение

« Я в пространстве группы»

На стене или на полу располагается лист ватмана - это пространство группы. Из набора мелков нужно каждому выбрать один и на листе ватмана очертить пространство любого размера и любой формы, которая обозначает для него место в группе. Области могут пересекаться. Затем обсуждаются чувства.

Рисунок «Наша группа»

На одном листе ватмана и одним набором карандашей дети рисуют рисунок под названием «Наша группа».

«Клубок»

Сидя в кругу, участники перебрасывают клубок ниток, говоря что - то хорошее тому человеку, которому его бросили. Получивший клубок, прежде чем бросить его следующему, один раз наматывает нитку на палец. В итоге получается паутинка. С этой паутинкой можно подвигаться, потанцевать, выполнить какие - либо задания в виде препятствий. Задача заключается в том, чтобы паутинка не порвалась и не упала на пол.

Заключение

В заключении отметим, что коррекционно - развивающее воздействие должно быть направлено, прежде всего, на ликвидацию причин, приведших к низкому уровню мотивации и успеваемости ребенка. Для изучения причин целесообразно использовать не только метод наблюдения, беседы, но и диагностический инструментарий. Важно подбирать методики в соответствие с возрастными особенностями развития детей.

Опираясь на данные диагностики, можно строить коррекционную работу с классом. Использование разнообразных техник и игровых упражнений поможет Вам сделать процесс обучения более продуктивным, интересным, занимательным. Отмечайте успехи детей при решении задач различной сложности, вселяйте в них дух уверенности, самостоятельности. Тогда обучение для ребенка приобретет личностный смысл и вызовет положительное отношение к себе. Желаем Вам творческих успехов!


Список литературы

1. Волков Б. С., Волкова Н. В. «Подготовить ребенка к школе как? Советы психолога». - М.: «Граф Пресс», 2002. - 136 с.

2. Микляева А. В., Румянцева П. В. «Трудный класс: диагностическая и коррекционная работа». - СПб.: 2007. - 320 с.

3. Фопель К. «Создание команды. Психологические игры и упражнения/ Пер. с нем.» - М.: Генезис, 2002. - 400 с.

4. Школьный психолог № 4, 19, 2008.







Приложение 1.

Определение мотивов учения

(I)

Психолого – педагогическое сопровождение детей с проблемами мотивации и трудностями усвоения школьной программы



















Определение мотивов учения

(II)

Психолого – педагогическое сопровождение детей с проблемами мотивации и трудностями усвоения школьной программы















ППсихолого – педагогическое сопровождение детей с проблемами мотивации и трудностями усвоения школьной программыриложение 2.

Психолого – педагогическое сопровождение детей с проблемами мотивации и трудностями усвоения школьной программы















Психолого – педагогическое сопровождение детей с проблемами мотивации и трудностями усвоения школьной программы















































Психолого – педагогическое сопровождение детей с проблемами мотивации и трудностями усвоения школьной программы



27



© 2010-2022