Статья: Проблема взаимодействия личности и школы

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Опыт взаимодействия личности и школы.

Одним из первых опытов взаимодействия личности и среды является школа. Именно школа доводит до ребенка ценности и нормы общества, предлагая или предписывая ему определенные образцы поведения и деятельности, соответствующие общественным потребностям и целям. Школа, по сути, выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов (различные социальные роли, межличностные отношения). Таким образом, можно говорить о том, что именно на начальных ступенях образования происходит активная адаптации ребенка к социуму, первое интенсивное знакомство с нормами.

Первоклассник, приходя в школу, сталкивается с качественно новой средой, и ему нужно время, чтобы адаптироваться к ней. Можно сказать, что основное изменение в жизни первоклассника - это смена привычного образа жизни, как на физическом, так и на эмоциональном уровне. Всякая новая ситуация является для ребенка неопределенной, незнакомой, даже при условии того, что он знает о ней и его специально готовят, информируют о предстоящих изменениях. Сталкиваясь с новой обстановкой, организм ребенка мобилизуется, приходит в состояние «боевой» готовности, происходит обострение во всех слабых и трудных местах, что часто приводит к повышенной тревоге и проявлению хронических заболеваний. Именно поэтому важно не только знать об особенностях периода адаптации, но и о формах поддержки детей в этот период. Определенные трудности на пути ребенка будут всегда, и задача взрослых - не устранять их за него, не «подстелить соломку», а грамотно и аккуратно помочь ученику самому преодолеть их.

Итак, что ожидает ребенка, поступившего в 1-й класс. В первую очередь он сталкивается с необходимостью общения с большим количеством детей и взрослых. Естественно, у него уже есть опыт общения со взрослыми людьми, но, как правило, отсутствует опыт формального общения с ними. Зачастую количество взрослых, с которыми ребенок плотно взаимодействует, небольшое (родители, няня, воспитатели детского сада). Таким образом, на момент прихода в школу у младшего школьника может быть ограничена система общения со взрослыми. В то же время окружение ждет от ребенка, что он эту систему знает и должен быстро «влиться в струю».

С первых дней в школе ребенок знакомится с большим количеством норм, традиций и правил. Это знакомство происходит, как правило, спонтанно и требует оперативного овладения всей информацией. В силу того, что школьных норм довольно много, ученик может испытывать трудности в их усвоении. А взрослые, в частности педагоги, часто забывают о том, что, помимо обязанностей, каждый ребенок имеет и свои права, которые зачастую грубо нарушаются или просто игнорируются. На наш взгляд, даже если ребенок не знает о своих правах, несоблюдение их взрослыми недопустимо на практике. Конечно, большинство детей в современной школе не осознает свои права. Вместе с тем практически все дети (90%) знают, что они «должны или не должны» делать в школе. Это касается таких областей, как поведение на уроке, вежливость, уважение к старшим, правила школы и т.д. Однако, несмотря на знание детей о том, как надо себя вести в школе, наблюдается сильное несоответствие их знаний и реального поведения. Возможно, это происходит из-за нереализованное прав ребенка, а также расхождения между осознанием правил и недостаточно сформированной произвольностью. Мы полагаем, что, адаптируясь к среде, ребенок должен проявлять собственную активность, что может отражаться в реализации им своих прав.

Обычно ребенок имеет определенное представление о том, что его ожидает в первом классе. Его к этому готовят, рассказывают, настраивают. Но, как правило, эти разговоры очень размыты и неконкретны. Зачастую ребенок воспринимает школу, 1 сентября как большой праздник и идет туда с этой установкой. Позднее у него может наступить разочарование, так как реальность не соответствует ожиданиям, может возникнуть эмоциональный спад, чувство вины.

Еще одной важной составляющей процесса адаптации к школе является несоответствие физиологии ребенка требованиям школы, в частности режиму дня. Обычно дети не способны выдерживать весь объем и интенсивность урока, который им предлагается, даже при наличии физических пауз и смены видов деятельности. Психические процессы еще недостаточно зрелы, что и вызывает подобные сложности. Трудности в восприятии материала и способности быть усидчивым все 40 минут урока могут вызвать эмоциональную и физическую перегрузку учащегося, поэтому к этому факту необходимо отнестись особенно внимательно, прежде всего, педагогам.

Важно подчеркнуть наметившуюся сегодня тенденцию родителей с самого раннего детства включать ребенка в различного рода дополнительные кружки, секции, занятия. Зачастую еще за год до поступления в школу родители начинают готовить своих Детей к поступлению (как в вуз): ребенок посещает английский, плавание, танцы, рисование, грамоту и многое другое. Все это может привести к казусам и проблемам: в 1-й класс приходит ребенок, умеющий читать, считать, писать, и, по сути, в 1-м классе ему делать нечего. Встает вопрос о переводе его во 2-й класс, но к этому он оказывается не готов физиологически и психологически. Такие случаи далеко не редки в современной педагогической практике. Обычно активное посещение кружков продолжается и в процессе обучения в начальной школе: ребенок после школы отправляется на другие занятия. Перебарщивание с дополнительной нагрузкой может отрицательно сказаться на мотивации ребенка к обучению в школе (у таких детей она резко падает уже в 1-м классе), а также повлиять на его психофизическое самочувствие.

Как психолог может помочь ребенку в адаптации к школе, какова его роль? Мы полагаем, что на первых порах психолог не должен активно вмешиваться в процесс адаптации детей, особенно в первые недели. Ведь ребенок должен приобрести свой собственный, самостоятельный опыт приспособления. Это, однако, не означает, что психолог игнорирует и не реагирует на трудности первоклассников. Безусловно, специалист обязан оказать необходимую поддержку в процессе адаптации как ребенку, так и педагогу. Но, на наш взгляд, не стоит впадать в крайности: быть излишне назойливым в предложении помощи, сопровождая детей целыми днями.

Одним из примеров возможной формы поддержки детей в этот период является проведение коллективных игр, в частности обрядовой игры-инициации «Посвящение в первоклассники».

Кроме того, на начальных этапах адаптации детей к школе психологу необходимо выяснить, насколько успешно и каким образом этот процесс протекает у конкретных детей. Поэтому важнейшим моментом является диагностика адаптации. Несмотря на наличие большого теоретического и практического материала относительно адаптации детей к школе, общепринятых стандартов диагностики адаптации личности к среде нет. Существуют различные точки зрения на то, что является показателем адаптированности ребенка к среде. Но часто исследователи акцентируют внимание только лишь на одном аспекте, игнорируя другие. Понятно, что личность представляет собой взаимосвязь разных составляющих, взаимообусловленных друг другом. Поэтому любое явление или процесс, связанный с личностью, следует рассматривать в системе.

К сожалению, в настоящий момент отсутствует систематический подход и диагностический инструментарий, позволяющий определить уровень адаптированности ребенка в школе. Многие психодиагностические методики напрямую не изучают процесс и характер адаптации к среде, но тем не менее косвенно могут дать информацию об этом (к примеру, тест Люшера или тесты тревожности). Как справедливо замечает А.А. Реан, существует большое количество методик, которые так или иначе выходят на проблему изучения социальной адаптации, но это всего лишь косвенные выходы. По его мнению, важно применять прямую методику комплексной психодиагностики социальной адаптации личности, непосредственно решающую задачу определения адаптированное личности к среде.

Мы полагаем, что диагностический инструментарий адаптации ребенка к школе должен изучать различные проявления и состояния ребенка, а не ограничиваться лишь диагностикой уровня тревожности или успеваемости. Мы предлагаем свой взгляд на проблему диагностики характера адаптации первоклассника к школе. Используемые нами методы частично являются авторскими, частично заимствованы у других авторов. Хочется подчеркнуть тот факт, что предложенная схема диагностики не является статистически проверенной: данные тесты и методики апробировались на московских школьниках (200 человек), но не проходили подтверждение на надежность, валидность и т.д. Поэтому на основе этих методик психолог может сделать лишь предварительные выводы об уровне адаптации ребенка и его влиянии на различные аспекты личности, а также наметить те виды помощи, которые актуальны для данных детей. Полученные результаты по каждому тесту анализируются и интерпретируются отдельно друг от друга, хотя мы выявляли различные корреляции между показателями по отдельным методикам. В дальнейшем может быть осуществлено сведение всех полученных данных в одну шкалу, на основе которой можно определить общий уровень адаптированное ребенка.

Данные, полученные с помощью методик, обрабатываются количественно и качественно. На наш взгляд, диагностику адаптации ребенка к среде следует проводить не раньше чем через 2 месяца после начала обучения. Это необходимо для того, чтобы результаты были более достоверными и не отражали сиюминутных проявлений.

Проанализировав идеи и подходы различных авторов (О. В. Панферовой, Н.В. Вострокнутова, JI.C. Ивановой, О.А. Матвеевой, Е.А. Львова, М.Р. Битяновой, Н.Е. Шустовой, А.А. Реан и др.), мы условно выделили те сферы И уровни в развитии ребенка, которые отражают характер его адаптации к среде.

1. Эмоциональный уровень, который включает в себя эмоциональное самочувствие ребенка, переживание состояние равновесия или тревоги. Ф.Б. Березин, освещая процесс адаптации личности к среде, указывает на то, что тревога, эмоциональный стресс, излишнее эмоциональное возбуждение лежат в основе развития адаптационных нарушений, а превышение определенного уровня тревоги приводит к нарушению поведения и препятствует успешной адаптации. Таким образом, можно говорить о том, что эмоциональное благополучие ученика в первые месяцы его обучения в школе отражает характер его адаптации к среде.

Диагностика эмоционального уровня включает различные методики на определение тревожности. В качестве основного теста мы предлагаем методику определения тревожности А.Н. Прихожан, подробно описанную в разделе «Психодиагностика». Можно говорить о том, что ребенок, набравший более 7 баллов по этой методике, характеризуется высоким уровнем тревожности и испытывает определенные трудности в адаптации.

2. Когнитивный уровень. Под когнитивным уровнем мы подразумеваем уровень развития самосознания, а также наличие у ребенка определенных мнений, установок, стереотипов, взглядов, знаний о школе и т.д. В процессе адаптации происходит принятие новых норм социального бытия на уровне сознания, что находит свое отражение в становлении образа «я», осмыслении своей социальной принадлежности, исполняемых социальных ролей, занимаемого статуса и т.д. Диагностика данного уровня включает в себя определение того, насколько ребенок знает существующие нормы и права. Остановимся подробнее на том, почему это так важно.

При создании методик диагностики когнитивного уровня адаптации мы опирались на концептуальные идеи Л.И. Божович и B.C. Мухиной относительно взаимодействия личности и социального окружения в младшем школьном возрасте. Согласно Л.И. Божович каждый возрастной этап характеризуется типичными обстоятельствами жизни ребенка и типичными требованиями, которые предъявляет ему жизнь. Соответственно на каждом этапе система взаимоотношений ребенка и социума качественно меняется. Именно в младшем школьном возрасте ребенок научается действовать организованно, в соответствии со стоящими перед ним задачами. Поэтому, попадая в школу, ученик, хочет он того или нет, должен научиться подчинять свое поведение целому ряду поставленных перед ним требований, которые зачастую расходятся с его желаниями. Эти требования предъявляются не столько к самой личности, сколько к статусу ученика, в частности первоклассника.

Л.И. Божович озвучивает очень важную мысль применительно к теме адаптации. Она полагает, что у детей, проявляющих положительный настрой в отношении учебных обязанностей и школы в общем, которые без видимых трудностей и с удовольствием выполняют школьные дела, формируется так называемая правильная внутренняя позиция. По нашему мнению, именно внутренняя позиция в отношении учебы и школы влияет на протекание социальной адаптации младших школьников. Формирование такой позиции помогает ребенку справляться с трудностями обязательной учебной работы и подавлять свои импульсивные порывы во имя еще более сильного желания соответствовать требованиям, которые предъявляет к нему школа.

Вместе с тем и B.C. Мухина, и Л.И. Божович подчеркивают, что для поддержания позиции школьника и для адаптации его к социуму важно, чтобы в сознании ребенка были не только новые обязанности, но и те права, которые он приобретает. Мы разделяем эту позицию, и настаиваем на том, что ребенок должен знать и применять на практике свои права. К правам младшего школьника Л.И. Божович относит: право на серьезное отношение взрослых к учебной деятельности школьника, право на отдельное рабочее место, на необходимое для занятий время, право на тишину, право на уважение. Именно эти права, по ее мнению, способствуют сохранению положительного настроя ребенка в школе.

Говоря о правах и обязанностях, B.C. Мухина настаивает на том, что каждый человек лишь в том случае чувствует себя достаточно защищенным в условиях реальности социального пространства, если он принимает за основу своего бытия существующую систему обязанностей и прав2. Права и обязанности тесно связаны с другим компонентом самосознания, выделенным B.C. Мухиной, - притязанием на признание. Автор определяет его как предъявление человеком своих прав на общественное уважение и признание со стороны людей.

По мнению B.C. Мухиной, на первых этапах обучения в школе ребенок может не столько испытывать чувство стыда за нарушение правил, сколько рассуждать по поводу них. Не всегда ребенок в младшем школьном возрасте, а в особенности первоклассник, осознает серьезность нарушения каких-либо школьных правил и поэтому может нарушать их неоднократно. Разрабатывая свою авторскую методику, мы учитывали эту особенность детей.

Методика по изучению когнитивного компонента адаптации детей основывается на положении о том, что ребенок, обучаясь в 1-м классе, должен осознавать, хотя бы частично, свои обязанности и права. Каждый педагог предъявляет определенные требования к детям. Мы полагаем, что должен быть разработан универсальный список основных требований к школьникам, учитывающий их возрастные возможности по их усвоению. Помимо обязанностей и правил, необходим и список прав ребенка, который бы исходил из взгляда на него как на уникальное, самобытное существо. Нами была предпринята попытка создания методики, позволяющей судить о том, насколько дети знают и осознают свои права и обязанности.










Опросник для детей «Определение прав и обязанностей первоклассника»

Цель: изучение осознания детьми своих прав и обязанностей.

Время проведения: конец 1-й четверти, начало 2-й четверти.

Контингент: 1-й класс.

Регистрация данных: на каждого ребенка заполняется индивидуальный бланк.

Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.

Процедура проведения. Ребенку предъявляется следующая инструкция: «Сейчас я прочту тебе ряд предложений и утверждений, относящихся к школьной жизни. Твоя задача - внимательно выслушать каждое предложение. И если ты согласен с ним и считаешь, что так можно поступать первокласснику, ты скажешь мне «Да», а если ты не согласен, скажешь «Нет».

Обработка: оценивается количество вопросов, совпавших с ключом. За каждый ответ, совпавший с ключом, ребенок получает 1 балл. Максимально он может набрать 25 баллов. Качественная обработка может быть произведена через анализ соотношения осознания ребенком прав и обязанностей: шкала «Обязанности» представлена вопросами 1, 2, 3, 7, 10, 11, 17, 20, шкала «Права» - 5, 6,

8, 9, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19,21, 22, 23, 24, 25.

Ключ: положительные ответы на вопросы: 1, 2, 3, 5, 7, 8, 10, 11, 12, 15, 17, 19, 20, 23, 24 и отрицательные ответы на вопросы: 4, 6,

9, 13, 14, 16, 18, 21, 22, 25.

Вывод: так как математическая стандартизация опросника не проводилась, мы не можем говорить о жесткой градации уровней осознания (норма, выше и ниже нормы). Мы можем лишь предполагать, что дети, набравшие более 20 баллов, в большей степени осознают свои обязанности и права, от 15-20 баллов - не до кон

Проблема адаптации к начальной школе

29

ца понимают сущность прав и обязанностей в школе и ниже 15 баллов - не имеют адекватных представлений о том, для чего вообще нужна школа.

Регистрационный бланк

Дата Класс Ф.И.О. ребенка

Вопросы

Ответы (да + или нет -)

1. Первоклассник не должен опаздывать на уроки

2. Первоклассник обязан выполнять все учебные задания, полученные от учителя

3. Первоклассник обязан здороваться со взрослыми

4. Первоклассник обязан быть всегда внимательным и активным на уроках и никогда не отвлекаться

5. Первоклассник имеет право на перемене заниматься своими делами

6. Первоклассник должен навсегда забыть в школе об играх и развлечениях

7. Первоклассник не должен перебивать учителя

8. Первоклассник имеет право на отдых

9. Первоклассник должен всегда быть тихим и молчать

10. Первоклассник не должен кричать, веселиться и играть на уроке

11. Первоклассник должен стараться хорошо учиться

12. Первоклассник может есть столько, сколько считает нужным

13. Первоклассник должен сидеть весь урок, не двигаясь и не шевелясь

14. Первоклассник должен поднимать руку в столовой и на перемене, если хочет что-то спросить

15. Первоклассник имеет право на свое мнение, даже если оно отличается от мнения других

16. Первоклассник не должен ссориться с одноклассниками, даже если они его обижают

17. Первоклассник должен быть аккуратным и опрятным

18. Первоклассник должен быть наказан за любое невыполнение правила, даже если он нарушил его один раз


© 2010-2022