- Преподавателю
- Школьному психологу
- Конспект психологического занятия «Учимся справляться с трудностями»
Конспект психологического занятия «Учимся справляться с трудностями»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Морозова Т.Н. |
Дата | 02.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Автор: Морозова Татьяна Николаевна
Должность: педагог-психолог.
Конспект психологического занятия
«Учимся справляться с трудностями».
Цель занятия: решение вопросов, связанных с психологической неготовностью к учебной деятельности (научить детей справляться с трудностями, используя ихсобственные возможности: знания, творчество, умение сотрудничать, силу воли).
Задачи:
-
Создание чувства группового единения, создание положительного эмоционального настроя на учебную деятельность.
-
Формирование мотивации на преодоление трудностей.
-
Формирование "механизма самопомощи", умения анализировать, делать выводы.
-
Развитие коммуникативных навыков: умения договариваться друг с другом, умения слушать и вступать в диалог, умения обратиться за помощью и отвечать на "неудобные" вопросы.
Контингент: 1 класс (6 человек с признаками дезадаптации).
Продолжительность занятия: 35 минут.
Оборудование: музыкальное сопровождение, пластилин, набор картинок, проектор.
Используемые педагогические технологии: проблемно - диалогическое обучение, сюжетная игра, элементы арт-терапии, ИКТ.
Универсальные учебные действия:
-
Личностные универсальные учебные действия:
-
-навыки конструктивного взаимодействия,
-
-адекватное реагирование на трудности (используем задания арт-терапии на создание друга котенка Саши).
-
Познавательные универсальные учебные действия:
-
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (задания, в которых ребенок предлагает и выбирает варианты способов решения сложных ситуаций).
-
Регулятивные универсальные учебные действия:
-
-способность к волевому усилию, к выбору в трудных ситуациях и преодолению препятствий (принятие решения к действию, прохождение испытаний).
-
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-
- умение обратиться за помощью, вести диалог, отвечать на вопросы (групповая дискуссия, совместный анализ истории, побуждающий диалог).
Основные методы и технологии развития УУД, используемые в рамках занятия:
Методы:
-
сказкотерапия: разрешение трудностей в обучении, посмотреть на себя со стороны, разрешение проблем общения, "проживание ситуации";
-
дискуссионные методы (побуждающий диалог, подводящий диалог, групповая дискуссия, анализ конкретной ситуации);
-
игровые методы (элементы арт-терапии (создание друга котенка Саши), сюжетно-ролевая игра.
Технологии:
-
проблемно-диалогическое обучение - деятельностный подход в обучении (поиск решения в ходе подгрупповой работы детей и необходимости находить разные варианты выхода из трудных ситуаций).
-
использование ИКТ (проектор).
-
игровые технологии (творческая сюжетно-ролевая игра).
Ход занятия
Этап
занятия
Деятельность
педагога
Деятельность учащихся
Организационная
Часть
2 мин
Здравствуйте, ребята! Я рад вас видеть. Сегодня у нас гости, поздороваемся с ними: «скажем все вместе здравствуйте.»
Я предлагаю встать в круг и поприветствовать друг друга необычным способом: ладошками. Передадим друг другу хорошее настроение по кругу.
Приветствуют гостей.
Приветствуют друг друга
Сообщение
темы занятия, мотивация.
Спасибо!Ребята, сегодня у нас с вами будет необычное занятие, к нам на занятие пришел котенок Саша (показывает котенка -мягкую игрушку). Вместе с котенком Сашей мы будем решать трудные задачи.
Вы готовы помочь сказочным жителям?
Давайте сядем все на ковер вокруг меня.
Дети отвечают
Все садятся в круг
Основная часть:
1.Постановка проблемной ситуации
Итак, ребята, для начала мы с вами послушаем историю про котенка Сашу. Вы слушайте внимательно и стараетесь найти ситуации, в которых Саше было трудно, и как он эти трудности решил? Готовы?
.«История про котенка Сашу» (приложение)
Дети отвечают
Внимательно слушают
2.Обсуждение истории про котенка Сашу
- Понравилась вам сказка?
- Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?
- С чего все начиналось в этой истории?
- Что после с ним случилось? Кто помог Саше?
- Какие трудности встретились котенку Саше?
- Какие "подсказки" помогли котенку Саше справиться с трудностями?"
А теперь давайте все дружно их проговорим.
Дети отвечают.
Дети отвечают - котенок Саша.
Дети отвечают - вырос Саша и пошел искать знание.
Дети отвечают - встретил бабушку, и она ему помогла.
Называютгоры «Трудно», «Скучно», «Неудача».
Дети отвечают:
1.«Если трудно - смелей и старайся сильней!»
2.«Работу ты закончи поскорей, чтобы со скукой справиться быстрей
3.«Коль ошибка приключиться, буду я на ней учиться, буду я на ней учиться, да не расстраиваться».
3.Установление причинно-следственной связи (работа с последовательностью картинок)
Взаимопроверка
- Ребята, вы молодцы. Теперь давайте пересядем за столы.
Перед вами лежат карточки, внимательно посмотрите на них и выложите карточки в правильном порядке, что за чем происходило.
-А теперь проверьте у соседа, насколько правильно он выполнил это задание.
Ребята проверяют друг у друга правильность выполненного задания. После этого на экране высвечивается правильный порядок раскладки.
- Какая была первая трудность? Как с ней справился котенок Саша?
- Какая была вторая трудность? Как с ней справился котенок?
- И третья трудность, с которой встретился Саша называется?
Как он решил её?
- Как вы думаете, а мы можем пользоваться данными подсказками в своей жизни и когда?
Например, Во время учебы, когда скучно на уроке, было у вас такое?
Когда не получается правильно написать букву, решить пример.
Дети пересаживаются.
Дети выкладывают карточки в правильном порядке с учетом причинно-следственных связей.
Проверяют друг друга
Сравнивают правильный ответ на презентации
Дети отвечают:1 гора «Трудно».
Подсказка«Если трудно - смелей и старайся сильней»
2гора «Скучно»
подсказка«Работу ты закончи поскорей, чтобы со скукой справиться быстрей
3гора «Неудача».
Подсказка«Коль ошибка приключиться, буду я на ней учиться, буду я на ней учиться, да не расстраиваться»
Приводят примеры.
Физминутка
Цель: снятие психическогонапряжения с помощью танца
«Кис-кис»
Ребята, мы хорошо поработали, и котенок Саша предлагает нам отдохнуть. Встанем в круг. Я буду вам показывать упражнения, а вы все дружно за мнойбудете повторять либо придумывать свои движения.
( презентация с физминуткой).
Молодцы, ребята!
Делают физминутку
4.Ситуация "Школьные трудности"
Молодцы, вы верно отвечали, но пока наш Саша путешествовал в поисках знания, все его друзья разучились учиться. Им было скучно сидеть на занятиях, трудно решать примеры и задачи, которые давал учитель, и после каждой неудачи они не хотели идти в школу.
- Как вы думаете, что Саша посоветовал бысвоим друзьям?
- Как бы вы справлялись с ними?
- Плакали?
- Прятались под парту?
-Сами пытались справиться?
- Просили помощи у друга? У учительницы?
- Как можно попросить помощи? Какие знаете волшебные слова?
- "У кого еще можно попросить помощи?"
- Что мы можем посоветовать друзьям Саши?
-Как вы считаете, помогли мы друзьям котенка Саши справиться со своими трудностями?
В жизни каждого человека бывают трудности. И силы для разрешения трудной ситуации надо искать не только в самом себе, но и уметь обратиться за помощью к другим (другу, родителям, учителю).
-Ребята, запомните важное правило: "Ищи силы для разрешения трудной ситуации не только в самом себе, но и у людей, которые находятся рядом с тобой, ты их обязательно найдешь и ты наверняка победишь трудности"
Отвечают
Отвечают
Высказывают свои мнения
Отвечают
Отвечают
Отвечают
Отвечают
Отвечают (с помощью «волшебных» слов).
Отвечают (У друзей, у родителей, у учителя)
Дают свои ответы
Отвечают
5.АРТ-терапия «Лепка»
Цель: снятие мышечного напряжения, профилактика тревожности.
А сейчас я предлагаю вам слепить друзей котенка Саши, чтобы, когда возникнут трудности, мы могли вспомнить, как их разрешал котенок Саша со своими друзьями.
Если вам нужна будет помощь, я раздам вам схемы, по которым легче будет лепить друга.
Молодцы! Давайте, соберём всех друзей около нашего котенка и покажем их ему. Вот какие друзья получились у нашего котенка!
Чему они сегодня научились?
И они говорят вам спасибо, ребята.
Дети лепят друзей котенка Саши
Отвечают чему научились друзья котенка Саши
Итоговая часть:
рефлексия.
Ребята, предлагаю вам встать в круг.
- Кто был нашим помощником?
- Вам понравилось помогать котенку Саше?
- Что нового вы узнали на занятии? Чему мы сегодня научились?
- А пригодится нам это в жизни?
- Ребята, давайте похлопаем друг другу.
- На этом наше сегодняшнее занятие заканчивается.
Всем спасибо за занятие!
Становятся в круг
Отвечают (Котенок Саша)
Отвечают (умение справляться с трудностями)
Дети отвечают
Хлопают друг другу за работу.
Приложение 1
История: «Сказка о котенке Саше».
Жил-был на белом свете котенок Саша. И был он самым обычным котенком: любил играть, смотреть мультики и не любил убирать игрушки. И он постепенно рос, умнел и вырос таким умным, что захотелось ему узнать: почему дует ветер, как работает телефон и куда ложится спать солнышко. И решил Саша уйти, чтобы побродить по белу свету и поискать Знание.
Шёл по полям, по лесам и дошел он до избушки на курьих ножках. Встретила его там бабуля - то ли Яга, а то ли и не Яга. Указала она ему путь-дорогу к Знанию, да еще и о трудностях этого пути предупредила:
- Начало у этой дороги гладкое, ровное и праздничное: оно усыпано цветами и подарками. Вступаешь на нее и не подозреваешь, что скоро начнутся скалистые, снеговые горы, карабкаясь на которые, придется напрягать все силы. Гор тех много, но есть среди них три самые главные, самые крутые.
Первая гора называется «Трудно». И действительно, очень трудно по ней подниматься - даже хочется все бросить, трудно настолько же, насколько тяжело писать буквы или же учиться читать. И кажется, что ничего не получится. Но вот тебе на этот случай моя подсказка: «Если трудно - смелей и старайся сильней!»Повторяй ее шепотом, и тогда одолеешь ты эту гору, и научишься справляться с трудностями.
Вторая гора называется «Скучно». И вроде бы легко по ней подниматься, но так же скучно, как, например, буквы в строчку аккуратно писать. И так хочется все бросить, вскочить с места, убежать и поиграть с кем-нибудь. Но ты не бросай, а выучи мою подсказку: «Работу ты закончи поскорей, чтобы со скукой справиться быстрей». И тогда научишься ты справляться со скукой и найдешь третью самую крутую гору.
Третья гора называется «Неудача». Очень тяжело по ней подниматься и больно падать. Вроде бы и получается все, но постоянно какие-то ошибки в пути так и вылезают, и неверные тропы сами собой выбираются. И все вокруг - даже ветры - ругают тебя за эти ошибки. И деревья по сторонам тропы будто бы в «двойки» оборачиваются и все пришептывают: «Поделом тебе за ошибки твои». Но ты заучи мою подсказку: «Коль ошибка приключится, буду я на ней учиться». И тогда преодолеешь ты и эту гору и станешь Ученым котом, котом-пятерочником.
Поблагодарил котенок добрую бабушку и уверенно зашагал по дороге к Знанию и Мудрости. Знал он теперь, что путь ему предстоит долгий и не всегда легкий. Но он обязательно пройдет его до конца и поможет другим зверятам и всем ребятам, которых встретит на пути. И будет ему жить тогда радостно и интересно, потому что очень интересно много знать и очень радостно знать, как помогать людям.