- Преподавателю
- Школьному психологу
- Дисциплина и конфликт на уроке
Дисциплина и конфликт на уроке
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кулакова Н.А. |
Дата | 17.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
7
В самом уроке, как явлении, заложен внутренний конфликт.
Например:
-
Несмотря на то, что учитель один, а учеников много, они работают согласно задуманной учителем программе и, таким образом, исполняют его волю.
-
Несмотря на то, что учащиеся не испытывают нужды в преподаваемых науках, им всё равно приходиться усваивать их.
-
Несмотря на то, что учитель по возрасту, опыту, положению резко отличается от детей и, казалось бы, взаимодействие его внутреннего мира и внутренних миров детей почти невозможно, однако каким-то образом оно происходит.
Три основных фактора,
снимающих конфликт урока:
-
Интересный материал привлекает внимание детей.
-
Логика урока увлекает детей, помогает им усваивать неизвестный до сих пор материал, следуя за учителем.
-
Наглядный продукт совершаемых усилий подкрепляет уверенность ребёнка в своих силах, помогает детям осознать необходимость того или иного знания.
Результаты анкетирования учащихся 5-8 - ых классов.
Всего опрошено 169 человек.
1. Нарушается ли у вас в классе на уроках дисциплина?
43% А) да, очень часто, почти на каждом уроке;
37% Б) да, но только на отдельных уроках;
9% В) редко, но это может произойти на любом уроке;
6% Г) редко, и это пустяковые нарушения дисциплины, почти
не мешают уроку и учителю, быстро прекращаются;
4% Д) бывает иногда, но в целом у нас дисциплинированный
класс.
2. Почему нарушается дисциплина на уроке, как это чаще всего происходит?
50% А) Как правило, одни и те же ученики нарушают дисциплину. Это для них привычное поведение.
14% Б) В нашем классе дисциплину может нарушить любой ученик, с дисциплиной у нас плохо.
7% В) Дисциплина нарушается в нашем классе тогда, когда учитель в чём-то не прав, ученикам что-то не нравится в поведении учителя, вот и получается возмущение, шум и беспорядок.
10% Г) В нарушении дисциплины и беспорядках на уроках виноват весь класс, ведь есть ученики, которые ведут себя хорошо, они хотят учиться и могли бы сделать замечание тем ученикам, которые явно срывают урок, помочь учителю навести порядок в классе.
20% Д) Дисциплина нарушается тогда, когда на уроке скучно и не интересно. Все занимаются посторонними делами.
3. Если всё-таки случается серьёзный конфликт на уроке (ссора, крик) между учителем и учеником, кто, по вашему мнению, чаще всего виноват в этом конфликте?
16% А) учитель;
40% Б) ученик;
44% В) могут быть неправы оба: учитель и ученик.
4. Кто должен в первую очередь постараться и навести порядок в классе, прекратить конфликт, что-то предпринять, чтобы наладить рабочую обстановку в классе?
56% А) Только учитель.
32% Б) Ученик или ученики, которые участвуют в
конфликте.
3% В) Родители этого ученика.
8% Г) Завучи, директор.
5. Какие, на ваш взгляд, надо предпринять меры, чтобы поддерживать дисциплину на уроке, чтобы избежать стычек и конфликтов на уроке между учениками и учителем.
28% А) Постоянное спокойствие и порядок на уроках невозможен. Всегда найдётся ученик, который будет мешать вести урок или просто плохо себя вести, потому что он не хочет учиться.
7% Б) Учитель должен быть строг, серьёзен и требователен к ученикам, сразу пресекать любые нарушения.
27% В) Урок должен быть очень интересным, понятным, чтобы все дети хотели учиться, быть чем-то заняты на уроке и, чтобы на глупости у них не оставалось бы времени.
9% Г) Хорошо, если учитель не устраивает «разборки» с нарушителями дисциплины прямо на уроке, а делает им строгое замечание и разбирается с ними после уроков.
5% Д) Нужно просто прикрикнуть на учеников, припугнуть чем-нибудь (например, двойкой или директором, или родителями) тогда и дисциплина восстановится на уроке.
10% Е) Мелкие нарушения дисциплины учитель может не замечать, не обращать на нарушителей особенного внимания или переводить всё в шутку, чтобы не устраивать скандала на уроке.
14% Ж) Учителю не стоит самому переходить на крик, сильно нервничать и долго отчитывать нарушителей порядка, так как это не приносит никакой пользы, обижает учеников, злит их ещё больше и в следующий раз может повториться всё то же самое.
Напишите пожелание учителям, которое поможет им спокойно и продуктивно вести уроки для учеников нашей школы
Без конфликтов!
-
Урок должен быть интересным.
-
Иметь чувство юмора, шутить с учениками.
-
Не быть слишком строгими и занудными.
-
Не кричать на нас, если мы у доски сделали что-то не правильно.
-
Находить с учениками общий язык, индивидуальный подход.
-
Поставить себя так, чтобы дети уважали.
-
Общаться с учеником на равных, уважительно.
-
Быть терпеливым, внимательно относиться к ученику и его оценкам.
-
Быть строгими, но справедливыми.
-
Пусть будут здоровыми и счастливыми.
ЧТОБЫ ГРАМОТНО ПОСТРОИТЬ КОНСТРУКТИВНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С НАРУШИТЕЛЕМ НА УРОКЕ НЕОБХОДИМО:
1. Распознать истинный мотив поступка, поведения:
-
привлечение внимание (учителя, сверстников)
-
власть
-
месть
-
стремление избежать неудачи
2. В соответствии с мотивом выбрать способ действия/реагирования для немедленного вмешательства в ситуацию и прекращения выходки.
-
Важно знать психологически и педагогически обоснованные варианты быстрого реагирования на неприемлемое поведение учеников на уроке и пользоваться хотя бы некоторыми из них.
3. Выработать определённую стратегию своего поведения (возможно, придётся изменить /пересмотреть привычные для себя меры воздействия).
КОГДА ТРЕБУЕТСЯ НЕМЕДЛЕННАЯ
РЕАКЦИЯ И ВМЕШАТЕЛЬСТВО УЧИТЕЛЯ:
Минимизация внимания:
-
Установите с учеником зрительный контакт
-
Встаньте рядом
-
Прикоснитесь осторожно к руке, плечу ребёнка
-
Упоминайте имя ученика
-
Игнорируйте такое поведение (если это возможно)
-
Делайте письменное замечание
-
Замечание должно быть предельно кратким, скорее просьбой или предложением (без чтения морали)
Действуем неожиданно:
-
Начните говорить тихим голосом
-
Измените манеру речи
-
Временно прекратите урок
-
Вставьте проблемный и неожиданный вопрос
Отвлечение ученика:
-
Задать прямые вопросы
-
Попросить об одолжении, помощи
-
Предложить изменить деятельность (дать ему работу, с которой он вполне справиться)
-
Пересадить ученика
Принципы профилактики поведения с целью установления власти:
-
Избегайте прямой конфронтации, что позволяет снизить напряжённость.
-
Позволяйте проявлять власть, руководить разрешёнными способами под вашим контролем (ребёнок может в жизни обладать лидерскими способностями, честолюбием, независимым мышлением). Передайте ученику часть своей организаторской власти.
Принципы профилактики мстительного поведения:
-
Строить отношения со всеми учениками, чтобы чувствовалась ваша забота и уважение к ним.
-
Не отвечать силой и подавлением любой ценой.
-
Обучать учеников нормальным выражениям своей душевной боли и страдания приемлемыми способами.
-
Помните, что мстительные дети чаще всего активны, деятельны, с развитой способностью к выживанию. Используйте сильные стороны их личности.
Принципы профилактики поведения с целью избегания неудачи:
-
Снять неоправданно высокие ожидания и требования к ребёнку, которые вызывают страх не соответствовать им - отсутствие желания что-либо делать.
-
Перестать постоянно указывать на ошибки и несостоятельность ребёнка.
-
Не ставьте ребёнка перед перспективой: быть победителем или проигравшим (успех или позор). Скорее всего, такой ученик не решится на действие вообще.
-
Поддерживайте любые попытки сменить установку «Я не могу» на «Я могу».
-
Помогайте преодолевать трудности, барьеры.
Мирно выходим из напряжённых и взрывоопасных ситуаций:
-
Это должен быть дипломатический манёвр, позволяющий всем участникам «сохранить лицо» и избежать скандала.
-
Признайте на какой-то момент силу ученика, уравняйте его с собой как личность.
-
Уберите зрителей, чаще общайтесь наедине, будьте открыты для такого контакта («Для обсуждения этого вопроса я жду тебя в такое-то время. Это время тебе подходит?», «Поговорим об этом на перемене», «Возможно, ты прав. Как-нибудь поговорим об этом»).
-
Попробуйте согласиться с учеником, не вступая в препирательства, принять его мнение (словно его высказывания безобидны и незначительны).
-
Изменяйте тему разговора. Расскажите шутку, приведите пример из жизни.
Рекомендации, позволяющие педагогу установить партнёрские отношения с учениками:
-
Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении) ученика, а не на его личности, описывайте поведение ученика безоценочно (как оно может отразиться на других, как вы к этому относитесь, какие чувства вызывает у вас такое поведение, на сколько оно приемлемо).
2. Контролируйте свои негативные эмоции. Если вы научитесь управлять своими эмоциями и не станете выливать на головы учеников потоки «благородного гнева», то лишите властолюбца желаемой реакции и подготовите почву для успешного взаимодействия.
3. Не следует усиливать напряжение:
-
Повышать голос
-
Оставлять последнее слово за собой
-
Разговаривать с сарказмом
-
Читать морали
-
Передразнивать или придираться
-
Сравнивать ученика с другими
4. Не «закрывайте» ученику пути к хорошему поведению:
-
Говорите о плохом поведении, а не о плохом ученике
-
Не обвиняйте безоговорочно, ведь у каждого поведения есть свои мотивы, причины, а не только следствие.
-
-- Не сравнивайте ребёнка с другим учеником.
-- Избегайте чтения морали и лекций о поведении.
5. Обсуждайте поступок ученика позже. Отреагировать на поступок можно немедленно, причём неожиданно для ученика, а обсуждение отложить.
6. Позвольте ученику «поиграть» по-своему, т.е. использовать свои способы защиты («сохранить своё лицо»).
7. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения, т.к. это позволит учить детей адекватному выражению своих чувств.
8. Крайняя мера - временная изоляция скандалиста.
9. Применение санкций: ученики должны знать, что конкретное нарушение влечёт определённые санкции, которые незамедлительно последуют. Санкции за проступок, совершённый в классе, должны быть применены к ученику в школе.
-
-
Предупреждать о санкциях нужно неэмоционально, корректно, основываясь на конкретных фактах.
-
Так говорить не стоит: | А вот так надо! |
1. Ты какой-то неуравновешенный, несобранный, вечно дёргаешься и отвлекаешься! Вот и результат плачевный. | 1. Мне кажется, ты волновался, когда отвечал и не был в себе уверен. |
2. Ты что кричишь, возмущаешься, думаешь, я не справедливо тебя оцениваю? | 2. Ты сейчас очень громко говоришь. Тебя что-то злит/возмущает? Я тебя лучше пойму, если будешь говорить тише и спокойнее. |
3. На контрольной списывают только бездельники и дураки! | 3. Мне неприятно видеть (меня огорчает), что ты списываешь. Я знаю, что многие вещи ты способен выполнить сам. |
4. Ты никогда не умел объяснять материал, опять никто ничего не понял! | 4. Я думаю, ты подобрал для объяснения очень сложные фразы/ попробуй в следующий раз это учесть. |
5. Опять ты обзываешься! То вчера Петю обозвал, на прошлой неделе со мной безобразно разговаривал! | 5. Сейчас ты ведёшь себя не совсем корректно (не справедливо, недостойно). |
6. Ты должен относиться к урокам серьёзнее! | 6. Возможно, в следующий раз стоит больше времени уделить подготовке к сочинению. |
7. Я тут целых полчаса распинаюсь! Ты меня не слушаешь! Как с тобой можно разговаривать?! | 7. Для меня важно, чтобы мы друг друга выслушали. |
8. Ты, конечно, молодец, но у тебя есть ошибки, небрежный почерк и не совсем точные формулировки. Соответственно оценка низкая. | 8. Ты действительно написал интересное сочинение, но над грамматикой следует ещё поработать. Надеюсь, у тебя получится. Ты с этим справишься. |