- Преподавателю
- Школьному психологу
- Конспект тренинга с педагогами на тему: Комфортное психологическое самочувствие, как залог эффективной деятельности педагога
Конспект тренинга с педагогами на тему: Комфортное психологическое самочувствие, как залог эффективной деятельности педагога
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | САФИНА Г.А. |
Дата | 25.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема встречи: Комфортное психологическое самочувствие, как залог эффективной деятельности педагога.
Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья учителей.
Задачи:
-
Познакомить педагогов с причинами эмоционального и профессионального выгорания и его влияние на качество образовательного процесса;
-
Обучить способам снятия эмоционального напряжения и возможностям его предотвращения (приемы мышечной релаксации, аутотренинга и дыхательной гимнастики, медитации, развивать умение визуализировать, приемам телесноориентированной терапии);
-
Помочь каждому осознать степень его стрессоустойчивости и дать возможность восстановления своего душевного состояния;
-
Формировать позитивное принятие себя.
Материалы и оборудование: интерактивная доска и компьютер для демонстрации слайдовой презентации, презентация, ароматерапия - аромамасло «антистресс», музыкальное сопровождение для релаксации (Aeoliah - Windsong), бланки с анкетой, шкатулка с карточками-аффирмациями, памятки.
1.Приветствие. Добрый вечер. Я рада приветствовать на нашей встрече. Надеюсь, вы обогатились от наших учителей и детей положительной энергией. Это был насыщенный день, и вы, вероятно, устали. И это символично, ибо я хочу эти пол часа посвятить психологическому благополучию педагога и дать возможность вам позаботиться о себе и отдохнуть.
2.Шеринг. Давайте представимся по кругу. Кто вы и какие ожидания от нашей встречи у вас есть (выясняю контингент участников) Спасибо.
3. Метафора. Слайд 1
- Взгляните на этот стакан, какой вопрос в связи с этим образом напрашивается?
Предположения присутствующих: "Стакан наполовину полон или пуст?", итд.
- Мне бы хотелось спросить: "Как вы думаете, насколько этот стакан тяжелый?".
А что произойдет, если я буду так держать стакан в течение нескольких минут?
Предположения присутствующих: ничего!
- Действительно, ничего страшного не случится. А что будет, если я стану держать этот стакан в вытянутой руке, например, часа два?
Предположения присутствующих: ваша рука начнёт болеть.
- А если целый день?
Предположения присутствующих: ваша рука онемеет, у вас будет сильное мышечное расстройство и паралич. Возможно, даже придётся ехать в больницу.
- Вес стекла и воды не меняется, но чем дольше я держу стакан, тем тяжелее он становится. Давайте представим, что стакан с водой - это наши переживания, чья то грубость, не выполненные д/з, равнодушные или агрессивные родители, документы, которые нужно срочно подготовить и сдать «вчера» и др. стрессы, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Чем дольше мы их накапливаем и о них думаем, тем нам становится тяжелее. Сегодня этот стакан - образ неправильно пережитых стрессов, не комфортного самочувствия педагога, образ эмоционального, профессионального выгорания.
4. Теоретическая часть
По данным Манчестерского университета по шкале стресса профессия учитель уступает лишь шахтерам и летчикам и наиболее подвержена синдрому профессионального выгорания.
Слайд 2 Эмоциональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса (внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них) и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Слайд 3. Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Г. Фрейденбергер в 1974 г. для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек».
В 1981 г. психолог А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки»- и этот запах иногда явно ощущается в образовательных учреждениях. Полагаю, вы со мной согласитесь.
Слайд 4. Неоспорим тот факт, что учитель - центральная фигура учебно-воспитательного процесса и играет ведущую роль в процессе обучения
К.Д. Ушинский писал "Влияние личности воспитателя … нельзя заменить ни учебниками, ни моральными тенденциями, ни системой наказаний и поощрений".
И поэтому проблема психологического благополучия учителя была и остаётся одной из наиболее актуальных проблем современной педагогической психологии. Особенно в связи с внедрением ФГОС, когда нагрузка увеличивается, учитель сталкивается с новыми требованиями, выступает в 2 ипостасях (учителя и психолога), увеличивается поток отчетной документации, мы сталкиваемся со страхами и с внутренним сопротивлением новому и увеличению нагрузки итд.
Больше всего подвержены выгоранию и выходят из строя, как правило самые ответственно относящиеся к своей работе, переживающие за свое дело, вкладывающие в него душу, сопереживающие, не умеющие отказать другим и увы не получающие вознаграждения (как материального, так и морального, эмоционального)
Неблагополучие психологического здоровья, деформация личности учителя, проявление синдрома выгорания самым непосредственным образом влияют и на профессиональную состоятельность педагога и на здоровье учащихся. Нездоровый учитель не может позаботиться о себе и тем более обеспечить учащемуся необходимый уровень внимания, индивидуальный подход.
Слайд 5. Может привести к дидактогении - негативному состоянию повышенной психоэмоциональной напряженности близкой к срыву адаптации, вызванное нарушением педагогического такта со стороны педагога или неумеренным педагогическим воздействием с информационной перегрузкой, приводящей к переутомлению, нарушениям деятельности и межличностных отношений - предпосылки появления дидактоневрозов у учащихся.
Слайд 6 Проявления стресса в работе учителя
В настоящее время существует несколько теорий, выделяющих стадии эмоционального выгорания. Продемострирую модель Дж. Гринберга [2002]: Слайд 7
-
«Медовый месяц». Работник позитивно относится к работе, но по мере накопления рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным.
-
«Недостатоктоплива». Появляются усталость, апатия, бессонница. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника снижаются интерес к трудовой деятельности, продуктивность работы, могут развиться дистанцирование, цинизм. Если мотивация достаточно высока, используя НЗ (неприкосновенные запасы энергии), показывает высокие результаты, но за счет своего здоровья.
-
Хронические симптомы. Чрезмерная работа без отдыха приводит к измождению, снижению иммунитета, к постоянной раздражительности, подавленности.
-
Кризис. Часто развиваются хронические заболевания, что может привести к частичной или полной не работоспособности; усиливаются переживания по поводу недостаточной профессиональной компетентности, качества жизни.
-
«Пробивание стены». Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать угрожающее жизни человека заболевание.
В современной педагогике и психологии этому явлению уделяют много места, об этом много пишут, и поэтому из-за жестких временных рамок на теоретическом блоке останавливаться мы не будем. Если есть потребность, информация будет предоставлена в электронном виде.
5. Самодиагностика.
Слайд 8. Наличие у себя СЭВ человек чаще всего не осознаёт. Я предлагаю вам прислушаться к себе, и оценить по баллам, насколько для вас характерны симптомы эмоционального выгорания.
Баллы: 0-Почти никогда;1-Редко; 2-Часто;3-Почти всегда.
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня
2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой
3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня
4. После рабочего дня я могу срываться на своих близких
5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела
6. Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня
7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье
8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил
9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей
Слайд 9 Интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по 4-х балльной шкале: "0" - почти никогда. "1" - иногда. "2" - часто, "3" - почти всегда.
Суммарный показатель менее 3-х баллов можно оценить как низкий. 3-11 средний - становление СЭВ, выше 12 - как высокий показатель эмоционального выгорания.
Я не буду публично спрашивать у каждого из вас о том, бывают ли у вас эти мысли, возникают ли у вас эти чувства, совершаете ли вы схожие действия, но, глядя на вашу реакцию сейчас, я могу сказать, что проблема эмоционального, профессионального выгорания не пустой звук.
Слайд 10. Многие психологи считают, что СЭВ- это не приговор и не является неизбежным. Должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его
Слайд 11. Одним из наиболее эффективных способов профилактики синдрома профессионального выгорания является саморегуляция.
Психическая саморегуляция - это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов ( самоприказы, самоодобрение, программирование), мысленных образов(медитация и визуализация), управления мышечным тонусом и дыханием(движения, релаксация, звуковая и дыхательные гимнастика)
В результате саморегуляции могут возникнуть три основных эффекта:
- эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
- эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);
- эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).
Мы можем предложить вам банк способов саморегуляции, который вы сможете пополнить своими идеями (памятка в электронном варианте).
Практическая часть.
А сейчас я предлагаю активно участвовать в выполнении упражнений, направленных на снижение СЭВ
6. Упражнение «Центр тела» Телесно-ориентированный подход.
Первое упражнение направлено на ощущение центра тела, которое помогает пребывать в состоянии равновесия как физического так и психологического.
- С точки зрения телесно-ориентированной терапии, центр тела находится в зоне ниже пупка (Чакра свадхистхана)
Необходимо встать вертикально, ноги на ширине плеч, колени немного согнуты, стопы параллельно друг другу и в плотном контакте с поверхностью на которой стоите (заземление]. Ладонь положить на зону центра тела и почувствовать этот центр. Ощущения могут быть разные: тепло, холод и др.
Для развития ощущений центра тела делаются следующие движения: (можно в парах)
1. Стоим в том же положении (описано выше) и начинаем движения тазом в стороны, как бы смещая бедром нечто, что мешает этому движению, движения осуществляются медленно, в конце траектории движения осуществляется сильный толчок бедром, похожий на выталкивание. Верхняя часть туловища остается неподвижной. Повторить 3-4 раза в каждую сторону.
2. Стоим в том же положении (описано выше) и начинаем движение тазом вперед и назад. Принцип выполнения как в первом упражнении. Медленно выталкиваем таз назад, как будто что-то или кто-то оказывает нам сопротивление, в конце траектории движения производится толчок, сброс сопротивления. Верхняя часть туловища неподвижна, работают только бедра. Выполняем движения назад и вперед, повторяем 3-4 раза.
3. После выполнения первого и второго упражнения можно выполнять круговые движения тазом по часовой, а затем и против часовой стрелки.
После выполнения упражнений у вас должна появиться легкость и прилив энергии в зоне центрирования тела. Систематика повторений этих упражнений позволить чувствовать себя легко и непринужденно, при этом с каждым разом вы четче будете ощущать этот центр, что позволит вам ощущать в каком физическом м и психологическом состоянии вы прибываете.
Как вы себя чувствуете? Не забывайте о личной безопасности, если плохо себя чувствуете, сообщите мне.
7. Упражнение «Образное дыхание»
Оно направлено на снятие мышечного напряжения и расслабление. Важно, чтобы на протяжении всего упражнения ваши стопы стояли на полу. Это так, называемое, заземление, которое помогает в любых ситуациях стабилизировать внутреннее состояние.
Сидя на стуле, найдите для себя наиболее удобную позу и закройте глаза. Почувствуйте свои стопы и то, как они соприкасаются с твердой поверхностью. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Почувствуйте легкую прохладу на вдохе и легкое тепло на выдохе. И пусть в мире не будет ничего кроме вдохов и выдохов.
Сделайте глубокий вдох через нос, на несколько секунд задержите дыхание, сделайте медленный выдох через рот. Еще раз вдох, пауза, выдох. И еще раз глубокий вдох, задержите дыхание, выдох. Представьте, что вы дышите через середину груди, продолжая ощущать прохладу вдоха и тепло выдоха. Продолжайте дышать серединой груди.
Теперь представьте, как вы дышите через солнечное сплетение. Сделайте глубокий вдох, ощущая прохладу в области солнечного сплетения, выдох, ощущая тепло. Продолжайте дышать.
Переместите область дыхания в низ живота. Продолжайте дышать.
Сконцентрируйте свое внимание на ладонях и стопах. Дышите ладонями и стопами. Вдох - выдох. Продолжайте дышать.
Теперь почувствуйте, как вы дышите поверхностью всего тела. Вдох - выдох. Сделайте еще несколько циклов дыхания.
8.Упражнение «Горячий воздушный шар» - визуализация.
Вообразите себе гигантский воздушный шар на утопающем в зелени лугу.
Рассмотрите эту картину как можно подробнее.
Вы складываете все свои проблемы и тревоги в корзину шара.
Когда корзина будет полной, представьте, как веревка шара сама отвязывается, и он медленно набирает высоту. Шар постепенно удаляется, превращаясь в маленькую точку и унося весь груз ваших проблем.
Почувствуйте свое тело: отдохнувшее, наполненное энергией. И когда будете готовы, откройте глаза.
9. Упражнение «Шкатулка» направлено на развитие позитивного мышления участников.
По кругу передаётся коробочка с карточками-аффирмациями.
Возьмите по 1 карточке. Прочитайте, пожалуйста, вслух позитивные утверждения уверенным тоном. Что чувствуете? Случайно ли попала к вам эта карточка?
10. Шеринг.
Подошла к концу наша встреча, поделитесь, как все наши действия сказались на вашем текущем эмоциональном состоянии. Встретились ли какие либо трудности? Что вам понравилось, отозвалось?
Пожелания на прощание:
-
ЗАБОТЬТЕСЬ О СВОЕМ ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ, КОЛЛЕГИ!
-
НЕ ДОВОДИТЕ УРОВЕНЬ ПСИХИЧЕСКИХ НАРУЗОК ДО КРИТИЧЕСКИХ!
Сафина Г.А. педагог-психолог,
МБОУ СОШ № 31 с УИП ХЭП
5