Конспект тренинга с педагогами на тему: Комфортное психологическое самочувствие, как залог эффективной деятельности педагога

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема встречи: Комфортное психологическое самочувствие, как залог эффективной деятельности педагога.

Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья учителей.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с причинами эмоционального и профессионального выгорания и его влияние на качество образовательного процесса;

  2. Обучить способам снятия эмоционального напряжения и возможностям его предотвращения (приемы мышечной релаксации, аутотренинга и дыхательной гимнастики, медитации, развивать умение визуализировать, приемам телесноориентированной терапии);

  3. Помочь каждому осознать степень его стрессоустойчивости и дать возможность восстановления своего душевного состояния;

  4. Формировать позитивное принятие себя.

Материалы и оборудование: интерактивная доска и компьютер для демонстрации слайдовой презентации, презентация, ароматерапия - аромамасло «антистресс», музыкальное сопровождение для релаксации (Aeoliah - Windsong), бланки с анкетой, шкатулка с карточками-аффирмациями, памятки.

1.Приветствие. Добрый вечер. Я рада приветствовать на нашей встрече. Надеюсь, вы обогатились от наших учителей и детей положительной энергией. Это был насыщенный день, и вы, вероятно, устали. И это символично, ибо я хочу эти пол часа посвятить психологическому благополучию педагога и дать возможность вам позаботиться о себе и отдохнуть.

2.Шеринг. Давайте представимся по кругу. Кто вы и какие ожидания от нашей встречи у вас есть (выясняю контингент участников) Спасибо.

3. Метафора. Слайд 1

- Взгляните на этот стакан, какой вопрос в связи с этим образом напрашивается?

Предположения присутствующих: "Стакан наполовину полон или пуст?", итд.

- Мне бы хотелось спросить: "Как вы думаете, насколько этот стакан тяжелый?".

А что произойдет, если я буду так держать стакан в течение нескольких минут?
Предположения присутствующих: ничего!

- Действительно, ничего страшного не случится. А что будет, если я стану держать этот стакан в вытянутой руке, например, часа два?

Предположения присутствующих: ваша рука начнёт болеть.

- А если целый день?

Предположения присутствующих: ваша рука онемеет, у вас будет сильное мышечное расстройство и паралич. Возможно, даже придётся ехать в больницу.
- Вес стекла и воды не меняется, но чем дольше я держу стакан, тем тяжелее он становится. Давайте представим, что стакан с водой - это наши переживания, чья то грубость, не выполненные д/з, равнодушные или агрессивные родители, документы, которые нужно срочно подготовить и сдать «вчера» и др. стрессы, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Чем дольше мы их накапливаем и о них думаем, тем нам становится тяжелее. Сегодня этот стакан - образ неправильно пережитых стрессов, не комфортного самочувствия педагога, образ эмоционального, профессионального выгорания.

4. Теоретическая часть

По данным Манчестерского университета по шкале стресса профессия учитель уступает лишь шахтерам и летчикам и наиболее подвержена синдрому профессионального выгорания.

Слайд 2 Эмоциональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса (внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них) и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Слайд 3. Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Г. Фрейденбергер в 1974 г. для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек».

В 1981 г. психолог А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки»- и этот запах иногда явно ощущается в образовательных учреждениях. Полагаю, вы со мной согласитесь.

Слайд 4. Неоспорим тот факт, что учитель - центральная фигура учебно-воспитательного процесса и играет ведущую роль в процессе обучения

К.Д. Ушинский писал "Влияние личности воспитателя … нельзя заменить ни учебниками, ни моральными тенденциями, ни системой наказаний и поощрений".

И поэтому проблема психологического благополучия учителя была и остаётся одной из наиболее актуальных проблем современной педагогической психологии. Особенно в связи с внедрением ФГОС, когда нагрузка увеличивается, учитель сталкивается с новыми требованиями, выступает в 2 ипостасях (учителя и психолога), увеличивается поток отчетной документации, мы сталкиваемся со страхами и с внутренним сопротивлением новому и увеличению нагрузки итд.

Больше всего подвержены выгоранию и выходят из строя, как правило самые ответственно относящиеся к своей работе, переживающие за свое дело, вкладывающие в него душу, сопереживающие, не умеющие отказать другим и увы не получающие вознаграждения (как материального, так и морального, эмоционального)

Неблагополучие психологического здоровья, деформация личности учителя, проявление синдрома выгорания самым непосредственным образом влияют и на профессиональную состоятельность педагога и на здоровье учащихся. Нездоровый учитель не может позаботиться о себе и тем более обеспечить учащемуся необходимый уровень внимания, индивидуальный подход.

Слайд 5. Может привести к дидактогении - негативному состоянию повышенной психоэмоциональной напряженности близкой к срыву адаптации, вызванное нарушением педагогического такта со стороны педагога или неумеренным педагогическим воздействием с информационной перегрузкой, приводящей к переутомлению, нарушениям деятельности и межличностных отношений - предпосылки появления дидактоневрозов у учащихся.

Слайд 6 Проявления стресса в работе учителя

В настоящее время существует несколько теорий, выделяющих стадии эмоционального выгорания. Продемострирую модель Дж. Гринберга [2002]: Слайд 7

  1. «Медовый месяц». Работник позитивно относится к работе, но по мере накопления рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным.

  2. «Недостатоктоплива». Появляются усталость, апатия, бессонница. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника снижаются интерес к трудовой деятельности, продуктивность работы, могут развиться дистанцирование, цинизм. Если мотивация достаточно высока, используя НЗ (неприкосновенные запасы энергии), показывает высокие результаты, но за счет своего здоровья.

  3. Хронические симптомы. Чрезмерная работа без отдыха приводит к измождению, снижению иммунитета, к постоянной раздражительности, подавленности.

  4. Кризис. Часто развиваются хронические заболевания, что может привести к частичной или полной не работоспособности; усиливаются переживания по поводу недостаточной профессиональной компетентности, качества жизни.

  5. «Пробивание стены». Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать угрожающее жизни человека заболевание.

В современной педагогике и психологии этому явлению уделяют много места, об этом много пишут, и поэтому из-за жестких временных рамок на теоретическом блоке останавливаться мы не будем. Если есть потребность, информация будет предоставлена в электронном виде.

5. Самодиагностика.

Слайд 8. Наличие у себя СЭВ человек чаще всего не осознаёт. Я предлагаю вам прислушаться к себе, и оценить по баллам, насколько для вас характерны симптомы эмоционального выгорания.

Баллы: 0-Почти никогда;1-Редко; 2-Часто;3-Почти всегда.

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня

2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой

3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня

4. После рабочего дня я могу срываться на своих близких

5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела

6. Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня

7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье

8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил

9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей

Слайд 9 Интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по 4-х балльной шкале: "0" - почти никогда. "1" - иногда. "2" - часто, "3" - почти всегда.
Суммарный показатель менее 3-х баллов можно оценить как низкий. 3-11 средний - становление СЭВ, выше 12 - как высокий показатель эмоционального выгорания.

Я не буду публично спрашивать у каждого из вас о том, бывают ли у вас эти мысли, возникают ли у вас эти чувства, совершаете ли вы схожие действия, но, глядя на вашу реакцию сейчас, я могу сказать, что проблема эмоционального, профессионального выгорания не пустой звук.

Слайд 10. Многие психологи считают, что СЭВ- это не приговор и не является неизбежным. Должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его

Слайд 11. Одним из наиболее эффективных способов профилактики синдрома профессионального выгорания является саморегуляция.

Психическая саморегуляция - это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов ( самоприказы, самоодобрение, программирование), мысленных образов(медитация и визуализация), управления мышечным тонусом и дыханием(движения, релаксация, звуковая и дыхательные гимнастика)

В результате саморегуляции могут возникнуть три основных эффекта:

- эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);

- эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);

- эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Мы можем предложить вам банк способов саморегуляции, который вы сможете пополнить своими идеями (памятка в электронном варианте).

Практическая часть.

А сейчас я предлагаю активно участвовать в выполнении упражнений, направленных на снижение СЭВ

6. Упражнение «Центр тела» Телесно-ориентированный подход.

Первое упражнение направлено на ощущение центра тела, которое помогает пребывать в состоянии равновесия как физического так и психологического.

- С точки зрения телесно-ориентированной терапии, центр тела находится в зоне ниже пупка (Чакра свадхистхана)

Необходимо встать вертикально, ноги на ширине плеч, колени немного согнуты, стопы параллельно друг другу и в плотном контакте с поверхностью на которой стоите (заземление]. Ладонь положить на зону центра тела и почувствовать этот центр. Ощущения могут быть разные: тепло, холод и др.

Для развития ощущений центра тела делаются следующие движения: (можно в парах)

1. Стоим в том же положении (описано выше) и начинаем движения тазом в стороны, как бы смещая бедром нечто, что мешает этому движению, движения осуществляются медленно, в конце траектории движения осуществляется сильный толчок бедром, похожий на выталкивание. Верхняя часть туловища остается неподвижной. Повторить 3-4 раза в каждую сторону.

2. Стоим в том же положении (описано выше) и начинаем движение тазом вперед и назад. Принцип выполнения как в первом упражнении. Медленно выталкиваем таз назад, как будто что-то или кто-то оказывает нам сопротивление, в конце траектории движения производится толчок, сброс сопротивления. Верхняя часть туловища неподвижна, работают только бедра. Выполняем движения назад и вперед, повторяем 3-4 раза.

3. После выполнения первого и второго упражнения можно выполнять круговые движения тазом по часовой, а затем и против часовой стрелки.

После выполнения упражнений у вас должна появиться легкость и прилив энергии в зоне центрирования тела. Систематика повторений этих упражнений позволить чувствовать себя легко и непринужденно, при этом с каждым разом вы четче будете ощущать этот центр, что позволит вам ощущать в каком физическом м и психологическом состоянии вы прибываете.

Как вы себя чувствуете? Не забывайте о личной безопасности, если плохо себя чувствуете, сообщите мне.

7. Упражнение «Образное дыхание»

Оно направлено на снятие мышечного напряжения и расслабление. Важно, чтобы на протяжении всего упражнения ваши стопы стояли на полу. Это так, называемое, заземление, которое помогает в любых ситуациях стабилизировать внутреннее состояние.

Сидя на стуле, найдите для себя наиболее удобную позу и закройте глаза. Почувствуйте свои стопы и то, как они соприкасаются с твердой поверхностью. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Почувствуйте легкую прохладу на вдохе и легкое тепло на выдохе. И пусть в мире не будет ничего кроме вдохов и выдохов.

Сделайте глубокий вдох через нос, на несколько секунд задержите дыхание, сделайте медленный выдох через рот. Еще раз вдох, пауза, выдох. И еще раз глубокий вдох, задержите дыхание, выдох. Представьте, что вы дышите через середину груди, продолжая ощущать прохладу вдоха и тепло выдоха. Продолжайте дышать серединой груди.

Теперь представьте, как вы дышите через солнечное сплетение. Сделайте глубокий вдох, ощущая прохладу в области солнечного сплетения, выдох, ощущая тепло. Продолжайте дышать.

Переместите область дыхания в низ живота. Продолжайте дышать.

Сконцентрируйте свое внимание на ладонях и стопах. Дышите ладонями и стопами. Вдох - выдох. Продолжайте дышать.

Теперь почувствуйте, как вы дышите поверхностью всего тела. Вдох - выдох. Сделайте еще несколько циклов дыхания.

8.Упражнение «Горячий воздушный шар» - визуализация.

Вообразите себе гигантский воздушный шар на уто­пающем в зелени лугу.

Рассмотрите эту картину как можно подробнее.

Вы складываете все свои проблемы и тревоги в кор­зину шара.

Когда корзина будет полной, представьте, как верев­ка шара сама отвязывается, и он медленно набирает высоту. Шар постепенно удаляется, превращаясь в ма­ленькую точку и унося весь груз ваших проблем.

Почувствуйте свое тело: отдохнувшее, наполненное энергией. И когда будете готовы, откройте глаза.

9. Упражнение «Шкатулка» направлено на развитие позитивного мышления участников.

По кругу передаётся коробочка с карточками-аффирмациями.

Возьмите по 1 карточке. Прочитайте, пожалуйста, вслух позитивные утверждения уверенным тоном. Что чувствуете? Случайно ли попала к вам эта карточка?

10. Шеринг.

Подошла к концу наша встреча, поделитесь, как все наши действия сказались на вашем текущем эмоциональном состоянии. Встретились ли какие либо трудности? Что вам понравилось, отозвалось?

Пожелания на прощание:

  • ЗАБОТЬТЕСЬ О СВОЕМ ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ, КОЛЛЕГИ!

  • НЕ ДОВОДИТЕ УРОВЕНЬ ПСИХИЧЕСКИХ НАРУЗОК ДО КРИТИЧЕСКИХ!

Сафина Г.А. педагог-психолог,

МБОУ СОШ № 31 с УИП ХЭП

5

© 2010-2022