Методическая разработка родительского собрания Стили семейного воспитания

Тема родительского собрания: «Стили семейного воспитания»Цель:  Просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетенции в вопросах формирования личности ребенка.Задачи:·        Познакомить родителей со стилями и типами воспитания, негативно влияющими на психику ребенка.·        Побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания. ·        Способствовать приобретению практических знаний по отдельным методам воспитания.Форма проведения: круглый стол Оборудование: компьюте...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

21

Родительское собрание

Тема родительского собрания: «Стили семейного воспитания»

Цель: Просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетенции в вопросах формирования личности ребенка.

Задачи:

  • Познакомить родителей со стилями и типами воспитания, негативно влияющими на психику ребенка.

  • Побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания.

  • Способствовать приобретению практических знаний по отдельным методам воспитания.

Форма проведения: круглый стол

Оборудование: компьютер, проектор, презентация « Стили семейного воспитания», памятки для родителей, бланки анкеты «Стиль семейного воспитания», ручки для родителей, выставка литературы по вопросам семейного воспитания.

Организация пространства:

Встреча проходит в читальном зале школьной библиотеки.
Столы расставлены полукругом, развернуты в сторону экрана проектора.

На столах для родителей чистые листочки, ручки, карандаши.
До начала собрания, пока родители собираются, тихо играет спокойная (релаксационная) музыка.
Родители /законные представители/рассаживаются за столами произвольно.

Подготовительная работа к собранию:

  • Подготовка бланков анкет и памяток для родителей.

  • Подготовка презентации.

  • Расстановка мебели в читальном зале библиотеки.

  • Подготовка выставки литературы по проблеме семейного воспитания.

ХОД СОБРАНИЯ:

1. Вводная часть

Классный руководитель представляет участников «круглого стола»: родителей (законных представителей), педагога-психолога. Сообщает повестку дня родительского собрания. И передает слово педагогу-психологу.

Педагог-психолог благодарит родителей за то, что они нашли время для встречи . Объясняет причины выбора такой формы работы как «круглый стол» и предлагает определить тему предстоящего родительского собрания, исходя из высказываний представленных на слайде.

« Наказания, назначенные в гневе, не достигают цели» И. Кант

« Детей нет. Есть люди» Я. Корчак

«Ребенок больше всего нуждается в нашей любви тогда, когда он меньше всего её заслуживает». Эрма Бомбек

« Не спеши с порицанием, если опаздываешь с похвалой». Антоний Регульский

« Цель воспитания - научить наших детей обходиться без нас». Эрнст Легуве.

« Лучший способ сделать детей хорошими - сделать их счастливыми» Оскар Уайльд. ( Слайд3)

Так о чем же сегодня пойдет речь? Правильно о стилях семейного воспитания. ( Слайды 1-2)

По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители, воспитывая детей, обычно не задумываются о том какой стиль воспитания им использовать, а ведут себя так, как им подсказывают интуиция, жизненный опыт, опыт воспитания, используемый их собственными родителями и складывающиеся обстоятельства. То есть чаще - как получится. А как же получается?

С помощью этого несложного теста давайте попробуем оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите тот, который для вас наиболее предпочитаемый. Старайтесь отвечать честно, не пытаясь предугадать результат или приукрасить ситуацию.

2. Проведение анкетирования родителей с целью выяснения стиля семейного воспитания (Слайд №4)

Родителям предлагается пройти тест: «Стили семейного воспитания» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.
Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением.

Давайте же попытаемся разобраться, какие стили семейного воспитания встречаются, чем они характеризуются и каковы последствия каждого из них.

3. Сообщение педагога - психолога о стилях семейного воспитания

Демонстрация презентации «Стили семейного воспитания»

( ПРИЛОЖЕНИЕ 2), беседа, обсуждение.

Сегодня на собрании мы рассмотрим с вами основные стили семейно воспитания, их особенности и последствия. В настоящее время существует несколько классификаций стилей семейного воспитания, все они, по сути, говорят об одном и том же, давая лишь разные названия тому или иному типу взаимоотношений родителей и детей. Мы воспользуемся классификацией Д. Баумринд, доработанной Э. Маккоби и Дж. Мартином.

Итак, под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

Вот основные стили воспитания, которые мы применяем при воспитании наших детей: 1) авторитарный 2) авторитетный , 3) попустительский, 4) хаотический, 5) опекающий. (Слайд 5)

Авторитарный стиль («автократический», «диктат», «доминирование») - все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. ( Слайд 6)
Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями.

При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение ребенка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим. (Слайд 7)

Авторитетный стиль ( «демократический», «сотрудничество») - родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.
Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

(Слайды 8-9)

Попустительский стиль (- «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») - ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. (Слайд 10)


Неспособность семьи контролировать поведение ребенка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались. (Слайд 11)

Хаотический стиль (непоследовательное руководство) - это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию. (Слайд 12)


При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка. (Слайд 13)

Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) - стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти. (Слайд 14)
Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у ребенка, с другой - к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости. (Слайд 15)

Кроме стилей воспитания, психологами выделено огромное количество типов воспитания, но я хочу обратить ваше внимание, только на те типы, которые негативно влияют на психику ребёнка.

Типы воспитания, которых следует избегать: 1) «Кумир семьи», 2) «Гиперопека», 3) «Гипоопека», 4) «Ежовые рукавицы», 5) «Повышенная моральная ответственность», 6) «В культе болезни».

1. «Кумир семьи» (Слайд 16)

Наверное, любой из нас не прочь хоть для кого-то стать кумиром, пускай на миг... и, говоря об этом типе воспитания, невольно кажется - ребенку повезло: он обожаем, он действительно любим, любим не просто, а без предела. Языческое божество, смысл жизни, идол, требующий поклонения... Вернее - «пуп земли» и «центр Вселенной»... Им восторгаются, над ним дрожат, все в доме буквально молятся на него, предупреждая каждое желание. Любая прихоть ребенка - закон. Во всех поступках его мама с папой находят лишь незаурядность, и даже шалости «кумира» неповторимы. Ежесекундно, ежеминутно, родители в нем открывают новые «таланты», любуясь ими и демонстрируя нередко эти мнимые способности знакомым, родственникам и друзьям. Такой ребенок, твердо веря в свою исключительность, растет капризным, своевольным эгоистом, лишь потребляя и не желая отдавать взамен.

Опережая своих сверстников в запросах, «кумир» семьи нередко отстает от них в элементарных навыках развития: он не способен сам умыться и одеться, родители освобождают ребенка от всех обязанностей. И это скажется впоследствии, когда настанет трудовая жизнь.

  • Ребенок обожаем, любим

  • Любая прихоть ребенка - закон

  • Восторгаются им, ежеминутно находят в ребенке «таланты»

  • Растет капризным, своевольным эгоистом

  • Освобожден от всех обязанностей

2. «Гиперопека» (Слайд 17)

Уже само название «гиперопека» подчеркивает сущность метода, свидетельствуя о «сверхопеке» ребенка. Такой ребенок лишен самостоятельности и не стремится к ней . Ведь то, что он отличен от других, ему внушили уже с самого рождения, и он прекрасно знает, что неповторим. Любой конфликт с родителями - это поражение. Ребенок привык повиноваться и следовать советам взрослых, которые продумали всю жизнь его до малейших мелочей «разработали», её маршрут, невольно превращаясь в диктаторов. Они, не сознавая этого, из самых благих побуждений диктуют каждый шаг ребёнку и контролируют его во всём, наверно, даже в мыслях. Под «пресс - контролем» их ребенок теряет индивидуальность, напоминая робота. Он твердо знаёт: это надо сделать так, а это - так... Довольно часто при гииперопеке родители возносят ребенка, как и кумира, до небес. Однако, вознося, они не только любуются ребенком, но и «готовят» вундеркинда. Ребенок загружен до предела. Он хочет оправдать надежды. И чтобы он их оправдал, его оберегают не только от превратностей судьбы, но и от дуновения любого ветерка. А раз оберегают, значит, он и вправду большая ценность. Всем, можно бегать босиком - ему нельзя, наколет ножку; все дети едят мороженое - а он не может, оно холодное, и вдруг... ангина; всем разрешают купаться в речке, кроме него: там глубоко, вдруг захлебнется. Он в самом деле неповторим... и, веря в это, ребенок возносит свою персону, день ото дня лишь погружаясь в оранжерейный климат своей семьи: гиперопека лишает творческого начала.

Жизнь по подсказкам - существование. Такие дети уже став взрослыми, могут пополнить ряды неудачников, им очень трудно жить в коллективе. Довольно часто гиперопека, не прекращающаяся и в подростковом возрасте, приводит к бурной реакции протеста

  • Ребенок лишен самостоятельности, следует советам взрослых

  • Родители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всем

  • Возносят ребенка до небес, «готовят» вундеркинда

  • Ребенок загружен до предела, хочет оправдать надежды родителей

  • Растет безвольным, трудности в общении

3. «Гипоопека» (Слайд 18)

Другая крайность наших воспитательных воздействий. Ребёнок предоставлен сам себе. Он ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым. Родители лишь временами вспоминают, что он есть, и уделяют ему минимум внимания. А он способен хоть за капельку внимания на все. Такой ребенок не каждый день накормлен и не всегда как надо по сезону может быть одет. Он с малолетства вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям, о которых заботятся родители. Его потребности вообще никто не хочет удовлетворить. Ему не покупают книжки и игрушки.

Всё это отражается на психике ребенка, и он со временем вдруг начинает ощущать себя неполноценным. И этот комплекс, комплекс собственной неполноценности ребенка, преследует его потом всю жизнь.

  • Ребенок предоставлен сам себе

  • Ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым

  • Временами вспоминают, что он есть и уделяют минимум внимания

  • Вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям

4. «Ежовые рукавицы» (Слайд 19)

Когда ребенка держат в ежовых рукавицах, он обычно подневольное, бесправное и безголосое существо. Ему диктуют; ему приказывают, на нем срываются и разряжаются. Ему внушают лишь подчинение. Чуть что не так - ремень, угрозы и избиёния. Страх заставляет его смириться, страх правит действиями и поступками. Такой рёбенок, не зная ласки и тепла беспрекословно подчиняясь, ожесточается, черствеет и вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, довольно часто с бурными реакциями протеста.

  • Ребенку диктуют, приказывают, на нем срываются и разряжаются

  • Внушают лишь подчинение

  • Ребенок не знает, ласки и тепла, беспрекословно подчиняясь

  • Вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, с часто с бурными реакциями протеста

5. «Воспитание по типу повышенной моральной ответственности» (Слайд 20)

Еще один неправильный тип воспитания, когда на плечи ребенка родителями возлагается огромная ответственность, обычно непосильная для возраста ребенка. Свои не оправдавшиеся чаяния, надежды взрослые мечтают реализовать в детях. И малыши должны учить английский, играть на скрипке, писать, читать, едва родившись, чтоб оправдать тщеславие родителей.

Другой вариант такого воспитания - когда ребенку поручают заботиться о младших в доме или же о престарелых, причем не понарошку, и играя, а в самом прямом смысле слова, что, безусловно, тяжким бременем ложится на плечи ребенка и отражается на психике ребенка, который не по возрасту серьезен, все время озабочен и ищет выход из создавшегося положения. Такие дети часто обращаются к врачам по поводу неврозов.

  • На плечи ребенка возлагается огромная ответственность, обычно непосильная для его возраста

  • Свои не оправдавшиеся надежды, мечтают реализовать в детях

  • Ребенку поручают заботиться о младших в доме или о престарелых

6. «Воспитание «в культе болезни» (Слайд 21)

Такой тип воспитания обычно встречается тогда, когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием или когда родители, боясь, что ребенок вдруг внезапно, заболеет, трясутся в ужасе над ним, предупреждая- все его желания, а он, воспринимая всякую болезнь как свою привилегию, дающую ему особые права, невольно спекулирует создавшимся положением и злоупотребляет им. Такой ребенок хочет, чтобы в доме потворствовали всем его желаниям, дрожали бы над ним, заботились о нем. Он хорошо усвоил все свои права, не думая, что есть еще обязанности. Такой ребенок - маленький тиранчик.

Он добивается всего, пусть даже иногда для этого придется притвориться, придумать новую болезнь. Довольно часто он и в самом деле озабочен своим здоровьем, прислушиваясь сам к себе.

Он ждет сочувствия от всех сочувствия и сострадания, И даже «борется» за это. Такие дети, вырастая, часто с трудом могут приспособиться к действительности.

Они, лелея лишь самих себя и не привыкнув ничем жертвовать, нередко выбирают путь приспособленцев или подхалимов. Их участь - участь слабовольных и изнеженных людей.

  • Когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием

  • Боясь, что ребенок заболеет, трясутся над ним, предупреждая все его желания

  • Пользуется создавшимся положением и злоупотребляет им

  • Ребенок хочет, чтобы исполнялись все его желания, заботились о нем

  • Такой ребенок- маленький «тиранчик», он притворяется, придумывает новую болезнь, чтобы добиться всего

  • Ждет сочувствия и сострадания от всех

  • С трудом приспосабливается к действительности

Методы воспитания в семье находятся в прямой зависимости от стиля семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной степени зависит психическое и в целом общее развитие ребенка.

Какие методы выбрать? Какие из них действительно приносят и результат и пользу?

4. Обсуждение проблемы

Классный руководитель: Уважаемые родители, я прошу желающих высказать свою точку зрения на данную тему. А особо хочется поговорить о том, какие методы воздействия вы применяете к своим детям? О том, какие из них вы считаете наиболее действенными.

Дискуссия по поводу методов воспитания, принятых в их семье, с обсуждением эффективности предлагаемых методов.

  • Только поощрение.

  • Частое порицание.

  • «Метод кнута и пряника».

Классный руководитель: Методы воспитания - это целая область знаний. Мы посвятим этому вопросу следующую нашу встречу, а сегодня коснемся только одного конкретного метода, использование которого приносит неплохие результаты в любом возрасте.

Педагог-психолог: Это четырехступенчатый метод, который называют корректирующим обучением или воспитанием. Корректирующее воспитание можно применять, когда ваши дети спорят, препираются, не выполняют требования и т.д.:

Этот метод предполагает четыре последовательных шага: (Слайд 22)

Шаг 1. Остановите неправильное поведение.

Шаг 2. Сообщите "последствие".

Шаг 3. Опишите, что вы хотите.

Шаг 4. Потренируйте то, что вы хотите.

Например, Петя никогда не выполнял домашние задания к приходу мамы с работы и все вещи в его комнате всегда разбросаны. (Слайд 23)

Шаг 1. Мама: - Ты не выполнил домашние задания или ты их плохо выполнил (у тебя разбросаны вещи) и т.д.

Шаг 2. - Завтра ты не будешь смотреть мультики (играть на компьютере и т.д.).

Шаг 3. - Я хочу, чтобы к моему приходу были выполнены уроки и убраны вещи в твоей комнате.

Шаг 4. -Так что ты будешь делать в следующий раз?

Петя: - Я сделаю уроки и уберу свои вещи в комнате.

Мама: - Вот давай сейчас сделаем это вместе, чтобы ты знала, как надо это делать правильно, аккуратно и т.д.

Каждый вечер контролировать, как ребенок выполняет задания, убирает вещи, направлять действия ребенка или делать вместе, пока ребенок не научится самостоятельно справляться с поручениями.

Давайте потренируемся: (родители предлагают различные ситуации «детского непослушания», а затем выстраивается модель пошагового реагирования)

Классный руководитель: Мы приготовили вам памятку, по применению этого четырехступенчатого метода. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

5. Выводы:

Классный руководитель: Когда размышляешь о типах воспитания детей, невольно приходят на ум слова « Дети никогда не слушают старших, но никогда не ошибаются, копируя их». Дж. Болдуин.(Слайд 24). Заканчивая разговор о выборе правильного типа воспитания, хотелось остановиться на одном мудром высказывании:

(Давайте вместе попытаемся закончить слова мудреца)

Если ребенка постоянно критикуют, он учится….(ненавидеть) (Слайд 25)

Если ребенок живет во вражде, он учится… (быть агрессивным) (Слайд 26)

Если ребенок растет в упреках, он учится… (жить с чувством вины) (Слайд 27)

Если ребенок растет в терпимости, он учится… (понимать других) (Слайд 28)

Если ребенка хвалят, он учится… (быть благородным) (Слайд 29)

Если ребенок растет в честности, он учится… (быть справедливым) (Слайд 30)

Если ребенок растет в безопасности, он учится… (верить людям, доверять) (Слайд 31)

Если ребенка поддерживают, он учится… (ценить себя) (Слайд 32)

Если ребенка высмеивают, он учится… (быть замкнутым) (Слайд 33)

Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь в этом мире, отзывчивости, любить) (Слайд 34)

6. Подведение итогов:

Классный руководитель: В нашей школьной библиотеке оформлена подборка книг по теме нашего собрания. Вы можете познакомиться с ней и выбрать то, что вас заинтересует.

С целью дальнейшей организации плодотворной и более эффективной работы, ответьте, пожалуйста, на представленные вопросы:

1. Чем помогла Вам сегодняшняя встреча?
2. Какая часть вызвала особый интерес?
3. Ваши пожелания на будущее.

« С детством полным любви, можно вынести всю жизнь».

Г. Песталоцци (Слайд35)

Список использованных источников:

  1. festival.1september.ru/articles/515683/

  2. signal-perm.narod.ru/lubov/rubrika_testi/stil_SV.doc

  3. rusnauka.com/22_PNR_2012/Psihologia/8_115338.doc.htm

  4. myshared.ru/slide/430815/

  5. childpsy.ru/lib/articles/id/32545.php

  6. komp-r.ucoz.ru/photo/3d_chelovechki/15-6

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета «Стиль семейного воспитания»

Инструкция: Уважаемые родители, попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Для этого просим Вас ответить на вопросы анкеты. Необходимо выбрать наиболее для Вас предпочитаемый вариант ответа из четырех предложенных.

Вопросы:

1. Чем, по Вашему мнению, в большей мере определяется характер человека: наследственностью или воспитанием?

А - Преимущественно воспитанием.

Б - Сочетанием условий задатков и условий среды.

В - Главным образом, врожденными задатками.

Г - Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как Вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А - Это игра слов, софизм, имеющий мало отношений к действительности.

Б - Абсолютно с этим согласен.

В - Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.

Г - Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании детей Вы находите наиболее удачным?

А - «Если Вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться» (Эдгар Хоу)

Б - «Цель воспитания научить детей обходиться без нас» (Эрнст Легуве)

В - «Детям нужны не поучения, а примеры» (Жозеф Жубер)

Г - «Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному» (Томас Фуллер)

4. Считаете ли Вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А - Меня никто этому не учил, и их жизнь сама научит

Б - Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

В - Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное - позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.

Г - Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.



  1. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

А - Если попросит, то можно дать.

Б - Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

В - Целесообразно выдавать некоторую сумму денег на определенный срок (на неделю, на месяц и т.п.), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

Г - Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.



  1. Как Вы поступите, если узнаете, что Вашего ребенка обидел одноклассник?

А - Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Б - Отправлюсь выяснять отношения с родителями обидчика.

В - Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более, что их обиды недолги.

Г - Посоветую ребенку, как ему лучше вести себя в таких ситуациях.



  1. Как Вы относитесь к сквернословию ребенка?

А - Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.

Б - Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

В - Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.

Г - Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.



  1. Сын-подросток хочет провести выходные на даче у друга, где соберется компания сверстников в отсутствии родителей. Отпустили бы Вы его?

А - Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай это делают под надзором старших.

Б - Возможно, если знаю его товарищей как порядочных и надежных ребят.

В - Он вполне разумный человек, чтобы самому принять решение. Хотя конечно в его отсутствие буду немного беспокоиться.

Г - Не вижу причины запрещать.

9. Как Вы отреагируете, если узнаете, что ребенок Вам солгал?

А - Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б - Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

В - Расстроюсь.

Г - Попробую разобраться, что его побудило солгать.

10. Считаете ли Вы, что подаете ребенку достойный пример?

А - Безусловно.

Б - Стараюсь.

В - Надеюсь.

Г - Не знаю.



Обработка результатов:

Стиль поведения

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

АВТОРИТЕТНЫЙ

Б

В

В

Г

В

Г

А

Б

Г

Б

АВТОРИТАРНЫЙ

А

А

Г

В

Б

Б

Б

А

А

А

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ

В

Б

Б

Б

А

А

Г

В

В

В

ИНДИФФЕРЕНТНЫЙ

Г

Г

А

А

Г

В

В

Г

Б

Г

Интерпретация полученных данных:

Отметьте в таблице выбранные Вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в Вашей семье определенный стиль воспитания. Если среди Ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь вероятно идет о каком-то противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же Вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

Авторитетный стиль: Вы осознаете свою роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.

Авторитарный стиль: Вы хорошо представляете, каким должен вырасти Ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях Вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительною, что ребенку порой неуютно под Вашим контролем.

Либеральный стиль: Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?

Индифферентный («попустительский) стиль: Проблемы воспитания не являются для Вас первостепенными, поскольку у Вас иных забот не мало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большое участие и поддержку с Вашей стороны!

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Четырехступенчатый метод корректирующего обучения

Этот метод предполагает четыре последовательных шага:

Шаг 1. Остановите неправильное поведение.

Шаг 2. Сообщите "последствие".

Шаг 3. Опишите, что вы хотите.

Шаг 4. Потренируйте то, что вы хотите.

Например, Петя никогда не выполнял домашние задания к приходу мамы с работы и все вещи в его комнате всегда разбросаны.

Шаг 1. Мама: - Ты не выполнил домашние задания или ты их плохо выполнил (у тебя разбросаны вещи) и т.д.

Шаг 2. - Завтра ты не будешь смотреть мультики (играть на компьютере и т.д.).

Шаг 3. - Я хочу, чтобы к моему приходу были выполнены уроки и убраны вещи в твоей комнате.

Шаг 4. -Так что ты будешь делать в следующий раз?

Петя: - Я сделаю уроки и уберу свои вещи в комнате.

Мама: - Вот давай сейчас сделаем это вместе, чтобы ты знала, как надо это делать правильно, аккуратно и т.д.

Каждый вечер контролировать, как ребенок выполняет задания, убирает вещи, направлять действия ребенка или делать вместе, пока ребенок не научится самостоятельно справляться с поручениями.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Четырехступенчатый метод корректирующего обучения

Этот метод предполагает четыре последовательных шага:

Шаг 1. Остановите неправильное поведение.

Шаг 2. Сообщите "последствие".

Шаг 3. Опишите, что вы хотите.

Шаг 4. Потренируйте то, что вы хотите.

Например, Петя никогда не выполнял домашние задания к приходу мамы с работы и все вещи в его комнате всегда разбросаны.

Шаг 1. Мама: - Ты не выполнил домашние задания или ты их плохо выполнил (у тебя разбросаны вещи) и т.д.

Шаг 2. - Завтра ты не будешь смотреть мультики (играть на компьютере и т.д.).

Шаг 3. - Я хочу, чтобы к моему приходу были выполнены уроки и убраны вещи в твоей комнате.

Шаг 4. -Так что ты будешь делать в следующий раз?

Петя: - Я сделаю уроки и уберу свои вещи в комнате.

Мама: - Вот давай сейчас сделаем это вместе, чтобы ты знала, как надо это делать правильно, аккуратно и т.д.

Каждый вечер контролировать, как ребенок выполняет задания, убирает вещи, направлять действия ребенка или делать вместе, пока ребенок не научится самостоятельно справляться с поручениями.

© 2010-2022