Конспект Игра как метод коррекции агрессивного поведения

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игра как метод коррекции агрессивного поведения

Агрессия (от лат. aggressio - нападение) - эмоционально окрашенное жесткое целенаправленное нападение. Желание и готовность нанести урон, ударить, уничтожить.

Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательного переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.).

Причины агрессии

Агрессивное поведение - одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и тому подобные состояния.

Люди используют агрессию, чтобы:

  • Влиять на окружающих и достигать нужные цели

  • Получить азарт новых переживаний, острых ощущений, развлечь себя яркой эмоцией

  • Лидеры-приматы - для того, чтобы отстоять и поднять свой статус

Виды агрессии

  • Физическая и вербальная

Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица или объекта; вербальная - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);

  • Прямая или косвенная

Прямая агрессия непосредственно направленная на человека, косвенная - действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т. п.), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п.);

  • Внешняя агрессия и аутоагрессия

Внешняя агрессия направлена на окружающих, внутренняя - на себя: самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства;

  • Защитная или провоцирующая

Защитная - агрессия в ответ на чьи-то агрессивные (или кажущиеся агрессивными) действия.

Провоцирующая агрессия - первое проявление агрессии, "первая атака".

Агрессия и агрессивность

А теперь давайте разведем два понятия, что такое агрессия, а что такое агрессивность. Как вы думаете?

Агрессия - это состояние,

а агрессивность - это черта характера, привычка и склонность реагировать на все агрессивно.

При всей несхожести разных подходов все они подсказывают один и тот же важный практический вывод: формирующуюся личность необходимо научить терпимому, благожелательному, гуманному отношению к людям. Если этого не делать, то обижать людей человек легко научится сам.

Что делать, чтобы оперативно снять агрессию?

Если агрессивен человек рядом с вами:

  • Если есть возможность - поменять дислокацию - встать рядом, сбоку, но не напротив друг друга. По возможности поменять дислокацию агрессивного, сделать как минимум пару шагов с того места, на котором стоял.

  • Если есть угроза драки - не встречаться глазами, или допускать только короткий контакт глаз.

  • Выдержать паузу (под предлогом "Нужно подумать"

  • Говорить медленнее, тише. Сильный контраст не нужен. Начало - в тоне собеседника на "его волне", дальше - потихоньку снижать темп и громкость своей речи.

  • Переключить внимание на что-то другое. ("Подай пожалуйста ручку", "Прости, что перебиваю, вопрос:...")

  • Использовать максимально синтонное общение, дабы не спровоцировать конфликт.

Методика коррекции аффективного поведения разработана Е.Е. Кравцовой, А.А. Основным средством помощи детям с трудностями в поведении является игра.

Четыре вида игры:

  • сюжетно-ролевая

  • игра с правилами

  • образно-ролевая (кого-то, что-то изображает, не развивая сюжета),

  • режиссерская, в которой ребенок одновременно является автором сюжета.

В коррекции используются игры третьего и четвертого вида. Коррекционная работа с детьми предполагает три стадии.

Стадия 1 - сюжетно-ролевая игра. На этой стадии нужно помочь ребенку удерживать позицию режиссера с помощью образа-роли. По своим личностным особенностям дети с аффективным поведением не в состоянии исполнять роль режиссера. Их зажатость и безынициативность, низкий уровень осмысления игры и сюжета приводят к тому, что дети сползают на простое манипулирование предметами. Поэтому, вводя в игру образ-роль, нужно с самого начала задавать ребенку определенную позицию, с помощью которой он управлял бы разными предметами и игрушками. На этом этапе важно научить детей придумыванию сюжета. В игре ребенок берет на себя не просто роль, а роль-образ сильного, веселого, храброго, хитрого, который поможет ребенку чувствовать себя уверенно. Это может быть и волшебник, и царь, и герой-рыцарь, и т.п. С помощью роли-образа ребенок становится как бы над ситуацией и через предметный материал управляет ею. В этих организованных играх нет сопряженных ролей и ролевых отношений. В данном случае основная функция роли-образа - преодоление личностного послушания ребенка. Проигрывание ролей способствует тому, что ребенок начинает себя чувствовать субъектом деятельности и тем самым обретает способность овладевать ситуацией. Игровая деятельность объединяет реальную действительность ребенка и его воображение.

Задача игровой деятельности заключается в создании условий, при которых выполнение роли будет восприниматься как естественное выражение его «Я», что позволит снять многие аффективные реакции.

Стадия 2 - режиссерская игра. Направлена на обучение детей различным режиссерским играм и состоит из четырех этапов.

I этап - учитывая личностные особенности детей с аффективным поведением, а также низкий уровень их игры, важно научить ребенка игровым действиям в режиссерской игре. Если взрослый проигрывает и рассказывает истории эмоционально, то ребенку захочется еще услышать подобные и самому разыграть их. Эту возможность надо ребенку предоставить, всячески поощрять ребенка.

Во всех историях неумение выйти из ситуации связывается с большим предметом, а положительные - с маленьким. Ребенок с аффективными реакциями, как правило, чувствует себя маленьким, незащищенным. Отождествляясь в игре с маленьким предметом, он увереннее начинает себя чувствовать, более активно управлять персонажами, другими словами, у него философия, особая внутренняя позиция. Аналогичную работу следует проводить и в следующем периоде (этапы II, III), уже не предлагая ребенку готовых рассказов, а только начиная их, побуждая ребенка самого продолжить рассказ. Дети очень любят игру-рассказ. Можно предложить следующий рассказ. Взрослый расставляет на столе «пальмы», сажает на них «обезьян» и жестом очерчивает море: «На берегу синего моря росли пальмы. На них жили обезьяны. А под ними рыбаки сушили сети. Вот как-то раз пришли рыбаки с уловом... А что было дальше?»

Чтобы закрепить умение ребенка играть в режиссерскую игру, самостоятельно продолжить рассказ взрослого, научиться создавать сюжет игры, ему следует предложить аналогичную ситуацию. Если ребенок затрудняется или дает аффективную ситуацию, следует предложить еще одну аналогичную игру. Игры могут быть разнообразными, веселыми и грустными, с внутренним конфликтом и без него. Однако, если удалось на всех этапах решить в полной мере задачу коррекционной работы, все игры будут иметь счастливый конец.

II, III этапы решают задачу научения детей самостоятельно составлять сюжет. Для этого следует предложить несколько игрушек, например: Карандаш, Чипполино, Дракон, овощи, звери, и попросить поиграть с ними. Ребенок может придумать следующий сюжет: «У мальчика был праздник, ему исполнилось (….) года. Дети принесли ему подарки. К нему пришла собака, Чипполино...»

Когда дети в должной мере овладеют режиссерской игрой, им предлагается разрешать в ней различные конфликтные ситуации. Довести до конфликта и окончить игру. Например: «Однажды Карандаш отправился гулять и встретил Дракона. Дракон говорит" "Подойди ко мне поближе, я шепну тебе что-то". Карандаш наклонился, а Дракон схватил его за нос». Ребенок должен продолжить по-другому: "Тут Карандаш говорит Дракону: "Я веселый человек. Зачем ты за нос меня схватил, чтобы съесть?" Дракон разжал пасть и выпустил Карандаша. Карандаш побил Дракона, и он стал добрый». Если концовка, предложенная ребенком, снова носит аффективный характер, игры закрепляются. В результате реализации этой стадии ребенок может удерживать ситуацию извне и управлять ею. С помощью предметов (символических кубиков) ребенок выходит из конфликта и избегает аффективных реакций.

Стадия 3 - вербальные игры. Предлагается создание у ребенка такой особой позиции, которая была бы более обобщенной по отношению к позиции режиссера и могла бы реализоваться без материальных средств. Оценивая ее с точки зрения независимой позиции, дети учатся реализовывать способы выхода из нее. Игра начинает реализовываться в словесном плане. Ребенок в игре придерживается не какой-то роли, а позиции автора. Это подтверждается мыслью Л.С. Выготского о том, что детское воображение, реализующееся в игре, трансформируется в дальнейшем в литературном творчестве старших дошкольников.

Исходя из этого, третья стадия коррекции предполагает организацию таких вербальных игр. Вначале ребенку предлагаются неопределенные ситуации, которые он должен только завершить. Этот этап начинается с ситуации внутреннего конфликта. Надо убедиться, что ребенок может окончить ситуацию без помощи материальных средств, что окончание будет эмоционально благополучным. Ситуация предполагает наличие лишь взрослого и ребенка, общение требует особого внимания. Игровая ситуация создается без игрушек. Поэтому рассказ взрослого должен быть эмоциональным и в нем позиция автора и разных персонажей выделяется голосом.

Если ребенок хорошо (легко и безболезненно) справляется с этой или аналогичной задачей, то можно предложить ему другой вариант игры. В ней взрослый останавливает свой рассказ в более «опасном» месте: «Дети ходили за грибами. Набрали полные корзинки и идут домой по тропинке. Тропинка пересекла дорогу, мальчик прошел, а девочка уронила корзинку и рассыпала грибы. А в это время на дороге показалась машина...» При аффективном конце психолог возвращает ребенка к роли, в которой он спасал других героев. Если коррекционная работа прошла успешно, то к ее завершению легко убедиться, во-первых, в повышении уровня развития воображения, во-вторых, в появлении у ребенка особой внутренней позиции, в исчезновении в его поведении разрушительных аффективных проявлений. Дети будут характеризоваться большей произвольностью поведения.

То, что с детьми теперь работать труднее, чем 5-6 лет назад, не нуждается в доказательствах. Год от года растет число детей с различными трудностями в поведении. Каждый из педагогов знает это по собственному опыту. Справиться с этим можно лишь применяя различные адекватные методы воздействия на детей.

Если ребенка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты и становится способен к личностному росту. Это основное положение игровой терапии[1,82], в которой взрослый как хороший садовник: он не пытается вырастить из астры розу, а создает для каждого растения оптимальные условия для развития.

Игра, как известно, наиболее естественный способ проникновения в мир детства, а нередко и единственный способ помочь детям, которые еще не освоили слова, ценности и правила взрослых.

Итак, цель игровой терапии - не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

С точки зрения постороннего наблюдателя в игровой терапии нет ничего необычного.

Принципы положительного взаимодействия с ребенком:

  • Я отказываюсь от роли руководителя, я просто хозяйка комнаты, в которой можно играть.

  • Я активна, но не в смысле управления деятельностью ребенка, а в смысле эмоциональной вовлеченности в нее.

  • Я целиком рядом с ребенком. Он - самый важный человек для меня в эту минуту.

  • Я не выдвигаю своих требований, какими бы важными они мне ни казались.

  • Ребенок появился на свет не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.

  • Я должна быть терпеливой: чем меньше ждешь результатов, тем быстрее они появятся.

  • Я настроена на получение удовольствия от общения с ребенком.

Одно из преимуществ метода игровой терапии в том, что она не требует специального помещения, оборудования и подготовки.

Для игровой терапии достаточно стандартного набора игрушек и подсобных средств. Известно, что дети очень любят возиться с водой и песком. А как мы на это обычно реагируем? «Не подходи, не бери в рот, брось сейчас же!» Так и не успевает маленький исследователь удовлетворить свое любопытство. А с годами желание поближе познакомиться с тем, с чем знакомиться запрещают, накапливается. И в подростковом возрасте это любопытство может принять неожиданную форму. Ну а если разрешить детям пережить «песочный период»? Пусть копаются в мокром песке, закапывают в нем машинки и куклы, строят домики и готовят обед. Любопытно, что чем аккуратнее и воспитание ребенок, тем длительнее «песочный период». Песок и вода могут по желанию ребенка превратиться во что угодно. Не существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой, поэтому ребенок всегда может быть уверен в успехе.

Одним из наиболее важных аспектов игровой терапии является установление ограничений, которые дают детям возможность научиться самоконтролю. Ограничения должны быть минимальными и выполнимыми. Их нужно обозначить спокойным тоном как нечто само собой разумеющееся. Когда сообщать о запретах? Ответ прост: они не нужны до тех пор, пока они не нужны.

Процесс установления запретов делится на несколько этапов.

Этап 1. Признайте желания, чувства и потребности ребенка, Выраженное в словах понимание чувств часто помогает ослабить их интенсивность. Это особенно важно в случае проявления ребенком гнева и часто достаточно для того, чтобы он изменил свое поведение.

Этап 2. Сообщите ребенку об ограничениях так, чтобы у него не осталось ни малейшего сомнения в том, что можно, а что нельзя. Расплывчатые или неясные запреты мешают ребенку принять на себя ответственность и действовать соответственно.

Этап 3. Укажите ребенку приемлемую альтернативу,

Этап 4. Предъявите ребенку ультиматум -возможность последнего выбора, Его условия должны быть сформулированы очень четко, чтобы ребенок понял, что он стоит перед последним выбором, и теперь все, что он сделает, станет следствием его собственного решения.

Например, «Если ты решишь все-таки выстрелить в меня, значит, ты принял решение больше не играть сегодня с ружьем; покинуть игровую комнату и т. д.»

Если ребенок продолжает демонстрировать свои агрессивные намерения, условия ультиматума реализуются, но ребенок не чувствует себя наказанным, а воспринимает действия взрослого как естественное следствие своего выбора.

Какие результаты дает игровая терапия?

Дети, с которыми систематически занимаются по этой методике, приобретают способность управлять своим поведением; легче переносят запреты; становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми; легче вступают в сотрудничество; выражают гнев более «пристойными» способами; в их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением взаимоотношений людей.

Смогут ли работать по этой методике воспитатели? Несомненно. Ведь главное для достижения результатов не психологические знания, а умение тонко чувствовать состояние ребенка и разговаривать с ним на одном языке. С этой точки зрения многим воспитателям нет равных.

Для работы с агрессивными в арсенале педагога-психолога должны быть разнообразные методы работы:

  1. Нарисовать обидчика. Например, в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника и обзывает его.

  2. Если ребенок умеет писать, можно позволить ему подписать рисунок так, как он хочет, если не умеет - сделать подпись под его диктовку. Безусловно, подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения соперника.

  3. Увести ребенка в другое место от обидчика и дать позаниматься тем, что ему нравится.

  4. Комкать и рвать бумагу.

  5. Бить подушку или боксерскую грушу.

  6. Потопать ногами.

  7. Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить.

  8. Втирать или рисовать пластилином на бумаге или картоне.

  9. Использовать водяной пистолет.

  10. Надувные дубинки.

  11. Громко кричать в мешочек или стаканчик (сделанный из ватмана).

  12. Пинать подушку или банку (из-под "пепси", "спрайта").

  13. "Листок гнева", с рисунком смешного нелепого животного, который можно смять и выбросить

Правила работы с агрессивными детьми

  1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

  2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

  3. Быть последовательным в наказаниях ребенка. Наказывать за конкретные поступки.

  4. Наказания не должны унижать ребенка.

  5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.

  6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.

  7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

  8. Развивать способность к эмпатии.

  9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.

  10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

  11. Учить брать ответственность на себя.

Все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения взрослых может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими - вот что поможет взрослым наладить взаимоотношения с детьми.


© 2010-2022