- Преподавателю
- Школьному психологу
- Занятие на развитие познавательных процессов в 1 классе
Занятие на развитие познавательных процессов в 1 классе
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Топоева И.И. |
Дата | 26.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Занятие на развитие познавательных процессов в 1 классе
Цель занятия: всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.
Задачи:
-
Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества
-
Развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представления)
-
Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия)
-
Развитие творческих способностей, фантазии, воображения
-
Увеличение объема внимания и памяти
-
Развитие речи, умения высказывать и обосновывать свои суждения
-
Воспитание интереса к учебным предметам и процессу обучения в целом
Прозвенел звонок - начинается урок.
-
«Дополнить предложение»
Днем светло, а ночью…
В России говорят по-русски, а в Польше…
Птица поет, а собака…
Рыба плавает, а воробей…
Лимоны кислые, а сахар…
Платье сшито из ткани, а ботинки…
Что такое Москва, Санкт - Петербург, Хабаровск?
Гномик маленький, а великан…
Ты ешь ртом, а слушаешь…
Зимой холодно, а летом…
У человека две ноги, а у собаки…
Лошадь - большая, а собака …
Балерина танцует, а пианист…
Прыжки в воду, теннис, плавание, футбол - это…
Утром люди завтракают, а вечером …
Небо голубое, а трава…
Дрова пилят, а гвозди…
Из шерсти вяжут, а из ткани…
Маленькая корова - теленок, маленькая собачка …
«Пятерка» - хорошо, а «двойка»…
-
«Подбери картинку»
Цель: развивать наблюдательность, речь, пространственные представления.
На листе бумаги - буквы:
Подобрать картинки (слова), соответствующие буквам.
- Какая буква находится в верхнем левом углу?
- Какая буква находится в нижнем правом углу?
- Какая буква находится в центре листа?
По памяти (убрать картинку):
- Какая буква находится в нижнем левом углу?
- Какая буква находится в верхнем правом углу?
-
«Что изменилось?»
Цель: развивать наблюдательность, речь, пространственные представления.
Несложные картинки с 3 - 4 отличиями:
Что изменилось? Использовать слова «Внутри - снаружи», «Справа - слева», «Впереди - позади»
-
«Пространственный диктант»
Детям предлагается на листе бумаги в соответствии с заданиями педагога выполнить раскладку геометрических фигур. После того, как диктант будет завершен, правильность раскладки контролируется с помощью образца, который готовится заранее, либо с помощью пошагового повторения текста инструкции. Например:
-
в центр листа положить красный квадрат
-
справа от красного квадрата положить синий квадрат
-
сверху от синего квадрата положить синий треугольник
-
снизу от красного квадрата положить зеленый треугольник.
-
Выложить букву О
-
Справа о нее положить букву К
-
Слева от буквы О положить букву С.
-
Какое слово получилось?
-
«Волшебная лестница»
На ступеньках нашей лестницы стоят животные. Внимательно посмотрите на картинку.
(закрыть картинку)
- Кто стоит на третьей ступеньке?
- На пятой?
- На первой?
(Поменять две картинки местами)
- Что изменилось?
-
Тренировка внимания
Не водя рукой по линиям, а лишь отслеживая их глазами , найдите буквы, соответствующие цифрам, выпишите их по порядку и прочитайте четыре слова:
-
1
2
3
4
5
6
У
Б
С
Г
О
Л
-
1
2
3
4
5
6
Р
А
Т
С
А
Н
-
1
2
3
4
5
6
7
С
Е
Т
Ь
П
О
Л
-
1
2
3
4
5
6
7
Р
А
Н
О
К
И
Ф
-
Физкультминутка
Мы немного отдохнем
Физминутку проведем
Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать
И на место тихо встать.
Игра «Запрещенные движения»
Повторять все движения ведущего, кроме одного. Как только руки ведущего опускаются вниз - все должны поднять руки вверх, то есть сделать наоборот.
Тот, кто ошибается, становится ведущим.
-
Стихотворение
Запоминание стихотворения с опорок на картинки - зрительная память.
Ель на ежика похожа
Ель в иголках - ежик тоже
Поджарил утятам ежик
Восемь кожаных сапожек
-
Счетные палочки
Взяли из коробки 6 палочек. Построили прямоугольник.
Провели пальцем вдоль длинной стороны
провели пальцем вдоль короткой стороны
- Сколько у прямоугольника углов?
- Как его можно по-другому назвать?
Поставили еще одну палочку так, чтобы получилось 2 квадрата.
- Сколько получилось квадратов?
- Чего больше - прямоугольников или квадратов?
Разделим квадраты палочками так, чтобы получились треугольники.
-
Сколько треугольников получилось?
-
Каких фигур больше - квадратов, треугольников или прямоугольников?
-
Игра «Поем вместе»
Хором поется какая-нибудь песня, например, «Голубой вагон».
При этом песня начинается по одному хлопку ведущего. Два хлопка - продолжаем петь, но мысленно. Один хлопок - снова поем вслух. И так несколько раз, пока кто-нибудь не ошибется.
-
Упражнение «Речка»
У каждого ребенка план:
Жарко. Хочется купаться. Надо остановиться и поискать речку. Прохожий (какая-нибудь игрушка) объясняет, что надо сначала идти прямо до большой елки, возле нее повернуть направо и идти до поля с цветами. Там повернуть налево, а уж там и речка недалеко. Поставьте на плане крестик на то место, где находиться речка.
У реки детей встречает лягушонок. Дети плавают, загорают, играют в палочки (счетные). Надо выложить узор такой же, какой выложил лягушонок (показывается образец):
-
«Танграм» - каждому раздаются конверты с фигурами.
Сложить Лису Зайца.
-
Работа с планом
Цель: выработать навыки работы с планом.
Жили-были Заяц и Лиса. Надоело им ссориться, решили жить дружно. Пригласила Лиса Зайца в гости. А жила она далеко, не сразу и дойдешь. Нарисовала Лиса Зайцу дорогу к своему дому (на доске помещается план). Расскажите, как дойти до Лисы:
- Иду прямо, прохожу мимо березки (она у меня справа), иду дальше, прохожу мимо пенька (он справа), дохожу до цветочного поля (оно слева), поворачиваю направо около ежа, иду до елки и т.д.
-
Сколько дорог ведут к домику лисы? Пройдем по второй дороге.
-
А если зайцу хочется искупаться? Помоги ему дойти до озера.
-
А как на грибное место попасть?
-
«Найди недостающую фигуру»
Цель - развивать речь, внимание, мыслительные операции, интерес к предмету, закреплять счетные умения.
Логическая таблица с одной пустой клеткой. Дети должны подобрать недостающую фигуру из пяти, расположенных рядом, и обосновать свой выбор.
Вначале надо сравнить фигуры в таблице и проговорить их признаки отличия: форма окна и крыши. В процессе обсуждения дети должны понять алгоритм решения подобных задач:
-
Рассмотрите верхнюю строчку. Какие окна у домиков? (круглое, треугольное, квадратное)
-
А какие окна у домиков во второй строчке? (тоже круглое, треугольное, квадратное)
-
Значит, в нижней строчке набор окон должен быть таким же. Какого окна не хватает? (круглого)
-
Назовите номера домов с круглыми окнами (1 и 4 - остальные дома убираются)
-
Одинмковые или разные наборы крыш в первой и второй строчках? (одинаковые - треугольник, прямоугольник, трапеция)
-
Какой домик подойдет в третью строчку - 1 или 4? (Нужно взять четвертый, потому что треугольная крыша уже есть)
В зависимости от подготовки детей фигуры могут отличаться не по двум признакам, а по одному - для более слабых, или по трем - для более сильных, подготовленных.
-
Игра «Путешествие»
Цель: выработать навыки работы с планом.
Жители сказочного королевства приглашают к себе в гости. Они прислали нам план, как к ним попасть.
На плане есть ограничения: если нарисован перечеркнутый куб, значит, кубу идти нельзя - надо искать другой путь. Так же и для других фигур.
Каждый ребенок выбирает себе фигуру и пытается с ней пройти к входу в Королевство.
Во время путешествия ученик проговаривает свои действия: иду прямо, поворачиваю налево и т.д.
-
«Бусы»
Карточки с бусами:
Закрасить столько бусинок, сколько показано цифрой.
17. «Комната»
Цель - формирование умения ориентироваться в пространстве с помощью элементарного плана, развивать речь, внимание, пространственные представления.
Нам нужно составить план комнаты, разместив в нем мебель.
В процессе обсуждения следует закреплять такие понятия, как «между», слева», «справа», «посредине», «впереди», «позади».
Когда план готов, предлагается поиграть: водящий выходит за дверь, остальные прячут небольшую игрушку, а на плане кружком обозначают это место. Водящий, войдя в комнату, по плану определяет, где спрятана игрушка, и находит это место в реальной обстановке.
Дома - нарисовать план своей комнаты - что где стоит, где вход, окна и т.д.
-
«В гостях у клоунов»
Цель: развивать речь, память, пространственные представления, интерес к предмету.
Перед каждым - 2 карточки.
-
Клоуны живут в лесу, каждый в своем домике. Как до них добраться, они написали в письме.
Учащимся надо определить, в доме под каким номером живет каждый клоун. Затем каждый рассказывает, как он добрался до домика клоуна.
-
Игра «Цветик - семицветик»
Цель - закрепить счет в пределах 7, порядковый счет, развивать пространственные представления, речь, память, внимание, самостоятельность.
Вспомним сказку «Цветик - семицветик» В. Катаева. Какого цвета лепестки были у цветика - семицветика?
На каком месте стоит красный лепесток? (Дать возможность самостоятельно прийти к выводу о необходимости определить начало отсчета)
На каком месте стоит синий лепесток, если начать с желтого?
А куда полетели лепестки? Чтобы узнать это, дети берут карточки с планом и «письмо», которое лежит на парте (письма у всех разные, а план один)
Дети по своим планам узнают, в домик с каким номером полетел тот или иной лепесток. Они раскрашивают этот домик в цвет лепестка.
Звонок - веселая переменка
Звучит музыка. Как только она замолкнет - поставить картинку с животным в обруч с соответствующей буквой.