Занятие на развитие познавательных процессов в 1 классе

Занятие на развитие познавательных процессов в 1 классе Цель занятия: всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Задачи: Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества Развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представления) Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия) Развитие творческих способностей, фантазии, воображения Увеличение объема внимания и памяти Развитие речи, умения высказывать и обосновывать свои суждения Воспитание интереса к учебным предметам и процессу обучения в целом  
Раздел Школьному психологу
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие на развитие познавательных процессов в 1 классе

Цель занятия: всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.

Задачи:

  1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества

  2. Развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представления)

  3. Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия)

  4. Развитие творческих способностей, фантазии, воображения

  5. Увеличение объема внимания и памяти

  6. Развитие речи, умения высказывать и обосновывать свои суждения

  7. Воспитание интереса к учебным предметам и процессу обучения в целом

Прозвенел звонок - начинается урок.


  1. «Дополнить предложение»

Днем светло, а ночью…

В России говорят по-русски, а в Польше…

Птица поет, а собака…

Рыба плавает, а воробей…

Лимоны кислые, а сахар…

Платье сшито из ткани, а ботинки…

Что такое Москва, Санкт - Петербург, Хабаровск?

Гномик маленький, а великан…

Ты ешь ртом, а слушаешь…

Зимой холодно, а летом…

У человека две ноги, а у собаки…

Лошадь - большая, а собака …

Балерина танцует, а пианист…

Прыжки в воду, теннис, плавание, футбол - это…

Утром люди завтракают, а вечером …

Небо голубое, а трава…

Дрова пилят, а гвозди…

Из шерсти вяжут, а из ткани…

Маленькая корова - теленок, маленькая собачка …

«Пятерка» - хорошо, а «двойка»…


  1. «Подбери картинку»

Цель: развивать наблюдательность, речь, пространственные представления.

На листе бумаги - буквы:

Занятие на развитие познавательных процессов в 1 классе

Подобрать картинки (слова), соответствующие буквам.

- Какая буква находится в верхнем левом углу?

- Какая буква находится в нижнем правом углу?

- Какая буква находится в центре листа?

По памяти (убрать картинку):

- Какая буква находится в нижнем левом углу?

- Какая буква находится в верхнем правом углу?


  1. «Что изменилось?»

Цель: развивать наблюдательность, речь, пространственные представления.

Несложные картинки с 3 - 4 отличиями:

Что изменилось? Использовать слова «Внутри - снаружи», «Справа - слева», «Впереди - позади»


  1. «Пространственный диктант»

Детям предлагается на листе бумаги в соответствии с заданиями педагога выполнить раскладку геометрических фигур. После того, как диктант будет завершен, правильность раскладки контролируется с помощью образца, который готовится заранее, либо с помощью пошагового повторения текста инструкции. Например:

  • в центр листа положить красный квадрат

  • справа от красного квадрата положить синий квадрат

  • сверху от синего квадрата положить синий треугольник

  • снизу от красного квадрата положить зеленый треугольник.

  • Выложить букву О

  • Справа о нее положить букву К

  • Слева от буквы О положить букву С.

  • Какое слово получилось?


  1. «Волшебная лестница»

На ступеньках нашей лестницы стоят животные. Внимательно посмотрите на картинку.

(закрыть картинку)

- Кто стоит на третьей ступеньке?

- На пятой?

- На первой?

(Поменять две картинки местами)

- Что изменилось?


  1. Тренировка внимания

Не водя рукой по линиям, а лишь отслеживая их глазами , найдите буквы, соответствующие цифрам, выпишите их по порядку и прочитайте четыре слова:


1

2

3

4

5

6


У

Б

С

Г

О

Л


1

2

3

4

5

6


Р

А

Т

С

А

Н


1

2

3

4

5

6

7


С

Е

Т

Ь

П

О

Л


1

2

3

4

5

6

7


Р

А

Н

О

К

И

Ф

  1. Физкультминутка

Мы немного отдохнем

Физминутку проведем

Раз - подняться, потянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать

И на место тихо встать.


Игра «Запрещенные движения»

Повторять все движения ведущего, кроме одного. Как только руки ведущего опускаются вниз - все должны поднять руки вверх, то есть сделать наоборот.

Тот, кто ошибается, становится ведущим.


  1. Стихотворение

Запоминание стихотворения с опорок на картинки - зрительная память.

Ель на ежика похожа

Ель в иголках - ежик тоже

Поджарил утятам ежик

Восемь кожаных сапожек


  1. Счетные палочки

Взяли из коробки 6 палочек. Построили прямоугольник.

Провели пальцем вдоль длинной стороны

провели пальцем вдоль короткой стороны

- Сколько у прямоугольника углов?

- Как его можно по-другому назвать?

Поставили еще одну палочку так, чтобы получилось 2 квадрата.

- Сколько получилось квадратов?

- Чего больше - прямоугольников или квадратов?

Разделим квадраты палочками так, чтобы получились треугольники.

  • Сколько треугольников получилось?

  • Каких фигур больше - квадратов, треугольников или прямоугольников?


  1. Игра «Поем вместе»

Хором поется какая-нибудь песня, например, «Голубой вагон».

При этом песня начинается по одному хлопку ведущего. Два хлопка - продолжаем петь, но мысленно. Один хлопок - снова поем вслух. И так несколько раз, пока кто-нибудь не ошибется.


  1. Упражнение «Речка»

У каждого ребенка план:

Занятие на развитие познавательных процессов в 1 классе




Жарко. Хочется купаться. Надо остановиться и поискать речку. Прохожий (какая-нибудь игрушка) объясняет, что надо сначала идти прямо до большой елки, возле нее повернуть направо и идти до поля с цветами. Там повернуть налево, а уж там и речка недалеко. Поставьте на плане крестик на то место, где находиться речка.

У реки детей встречает лягушонок. Дети плавают, загорают, играют в палочки (счетные). Надо выложить узор такой же, какой выложил лягушонок (показывается образец):


  1. «Танграм» - каждому раздаются конверты с фигурами.

Сложить Лису Зайца.

  1. Работа с планом

Цель: выработать навыки работы с планом.

Жили-были Заяц и Лиса. Надоело им ссориться, решили жить дружно. Пригласила Лиса Зайца в гости. А жила она далеко, не сразу и дойдешь. Нарисовала Лиса Зайцу дорогу к своему дому (на доске помещается план). Расскажите, как дойти до Лисы:

- Иду прямо, прохожу мимо березки (она у меня справа), иду дальше, прохожу мимо пенька (он справа), дохожу до цветочного поля (оно слева), поворачиваю направо около ежа, иду до елки и т.д.

  • Сколько дорог ведут к домику лисы? Пройдем по второй дороге.

  • А если зайцу хочется искупаться? Помоги ему дойти до озера.

  • А как на грибное место попасть?


  1. «Найди недостающую фигуру»

Цель - развивать речь, внимание, мыслительные операции, интерес к предмету, закреплять счетные умения.

Логическая таблица с одной пустой клеткой. Дети должны подобрать недостающую фигуру из пяти, расположенных рядом, и обосновать свой выбор.

Вначале надо сравнить фигуры в таблице и проговорить их признаки отличия: форма окна и крыши. В процессе обсуждения дети должны понять алгоритм решения подобных задач:

  • Рассмотрите верхнюю строчку. Какие окна у домиков? (круглое, треугольное, квадратное)

  • А какие окна у домиков во второй строчке? (тоже круглое, треугольное, квадратное)

  • Значит, в нижней строчке набор окон должен быть таким же. Какого окна не хватает? (круглого)

  • Назовите номера домов с круглыми окнами (1 и 4 - остальные дома убираются)

  • Одинмковые или разные наборы крыш в первой и второй строчках? (одинаковые - треугольник, прямоугольник, трапеция)

  • Какой домик подойдет в третью строчку - 1 или 4? (Нужно взять четвертый, потому что треугольная крыша уже есть)

В зависимости от подготовки детей фигуры могут отличаться не по двум признакам, а по одному - для более слабых, или по трем - для более сильных, подготовленных.


  1. Игра «Путешествие»

Цель: выработать навыки работы с планом.

Жители сказочного королевства приглашают к себе в гости. Они прислали нам план, как к ним попасть.

На плане есть ограничения: если нарисован перечеркнутый куб, значит, кубу идти нельзя - надо искать другой путь. Так же и для других фигур.

Каждый ребенок выбирает себе фигуру и пытается с ней пройти к входу в Королевство.

Во время путешествия ученик проговаривает свои действия: иду прямо, поворачиваю налево и т.д.


  1. «Бусы»

Карточки с бусами:

Занятие на развитие познавательных процессов в 1 классе

Закрасить столько бусинок, сколько показано цифрой.

17. «Комната»

Цель - формирование умения ориентироваться в пространстве с помощью элементарного плана, развивать речь, внимание, пространственные представления.

Нам нужно составить план комнаты, разместив в нем мебель.

В процессе обсуждения следует закреплять такие понятия, как «между», слева», «справа», «посредине», «впереди», «позади».

Когда план готов, предлагается поиграть: водящий выходит за дверь, остальные прячут небольшую игрушку, а на плане кружком обозначают это место. Водящий, войдя в комнату, по плану определяет, где спрятана игрушка, и находит это место в реальной обстановке.

Дома - нарисовать план своей комнаты - что где стоит, где вход, окна и т.д.


  1. «В гостях у клоунов»

Цель: развивать речь, память, пространственные представления, интерес к предмету.

Перед каждым - 2 карточки.

  • Клоуны живут в лесу, каждый в своем домике. Как до них добраться, они написали в письме.

Учащимся надо определить, в доме под каким номером живет каждый клоун. Затем каждый рассказывает, как он добрался до домика клоуна.


  1. Игра «Цветик - семицветик»

Цель - закрепить счет в пределах 7, порядковый счет, развивать пространственные представления, речь, память, внимание, самостоятельность.

Вспомним сказку «Цветик - семицветик» В. Катаева. Какого цвета лепестки были у цветика - семицветика?

На каком месте стоит красный лепесток? (Дать возможность самостоятельно прийти к выводу о необходимости определить начало отсчета)

На каком месте стоит синий лепесток, если начать с желтого?

А куда полетели лепестки? Чтобы узнать это, дети берут карточки с планом и «письмо», которое лежит на парте (письма у всех разные, а план один)

Дети по своим планам узнают, в домик с каким номером полетел тот или иной лепесток. Они раскрашивают этот домик в цвет лепестка.

Звонок - веселая переменка

Звучит музыка. Как только она замолкнет - поставить картинку с животным в обруч с соответствующей буквой.




© 2010-2022