Рабочая программа для дошкольников

Данная работа рассчитана на детей дошкольного возраста . Она позволяет в игровой форме развивать внутренний мир ребенка. В ходе занятий дети получают заряд положительных эмоций, что благодарно сказывается на усвоение предложенного материала. в целом программа рассчитана на 35 занятий (т.е. на весь учебный год). В данной программе учитываются возрастные особенности детей пришедших на пред школьную подготовку. Данный материал составлен по материалам программа Ю. Куражовой цветик - семицветик.На за...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа для дошкольников

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы: Куражева Н.Ю. «Цветик - семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4 - 5 лет.- СПб.: Речь; М.:Сфера, 2011 г.

Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, из «натуральных», по Л.С. Выготскому, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.

На сегодняшний день существует большое количество теоретической и методической литературы, касающейся развития ребенка, но единой психологической программы для детей дошкольного возраста не существует. Издаются тетради на печатной основе для дошкольников, в которых педагогический и психологический материал не структурирован, нет четкого разделения педагогических и психологических задач. В то же время большинство ДОУ имеют в штатном расписании психолога и психологические занятия с детьми выделены как особая форма работы. В связи с этим возникают противоречия в работе педагогов и психологов, мешающие установлению преемственности.

Новизна данной программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психическогопроцесса и каждой сферы психики по месяцам в течение каждого года. Основная идея нашей работы - в интеграции и систематизацииматериала, что предполагает объединение различных направлении деятельности психолога ДОУ.

Цели и задачи программы «Цветик-семицветик»

Цель:

Создание условий для естественного психологического развития ребенка.

Задачи:

  1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.

  2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.

  3. Развитие волевой сферы - произвольности и психических процессов саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.

  4. Развитие личностной сферы - формирование адекватной самооценки повышение уверенности в себе.

  5. Развитие интеллектуальной сферы - развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.

  6. Формирование позитивной мотивации к обучению.

  7. Развитие познавательных и психических процессов - восприятия, памяти, внимания, воображения.

Концептуальная основа программы «Цветик-семицветик»

Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зоны ближайшего развития (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин).

Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развитиипсихических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.

В своей работе мы придерживались идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс).

Принцип личностно-ориентированного подхода (Г. А. Цукерман, Ш. А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

Повышение эффективности основано па идеях поэтапного формирования действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина).

Формы работы с детьми в рамках программы «Цветик-семицветик»

Групповые занятия.Комплектация групп и продолжительность занятий зависят от возрастной категории детей.

Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.

Построение программы для каждого возраста ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства, на развитии ведущего психического процесса или сферы психики.

Задания на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.

Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.

Оснащение занятий

  • Аудиовидеотека;

  • фонотека и фильмотека;

  • настолько-печатные игры;

  • предметные игрушки;

  • доска;

  • цветные мелки;

  • пластилин;

  • краски, карандаши, фломастеры;

  • писчая и цветная бумага;

  • строительный материал;

  • ковер.

Принципы проведения занятий

  • Системность подачи материала;

  • наглядность обучения;

  • цикличность построения занятия;

  • доступность;

  • проблемность;

  • развивающий и воспитательный характер учебного материала.
    Каждое занятие содержит в себеследующие этапы:

1. Организационный этап:

  • создание эмоционального настроя в группе;

упражнения и игры с целью привлечения внимания детей

2. Мотивационный этап:

  • сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;

  • выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.

3. Практический этап:

  • подача новой информации на основе имеющихся данных;

  • задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей;

  • отработка полученных навыков на практике.

4. Рефлексивный этап:

  • обобщение полученных знаний;

  • подведение итогов занятия.

Индивидуальная работа

Этот вид работы включает в себя входную (в начале года), промежуточную (в середине учебного года) и итоговую (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.

Программа курса учитывает все основные особенности развития, свойственные данному возрасту.

  1. Повышение познавательной активности. В занятие включены темы
    посвященные свойствам предметов и исследовательской деятельности детей.

  2. Совершенствование сенсорной функции. К этому возрасту ребенок:

  • правильно дифференцирует цвета и оттенки;

  • знает названия шести основных цветов;

  • различает и называет основные геометрические фигуры, включая прямоугольник и овал;

  • умеет соотносить предметы по длине, ширине и высоте; " .~.«"™>.

  • узнает бытовые предметы на ощупь;

  • улучшается слуховое внимание и восприятие.

Поэтому на занятиях дети знакомятся с «помощниками»: глазками, носиком, ротиком, ушками, ножками и ручками.

3. Активное развитие всех сфер психики ребенка (восприятие, вниманияпамять, мышление, воображение, речь, коммуникации, эмоции). В развивающих играх даютсязадания на развитие наглядно-образного мышления (картинки-нелепицы), эмоциональной сферы (добавляется знакомство с эмоциями» страха и удивления),воображения (дорисовать рисунок, придумать название)'.

4. Появление сюжетно-ролевой игры. Занятия дополняются активный совместными играми, динамическими паузами, во время которых дети учатся принимать сюжет и правила игры.

Задачи психологического курса для детей 4-5 лет

  1. Создавать условия для проявления познавательной активности.

  2. Способствовать самопознанию ребенка.

  3. Совершенствовать коммуникативные навыки.

  4. Способствовать проявлениям эмоциональной восприимчивости, отзывчивости.

5.Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам,
усложняя деятельность через увеличение количества правил.

  1. Создавать условия для дальнейшего развития памяти, восприятия, мышления, внимания, воображения.

  1. Формировать умение подчинять свое поведение нравственным нормам.

В состав УМК входят: авторская программа «Цветик - семицветик», рабочая тетрадь.

Содержание

Занятие 1. Знакомство.

Занятие 2. Давай дружить.

Занятие 3. Волшебные слова.

Занятие 4. Правила поведения на занятиях.

Занятие 5. Радость и грусть.

Занятие 6. Гнев.

Занятие 7. Удивление.

Занятие 8. Испуг.

Занятие 9. Спокойствие.

Занятие 10. Словарик эмоций.

Занятие 11. Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).

Занятие 12. Восприятие свойств предметов.

Занятие 13. Диагностика -1.

Занятие 14. Диагностика - 2.

Занятие 15. Мои помощники глаза.

Занятие 16. Мой помощник носик.

Занятие 17. Мой помощник ротик.

Занятие 18. Мои помощники ушки.

Занятие 19. Мои помощники ручки.

Занятие 20. Мои помощники ножки.

Занятие 21. Из чего же сделаны наши мальчишки?

Занятие 22. Из чего же сделаны наши девчонки?

Занятие 23. Страна Вообразилия.

Занятие 24.Прогулка по городу.

Занятие 25. Здравствуй, Весна!

Занятие 26. День смеха.

Занятие 27. В гостях у сказки.

Занятие 28. Л.Ф. Воронкова «Маша - растеряша». Обобщение: одежда, обувь.

Занятие 29. Сказка «Сбежавшие игрушки». Обобщение: игрушки.

Занятие 30. К.И. Чуковский «Федорино горе». Обобщение: посуда.

Занятие 31. Сказка «Три медведя». Обобщение: мебель.

Занятие 32. Восприятие длины (длинный - короткий).

Занятие 33. Восприятие величины (широкий - узкий).

Занятие 34. Диагностика -1.

Занятие 35. Диагностика - 2.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов.

В результате изучения программы «Цветик - семицветик», у обучающихся должен повыситься уровень развития интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной, личностной, волевой и познавательной сфер.

Учебно - тематическое планирование

урока

Урока в теме



Название тем и уроков



Цели изучения темы урока



Средства обучения, в том числе ИКТ

1

1

1. Знакомство

1. Познакомить детей друг с другом.

2.Создать благоприятную атмосферу на занятии.

Игрушки, картинки к теме урока, магнитофон.

2

2

2. Давай дружить.

1. Продолжить знакомство детей друг с другом.

2. Сплотить группу.

3. Сформировать положительное отношение к содержанию занятия.

Игрушки: «заяц», мяч, колокольчик.

3

3

3. Волшебные слова.

1. Продолжить знакомство детей друг с другом.

2. Развивать навыки культурного общения.

3. создать условия для активного восприятия детьми эмоционально насыщенного материала

Мяч резиновый, бланки с заданиями.

4

4

4. Правила поведения на занятиях.

1. Продолжить знакомство детей друг с другом.

2. Развивать коммуникативные навыки, необходимые для общения.

3. Развивать навыки культурного общения.

4. Развивать произвольность

Игрушки, бланки с заданиями.

5

5

5. Радость и грусть.

1. Создание благоприятной атмосферы на занятии.

2. Развитие коммуникативных умений и навыков, умения работать в группе.

3. Привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека.

4. Обучить выражению радости, грусти и их распознаванию.

Бланки с заданиями, игрушки, магнитофон.

6

6

6. Гнев.

1. Развитие коммуникативных умений и навыков.

2. Знакомство с эмоцией «гнев».

3. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека.

Магнитофон, игрушки, бланки с заданиями.

7

7

7. Удивление

1. Развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.

2. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека.

3. Обучение распознанию и выражению эмоций: радость, грусть, гнев, удивление.

Магнитофон игрушки, бланки с заданиями.

8

8

8. Испуг.

1. Развитие коммуникативных навыков наблюдательности.

2. Обучение распознанию и выражению испуга, страха, радости, грусти, удивления.

3. Профилактика и коррекция страхов у детей: животных, сказочных персонажей.

Магнитофон игрушки, бланки с заданиями.

9

9

9. Спокойствие

1. Развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.

2. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека.

Магнитофон игрушки, бланки с заданиями.

10

10

10. Словарик эмоций

1. Привлечение внимания к миру человека.

2. Обучение распознаний и выражению эмоций: радость, грусть, гнев, удивление, испуг.

Магнитофон игрушки, бланки с заданиями.

11

11

11. Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).

1. Развитие восприятия сенсорных признаков предметов.

2. Развитие мыслительных процессов.

Игрушки, бланки с заданиями.

12

12

12. Восприятие свойств предметов

1. Развитие восприятия свойств предметов.

2. Развитие мышления (сравнение, исключение, анализ).

3. Развитие внимания (зрительное, слуховое).

4. Развитие воображения и логического мышления.

Игрушки, бланки с заданиями.

13

13

13. Диагностика -1

1. Диагностика зрительной памяти.

2. Диагностика мышления (мыслительная операция анализ, исключение, обобщение).

3. Диагностика внимания (концентрация, распределение).

4. Диагностика и развитие коммуникативных навыков.

Игрушки.

14

14

14. Диагностика -2

1. Диагностика слуховой памяти.

2. Диагностика внимания (распределение).

3. Диагностика воображения.

4. Диагностика и развитие коммуникативных навыков

Игрушки.

15

15

15. Мои помощники глаза.

1. Совершенствование восприятия.

2. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств.

3. Тренировка зрительных ощущений.

4. Развитие зрительной памяти.

5. развитие зрительного внимания.

6. Активизация творческой активности.

Магнитофон игрушки, бланки с заданиями.

16

16

16. Мой помощник носик.

1. Совершенствование восприятия.

2. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств.

3. тренировка обоняния.

4. Активизация творческой активности.

Магнитофон игрушки, бланки с заданиями.

17

17

17. Мой помощник ротик

1. Совершенствование восприятия.

2. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств.

3. Тренировка вкусовых ощущений.

Активизация творческой активности.

Магнитофон игрушки, бланки с заданиями.

18

18

18. Мои помощники ушки

1.Совершенствование восприятия.

2. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств.

3. Тренировка слуховых ощущений.

4. Развитие слухового внимания.

5. Развитие слуховой памяти.

6. Активизация творческой активности.

Магнитофон игрушки, бланки с заданиями.

19

19

19. Мои помощники ручки.

1. Совершенствование восприятия.

2. Закрепление навыков исследования предметов с помощью органов осязания.

3. Тренировка тактильных ощущений.

4. Формирование позитивной мотивации общения.

Игрушки.

20

20

20. Мои помощники ножки

1. Совершенствование восприятия.

2. Развитие двигательной активности.

3. Формирование позитивной мотивации общения.

Фигурка человека.

21

21

21. Из чего же сделаны наши мальчишки?

1. Развитие коммуникативных навыков.

2. Закрепление знаний об особенностях поведения мальчиков.

3. Работа по развитию навыков самоконтроля.

Бланки с заданиями, мяч, спортивные атрибуты.

22

22

22. Из чего же сделаны наши девчонки?

1. Развитие коммуникативных навыков.

2. Закрепление знаний об особенностях поведения девочек.

3. Способствовать формированию доброжелательного отношения к маме, бабушке, сестре, тете.

Бланк с заданиями, магнитофон, игрушки.

23

23

23. Страна Вообразилия

1. Развить воображение.

2. Продолжить формировать вербальное общение; умение слушать.

3. Развивать восприятие, внимание, память, наглядно - образное мышление.

4. Развить мелкую моторику.

5. Развитие самосознания.

Игрушки, изображение животных, бланки с заданиями.

24

24

24.Прогулка по городу.

1. Развитие мыслительных операций обобщение, классификация, рассуждение.

2. Развитие коммуникативной, эмоциональной сферы.

Игрушки.

25

25

25. Здравствуй, Весна!

1. Развить воображение.

2. На основе знаний детей о весенних явлениях в природе развивать познавательные психические процессы.

3. Развивать умение выразительно передавать разнообразие весенней природы в пластике движений, слов.

Сюжетные картинки, бланки с заданиями.

26

26

26. День смеха.

1. Развить воображение.

2. Развить творческое мышление.

Игрушки, магнитофон, бланки с заданиями.

27

27

27. В гостях у сказки.

1. Развить воображение, память, пантомимическую и речевую выразительность.

2. Закрепить знание содержания сказок.

3. Развить творческое мышление.

Игрушки, бланки с заданиями.

28

28

28. Л.Ф. Воронкова «Маша - растеряша». Обобщение: одежда, обувь.

1. Воспитание бережного отношения к своим вещам.

2. Развитие познавательных психических процессов.

Бланки с заданиями, картинки с изображением обуви.

29

29

29. Сказка «Сбежавшие игрушки». Обобщение: игрушки.

1. Развитие навыков общения.

2. Воспитание бережного отношения к своим вещам, игрушкам.

3. Развитие познавательных психических процессов.

Игрушки для сказки,

Картинки с изображением игрушек.

30

30

30. К.И. Чуковский «Федорино горе». Обобщение: посуда.

1. Развитие коммуникативной и эмоциональной сфер детей.

2. Развитие познавательных психических процессов.

Бланки с заданиями, текст сказки, карточки с изображением посуды.

31

31

31. Сказка «Три медведя». Обобщение: мебель.

1.Развитие эмпатии.

2. Развитие познавательных психических процессов.

Игрушки, картинки на которых изображена мебель.

32

32

32. Восприятие длины (длинный - короткий).

1. Развитие восприятия длинны: длинный - короткий.

2. Развитие умения соотносить предметы по величине.

Задания на бланках,

Игрушки,

Парные картинки с изображением предметов разной длинны.

33

33

33. Восприятие величины (широкий - узкий).


  1. Развитие восприятия величины: широкий - узкий.

  2. Развитие умения соотносить предметы по величине.

Игрушки, карточки с заданием.

34

34

34. Диагностика -1.

1. Диагностика зрительной памяти.

2. Диагностика мышления (мыслительных операций, анализ, исключение, обобщение).

3. Диагностика внимания (концентрация, распределение).

4. Диагностика и развитие коммуникативных навыков.

Игрушки, бланки для ответов каждому ученику.

35

35

35. Диагностика -2.

1. Диагностика слуховой памяти.

2. Диагностика мышления.

3. Диагностика внимания.

4. Диагностика и развитие коммуникативных навыков.

Игрушки, бланки для ответов каждому ученику.

Формой и средством контроля по данной программе является итоговая диагностика, представленная в виде методик на выявление уровня зрительной и слуховой памяти, мышления (мыслительные операции, анализ, исключение, обобщение), внимания (концентрация, распределение).











































Лист коррекции рабочей программы:

№ приказа директора школы на основе которого внесены изменения в рабочую программу

Виды коррекции (совмещение, использование резерва)

Номера и темы уроков, которые подвергались коррекции

















Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Зудиловская средняя общеобразовательная школа »

«ПРИНЯТО» «Согласовано» «УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель МОЗамиститель директора по УВР Директор МБОУ«Зудиловская СОШ»

__________________ ФИО ___________ Е.В. Березанских _____________ Емелина Н.Ф.

Протокол № ___ « » ______________ 2012 Приказ № ___от « »________2012г.

от « »____________ 2012 г.



Рабочая программа

по курсу «Развивающая психология»

Составлена на основе авторской программы:

Куражева Н.Ю. «Цветик - семицветик».

Программа интеллектуального, эмоционального и

волевого развития детей 5 - 6 лет.- СПб.: Речь; М.:

Сфера, 2011

Составитель:

Скулкина М. А. педагог -психолог

с. Зудилово

2012

Пояснительная записка

Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.

Данная программа разработана на основе программы психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-Семицветиак» под редакцией Н.Ю. Куражевой и «Давайте поиграем» тренинговое развитие мира социальных отношений детей 5-6 лет

Новизна программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течение каждого года.

Основная идея работы - интеграция и систематизация психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога ДОУ.

Цель программы: Создание условий для естественного психологического развития ребенка.

Задачи:

  1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.

  2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.

  3. Развитие волевой сферы - произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.

  4. Развитие личностной сферы - формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.

  5. Развитие интеллектуальной сферы - развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.

  6. Формирование позитивной мотивации к обучению.

  7. Развитие познавательных и психических процессов - восприятия, памяти, внимания, воображения.



Концептуальная основа программы.



Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.

Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту. Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности. Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий.

Формы работы с детьми в рамках программы:



Групповые занятия

Продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей.

Группа

Время занятия

Вторая младшая группа

20 мин

Средняя группа

20 мин

Старшая группа

25 мин

Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.

Построение программы для каждого возраста ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства, и основано на развитие ведущего психического процесса или сферы психики.

В частности:

Вторая младшая группа - восприятие;

Средняя группа - восприятие, эмоциональная сфера;

Старшая группа - эмоциональная сфера, коммуникативная сфера, личностно-волевая сфера.

Занятия на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.

Занятия проводятся в помещении с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.

Оснащение занятий:

  1. Фонотека.

  2. Настольно-печатные игры.

  3. Предметные игрушки.

  4. Доска.

  5. Цветные мелки.

  6. Краски, карандаши, фломастеры.

  7. Писчая и цветная бумага.

  8. Строительный материал.

Принципы проведения занятий:

  1. Системность подачи материала.

  2. Наглядность обучения.

  3. Цикличность построения занятий.

  4. Доступность.

  5. Проблемность.

  6. Развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:



  1. Организационный этап.

Создание эмоционального настроя в группе.

Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.

  1. Мотивационный этап.

Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;

Выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.

  1. Практический этап.

Подача новой информации на основе имеющихся данных;

Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей.

Обработка полученных навыков на практике.

  1. Рефлексивный этап.

Обобщение полученных знаний.

Подведение итогов занятия.

Индивидуальная работа.

Этот вид работы включает в себя входную (в начале года), промежуточную (В середине года), и итоговую (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.



Работа с родителями.

В рамках этой формы работы родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни. Кроме того, ведется просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов и круглых столов.























Особенности психологического курса

Содержание и наполнение курса определяется психологическими особенностями данного возраста детей.

В данном возрасте ребенок переживает значимый для его развития и социализации возрастной кризис. Маленький дошкольник впервые начинает осознавать свою автономность и индивидуальность, стремится к самостоятельности, понимает то, что может многое сделать сам, без помощи взрослого. У детей появляется интерес к совместной игровой деятельности, происходит переход от «игры рядом» к «игре вместе». Активно развиваются эмоциональная и сенсорно-перцептивная сфера ребенка. Основным видом деятельности детей является игра.

Все эти особенности развития и определяют основные задачи курса:



  1. Создавать условия для проявления всех видов активности ребенка.

  2. Создавать условия для развития восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.

  3. Способствовать освоению разных способов взаимодействия со взрослым и сверстником в игре и повседневном общении.

  4. Развивать способность подчинять свои действия правилам.

  5. Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости, восприимчивости.

  6. Развивать первые «нравственные эмоции»: хорошо - плохо.

  7. Способствовать формированию позитивной самооценки.

Возрастные особенности детей



Показатели


Характеристика

Ведущая потребность

Потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка.

Ведущая функция

Восприятие

Игровая деятельность

Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие.

Отношение со взрослыми

Ситуативно-деловое: взрослый - источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству.

Отношения со сверстниками

Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен.

Эмоции

Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта.

Способ познания

Экспериментирование. Конструирование.

Объект познания

Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения.

Восприятие

Восприятие сенсорных эталонов (цвет.Форма, размер)

Внимание

Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 мин. Объем внимания 3-4 предмета.

Память

Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация), преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5.

Мышление

Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению(переход от действий с предметами к действию с образами: предметы - заместители, картинки)

Воображение

Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа)

Условия успешности

Разнообразие окружающей среды; партнерские отношения со взрослыми.

Новообразования возраста

Самопознание, усвоение первичных нравственных норм.

Содержание

Занятие 1. Знакомство.

Занятие 2. Наша группа. Что мы умеем.

Занятие 3. Правила поведения на занятиях.

Занятие 4. Страна «Психология»

Занятие 5. Радость и грусть.

Занятие 6. Гнев.

Занятие 7. Удивление.

Занятие 8. Испуг.

Занятие 9. Спокойствие.

Занятие 10. Словарик эмоций.

Занятие 11. Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).

Занятие 12. Страна Вообразилия.

Занятие 13. В гостях у сказки.

Занятие 14. Диагностика - 1.

Занятие 15. Диагностика - 2.

Занятие 16. Этикет. Внешний вид.

Занятие 17. Общественный этикет.

Занятие 18. Столовый этикет.

Занятие 19. Подарочный этикет.

Занятие 20. Гостевой этикет.

Занятие 21. Волшебные средства понимания.

Занятие 22. Волшебные средства понимания.

Занятие 23. Защитники отечества.

Занятие 24.Мамины помощницы.

Занятие 25. Я и моя семья.

Занятие 26. Я и мои друзья.

Занятие 27. Что такое «Я»? Черты характера.

Занятие 28. Я особенный.

Занятие 29.Трудно ли быть доброжелательным человеком.

Занятие 30. Хорошие качества людей.

Занятие 31. Люди отличаются друг от друга своими качествами.

Занятие 32. Мой класс.

Занятие 33. Скоро в школу.

Занятие 34. Итоговая диагностика -1.

Занятие 35. Итоговая диагностика - 2.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов.

В результате изучения программы «Цветик - семицветик», у обучающихся должен повыситься уровень развития интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной, личностной, волевой и познавательной сфер.

Учебно - тематическое планирование

урока

Урока в теме



Название тем и уроков



Цели изучения темы урока



Средства обучения, в том числе ИКТ

1

1

1. Знакомство

1. Познакомить детей друг с другом.

2.Создать благоприятную атмосферу на занятии.

Игрушки, картинки к теме урока, магнитофон.

2

2

2. Давай дружить.

1. Продолжить знакомство детей друг с другом.

2. Сплотить группу.

3. Сформировать положительное отношение к содержанию занятия.

Игрушки: «заяц», мяч, колокольчик.

3

3

3. Волшебные слова.

1. Продолжить знакомство детей друг с другом.

2. Развивать навыки культурного общения.

3. создать условия для активного восприятия детьми эмоционально насыщенного материала

Мяч резиновый, бланки с заданиями.

4

4

4.Страна «Психология»

1. Продолжить знакомство детей друг с другом.

2. Развивать коммуникативные навыки, необходимые для общения.

3. Снять телесно ориентированное напряжение

Игрушки, бланки с заданиями.

5

5

5. Радость и грусть.

1. Создание благоприятной атмосферы на занятии.

2. Развитие коммуникативных умений и навыков, умения работать в группе.

3. Привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека.

4. Обучить выражению радости, грусти и их распознаванию.

Бланки с заданиями, игрушки, магнитофон.

6

6

6. Гнев.

1. Развитие коммуникативных умений и навыков.

2. Знакомство с эмоцией «гнев».

3. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека.

4. учить детей выражать чувство гнева в рисунке.

Магнитофон, игрушки, бланки с заданиями.

7

7

7. Удивление

1. Развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.

2. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека.

3. Обучение распознанию и выражению эмоций: радость, грусть, гнев, удивление.

4. Учить детей выражать чувство удивления в рисунке.

Магнитофон игрушки, бланки с заданиями.

8

8

8. Испуг.

1. Развитие коммуникативных навыков наблюдательности.

2. Обучение распознанию и выражению испуга, страха, радости, грусти, удивления.

3. Профилактика и коррекция страхов у детей: животных, сказочных персонажей.

4. Учить детей выражать чувство страха в рисунке.

Магнитофон игрушки, бланки с заданиями.

9

9

9. Спокойствие

1. Развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.

2. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека.

3. Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок.

4. Снятие эмоционального напряжения.

Магнитофон игрушки, бланки с заданиями.

10

10

10. Словарик эмоций

1. Привлечение внимания к миру человека.

2. Обучение распознаний и выражению эмоций: радость, грусть, гнев, удивление, испуг.

3. Обогащение и активизация словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение, их оттенки.

Магнитофон игрушки, бланки с заданиями.

11

11

11. Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).

1. Развитие восприятия сенсорных признаков предметов.

2. Развитие мыслительных процессов.

Игрушки, бланки с заданиями.

12

12

12. Страна Вообразилия.

1. Развитие фантазию и воображение при сравнительном восприятии музыкальных и поэтических произведений.

2. Развить невербальное и вербальное общение.

3. Формировать интерес к творческим играм.

Игрушки, бланки с заданиями.

13

13

13. В гостях у сказки.

1. Развивать воображение, память. Пантомимическую и речевую выразительность.

2. Закрепить знание содержания сказок.

3. Развивать творческое мышление.

Игрушки.

14

14

14. Диагностика -1

1. Диагностика слуховой памяти.

2. Диагностика внимания (распределение).

3. Диагностика воображения.

4. Диагностика и развитие коммуникативных навыков

Игрушки.

15

15

15. Диагностика -2.

1.Диагностировать и развивать слуховое и зрительное внимание (устойчивость).

2. Изучить состояние операции мышления исключение, зрительного синтеза.

3. Развивать коммуникацию, тонкую моторику и общую моторику.

.

Игрушки, бланки с заданиями.

16

16

16.Этикет. Внешний вид.

1.Познакомить детей с правилами личной гигиены.

2. Сформировать представления о внешнем виде культурного и опрятного человека.

3. Продолжить формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения.

4.Развивать логические операции посредством речевого общения.

5. Воспитать у детей нравственные качества и чувства.

.

Магнитофон игрушки, бланки с заданиями.

17

17

17. Общественный этикет.

1.Познакомить детей с общественным этикетом.

2. Продолжить формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого общения.

.

Игрушки, бланки с заданиями.

18

18

18. Столовый этикет.

1.познакомить детей со столовым этикетом.

2. Сформировать представления о культуре поведения за столом и желание следовать столовому этикету.

3. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения.

4. Развивать логические операции посредством речевого общения: умение делать обобщение, умозаключение.

5. Развивать внимание.

6. Воспитывать у детей нравственные качества и чувства.

.

Сюжетные картинки, магнитофон игрушки, бланки с заданиями.

19

19

19. Подарочный этикет.

1. Познакомить детей с подарочным этикетом.

2. Продолжить формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения.

3. Развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную память, мышление.

4. Воспитывать у детей нравственных качеств и чувств.

5. Развивать навыки самосознания и саморегуляции.

Игрушки, сюжетные картинки

20

20

20. Гостевой этикет.

1. Познакомить детей с гостевым этикетом.

2. Закрепить представление о культуре внешнего вида и навыки правильного поведения за столом.

3. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения.

4. Развивать слуховое и зрительное внимание, слуховую память. Тонкую и общую моторику.

5. воспитывать у детей нравственные качества и чувства.

6. Развивать навыки самосознания и саморегуляции.

Сюжетные картинки, бланки с заданиями.

21

21

21. Волшебные средства понимания.

1. Сплотить группу.

2. Развивать вербальное и невербальное общение.

3. Формировать отношения доверия, умение сотрудничать.

Бланки с заданиями, магнитофон.

22

22

22. Защитники отечества.

1.Воспитывать любовь и уважение к отцу, дедушке, дяде.

2. Продолжать знакомить детей с праздником 23 февраля.

3. расширить и уточнить словарь детей по теме «Мужские профессии».

Бланк с заданиями, фотографии пап, магнитофон.

23

23

23. Мамины помощницы.

1. Воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке. Тете.

2. Расширить и уточнить словарь детей по теме «Женские профессии».

Игрушки, фотографии мам.

24

24

24. Я и моя семья.

1. Воспитать любовь и уважение к семье.

2. Расширить представление детей о семье, об обязанностях членов семьи.

3. Развивать слуховое и зрительное внимание, зрительно - двигательную координацию.

4. Развивать вербальное и невербальное общение, умение действовать по правилам.

Игрушки, альбомы с семейными фотографиями.

25

25

25. я и мои друзья.

1. Расширить и углубить представление детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям.

2. Раскрыть значимость моральной поддержки друзей.

3. Воспитывать доброе отношение детей друг к другу.

Сюжетные картинки, бланки с заданиями, магнитофон.

26

26

26. Я и мое имя.

1. Идентификация ребенка со своим именем.

2. Формирование позитивного отношения ребенка к своему Я.

3. Стимулирование творческого самовыражения.

Игрушки, магнитофон, бланки с заданиями.

27

27

27. Кто такой «Я»? Черты характера.

1. Формировать умения различать индивидуальные особенности своей внешности.

2. Развитие представления о себе, качествах своего характера.

Игрушки, бланки с заданиями.

28

28

28. Я особенный.

1. Воспитание адекватного отношения к себе.

2. Развитие познавательных психических процессов.

Бланки с заданиями, картинки с изображением обуви.

29

29

29.Трудно ли быть доброжелательным человеком.

.

1. Развитие навыков общения.

2. Воспитание бережного отношения к своим вещам, игрушкам.

3. Развитие познавательных психических процессов.

Игрушки для сказки,

Картинки с изображением добрых людей..

30

30

30. Хорошие качества людей.

1. Развитие коммуникативной и эмоциональной сфер детей.

2. Развитие познавательных психических процессов.

Бланки с заданиями, текст сказки, карточки с изображением посуды.

31

31

31.Люди отличаются друг от друга своими качествами.

1.Развитие эмпатии.

2. Развитие познавательных психических процессов.

Игрушки, картинки на которых изображена мебель.

32

32

32. Мой класс.

1. Развитие восприятия длинны: длинный - короткий.

2. Развитие умения соотносить предметы по величине.

Задания на бланках,

Игрушки,

Парные картинки с изображением предметов разной длинны.

33

33

33. Скоро в школу.

1. Формирование позитивного отношения к школе.

2. Осознание своего места в школе и своем классном коллективе.

Игрушки, карточки с заданием.

34

34

34. Диагностика -1.

1. Диагностика зрительной памяти.

2. Диагностика мышления (мыслительных операций, анализ, исключение, обобщение).

3. Диагностика внимания (концентрация, распределение).

4. Диагностика и развитие коммуникативных навыков.

Игрушки, бланки для ответов каждому ученику.

35

35

35. Диагностика -2.

1. Диагностика слуховой памяти.

2. Диагностика мышления.

3. Диагностика внимания.

4. Диагностика и развитие коммуникативных навыков.

Игрушки, бланки для ответов каждому ученику.

Формой и средством контроля по данной программе является итоговая диагностика, представленная в виде методик на выявление уровня зрительной и слуховой памяти, мышления (мыслительные операции, анализ, исключение, обобщение), внимания (концентрация, распределение).





Лист коррекции рабочей программы:

№ приказа директора школы на основе которого внесены изменения в рабочую программу

Виды коррекции (совмещение, использование резерва)

Номера и темы уроков, которые подвергались коррекции





© 2010-2022