- Преподавателю
- Школьному психологу
- Практикум школьному психологу. Рефлексия, как одно из условий формирования универсальных учебных действий
Практикум школьному психологу. Рефлексия, как одно из условий формирования универсальных учебных действий
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 4 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гайнулина Н.Т. |
Дата | 28.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Практикум школьному психологу. Рефлексия, как одно из условий формирования универсальных учебных действий
Основной целью школы является воспитание человека, способного в будущем совершенствовать самого себя, принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации, то есть человека самостоятельного в широком смысле этого слова. Формированию способности самостоятельно мыслить, обоснованно принимать решения способствует рефлексия.
Умение рефлексировать пригодится ребёнку в течение всей жизни. Поможет ему выразить собственные мысли, суметь принять решения, осознать свои возможности.
Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.
А что же такое рефлексия?
Рефлексия, в упрощённом определении, - это "разговор с самим собой".
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio - обращение назад.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самопознание.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Обучающийся может конструктивно относиться к собственным ошибкам и неудачам, переводя их в задачи учения. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.
Рефлексия отражает четыре сферы человеческой сущности:
1) физическую (успел - не успел);
2) сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
3) интеллектуальную (что понял, что осознал - что не понял, какие затруднения испытывал);
4) духовную (стал лучше - хуже, созидал или разрушал себя, других).
В психологии различают несколько видов рефлексии:
Коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.
Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
Интеллектуальная- проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация.
1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта c классом или в конце деятельности. Что можно применять?
Вербальные техники:"из уст в уста, глаза в глаза"
Положительный момент использования такого рода техник заключается в живом, непринужденном общении, проговаривании своих эмоции, мнений, рассуждений. Это техники свободного высказывания.
Отрицательный момент состоит в том, что не все дети смогут высказаться искренне, боясь осуждения остальных членов класса.
"По выбору"
Дети становятся в круг. Они перебрасывают мяч (как в игре "Съедобное- несъедобное"), предоставляя таким образом возможность высказаться каждому участнику. Мяч нужно ловить, потом бросать другому ребенку. Педагог должен следить за тем, чтобы мяч попал к абсолютно всем детям.
"Если бы я был..."
Ребятам задается такой вопрос: "Если бы я был волшебником, то сегодня я бы...":
-
Исправил...
-
Сделал...
-
Добавил...
-
Похвалил...
"Ассоциации"
Ребятам предлагается подумать и высказаться, на что похож сегодняшний день, проведенное мероприятие, урок и т.д. Сделать это можно в круге, передавая право голоса друг другу с помощью какого-либо предмета.
Невербальные техники: "Карта настроения", Левый квадрат- это твое настроение сегодня, как ты его оценишь:
0-плохое;
1-грустное;
2-пустой день, тоскливый;
3- тревожное;
4- хорошее;
5- великолепное!
Правый квадрат- какое событие повлияло на твое настроение.
-
-
* Узнал что- новое
« Общественная работа
Научил чему-то других
-
- Что-то не получилось
@ Сделал что-то хорошее для друзей
Сделал что-то хорошее для других
-
+ Сделал что-то хорошее для себя
€ Общение с друзьями
© Нашел друга
-
= Болезнь
£ Проблемы в классе
Что-то личное
-
% Участие в деле
÷ Природа
≠ Школа, кружки
-
/// Педагоги
Успех класса
Коллективное дело
! Столовая
∑ Бассейн
∞ Что-то еще
-
«Паровозик настроения»,»Поляна настроения»
Изображается паровоз или поляна. И дети приклеивают стикеры. Желтые стикеры - настроение отличное, зеленые - настроение обычное, серые - настроение плохое. Участники опроса решают, какой вагон-настроение выбрать, и приклеивают на паровозик.
2. Рефлексия деятельности
Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока. Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? - вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.
Приемы: " Лесенка успеха".Самооценка активности на каждом этапе урока
Нижняя ступенька, у "человечка" руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у "человечка" руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у "человечка" руки подняты вверх - мне всё удалось;
"Дерево успеха" - зелёный лист - нет ошибок, жёлтый лист - 1 ошибка, красный лист - 2-3 ошибки;
Светофор"
Дети сигналят карточками:
Зелёной - поучительно,
Жёлтой - понравилось, но не всё, но было интересно,
Красной - не понравилось, скучно.
3. Рефлексия содержания учебного материала
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали - т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
В данном аспекте рефлексии можно использовать следующие приемы:
Прием незаконченного предложения.
-
Сегодня на уроке я....
-
Научился...
-
Было интересно..
-
Было трудно...
-
Мои ощущения...
-
Это занятие дало....
-
Больше всего понравились задания...
Приём "паучка", когда всю работу класса на уроке учащимся предлагается оценить по десятибалльной системе с трёх позиций:
-
Я (личный вклад собственного труда)
-
Мы (работа всего класса)
-
Дело (степень новизны темы)
Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнения"Подарок» Такой вариант окончания урока даёт возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности - не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.