Практикум школьному психологу. Рефлексия, как одно из условий формирования универсальных учебных действий

Практикум школьному психологу. Рефлексия, как одно из условий формирования универсальных учебных действийОсновной целью школы является воспитание человека, способного в будущем совершенствовать самого себя, принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации, то есть человека самостоятельного в широком смысле этого слова. Формированию способности самостоятельно мыслить, обоснованно принимать решения способствует рефлексия.Умение рефлексировать пригодится ребёнку в течение все...
Раздел Школьному психологу
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практикум школьному психологу. Рефлексия, как одно из условий формирования универсальных учебных действий



Основной целью школы является воспитание человека, способного в будущем совершенствовать самого себя, принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации, то есть человека самостоятельного в широком смысле этого слова. Формированию способности самостоятельно мыслить, обоснованно принимать решения способствует рефлексия.

Умение рефлексировать пригодится ребёнку в течение всей жизни. Поможет ему выразить собственные мысли, суметь принять решения, осознать свои возможности.

Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.

А что же такое рефлексия?

Рефлексия, в упрощённом определении, - это "разговор с самим собой".

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio - обращение назад.

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самопознание.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Обучающийся может конструктивно относиться к собственным ошибкам и неудачам, переводя их в задачи учения. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.

Рефлексия отражает четыре сферы человеческой сущности:

1) физическую (успел - не успел);

2) сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);

3) интеллектуальную (что понял, что осознал - что не понял, какие затруднения испытывал);

4) духовную (стал лучше - хуже, созидал или разрушал себя, других).

В психологии различают несколько видов рефлексии:

Коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.

Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.

Интеллектуальная- проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация.

1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта c классом или в конце деятельности. Что можно применять?

Вербальные техники:"из уст в уста, глаза в глаза"

Положительный момент использования такого рода техник заключается в живом, непринужденном общении, проговаривании своих эмоции, мнений, рассуждений. Это техники свободного высказывания.

Отрицательный момент состоит в том, что не все дети смогут высказаться искренне, боясь осуждения остальных членов класса.

"По выбору"

Дети становятся в круг. Они перебрасывают мяч (как в игре "Съедобное- несъедобное"), предоставляя таким образом возможность высказаться каждому участнику. Мяч нужно ловить, потом бросать другому ребенку. Педагог должен следить за тем, чтобы мяч попал к абсолютно всем детям.

"Если бы я был..."

Ребятам задается такой вопрос: "Если бы я был волшебником, то сегодня я бы...":

  • Исправил...

  • Сделал...

  • Добавил...

  • Похвалил...

"Ассоциации"

Ребятам предлагается подумать и высказаться, на что похож сегодняшний день, проведенное мероприятие, урок и т.д. Сделать это можно в круге, передавая право голоса друг другу с помощью какого-либо предмета.

Невербальные техники: "Карта настроения", Левый квадрат- это твое настроение сегодня, как ты его оценишь:

0-плохое;

1-грустное;

2-пустой день, тоскливый;

3- тревожное;

4- хорошее;

5- великолепное!

Правый квадрат- какое событие повлияло на твое настроение.



  • * Узнал что- новое

« Общественная работа

Научил чему-то других

  • - Что-то не получилось

@ Сделал что-то хорошее для друзей

Практикум школьному психологу. Рефлексия, как одно из условий формирования универсальных учебных действий.Сделал что-то хорошее для других

  • + Сделал что-то хорошее для себя

€ Общение с друзьями

© Нашел друга

  • = Болезнь

£ Проблемы в классе

Практикум школьному психологу. Рефлексия, как одно из условий формирования универсальных учебных действий.Что-то личное

  • % Участие в деле

÷ Природа

≠ Школа, кружки

  • /// Педагоги

Практикум школьному психологу. Рефлексия, как одно из условий формирования универсальных учебных действий.Успех класса

Практикум школьному психологу. Рефлексия, как одно из условий формирования универсальных учебных действий.Коллективное дело

! Столовая

∑ Бассейн

∞ Что-то еще

«Паровозик настроения»,»Поляна настроения»

Изображается паровоз или поляна. И дети приклеивают стикеры. Желтые стикеры - настроение отличное, зеленые - настроение обычное, серые - настроение плохое. Участники опроса решают, какой вагон-настроение выбрать, и приклеивают на паровозик.

2. Рефлексия деятельности

Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока. Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? - вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.

Приемы: " Лесенка успеха".Самооценка активности на каждом этапе урока

Нижняя ступенька, у "человечка" руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у "человечка" руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у "человечка" руки подняты вверх - мне всё удалось;

"Дерево успеха" - зелёный лист - нет ошибок, жёлтый лист - 1 ошибка, красный лист - 2-3 ошибки;

Светофор"

Дети сигналят карточками:

Зелёной - поучительно,

Жёлтой - понравилось, но не всё, но было интересно,

Красной - не понравилось, скучно.

3. Рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали - т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

В данном аспекте рефлексии можно использовать следующие приемы:

Прием незаконченного предложения.

  • Сегодня на уроке я....

  • Научился...

  • Было интересно..

  • Было трудно...

  • Мои ощущения...

  • Это занятие дало....

  • Больше всего понравились задания...

Приём "паучка", когда всю работу класса на уроке учащимся предлагается оценить по десятибалльной системе с трёх позиций:

  • Я (личный вклад собственного труда)

  • Мы (работа всего класса)

  • Дело (степень новизны темы)

Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнения"Подарок» Такой вариант окончания урока даёт возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности - не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.





© 2010-2022