- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа работы с детьми группы риска
Программа работы с детьми группы риска
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Басова Е.Г. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Психологическое сопровождение
детей «группы риска»
Цель- создание и обеспечение педагогических и социально-психологических условий, позволяющих учащемуся успешно функционировать и развиваться в школьной и общественной среде.
Задачи:
-
Проведение диагностического исследования ребенка и его родителей;
-
Информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений, дисгармонии семейных отношений.
-
Занятия, направленные на развитие саморегуляции, сотрудничества, адекватного проявления активности, инициативы и самостоятельности.
-
тренировать навыки социального общения, обучить социально приемлемому реагированию в стрессовых ситуациях и умению корректировать свое поведение.
Программа диагностики:
-
Семья
-
Проведение методики «Кинетический рисунок семьи» С. Кауфман, Р. Бернс. Мы сможем узнать информацию о субъективной семейной ситуации. Она поможет выявить особенности восприятия ребенком семейной ситуации своего места в семье, а также его отношение к членам семьи;
-
Беседа с родителями поможет выявить отношение к ребенку;
-
Проведение тест-игры «Почтальон» позволяет выявить характер аффективного отношения ребенка к семейной среде, эмоционального отношения родителей к ребенку в его восприятии и ответного отношения к ним и другим членам семьи, а так же особенности удовлетворения в семье потребностей ребенка в общении и эмоциональном контакте;
-
Методика «Фильм-тест» Р. Жиля;
-
Методика «Незаконченные предложения»;
-
Методика «Родителей оценивают дети».
2. Учебная деятельность
-
Изучение документов (журнала, дневника) поможет узнать об успеваемости на тех или иных предметах.
-
Беседа с учителями-предметниками поможет оценить поведение ребенка на уроках, как он усваивает материал, беседа с классным руководителем может дать общую характеристику о ребенке.
-
Проведение методики изучения отношения к учебным предметам Г.Н. Казанцевой поможет выявить предпочитаемые учебные предметы, отношения к ним, выявление того почему ученик вообще учится, какие мотивы преобладают (мировоззренческие, общественные, практически значимые, личностные), положительное или отрицательное отношение к отдельным предметам и к учению в целом.
-
Проведение методики Н. Г. Лускановой позволяет выявить уровень школьной мотивации обучающегося (отношение к школе, наличие или отсутствие школьной дезадаптации).
-
Проведение социометрии поможет дать информацию о реальной роли ребенка в классе, определить межличностные отношения.
3. Личностные качества
-
проективные методики: « Человек под дождем»; «Дом. Дерево.Человек»
-
исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна;
-
Шкала детской Я-концепции Пирса-Харриса;
-
Тест «Рисунок человека» (К.Маховер);
-
Тест детской апперцепции (CAT);
-
методика А.П. Венгера;
-
тест школьной тревожности Филлипса;
-
шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина;
-
личностный опросник Айзенка;
-
«Карта наблюдений», предложенная и адаптированная Л.М. Ковалевой.
Программа социально-педагогического сопровождения
Работа с семьей
Индивидуальные консультации родителей. Выявление проблем семейного воспитания, создание положительной мотивации в воспитании ребенка. Работа с семьей, направленная на повышение психологической компетентности родителей, развитие мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детско-родительских отношений.
Работа с педагогическим коллективом
Беседа с классным руководителем о заинтересованности ребенка учебным процессом, как он ведет себя на уроках. По результатам диагностики и беседы с ребенком, проконсультировать об индивидуальных особенностях ребенка, дать рекомендации о необходимой помощи ребенку в учебной деятельности.
Работа с классом
Проведение психологической игры «Один в поле не воин», создать условия для сплочения коллектива; дать возможность общаться больше друг с другом; взаимоподдержки; научить анализировать характер других; воспитывать доброжелательность в детях.
Работа с ребенком
1.Проведение беседы с ребенком, установление эмоциональной связи с ребенком посредством искренней заинтересованности во всем, что связано с ним.
2. Диагностическая работа (выявление особенностей семейного воспитания; выявление отношения учащегося к себе, своему поведению, окружению; выявление условий школьного обучения (положение в коллективе, взаимодействие с педагогами); проведение обследования с учетом локуса жалоб педагогов, индивидуальных особенностей учащегося; составление психологической характеристики с указанием возможных направлений коррекции, рекомендаций педагогам и родителям)
3.Индивидуальная работа с ребенком стоится по результатам диагностики, актуальных проблем развития.
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ученика 3 г класса
Результаты диагностики:
-
Изучение внутрисемейных отношений. Отмечаются положительные эмоциональные отношения с матерью, братом и бабушкой. В отношении ребенка к окружающим в семье доминирует отношение к бабушке. В характеристике самого ребенка преобладает любопытство. По отношению к отцу испытывается скрытое чувство обиды (отсутствие фигуры отца и нежелание отвечать на вопросы), что отражает проблемы в семейной сфере (родители находятся в разводе). Данное обстоятельство вызывает в некоторых моментах чувство беспомощности, тревожности и напряженности. Отношения между бывшими супругами конфликтные, отмечается повышенная раздражительность.
-
Самооценка чуть завышена, отмечается желание быть лучше, чем в действительности.
-
Статус в классе- отвергаемый (причины: неконтролируемость эмоций и поведения, «неряшливость», отсутствие порядка в личных вещах).
-
Тревожность- несколько повышена личностная тревожность.
-
Успеваемость и мотивация- проблемы с успеваемостью в целом отсутствуют; положительное отношение к школе; познавательные мотивы сформированы.
-
Склонность к поступкам асоциального характера отсутствует
Направления работы: формирование положительного отношения ко всем членам семьи (через игровые моменты); осознание и принятие семейной ситуации; снижение уровня тревожности; улучшение взаимоотношений между членами класса; обучение навыкам конструктивного поведения.
-
Занятие 1. «Письмо семье»
Цель: содействовать развитию положительного отношения ко всем членам семьи.
Занятие 2. «Как быть, если…»
Цель: формирование адекватной позитивной «Я-концепции» и устойчивой самооценки.
-
Занятие 3. «Если мне не нравится….»
Цель: обучение приемам самостоятельного разрешения конфликтов мирным путем.
-
Занятие 4. « Один в поле не воин»
Цель: создание условия для сплочения коллектива.
-
Занятие 5 «Учимся общаться».
Цель: обучение приемам и навыкам эффективного межличностного общения со сверстниками.
-
Занятие 6 «Мои слабые и сильные стороны»
Цель: развитие умения выделять сильные и слабые стороны своего характера
-
Занятие 7 «Я капитан своей жизни»
Цель: обучение методам целеполагания.
-
Занятие 8 «Мой дом- моя крепость»
Цель: содействовать развитию положительного отношения ко всем членам семьи.
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ученик 3 б класса
Результаты диагностики:
-
Изучение внутрисемейных отношений. В отношении ребенка к окружающим в семье доминирует отношение к матери. В характеристике самого ребенка в семье преобладает доминантность, закрытость. Данное обстоятельство свидетельствует о наличии внутрисемейных проблем, конфликтных ситуаций. Затруднены взаимоотношения с отчимом ребенка (прослеживается повышенная тревожность, агрессия). У Александра отмечается активно-агрессивная реакция (на окружающих выплескивается раздражение, гнев, враждебность) в ситуациях неуспеха, неприятия.
-
Самооценка завышена. Затруднено диффериенцированние оценки личных качеств.
-
Статус в классе- отвергаемый (причины: повышенная агрессивность, конфликтное взаимоотношение с одноклассниками, неуспеваемость по учебным дисциплинам).
-
Тревожность снижена, повышенная агрессивность. Отмечаются нарушения поведения в школе.
-
Успеваемость и мотивация- проблемы с успеваемостью, низкая учебная мотивация.
-
Имеется склонность к поступкам асоциального характера (частые конфликтные ситуации, повышенная агрессивность, отсутствие желания решать проблемы конструктивными способами)
Направление работы: формирование положительного отношения ко всем членам семьи (через игровые моменты); осознание и принятие семейной ситуации, формирование положительного отношения к школьному обучению, формирование внутренней позиции ученика, обучение навыкам конструктивного общения.
-
Занятие 1. «Для чего школа?»
Цель: создание условий для поддержания школьной мотивации
-
Занятие 2. «Я в школе»
Цель: развитие позитивного отношения к школе
-
Занятие3 «Какие ситуации вызывают у меня гнев, злость?»
Цель: обучение способам безопасной разрядки гнева
-
Занятие 4 «Если вдруг не сдержался…»
Цель: обучение навыкам саморегуляции
-
Занятие 5 «Если конфликт..»
Цель: закрепление представлений о бесконфликтном общении
-
Занятие 6 «Спустим пары»
Цель: развития навыков саморегуляции
-
Занятие 7 «Мои проблемные ситуации»
Цель: осознание источников проблемы, получение эмоциональной поддержки.
-
Занятие 8 «Моя семья»
Цель: содействовать развитию положительного отношения ко всем членам семьи.
-
Занятие 9 «Мои родители»
Цель: развития эмоционально-положительного отношения ребенка родителям
-
Занятие 10 «Мой дом- моя крепость»
Цель: содействовать развитию положительного отношения ко всем членам семьи.
-
Занятие 11 «Я и одноклассники»
Цель: формирование толерантного сознания учащегося
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ученик 4 в класса
Результаты диагностики:
-
Изучение внутрисемейных отношений. Эмоционально положительное взаимоотношение ко всем членам семьи. Отмечаются следующие характеристики: дружелюбие, взаимопонимание, терпимость, поддержка. В отношении ребенка к окружающим в семье доминирует отношение к отцу.
-
Самооценка несколько занижена.
-
Статус в классе- принятый
-
Тревожность несколько повышена. Связана с ситуациями неуспеха, робостью, неуверенностью. Присутствует чувство подчинения более сильной личности сверстника.
-
Успеваемость и мотивация- проблемы с успеваемостью отсутствуют, положительное отношение к школе.
-
Отсутствует склонность к поступкам асоциального характера
Направления работы: формирование позитивной самооценки, снижение уровня тревожности, формирование уверенного поведения,
-
Занятие 1. «Я могу..»
Цель: формирование адекватной положительной самооценки
-
Занятие 2. «Только Я»
Цель: формирование позитивной «Я-концепции»
-
Занятие 3 «Какие ситуации в школе вызывают у меня тревогу?»
Цель: осознание собственных страхов, вызывающих тревогу.
-
Занятие4 «Волшебный магазинчик страхов»
Цель: изменение отношения к собственным страхам
-
Занятие 5 «Умей сказать: НЕТ!»
Цель: формирование ассертивного (уверенного) поведения
-
Занятие 6 «Ситуации бывают разные»
Цель: развитие способности адекватного реагирования на различные конфликтные ситуации.
Занятие 7 «Если вдруг заставили…»
Цель: обучение навыкам самостоятельного регулирования своего поведения
-
Занятие 8 «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Цель: профилактика противоправного поведения
-
Занятие 9 «Я и закон»
Цель: повышение правовой культуры учащегося
-
Занятие 10 «Я капитан своей жизни»
Цель: обучение навыкам целеполагания