Статья по теме: «Работа с агрессивными детьми на примере детей с ограниченными возможностями здоровья»

Раздел Школьному психологу
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОЕКТ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.





Тема: « Работа с агрессивными детьми на примере детей с ограниченными возможностями здоровья».


Автор: Поникоровская Е.Н.


Должность: Педагог - психолог


























Содержание



1 часть - Обоснование выбранной педагогической траектории по снятию агрессивных реакций.

2 часть - Анализ работы, деятельности по профилактике агрессивных реакций.

3 часть - Методические рекомендации.

4 часть - Список используемой литературы.

Цель: Основная цель профилактической работы с детьми заключается в формировании у детей установок на снятие агрессивных реакций умению сдерживать свои эмоции и контролировать своё поведение.

Задачи: Рассмотреть причины агрессивных реакций, эмоциональных переживаний, с чем это связано.

- Найти методические приёмы, формы работы по снятию агрессивных реакций.

Причины:

1. Дети ежедневно оказываются свидетелями агрессии, которые зачастую, несут тупиковый характер.

2. Заполнение телевизионного эфира фильмами, боевиками, которые зачастую носят агрессивный характер.

3. Попытка завоевать авторитет выделиться среди сверстников, стать « своим» через агрессию.

4. Одиночество, отсутствие взаимопонимания в семьях, между сверстниками.

5. - Стремление получить желанный результат

6. - Защита и месть.

7 - Желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть своё достоинство.

Основные направления снятия агрессии:

- Ранняя диагностика.

-Разработка и реализация целевых программ.

-Активное включение в спортивную деятельность.

- Использование различных методов и приёмов снятия агрессивных реакций с помощью арттерапии, анималотерапии, пескотерапии, сказкотерапии., рисования.











1. ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТРАЕКТОРИИ.

Повышения агрессивности у детей яв-ся одной из наиболее острых проблем .Актуальность темы несомненна , поскольку число детей с таким поведением стремительно растёт , это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов :

_ ухудшение социальных условий жизни детей.

- кризисом семейного воспитания

- невниманием школы к нервно психическому состоянию детей.

- увеличение доли патологических родов , оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребёнка.

Свою долю вносят и средства массовой информации, кино и видео индустрия, регулярно пропагандирующий культ насилия.

В последнее время агрессивные реакции у детей возрасли и поэтому требуется целенаправленный положительно отрегулированный механизм по снятию агрессии у детей. Между тем особенно важной яв-ся помощь детям , агрессивность которая находится на ранней стадии . Это позволяет принять своевременные коррегирующие меры. Никакое другое поведение так не раздражает окружающих и не дезадаптирует как агрессивность.

Агрессивность проявляется в широком диапазоне от резких высказываний до физических действий.

Агрессивные дети - одни из самый неуправляемых и плохо поддающихся терапии .Профилактическая работа с агрессивными детьми предполагает целый комплекс профилактических мер направленных на снятие агрессивных реакций Под профилактикой подразумеваются научно - обоснованные и своевременно предпринимаемые действия направленные на предотвращение агрессивных реакций .

Таким образом учитывая актуальность выделенной проблемы возникает реализация целостной профилактической системы ,целью которой является создание условий и использование приёмов психокоррекции для снятия и предотвращения агрессивных реакций. Исходным в профилактической работе является предположение , что предложенная система поможет на начальном этапе снятию агрессивных реакций. В связи с этим была разработана программа по снятию агрессивных реакций у детей



2 . Анализ работы деятельности по профилактике агрессивных реакций.

Практическая работа рассматривается в рамках коррекционно- развивающей программы.

На основе полученных нами данных в ходе исследования мы составили коррекционно-развивающую программу, направленную на снижение уровня агрессивности подростков. Коррекционно-развивающую программу целесообразно основывать на следующих принципах:

  1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Этот принцип указывает на необходимость присутствия в коррекционной программе задач трех видов: коррекционных (исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития); профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии); развивающих (оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития).

  2. Деятельностный принцип коррекции. Теоретической основой для формулирования указанного принципа является теория психического развития ребенка, разработанная в трудах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, центральным моментом которой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.

  3. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента. Этот принцип согласует требования соответствия хода психического и личностного развития клиента нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития личности - с другой. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.

  4. Принцип комплексности методов психологического воздействия. Являясь, одним из наиболее очевидных принципов построения коррекционно-развивающих программ, этот принцип утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.

  5. Принцип усложнения. Каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого - к максимально сложному. Формальная сложность материала не всегда совпадает с его психологической сложностью. Наиболее эффективная коррекция на максимальном уровне трудности доступна конкретному человеку. Это позволяет поддерживать интерес в коррекционной работе и дает возможность подростку испытать радость преодоления.

  6. Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.

  7. Учет эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.

Используемые средства: групповые дискуссии, ролевые игры, игры на интенсивное физическое взаимодействие, работа в парах, индивидуальные занятия и т.д.

Задачи и структура программы

Цель занятий - развитие эмоциональной сферы подростка снятие эмоционального напряжения, агрессии , субъективный контроль над значимыми жизненными ситуациями, способствовать осознанию и переосмыслению своего привычного поведения, своей настоящей и будущей роли в обществе, гармонизации личности.

В основу программы положены 6 тем - направлений: «Знакомство», «Я и мои эмоции», «Я и другие», «Я и мой язык», «Я и агрессия», «Заключение».

Программа состоит из 12 занятий. Каждое занятие по 40 - 50 минут. Занятие проходят раз в неделю в течение трех месяцев.

Участниками программы могут быть подростки 12 - 15 лет.

Количество участников в группе 13 - 15 человек.

Программа состоит из трех этапов: подготовительный (1 занятие), основной (10 занятий) и заключительный (1 занятие). Цель подготовительного этапа - познакомить, сплотить подростков, создать положительный эмоциональный настрой. Цель основного этапа - снижение уровня агрессивности подростков. Цель заключительного этапа - подведение итогов проделанной работе и закрепление полученных навыков.

Тема 1. «Знакомство»

Цель: Познакомить подростков друг с другом.

Задачи:

  • создание приятной эмоциональной атмосферы принятия и доверительности в общении;

  • получение представлений о целях и задачах проведения данных занятий,

  • установление правил работы в группе;

  • предложение программы будущих занятий.

Занятие 1

Ход занятия:

  1. В начале занятия тренер рассказывает о цели проведения психокоррекционной программы, времени и месте занятий, форме их проведения, обсуждаются и принимаются правила поведения на занятиях.

  2. Упражнение «Снежный ком»

  3. «Ласковое имя»

  4. Упражнение «Изобрази свое имя»

  5. Откуда произошло мое имя

  6. Упражнение «Футболка с надписью».

Тема 2. «Я и мои эмоции»

Цель: познакомить подростков с эмоциями.

Задачи:

  • формирование чувства эмпатии;

  • научить распознавать эмоциональные реакции других людей;

  • развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

Занятие 2

Ход занятия:

  1. Назови эмоцию.

  2. Угадай чувства и эмоции.

  3. Список чувств

  4. Мои эмоции

  5. Аукцион.

Занятие 3

Ход занятия:

  1. Рисунок музыки

  2. Круг удач и круг неудач

  3. Картинки-почеркушки

  4. Пятнашки

Занятие 4

(Занятие проводится индивидуально)

Ход занятия:

  1. Эмоции героев.

  2. В тридевятом царстве

Тема 3. «Я и другие»

Цель: формирование внимательного, доброжелательного отношения друг к другу.

Задачи:

  • развитие у детей навыков совместной деятельности;

  • понимание индивидуальных особенностей друг друга;

  • развитие навыков невербального общения.

Занятие 5

Ход занятия:

  1. Меняются те, кто…

  2. Леди и джентельмены

  3. Идеал

  4. Тяни - толкай

  5. Бип

Занятие 6

Ход занятия:

  1. В тесноте, да не в обиде

  2. Без помощи рук

  3. Пройти по мостику

  4. Альпинист

  5. Сороконожка

Занятие 7

Ход занятия:

  1. Возьми и передай

  2. Реаниматор

  3. Дискуссия

  4. Молекулы



Тема 4. «Я и мой язык»

Занятие 8

Цель: развитие вербальных составляющих общения.

Задачи:

  • развитие навыков ведения дискуссии,

  • развитие умения отстаивать свои права;

  • расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях;

Ход занятия:

  1. Уверенные, неуверенные и грубые

  2. Объяснялки

  3. Через стекло

  4. «Сжатый» отчет

  5. «Образный» отчет

Тема 5 «Моя агрессия»

Цель: научить подростка сдерживать агрессивное поведение

Задачи:

  • научить в приемлемой форме выплескивать накопившийся у ребенка гнев;

  • рассмотреть понятие «предвзятая атрибуции враждебности»

Занятие 9

Ход занятия:

  1. Маленькое приведение

  2. Работа с гневом

Занятие 10

Ход занятия:

  1. Шла Саша по шоссе

  2. Обзывалки

  3. Мир глазами агрессивного человека

Занятие 11

Ход занятия:

  1. Эффективное взаимодействие

а) вербальный вариант;

б) невербальный вариант.

2. Развитие навыков саморегуляции


Тема 6. Заключение

Занятие 12

Цель: подведение итогов, анализ проделанной работы.

Задачи:

  • отрефлексировать, какие изменения произошли в процессе тренинга;

  • осознание себя членом группы.

Ход занятия:

  1. Моя вселенная

  2. Определение сильных сторон участников группы

  3. Мои добрые дела

  4. Рисуем себя

  5. Фотография на память.

Также нами были разработаны методические рекомендации по организации психологических условий коррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста .

Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и сверстниками, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. Поэтому необходимо обеспечить подростку включение в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создает возможность подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых. В качестве такой деятельности Д.И. Фельдштейн вычленил так называемую социально признаваемую и социально одобряемую деятельность. Психологический смысл этой деятельности состоит для подростка в том, что, участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нем определенное место и утверждает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. В процессе такой деятельности подросток осознает себя и признается окружающими, как равноправный член общества, что создает оптимальные условия для реализации его потребностей.

Стремление занять достойное место в коллективе у подростков, настолько, велико, что они, во имя признания, готовы на многое: даже поступиться своими убеждениями, взглядами, совершать действия которые расходятся с его моральными установками. Потребность в самоутверждении можно объяснить и многочисленными нарушениями норм и правил поведения так называемыми трудными подростками. Потерять авторитет в глазах товарищей, уронить свою честь и достоинство - самая большая трагедия для подростка. С этой целью необходима организация система развернутой деятельности, создающей жесткие объективные условия, определенный порядок действий, четко выделенные образцы и постоянный контроль, постепенно перерастающий в самоконтроль. Важно соблюдать последовательность, постепенность приобщения агрессивных подростков к различным видам социально признаваемой деятельности (трудовой, спортивной, художественной, организаторской и др.), а также соблюдать принцип общественной оценки, преемственности, четкого построения этой деятельности.

Наметить приемы включения агрессивных подростков в систему социально признаваемой и социально одобряемой деятельности поможет использование классификации Л.М. Семенюка.

Подростки с искренней заинтересованностью относятся к делам, обеспечивающим «тайный», «секретный» труд, то есть работы по типу тимуровского движения, которая удовлетворяет романтические склонности подростков, их желание сохранить свои поступки в тайне. Все это делается в тайне, не для получения благодарности, похвалы, а из внутренних побуждений, что имеет серьезнейшее психологическое значение. Поэтому важно в этой связи организовать деятельность таким образом, чтобы эта «секретность» по возможности сохранялась.

Особое место в построении социально признаваемой деятельности подростков имеет их привлечение к ее планированию - от сбора предложений - где, что требует приложения ребячьих рук, до специально организуемой разведки. То есть, ребята и в школе и в микрорайоне всматриваются в стены, дома, дворы, прикидывая, в чем и чем они могут быть полезны. Названные приемы формируют у подростков и хозяйственные и организационные навыки, создавая положительную установку предстоящей деятельности.

Разноплановая социально одобряемая деятельность подростков должна складываться не только из дел интересных и увлекательных. Не менее важно приобщать детей к повседневному труду. В этом отношении важна элементарная работа по самообслуживанию, но построенная на принципе уважения к своей личности - умение и желание обслужить самого себя с одной стороны; с другой - в коллективных формах, вырабатывающих требовательность, самокритичность, самоконтроль и другие личностные качества. Особое значение в этом приобретает совместная жизнь взрослых и подростков во время выездов - на сбор урожая или в туристический поход, когда педагог на глазах детей заправляет свою постель, умывается вместе с ними, ест, работает и отдыхает

Другой оправдывающей себя формой приобщения подростков к бытовому труду, имеющей серьезное воспитательное воздействие, являются различные конкурсы. Например, школьный конкурс красоты: жюри, в состав которого входят сами дети, оценивает не только умение завязывать галстук, носить костюм, но и выправку, походку, ритм движений.

Важную роль в коррекции агрессивного поведения подростков имеет темп наращивания положительных моментов в их делах, отчего зависит и темп «стихания» отрицательных моментов. Наиболее действенным путем наращивания положительного опыта является сама продуманная организация просоциальной деятельности, создающая нагнетание, непрерывное усложнение постоянно изменяющихся увлекательных дел при включении в них всех подростков и подчеркнутом доверии, уважении к ним.

Воздействие разных видов социально одобряемой деятельности интенсифицируется системой их построения, которая обуславливает создание развернутых взаимоотношений, взаимозависимости детей, достаточно полно удовлетворяя потребности подростка в самоутверждении и самореализации.

Заключение


Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, как с темпом и ритмом научно-технического преобразования, которые предъявляют к подрастающему поколению новые требования, так и с насыщенным характером информации, создающей массу «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. А также и с экономическими и экологическими кризисами, поразившими наше общество. Эти кризисы вызывают у людей, в частности у детей чувства безнадежности и раздражения. В заключении необходимо подчеркнуть, что дети гр « Риска» склонны к эмоциональным вспышкам, свойственны агрессивные реакции. Они нуждаются в комплексной , психолого- педагогической и медицинской помощи и особых условий организации учебного процесса. Таким образом правильно спланированная работа помогает детям снять негативизм , агрессию.

Литература..

  1. Берковиц Л. А Божович Л.И. Психология формирования личности. - М., 1995.

  2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 2001.

  3. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М., 1991.










Семья как социальный институт формирования личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Семейные взаимоотношения играют огромную роль в развитии ребёнка. Родительские отношения - это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка его поступков. И для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определённым уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребёнком. Особенно положительные детско-родительские отношения важны в семье , где воспитывается ребёнок с ограниченными возможностями здоровья. Как показывает практика работы с детьми ОВЗ , 68% семей не обладают определёнными знаниями проблем воспитания. Основной контингент семей проживают в антисанитарных условиях , зачастую нет жилья, всего необходимого, большое территориальное расстояние , зачастую у них нет положительного контакта со своими детьми и позитивно- родительские отношения находятся на низком уровне.

Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребёнка. В истории родительства всё более явной становится тенденция возрастания значения института семьи. Прежде ответственность за воспитание ребёнка возлагалось на общество, в то время как индивидуальное родительство охватило лишь относительно непродолжительный период детства ребёнка до начала вступления , его в трудовую деятельность или начало выполнения им социальных функций. Но с изменением задач социализации ребёнка в рамках семейного воспитания по каждой из возрастных стадий его развития претерпевают изменения также конкретные формы и средства воспитательных воздействий, характер отношений ребёнка с родителями. В наших семьях с детьми с ОВЗ , возлагают на общество, индивидуально-родительское воспитание не просматривается , так как основной процент семей пьющих , ведущих зачастую асоциальный образ жизни. При работе с неблагополучными семьями детей с ОВЗ мы выработали свою систему работы с различными типами семей.

1 система:»Родитель». В данной системе осуществляется сотрудничество родитель-педагог. Где осуществляется постоянная просветительская работа

( родительские лектории, совместные праздники « Папа , мама, я - спортивная семья»; « Древо жизни»; « Кулинарный поединок». Такая система сотрудничества просматривается только 12 % семей.

2 система: « Дети без внимания»,где родители не интересуются учёбой, успехами своих детей, их проблемами. Что составляет основной процент в коррекционных школах. Выделяют 4 тактики воспитания в семье и соответствующие им 4 типа семейных взаимоотношений:

-диктат, опека, невмешательство, сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов .

Родители , разумеется , могут и должны предъявлять требования к своему ребёнку , исходя из целей воспитания, норм морали.

Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие сталкиваются с сопротивлением ребёнка , который отвечает на нажим , принуждение, угрозы своим лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенно ненавистью.

Но даже если сопротивление оказывается сломленным , вместе с ним оказывается сломленным и многие ценные качества личности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребёнка, систематическое лишение его права голоса, при решении вопросов, к нему относящихся - всё это гарантия серьёзных неудач формирования его личности.

Опека в семье

Это система отношений , при которых родители , обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка ограждают его от каких -либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.

Родители по сути, блокируют процесс серьёзной подготовки их детей к столкновению с реальностью. Именно эти дети оказываются более неприспособленному к жизни в коллективе.

Сотрудничество

Как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности.

Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество , обретает особое качество , становится группой высокого уровня развития.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

Можно выделить 3 стиля семейного воспитания:

-демократический

-авторитарный

- попустительский

При демократическом стиле, прежде всего учитываются интересы ребёнка-

« Стиль согласия».

При « авторитарном» стиле родители навязывают своё мнение ребёнку-

« Стиль подавления».

При « попустительском стиле». Ребёнок предоставлен сам себе.

Школьник видит себя глазами взрослых его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка , его представление о себе кажутся искажёнными. От условия воспитания в семье зависит и неадекватное поведение ребёнка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребёнка или ставят перед ним завышенные задачи.

Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой . Это происходит в семье , где ребёнка часто хвалят и за мелочи и достижения дарят подарки.

Адекватное представление - здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключаются восхищения и похвала , при нём редко дарятся подарки , за поступки не используются крайне жёсткие наказания.

При работе с неблагополучными семьями детей с ОВЗ выработалась своя система работы с различными типами семей. В данной системе осуществляется сотрудничество «Родитель -педагог». Где осуществляется постоянная просветительская работа ( родительские лектории , совместные праздники : « Папа, мам , я -спортивная семья»; «Древо семьи»; « Кулинарный поединок».

В связи с этим были разработаны основные направления психологической диагностики семьи, которое включает :

- всестороннее психологическое изучение ребёнка с отклонением в развитии;

-психологическое изучение социального окружения семьи ребёнка с ОВЗ и факторов , влияющих на его социальную адаптацию.

Разработана программа комплексной и всесторонней помощи семьям данной категории с учётом специфики каждого конкретного случая.

Обеспечение максимально возможной адаптации ребёнка , а затем и молодого человека с психофизическими нарушениями в социальной среде.

В процедуре психологического изучения семьи ребёнка с ОВЗ используем традиционные методы: наблюдение , беседа, эксперимент, диагностики

По изучению детско-родительских отношений ежегодно проводится психолого-диагностическая работа , просматривается мониторинг на начало учебного года и конец учебного года. Родителям на родительских лекториях предлагаются : анкеты направленные на выявление: « Знаний родителей о ребёнке». Цель: Изучение особенностей развития детско-родительских отношений в семье. Задача: Определить уровень знаний и представлений у родителей о задачах содержания и методов воспитания детей.

При работе с детьми просматривается направление на изучение положения ребёнка в семье. Используются методики « Рисуночный тест семьи»,

« Кинетический рисунок семьи ( Р. Бернс и С. Коуфмант) , « Семейный тест отношений ( Дж. Антони и Е. Бине); « Чернильные пятна» Г. Роршаха; « Детский апперцептивный тест САТ « Л. Беллака; « Два дома» И. Вандвик и Л. Элб и т.д.

По результатам рисуночных тестов мы можем судить , что далеко не во всех семьях царит положительная атмосфера детско- родительских отношений В основном они носят переменчивый характер.


Семья как социальный институт формирования личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Семейные взаимоотношения играют огромную роль в развитии ребёнка. Родительские отношения - это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка его поступков. И для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определённым уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребёнком. Особенно положительные детско-родительские отношения важны в семье, где воспитывается ребёнок с ограниченными возможностями здоровья. Как показывает практика работы с детьми ОВЗ , 68% семей не обладают определёнными знаниями проблем воспитания. Основной контингент семей проживают в антисанитарных условиях, зачастую нет жилья, всего необходимого, большое территориальное расстояние , зачастую у них нет положительного контакта со своими детьми и позитивно- родительские отношения находятся на низком уровне.

Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребёнка. В истории родительства всё более явной становится тенденция возрастания значения института семьи. Прежде ответственность за воспитание ребёнка возлагалось на общество, в то время как индивидуальное родительство охватило лишь относительно непродолжительный период детства ребёнка до начала вступления , его в трудовую деятельность или начало выполнения им социальных функций. Но с изменением задач социализации ребёнка в рамках семейного воспитания по каждой из возрастных стадий его развития претерпевают изменения также конкретные формы и средства воспитательных воздействий, характер отношений ребёнка с родителями. В наших семьях с детьми с ОВЗ , возлагают на общество, индивидуально-родительское воспитание не просматривается , так как основной процент семей пьющих , ведущих зачастую асоциальный образ жизни.

При работе с неблагополучными семьями детей с ОВЗ мы выработали свою систему работы с различными типами семей.

При работе с неблагополучными семьями детей с ОВЗ выработалась своя система работы с различными типами семей. В данной системе осуществляется сотрудничество «Родитель -педагог». Где осуществляется постоянная просветительская работа ( родительские лектории , совместные праздники : « Папа, мам , я -спортивная семья»; «Древо семьи»;

« Кулинарный поединок».

В связи с этим были разработаны основные направления психологической диагностики семьи, которое включает :

- всестороннее психологическое изучение ребёнка с отклонением в развитии;

-психологическое изучение социального окружения семьи ребёнка с ОВЗ и факторов , влияющих на его социальную адаптацию.

Разработана программа комплексной и всесторонней помощи семьям данной категории с учётом специфики каждого конкретного случая.

Обеспечение максимально возможной адаптации ребёнка , а затем и молодого человека с психофизическими нарушениями в социальной среде.

В процедуре психологического изучения семьи ребёнка с ОВЗ используем традиционные методы: наблюдение , беседа, эксперимент, диагностики

По изучению детско-родительских отношений ежегодно проводится психолого-диагностическая работа , просматривается мониторинг на начало учебного года и конец учебного года. Родителям на родительских лекториях предлагаются : анкеты направленные на выявление: « Знаний родителей о ребёнке». Цель: Изучение особенностей развития детско-родительских отношений в семье. Задача: Определить уровень знаний и представлений у родителей о задачах содержания и методов воспитания детей.

При работе с детьми просматривается направление на изучение положения ребёнка в семье. Используются методики « Рисуночный тест семьи»,

« Кинетический рисунок семьи ( Р. Бернс и С. Коуфмант) , « Семейный тест отношений ( Дж. Антони и Е. Бине); « Чернильные пятна» Г. Роршаха; « Детский апперцептивный тест САТ « Л. Беллака; « Два дома» И. Вандвик и Л. Элб и т.д.

По результатам рисуночных тестов мы можем судить , что далеко не во всех семьях царит положительная атмосфера детско- родительских отношений В основном они носят переменчивый характер.






Формирование социально- психологической защищённости детей с ограниченными возможностями здоровья.

Понятие « человека с ограниченными возможностями здоровья» в традиционном подходе ярко выражает дефицит видения социальной сущности ребёнка. Проблема умственно отсталого ребёнка - это социальная проблема неравных возможностей. Главная проблема ребёнка с ОВЗ заключается в его связи с миром его социализации в обществе. Основной процент детей выходя из стен коррекционных школ не могут приспособиться к социуму. Задача педагогов спланировать и построить работу так, чтобы при выходе из школы ребёнок мог решать встающие перед ним проблемы не впадая в депрессию, агрессию, был бы защищён психологически от стрессов и проблем.

Работая в данном направлении основными задачами для себя в формировании социально- психологической защищённости детей с ОВЗ ставим формирование: волевых качеств, моральных качеств, умение выйти из конфликтных ситуаций.

С этой целью для уч-ся 8-9 классов был разработан факультатив, специальная программа « Саморазвитие личности»\. Которая помогает детям познать себя , найти выход из конфликтов , научиться управлять своим внутренним миром , приобщить к социализации в обществе.

Основное направление программы:

- формирование широкого спектра способностей и интересов , определение круга устойчивых интересов;

-формирование интереса к другому человеку как к личности

- развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях , поступках, формирование первичных навыков самоанализа.

-развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм, утверждения самостоятельности;

-развитие чувств собственного достоинства , внутренних критериев самооценки

- развитие форм и навыков личного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;

-развитие моральных качеств , форм сочувствия и сопереживания другим людям;

-формирование представлений о происходящих изменениях , связанных с ростом и половым созреванием;

- умение выходить из конфликтных , трудных жизненных ситуаций.

Одним из важнейших направлений формирования социально- психологической защищённости детей с ОВЗ в данной программе является обсуждение проблем.

Ребёнку следует целенаправленно прививать умение представлять , то как он будет себя чувствовать в дальнейшем, через определённый временной промежуток.

Большое значение для детей ОВЗ имеет психическое здоровье, т.е состояние полного душевного , физического и социального благополучия. Тревожность, оказывает негативное воздействие на личностное развитие, наличие тревожности указывает на его неблагополучие. Вытекает ещё одно направление снятие тревожности и агрессии через рисование, занятием спортом, музыкой , общение с животными . В связи с этим был разработан цикл занятий по «Анималотерапии»( созданный реальной жизнью метод оказания психологической помощи через взаимодействие с животными и их символами, образами, рисунками , игрушками..Задача анималотерапии -раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности ребёнка , наблюдения животными и взаимодействие с ними положительно сказывается на развитии успешной адаптации в социуме. В это цикл вошли такие темы и упражнения:

-упражнение « Зверинец» ( развитие коммуникативных способностей, снятие телесных зажимов);

-« Осьминог» ( развитие целеустремлённости);

-« Сороконожка» (снятие телесных зажимов, развитие коммуникативных навыков);

-игра» Тюлень» ( способствует развитию преодолению препятствий );

-игра « Лягушата» ( развивает инициативность, смелость , способность постоять за себя);

-упражнение « Улитка» ( способность развития самоконтроля, выдержки) и т.д.

Работа во многом должна быть направлена на формирование общения на коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов. Однако параллельно с этой работой. Направленной на ликвидацию причин, вызвавших тревожность, необходимо развивать у детей умение справляться с повышенной тревогой.

Таким образом требуется целенаправленная коррекционная работа с подростками, что предполагает развитие рефлексии , т.е самопознания внутренних психических актов и состояний, а также формирование устойчивой положительной самооценки. Поэтому был разработан цикл бесед для детей 5-7 классов.

В цикл бесед включены темы:

-« Куда же нам плыть» ( на самораскрытие , а также умение общаться);

-« Каков я на самом деле» ( развитие навыков самоанализа , самораскрытия);

-«Кто я» ( умение анализировать свои и чужие поступки);

-«Моя индивидуальность»

-« Точка опоры» ( умение раскрыть свои сильные стороны);

-« Чувство собственного достоинства»( укрепление самооценки , умение выйти из конфликтных ситуаций)

-« Уверенное или неуверенное поведение»( формирование в себе уверенности);

-«Я в своих глазах и в глазах других людей»

-« Эмоции и чувства»( умение выражать своё эмоциональное состояние);

-«Мои проблемы»( обучение осознанию своих проблем и поиску их решений, а также преодоление трудностей);

-« Мотивы наших поступков» ( помощь в осознании мотивов , своих поступков, устранение эмоциональных барьеров);

Следует отметить , что в процессе воспитания детей с ОВЗ сочетается настойчивая работа по формированию у них общественно ценных личностных качеств со специфической коррекционной работой , направленной на исправление тех недостатков их характера и поведения , которые возникли в результате неправильного предшествующего воспитания и несовершенного , ущербного жизненного опыта. Основной контингент в классах коррекции из неблагополучных семей, где не уделяется должного внимания воспитанию, традициям в семье, взаимоотношениям между родителями, не существует традиций семейных праздников. И поэтому изучив рисуночный тест «Семьи», остро встала проблема о создании программы для старшеклассников « Семейные взаимоотношения». В неё вошли циклы занятий по направлениям: «Основы семьи и брака»;» Семейные традиции»; « психология мужчины и женщины»; « Факторы , способствующие семейным отношениям»; « Ссоры и конфликты в семье»;

« Пожилой человек и семья»; « Знакомство»; « Любовь и влюблённость»; « Умение прощать»; « Качество семьянина»; « Семья и дети» ; « Семейный бюджет»и т.д.

Формирование социально- психологической защищённости детей с ОВЗ одно из направлений комплексной модели социализации учащихся с ОВЗ. В рамках реализации задач этого направления много сделано и ещё предстоит сделать , это только первая ступенька в формировании социально- психологической защищённости.







24

© 2010-2022