Рабочая программа курса Культура семейной жизни для учащихся 10-11 класса

 В современном обществе проблема культуры семейных отношений всё больше приобретает первостепенное значение. Родительская занятость приводит к уменьшению и без того короткого времени общения с детьми, лишая подростков возможности приобрести опыт семейных отношений. Программа курса "Культура семейной жизни" предназначена для учащихся 10-11 класса и может изучаться как элективный курс на протяжении 1 года (34 часа в год или 1 час в неделю) или 2 лет ( 17 часов в год или 0,5 часа в неделю) в зависи...
Раздел Школьному психологу
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Симферопольское городское управление образования

Учебно-воспитательный комплекс «Школа-лицей» №3

им А.С. Макаренко

Рабочая программа элективного курса

для учащихся 10 - 11 классов «Культура семейной жизни».

Автор программы: Анюхина Ирина Антоновна, педагог-психолог УВК «Школа-лицей» №3 им. А.С. Макаренко

г. Симферополь

2014г

Содержание:

1.Аннотация

2.Пояснительная записка

3. Особенности учебной программы.

4. Учебно-тематический план

5. Календарно-тематическое планирование

6. Список использованной литературы

7. Список Интернет-ресурсов


Аннотация.

В программе предлагаются для изучения старшеклассниками в соответствии с положением Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и требованиями ФГОС, важнейшие правила и основы психологических, педагогических и нравственных закономерностей и особенностей духовно-нравственного развития, воспитания и становления личности.

Программа предназначена для занятий с обучаемыми как во внеурочной деятельности, так и для ведения элективного курса в 10-11 классах педагогами- психологами, социальными педагогами, классными руководителями - по 17 часов в год в течение 1или 2 полугодия (1 час в неделю) или в течение года по 0,5 час ( 1 занятие в 2 недели). Возможно также изучение программы на протяжении только 10 или только 11 класса. Темы программы можно использовать и как отдельные классные часы или внеклассные мероприятия.


Пояснительная записка

В нашем обществе, да и во всём мире, наблюдается кризис семейных отношений, который может привести к катастрофе не только российскую культуру и государство, но и человеческую цивилизацию вообще. Знания нравственных основ формирования семьи и законов ее развития и успешного существования может стать мощным средством, которое будет способствовать сдерживанию и предотвращению негативных тенденций по распаду семьи.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. Д.А. Медведев обратился к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики, «выстраданы и выверены за века» отечественной истории и без которых «мы не можем представить себе нашу страну». Президент назвал важнейшие из этих ценностей: СПРАВЕДЛИВОСТЬ; СВОБОДА личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА; МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР; СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ; ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ; ЗАБОТА о младших и старших; ПАТРИОТИЗМ; ВЕРА в РОССИЮ; ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ. «Таковы наши ценности, - подчеркнул он, - таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А, говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией». Сегодня национальный воспитательный идеал - высшая цель образования, абсолютно нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций. Такой идеал имеет конкретно-исторический характер, соответствует условиям определенной эпохи.

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической базой разработки и реализации ФГОС общего образования, определен характер современного национального воспитательного идеала . Это «…высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации…( Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Москва, Просвещение, 2009, с. 9).

Характер организации современного воспитательного процесса определен Законом «Об образовании». Ст. 9, п. 6, устанавливает, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Таким образом, духовно-нравственное развитие школьников есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы. Обучение и формирование у молодежи нравственных основ семейной жизни может отчасти решить проблему восстановления прерванных традиций семейного воспитания, передачи семейных норм морали, культуры и нравственности от поколения к поколению.

В решении комплекса задач духовно-нравственного воспитания должны принимать участие все субъекты общественной жизни. Ведущая роль в этом процессе, конечно же, принадлежит общеобразовательной школе. Именно она является ключевым элементом интегративного, социокультурного, общенационального пространства непрерывного (в течение всей жизни) духовно-нравственного развития личности гражданина России. На первом этапе оно должно быть организовано в пределах школе и ее ближайшего социального окружения. Стандарт раскрывает содержание приведенного в Законе "Об образовании" понятия "духовно-нравственное развитие обучающегося". Оно понимается как педагогически организованный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности обучающегося, развития его способности сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, обществу, государству, Отчеству, миру в целом на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов. Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются определенные ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению.

При изучении системы ценностных ориентаций используются различные научные подходы:

1) психологический подход;

2) медицинский подход;

3) культурологический подход;

4) социологический подход;

5) богословский подход.

Все эти подходы используются в преподавании материалов данного курса, направлены на формирование знаний о семье в соответствии с христианскими представлениями о трёх составных частях человеческой природы, включающей в себя дух, душу и тело. Знания о душе соответствуют психологическому подходу; знания о теле - медицинскому подходу, а знания о духе - богословскому подходу. Культурологический и социологический подходы объединяют знания о разных составах человеческой природы (духе, душе и теле).

Цель курса: формировать культурно развитую, работоспособную, гармоничную и самодостаточную и ответственную личность юношей и девушек, мотивированную на создание счастливой семьи и способную к осознанному рождению и воспитанию детей, обеспечивающую выполнение семьей основных функций, прежде всего воспитательной и демографической.

Задачи курса:

- познакомить учащихся со сложившимися веками в нашей культуре традиционными нормами семейной жизни, системой ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественной культуре в области семейных отношений; подготовка учащихся к созданию крепкой многодетной, счастливой семьи.

- познакомить учащихся с основными понятиями, раскрывающими смыслы, ценности и нормы семейной жизни;

- вооружить знаниями в области семейной психологии, культурологи и этики;

- пробудить в учащихся желание создать крепкую, многодетную, счастливую семью;

- предотвратить или снизить риски на пути к созданию учащимися в будущем крепкой, многодетной, счастливой семьи;

- ознакомить с основами психологической, культурологической и духовно-нравственной безопасности в сфере семейных отношений;

- способствовать формированию традиционных семейных ценностей: материнства и отцовства, почитания родителей и старших, пожизненности брака, целомудрия (включающее в себя и добрачное воздержание) и др.

Учащиеся должны знать:

- о психологии взаимоотношений людей;

- о культуре взаимоотношений;

- о причинах конфликтов, условиях, способствующие их возникновению, управление конфликтами;

- цели и ценности своей будущей жизни;

- о правилах планирования семьи;

- о связи психологического и физического здоровья;

- брачное законодательство в нашей стране и других странах, традиции;

- стадии семейной жизни (молодой, средний возраст, пожилые семьи);

- семейные роли, гармония и дисгармония в семье;

- проблемы, связанные с началом интимных отношений и этике сексуальных отношений;

- о проблемах ребенка в неполной семье;

- факторы, влияющие на здоровье до рождения ребенка (социально-бытовые условия, привычки и пристрастия, наркотические вещества, гиподинамия и др.);

- о том, что здоровый образ жизни как основа профилактики нарушений становления и функционирования всех систем органов;

- о том, как отложить сексуальные отношения и отстоять свою точку зрения.

Образовательные результаты:
Предполагается, что к завершению курса ученики будут:
Знать основные термины и понятия, описывающие семейные отношения, ориентироваться в научных теориях, адекватно использовать их в устной и письменной речи;
Объяснять (интерпретировать) наблюдаемые и изучаемые явления и процессы;
Приводить собственные примеры явлений и тенденций.


Метапредметные результаты:

Духовно-нравственное воспитание гражданина России - это начало и результат, смысл и основной ресурс социального и экономического прогресса общества. Модернизация страны начинается с воспитания личности, способной ее осуществить. В предлагаемой программе в соответствии с требованиями ФГОС предполагается получить следующие результаты:

1. В сфере личностного развития:

- готовность и способность учащихся к духовному развитию, реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной, социальной и профессиональной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - "становиться лучше";

- укрепление нравственности - основанной на свободе воле и духовных отечественных традициях внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;

- формирование морали - осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

- развитие нравственного самосознания личности (совести) - способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

- принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных духовных традиций;

- позитивную нравственную самооценку и самоуважение;

- готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

- трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение противодействовать им в пределах своих возможностей;

- свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, будущими поколениями; укрепление веры в Россию.

2. В сфере общественных отношений :

- сформированность идентичности гражданина России на основе принятия учащимися национальных духовных традиций, базовых национальных ценностей, нравственных приоритетов и моральных норм;

- готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи; развитие патриотизма и гражданской солидарности;

- осознанное поддержание межэтнического мира и согласия;

- повышение осознания важности роли институтов гражданского общества, традиционных российских религиозных организаций в воспитании и социализации детей и молодежи;

- укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества;

- сформированность отношения к семье как к основе российского общества;

- приобщение к ценностям и традициям российской семьи;

- бережное отношение к жизни человека, продолжение рода;

- законопослушание и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;

- преемственность (духовную, культурную, социальную) поколений.

3. В сфере государственных отношений :

- совершенствование правовой грамотности;

- повышение доверия к государственным институтам;

Программа предполагает, что учащиеся получат знания в следующих аспектах знаний:

  1. Общесоциальные знания, раскрывающие политику государства в области брачно - семейных отношений, о значимости семьи, об идейных ценностях, о социальных ролях супругов и родителей.

  2. Этические знания, включающие воспитание следующих нравственных качеств: равноправного товарищеского отношения к представителям другого пола, дружбы, уважения к матери, отцу, старшим и младшим, потребности в воспитании детей, ответственности, верности, честности, сдержанности, доброты, уступчивости, осознания моральных основ брачно-семейных отношений, любви как нравственной основы брака; чувства долга перед супругой (супругом), семьей, детьми; культуре интимных чувств, правильных представлений об идеальном муже и жене, об отце и матери.

  3. Правовые знания - ознакомление с основами законодательства о браке, с важнейшими положениями семейного права, с обязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям, к обществу.

  4. Психологические знания - формирование понятий о личности как уровне развития индивида, об особенностях психологии межличностных отношений юношества, о психологических основах брака и семейной жизни, умения понимать психологию других людей; развитие чувств, необходимых для супружеской и семейной жизни, владение навыками общения и др.

  5. Педагогические знания - включающие формирование представлений о роли семьи в воспитании детей, ее педагогическом потенциале, специфике семейного воспитания, воспитательных функциях отца и матери, о путях повышения педагогической культуры родителей, а также вооружение юношества конкретными знаниями и умениями по самовоспитанию и воспитанию детей.

  6. Эстетические знания - включающие формирование отношения к семейной жизни как к самостоятельной эстетической ценности.

  7. Хозяйственно-экономические - вооружение знаниями о бюджете семьи, культуре быта, умениями ведения домашнего хозяйства и т. д.

Особенности учебной программы.

Семья является феноменом, к постижению которого требуется не узко-дисциплинарный подход (только психологический, или только культурологический, или только социологический и т.д.), а системный подход, объединяющий все эти подходы и основывающийся на общемировоззренческих основаниях, которые в полном объеме могут дать только совокупные знания. В данном случае - это знания, накопленные две тысячи лет традициями православного христианства.

Говоря о закономерностях семейной жизни, необходимо остановиться отдельно и на таких категориях, как человеческая природа и личность, управляющая этой природой. На понимании личности должны строиться все упоминаемые выше (социологические, психологические и т.д.) подходы к рассмотрению семьи. На сегодняшний день в системе образования не делалось серьёзных попыток применять знания о семейной жизни с позиции разных научных подходов и эта программа является такой попыткой.

Объем и структура курса.

Содержание курса рассчитано на один год обучения по одному часу в неделю, общим объемом 34 часа. Курс включает в себя 27 теоретических занятий и 7 практических. Теоретические занятия могут проводиться как комбинированные уроки и сочетать в себе разные методы подачи материала, не только в лекционном виде, но и в виде различных групповых и парных, игровых видов работы. Материал курса делится на три раздела: «Понятие о личности», «Создание и развитие семьи», «Семья и общество». В приложении к программе приводятся материалы, упражнения, цитаты, которые психолог, социальный педагог или классный руководитель может использовать по своему усмотрению.

Методы и формы учебной работы.

Основными формами организации учебных занятий в курсе являются:
- игровые процедуры, которые моделируют определенные ситуации, актуализируют проживание некоторых ситуаций и дают возможность наблюдать их «прямо сейчас»,
- работа с научными и публицистическими текстами (самостоятельное чтение и организация понимания через обсуждения- семинары),
- дискуссии, беседы, лекции;

- игровые и тренинговые занятия в малых группах и парах, семинарские занятия и диспуты;

- просмотр видеофильмов и прослушивание аудиозаписей по темам занятий,
- построение и проверка гипотез (для приобретения опыта анализа ситуаций и явлений, опыта осмысления научных текстов)

- анкетирование и тестирование; написание и защита рефератов и творческих работ.

Для более полной эмоциональной и интеллектуальной включённости учащихся в изучение данного курса необходимо активно применять музыкальные иллюстрации и эпиграфы, сопровождать ими если не все, то почти каждое занятие.

Текущий и итоговый контроль.

Текущий контроль знаний заключается в оценке знаний школьников на семинарских занятиях, опрос по предлагаемым домашним заданиям. Данный курс не предполагает выставления отметки как инструмента оценивания приобретенных знаний, так как программа является личностно формирующей. В качестве поощрения учащихся можно использовать награждение грамотами, например, «Лучший знаток». Итоговый контроль - сдача зачета по темам курса, написание реферата или собеседование.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование темы

Количество часов

теоретические

практические

1

Введение. Что такое счастье и как его достичь?

1

Раздел I. Психология личности.

2

Кто я? Понятие личности в психологии и православном учении.

1

3

Направленность личности.

1

4

Психологические особенности подросткового и юношеского возраста.

1

5

Психология половых различий людей на разных этапах возрастного развития.

1

6

Стыд и совесть как основа духовно-нравственного развития человека.

1

7

Нравственные основы межличностных взаимоотношений между юношами и девушками.

1

8

Что такое настоящая мужественность?

1

9

Что такое настоящая женственность?

1

Раздел II. Создание и развитие семьи.

10

Любовь. Виды любви.

1

11

Испытание чувств. Добрачный период. Ошибки добрачного периода и их последствия.

1

12

Я и моя будущая половина. Период перед браком.

1

13

Союз двух родов.

1

14

Самый важный день. Свадьба, венчание и его нравственная задача.

1

15

Первый год совместной жизни. Распределение обязанностей.

1

16

Семья в ожидании ребёнка. Отцовство и материнство.

1

17

Чудо жизни. Планирование семьи. Прерывание беременности и его последствия для семьи.

1

18

Молодая семья с новорожденными. Родительские обязанности.

1

19

Стили семейного воспитания детей.

1

20

Уроки семейного взросления. Причины и последствия разлада семейных отношений. Пути их преодоления.

1

21

Родители и дети. Значение детей в жизни семьи.

1

22

Супружеское многолетие.

1

Раздел III. Семья и социум.

23

Типы и функции семьи.

1

24

Семья - основа всякого общества.

1

25

Семья и государство. Вопросы демографии. Семейная политика.

1

26

История семейной политики в России XX века. Законы о браке и семье.

1

27

Иерархия в современной семье.

1

28

Традиционный уклад жизни в русской и украинской семье.

1

29

Отношение к старшему поколению. «Яблоко от яблони недалеко падает».

1

30

Семейный труд и семейный отдых. Семейные праздники.

1

31

Семья - один из путей спасения души. Христианская семья.

1

32

Святые семейства. Святые покровители семьи.

1

33

Традиции и особенности моей семьи.

1

34

Итоговое занятие. (Зачёт или собеседование).

1

Итого

27

7







Календарно-тематическое планирование :


Дата

Тема занятия

Виды учебной деятельности

Виды контроля

Домашнее задание

план

факт

1



Введение. Что такое счастье и как его достичь?

Практическое занятие

Индивидуальный опрос

Работа с конспектом

Раздел I. Психология личности.

2



Кто я? Понятие личности в психологии и православном учении.

Практическое занятие.

Индивидуальный опрос

Работа с литературой - найти пример достойной личности

3



Направленность личности.

Комбинированный

Индивидуальный опрос, тестирование

Работа с конспектом

4



Психологические особенности подросткового и юношеского возраста.

Комбинированный

Индивидуальный опрос

Ответить на вопросы в конце занятия письменно

5



Психология половых различий людей на разных этапах возрастного развития.

Комбинированный

Индивидуальный опрос

Работа с конспектом

6



Стыд и совесть как основа духовно-нравственного развития человека.

Комбинированный

Индивидуальный опрос

Написать эссе

7



Нравственные основы межличностных взаимоотношений между юношами и девушками.

Практическое занятие

Групповая работа, индивидуальный опрос

Работа с конспектом

8



Что такое настоящая мужественность?

Практическое занятие

Групповая работа, индивидуальный опрос

Работа с конспектом: найти примеры мужественности

9



Что такое настоящая женственность?

Практическое занятие

Групповая работа, индивидуальный опрос

Работа с конспектом: найти примеры женственности.

Раздел II. Создание и развитие семьи.

10



Любовь. Виды любви.

Практическое занятие

Групповая работа, индивидуальный опрос

Работа с конспектом

11



Испытание чувств. Добрачный период. Ошибки добрачного периода и их последствия.

Комбинированный

Индивидуальный опрос

Привести примеры из литературы благополучной и неблагополучной семьи.

12



Я и моя будущая половина. Период перед браком.

Комбинированный

Индивидуальный опрос

Работа с конспектом

13



Союз двух родов.

Комбинированный

Индивидуальный опрос

Работа с конспектом

14



Самый важный день. Свадьба, венчание и его нравственная задача.

Комбинированный

Индивидуальный опрос

Работа с конспектом

15



Первый год совместной жизни. Распределение обязанностей.

Комбинированный

Индивидуальный опрос

Работа с конспектом

16



Семья в ожидании ребёнка. Отцовство и материнство.

Комбинированный

Индивидуальный опрос; групповое обсуждение

Мини-сочинение «Идеальные родители»

17



Чудо жизни. Планирование семьи. Прерывание беременности и его последствия для семьи.

Комбинированный

Индивидуальный опрос

Работа с конспектом

18



Молодая семья с новорожденными. Родительские обязанности.

Комбинированный

Индивидуальный опрос

Записать, какие обязанности у твоих родителей

19



Стили семейного воспитания детей.

Комбинированный

Индивидуальный опрос

Работа с конспектом

20



Уроки семейного взросления. Причины и последствия разлада семейных отношений. Пути их преодоления.

Комбинированный

Индивидуальный опрос. дебаты

Работа с конспектом

21



Родители и дети. Значение детей в жизни семьи.

Комбинированный

Индивидуальный опрос

Работа с конспектом. Мини-сочинение «Семья без детей - это семья?»

22



Супружеское многолетие.

Комбинированный

Индивидуальный опрос.

Спросить у родителей, какой юбилей их совместной жизни приближается? (можно также спросить бабушек и дедушек, другие семейные пары в роду)

Раздел III. Семья и социум.

23



Типы и функции семьи.

Комбинированный

Индивидуальный опрос

Домашнее задание: подумай и обсуди с родителями функции вашей семьи. Какие из них основные, а какие второстепенные?


24



Семья - основа всякого общества.

Лекция с элементами беседы

Индивидуальный опрос

Работа с конспектом

25



Семья и государство. Вопросы демографии. Семейная политика.

Лекция с элементами беседы

Индивидуальный опрос

Работа с конспектом

26



История семейной политики в России XX века. Законы о браке и семье.

Лекция с элементами беседы

Индивидуальный опрос

Работа с конспектом. Найти в законе о семье ответственность отца и матери.

27



Иерархия в современной семье.

Комбинированный

Индивидуальный опрос

Работа с конспектом.

28



Традиционный уклад жизни в русской и украинской семье.

Комбинированный

Индивидуальный опрос


Рассказ о традициях своей семьи.

29



Отношение к старшему поколению. «Яблоко от яблони недалеко падает».

Комбинированный

Индивидуальный опрос

Работа с конспектом.

30



Семейный труд и семейный отдых. Семейные праздники.

Комбинированный

Индивидуальный опрос. Тематическое мероприятие

Работа с конспектом.

31



Семья - один из путей спасения души. Христианская семья.

Комбинированный

Индивидуальный опрос

Работа с конспектом.

32



Святые семейства. Святые покровители семьи.

Комбинированный

Индивидуальный опрос

Работа с конспектом.

33



Традиции и особенности моей семьи.

Практическое занятие

Индивидуальный опрос

Работа с конспектом.

34



Итоговое занятие. (Зачёт или собеседование).

Комбинированный

Групповая дискуссия, анкетирование







Список литературы:

1. Гребников И.В. Этика и психология семейной жизни - М.; Просвещение, 1990.

2. Евдокимов П. Женщина и спасение мира. Минск. 1999. С. 46

3.Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей, Л., «Медицина», 1988.

4.Ковалев С.В. Психология современной семьи - М.; Просвещение, 1988

5. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989.

6. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. Тренинг для педагогов. - М.: Генезис, 2004.

7. Коркина М.В. Проект "Осознанное родительство": На пороге семьи - программа этического, нравственного, полового воспитания; Программа педагогического сопровождения семейного воспитания; С.-130 Осознанное родительство - взгляд в будущее. Материалы для бесед // Класс. рук. - 2008.-№7.-С.67-81,82.

8. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. - М., Издательский центр "Академия", 2001. - 256 с.

9. Осорина М.В. Современный детский фольклор как предмет междисциплинарных исследований. Советская этнография, 1983, № 3, стр. 36.

10. Правильный выбор: программа формирования у старших подростков социальных установок на здоровый образ жизни/ Сост. С.М. Чечельницкая, А.А. Михеева, Д.А. Шалаева, Ю.В. Величкина, М., Фонд «Центр социального развития и информации», 2005.

11. Пятакова О. Два полюса, два материка/ Школьный психолог, № 13, 2007, с. 10.

Разумихина Г.В. «Мир семьи»

12.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста, С-Пб., 2000.

13.Тимощенко Л.Н. Воспитание старшеклассниц, М., 1974. Педагогика, с.93-105.

14.Храмова Н.Г., Алексеева Г.Г., Сараева А.А., Алтушкина Т.А., Культура семьи, Москва, 2009- учебное пособие - 184с

15.Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье сын и дочь, М., «Просвещение», 1985.

16. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 656 с

17. Я хочу провести тренинг. Пособие для начинающего тренера в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимости и инфекций, передающихся половым путём. - Новосибирск: Гуманитарный проект, стереотипное издание ГУП «Медицина для всех». 2001г.



Интернет-ресурсы:



1

psiholog3000.ru/poznavatelnye...i.../kultura-semeynyh-otnosheniy

2

tambpk.tmbreg.ru/родителям/.../kultura-i-etika-semejnyx-otnoshenij/

3

sites.google.com/site/.../znacenie-kultury-semejnyh-otnosenij

4

house-family.jimdo.com/этика-семейных-отношений/

5

psychologylab.ru/psy-rel/formirovanie-kultury-semejnyx-otnoshenij/

6

mariamm.ru

7

vedic-culture.in.ua › Семья и Духовность › Семейные отношения

8

pro-svet.at.ua/index/semejnye_otnoshenija/0-83

9

uchebnikionline.com/.../psihologichna_skladova_kulturi_simeynih_stosu.

10

etika-estetika-moral.jimdo.com/этика-семейных-отношений/

11

sociosphera.com/.../dosug_v_sisteme_semejnyh_otnoshenij_suwnost_i_s..

12

bibliofond.ru/view.aspx?id=607931

13

dobro.openrepublic.ru/news/655/

14

psychologos.ru/.../semeynye_otnosheniya_dvoe_zn__kak_stroit_i..

15

liveinternet.ru/tags/культура+семейных+отношений/

16

pinimc.org.ru › Библиотека › Рекомендательные списки литературы

17

pro-psixology.ru/.../433-osnovy-semejnyx-otnoshenij-idejnye-ust...

18

grandars.ru › Социология › Общество

19

allatv777.ru/.../dela.../semeynyie-otnosheniya-pochemu-oni-tak-vazhnyi

20

enu.kz/repository/.../kultura-semeino-brachnyh-otnoshenii.pdf

21

mipu.org.ru/index.php?name=page&pageId=19

22

do.gendocs.ru/docs/index-255557.html



© 2010-2022