Психологическое сопровождение учащихся в период адаптации к 5 классу

Раздел Школьному психологу
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психологическое сопровождение учащихся

в период адаптации к 5 классу.



Елисеева Алла Сергеевна

Кандидат психологических наук

Педагог-психолог

ГБОУ города Москвы «Гимназия №1583 имени К.А.Керимова»

Eliseeva_alla83@mail.ru

Аннотация: Материалы, представленные в данной статье, отражают работу направленную на психологическое сопровождение учащихся в период адаптации к средней ступени обучения.

Ключевые слова: адаптационный период, диагностика, развивающая работа, рекомендации.

Одним из приоритетных направлений в работе психологической службы образовательного учреждения является психологическое сопровождение учащихся при переходе в среднее звено, так как данный период является одним из наиболее сложных моментов в обучении учащихся.

Анализируя факторы успешной адаптации мы ориентируемся на ряд показателей готовности учащихся начальной школы к переходу в среднее звено обучения.

1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала учащимся.

2. Сформированность у ребенка новообразований младшего школьного возраста, таких как произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (на соответствующем возрасту содержании).

3. Качественно новый, более "взрослый" тип взаимоотношений ученика с учителями и одноклассниками.

4. Эмоциональная готовность к переходу в среднюю школу, которая выражается в адекватности переживаний и предупреждает его повышенную школьную тревожность.

5. Личностная, интеллектуальная и эмоциональная готовность ученика к обучению в данной школе.

Т.о. работа педагога-психолога в рамках сопровождения адаптационного периода учащихся к средней школе направлена на повышение данных показателей и проводится в несколько этапов.

На первом - диагностическом этапе в начале учебного года проводился мониторинг с целью выявления уровня школьной мотивации. Диагностика проводится с использованием методики «Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н. Г. Лускановой» [3]. Результаты данного мониторинга представлены на рис.1

Рисунок 1

В результате диагностики учащихся 5 классов выявлено, что 26% учащихся показали высокий уровень мотивации, 32% хорошее отношение к учебным предметам. У 32% отмечено положительное отношение к учебной деятельности и 10% учащихся показали низкий уровень отношения к учебной деятельности. На данную группу учащихся было обращено наше внимание при дальнейшей работе с учащимися класса, что позволило усилить эффект развивающей работы с отдельными учащимися класса.

Вторым этапом работы с учащимися является организация развивающей работы. Реализуя программу преемственности между начальным и основным общим образованием и в соответствии с годовым планом, в октябре - декабре была проведена развивающая работа с учащимися пятых классов по программе Е. Г. Коблик «Первый раз в пятый класс!» [5].

Данная программа предусматривала и решала следующие задачи:

- создание условий для успешной адаптации детей к средней школе (формирование классного коллектива, установление норм взаимоотношений детей со сверстниками, преподавателями)

- повышение уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, общению.

Занятия с учащимися проводились по группам, формирование групп происходило на добровольной основе. Следует отметить, что учащиеся систематически посещали занятия, проявляли заинтересованность к обсуждаемым темам и положительное отношение к предложенным заданиям, активно участвовали в дискуссиях.

С целью отслеживания эффективности проводимой развивающей работы с учащимися класса было разработано и проведено анкетирование результаты которого показали, что 94% учащихся было «Интересно» посещать занятия, 6% учащихся дали ответ «немного».

На вопрос «Какое занятие Вам понравилось больше всего?» мы получили следующие ответы: «про учителей», «рассказать как прошла неделя», «понравились игры», «тема ссора», «все что связанно с моим классам», «составление портрета совершенного ученика». Многие учащиеся отметили, что им было интересно на всех занятиях.

На вопрос «Получили ли вы помощь в разрешении своих проблем или проблем в отношениях с одноклассниками?» 100% учащихся ответили «Да».

Учащиеся отметили, что им удалось приобрести следующий положительный опыт:

- «научился понимать друзей»

- «научился уважать учителей»

- «стал меньше ругаться»

- «дружба стала крепче»

- «дружба - очень важное качество»

- «стала добрее, стала больше общаться с одноклассниками»

- «стала добрее, меньше ругаюсь с одноклассниками»

- «стал больше обращать на себя внимание»

- «научился слушать учителя»

- «получил возможность высказать свое мнение»

- «научилась решать свои проблемы» и др.

Приведенные выше высказывания доказывают правильность выбранных методов и эффективность проведенной развивающей работы.

Следует отметить, что большинство учащихся выявили желание продолжить работу с психологом в следующем учебном году.

Параллельно с развивающей работой проводилось диагностическое наблюдение за учащимися с целью выявления проявления познавательной активности учащимися на уроке, а так же отслеживания проявления отношения к разным преподавателям и учебным предметом с целью получения объективной картины протекания адаптационного периода у учащихся. Данный метод работы позволяет получить объективную картину не только проявлений познавательной активности учащихся на уроке, но и проследить предпочтения в межличностном общении.

Следует отметить, что протекание адаптационного периода у учащихся 5-х классов во многом зависит от поддержки родителей, которую они оказывают своему ребенку. Поэтому одним из важных направлений работы педагога-психолога является работа с родителями учащихся с целью формирования психологической грамотности у родителей, которая способствует развитию гармоничных детско-родительских отношений. Решить данную задачу позволило посещение родительского собрания в 5-х классах в начале учебного года. Основная тема выступления «Как помочь своему ребёнку в период адаптации к среднему звену» позволила раскрыть такие вопросы, как особенности подросткового возраста, характеристика адаптационного периода, возможные трудности и пути их решения. Для родителей были подготовлены памятки, которые получил каждый из родителей. Дополнительно рекомендации для родителей о помощи ребенку в период адаптации размещены на личном сайте психолога.

Т.о. на основании приведенных результатов считаем, что оказанная помощь учащимся класса в адаптационный период оказала положительное влияние на протекание процесса адаптации: удалось установить теплые доверительные отношения с учащимися класса; мониторинг эффективности развивающей работы показал её результативность, оказана психологическая помощь родителем путем просветительской работы; систематическое консультирование классного руководителя и учителей предметников позволило более эффективно оказывать помощь учащимся в адаптационный период.

Несмотря на общую положительную динамику, протекания адаптации учащихся следует отметить, что в классе остаются ученики, с которыми требуется планирование отдельного маршрута сопровождения, с целью активизации позиции школьника, повышения мотивации к обучению, способствованию развития доброжелательно отношения с учащимися. Работа, направленная на определение дальнейшего индивидуального маршрута сопровождения, включается в перспективный план работы на будущий период.


Используемая литература:


  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология- М.: Академический проект, 2001.- 704с.

  2. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М.- Просвещение - 1983

  3. Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н.Лускановой psylist.net/praktikum/00173.htm

  4. Баева И.А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учрежденири - СПб.: Речь, 2006.- 288с.

  5. Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. - М.: Генезис, 2007. - 122 с.

© 2010-2022