- Преподавателю
- Школьному психологу
- Психологическое сопровождение учащихся в период адаптации к 5 классу
Психологическое сопровождение учащихся в период адаптации к 5 классу
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Елисеева А.С. |
Дата | 03.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Психологическое сопровождение учащихся
в период адаптации к 5 классу.
Елисеева Алла Сергеевна
Кандидат психологических наук
Педагог-психолог
ГБОУ города Москвы «Гимназия №1583 имени К.А.Керимова»
Eliseeva_alla83@mail.ru
Аннотация: Материалы, представленные в данной статье, отражают работу направленную на психологическое сопровождение учащихся в период адаптации к средней ступени обучения.
Ключевые слова: адаптационный период, диагностика, развивающая работа, рекомендации.
Одним из приоритетных направлений в работе психологической службы образовательного учреждения является психологическое сопровождение учащихся при переходе в среднее звено, так как данный период является одним из наиболее сложных моментов в обучении учащихся.
Анализируя факторы успешной адаптации мы ориентируемся на ряд показателей готовности учащихся начальной школы к переходу в среднее звено обучения.
1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала учащимся.
2. Сформированность у ребенка новообразований младшего школьного возраста, таких как произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (на соответствующем возрасту содержании).
3. Качественно новый, более "взрослый" тип взаимоотношений ученика с учителями и одноклассниками.
4. Эмоциональная готовность к переходу в среднюю школу, которая выражается в адекватности переживаний и предупреждает его повышенную школьную тревожность.
5. Личностная, интеллектуальная и эмоциональная готовность ученика к обучению в данной школе.
Т.о. работа педагога-психолога в рамках сопровождения адаптационного периода учащихся к средней школе направлена на повышение данных показателей и проводится в несколько этапов.
На первом - диагностическом этапе в начале учебного года проводился мониторинг с целью выявления уровня школьной мотивации. Диагностика проводится с использованием методики «Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н. Г. Лускановой» [3]. Результаты данного мониторинга представлены на рис.1
Рисунок 1
В результате диагностики учащихся 5 классов выявлено, что 26% учащихся показали высокий уровень мотивации, 32% хорошее отношение к учебным предметам. У 32% отмечено положительное отношение к учебной деятельности и 10% учащихся показали низкий уровень отношения к учебной деятельности. На данную группу учащихся было обращено наше внимание при дальнейшей работе с учащимися класса, что позволило усилить эффект развивающей работы с отдельными учащимися класса.
Вторым этапом работы с учащимися является организация развивающей работы. Реализуя программу преемственности между начальным и основным общим образованием и в соответствии с годовым планом, в октябре - декабре была проведена развивающая работа с учащимися пятых классов по программе Е. Г. Коблик «Первый раз в пятый класс!» [5].
Данная программа предусматривала и решала следующие задачи:
- создание условий для успешной адаптации детей к средней школе (формирование классного коллектива, установление норм взаимоотношений детей со сверстниками, преподавателями)
- повышение уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, общению.
Занятия с учащимися проводились по группам, формирование групп происходило на добровольной основе. Следует отметить, что учащиеся систематически посещали занятия, проявляли заинтересованность к обсуждаемым темам и положительное отношение к предложенным заданиям, активно участвовали в дискуссиях.
С целью отслеживания эффективности проводимой развивающей работы с учащимися класса было разработано и проведено анкетирование результаты которого показали, что 94% учащихся было «Интересно» посещать занятия, 6% учащихся дали ответ «немного».
На вопрос «Какое занятие Вам понравилось больше всего?» мы получили следующие ответы: «про учителей», «рассказать как прошла неделя», «понравились игры», «тема ссора», «все что связанно с моим классам», «составление портрета совершенного ученика». Многие учащиеся отметили, что им было интересно на всех занятиях.
На вопрос «Получили ли вы помощь в разрешении своих проблем или проблем в отношениях с одноклассниками?» 100% учащихся ответили «Да».
Учащиеся отметили, что им удалось приобрести следующий положительный опыт:
- «научился понимать друзей»
- «научился уважать учителей»
- «стал меньше ругаться»
- «дружба стала крепче»
- «дружба - очень важное качество»
- «стала добрее, стала больше общаться с одноклассниками»
- «стала добрее, меньше ругаюсь с одноклассниками»
- «стал больше обращать на себя внимание»
- «научился слушать учителя»
- «получил возможность высказать свое мнение»
- «научилась решать свои проблемы» и др.
Приведенные выше высказывания доказывают правильность выбранных методов и эффективность проведенной развивающей работы.
Следует отметить, что большинство учащихся выявили желание продолжить работу с психологом в следующем учебном году.
Параллельно с развивающей работой проводилось диагностическое наблюдение за учащимися с целью выявления проявления познавательной активности учащимися на уроке, а так же отслеживания проявления отношения к разным преподавателям и учебным предметом с целью получения объективной картины протекания адаптационного периода у учащихся. Данный метод работы позволяет получить объективную картину не только проявлений познавательной активности учащихся на уроке, но и проследить предпочтения в межличностном общении.
Следует отметить, что протекание адаптационного периода у учащихся 5-х классов во многом зависит от поддержки родителей, которую они оказывают своему ребенку. Поэтому одним из важных направлений работы педагога-психолога является работа с родителями учащихся с целью формирования психологической грамотности у родителей, которая способствует развитию гармоничных детско-родительских отношений. Решить данную задачу позволило посещение родительского собрания в 5-х классах в начале учебного года. Основная тема выступления «Как помочь своему ребёнку в период адаптации к среднему звену» позволила раскрыть такие вопросы, как особенности подросткового возраста, характеристика адаптационного периода, возможные трудности и пути их решения. Для родителей были подготовлены памятки, которые получил каждый из родителей. Дополнительно рекомендации для родителей о помощи ребенку в период адаптации размещены на личном сайте психолога.
Т.о. на основании приведенных результатов считаем, что оказанная помощь учащимся класса в адаптационный период оказала положительное влияние на протекание процесса адаптации: удалось установить теплые доверительные отношения с учащимися класса; мониторинг эффективности развивающей работы показал её результативность, оказана психологическая помощь родителем путем просветительской работы; систематическое консультирование классного руководителя и учителей предметников позволило более эффективно оказывать помощь учащимся в адаптационный период.
Несмотря на общую положительную динамику, протекания адаптации учащихся следует отметить, что в классе остаются ученики, с которыми требуется планирование отдельного маршрута сопровождения, с целью активизации позиции школьника, повышения мотивации к обучению, способствованию развития доброжелательно отношения с учащимися. Работа, направленная на определение дальнейшего индивидуального маршрута сопровождения, включается в перспективный план работы на будущий период.
Используемая литература:
-
Абрамова Г.С. Возрастная психология- М.: Академический проект, 2001.- 704с.
-
Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М.- Просвещение - 1983
-
Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н.Лускановой psylist.net/praktikum/00173.htm
-
Баева И.А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учрежденири - СПб.: Речь, 2006.- 288с.
-
Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. - М.: Генезис, 2007. - 122 с.