Доклад «Психологические требования к личности педагога»

В организации учебно-воспитательного процесса нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер воспитателя, свойства и качества его личности. У одного педагога слишком твердый характер и крепкая воля, большая общественная активность. Он стремится все сделать сам, подавляет спонтанность детей, оставляет их непричастными и равнодушными зрителями. У другого - мягкий, он не способен потребовать от учащихся элементарного порядка. Плохое знание педагогики и психологии, нежелани...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:














ДОКЛАД




«Психологические требования к личности педагога»











Психологические требования к личности педагога

В организации учебно-воспитательного процесса нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер воспитателя, свойства и качества его личности. У одного педагога слишком твердый характер и крепкая воля, большая общественная активность. Он стремится все сделать сам, подавляет спонтанность детей, оставляет их непричастными и равнодушными зрителями. У другого - мягкий, он не способен потребовать от учащихся элементарного порядка. Плохое знание педагогики и психологии, нежелание преодолеть себя, формировать свой характер в соответствии с педагогическими требованиями дают простор непосредственному проявлению натуры: вспыльчивости, жесткости или бесхарактерности, нетребовательности.

Педагогика определяет оптимальную форму проявления и развития дисциплины и демократии в воспитании, которые реализуются специально подготовленной и обладающей педагогическим авторитетом личностью. Дети добровольно идут за тем воспитателем, которого они уважают. В любом другом случае педагогические отношения держатся на сугубо формальных основаниях, внешних требованиях, утрачивают свой позитивный воспитательный смысл и оказывают негативное влияние.

Понятие «авторитет» буквально означает общепризнанное значение человека, его влияние на людей, поддержку его идей и деятельности общественным мнением, проявление уважения, доверия к нему, даже веры в него: в его ум, волю, нравственность, способность сотворить благо, отдать все силы общему делу. Сущность, специфические особенности и функции собственно педагогического авторитета обусловлены тем, что десятки и сотни ребячьих глаз, как рентгеном, насквозь просвечивают и выявляют нравственное состояние личности педагога. У настоящего воспитателя нет другого морального выбора кроме чистоты, искренности, открытости и прямоты. В противном случае учитель неизбежно утрачивает свое влияние на детей и право быть их воспитателем. Суть педагогического авторитета в постоянном развитии педагогом в себе гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной духовности и интеллигентности. Ребенок авансирует воспитателю свое уважение, доверие, расположение, исходя из естественного предположения о высоком качестве его личности, и это доверие необходимо оправдать.

Аванс доверия возмещается прежде всего высокой нравственностью. В современных условиях, видя вокруг себя безнравственность в различных слоях общества, даже в собственной семье и школе, впитывая витающую в воздухе мещанскую мораль, одни ребята научились третировать и даже презирать простые нормы общечеловеческой нравственности, другие овладели искусством общественного лицемерия и обмана. Образовался острый дефицит нравственности в детской и молодежной среде. В этой экстремальной ситуации нравственное самосовершенствование, высокая требовательность педагога к самому себе - главный путь укрепления самоуважения. Рано или поздно нравственная принципиальность, определенность и настойчивость педагога возобладают в сознании детей и дадут ему безусловное педагогическое преимущество, право предъявления нравственных требований к своим воспитанникам.

Другим важным условием личности педагога является духовность воспитателя, его глубокая гражданская убежденность, способность открыто обсуждать с детьми самые острые проблемы общественной жизни, убеждать их, мужественно признавать свои ошибки и промахи.

В современных условиях в целях завоевания педагогического авторитета у детей воспитателю необходимо сделать выбор, занять общественную позицию: в отношении истории нашего общества; политических процессов, происходящих в нем; процессов межнациональных взаимодействий; прав человека; возрождения церкви и других. На убеждения детей можно повлиять только убежденностью, принципиальностью. И пусть некоторые ребята будут не согласны с классным руководителем. Но уважаемый детьми воспитатель, смело и честно, без давления и запугивания, открыто вступающий с воспитанниками в диалог, дискуссию, спор, всегда заставит их задуматься над обсуждаемой проблемой, будет иметь возможность оказать идейное влияние.

Авторитет нравственности и духовно-ценностной культуры педагога необходимо дополняется авторитетом интеллектуальной развитости, независимости суждений и образованности. Сегодня неизмеримо возрос поток разнообразной информации в различных областях жизни. Значительная ее часть приходит в острое противоречие со сложившимися стереотипами и штампами в сознании и мышлении. Это ставит воспитателя, духовного наставника детей и юношества в очень сложное положение. Чтобы глубоко понять духовный мир молодого поколения, быть властителем дум, нужно преодолевать в самом себе противоречия между сложившимися канонизированными взглядами на культуру, способами ее освоения ребенком и реальной, порой не укладывающейся ни в какие рамки, социокультурной ситуацией. Лучшим средством налаживания воспитательного взаимодействия, укрепления авторитета педагога, будет в этом случае его терпимость, отсутствие категоричности в оценках и давления на психику. Вовлеченность ребенка в диалог заставит размышлять, сомневаться, обратиться к источникам информации, произведениям литературы и искусства, духовно развиваться в направлении самостоятельного и критического отношения к культуре. По мере созревания детей, их духовного богатства во взглядах и убеждениях воспитателя и воспитанника будет образовываться все больше общих оценок и суждений. Оставшиеся разногласия также сыграют свою воспитательную позитивную укрепляющую авторитет педагога роль. Ведь суть воспитания не в том, чтобы непременно добиться единомыслия, вбить в сознание детей официальные догмы и стереотипные представления. Она в том, чтобы ребенок проявил самостоятельность мысли, стремление докопаться до истины, выработать в себе независимость суждений, самостоятельность собственной личности. Диалог воспитателя с детьми по вопросам культуры, в котором господствует только одна сила - сила мысли, знания, аргументации, делает авторитет воспитателя естественным и прочным.

Эффективная организация педагогического процесса воспитателем невозможна без авторитета человеческой притягательности, без доброжелательности и взаимной, педагога и детей, симпатии. Нравственно-эстетическое взаимопритяжение есть самая благоприятная и эффективная атмосфера педагогического взаимодействия. Эффект человеческой притягательности возникает в учителе не только благодаря его эрудиции и интеллектуальной развитости. Он образуется как следствие таланта человеческого интереса, любви учителя к другому человеку. Это талант уважения личности ребенка, сочувствия к его проблемам и переживаниям, требовательной помощи ему в развитии духовности, интеллигентности, достоинства и самоуважения. Истинная педагогическая любовь есть глубоко предчувственная ответственность за жизнь и будущее детей, твердая решимость вести их к добру, гражданскому и личному счастью через преодоление самих себя и внешних препятствий. Только любящий педагог, истинный воспитатель отдает все силы тому, чтобы организовать творческую трудовую жизнь детей, научить их целеустремленности, дисциплинированности, требовательности к себе. Он учит их дружбе, доброте, пониманию красоты мужественного труда души и тела. Он испытывает радость и нравственно-эстетическое удовлетворение от общения с детьми, переживает мгновения счастья, видя трудовые успехи своих воспитанников.

Таким образом, высокая нравственность, духовная цельность и убежденяость, эрудиция и интеллектуальная развитость, человеческая притягательность являются важнейшими условиями формирования педагогического авторитета воспитателя, классного руководителя.

Любому учителю свойственны три базовых чувства: чувство иерархии, чувство сцены и чувство самовлиятельности. Каждое из этих чувств может быть выражено в слабой, средней и сильной степени. Но они все обязательно присущи психологии учителя. Обратите свое внимание на каждое из них

Чувство иерархии

Любой человек обязательно является членом какой-либо организации. Это может быть семья, трудовой коллектив, фирма; любая организация, будь то школа или цирк, подразумевает иерархию: есть начальники, есть подчиненные. Любое нарушение сложившихся в учреждении отношений, расценивается как сбой в работе. Чем жестче, авторитарнее система, тем явственнее иерархия.

От того, насколько у человека выражено чувство иерархии, зависят его стиль преподавания, его отношения с учениками и даже самочувствие. Если у учителя слишком завышено это чувство, то как он не боится проверок, терпеть не может, когда кто-то из учеников ведет себя на равных, и пресекает любые отрицательные высказывания в свой адрес. Он опасается высказывать свое мнение, говорить о своих чувствах, когда не уверен, что его слова одобрены начальством и утверждены на каком-нибудь совете. Такие учителя очень болезненно воспринимают равноправные отношения. Именно поэтому они редко общаются с людьми, не связанными с их системой. Ведь непонятно, как с этими «чужаками» общаться - как с начальниками или как с подчиненными?!

Вне класса учитель общается со своими учениками в таком же стиле, как и на уроке, - менторском и назидательном. Он как бы напоминает детям, что учительское око не дремлет - мудрость и чуткость старшего брата настигает их повсюду.

Учитель с ярко выраженным чувством иерархии, как правило, считает себя принципиальным человеком. Ему свойственно острое чувство правды, истины. Он до дрожи в коленках боится совершить ошибку, сказать что-нибудь не то. Еще бы! Ведь за его плечами стоит целая система, правота коей незыблема. В этой уверенности его сила и его главная слабость. Однако жизнь постоянно меняется, и то, что казалось таким устойчивым, порой рушится на глазах, вследствие чего принципам нашего героя наносится непоправимый ущерб, для большинства учителей-иерархов он равносилен краху.

Когда же в роли учителя оказывается родитель, ситуация схожа. Не правда ли, сложно любить детей, когда они не слушаются?

Если у учителя чувство иерархии выражено слабо, он похож на человека, который пришел в чужой монастырь со своим уставом. Ученики такого учителя любят, они чувствуют себя на его занятиях уютно. Но зачастую они не относятся к нему всерьез. До сих пор многие школьники судят о важности предмета по количеству связанных с ним неприятностей. Чем больше контрольных, проверочных и чем строже опрос, тем серьезнее надо к такому предмету относиться.

Психологи считают, что существуют три типа карьеры:

иерархическая (человек стремится занять более высокое положение),

неформальная (работник не заботится о должностном росте, поскольку его интересует эмоциональное взаимодействие со своими коллегами, независимо от статуса),

функциональная (работник увлечен своим профессиональным ростом, он развивается как специалист, мало заботясь о влиянии на сотрудников и должностном росте).

Учитель со слабо выраженным чувством иерархии больше стремится к профессиональному росту. И если он достигает определенных успехов, авторитарная школа его ценит, лелеет, но «своим» все же не считает. Если Вы вспомнили какого-нибудь педагога, любимого детьми, но к которому родители и администрация относятся, по меньшей мере, сдержанно, то можно предположить, что у него чувство иерархии выражено слабо.

Считается, что материал усвоен лучше всего, когда ученик может объяснить его другому. Если учитель смог организовать занятие таким образом, что сам оказался в роли ученика, нет сомнений в том, что с чувством иерархии у него все в порядке.

Чтобы проверить, как обстоит дело с чувством иерархии у Вас, заполните следующую мини-анкету. Отметьте галочкой предложения, которые относятся к Вам.

Для учителей

Начало формы

Доклад «Психологические требования к личности педагога»Если я встречаю своих учеников вне школы, я чаще всего общаюсь с ними так же, как и в классе.

Доклад «Психологические требования к личности педагога»Интересно ученикам слушать то, что я говорю, или нет, но на моих уроках я не допускаю лишнего шума.

Доклад «Психологические требования к личности педагога»Если моя ученица прошла мимо меня и не поздоровалась, я укажу ей на это.

Доклад «Психологические требования к личности педагога»Учитель должен поддерживать уважение к себе у своих учеников. Слушаясь учителя, дети учатся уважать общественные институты.

Доклад «Психологические требования к личности педагога»Учитель должен пресекать все попытки учащихся вести себя с ним панибратски.

Доклад «Психологические требования к личности педагога»Ошибаясь при учениках, учитель подрывает не только свой авторитет, но и авторитет всей школы.

Доклад «Психологические требования к личности педагога»Если у учеников нет чувства уважения к школе, процесс образования невозможен.

Конец формы

Конец формы

Чем больше вы набрали ответов «да», тем сильнее у вас выражено чувство иерархии. Если же вы ни разу не ответили «да», возможно, у вас есть какие-то «трения» в школе или в семье. Умеренное чувство иерархии: 1-3 ответа «да».

Чувство сцены

Перефразируя шекспировское высказывание, можно сказать, что школа (семья) - театр, где все: учителя, родители, дети - актеры. Каждая профессия накладывает на человека свой отпечаток. Учительская стезя - не исключение. Условия преподавательской работы таковы, что вольно или невольно учитель выступает в роли актера: он предстает перед публикой. Если молодая учительница еще не выделяется в толпе, то опытного учителя с большим стажем легко узнать. Этот человек любит, чтобы его слушали долго и внимательно. Он хороший рассказчик, умеет увлечь слушателя, ему удаются продолжительные монологи. С диалогами дело обстоит сложнее (где вы видели, чтобы актер беседовал с публикой?). Если же обремененному педагогическим стажем человеку приходится вступать в беседу, то она, как правило, вскоре превращается в нравоучительный монолог.

Конечно же, не бывает правил без исключений. Есть учителя, с которыми очень приятно побеседовать, подискутировать на какую-нибудь тему. Но даже эти педагоги согласятся с тем, что беседуя с учениками они чувствуют себя неловко. Особенно когда дети начинают говорить что-нибудь не то, обсуждают ненужную тему.

Педагог с ярко выраженным чувством сцены, как правило, склонен к монологам. На этих учителей всегда приятно смотреть - они подтянуты, опрятно одеты. Артистизма им не занимать: любой их урок - это маленький спектакль. Но если ученики не ведут себя как подобает зрителю - не молчат, переговариваются между собой, задают неуместные вопросы, такой учитель испытывает дискомфорт. Он полагает, что такое поведение говорит о неуважении к учителю, и наводит порядок известными ему методами: ставит плохие отметки, повышает голос, запугивает будущими неприятностями, взывает к совести, использует физические наказания, ставит в пример хороших (то есть тихих) учащихся и т.д. Разнообразие приемов воздействия на ученическую публику велико, но по сути, их только два: использование чувства вины и чувства страха.

Если артист придет в театр, намереваясь играть отрепетированную роль, а ему говорят, что нужно выступать в другой роли или даже в другом спектакле, наверняка это вызовет у него бурю протеста. То же происходит в душе учителя или родителя с ярко выраженным чувством сцены. Он как огня боится, что окажется в ситуации, где ему, может быть, придется играть чужую роль, возможно даже роль зрителя.

Однако даже если у учителя нет ярко выраженного чувства сцены, ему все же необходимо владеть основными навыками театрального мастерства. В данном случае речь идет о психологической гибкости педагога.

Обучая детей, что-то им рассказывая и показывая, мы автоматически становимся артистами, а они - зрителями. Наблюдая за хорошим спектаклем, мы можем получить массу удовольствия, решить какую-то личную проблему, разобраться в своих отношениях с людьми, но научится ли сам артист чему-нибудь во время такого представления, каким бы эффективным и блистательным оно ни было?

Приятно считать, что есть три уровня усвоения материала.

Учащийся может повторить изученный материал.

Учащийся может применить знания и умения в реальной жизни.

Учащийся может научить других тому, чему он научился сам.

Большинство учителей и родителей дальше первого (иногда второго) уровня не идет. Учитель, у которого чувство сцены не главенствует в работе, старается организовать свой труд так, чтобы самому быть, как говорится, объектом обучения. Речь идет о том, чтобы учиться вместе со своими учениками.

Насколько чувство сцены свойственно Вам?

Поставьте галочку возле утверждений, с которыми согласны.

Начало формы

Доклад «Психологические требования к личности педагога»Мне очень нравится подолгу и обстоятельно рассказывать людям какие-нибудь истории или излагать различные теории.

Доклад «Психологические требования к личности педагога»Если в моем присутствии о чем-то подробно рассказывают, я как правило, начинаю скучать.

Доклад «Психологические требования к личности педагога»Когда урок (или совместная подготовка домашнего задания) идет не так, как мне хочется, я чувствую себя не в своей тарелке.

Доклад «Психологические требования к личности педагога»Я считаю, что взрослый должен всегда быть для детей эталоном опрятности и аккуратности.

Доклад «Психологические требования к личности педагога»Иногда мои слова вызывают восхищение у учеников.

Доклад «Психологические требования к личности педагога»Когда ребенок отвлекается на уроке (или во время обычного разговора), меня это обижает,

Доклад «Психологические требования к личности педагога»Когда дети работают самостоятельно, мне бывает скучно и не по себе.

Конец формы

Если вы ответили «да» больше четырех раз, чувство сцены у вас выражено сильно. Ваши уроки, как правило, интересны и увлекательны. Единственное, что вызывает беспокойство, это то, что ваш прекрасный монолог слабо пробуждает активность детей. Вероятно, они позаимствуют у вас изящные манеры, умение держать себя, но как насчет самостоятельности мышления?




Чувство самовлиятельности

В современной зарубежной и отечественной педагогической психологии в последнее время стали уделять пристальное внимание изучению «синдрома профессионального выгорания». Это расстройство, как правило, свойственно людям, потерявшимся в собственной профессии.

Оно выражается в следующем: люди перестают получать удовлетворение от работы, очень быстро устают, чаще болеют, конфликтуют с коллегами, продуктивность их труда заметно снижается. В результате - общая неудовлетворенность жизнью.


Причины профессионального выгорания

Среди причин такого выгорания могут быть следующие:

Человек не ощущает результатов своего труда.

Человек не владеет навыками эффективного расслабления.

В работе отсутствует элемент новизны, необычности.

Но причиной психологического «выгорания», помимо вышеуказанных, может явиться завышенное чувство ответственности, которое может быть связано как с высокой ценой ошибки, так и с большим количеством сфер, за которые человек призван отвечать.

Воссоздайте в своем воображении ситуацию, когда Вы в последний раз кого-то чему-то учили.

Подробно представьте окружающую вас обстановку. Вспомните, какие чувства вы испытывали в тот момент. А теперь попробуйте оценить, за что вы отвечаете в этой ситуации, на что реально можете повлиять. Отметьте в следующем списке это влияние:

Начало формы

Доклад «Психологические требования к личности педагога»Повышение уровня знаний учащихся

Доклад «Психологические требования к личности педагога»Чувство благополучия учащихся

Доклад «Психологические требования к личности педагога»Моральный облик учащихся

Доклад «Психологические требования к личности педагога»Внешний вид учащихся

Доклад «Психологические требования к личности педагога»Развитие нравственности учащихся

Доклад «Психологические требования к личности педагога»Повышение уровня воспитанности

Доклад «Психологические требования к личности педагога»Физическое здоровье (собственное и учащихся)

Доклад «Психологические требования к личности педагога»Собственный авторитет в глазах детей

Доклад «Психологические требования к личности педагога»Уровень «нерабочего» шума на уроке

Доклад «Психологические требования к личности педагога»Общий уровень дисциплины на уроке

Доклад «Психологические требования к личности педагога»Рабочая активность учащихся

Доклад «Психологические требования к личности педагога»Эффективность овладения практическими навыками

Доклад «Психологические требования к личности педагога»Выполнение плана урока

Доклад «Психологические требования к личности педагога»Чистота помещения

Доклад «Психологические требования к личности педагога»Определенное количество оценок в журнале

Доклад «Психологические требования к личности педагога»Соблюдение норм речевой культуры

Конец формы

Если вы можете дополнить список «сфер ответственности» учителя (а мы не сомневаемся, что вы это можете сделать!), сделайте это:


Что произойдет, если вы снимете с себя ответственность за некоторые из указанных сфер?

Подобных сфер может быть очень много.

Если у учителя слишком сильно развито это чувство самовлиятельности (если вы отметили больше половины сфер), то у нее есть много шансов достичь профессионального «выгорания».

С другой стороны, те педагоги, у которых чувство самовлиятельности почти не выражено, достигают успеха там, где учащиеся очень хотят учиться, там где внутренняя мотивация к получению знаний весьма высока. В таком классе учитель сеет зерна просвещения в самую что ни на есть благоприятную почву. Но такая ситуация - большая редкость. Чаще всего учителю приходится принуждать детей учиться. Обычно это делается с помощью отметок.

Чтобы приблизительно определить, насколько у вас развито чувство самовлиятельности, когда учите кого-то, ответьте на следующие вопросы

Начало формы

Доклад «Психологические требования к личности педагога»Когда ученик сбивчиво отвечает, я чувствую вину за его косноязычие.

Доклад «Психологические требования к личности педагога»Когда ребенок невнимателен на уроке (или во время выполнения домашнего задания), в этом есть и моя вина.

Доклад «Психологические требования к личности педагога»Я не должен допускать шума на уроке.

Доклад «Психологические требования к личности педагога»Учитель должен быть властителем умов своих учеников.

Доклад «Психологические требования к личности педагога»Если дети не соблюдают субординацию, общаясь с учителем, грош цена такому педагогу.

Доклад «Психологические требования к личности педагога»Учитель должен «привести к общему знаменателю» знания своих учеников (чтобы все имели примерно одинаковый объем информации).

Доклад «Психологические требования к личности педагога»Дети не должны догадываться, что их учитель чего-то не знает.

Конец формы

Если вы набрали больше четырех ответов «да», значит, вам свойственно высокое чувство самовлиятельности.


© 2010-2022