Конспект классного часа Не такой, как все

Несмотря на то, что в настоящее время проблема формирования толерантности нашла отражение в педагогической теории, она не получила необходимого решения в практике образовательных учреждений. В то же время школа имеет потенциальные возможности для ее разрешения, заключающиеся в системности школьного образования. В документах ЮНЕСКО указывается: «Поскольку войны начинаются в умах людей, то и с умов людей должно начинаться созидание мира». Это значит, что формирование толерантного сознания нужно на...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка классного часа

«Не такой, как все»


Андрианова Ирина Николаевна,

МБОУ СОШ № 21 г. Коврова


Актуальность. Несмотря на то, что в настоящее время проблема формирования толерантности нашла отражение в педагогической теории, она не получила необходимого решения в практике образовательных учреждений. В то же время школа имеет потенциальные возможности для ее разрешения, заключающиеся в системности школьного образования. В документах ЮНЕСКО указывается: «Поскольку войны начинаются в умах людей, то и с умов людей должно начинаться созидание мира». Это значит, что формирование толерантного сознания нужно начинать с детских умов, когда закладывается первооснова человеческого общения и основные нравственные категории (доброта, чуткость, отзывчивость, честность и т.д.), т.е. еще в школе, поскольку школа является моделью общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми. Особое значение приобретает проблема формирования межличностной толерантности. Зачастую у учащихся наряду с высоким интеллектом, глубокими знаниями, широким кругозором, духовными запросами развивается чувство своей исключительности, излишней самоуверенности, стремление к самоутверждению своей независимости. Это приводит их к раздражительности, нетерпимости, агрессии по отношению к ровесникам, учителям, родителям, к межличностным конфликтам, неприятию окружающей действительности.

Цель:

Формирование терпимого отношения к индивидуальности окружающих, принятие своей индивидуальности

Задачи:

- способствовать развитию адекватной самооценки;

- помощь в овладении младшими школьниками нравственными знаниями.

- способствовать преодолению барьеров в общении;

- способствовать формированию навыков конструктивного взаимодействия в группе.

Адресная направленность

Данное занятие направлено на установление дружеских отношений, развитие нравственности младших школьников, в нашем случае это учащиеся 3 класса. Это занятие проводится в форме групповой работы в учебном кабинете школы. Нравственное воспитание школьников является одним из приоритетных направлений в современной сфере российского образования. Оно основывается на развитии не только нравственных и моральных ценностей и мотивов, но и на развитии основных нравственных качеств личности человека. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить проблеме нравственного воспитания важнейшую роль в своей деятельности.

Необходимое оборудование.

Листы формата А 4, цветные карандаши, фломастеры.

Структура занятия.

  • Ритуал приветствия позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.

  • Разминка - средство воздействия на эмоциональное состояние детей, их активность, настрой на продуктивную групповую деятельность. Включает игровые задания на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, психогимнастику, речевую зарядку.

  • Основное содержание занятия.

  • Рефлексия занятия - выяснение эмоционального состояния ребёнка по отношению к занятию.

  • Ритуал прощания. Подведение итога занятия

Предполагаемый результат данной программы:

- осознание участниками своей индивидуальности;

- овладение эффективными способами общения со взрослыми и сверстниками.

Методы, приёмы, формы и технологии, используемые на занятии

Форма проведения занятий достаточно свободная. Ребята не только слушают, отвечают на вопросы, рисуют, но и общаются между собой. Ведущими методами проведения занятия являются не только игры, но все больше места занимают обсуждения, дискуссии, анализ поступков и поведения с целью углубления понимания нравственных поступков. Дети учатся отвечать на вопросы и делать выводы, обобщать, анализировать и логически рассуждать. Основная часть занятия построена на методе сказкотерапии.

Методический аппарат, используемый на уроках, ориентирован на активные методы социально-психологического развития: тренинг толерантности (упражнения на самопознание и развитие толерантности к своей личности; упражнения и игры, направленные на развитие толерантного взаимодействия с другими людьми; групповая дискуссия как метод обсуждения проблем толерантного взаимодействия).

Личностно-ориентированный подход позволяет сделать процесс обучения мотивированным, высокотехнологичным и эффективным. В результате ученик получает возможность взглянуть на себя изнутри и извне, сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки и поведение, научиться принимать себя и других в целом, а не как совокупность хороших и плохих черт характера; вырабатывает силу воли, учится управлять собой через постоянные влияния на учебные и жизненные ситуации; учится преодолевать собственные эмоциональные барьеры; учится продуктивному общению путем достижения гармонии с окружением.

Ход занятия

Учащиеся рассаживаются на стулья, расположенные полукругом, учитель - напротив.

Ритуал приветствия.

Здравствуйте, ребята. Какой сегодня чудесный день! Давайте поприветствуем друг друга добрыми улыбками. У меня сегодня такое хорошее настроение и я хочу передать его каждому из вас. Возьмемся за руки. Через тёплые рукопожатия будем передавать импульс моего хорошего настроения. Кто почувствует, тот улыбается. Вот как хорошо, теперь у всех хорошее настроение. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы и здоровы! Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните все огорчения.

Разминка.

Скажите, ребята, вам часто приходилось слышать в свой адрес комплименты? А ведь это очень приятно, так как вместе с приятными словами вы дарите вашему собеседнику хорошее настроение, частичку своего сердца.

Упражнение «Пять добрых слов».

Цель: получение обратной связи от группы, повышение самооценки, самопознания, возможность сделать приятное другому человеку.

Время: 15 минут.

Участники предварительно делятся на группы по 5-6 человек.

Участники рассаживаются в круг. Каждый должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать своё имя. Потом вы передаёте свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из пальчиков, на полученном рисунке, вы должны будете написать какое-нибудь положительное слово-качество, подходящее обладателю листка (например: «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых» и т.д.) и так пока лист не вернётся к владельцу.

Ведущий собирает листки и уже все вместе угадывают, о ком написаны комплименты, которые зачитывает ведущий с каждого листа. Лист вручается владельцу и остаётся у него.

Основное содержание занятия.

Игра «Звёздочки и созвездия».

Цель: научить видеть сходства и различия с другими людьми;

формирование навыков точного межличностного восприятия.

Время: 3-5 минут.

Сейчас вы будете объединяться в созвездия, но не одно общее, а в несколько. Каждый из вас - отдельная звёздочка, которая может объединяться с другой в какое-нибудь созвездие. Число звёздочек в созвездии может быть разное, его я буду задавать вам сама. По хлопку, как только я назову число (например, три), вы объединитесь в созвездия по три человека. Объединиться можно по-разному, кто как придумает, главное суметь найти общий признак.

Молодцы. Как сегодня мы объединились в созвездие, так и все люди живут, существуют в разных группах. У каждого есть семья со своими традициями, укладом, праздниками, ценностями. Как вы думаете, а в какие общности входите вы? Класс, школа, друзья во дворе, кружки. Каждое объединение по-своему ценно и значимо для вас, и в каждом из них находят выражение, проявляются разные стороны нашей личности, делая нас неповторимыми, не похожими друг на друга (ведётся обсуждение).

А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и послушать сказку «Маленький котёнок»

Жил-был маленький котёнок. Жил он в маленьком и очень уютном домике, вместе со своей мамой-кошкой и папой-котом и вместе со своими братьями и сёстрами - котятами. И был он самый маленький и ещё очень рыжий. Да-да, совсем рыжий и яркий. Когда он шёл по улице, сразу было видно, что это именно Он идёт, такой он был рыжий. И самое удивительное было то, что все вокруг него были серые: тёмно-серые, светло-серые, серые в чёрную и белую полоску и ни одного, ну совсем ни одного рыжего. Все в его семье: и мама-кошка, и папа- кот, и все котята были очень красивых серых оттенков; и все в его родне были серые; и все знакомые. Словом, из всех кого он знал, он был один такой рыжий! И вот однажды случился с ним совсем печальный случай. Когда наш маленький котёнок гулял во дворе, он увидел двух сиамских котят, которые весело играли в мячик, прыгали и веселились.

- Привет, - сказал рыжий котёнок, - вы так здорово играете. Можно я поиграю с вами?

- Не знаем, - сказали котята, - видишь, какие мы красивые: голубовато-серого цвета, а ты какой-то странный, почти красный, мы никогда таких не видели и лучше будем играть вдвоём!

Тут к ним подошёл большой непослушный котёнок с соседнего двора, тот был тёмно-серый в тонкую чёрную полоску. Он недобро усмехнулся и сказал: «Ты такой маленький и оранжевый… очень может быть, что ты вовсе не маленький рыжий котёнок, а просто-напросто большая, красная… МЫШЬ!».

Очень-очень печально стало маленькому котёнку, он потерял аппетит, почти каждую ночь плохо спал, ворочаясь в своей кроватке, и всё думал: «Я такой маленький, такой рыжий! Другие даже не хотят играть со мной, и, наверное, никто никогда не будет со мной дружить!»

Маленькому котёнку было очень обидно и больно. И он стал такой печальный, и совсем перестал гулять во дворе, а всё больше сидел дома и смотрел в окно. Маме он говорил, что просто ему не хочется гулять, но на самом деле он просто очень боялся, что будет гулять там совсем один и никто не захочет с ним играть!

Так он сидел целыми днями у окошка и печалился. Но однажды случилось вот что. С самого утра было сыро и пасмурно, всё было серым и блёклым, и всем было очень-очень грустно в такую погоду. И вдруг из-за туч выглянуло солнышко. Оно раскрасило всё вокруг в яркие цвета, и всем стало очень весело и светло. «Как все любят солнышко, какое оно красивое. А ведь оно такое же оранжевое, как и Я! - подумал маленький котёнок. - Я буду таким же хорошим, и всем будет тепло и радостно рядом со мной!» И котёнок решил не бояться и выйти во двор немного погулять.

На улице была ужасная суматоха: все столпились около самого большого дерева во дворе, на котором сидел маленький белый котёнок и громко плакал, он очень боялся, и никак не мог спуститься вниз. Все очень беспокоились, что он упадёт. Но наш рыжий котёнок храбро залез на дерево и снял малыша. Все вокруг радовались и говорили:

- Смотрите, какой храбрый и добрый котёнок!

- Да, - говорили в ответ, - он очень смелый, просто настоящий герой!

И все поздравляли котёнка, которому было от этого очень радостно, он выпрямился во весь рост и распушил хвостик.

- Смотрите, какой он красивый, добрый и яркий, как маленькое солнышко! - сказал кто-то. И маленький котёнок шёл домой очень-очень счастливый и светло улыбался всем вокруг.

Вопросы для обсуждения:

  1. Из-за чего грустил и переживал котёнок? Почему с ним не хотели играть? Что значит - быть не таким, как все?

  2. Что понял котёнок, когда посмотрел на солнышко?

  3. С вами когда-нибудь случалось что-то похожее? Чему вы могли бы научиться у котёнка, а чему могли бы научит его сами?

Проводится обсуждение.

Упражнение «Каким я тебя вижу».

Цель: способствовать возникновению интереса к другим людям.

Сейчас перед вами немного другая задача. Вы должны на основе уже полученной информации представить своего партнёра группе, но необычным образом. Представьте своего партнёра, назвав его имя и тот образ, который, на ваш взгляд, ассоциируется с ним. Например: «Павел - напоминает мне плюшевого медведя, так как излучает дружелюбие. Во время беседы с ним я получил большое удовольствие». Работа проводится в парах.

Рефлексия занятия.

Почему хорошо быть не таким как все? Для чего это может пригодиться?

Ритуал прощания.

Игра с элементами тренинга «Это здорово».

Цель: повышение самооценки, получение поддержки от группы.

Время: 5 минут.

Участники стоят в кругу. Кто-нибудь выходит из них в круг и говорит о любом своём хорошем качестве, умении, таланте. В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить «Это здорово» и одновременно поднять вверх большой палец. Выходят все по очереди.

Всем большое спасибо за вашу активную работу.

© 2010-2022