- Преподавателю
- Школьному психологу
- Коррекционно-развивающая программа Развитие психомоторики и сенсорных процессов
Коррекционно-развивающая программа Развитие психомоторики и сенсорных процессов
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кагальницкая О.Н. |
Дата | 21.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида п. Орловского
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ :
на заседании МО учителей Директор школы-интерната
коррекционных дисциплин А.Г.Краснощекова
«____» ____________ 2014 г. «____» _____________ 2014 г.
КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ПО РАЗВИТИЮ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОрНЫХ ПРОЦЕССОВ
(для индивидуальных занятий)
Составитель:
Кагальницкая Ольга Николаевна
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями (на всех возрастных этапах их индивидуального развития) является наиболее важным направлением современной специальной психологии и коррекционной педагогики. Среди различных категорий детей, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети и подростки с выраженными нарушениями умственного развития, которые еще сравнительно недавно (до начала 1990-х) не включались в специально организованную образовательно-развивающую среду
У детей с умственной отсталостью развитие базовых психических функций (ощущений, восприятий, представлений) происходит не только медленно, но и патологически неравномерно), т. е. темп, качество психических новообразований на каждой возрастной ступени значительно отличаются от нормального развития, поэтому даже в 8-10 лет эти дети не знают и не умеют многое из того, чем свободно владеют интеллектуально сохранные дети уже в дошкольном возрасте.
Нарушения при детском церебральном параличе (ДЦП), как у Саши Ч. характеризуются сочетанием триады расстройств: двигательных, психических и речевых, с сопутствующим нарушением сенсомоторной чувствительности.
У Саши Ч., Ксюши К., Никиты П., имеющих нарушения интелектуального развития, слабо выражен интерес к окружающему, почти отсутствует реакция на новизну.Сенсорное восприятие крайне обеднено. Внимание неустойчивое и носит формальный характер. Моторная активность снижена, координация движений нарушена. Отмечается недостаточность взаимодействия руки и глаза. Игровая деятельность не развита.
Наличие нескольких первичных нарушении чрезвычайно обедняет контакт ребенка с внешним миром, он попадает в условия огромной депривации (сенсорной, материнской, культурной) и в сенситивный период становления и развития основных психических функций терпит значительный ущерб. Это ведет к недоразвитию как отдельных функций (предметные действия, формирование образов предметов, пространственная ориентировка и моторика, эмоционально-чувственный контакт со взрослыми и общение), так и к общей задержке психического развития. Положение усугубляется тем, что материальная и социальная среда, как правило, остаются мало приспособленными к особенностям познавательной деятельности такого ребенка.
Исследователи, занимающиеся проблемой сочетанных нарушений, единодушно отмечают тот факт, что психическое развитие при двойном или тройном дефекте не сводится к сумме особенностей психического развития при каждом нарушении, а образует новую, сложную структуру нарушений и требует особого психолого-педагогического подхода (исследования А. И. Мещерякова, Т. В. Розановой и др.). Нарушение перцептивных действий, двигательные расстройства, отсутствие речи, как средства общения и регуляции деятельности, говорит о том, что сенсорное развитие этих детей следует осуществлять в тесном единстве с психомоторным развитием.
Цель программы: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе..
Основными задачами программы являются:
совершенствование двигательных функций (крупной и мелкой моторики) формирование графомоторных навыков;
тактильно - двигательное восприятие;
развитие слухового восприятия;
-
воспритяие особых свойств предметов ( вкус, запах);
-
воспритяие пространства;
развитие зрительного восприятия;
восприятие формы, величины и цвета;
Количество часов по учебному плану : 32 часа в год;
Данный курс занятий включает в себя 32 занятия продолжительностью от 10 до 15 минут в зависимости от сложности выполняемых заданий. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности: музыкально - ритмической, изобразительной, конструктивной , игровой и др., в процессе которых и решаются задачи сенсорного развития детей.
Предлагаемая программа адресована детям с легкой степенью умственной отсталости, имеющим двигательные, психические и речевые расстройства, таким. как Саша Ч., Ксюша К., Никита П.
Прогнозируемые результаты ( основные требования к умениям учащихся):
ориентироваться на сенсорные эталоны;
-
целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
узнавать предметы по указанному признаку: форма, цвет, величина;
различать основные цвета;
классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
давать полное описание объектов и явлений;
различать противоположно направленные действия и явления;
видеть временные рамки своей деятельности;
ориентироваться в схеме собственного тела;
определять последовательность событий;
определять источник звука;
самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
опосредовать свою деятельность речью;
Список использованной литературы:
-
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: психодиагностические таблицы;
психодиагностические методики; коррекционные упражнения. - 2-е изд., перераб.- М.: Ось -89, 1999.-224 с.
-
Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным нарушением интеллекта. М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 23с.
-
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.- М., 1960.
-
Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. СПб.,1999.
-
Колос Г.Г.Сенсорная комната в дошкольном учреждении. М.Издательство «Аркти» 2008.
-
Левченко И.Ю., Ткачева В.В.. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. .- М: «Просвещение», 2008.
-
Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей.- М: «Просвещение», 2009.
-
Психокоррекционная работа с детьми: учебное пособие/ под ред. И.В.Дубровиной. - М.: АСАДЕМА, 1999.
-
Чистякова М.М.. Психогимнастика.М., 1995.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
Раздел, тема
Кол-во
часов
Цели
1.
Развитие моторики, графомоторных навыков-
6
Коррекция элементарных общих и тонких моторных способностей; формирование произвольности и целенаправленности движений.
11.
Тактильно - двигательное восприятие
4
Учить ощупывать предмет или обводить его по контуру.
111.
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов
9
Формирование и закрепление у обучающихся воспитанников понятия геометрических форм,
понятия о цветовой гамме и название цвета.
1V.
Восприятие пространства
4
Развитие и закрепление основных понятий по ориентировке в пространстве.
V.
Развитие зрительного восприятия
3
Формировать умение наблюдать за объектом, зрительно обследовать его.
V1.
Развитие слухового восприятия
3
Формирование умения слушать, прислушиваться, сосредоточиваться на звуке.
V11.
Восприятие особых свойств предметов
3
Развитие осведомленности о различных запахах, умение различать простые запахи.
Итого
32
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРОГРАММЕ
« РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ »
№ п\п
Тема
Кол-во часов
Дата
Деятельность
Обязательный минимум
1
2
3
4
5
6
1
Развитие моторики, графомоторных навыков - 6 часов.
1.
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога ( бросание в цель, повороты. перестроения)
Формирование чувства равновесия ( дорожка следов)
1
Выполнение упражнений в игровой форме:
- бросить мяч вверх и поймать двумя руками, одной рукой;
- ударить мяч о стену и поймать его двумя руками, оддной рукой и т.д
Уметь осуществлять деятельность по подражанию
2.
Развитие согласованности действий и движений разных частей тела ( повороты с движениями рук, ходьба с измененем направлений и т.д.)
1
Выполнение упражнений в игровой форме:
- повороты и броски;
- наклоны и повороты и т.д
Уметь осуществлять деятельность по подражанию
3.
Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика
1
Игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики «Пальчики здороваются», «Замок» и т.д.
Уметь осуществлять деятельность по подражанию
4.
Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой)
1
Игровые упражнения на развитие координированных графических движений: нанизывание пуговиц; застегивание молний, завинчивание и
Уметь осуществлять деятельность на уровне совместных действий с педагогом
№ п\п
Тема
Кол-во часов
Дата
Деятельность
Обязательный минимум
1
2
3
4
5
6
отвинчивание крышек и т.д.
5.
Развитие координаций движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин)
1
Упражнения с предметами:
нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин; перебирание бус одновременно двумя руками
Уметь осуществлять деятельность на уровне совместных действий с педагогом
6
Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка
1
Работа с трафаретами.
Уметь осуществлять деятельность на уровне совместных действий с педагогом
11
Тактильно - двигательное восприятие - 4 часа
1.
Определение на ощупь величины предмета (большой - маленький - самый маленький)
1
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Уметь осуществлять деятельность на уровне совместных действий с педагогом
2.
Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов
1
Ощупывание предметов с различной поверхностью
Уметь осуществлять деятельность на уровне совместных действий с педагогом
3.
Упражнения в раскатывании пластилина
1
Лепка «Угощение»
Уметь осуществлять деятельность по последовательной инструкции
4.
Игры с крупной мозаикой.
1
Уметь осуществлять деятельность на уровне совместных действий с педагогом
№ п\п
Тема
Кол-во часов
Дата
Деятельность
Обязательный минимум
1
2
3
4
5
6
111
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов - 9 часов.
1.
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур ( круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)
1
Пирамидки - вкладыши, «Почтовый ящик». «Доски Сегена»
Уметь осуществлять деятельность по подражанию
2.
Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом.
1
Дидактические игры; «Найди предмет указанной формы», «Коврик»
Уметь осуществлять деятельность по подражанию
3.
Группировка предметов и их изображений по форме ( по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные)
1
Дидактическая игра «Определи форму предмета»
Уметь осуществлять деятельность по подражанию
4.
Работа с геометрическим конструктором ( по показу: напольный конструктор «Лего»)
1
Конструктор «Лего»
Уметь осуществлять деятельность на уровне совместных действий с педагогом
5.
Различение предметов по величине (большой - маленький)
1
Дидактическая игра «Пирамидка», «Матрешка»
Уметь осуществлять деятельность по подражанию
6.
Сравнение двух предметов по высоте и длине
1
Дидактическая игра «Палочки в ряд», «Самая длинная, самая короткая»
Уметь осуществлять деятельность по подражанию
№ п\п
Тема
Кол-во часов
Дата
Деятельность
Обязательный минимум
1
2
3
4
5
6
7.
Сравнение двух предметов по ширине и толщине
1
Дидактическая игра «Раставь по порядку»
Уметь осуществлять деятельность по подражанию
8.
Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, чёрный, белый)
1
Дидактическая игра «Угадай, какого цвета предмет»
Уметь осуществлять деятельность по подражанию
9.
Конструирование объёмных предметов из составных частей (2-3 детали)
1
Конструктор «Лего»
Уметь осуществлять деятельность по подражанию
1V
Восприятие пространства - 4 часа
1.
Ориентировка на собственном теле ( показ на себе основных частей тела и лица)
1
Игра с куклой « Покажи правильно»
Уметь осуществлять деятельность на уровне совместных действий с педагогом
2.
Движения в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т.д.)
1
Игра «Найди спрятанную игрушку»
Уметь осуществлять деятельность на уровне совместных действий с педагогом
3.
Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении
1
Уметь осуществлять деятельность по последовательной инструкции
4.
Ориентировка в пространстве. Впереди, сзади. между
1
Атрибуты к сказке «Репка»
Уметь осуществлять деятельность на уровне совместных действий с педагогом
№ п\п
Тема
Кол-во часов
Дата
Деятельность
Обязательный минимум
1
2
3
4
5
6
V.
Развитие зрительного восприятия - 3 часа.
1.
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога)
1
Дидактическая игра «Что изменилось»
Уметь осуществлять деятельность по подражанию
2.
Обследование отдельных плоскостных предметов по контуру, по его части
1
Оперирование с плоскостными игрушками.
Уметь осуществлять деятельность по подражанию
3.
Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов.
1
Игра «Сравни предметы»
Уметь осуществлять деятельность по подражанию
V1.
Развитие слухового восприятия - 3 часа.
1.
Выделение и различесние звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание)
1
Дидактическая игра «Узнай на слух»
Уметь осуществлять деятельность по подражанию
2.
Различение речевых и музыкальных звуков.
1
Дидактические игры «Различи на слух», «Тихо и громко»
Уметь осуществлять деятельность по подражанию
3.
Имитация крика животных.
1
Дидактическая игра «Кто как голос подаёт»
Уметь осуществлять деятельность по подражанию
№ п\п
Тема
Кол-во часов
Дата
Деятельность
Обязательный минимум
1
2
3
4
5
6
V11.
Восприятие особых свойств предметов - 3 часа.
1.
Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный - горячий), обозначание словом
1
Дидактические игры «Три стакана», «Теплые кувшины»
Уметь осуществлять деятельность по подражанию
2.
Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, солёный)
1
Дидактическая игра «Узнай по вкусу»
Уметь осуществлять деятельность по подражанию
3.
Развитие обоняния (приятный запах - неприятный запах)
1
Дидактическая игра «Определи по запаху»
Уметь осуществлять деятельность по подражанию
Итого - 32 часа