Коррекционно-развивающая программа Развитие психомоторики и сенсорных процессов

Предлагаемая программа адресована детям с умеренной степенью умственной отсталости, имеющим двигательные, психические и речевые расстройства. Данный курс включает в себя 32 занятия продолжительностью от 10 до 15 минут в зависимости от сложности выполняемых заданий. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности: музыкально – ритмической, изобразительной, конструктивной , игровой и др., в процессе которых и решаются задачи сенсорно...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида п. Орловского




РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ :

на заседании МО учителей Директор школы-интерната

коррекционных дисциплин А.Г.Краснощекова

«____» ____________ 2014 г. «____» _____________ 2014 г.





КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ПО РАЗВИТИЮ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОрНЫХ ПРОЦЕССОВ

(для индивидуальных занятий)



Составитель:

Кагальницкая Ольга Николаевна





2014 - 2015 учебный год



Пояснительная записка

Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями (на всех возрастных этапах их индивидуального развития) является наиболее важным направлением современной специальной психологии и коррекционной педагогики. Среди различных категорий детей, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети и подростки с выраженными нарушениями умственного развития, которые еще сравнительно недавно (до начала 1990-х) не включались в специально организованную образовательно-развивающую среду

У детей с умственной отсталостью развитие базовых психических функций (ощущений, восприятий, представлений) происходит не только медленно, но и патологически неравномерно), т. е. темп, качество психических новообразований на каждой возрастной ступени значительно отличаются от нормального развития, поэтому даже в 8-10 лет эти дети не знают и не умеют многое из того, чем свободно владеют интеллектуально сохранные дети уже в дошкольном возрасте.

Нарушения при детском церебральном параличе (ДЦП), как у Саши Ч. характеризуются сочетанием триады расстройств: двигательных, психических и речевых, с сопутствующим нарушением сенсомоторной чувствительности.

У Саши Ч., Ксюши К., Никиты П., имеющих нарушения интелектуального развития, слабо выражен интерес к окружающему, почти отсутствует реакция на новизну.Сенсорное восприятие крайне обеднено. Внимание неустойчивое и носит формальный характер. Моторная активность снижена, координация движений нарушена. Отмечается недостаточность взаимодействия руки и глаза. Игровая деятельность не развита.

Наличие нескольких первичных на­рушении чрезвычайно обедняет контакт ребенка с внешним миром, он попадает в условия огромной депривации (сенсорной, материнской, культурной) и в сенситивный период становления и развития основ­ных психических функций терпит значительный ущерб. Это ведет к недоразвитию как отдельных функций (предметные действия, фор­мирование образов предметов, пространственная ориентировка и моторика, эмоционально-чувственный контакт со взрослыми и обще­ние), так и к общей задержке психического развития. Положение усугубляется тем, что материальная и социальная среда, как правило, остаются мало приспособленными к особенностям познавательной де­ятельности такого ребенка.

Исследователи, занимающиеся проблемой сочетанных нарушений, единодушно отмечают тот факт, что психическое развитие при двой­ном или тройном дефекте не сводится к сумме особенностей психи­ческого развития при каждом нарушении, а образует новую, сложную структуру нарушений и требует особого психолого-педагогического подхода (исследования А. И. Мещерякова, Т. В. Розановой и др.). Нарушение перцептивных действий, двигательные расстройства, отсутствие речи, как средства общения и регуляции деятельности, говорит о том, что сенсорное развитие этих детей следует осуществлять в тесном единстве с психомоторным развитием.

Цель программы: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе..

Основными задачами программы являются:

 совершенствование двигательных функций (крупной и мелкой моторики) формирование графомоторных навыков;

 тактильно - двигательное восприятие;

 развитие слухового восприятия;

  • воспритяие особых свойств предметов ( вкус, запах);

  • воспритяие пространства;

 развитие зрительного восприятия;

 восприятие формы, величины и цвета;

Количество часов по учебному плану : 32 часа в год;

Данный курс занятий включает в себя 32 занятия продолжительностью от 10 до 15 минут в зависимости от сложности выполняемых заданий. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности: музыкально - ритмической, изобразительной, конструктивной , игровой и др., в процессе которых и решаются задачи сенсорного развития детей.

Предлагаемая программа адресована детям с легкой степенью умственной отсталости, имеющим двигательные, психические и речевые расстройства, таким. как Саша Ч., Ксюша К., Никита П.

Прогнозируемые результаты ( основные требования к умениям учащихся):

 ориентироваться на сенсорные эталоны;

  • целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

 узнавать предметы по указанному признаку: форма, цвет, величина;

 различать основные цвета;

 классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

 практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

 давать полное описание объектов и явлений;

 различать противоположно направленные действия и явления;

 видеть временные рамки своей деятельности;

 ориентироваться в схеме собственного тела;

 определять последовательность событий;

 определять источник звука;

 самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

 опосредовать свою деятельность речью;


Список использованной литературы:

  1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: психодиагностические таблицы;

психодиагностические методики; коррекционные упражнения. - 2-е изд., перераб.- М.: Ось -89, 1999.-224 с.

  1. Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным нарушением интеллекта. М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 23с.

  2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.- М., 1960.

  3. Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. СПб.,1999.

  4. Колос Г.Г.Сенсорная комната в дошкольном учреждении. М.Издательство «Аркти» 2008.

  5. Левченко И.Ю., Ткачева В.В.. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. .- М: «Просвещение», 2008.

  6. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей.- М: «Просвещение», 2009.

  7. Психокоррекционная работа с детьми: учебное пособие/ под ред. И.В.Дубровиной. - М.: АСАДЕМА, 1999.

  8. Чистякова М.М.. Психогимнастика.М., 1995.









УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



п/п

Раздел, тема

Кол-во

часов

Цели

1.

Развитие моторики, графомоторных навыков-

6

Коррекция элементарных общих и тонких моторных способностей; формирование произвольности и целенаправленности движений.

11.

Тактильно - двигательное восприятие

4

Учить ощупывать предмет или обводить его по контуру.

111.

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

9

Формирование и закрепление у обучающихся воспитанников понятия геометрических форм,

понятия о цветовой гамме и название цвета.

1V.

Восприятие пространства

4

Развитие и закрепление основных понятий по ориентировке в пространстве.

V.

Развитие зрительного восприятия

3

Формировать умение наблюдать за объектом, зрительно обследовать его.

V1.

Развитие слухового восприятия

3

Формирование умения слушать, прислушиваться, сосредоточиваться на звуке.

V11.

Восприятие особых свойств предметов

3

Развитие осведомленности о различных запахах, умение различать простые запахи.


Итого

32










КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРОГРАММЕ

« РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ »


п\п

Тема

Кол-во часов

Дата

Деятельность

Обязательный минимум

1

2

3

4

5

6

1

Развитие моторики, графомоторных навыков - 6 часов.

1.

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога ( бросание в цель, повороты. перестроения)

Формирование чувства равновесия ( дорожка следов)

1


Выполнение упражнений в игровой форме:

- бросить мяч вверх и поймать двумя руками, одной рукой;

- ударить мяч о стену и поймать его двумя руками, оддной рукой и т.д

Уметь осуществлять деятельность по подражанию

2.

Развитие согласованности действий и движений разных частей тела ( повороты с движениями рук, ходьба с измененем направлений и т.д.)

1


Выполнение упражнений в игровой форме:

- повороты и броски;

- наклоны и повороты и т.д

Уметь осуществлять деятельность по подражанию

3.

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика

1


Игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики «Пальчики здороваются», «Замок» и т.д.

Уметь осуществлять деятельность по подражанию

4.

Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой)

1


Игровые упражнения на развитие координированных графических движений: нанизывание пуговиц; застегивание молний, завинчивание и

Уметь осуществлять деятельность на уровне совместных действий с педагогом

п\п

Тема

Кол-во часов

Дата

Деятельность

Обязательный минимум

1

2

3

4

5

6




отвинчивание крышек и т.д.


5.

Развитие координаций движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин)

1


Упражнения с предметами:

нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин; перебирание бус одновременно двумя руками

Уметь осуществлять деятельность на уровне совместных действий с педагогом

6

Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка

1


Работа с трафаретами.

Уметь осуществлять деятельность на уровне совместных действий с педагогом

11

Тактильно - двигательное восприятие - 4 часа

1.

Определение на ощупь величины предмета (большой - маленький - самый маленький)

1


Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Уметь осуществлять деятельность на уровне совместных действий с педагогом

2.

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов

1


Ощупывание предметов с различной поверхностью

Уметь осуществлять деятельность на уровне совместных действий с педагогом

3.

Упражнения в раскатывании пластилина

1


Лепка «Угощение»

Уметь осуществлять деятельность по последовательной инструкции

4.

Игры с крупной мозаикой.

1


Уметь осуществлять деятельность на уровне совместных действий с педагогом


п\п

Тема

Кол-во часов

Дата

Деятельность

Обязательный минимум

1

2

3

4

5

6

111

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов - 9 часов.

1.

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур ( круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)

1


Пирамидки - вкладыши, «Почтовый ящик». «Доски Сегена»

Уметь осуществлять деятельность по подражанию

2.

Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом.

1


Дидактические игры; «Найди предмет указанной формы», «Коврик»

Уметь осуществлять деятельность по подражанию

3.

Группировка предметов и их изображений по форме ( по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные)

1


Дидактическая игра «Определи форму предмета»

Уметь осуществлять деятельность по подражанию

4.

Работа с геометрическим конструктором ( по показу: напольный конструктор «Лего»)

1


Конструктор «Лего»

Уметь осуществлять деятельность на уровне совместных действий с педагогом

5.

Различение предметов по величине (большой - маленький)

1


Дидактическая игра «Пирамидка», «Матрешка»

Уметь осуществлять деятельность по подражанию

6.

Сравнение двух предметов по высоте и длине

1


Дидактическая игра «Палочки в ряд», «Самая длинная, самая короткая»

Уметь осуществлять деятельность по подражанию


п\п

Тема

Кол-во часов

Дата

Деятельность

Обязательный минимум

1

2

3

4

5

6

7.

Сравнение двух предметов по ширине и толщине

1


Дидактическая игра «Раставь по порядку»

Уметь осуществлять деятельность по подражанию

8.

Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, чёрный, белый)

1


Дидактическая игра «Угадай, какого цвета предмет»

Уметь осуществлять деятельность по подражанию

9.

Конструирование объёмных предметов из составных частей (2-3 детали)

1


Конструктор «Лего»

Уметь осуществлять деятельность по подражанию

1V

Восприятие пространства - 4 часа

1.

Ориентировка на собственном теле ( показ на себе основных частей тела и лица)

1


Игра с куклой « Покажи правильно»

Уметь осуществлять деятельность на уровне совместных действий с педагогом

2.

Движения в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т.д.)

1


Игра «Найди спрятанную игрушку»

Уметь осуществлять деятельность на уровне совместных действий с педагогом

3.

Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении

1


Уметь осуществлять деятельность по последовательной инструкции

4.

Ориентировка в пространстве. Впереди, сзади. между

1


Атрибуты к сказке «Репка»

Уметь осуществлять деятельность на уровне совместных действий с педагогом


п\п

Тема

Кол-во часов

Дата

Деятельность

Обязательный минимум

1

2

3

4

5

6

V.

Развитие зрительного восприятия - 3 часа.

1.

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога)

1


Дидактическая игра «Что изменилось»

Уметь осуществлять деятельность по подражанию

2.

Обследование отдельных плоскостных предметов по контуру, по его части

1


Оперирование с плоскостными игрушками.

Уметь осуществлять деятельность по подражанию

3.

Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов.

1


Игра «Сравни предметы»

Уметь осуществлять деятельность по подражанию

V1.

Развитие слухового восприятия - 3 часа.

1.

Выделение и различесние звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание)

1


Дидактическая игра «Узнай на слух»

Уметь осуществлять деятельность по подражанию

2.

Различение речевых и музыкальных звуков.

1


Дидактические игры «Различи на слух», «Тихо и громко»

Уметь осуществлять деятельность по подражанию

3.

Имитация крика животных.

1


Дидактическая игра «Кто как голос подаёт»

Уметь осуществлять деятельность по подражанию


п\п

Тема

Кол-во часов

Дата

Деятельность

Обязательный минимум

1

2

3

4

5

6

V11.

Восприятие особых свойств предметов - 3 часа.

1.

Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный - горячий), обозначание словом

1


Дидактические игры «Три стакана», «Теплые кувшины»

Уметь осуществлять деятельность по подражанию

2.

Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, солёный)

1


Дидактическая игра «Узнай по вкусу»

Уметь осуществлять деятельность по подражанию

3.

Развитие обоняния (приятный запах - неприятный запах)

1


Дидактическая игра «Определи по запаху»

Уметь осуществлять деятельность по подражанию


Итого - 32 часа







© 2010-2022