Значение рефлексии в личностном росте человека

Раздел Школьному психологу
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема:

Значение рефлексии в личностном росте человека.

Рефлексия перевертывает предмет с

разных сторон и при разном освещении, так

что не остается незамеченным ничего суще-

ственного - почти как перевертывают ка-

мень, чтобы посмотреть, какова нижняя

сторона и что он покрывает.

Джон Дьюи (1997, с.60)

Содержание:

1.Общее понятие рефлексии.

2.Рефлексия и личностный рост человека.

3.Способы развития рефлексии. Практикум.

4.Заключение

5.Список литературы



В педагогическом энциклопедическом словаре рефлексия трактуется таким образом:

рефлексия - (от позднелат. reflexio - обращение назад), 1) размышление, самонаблюдение.

2) В философии - форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление собственных действий и их законов. По мере развития цивилизации мышление становится все более и более логичным. Это объясняется тем, что традиционный материал, передаваемый каждому индивидууму, полнее и тщательнее продуман и разработан. Желание понимать свои собственные чувства и действия и разъяснить себе тайны мира обнаруживается очень рано; на всех ступенях культуры человек начинает размышлять о мотивах своих поступков. Однако для многих из этих поступков не может существовать никаких сознательных мотивов. Именно поэтому для обычных действий подыскиваются вторичные объяснения, совершенно не касающиеся их исторического происхождения, но представляющие собой выводы, основанные на имеющихся у данного народа общих знаниях. Существование таких вторичных объяснений является одним из важнейших антропологических явлений. Тем не менее, очень многие люди сначала совершают поступки, а затем пытаются их оправдать. Обучение Р. чрезвычайно важно для решения задач умственного воспитания.
Рефлексия по Локку, - это "наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность".

В кратком психологическом словаре понятие рефлексии дается так: рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Понятие рефлексии возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Р. Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего, телесного. Дж. Локк разделил ощущение и рефлексию, трактуя последнюю как особый источник знания (внутренний опыт в отличие от внешнего, основанного на свидетельствах органов чувств). Эта трактовка рефлексии стала главной аксиомой интроспективной психологии. В этих представлениях неадекватно преломилась реальная способность человека к самоотчету об испытываемых им фактах сознания, самоанализу собственных психических состояний. Рефлексия в социальной психологии выступает в форме осознания действующим субъектом - лицом или общностью - того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями.

Рефлексия - это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления. Когда содержанием этих представлений выступает предмет совместной деятельности, развивается особая форма рефлексии - предметно-рефлексивные отношения. В сложном процессе рефлексии даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов: сам субъект, каков он есть в действительности; субъект, каким он видит самого себя; субъект, каким он видится другому, и те же самые три позиции, но со стороны другого субъекта. Рефлексия, таким образом, - это процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга. Традиция исследований рефлексии в западной социальной психологии восходит к работам Д. Холмса, Т. Ньюкома и Ч. Кули и связана с экспериментальным изучением диад - пар субъектов, включенных в процесс взаимодействия в искусственных, лабораторных ситуациях. Отечественные исследователи (Г. М. Андреева и др.) отмечают, что для более глубокого понимания рефлексии, ее необходимо рассматривать не на диаде, а на более сложных организованных реальных социальных группах, объединенных значимой совместной деятельностью.

Л.Д.Демина поясняет рефлексию так: Рефлексия - это свойство психики отражать свои собственные состояния, отношения, переживания, управлять личностными ценностями. Рефлексия "поворачивает" сознание человека на свой внутренний мир. Это помогает не только осознать свои поступки, отношения, конструкты, ценности, но при необходимости, их перестроить, найти новые для этого основания.

Рефлексия - это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы как понимание и оценка другого. С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества, наконец, с общечеловеческими. Отрефлексировать что-то - это значит это "пережить", "пропустить через свой внутренний мир", "оценить".

Мир рефлексии разнообразен, богат и индивидуален у каждого человека. Именно способность к рефлексии дает возможность человеку формировать образы и смыслы жизни, действий, блокировать неэффективные. Важнейшей особенностью рефлексии является их способность управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами, формировать и переключаться на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, целями, задачами деятельности. Рефлексия обеспечивает осмысление прошлого и предвосхищение будущего.

Общим во всех определениях является то, что рефлексия - это способность человека взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и поступки, а при необходимости перестроить их на новый лад.





Из всех приключений, уготованных

нам жизнью, самое важное и интересное -

отправиться в путешествие внутрь самого

себя, исследовать неведомую часть самого себя.

Федерико Феллини

Какую роль играет рефлексия в психическом развитии, личностном росте человека?

В жизни каждого человека бывают ситуации, когда он задумывается о себе, своих жизненных принципах, своих личностных качествах, своем характере и о том, как это влияет на других людей. Как правило, поводом к такому раздумью служит какая-либо проблемная ситуация. Это случается, когда человек замечает, что в его жизни что-то происходит «не так», и что поступать прежним образом он уже не может.

Наблюдая себя, свои поступки, мысли, чувства, переживания, человек нередко сталкивается с их неоднозначностью, а порой с их противоречивостью. Пытаясь решить, что из них истинно, а что ложно, что отражает его подлинные взгляды и намерения, а что, например, выдает его стремление произвести впечатление, кому-то нравиться, человек ищет аргументы, подтверждающие или опровергающие его тот или иной поступок, мысль, отношение к кому-то. Этот поиск идет в процессе так называемого внутреннего диалога. Внутренний диалог с самим собой или с кем-то воображаемым другим дает возможность человеку стать в позицию исследователя по отношению к себе. Внутренний диалог с самим собой- это и есть рефлексия.

Рефлексия дает человеку возможность увидеть себя со стороны глазами другого Я, понять себя, свои желания, свои переживания, свои поступки, т.е. помочь себе объяснить самого себя.

В то же время рефлексия позволяет «заглянуть» во внутренний мир другого человека: это умение видеть и понимать других людей, осознавать истинные мотивы их поступков и отношений.

Рефлексия, обладая свойством двойного отражения, дает человеку знать и то, как он воспринимается и оценивается другими.

Рефлексия позволяет человеку стать не просто более проницательным по отношению к себе и другим, но и во многом способствует его взрослению. Познавая себя, глубже понимая других людей, человек все больше освобождается от непосредственного влияния окружающих, бездумного следования их требованиям и ожиданиям, от случайных импульсивных поступков. Чем глубже развита у человека рефлексия, тем в большей мере он способен быть субъектом своей жизни, тем большую ответственность он испытывает перед собой и другими, ориентируясь на сознательно поставленные цели.

Уверенно можно сказать, что способность человека к рефлексии -это фактор и средство его личностного роста. В этом смысле рефлексия обладает мощной развивающей функцией. Наблюдая себя в разных ситуациях и оценивая свои возможности и способности, сравнивая себя со значимыми другими людьми, человек лучше осознает свои сильные и слабые стороны, индивидуальные особенности своей личности. Приобретаемый в рефлексии опыт самопознания обогащает и расширяет представление человека о самом себе. Это позволяет ему строить более адекватные его возможностям цели на будущее. Человек, практикующий рефлексивный анализ своих планируемых поступков (тот, кто «просчитывает все шаги»), как правило, демонстрирует более рациональное поведение и скорее достигает намеченной цели. В случае неудачи человек, знающий себя или, как говорят, знающий себе цену, не станет заниматься «самоедством»и не станет винить в случившемся вся и всех. Он примет самого себя таким, каков он есть, сделает выводы из случившегося («отрефлексирует ситуацию») и поставит новые задачи. В этом проявляется самопознавательная и самоорганизующая функция рефлексии.

Рефлексия укрепляет ретроспективные связи само осознания человека с собственным прошлым, со своим детством. Обращение к своему детскому Я, «приглашение» его в свой внутренний диалог помогает, например, родителям лучше понять своего ребенка, а учителю своего ученика. Такую функциональную направленность рефлексии можно было бы назвать как консолидирующую внутренний ментальный опыт человека. Рефлексия способствует целостности и динамизму внутренней жизни человека, помогает ему стабилизировать и гармонизировать свой эмоциональный мир, мобилизовать свой волевой потенциал.

Умение «властвовать собой», всегда высоко ценимое в человеке, также имеет рефлексивную природу. Что советуют психологи человеку, переживающему захлестывающее его сознание смятение чувств?

Да, конечно, сначала стоит сказать себе «стоп», т.е. попытаться приостановить беспорядочно мелькающие в голове мысли. Затем постараться выйти в стороннюю к текущей ситуации позицию и внимательно посмотреть на нее с внешней стороны.

Вот теперь стоит задать себе несколько вопросов, нацеливающих на принятие взвешенного решения, например: В чем состоит данная проблема? Чья это проблема? В чем ее причина? Что можно сделать сейчас, чтобы снять ее? и т.д. в соответствии с механизмом выхода в рефлексию: «остановка» - «фиксация» - «анализ» - «решение». В случае внутренней растерянности перед каким-либо препятствием в жизни, безотчетного стремления избегать трудности, которые все же нужно преодолеть, именно внутренний диалог с собой, заканчивающийся самоприказом, позволяет мобилизовать себя, собрать волю «в кулак» и начать действовать. В контроле над эмоционально-волевыми процессами проявляется регулятивная функция рефлексии.

Способность к рефлексии неоценима в общении. Благодаря умению рефлексировать свое поведение и поступки других людей, человек развивает в себе такие партнерские личностные качества, как проницательность, отзывчивость, терпимость, тактичность, которые позволяют ему выстраивать успешные взаимоотношения с людьми. Даже острый конфликт «поддается лечению», если подойти к нему с умом (т.е. рефлексивно): когда хотя бы один из его участников может спокойно проанализировать ситуацию, принимая в расчет как свои интересы, так и интересы оппонента .

Не менее важна рефлексивная способность в любой совместной деятельности людей. Как известно, человек не только делает что-то, но и сознает, что он делает. Когда он работает один, это проще. А если в работе что-то не получается и выполняют ее несколько человек, то только способность личности вывести свое сознание «вне» или «над» этой рабочей ситуацией и критически проанализировать ее, позволит четко скоординировать и согласовать действия партнеров по решению общей задачи, добиться её успешного выполнения. Рефлексия выступает в своей социальной функции, когда её предметом является другой человек и его действия.

Особо значимая сфера рефлексии - мыслительные процессы, недаром ее иногда определяют как мышление о мышлении. Как известно, человек не только понимает что-то, но и понимает, что он понимает. Или понимает, что он не понимает. Или не понимает, что именно он не понимает. Это уже начало рефлексии, внутренний призыв к выходу в неё. Человек прибегает к рефлексии, когда оказывается в проблемной ситуации. Именно рефлексивный обзор всех составляющих данную задачу и своих соб-ственных действий позволяет ему, заняв иную умственную позицию, отыскать недостающее звено в данных задачи или осознать собственное заблуждение. Как известно, рефлексия позволяет не только лучше решать задачи, но и решать такие задачи, которые без рефлексивного осмысления решению почти не поддаются. Есть еще одно замечательное свойство рефлексии мышления. Она помогает «войти» в ход решения задачи другого человека, осмыслить его, «снять» содержание и, в случае необходимости, внести какую-то поправку или подать идею. Так поступает, например, рефлексивный учитель математики или тренер по шахматам, помогая своему ученику самостоятельно разобраться в сложной задаче. Такой же принцип мышления и у следователя, успешно распутывающего замысел преступника. Рефлексивный подход позволяет ему расшифровывать поступки другого человека и даже предугадывать их. Можно вспомнить многочисленные победы мсье Пуаро, он не даром относил их на счет «своих маленьких серых клеток». Благодаря рефлексивному уму и писательскому таланту Агаты Кристи, Пуаро ошеломлял преступников своей способностью видеть их насквозь, которая, по сути, есть рефлексивная способность в своей познавательной функции. Безусловно, имеются и другие сферы приложения рефлексии. Упомянем здесь еще две ее важнейшие функции. Сложившаяся в психологической науке традиция выделять такие виды рефлексии, как личностная, коммуникативная, кооперативная и когнитивная, имеет в значительной мере условное основание. Так, в реальности бытия человека его мышление не изолировано от его личностных особенностей. Напротив, как показывают результаты экспериментальных исследований, продуктивность мышления в значительной мере зависит от степени реализации личностной позиции субъекта мышления, от глубины его «личностных смыслов» , вовлеченных в решение проблемы.

Механизмом, опосредующим и связывающим операционально-предметную сторону мышления и личностные смыслы субъекта, включенные в мыслительный процесс, является рефлексия. В этом проявляется одна из её важнейших функций -интегрирующая, которая способствует системности в деятельности высших психических функций человека.

И, наконец, важнейшей функцией рефлексии является «обеспечение осознанного отношения субъекта к совершаемой деятельности» (Рубинштейн,1997), что, безусловно, повышает ее продуктивность и качество. При этом добавим: не только к деятельности, но и к собственным мыслям. Древнекитайский философ Лао-Цзы предупреждал: «Будьте внимательны к своим мыслям, - они начало поступков».

Рефлексия является источником порождения новых идей, и это отмечал еще Дж. Локк, а затем эту же особенность рефлексивной способности субъекта отмечал и Д. Райнери. Рефлексия, как построение картины осуществленной деятельности, дает текст (в широком смысле), т.е. материал, открытый наблюдению, критике и последующему изменению. Однако еще более важно то, что рефлексия является тем механизмом, который позволяет сделать неявное знание явным. Она является тем шунтирующим подсознание механизмом, откуда при определенных обстоятельствах мы извлекаем значительно больше, чем нам кажется, что мы знаем.

«Человечество, продолжая движение всех других одушевленных форм, несомненно, идет в направлении завоевания материи, поставленной на службу духа. Больше мочь, чтобы больше действовать. Но, в конечном счете, и в особенности: больше действовать, чтобы полнее существовать...» (Тьер де Шарден П.). Обретя самосознание, человеку не достаточно лишь смотреть в зеркало, чтобы видеть и расшифровывать себя до самых глубин, но, кроме того, он приобретает свободу располагать собой - конструировать свой внутренний мир, продолжая себя.

Подытоживая разговор о роли рефлексии, о ее функциях ,нельзя не придти к выводу, что значение этого феномена в психической жизни человека действительно велико.

Способы развития рефлексии. Практикум.

Способ первый: Релаксация.

Релаксация - это физическое и психическое расслабление. Цель релаксации - подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождения от излишнего физического и нервного напряжения или, наоборот, обеспечение возможности собраться. Релаксация необходима:

- для подготовки тела и психики к углублённому самопознанию, самовнушению;

- в стрессовых моментах, конфликтных ситуациях, требующих выдержки, самообладания;

- в ответственных и трудных ситуациях, когда нужно сбросить страх, излишнее напряжение.

Как необходимо расслабляюсь:

Примите удобную позу (сидя в кресле), закройте глаза и начните делать глубокий брюшной вдох и медленно выдыхайте ртом, снимите накопленное напряжение, усталость, до тех пор, пока не достигнете внутреннего расслабления.

Способ второй: Концентрация.

Концентрация - это сосредоточение сознания на определённом объекте своей деятельности. В основе концентрации лежит управление вниманием.Возможно сосредоточение внимания на предмете, на ощущениях, на эмоциях и чувствах.

Способ третий: Визуализация.

Визуализация - это создание внутренних образов в сознании человека, то есть активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных осязательных ощущений, а также их комбинаций.

Способ четвёртый: Самовнушение.

Самовнушение - это создание установок воздействующих на подсознательные механизмы психики. Самовнушение - это утверждение, что успех возможен, выраженное от первого лица в настоящем времени.

Чтобы развивать рефлексию необходимо учитывать все особенности упражнений и тренингов, направленных на ее развитие.

Комплексы упражнений направленных на развитие рефлексии.

Автопортрет.

Цель упражнения: - формирование умений распознавания незнакомой личности, - развитие навыков описания других людей по различным признакам.
Представьте себе, что вам предстоит встреча с незнакомым человеком и нужно, чтобы он узнал вас. Опишите себя. Найдите такие признаки, которые выделяют вас из толпы. Опишите свой внешний вид, походку, манеру говорить, одеваться; может быть вам присущи обращающие на себя внимание жесты.
Работа происходит в парах. В процессе выступления одного из партнеров другой может задавать уточняющие вопросы, для того, чтобы "автопортрет" был более полным. На обсуждение в парах отводится 15-20 минут.
По окончанию задания участники садятся в круг и делятся впечатлениями.

Без маски.

Цель упражнения: - снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности; - формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности "я". Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку. Примерное содержание карточек: "Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня..."
"Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это ..."
"Иногда люди не понимают меня, потому что я ..."
"Верю, что я ..."
"Мне бывает стыдно, когда я ..."
"Особенно меня раздражает, что я ..." и т.п."

Карусель.

Цель упражнения: - формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты; - развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.
В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.
Члены группы встают по принципу "карусели", т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный
Примеры ситуаций:
_ Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече...
_ Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним...
_ Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.
_ После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень рады встрече...
Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал, и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.

Проективный рисунок "Я такой, какой я есть".

Цель упражнения: способствовать выработке у участников более объективной самооценки.
Участники рисуют себя так, чтобы никто не видел. После этого рисунки собираются и смешиваются. Производится обмен впечатлениями по каждому рисунку.

Три имени.

Цель упражнения: - развитие саморефлексии; - формирование установки на самопознание.
Каждому участнику выдается по три карточки. На карточках нужно написать три варианта своего имени (например, как вас называют родственники, сослуживцы и близкие друзья). Затем каждый член группы представляется, используя эти имена и описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а может быть послужила причиной возникновения этого имени.

И как заключение : что же такое личностный рост?

Если у человека становится больше:

  • интересов, а с тем и стимулов жить - смыслового наполнения жизни,

  • возможности анализировать - отличать одно от другого,

  • возможности синтезировать - видеть связи событий и явлений,

  • понимания людей (себя в том числе), а с тем и возможности прощать,

  • внутренней свободы и независимости,

  • ответственности, взятой на себя добровольно,

  • любви к миру и людям (к себе в том числе),

то это и значит, что человек растет личностно. Синонимы: душевно, духовно.

Замечательный совет, который дал когда-то известный немецкий философ Г.Лессинг: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте и хоть криво, да сами».

Список литературы:

  1. Гримак Л.П.. Как жить в гармонии с собой. Начала пси-

хологии активности. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000 г.

  1. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков, 2004 г.

  2. Гэбон, Брэгдон. Аэробика ума. 2003 г.

  3. Леви В. Когда жить. Человек в цепях свободы.2002 г.

  4. Лефрансуа Г. Р. Прикладная педагогическая психология.

- СПб.: прайм-Еврознак., 2003 г.

© 2010-2022