- Преподавателю
- Школьному психологу
- Рабочая программа: Путешествие в мир эмоций
Рабочая программа: Путешествие в мир эмоций
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Зандина М.К. |
Дата | 11.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки РСО-Алания
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-
лицей г. Владикавказа
Рабочая программа внеурочной (внеучебной)
деятельности
курса (студии, кружка, клуба, секции)
«путешествие в мир эмоций»
начального общего образования
Составитель (и):
Зандина М.К.
психолог высшей
категории
2015 - 2016 учебный год
г. Владикавказ
Классы 1 А, Б, В; 2 а,б,в.
Учитель (педагог дополнительного образования)
Зандина М.К.
Количество часов:
Всего: 33 час; в неделю 1 час.
Программа составлена на основе:
-
Требований ФГОС;
-
Образовательной программы начального общего образования МБОУ-лицея;
-
Примерных рабочих учебных (внеучебных) программ;
-
Авторской учебной (внеучебной) программы (автора учебника, пособия и т.д.);
Литература:
-
«Этика и этикет в начальной школе», Е.Л.Старункина, Школьная пресса, 2004г.;
-
«Книга школьного психолога 1-4 классы», Л.М.Новикова, И.В.Самойлова, «Эксмо», 2009г;
-
«Как научить детей сотрудничать?» К.Фопель, Генезис, 2006г.
Пояснительная записка
Исходным положением построения курса «Этико-психологическая азбука» явилось предположение о том, что психологическая дисциплина, воспитание нравственно-этической культуры школьника в структуре образования имеет особый статус. Она является и самоцелью, и средством для воспитания гармоничной личности. В качестве базовых книг были использованы: книга школьного психолога авторов Новикова Л.М., Самойлова И.В. и материалы к занятиям этико-психологического развития; «Сказка в тренинге» автор И.В.Стишенок.
Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации и гуманитаризации обучения. Этот процесс проявляется, прежде всего, в установлении субъектно-субъектных отношений, т.е. ученик рассматривается не как объект для педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями и т.д.
Наш лицей ориентируется на разностороннее развитие личности ребенка. Поэтому мы видим необходимость в гармоничном сочетании собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п.
Одной из важнейших задач нашего педагогического коллектива является:
-
активное введение в учебный процесс этико-психологических, развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно - мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребёнка (речи, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных функций).
Введение в школьную программу начальных классов курса этико-психологических развивающих занятий имеет целью расширить учебный процесс и, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить личностные качества ребенка.
Сущность взаимосвязи образовательных и развивающих задач, обучения и развития в целом раскрыта Л.С.Выготским; его исследования позволяют решить кардинальный вопрос типологии обучения. То обучение, которое ограничивается в своих целях лишь овладением внешними средствами культурного развития (к ним относится овладение письмом, чтением, счетом), можно считать традиционным, решающим сугубо образовательные задачи. Обучение, которое в качестве ведущих целей рассматривает обеспечение (организацию) развития высших психических функций личности в целом через овладение внешними средствами культурного развития, является развивающим и приобретает при этом целенаправленный характер. Результатом такого обучения служит достигнутый ребенком уровень развития личности, его индивидуальности. Большое значение в активизации познавательной деятельности младшего школьника имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке.
При условии реализации курса этико-психологических развивающих занятий, можно прогнозировать следующий результат: интеллектуальное, личностно - деятельностное развитие младших школьников, а также их готовность к переходу на следующую ступень школьного образования.
Теоретические основы программы:
Представленная программа развивающих занятий в начальной школе в своей теоретической основе опирается на понятие психологического здоровья, этической культуры школьников. Под психологическим здоровьем понимается, прежде всего психологические аспекты психического здоровья, взаимосвязанные со всей личностью в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа. Подчеркивается особое отношение психологического здоровья к духовности - к полноте и богатству развития личности, ориентации человека на абсолютные ценности: Истину, Красоту, Добро. Для младшего школьника характерно внимание к нравственной стороне поступка, желание дать ему моральную оценку, стремление быть хорошим в оценке окружающих. К сожалению, в школе это благоприятное время для усвоения этических норм поведения часто упускается, что приводит порой к разрыву между моральным сознанием и поведением в последующем развитии ребёнка. Поэтому важно в воспитательном влиянии на детей не только закрепить это внимание, но и развить умение и привычку к постоянной моральной оценке своего поведения и поведения окружающих. Если у личности нет этической базы, то нельзя говорить о ее психологическом здоровье.
Целью программы «Четыре путешествия» является:
формирование и профилактика нарушений психологического здоровья детей, создание условий для развития нравственной, социально адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения.
Задачи программы:
-
познакомить детей с терминологией, учить использовать «специальные слова» в речевом общении, помочь освоить нормы этикета;
-
формирование у детей умения принимать самого себя и других людей, при этом осознавая свои и чужие достоинства и недостатки;
-
обучать детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой»;
-
развивать умение в трудной ситуации находить силы внутри самого себя и принимать ответственность за свою жизнь на самого себя;
-
развивать навыки самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;
-
способствовать воспитанию интереса к окружающим людям;
-
помочь воспитать чувства взаимоуважения, взаимодоверия, взаимопонимания;
-
способствовать воспитанию коммуникабельности и чувства коллективизма;
-
расширение пассивного и активного психологического словаря детей.
Возрастные особенности маленьких детей требуют, чтобы занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены примерами и конкретными фактами. Структура занятий по этике предполагает ориентацию ребёнка на творческий процесс познания нравственных норм поведения воспитанного человека путём разнообразных методических форм:
Ролевые игры.
Ролевые игры предполагают «примеривание» на себя разнообразных по статусу и содержанию ролей, а также проигрывание не характерных для ребенка ролей. Ролевые игры представлены в нескольких видах: в виде «ролевой разминки», ролевых ситуаций. «Ролевая разминка используется для эмоционального разогрева детей. В ролевых ситуациях учащиеся сталкиваются с ситуациями, похожими по своему содержанию на те, которые присутствуют в их жизни и деятельности, и должны изменить в них свои установки и отношение. С помощью этого метода у детей можно сформировать новые, более продуктивные навыки взаимодействия.
-
Общение. Правила гостеприимства.
Понятие о хороших манерах. Правила поведения во время знакомства. Традиционные приветствия. Гостеприимство как национальная черта. Этикетные выражения, сопутствующие формы благодарности, одобрения, извинения и т. д.
-
Коммуникативные игры.
Коммуникативные игры направлены на обучение детей навыкам эффективного взаимодействия, сотрудничества, а также на формирование умения видеть достоинства в партнере по общению и поддерживать его вербально и невербально.
-
Вежливость и торжество.
Уступчивость как признак силы, чувства собственного достоинства, воспитанности, хорошего характера. Уступчивость как форма поведения в коллективе, в семье, в кругу друзей. Речевые формы выражения вежливой просьбы. Поздравление по поводу различных дат. Каким должен быть подарок. Правила вручения и приёма подарка.
-
Упражнения, формирующие эмоциональный интеллект.
Эмоциональный интеллект - это комплекс способностей, который объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, а также управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих собеседников. Упражнения, формирующие эмоциональный интеллект детей, направлены в первую очередь на знакомство с базовыми, фундаментальными эмоциями(по теории К.Изарда), осознание и выражение их, а также приобретение простейших навыков управления ими. Для этого используются различные приемы: проигрывание, арттерапевтические методы (рисование, лепка и др.), групповые обсуждения, сочинения и чтение сказок, релаксация и др.
-
Групповые дискуссии.
Групповая дискуссия построена на принципах субъект-субъектного взаимодействия с детьми и позволяет учащимся проявить и принять различные точки зрения на какой-либо предмет. Считается, что младшие школьники еще не слишком способны к ведению дискуссии, поскольку для них более привычно следовать мнению взрослого. Конечно, подобные способности возникают не сразу, для этого необходимо систематическое стимулирование психологом и учителями свободных размышлений и высказываний учащихся. Групповые дискуссии могут проводиться, например, при обсуждении прочитанной сказки, тех или иных причин поведения героев и просто в беседе на какую-либо значимую для детей тему.
-
Арттерапевтические методы.
Арттерапевтические методы снимают психологическое напряжение, тревогу, повышают творческие способности ребенка, содействуют его самовыражению. Важнейший принцип арттерапии - безусловное принятие и одобрение всех продуктов творческой деятельности ребенка независимо от их содержания и качества.
-
Упражнения, развивающие исследовательскую деятельность детей.
Эти методы заключаются в том, что дети проводят самостоятельные исследования на выбранные ими или заданные взрослым темы. Известно, что исследовательское обучение развивает познавательную активность и креативность, творческие способности ребенка. Исследовательские методы обычно очень нравятся детям, поскольку возбуждают их природный интерес, любопытство и стимулируют свободные, активные действия.
-
Методы релаксации.
Релаксация - это достижение общего состояния покоя, отдыха, расслабленности, которое характеризуется уменьшением нервного напряжения. Релаксация необходима ребенку периодически, чередуясь с напряжением. Обычно состояние релаксации достигается серией повторяющихся упражнений (в том числе и дыхательных), направленных на попеременное напряжение и расслабление различных групп мышц.
Занятия проводятся в группе (до 15 человек) 1 раз в неделю. Продолжительность занятия - 35 минут.
Схема построения занятия:
-
Ритуал приветствия.
-
Психологическая разминка.
-
Основное содержание занятия.
-
Ритуал прощания.
Следует отметить, что игровой, увлекательный характер заданий, являющихся в то же время психологическими тестами, снижает стрессогенный фактор проверки уровня развития, позволяет детям, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности.
Методическое обеспечение:
Аудио и видео кассеты со сказками, книжки-малышки (для самостоятельного прочтения детьми) настольные игры, памятки детям о правилах поведения, сценарии праздников, анкеты, тесты по определению уровня воспитанности, диагностические карты, дидактические игры.
Материально-техническое оборудование: зона отдыха, арттерапевтические принадлежности, ТСО.
Ожидаемые результаты:
-
развита привычка моральной оценки своих поступков и поступков одноклассников с позиций доброжелательности и уважения друг к другу, активно употреблять в речи «этикетные» слова и выражения.
-
накоплен опыт предотвращения конфликтных ситуаций и нравственного решения уже происшедших конфликтов, а также активизировать формирующиеся задатки самоконтроля в поведении детей.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ КУРСА «ЭТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА» «ЧЕТЫРЕ ПУТЕШЕСТИЯ»
Первый год обучения
№ урока
Дата
Тема
Кол-во часов
Примечание
Я - школьник!
1
Знакомство. Учимся представляться. Введение в мир психологии.
1
2
Я - первоклассник!
1
3
Правила школьной жизни.
1
4
Правила и права.
1
5
Моя школьная жизнь.
1
6
Школа моей мечты.
1
Мир Эмоций.
7
Мимика и Жесты - Язык Мира Эмоций.
1
8
Город Радости и Веселья.
1
9
В Городе Радости только добрые слова!
1
10
Остров Страха и его обитатели.
1
11
Смешные жители Острова Страха.
1
12
Все бывают на Острове Страха.
1
13
Мы умеем побеждать страх!
1
14
Пещера Гнева.
1
15
Откуда берется гнев?
1
16
Может ли гнев быть полезным?
1
17
Обиженная Деревня.
1
18
Прощение растворяет обиды!
1
19
Гора стыда.
1
20
Мы владеем разными эмоциями!
1
Взаимоотношения.
21
Обращение к взрослому. Разговор с незнакомым человеком.
1
22
Разговор с младшим как разговор сильного со слабым.
1
23
Сострадание. Утешение.
1
24
Милосердие. Забота.
1
Вежливость и торжество.
25
Вежливая просьба.
1
26
Правила поведения при торжественных событиях.
1
27
Поздравления и пожелания.
1
28
Праздник вежливых ребят.
1
Мир Качеств.
29
Мешок хороших качеств.
1
30
«Темные» и «светлые» качества.
1
31
Умение видеть «светлые» качества.
1
32
У кого какие качества?
1
33
Салют качеств.
1