Рабочая программа: Путешествие в мир эмоций

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки РСО-Алания

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

лицей г. Владикавказа







Рабочая программа внеурочной (внеучебной)

деятельности


курса (студии, кружка, клуба, секции)



«путешествие в мир эмоций»


начального общего образования







Составитель (и):

Зандина М.К.

психолог высшей

категории







2015 - 2016 учебный год


г. Владикавказ





Классы 1 А, Б, В; 2 а,б,в.

Учитель (педагог дополнительного образования)

Зандина М.К.

Количество часов:

Всего: 33 час; в неделю 1 час.

Программа составлена на основе:


  • Требований ФГОС;

  • Образовательной программы начального общего образования МБОУ-лицея;

  • Примерных рабочих учебных (внеучебных) программ;

  • Авторской учебной (внеучебной) программы (автора учебника, пособия и т.д.);

Литература:

  1. «Этика и этикет в начальной школе», Е.Л.Старункина, Школьная пресса, 2004г.;

  2. «Книга школьного психолога 1-4 классы», Л.М.Новикова, И.В.Самойлова, «Эксмо», 2009г;

  3. «Как научить детей сотрудничать?» К.Фопель, Генезис, 2006г.











Пояснительная записка

Исходным положением построения курса «Этико-психологическая азбука» явилось предположение о том, что психологическая дисциплина, воспитание нравственно-этической культуры школьника в структуре образования имеет особый статус. Она является и самоцелью, и средством для воспитания гармоничной личности. В качестве базовых книг были использованы: книга школьного психолога авторов Новикова Л.М., Самойлова И.В. и материалы к занятиям этико-психологического развития; «Сказка в тренинге» автор И.В.Стишенок.

Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации и гуманитаризации обучения. Этот процесс проявляется, прежде всего, в установлении субъектно-субъектных отношений, т.е. ученик рассматривается не как объект для педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями и т.д.

Наш лицей ориентируется на разностороннее развитие личности ребенка. Поэтому мы видим необходимость в гармоничном сочетании собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п.

Одной из важнейших задач нашего педагогического коллектива является:

  • активное введение в учебный процесс этико-психологических, развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно - мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребёнка (речи, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных функций).

Введение в школьную программу начальных классов курса этико-психологических развивающих занятий имеет целью расширить учебный процесс и, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить личностные качества ребенка.

Сущность взаимосвязи образовательных и развивающих задач, обучения и развития в целом раскрыта Л.С.Выготским; его исследования позволяют решить кардинальный вопрос типологии обучения. То обучение, которое ограничивается в своих целях лишь овладением внешними средствами культурного развития (к ним относится овладение письмом, чтением, счетом), можно считать традиционным, решающим сугубо образовательные задачи. Обучение, которое в качестве ведущих целей рассматривает обеспечение (организацию) развития высших психических функций личности в целом через овладение внешними средствами культурного развития, является развивающим и приобретает при этом целенаправленный характер. Результатом такого обучения служит достигнутый ребенком уровень развития личности, его индивидуальности. Большое значение в активизации познавательной деятельности младшего школьника имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке.

При условии реализации курса этико-психологических развивающих занятий, можно прогнозировать следующий результат: интеллектуальное, личностно - деятельностное развитие младших школьников, а также их готовность к переходу на следующую ступень школьного образования.



Теоретические основы программы:

Представленная программа развивающих занятий в начальной школе в своей теоретической основе опирается на понятие психологического здоровья, этической культуры школьников. Под психологическим здоровьем понимается, прежде всего психологические аспекты психического здоровья, взаимосвязанные со всей личностью в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа. Подчеркивается особое отношение психологического здоровья к духовности - к полноте и богатству развития личности, ориентации человека на абсолютные ценности: Истину, Красоту, Добро. Для младшего школьника характерно внимание к нравственной стороне поступка, желание дать ему моральную оценку, стремление быть хорошим в оценке окружающих. К сожалению, в школе это благоприятное время для усвоения этических норм поведения часто упускается, что приводит порой к разрыву между моральным сознанием и поведением в последующем развитии ребёнка. Поэтому важно в воспитательном влиянии на детей не только закрепить это внимание, но и развить умение и привычку к постоянной моральной оценке своего поведения и поведения окружающих. Если у личности нет этической базы, то нельзя говорить о ее психологическом здоровье.

Целью программы «Четыре путешествия» является:

формирование и профилактика нарушений психологического здоровья детей, создание условий для развития нравственной, социально адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения.

Задачи программы:

  • познакомить детей с терминологией, учить использовать «специальные слова» в речевом общении, помочь освоить нормы этикета;

  • формирование у детей умения принимать самого себя и других людей, при этом осознавая свои и чужие достоинства и недостатки;

  • обучать детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой»;

  • развивать умение в трудной ситуации находить силы внутри самого себя и принимать ответственность за свою жизнь на самого себя;

  • развивать навыки самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;

  • способствовать воспитанию интереса к окружающим людям;

  • помочь воспитать чувства взаимоуважения, взаимодоверия, взаимопонимания;

  • способствовать воспитанию коммуникабельности и чувства коллективизма;

  • расширение пассивного и активного психологического словаря детей.

Возрастные особенности маленьких детей требуют, чтобы занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены примерами и конкретными фактами. Структура занятий по этике предполагает ориентацию ребёнка на творческий процесс познания нравственных норм поведения воспитанного человека путём разнообразных методических форм:

Ролевые игры.

Ролевые игры предполагают «примеривание» на себя разнообразных по статусу и содержанию ролей, а также проигрывание не характерных для ребенка ролей. Ролевые игры представлены в нескольких видах: в виде «ролевой разминки», ролевых ситуаций. «Ролевая разминка используется для эмоционального разогрева детей. В ролевых ситуациях учащиеся сталкиваются с ситуациями, похожими по своему содержанию на те, которые присутствуют в их жизни и деятельности, и должны изменить в них свои установки и отношение. С помощью этого метода у детей можно сформировать новые, более продуктивные навыки взаимодействия.

  1. Общение. Правила гостеприимства.

Понятие о хороших манерах. Правила поведения во время знакомства. Традиционные приветствия. Гостеприимство как национальная черта. Этикетные выражения, сопутствующие формы благодарности, одобрения, извинения и т. д.

  1. Коммуникативные игры.

Коммуникативные игры направлены на обучение детей навыкам эффективного взаимодействия, сотрудничества, а также на формирование умения видеть достоинства в партнере по общению и поддерживать его вербально и невербально.

  1. Вежливость и торжество.

Уступчивость как признак силы, чувства собственного достоинства, воспитанности, хорошего характера. Уступчивость как форма поведения в коллективе, в семье, в кругу друзей. Речевые формы выражения вежливой просьбы. Поздравление по поводу различных дат. Каким должен быть подарок. Правила вручения и приёма подарка.

  1. Упражнения, формирующие эмоциональный интеллект.

Эмоциональный интеллект - это комплекс способностей, который объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, а также управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих собеседников. Упражнения, формирующие эмоциональный интеллект детей, направлены в первую очередь на знакомство с базовыми, фундаментальными эмоциями(по теории К.Изарда), осознание и выражение их, а также приобретение простейших навыков управления ими. Для этого используются различные приемы: проигрывание, арттерапевтические методы (рисование, лепка и др.), групповые обсуждения, сочинения и чтение сказок, релаксация и др.

  1. Групповые дискуссии.

Групповая дискуссия построена на принципах субъект-субъектного взаимодействия с детьми и позволяет учащимся проявить и принять различные точки зрения на какой-либо предмет. Считается, что младшие школьники еще не слишком способны к ведению дискуссии, поскольку для них более привычно следовать мнению взрослого. Конечно, подобные способности возникают не сразу, для этого необходимо систематическое стимулирование психологом и учителями свободных размышлений и высказываний учащихся. Групповые дискуссии могут проводиться, например, при обсуждении прочитанной сказки, тех или иных причин поведения героев и просто в беседе на какую-либо значимую для детей тему.

  1. Арттерапевтические методы.

Арттерапевтические методы снимают психологическое напряжение, тревогу, повышают творческие способности ребенка, содействуют его самовыражению. Важнейший принцип арттерапии - безусловное принятие и одобрение всех продуктов творческой деятельности ребенка независимо от их содержания и качества.

  1. Упражнения, развивающие исследовательскую деятельность детей.

Эти методы заключаются в том, что дети проводят самостоятельные исследования на выбранные ими или заданные взрослым темы. Известно, что исследовательское обучение развивает познавательную активность и креативность, творческие способности ребенка. Исследовательские методы обычно очень нравятся детям, поскольку возбуждают их природный интерес, любопытство и стимулируют свободные, активные действия.

  1. Методы релаксации.

Релаксация - это достижение общего состояния покоя, отдыха, расслабленности, которое характеризуется уменьшением нервного напряжения. Релаксация необходима ребенку периодически, чередуясь с напряжением. Обычно состояние релаксации достигается серией повторяющихся упражнений (в том числе и дыхательных), направленных на попеременное напряжение и расслабление различных групп мышц.

Занятия проводятся в группе (до 15 человек) 1 раз в неделю. Продолжительность занятия - 35 минут.

Схема построения занятия:

  1. Ритуал приветствия.

  2. Психологическая разминка.

  3. Основное содержание занятия.

  4. Ритуал прощания.

Следует отметить, что игровой, увлекательный характер заданий, являющихся в то же время психологическими тестами, снижает стрессогенный фактор проверки уровня развития, позволяет детям, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности.

Методическое обеспечение:

Аудио и видео кассеты со сказками, книжки-малышки (для самостоятельного прочтения детьми) настольные игры, памятки детям о правилах поведения, сценарии праздников, анкеты, тесты по определению уровня воспитанности, диагностические карты, дидактические игры.

Материально-техническое оборудование: зона отдыха, арттерапевтические принадлежности, ТСО.

Ожидаемые результаты:

  • развита привычка моральной оценки своих поступков и поступков одноклассников с позиций доброжелательности и уважения друг к другу, активно употреблять в речи «этикетные» слова и выражения.

  • накоплен опыт предотвращения конфликтных ситуаций и нравственного решения уже происшедших конфликтов, а также активизировать формирующиеся задатки самоконтроля в поведении детей.





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ КУРСА «ЭТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА» «ЧЕТЫРЕ ПУТЕШЕСТИЯ»

Первый год обучения

№ урока

Дата

Тема

Кол-во часов

Примечание

Я - школьник!

1

Знакомство. Учимся представляться. Введение в мир психологии.

1

2

Я - первоклассник!

1

3

Правила школьной жизни.

1

4

Правила и права.

1

5

Моя школьная жизнь.

1

6

Школа моей мечты.

1


Мир Эмоций.

7

Мимика и Жесты - Язык Мира Эмоций.

1

8

Город Радости и Веселья.

1

9

В Городе Радости только добрые слова!

1

10

Остров Страха и его обитатели.

1

11

Смешные жители Острова Страха.

1

12

Все бывают на Острове Страха.

1

13

Мы умеем побеждать страх!

1

14

Пещера Гнева.

1

15

Откуда берется гнев?

1

16

Может ли гнев быть полезным?

1

17

Обиженная Деревня.

1

18

Прощение растворяет обиды!

1

19

Гора стыда.

1

20

Мы владеем разными эмоциями!

1


Взаимоотношения.

21

Обращение к взрослому. Разговор с незнакомым человеком.

1

22

Разговор с младшим как разговор сильного со слабым.

1

23

Сострадание. Утешение.

1

24

Милосердие. Забота.

1


Вежливость и торжество.

25

Вежливая просьба.

1

26

Правила поведения при торжественных событиях.

1

27

Поздравления и пожелания.

1

28

Праздник вежливых ребят.

1


Мир Качеств.

29

Мешок хороших качеств.

1

30

«Темные» и «светлые» качества.

1

31

Умение видеть «светлые» качества.

1

32

У кого какие качества?

1

33

Салют качеств.

1


© 2010-2022