Предмет и задачи сурдопедагогики. Образование детей с нарушениями слуха»

17 вв. (П. де Понсе и Х. Бонет). В конце 18 в. во Франции и Германии открылись первые специальные учебно-воспитательные учреждения для глухих, возглавлявшиеся Ш. М. Эпеи С. Гейнике, в России — в 1806 в Павловске. Основоположниками русской С. были Г. А. Гурцов, В. И. Флери, И. А Васильев, П. Д. Енько. Развитие советской С. связано с именами Н. М. Лаговского, Ф. A. Рау, Л. С. Выготского, И. И. Данюшевского, Р. М. Боскис, А. И. Дьячкова и С. А. Зыкова. Советская сурдопедагогика строится на основе о...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Предмет и задачи сурдопедагогики. Образование детей с нарушениями слуха».

Выполнила:

Ильина Е.Е















Калуга, 2014


Оглавление







Введение.

В современном обществе большое внимание уделяется вопросам воспитания и образования, проблемам взаимодействия учащихся и учителей. Но к сожалению практически в каждой школе есть учащиеся у которых по тем или иным причинам есть некоторые отклонения в развитии. Таким школьникам уделяется очень мало времени и не уделяется должного внимания. Их считают такими как все и требуют от них того же , чего от других. Но по тем или иным причинам учащиеся не в состоянии успевать за уровнем развития своих одноклассников. Мне захотелось подробнее изучить основы сурдопедагогики и специфику обучения таких детей, именно этому и посвящена моя работа.

















Предмет и задачи сурдопедагогики. Образование детей с нарушениями слуха.

Глава 1. Сурдопедагогика - как отрасль специальной педагогики.

  1. Что такое сурдопедагогика.

Сурдопедагогика (от лат. surdus- глухой) - отрасль специальной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания, образования и обучения детей с нарушениями слуха.

Первые попытки обучения детей с глубоким нарушением слуха отмечены в Испании в 16-17 вв. (П. де Понсе и Х. Бонет). В конце 18 в. во Франции и Германии открылись первые специальные учебно-воспитательные учреждения для глухих, возглавлявшиеся Ш. М. Эпеи С. Гейнике, в России - в 1806 в Павловске. Основоположниками русской С. были Г. А. Гурцов, В. И. Флери, И. А Васильев, П. Д. Енько. Развитие советской С. связано с именами Н. М. Лаговского, Ф. A. Рау, Л. С. Выготского, И. И. Данюшевского, Р. М. Боскис, А. И. Дьячкова и С. А. Зыкова.

Советская сурдопедагогика строится на основе общих принципов марксистско-ленинской педагогики, направлена на всестороннее развитие духовных и физических сил детей с нарушенным слухом, воспитание их в духе коммунистической морали, на их общее образование, подготовку к практической деятельности, общественно полезному труду среди нормально слышащих и говорящих. Изучая особенности развития детей с недостатками слуха, сурдопедагогика разрабатывает основы построения специального учебно-воспитательного процесса, принципы организации специальных учебно-воспитательных учреждений.

Важнейшие специальные задачи сурдопедагогики: максимальное развитие и использование сохранившейся у детей слуховой функции, формирование у них словесной речи (устной, письменной), навыков её понимания и употребления, развитие словесно-логического мышления. Сурдопедагогика включает теорию и историю обучения детей с недостатками слуха, а также частные методики (акупедии, русского языка, математики, естествознания и других предметов школьной программы). Совершенствованию методов сурдопедагогики способствует разработка технических средств компенсации слуховых нарушений, составляющая одну из основных задач сурдотехники. Сурдопедагогика опирается на данные смежных наук: отоларингологии, акустики, психологии, физиологии, языковедения, логопедии, теории коммуникации и др. Центром советской сурдопедагогики является НИИ дефектологии АНП СССР (Москва).

Теоретические и практические проблемы сурдопедагогики разрабатываются также в научно-педагогических центрах др. социалистических и ряда капиталистических стран (Великобритания, Дания, Нидерланды, США, Швеция, Япония и др. ).






  1. Предмет и задачи сурдопедагогики.

Предмет сурдопедагогики - теория и практика образования лиц с ограниченными слуховыми возможностями.

Основные задачи сурдопедагогики:

  • разработка методических проблем специального образован детей с нарушениями слуха;

  • изучение и обобщение практики специального образования детей с нарушенным слухом;

  • внедрение результатов педагогических исследований в практику специального образования детей с нарушениями слуха;

  • разработка научных основ содержания образования, и специальных методик обучения лиц с нарушенным слухом;

  • совершенствование технических средств для коррекции и дефектов слуха;

  • создание новых учебников, учебных пособий для лиц, имеющих нарушения слуха;

  • совершенствование системы педагогической работы, направленной на социальное адаптирование и социально-профессиональную реабилитацию лиц с нарушенным слухом.




  1. О детях с нарушением слуха.

Классификации лиц с недостатками слуха

Глухота - полное отсутствие слуха или резкая степень его снижения, при которой восприятие речи невозможно. Глубокое, стойкое двустороннее нарушение, приобретенное в раннем детстве или врожденное.

Дети с нарушениями слуха подразделяются на 4 группы:

  • глухие без речи;

  • глухие, сохранившие речь (позднооглохшие);

  • слабослышащие с развитой речью;

  • слабослышащие с глубоким речевым недоразвитием.

Характеристики детей с нарушениями слуха

1. Глухие дети - с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха:

  • не могут самостоятельно овладеть речью;

  • без специального образования становятся глухонемыми;

  • большинство обладает остаточным слухом (восприятие очень громких звуков);

  • недостаток слуховых впечатлений обедняет внутренний мир ребенка;

  • наибольший ущерб развитию приносят создаваемые глухотой препятствия к овладению словесной речью как средством общения и познания окружающего мира;

  • ограниченные возможности овладения речью негативно влияют на развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и др.;

  • средство общения со слышащими - естественные жесты, между собой - мимико-жестикуляторная речь (отличается от словесной по своей лексике, грамматике, способам высказывания, значительно беднее словесной, используется в общении с ограниченным кругом людей);

  • понимание речи опережает формирование возможности собственного высказывания в устной, тактильной или письменной форме;

  • специальное обучение позволяет овладеть словесной речью, часто расширяет возможности общения со слышащими и способствует развитию личности.

Раннее начало специального обучения ребенка словесной речи (с использованием и развитием остаточного слуха) способствует меньшему отклонению от нормы психического развития.

Развитие словесной речи в условиях специального обучения имеет особенности:

  • при овладении фразовой речью - в построении фраз наблюдается аграмматизм (неумение пользоваться грамматическим строем языка);

  • при усвоении звуко-буквенного состава слов - наблюдается расширение или сужение представлений о значении слов: дети легче овладевают словами, обозначающими конкретные предметы, труднее - обозначающими действия, качества, признаки. Наибольшую трудность вызывают слова с абстрактным и переносным смыслом.

2. Позднооглохшие дети (глухие, сохранившие речь) имеют следующие особенности.

Сохранность их речи зависит:

  • от возраста ребенка в момент наступления глухоты;

  • наличия остатков слуха;

  • умения их использовать;

  • владения грамотностью к моменту потери слуха;

  • условий развития;

  • индивидуальных особенностей;

  • коррекционно-педагогических воздействий.

Важное значение имеет раннее начало коррекционной работы по сохранению речи и формированию на ее базе навыков восприятия устной речи окружающих. При этом играют особую роль;

  • зрительное восприятие (чтение с лица);

  • параллельное обучение чтению.

Осторожное использование сохранившихся слуховых ощущений - в зависимости от медицинских показаний. Одно из основных условий полноценного развития - пребывание в говорящей среде. Необходимо проведение индивидуальных занятий под руководством и контролем специалистов.

3. Слабослышащие дети.

  • отклонение от нормы развития психики;

  • нарушение многих функций и сторон психики, определяющих' ход развития личности ребенка.

Неполноценный слух обусловливает речевое недоразвитие, изменяющее ход общего развития, и осложнение социального взаимодействия ребенка.

Развитие речи имеет замедленный поступательный характер и подчинено особым закономерностям.

Нарушения речи:

  • недостатки произношения;

  • ограниченный запас слов;

  • недостаточное усвоение звукового состава слова;

  • неточное понимание и неправильное употребление слов;

  • аграмматизм;

  • ограниченное понимание устной речи;

  • ограниченное понимание читаемого текста.

Специальное обучение способствует овладению языком и развитию речевого мышления.








Глава 2. Образование лиц с нарушением слуха.


  1. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями слуха

Программы воспитания и обучения глухих и слабослышащих дошкольников направлены на формирование психических новообразований, присущих каждому периоду дошкольного детства, в процессе развития детских видов деятельности.

Коррекционно-педагогическая работа ведется в следующих направлениях:

  • физическое воспитание детей - коррекция отклонений в моторном развитии, развитие ориентировки в пространстве;

  • формирование игровой деятельности, обучение игре способствует социальному развитию, нравственному и умственному воспитанию, особое значение придается овладению игровым замещением;

  • изобразительная и конструктивная деятельность - сенсорное воспитание (развитие различных видов восприятия - зрительного, тактильно-двигательного, двигательного);

  • трудовое воспитание;

  • ознакомление с окружающим миром - преодоление свойственной детям с нарушенным слухом бедности и фрагментарности представлений об окружающем;

  • развитие речи.

Ведущие разделы:

  • развитие языковой способности;

  • накопление словаря и работа нал значением слова;

  • формирование разных форм речи (устной, письменной, тактильной);

  • отработка различных видов речевой деятельности;

  • проведение элементарных языковых наблюдений;

  • развитие остаточного слуха и обучение произношению:

  • обучение восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний;

  • создание и совершенствование слухозрительной основы восприятия устной речи;

  • формирование навыков речевой коммуникации;

  • развитие обучения произношению;

  • создание потребности в устном общении;

  • формирование приближенной к естественному звучанию устной речи;

  • широкое использование различной звукоусиливающей аппаратуры;

  • формирование элементарных математических представлений;

  • музыкальное воспитание:

  • формирование восприятия музыки;

  • вокально-интонационное развитие голоса;

  • развитие ритма движений и речи;

  • развитие слухового восприятия музыки;

  • развитие динамического, ритмического, тембрового слуха.

В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) глухие и слабослышащие дети раннего и дошкольного возраста могут воспитываться и обучаться в следующих образовательных учреждениях:

  • специальных детских садах для глухих и (или) слабослышащих детей;

  • детских садах комбинированного вида;

  • дошкольных группах, отделениях в специальных коррекционных общеобразовательных школах, школах-интернатах для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей (рассчитаны на обеспечение развития и подготовку к школе);

  • образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Начальная школа - детский сад компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей и образовательное учреждение для детей дошкольного и школьного возраста "Школа - детский сад" для глухих или для слабослышащих детей.

В детских садах комбинированного вида наряду с группами для слышащих детей организуются компенсирующие группы для детей с нарушениями слуха. Принимаются глухие и слабослышащие дети с 1,5-2 лет. Продолжительность обучения и воспитания - 4-5 лет. Режим круглосуточного пребывания, но родители могут забирать детей ежедневно. В структуре образовательных учреждений "Начальная школа - детский сад и "Школа - детский сад" компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей могут быть группы для детей преддошкольного и дошкольного возраста, а также или только начальные классы, или все классы (с 1-го по 10- 11-й кл.) школы для слабослышащих или для глухих детей. Здесь реализуются две образовательные программы: дошкольного образования и школьного образования для глухих или для слабослышаших и позднооглохших детей.

Деятельность указанных выше образовательных учреждений для дошкольников с нарушенным слухом направлена на удовлетворение их особых образовательных потребностей, как специфических, так и общих.

Работа по обучению детей грамоте (чтению и письму печатными буквами) начинается с 2-летнего возраста.

Большинство специальных дошкольных учреждений интернатного типа.

Негативные стороны:

  • изолированность от семьи;

  • неразвитая языковая среда;

  • невозможность комплектования групп детьми примерно с равным слухо-речевым уровнем развития (дети со средней и легкой тугоухостью совместно с еще не говорящими детьми).

В условиях семьи коррекционная работа с ребенком, имеющим нарушение слуха, ведется в основном родителями под руководством сурдопедагога.

Дети, воспитывающиеся дома, могут получать квалифицированную коррекционную помощь:

в учреждениях здравоохранения по месту жительства; группах кратковременного пребывания; Центрах реабилитации слуха и речи.

Основное содержание работы в этих учреждениях - развитие речи ребенка, его остаточного слуха и формирование произносительных навыков.

Специалисты:

  • проводят коррекционные занятия с детьми;

  • обучают родителей сотрудничеству с ребенком, приемам и методам его воспитания в семье;

  • оказывают психотерапевтическую помощь.

Занятия проводятся при обязательном присутствии родителей.

Дошкольные учреждения комбинированного вида в современных условиях развития представляют собой реальную модель интегрированного (совместно со слышащими) воспитания и обучения (например ДОУ № 1365 и 1413 г. Москвы).

Формы интеграции:

  • временная (все воспитанники специальной группы объединяются со слышащими детьми 1-2 раза в месяц для проведения мероприятий воспитательного характера);

  • частичная (дети с нарушением слуха пребывают в группе со слышащими часть дня);

  • комбинированная (дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующем возрастной норме или близким к ней, по 1-2 чел. наравне со слышащими воспитываются е массовых группах при поддержке учителя-дефектолога специальной группы).






  1. Обучение школьников


Школьники с частичным нарушением слуха - слабослышащие и позднооглохшие обучаются в специальных школах.

Уровень общеобразовательной подготовки выпускников специальной школы отвечает нормативным требованиям государственного общеобразовательного стандарта.

Педагогический процесс, основа которого - коррекционно-развивающий принцип обучения, имеет особую содержательную и методическую направленность.

Своеобразие содержания специального образования детей с частичным нарушением слуха обусловлено педагогически адаптированной к особым образовательным потребностям данной категории учащихся системой знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально- ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности.

Образование слабослышащих детей строится на полисенсорной основе, которая обеспечивается системой специальных занятий:

  • формирование навыков чтения с губ;

  • овладение техникой речи (формирование двигательной, кинетическом базы речи в единстве с развитием оптико-акустических речевых представлений);

  • использование и развитие остаточного слуха.

Обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, развертывания мыслительных операций. Обучение языку построено таким образом, чтобы имеющиеся отклонения, вызванные дефектом слуха:

  • накопление словаря;

  • уточнение звукового состава речи;

  • усвоение грамматической системы языка;

  • овладение разными видами и формами речевой деятельности.

Письмо и чтение - основное средство овладения языком процесс специального обучения слабослышащих. Важная роль в этом процессе отводится средствам наглядности, применение которых должно решать, прежде всего, задачи, связанные с освоением содержания учебного материала, а не только с его иллюстрированием.

Развитию представлений и понятий (от конкретных до абстрактных и переносных) способствуют такие наглядно-образны средства и приемы, как инсценировка, драматизация, пантомима и др.

Даже незначительная степень понижения слуха может служить препятствием к усвоению чтения и письма в обычных условиях обучения. Слабослышащему ребенку, обучающемуся в лассо-вой школе, должна быть предоставлена педагогическая помощь специалиста-сурдопедагога, поскольку такие дети испытывают затруднения:

  • в процессе усвоения чтения и письма;

  • при написании диктанта и выполнении самостоятельных письменных работ;

  • в понимании объяснений учителя;

  • при чтении учебного и художественного текста (из-за его достаточного понимания).

У слабослышащих детей наблюдаются характерные ошибки в письменных работах:

  • смешение сходных по звучанию и месту образования смягчений;

  • пропуски согласных при сложных стечениях;

  • пропуски безударных частей слова.





3.Специальное образование глухих


В современной сурдопедагогике, как отечественной, так и зарубежной, применяются две системы обучения глухих:

  • на основе билингвистического подхода;

  • на основе словесной речи.

Перед отечественной сурдопедагогикой в настоящее время стоит проблема разработки новой концепции специального образования детей с недостатками слуха, основанной (по определению А.А. Комаровой) на множественности подходов, на сотрудничестве и взаимообогащении всех существующих направлений в обучении и воспитании.

Билингвистический подход основан на билингвизме - двуязычии, одновременном пользовании двумя языками.

Сущность билингвистического подхода заключается в том, что равноправными и равноценными средствами специального образовательного процесса являются:

  • словесная речь;

  • жестовая речь.

Жестовая речь - способ межличностного общения людей, лишенных слуха, посредством системы жестов. Лексические и грамматические закономерности жестовой речи обусловлены своеобразием ее основной семантической единицы - жеста, а также его функциональным назначением.

Использование жестовой речи в обучении глухих способствует:

  • устранению коммуникативных барьеров между педагогами и учащимися;

  • созданию доверительных отношений между детьми и взрослыми;

  • эмоциональной окрашенности учебно-воспитательного процесса;

  • увеличению объема учебной информации;

  • ускорению ее передачи;

  • усвоению программы общеобразовательной школы в полном объеме.

Билингвистическая система обучения глухих во многих странах: Скандинавии, Великобритании, Швеции, Канаде. США и др.

В России только одна билингвистическая школа - билингвистическая гимназия, научным руководителем которая является проф. Г.Л. Зайцева.

При использовании билингвистической системы необходимо решить следующие задачи:

  • найти оптимальное соотношение жестокого и словесного в учебном процессе;

  • разработать дидактические основы учебного процесса на жестового языка;

  • создать новую систему подготовки сурдопедагогов для обучения глухих в условиях билингвистической педагогической системы;

  • разработать дидактические и методические подходы билингвистического обучения глухих детей разного возраста.

Коммуникационная система обучения глухих на основе словесной речи была разработана в 50-х гг. XX в. советскими учеными-сурдопедагогами под руководством проф. С.А. Зыкова.

Ее основные принципы:потребность в общении возникает и развивается в связи с широким использованием различных видов педагогически организованной деятельности, в целях активизации речевого общения эффективна дактиль, речь (своеобразный вид словесной речи, когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальце: руки в сочетании с устной и письменной.

Л. П. Носкова обосновала структурно-семантический принцип специального изучения языка, в основе которого - использование предложения как материала для системного овладения языком.

В соответствии с генетическим принципом сурдопедагог соотносит речевые достижения глухого ребенка с нормой в целях языковой компенсации и программирования. Деятельности принцип отражает предметно-практическую деятельность учащихся, в процессе которой словесная речь и освоение языка становятся потребностью.

При работе с глухими учащимися по системе их обучения на словесной речи происходит практическое овладение языком последующим изучением языковых явлений и закономерностей.

Предметно-практическая деятельность учащихся - база:

  • для формирования у них понятий;

  • развития речи как средства коммуникации;

  • воспитания у детей активности, самостоятельности, умения планировать свою деятельность.

Развитие технических возможностей слухопротезирования (в связи с изобретением транзистора) значительно повысило эффективность обучения глухих детей на основе словесной речи и максимальной опоры на остаточный слух.

С конца 50-х гг. после Манчестерского международного конгресса по проблемам образовательных средств для глухих в западноевропейских странах и в США стала постепенно развиваться система ранней диагностики и ранней педагогической помощи, которая включала и раннее слухопротезирование детей.

Доктор П. Губсрина (г. Загреб, Хорватия) разработал верботональную методику обучения не слышащих для развития их слухового восприятия и речи (оригинальная педагогическая технология, применение сурдотехнических достижений).







  1. Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушенным слухом

Профессиональное образование лица с нарушенным слухом могут получить в системе начального, среднего или высшего профессионального образования в соответствии с медицинскими показаниями.

Современное развитие рыночных отношений в нашей стране требует от молодых людей более раннего жизненного и профессионального самоопределения, высокой функциональной грамотности.

Юноши и девушки с нарушенным слухом приобретают разные специальности:

  • на учебно-производственных предприятиях Всероссийского общества глухих;

  • в профессионально-технических училищах, колледжах, вузах;

  • непосредственно на предприятиях, как государственных, так и частных.

Преобладающими профессиями для лиц с нарушениями слуха остаются инженерно-технические.

Острой, во многом нерешенной, является сегодня проблема трудоустройства глухих и слабослышащих, особенно в регионах.

В развитых странах данная категория лиц имеет социальные гарантии качественного профессионального образования и трудоустройства.

Социальная адаптация - постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса.

Важный аспект социальной адаптации ~~ принятие индивидом социальной роли.

Эффективность адаптации существенно зависит от тою, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальный связи. Ограничение возможностей, вызванное нарушением слуха, накладывает свой отпечаток на адаптационный процесс. В решении проблем социальной адаптации лиц с нарушенным слухом должны оказывать помощь социальные и социально-педагогические службы.

Специальные технические средства предназначены для коррекции и компенсации дефектов слуха и обусловленных этими дефектами нарушений речи.

К специальным техническим средствам для неслышащих относятся:

  • средства слухопротезирования и звукоусиливающей аппаратуры, разнообразные технические средства, обеспечивающие передачу информации на зрительной основе средства статической и динамической проекции;

  • видеотехника;

  • лазерные диски;

  • телекоммуникационные средства;

  • видеотелефоны;

  • пейджинговая связь;

  • телефакс;

  • компьютер и др.

Компьютер играет особую роль в специальном образовательном процессе, являясь средством компенсации утраченной или нарушенной слуховой функции. Используются и разрабатываются различные компьютерные программы для образования лиц с нарушением слуха.




Заключение.

В результате написания работы были освещены основные вопросы, касающиеся такой отрасли специальной педагогики как сурдопедагогика. Выделен предмет, основные задачи сурдопедагогики, дана классификация детей с нарушениями слуха.

Во второй главе рассмотрены ступени образования лиц с нарушениями слуха, дошкольное обучение и воспитание, образование школьников, профессиональное и средне - специальное обучение глухих, а также их адаптация в обществе.

Данная работа помогла мне вникнуть в суть образования детей с нарушением слуха, полученный опыт поможет мне при встрече детей с дефектом развития и при работе с ними.



Литература:

1)Большая советская энциклопедия (электронная версия);

2)Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006 год (электронная версия);

3)Медицинская энциклопедия (электронная версия);

4)Специальная педагогика под редакцией Н.М.Назаровой.

© 2010-2022