Программа дополнительного образования Психология общения для обучающихся 1 класса

Раздел Школьному психологу
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрена и рекомендована Утверждаю

Зам. директора по воспитательной работе Директор ________----

__________________/________ / ___________/_________/

Введено приказом №177/2а от 20.09.2010г.




Программа
дополнительного образования
«Психология общения» для детей 1 класса

(срок реализации программы - 1 год)

Принято педагогическим советом

Протокол №

От__________.

Педагог-психолог











2010г.



  1. Информационная карта программы.


  1. Полное название программы: программа внеурочной деятельности «Психология общения»

  2. Автор и руководитель программы: педагог-психолог

  3. Территория представляющая программу:

  4. Название организации реализующей программу:

  5. Юридический адрес организации:

  6. Контактный телефон: (

  7. Цель программы: формировать навыки создания психологического комфорта у первоклассников через развитие познавательного интереса к себе как личности, окружающим, развитие коммуникативных навыков и толерантности к окружающим.

  8. Место проведения:

  9. Участники программы: учащиеся 1 классов

  10. Сроки проведения программы: 2010-2011.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010., Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010., Программы «Психологическая азбука» /Аржакаева Т.А., Вачков И.В.-М.-Ось 2003, Программы «Тропинка к своему Я» / Хухлаева О.В. - М. Генезис, 2005.
Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и полностью зависит от взрослых и они бесспорно несут ответственность за счастье и здоровье детей. В сферу девиантности и делинквентности буквально « выдавливаются» дети заброшенные, оставшиеся без внимания и заботы взрослых. Возраст личностных деформаций отчаянно молодеет, и сегодня особенно опасными в силу неосознанности и недопонимания становятся жестокие, агрессивные противоправные действия младших школьников.
В настоящее время становится очевидно необходимой ориентация современного образования на выполнение новой для него функции - выступать пространством развития личности, способной к самоопределению и саморазвитию. Проблема детей на сегодня - это неумение в полной мере соотносить себя с окружающим миром , другими людьми, сопоставлять себя с другим человеком , в котором есть нечто, не имеющее значение для ребенка, которое должно быть понятно им , осознанно и принято. В основе всего этого лежит- самопознание. Развитие личности осуществляется в ходе осознания человеком себя и своих возможностей.
Специально созданные условия, для организации стихийно сложившихся представлений и понятий о себе, других, о жизни и мире, имеющих место в индивидуальном опыте ребенка наиболее эффективны. В ходе ребенок сможет выразить и с помощью взрослого осознать свой собственный индивидуально сложившийся опыт жизни, получить представление об уникальности и одновременно типичности чувств, мыслей, действий и поступков каждого человека. В условиях организованного взрослым общения сверстников ребенок приобретает опыт доверия и доброжелательного принятия группой каждого из участников, научится сотрудничать и активно поддерживать партнера по общению, овладеет целым рядом социально-психологических умений.
Наиболее оправдано введение занятий в первом классе, так как ребенок поступивший в школу, в первый класс претерпевает сразу несколько изменений в своей жизни: приобретает статус ученика , а значит он «взрослый», меняется вид деятельности с игровой на учебную, что не всегда проходит безболезненно, формируются новые отношения с учителем , с одноклассниками, с ребятами из других классов.

Для профилактики и коррекции проблем первоклассников предлагаем модифицированную программу «Психология общения»
Направленность программы на развитие ребенка как личности индивидуальной, способной к пониманию себя как субъекта деятельности, пониманию социальных отношений и пониманию и принятию других людей, на основе рассмотрения теоретических вопросов, выполнении практических заданий.
Актуальность программы состоит в том, что на основе самопознания формируется консолидация и единение людей независимо от их взглядов жизненных позиций, ориентиров; изучая индивидуальные особенности личности открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Цель программы - формировать навыки создания психологического комфорта у первоклассников через развитие познавательного интереса к себе как личности, окружающим, развитие коммуникативных навыков и толерантности к окружающим.
Основные задачи:

1) сохранять и укреплять психологическое здоровье детей, способствуя быстрой и безболезненной адаптации к школьным условиям

2) учить методам и приемам познания себя и приемам релаксации;

3) развить коммуникативную, интерактивную и социально - перцептивную стороны общения с целью предупреждения коммуникативных барьеров ;

4) развивать способность адекватного реагирования в различных жизненных ситуациях

5) формировать терпимость к различным мнениям.

Особенности организации учебного процесса заключаются в таких предпочтительных для этого возраста учащихся формах работы: сказкотерапия; арт-терапия; беседы, игровая терапия.
Программа рассчитана на один год обучения с детьми 6-8 лет и предполагает 33 часа. Занятия проводятся один раз в неделю.
В основу программы заложены принципы учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, что позволяет корректировать ее, согласно интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка в творческом развитии.
Программа предполагает активное участие воспитанников в различных мероприятиях, где они демонстрируют уровень своих знаний.
Программа предполагает следующие формы проведения занятий: групповые, индивидуальные.
Ожидаемые результаты освоения программы:
личностные результаты:
- в ценностно-ориентационной сфере: сформированность эмоционально-ценностного отношения к миру, к отношениям между людьми; соблюдение норм и правил, способствующих психологическому благополучию в социуме.
- в познавательной сфере: развитие и закрепление адекватных способов ориентирования в окружающем мире: в мире отношений; во внутреннем мире, обогатит эмоциональный опыт, активизирует мышление, восприятие, воображение
- в коммуникативной сфере: формированию коммуникативных качеств: слушать и слышать другого человека, использовать приемы направленные на эффективное общение, уважение к мнению другого человека, к его высказываниям.
Благодаря психолого-коррекционным методам воздействия на детей , лежащим в основе данной программы она будет способствовать формированию умения решать не только доступные практические, но и сложные проблемные задачи.
В процессе освоения учебной программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями, которая позволяет определить эффективность обучения по программе, внести изменения в учебный процесс. Контроль позволяет увидеть результаты своего труда, что создает хороший психологический климат в коллективе.
Формы контроля различные, но всегда мотивирующие, т.е. побуждающие ребенка к дальнейшей работе, саморазвитию, самосовершенствованию.
Методическое обеспечение.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.
Для коррекционно-развивающей работы используются психотехнологии, близкие ребенку данного возраста : игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия, музыкотерапия, тренинговые упражнении..

Игротерапия - самая близкая деятельность в этом возрасте. Используются игры направленные на закрепление материала по теме.
Сказкотерапия- курс подобранных психологических сказок , направленных на нивелирование отрицательных качеств, а так же на формирование положительного с учетом опыта других персонажей.
Арт- терапия предполагает использование карандашей, акварельных красок, глины и песка. Ребенок с помощью продуктивных методов может выразить свое отношение, осознать какие- либо элементы, выразить свое мнение .
Музыкатерапия - сопровождает при выполнении релаксационных методик, дыхательных упражнений.
Тренинговые упражнения направлены на отработку определенного направления, элемента.
Каждое задание, работа обязательно сопровождается обратной связью ребенка. На первых занятиях обязательно после знакомства с детьми прорабатываются правила, которые защищают каждого участника и направлены на комфортность пребывания в группе.
Оборудование

  • «Мешочек психолога» (подарочная часть): мелкие игрушки, наклейки, воздушный шарик, сушки, конфетки.

  • «Мешочек психолога» (игровая часть): мячики (резиновые, насыпные, массажные), игрушки из «киндер-сюрприза», негромкие музыкальные инструменты (шумовые), колокольчик, ленточки, лоскутки, песочные часы, пальчиковые куклы и т.д.

  • Платки, салфетки, покрывало, старые газеты и журналы, поролоновые дубинки или подушки - оружие для друзей, деревянный молоток, тугой пластилин или кусок глины для разминания руками.

  • Фотоаппарат, диктофон, компьютер, мультимедийное оборудование.

  • Дидактическое оборудование «Лего», «Спектра», «Пертра» и др.

  • Банк игр и упражнений.

Учебно-тематический план


№ п/п


Тема учебного занятия


Количество часов


дата


Психология общения


Блок 1. Я -школьник (8 часов)


1.


Знакомство. Мое имя.


1


2.


Я и мой класс.


1


3.


Зачем мне нужно ходить в школу


1


4


Ребята с моего класса- мои друзья.


1


5.


Мои первые успехи.


1


6


Моя «учебная сила»


1


7


Мои трудности в школе. Как их преодолеть?


1


8.


Трудности дома. Как быть с ними?


1


Блок 2. Мои чувства.(14 часов)


9.


Что такое мимика?


1


10.


Жесты. Что означают наши жесты?


1


11.


Чувство - радость.


1


12.


Радость. Как ее доставить другому человеку


1


13


Грусть. Когда мы грустим?


1


14.


Наши страхи- что это?.


1


15.


Как справиться со страхами


1


16.


Преодоление наших страхов.


1


17.


Гнев. С какими чувствами он дружит?


1


18.


Может ли гнев принести пользу?


1


19.


Обида.


1


20.


Как нам справится с обидой?


1


21.


Другие наши чувства. Для чего они нам нужны?


1


22.


1


Блок 3 . Уроки общения ( 11 ч.)


23


Называй другого человека по имени


1


24


Будь внимателен к окружающим тебя


1


25


Умей слушать и слышать другого


1


26


Умей поставить себя на место другого человека


1


27


Будь вежлив


1


28


Помогай людям


1


29


Приноси радость людям


1


30


Умей видеть хорошее в людях


1


31


Защити слабого


1


32


Поступай с людьми так, как ты хочешь чтобы поступали с тобой


1


33


Заключительный урок


1


ИТОГО:


33

Содержание программы.


Блок 1. Я - школьник..(8 часов).

Цели: - содействовать осознанию позиции школьника;

- способствовать формированию дружеских отношений

- познакомить с основными составляющими Я-образа, побуждать к самопознанию и познанию другого человека.

Обсудить кто такой первоклассник. Рассмотреть правила и требования к ученикам. Возникающие трудности при адаптации к обучению. Первые успехи в обучении. Рассмотреть условия построения дружеских отношений внутри коллектива; помочь в адаптации к новому социуму и к учебному процессу.

Задача педагога на этом этапе состоит в том, чтобы помочь ребенку почувствовать себя школьником, помочь в адаптации , способствовать в формировании дружеских отношений, развивать уверенность в себе и своих возможностях.

Учащиеся должны уметь: социализироваться в новом коллективе, принять позицию «ученика», научиться налаживать дружеские отношения. Осознать самого себя и в сравнении со сверстниками, поддерживать общность и единство группы.

Практические задания:

1.Рисунки по сказкотерапии

2. Тренинговые упражнения и игры на сплочение.

3.Работы совместно с родителями.

4. Контрольные вопросы

Блок 2. Мои чувства (14 часов)

Цели: - рассмотреть особенности содержательного наполнения эмоций : радости, страха , гнева;

- обучать распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей;

- помочь усвоить приемлемые способы разрядки гнева и страха;

- способствовать снижению уровня страха и тревоги.
Знакомство с разными чувствами. Научить распознавать собственные и чужие эмоции с помощью мимики и жестов. Осознавать значение и смысл эмоций и чувств человека. Обучение психотехникам для изменения собственных негативных состояний без вреда для окружающих. Формирование навыков владения и управления своими эмоциями , вырабатывать навыки произвольности действий и психической саморегуляции.
Задача педагога научить учащихся заботится о своем эмоциональном состоянии, предложить технологии по нивелированию негативов помочь в осознании положительных и отрицательных эмоций на психическое здоровье человека

Учащиеся должны уметь различать эмоциональные проявления, распознавать и вербализовать такие состояния, как страх, высокая тревожность, беспомощность, агрессия, депрессия, уметь попросить о помощи в трудных ситуациях.

Практические задания:

1.Рисунки по сказкотерапии
2. Психотехнологии по снижению негативного эмоционального состояния(дыхательный комплекс, арттерапевтический, релаксационные)
3. Демонстрационный опыт «Эмоции человека»
4.Работы совместно с родителями.
5. Контрольные вопросы

Блок 3. Уроки общения.

Цели: - обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций,
- развитие умения слышать других людей, обучение способам внутренного самоконтроля и сдерживания,
- снятие негативных импульсов, формирование;
- позитивной моральной позиции
Осознание своего «Я», через свое имя и положительные качества.Уточнить , что любой человек имеет положительные качества. Обучение навыкам активного слушания. Обучение навыкам эффективного взаимодействия в общении, для предупреждения конфликтных ситуаций. Формирование дружеских отношений внутри коллектива.
Задача педагога помочь сформировать навыки общения внутри коллектива используя свою индивидуальность, принимать другого человека, формировать толерантность.
Учащиеся должны уметь :.выстраивать общение эффективные средства и правила общения, иметь сформировавшееся представление о себе как личности , владеть социально-поведенческими нормами соответственно возрасту,

Практические задания:
1.Рисунки по сказкотерапии
2. Психотехнологии, направленные на от работку практических навыков общения
3. Работы совместно с родителями.
4. Контрольные вопросы
5. Выставка по результатам курса
Список рекомендованной литературы.
Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М., 1983 г.
Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? - М., 1986 г.
Аржакаева Т.А.Вачков И.В. М. Ось 89, 2003
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Педагогика, 1968 г.
Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения. М., Педагогика, 1990 г.
Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. Педагогическое общество России, 2000г.
Исаев Д.Н. Психологический стресс и психосоматические расстройства в детском возрасте. СПб., 1994 г.
Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению , Ярославль, Академия развития 1997
Люблинская А.А. Детская психология. М., Просвещение, 1993 г.
Обухова Н.Н. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., Триола, 1996 г.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы.М., Новая школа 1995 г.
Слободяник Н.П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы М., Айрис пресс, 2004
Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школеМ. Аркти, 2007
Стрелкова А.М. Эмоциональный букварь от Ах до Ай-яй-яй.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я М.Генезис, 2004
Цукерман Г.А. Психология саморазвития. М., Просвещение, 1991 г.

© 2010-2022