- Преподавателю
- Школьному психологу
- Конспект урока на тему «Семья»
Конспект урока на тему «Семья»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Цыбышева А.А. |
Дата | 26.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект урока для учащихся 1-х классов на тему «Семья»
Цыбышева А.А. , педагог-психолог
МБОУ ДОД ЦВР г. Кохма
Тип и форма занятия: урок - игра
Название программы: «Я познаю себя, других людей и всё вокруг», уроки психологии в начальной школе
Возраст обучающихся: 1 класс
Цель: формирование позитивного отношения к семье.
Задачи:
- обучать навыкам сочинения сказки;
- развивать воображение, способность выслушивать мнение другого;
- воспитывать бережное отношение друг к другу.
Методы: арттерапевтические методы ( прослушивание сказки, рисунок)
Материалы и оборудование: мультимедиа, бумага для рисунков, простые и цветные карандаши.
Этапы урока:
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Приветствие. Проверка готовности.
Разминка. Упражнение «Улыбка». Предложить детям для создания рабочей атмосферы поприветствовать друг друга следующим образом: подумать 30с, о том, какие приятные слова можно сказать соседу. Затем по команде педагога повернуться и поприветствовать друг друга, при этом улыбнувшись. Педагог может для примера поприветствовать кого-либо из учащихся или всех ребят сразу.
Затем предложить ребятам разгадать шараду для того, чтобы узнать тему занятия (какое слово состоит из двух слов - первое - это цифра, а второе - последняя буква алфавита). Если они испытывают затруднение можно предложить определить тему занятия, зашифрованную в виде ребуса
Постановка цели урока: таким образом, мы с вами сегодня будем говорить о семье, об отношении друг к другу, сочиним сказку, нарисуем рисунок.
Организация рабочего места. Приветствие.
Дети выполняют упражнение в парах.
Ребята отгадывают шараду, если они испытывают затруднение, предложить разгадать ребус.
2. ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ УРОКА
Упражнение «Неоконченные предложения»
Дети несколько минут размышляют о своей домашней жизни. После этого они завершают фразы:
«Семья - это…»
«В моей семье принято…»
«Я с родителями часто…»
(слайд 4)
3. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ (ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЕ)
Сказка «Маленький тигр» (Г.Цыферов)
(сказку читает или учитель, или один ученик, или учащиеся по ролям)
«Полосатый тигр был красив, но сердит очень-очень. Встретит поросенка, заворчит.
Встретит медвежонка, зарычит. Но как - то сердитый тигр встретил маленького котенка. И хотел он уже зарычать, но взглянула его усы, и понял: да это же маленький тигр! И сказал тогда большой тигр:
- Давай жить вместе.
И стали они жить вместе. Вечером большой тигр укладывал маленького спать и мурлыкал ему песенки. А маленький тигр учил большого быть всегда добрым. Если большой тигр поднимал на кого-нибудь лапу, маленький говорил:
- не надо, он мне очень нравится.
И тигр только улыбался. И так бы они жили. Но однажды пошли они гулять и встретили лохматого щенка. Маленький тигр рассердился, заворчал, поднял лапу… Но тут его неожиданно остановил большой тигр и сказал тихо:
- Не надо, он мне нравится, он такой же пушистый и маленький, как ты. Вот так сердитый тигр стал добрым. На том и кончается сказка. Теперь они уже живут втроем, одной семьей - тигр, котенок и щенок - и учат друг друга быть всегда добрыми. Это ведь не так просто: быть всегда добрым.
(слайд 5).
Можно ли назвать тигра и котенка семьей? Почему? Были ли у них сложности и как они с ними справлялись?
Давайте попробуем вспомнить еще сказки, где речь идет об одной семье, и о том, как они преодолевают трудности. Для этого вам надо разгадать загадки:
Загадка 1.Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (слайд 6)
(Три поросенка)
Ребята отвечают на вопрос - какие были трудности у поросят, и как они с ними справились
Загадка 2. Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (слайд 7)
(Три медведя)
Ребята отвечают на вопросы о том, о какой семье идет речь в этой книжке, как живут ее члены
Далее ребятам предлагается еще вспомнить сказки, в которых речь идет о членах одной семьи, о преодолении ими жизненных трудностей, и том, что помогает им справиться с ними любовь, дружба, взаимопомощь, бережное отношение друг к другу.
Ответы учащихся: да, потому что они живут вместе, помогают друг другу.
Когда у них возникают трудности они решают их вместе, помогают друг другу. Им помогает дружба, доброжелательное отношение друг к другу и к окружающим.
Дети отгадывают загадки и обсуждают сказки.
4. ФИЗИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
Упражнение «ЧЕТЫРЕ СТИХИИ» (слайд 8)
5. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Учащимся предлагается придумать и нарисовать семью, состоящую из животных, так, чтобы все члены семьи были разными животными (слайд 10). Можно пояснить, что речь идет о сказочной семье, поскольку на самом деле звериные семьи состоят из одинаковых животных.
Ребенок может сказать, что не умеет рисовать животных. Тогда ему объясняют, что это не страшно, и если будет непонятно, кого он нарисовал, то он скажет, кто это, а педагог запишет. После окончания рисунка педагог выясняет, какие это животные и кто они в семье (кто какой член семьи). Ответы фиксируют на обороте рисунка. Задавая вопросы, нельзя произносить слов «мама», «папа», «ребенок», «бабушка» и др. Нужно использовать нейтральное словосочетание «член семьи».
Ребята рисуют семью животных, дают необходимые пояснения педагогу.
6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ - РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Подведение итогов занятия, ответы на вопросы:
-
Что особенно интересно было на уроке?
-
Какие трудности мы сегодня преодолели? Какие задачи решили?
-
Что нам не удалось сделать на уроке? О чем мы должны подумать, поразмыслить?
Обсуждение, выслушивание учащихся.
Глоссарий
Семья
Дружба
Взаимопомощь
Любовь друг к другу
Поддержка (слайд 11)