Особенности внимания ребенка с общим недоразвитием речи

Статья посвещена изучению особенностей внимания ребенка с общим недоразвитием речи. В последние годы заметно увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. Более того, данные специальной психологии и педагогики свидетельствуют, что самым распространенным нарушением является общее недоразвитие речи. Дети с общим недоразвитие речи имеют особенности внимания.  В статье приводятся результаты исследования особенностей внимания детей с общим недоразвитием речи. Указаны какие методики ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Гаврилова Н.П., учитель-логопед МБОУ СОШ №13 г. Белгород


ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

«Внимание, - писал К.Д. Ушинский, - есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ребенка» [4].

Проблемой изучения внимания в течение многих десятков лет занимались следующие ученые: Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин и многие другие.

В своих трудах психолог Н.Ф. Добрынин подчеркивает, что внимание есть особый вид психической деятельности, выражающейся в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности [1].

Внимание - это процесс сознательного и бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств и игнорирования другой. Внимание активизирует сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности. Внимание является одной из важных предпосылок всех видов деятельности, в первую очередь познавательной [4].

В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют наиболее многочисленную группу детей с нарушениями развития. Всесторонний анализ речевых нарушений у этих детей представлен в трудах Р.Е. Левиной, Л.С. Волковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др. Самым распространенным нарушением речевого развития по данным исследований является общее недоразвитие речи.

Общее недоразвитие речи - это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте [2].

Наряду с нарушением речи у детей с общим недоразвитием речи прослеживаются нарушения психических процессов, среди которых внимание занимает важное место.

Одной из специфических особенностей внимания дошкольников с общим недоразвитием речи является его непроизвольный характер: он легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Ряд отечественных психологов (Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин) связывают данное явление с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста. По мере расширения интересов ребёнка, внимание привлекается к более широкому кругу явлений, действий и предметов [4].

У детей с общим недоразвитием речи отмечаются трудности в сосредоточении внимания на непонятном, трудном. Дети быстро отвлекаются и очень плохо умеют управлять своим вниманием. Им трудно искать какой-нибудь предмет, произвольно сосредотачиваясь на нём. Формы произвольного, послепроизвольного и привычного внимания дошкольников с общим недоразвитием речи слабо развиты.

Так же своеобразной чертой внимания детей с общим недоразвитием речи является сочетание его инертности и неустойчивости. Инертность проявляется в способности к поглощенности каким-нибудь занятием, при которой ребёнок может не реагировать на важные для него события, впечатления или же действия. А с другой стороны ребёнок неожиданно отвлекается на случайные обстоятельства и как следствие меняет характер своей деятельности [1].

Кроме этого, у дошкольников с общим недоразвитием речи недостаточно развита и способность концентрации внимания на изучаемом явлении. Долго удерживать внимание на одном и том же объекте они еще не могут. А в свою очередь напряженное и сосредоточенное внимание быстро приводит к утомлению, потери интереса, усталости.

Ещё одной особенностью внимания старших дошкольников с ОНР является узость объёма внимания. С физиологической точки зрения это связано с возрастными особенностями концентрации нервных процессов, следовательно, дошкольники с ОНР не могут провести классификацию сразу по нескольким признакам. По мнению Ж. Пиаже, узость поля внимания ребёнка связана с трудностью, а подчас невозможностью осуществить мыслительный синтез. Ребёнок видит и замечает многое, но он ещё не способен организовать своё наблюдение.[1].

У детей с общим недоразвитием речи ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и далеко не всегда самостоятельно замечаются и устраняются ими. Характер ошибок и их распределение во времени качественно отличаются от нормы.[1].

Учитывая актуальность указанной темы, нами была проведена экспериментальная работа по выявлению особенностей внимания дошкольников с общим недоразвитием речи. Эксперимент проводился на базе МДОУ комбинированного вида № 8 города Белгорода. В эксперименте участвовали дети шестилетнего возраста с логопедическим заключением общие недоразвитие речи, III уровень речевого развития. Для обследования особенностей внимания у детей, мы использовали следующие методики: «Домик» (автор Р.Р. Калинина), целью которого являлось определение уровня развития произвольного зрительного внимания. При проведении данной методики ребенку предъявляется рисунок и предлагается нарисовать такое же изображение. Необходимо обратить внимание ребенка на необходимость точного копирования предложенного образца [3].

Методика «Найди и вычеркни» (Р.С. Немов) для определения переключения и распределения внимания. В процессе проведения обследования ребенку показывается бланк с различными предметами и объясняется, что он должен, внимательно просматривая предметы по рядам, находить среди них такие, которые назвал воспитатель, и зачеркивать их [4].

Методика «Карточки с животными» (Г.А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина) направлена на изучение произвольного переключения внимания. В процессе исследования каждого ребенка просят 5 раз подряд провести отбор карточек. При этом в первом, втором и пятом отборах он должен отложить карточки с одним и тем же изображением [5].

На основании методики «Карточки с животными» делают выводы о возрастных особенностях внимания, о роли повторения инструкции вслух во время выполнения задания.

В ходе данного эксперимента, мы установили следующие особенности внимания детей с общим недоразвитием речи: уровень развития произвольного внимания у шестилетних дошкольников с общим недоразвитием речи находится на среднем уровне, показатель переключения и распределения внимания также находится на среднем уровне; особенности переключения внимания дошкольников с общим недоразвитием речи соответствуют возрастной норме.

Таким образом, внимание дошкольников с общим недоразвитием речи характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. Такие дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач.

Литература

1. Баскакова И. И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. -64 с.

2. Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия. - Москва, гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 - 678 с..

3. Лубовский Д. В. Психодиагностические методы в работе с учащимися 1-2-х классов. - Москва-Воронеж , издательство НПО «МОДЭК», 2002.

4.Немов Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн./Р.С.Немов. - 5-е издание - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005. - Кн.1- 687 с.

5. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. - Москва, «ПРОСВЕЩЕНИЕ», «ВЛАДОС», 1995.

© 2010-2022