- Преподавателю
- Школьному психологу
- Рабочая программа Будущие первоклассники
Рабочая программа Будущие первоклассники
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Хорошаева О.В. |
Дата | 13.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Актуальность: при поступлении в школу и с изменением структуры социальных отношений в жизнь ребенка включаются новые требования и ожидания. Большая часть подобных требований связана с поведенческими проявлениями - «не шалить», «не бегать», «слушать педагога», что предполагает правильно воспроизводить задаваемый учителем образец, усваивать социально выработанные нормы и правила. Все это составляет содержание произвольности первоклассника. Процесс произвольной саморегуляции всегда начинается с момента концентрации внимания. Поэтому в программе много времени отводится развитию свойств внимания (концентрации, переключению, распределению). Произвольным поведение становится с появлением мотива, поддерживающегося устойчивым интересом. При этом для детей 6-7 лет характерным является стремление к выполнению нового вида деятельности, носящего личностный и общественный смысл. В условиях организации школьного обучения это реализуется в принятии ребенком социального статуса школьника и одновременно признания учения как новой социально значимой деятельности. Поэтому все компоненты школьной готовности обеспечивают течение адаптационного процесса, а также обуславливают привлекательность школьного обучения для ребенка, формирование внутренних предпосылок готовности к школьному обучению, а также учебно-познавательной мотивации. За основу работы по формированию позитивной мотивации к обучению, направленной на преодоление механизмов возникновения школьной дезадаптации, были взяты «лесные» сказки, которые дают возможность детям получить основные представления о школьной жизнедеятельности, через образы героев осознать важность учебной деятельности, отработать личностные проблемы.
Важнейшим компонентом готовности к школе является социальная готовность - готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, в ситуации школьного обучения. Вероятность гармоничного общения повышается при наличии богатого арсенала социальноприемлемых способов коммуникативного поведения, коммуникативных навыков у его участников.
Анализируя запросы от родителей, педагогов по подготовке детей к школе, были сделаны выводы о необходимости психологического сопровождения по формированию мотивационной, социальной и личностно-волевой готовности. Это позволит достичь более эффективного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса по целостной подготовке ребенка к школе.
Содержание программы основывается на идеях развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин).
Данная программа составлена в соответствии с ФГОС в отношении приобретения ребенком ряда интегративных качеств, составляющих «социальный портрет» ребенка 7 лет.
Цели и задачи.
Цель программы: психологическое сопровождение ребенка 6-7 лет, направленное на становление его мотивационной, личностно-волевой, коммуникативной и социальной компетентности.
Задачи:
- формирование позитивной мотивации к обучению;
- формирование внутренней позиции школьника и ориентации на школьно-учебную деятельность;
- профилактика школьной тревожности;
- формирование самосознания и адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
- развитие произвольной саморегуляции психофизического состояния и двигательной активности, а также произвольности в целом;
- развитие навыков общения, сотрудничества в группе сверстников и при взаимодействии с другими людьми, социальных чувств и коммуникативной компетентности.
Содержательная характеристика программы:
Адресат: дети 6-7 лет.
Программа имеет социально-психологическую направленность, носит развивающий и профилактический характер.
Программа состоит из двух частей:
1 часть: основная, состоит из 30 развивающих занятий для детей и рассчитана на один учебный год (при режиме занятий 1 раз в неделю). Продолжительность однократного занятия составляет 25-30 минут. Оптимальный размер детской группы 7-10 человек. Занятия проводятся в кабинете психолога или в помещении группы детского сада. Во время занятия дети сидят в кругу - на стульчиках или на ковре. Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей.
2 часть носит дополнительный, обслуживающий характер - 2 круглых стола для родителей и индивидуальные консультации в течение года. Задача ее - способствовать повышению эффективности работы по основной программе.
Формы и методы реализации программы:
- игры с правилам (сюжетно-ролевые, подвижные, музыкальные);
- дидактические, развивающие игры (игры на внимание и коммуникацию, развитие позитивной самооценки, уверенности в себе);
- беседы-обсуждения;
- моделирование и анализ заданных ситуаций;
- сочинение историй;
- свободное и тематическое рисование;
- аутотренинг (с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки);
- этюды;
- приемы психогимнастики;
- упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечное расслабление);
- слушание музыки;
- наблюдение.
Критерии результативности:
Мотивационный компонент:
- оценка игровой и учебной мотивации;
- определение внутренней позизии школьника;
- выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность.
Личностно-волевой компонент:
- рост продуктивной активности, инициативности ребенка;
- умение адекватно оценивать себя и свои возможности;
- умение произвольно управлять своим поведением;
- умение внимательно слушать инструкцию взрослого и самостоятельно выполнять требуемое задание.
Коммуникативный и социальный компоненты:
- понимание ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия;
- понимание ребенком состояния сверстника;
- рост позитивных социальных проявлений в контактах со сверстниками;
- снижение негативных эмоциональных реакций - тревоги, обиды, агрессивности в контактах.
Ожидаемые результаты:
Мотивационный компонент:
- сформированность у ребенка представлений об особенностях школьной жизнедеятельности;
- способность удерживать внутреннюю позицию ученика;
- сформированность позиционного, социального и оценочного мотивов;
- появление учебно-познавательного мотива.
Личностно-волевой компонент:
- позитивная динамика в развитии произвольности и регуляторных способностей у детей;
- появление элементов рефлексии, устойчивой самооценки, повышение уверенности в себе.
Коммуникативный и социальный компоненты:
- развитие коммуникативных способностей;
- рост социальной успешности детей,
Структура занятия:
№
Этапы занятия
Задачи
Методы
1
Психологический настрой
- сплочение детей;
- создание положительного эмоционального фона, атмосферы доверия и принятия.
ритуалы приветствия
2
Основная часть:
1 этап - мотивационно - коммуникативный
- формирование позитивной мотивации к обучению;
- предупреждение социально неуверенного поведения в школе и связанных с ним психоэмоциональных проблем;
- развитие коммуникативных способностей, рост коммуникативной успешности детей.
работа по сюжетам сказок «Лесная школа»
2 этап - личностно-волевой
развитие произвольной саморегуляции психофизического состояния и двигательной активности;
стимулирование развития произвольности в целом; формирование адекватной самооценки, уверенности в себе
игры и упражнения, соответствующие задачам конкретного занятия
3
Заключительная часть
- подведение итогов занятия на рациональном и эмоциональном уровне;
- поощрение детей;
- сохранение положительного эмоционального фона
Беседа, дискуссия, ритуалы прощания
Учебно-тематическое планирование
№
п/п
Темы
Кол-во занятий
мотивационно - коммуникативный блок
развивающий блок
1
Сказки для школьной адаптации
Концентрация и переключение внимания
1
2
Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды
Развитие памяти (вербально-механическая слуховая память, вербально-логическая слуховая память, зрительно-образная память).
1
3
Сказки о здоровье, в том числе психическом
Развитие мышления (образное и логическое мышление, зрительное восприятие пространственно-ориентированных структур, уровень обобщений и классификации).
1
4
Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям
Развитие восприятия (восприимчивость к обучающей помощи (обучаемость).
Развитие воображения.
1
5
Сказки о школьных конфликтах
Развитие мелкой моторики рук (кинестетическая чувствительность мелкой мускулатуры рук)
1
Всего занятий
5