Рабочая программа Будущие первоклассники

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Актуальность: при поступлении в школу и с изменением структуры социальных отношений в жизнь ребенка включаются новые требования и ожидания. Большая часть подобных требований связана с поведенческими проявлениями - «не шалить», «не бегать», «слушать педагога», что предполагает правильно воспроизводить задаваемый учителем образец, усваивать социально выработанные нормы и правила. Все это составляет содержание произвольности первоклассника. Процесс произвольной саморегуляции всегда начинается с момента концентрации внимания. Поэтому в программе много времени отводится развитию свойств внимания (концентрации, переключению, распределению). Произвольным поведение становится с появлением мотива, поддерживающегося устойчивым интересом. При этом для детей 6-7 лет характерным является стремление к выполнению нового вида деятельности, носящего личностный и общественный смысл. В условиях организации школьного обучения это реализуется в принятии ребенком социального статуса школьника и одновременно признания учения как новой социально значимой деятельности. Поэтому все компоненты школьной готовности обеспечивают течение адаптационного процесса, а также обуславливают привлекательность школьного обучения для ребенка, формирование внутренних предпосылок готовности к школьному обучению, а также учебно-познавательной мотивации. За основу работы по формированию позитивной мотивации к обучению, направленной на преодоление механизмов возникновения школьной дезадаптации, были взяты «лесные» сказки, которые дают возможность детям получить основные представления о школьной жизнедеятельности, через образы героев осознать важность учебной деятельности, отработать личностные проблемы.

Важнейшим компонентом готовности к школе является социальная готовность - готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, в ситуации школьного обучения. Вероятность гармоничного общения повышается при наличии богатого арсенала социальноприемлемых способов коммуникативного поведения, коммуникативных навыков у его участников.

Анализируя запросы от родителей, педагогов по подготовке детей к школе, были сделаны выводы о необходимости психологического сопровождения по формированию мотивационной, социальной и личностно-волевой готовности. Это позволит достичь более эффективного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса по целостной подготовке ребенка к школе.

Содержание программы основывается на идеях развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин).

Данная программа составлена в соответствии с ФГОС в отношении приобретения ребенком ряда интегративных качеств, составляющих «социальный портрет» ребенка 7 лет.

Цели и задачи.

Цель программы: психологическое сопровождение ребенка 6-7 лет, направленное на становление его мотивационной, личностно-волевой, коммуникативной и социальной компетентности.

Задачи:

- формирование позитивной мотивации к обучению;

- формирование внутренней позиции школьника и ориентации на школьно-учебную деятельность;

- профилактика школьной тревожности;

- формирование самосознания и адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;

- развитие произвольной саморегуляции психофизического состояния и двигательной активности, а также произвольности в целом;

- развитие навыков общения, сотрудничества в группе сверстников и при взаимодействии с другими людьми, социальных чувств и коммуникативной компетентности.

Содержательная характеристика программы:

Адресат: дети 6-7 лет.

Программа имеет социально-психологическую направленность, носит развивающий и профилактический характер.

Программа состоит из двух частей:

1 часть: основная, состоит из 30 развивающих занятий для детей и рассчитана на один учебный год (при режиме занятий 1 раз в неделю). Продолжительность однократного занятия составляет 25-30 минут. Оптимальный размер детской группы 7-10 человек. Занятия проводятся в кабинете психолога или в помещении группы детского сада. Во время занятия дети сидят в кругу - на стульчиках или на ковре. Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей.

2 часть носит дополнительный, обслуживающий характер - 2 круглых стола для родителей и индивидуальные консультации в течение года. Задача ее - способствовать повышению эффективности работы по основной программе.

Формы и методы реализации программы:

- игры с правилам (сюжетно-ролевые, подвижные, музыкальные);

- дидактические, развивающие игры (игры на внимание и коммуникацию, развитие позитивной самооценки, уверенности в себе);

- беседы-обсуждения;

- моделирование и анализ заданных ситуаций;

- сочинение историй;

- свободное и тематическое рисование;

- аутотренинг (с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки);

- этюды;

- приемы психогимнастики;

- упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечное расслабление);

- слушание музыки;

- наблюдение.

Критерии результативности:

Мотивационный компонент:

- оценка игровой и учебной мотивации;

- определение внутренней позизии школьника;

- выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность.

Личностно-волевой компонент:

- рост продуктивной активности, инициативности ребенка;

- умение адекватно оценивать себя и свои возможности;

- умение произвольно управлять своим поведением;

- умение внимательно слушать инструкцию взрослого и самостоятельно выполнять требуемое задание.

Коммуникативный и социальный компоненты:

- понимание ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия;

- понимание ребенком состояния сверстника;

- рост позитивных социальных проявлений в контактах со сверстниками;

- снижение негативных эмоциональных реакций - тревоги, обиды, агрессивности в контактах.

Ожидаемые результаты:

Мотивационный компонент:

- сформированность у ребенка представлений об особенностях школьной жизнедеятельности;

- способность удерживать внутреннюю позицию ученика;

- сформированность позиционного, социального и оценочного мотивов;

- появление учебно-познавательного мотива.

Личностно-волевой компонент:

- позитивная динамика в развитии произвольности и регуляторных способностей у детей;

- появление элементов рефлексии, устойчивой самооценки, повышение уверенности в себе.

Коммуникативный и социальный компоненты:

- развитие коммуникативных способностей;

- рост социальной успешности детей,

Структура занятия:

Этапы занятия

Задачи

Методы

1

Психологический настрой

- сплочение детей;

- создание положительного эмоционального фона, атмосферы доверия и принятия.

ритуалы приветствия

2

Основная часть:

1 этап - мотивационно - коммуникативный

- формирование позитивной мотивации к обучению;

- предупреждение социально неуверенного поведения в школе и связанных с ним психоэмоциональных проблем;

- развитие коммуникативных способностей, рост коммуникативной успешности детей.

работа по сюжетам сказок «Лесная школа»

2 этап - личностно-волевой

развитие произвольной саморегуляции психофизического состояния и двигательной активности;

стимулирование развития произвольности в целом; формирование адекватной самооценки, уверенности в себе

игры и упражнения, соответствующие задачам конкретного занятия

3

Заключительная часть

- подведение итогов занятия на рациональном и эмоциональном уровне;

- поощрение детей;

- сохранение положительного эмоционального фона

Беседа, дискуссия, ритуалы прощания

Учебно-тематическое планирование

п/п

Темы

Кол-во занятий

мотивационно - коммуникативный блок

развивающий блок

1

Сказки для школьной адаптации

Концентрация и переключение внимания

1

2

Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды

Развитие памяти (вербально-механическая слуховая память, вербально-логическая слуховая память, зрительно-образная память).

1

3

Сказки о здоровье, в том числе психическом

Развитие мышления (образное и логическое мышление, зрительное восприятие пространственно-ориентированных структур, уровень обобщений и классификации).

1

4

Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям

Развитие восприятия (восприимчивость к обучающей помощи (обучаемость).

Развитие воображения.

1

5

Сказки о школьных конфликтах

Развитие мелкой моторики рук (кинестетическая чувствительность мелкой мускулатуры рук)

1


Всего занятий

5



© 2010-2022