- Преподавателю
- Школьному психологу
- Оценка потребности учащихся выпускных классов в психологической поддержке
Оценка потребности учащихся выпускных классов в психологической поддержке
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тарасенко Е.М. |
Дата | 19.11.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Оценка потребности учащихся выпускных классов
в психологической поддержке.
Обоснование методики исследования актуальности психологической поддержки выпускников. В качестве исследовательского инструментария нами были использованы следующие методики: оригинальный опросник,экспериментальное исследование индивидуально - типологических особенностей учащихся (ИТО) Л.Н.Собчик, методика перцептивной оценки стрессоустойчивости Фетискина Н.П., Козлова В.В., Мануйлова Г.М.. Все методики адаптированы к возрастным особенностям испытуемых, валидны для оценки потребности психологической поддержки выпускников школ.(Приложение 1)
Результаты исследования.
-
Интернет-опрос.
На первый вопрос: «Ребята, которым предстоит сдача ЕНТ и ВОУД, беспокоит ли Вас предстоящий экзамен?» мы получили ответы от 257 респондентов. Анализ ответов представлен в таблице 1.
Таблица 1
-
Вариант ответа
Количество респондентов
Процент от общего числа участников
«да»
92
35,8%
«скорее да»
41
16%
«скорее нет»
32
12,4%
«нет»
92
35,8%
На второй вопрос: «Нуждаетесь ли вы в психологической поддержке?» мы получили ответы от 303 респондентов. Анализ ответов представлен в таблице 2.
Таблица 2
-
Вариант ответа
Количество респондентов
Процент от общего числа участников
«да»
65
21,5%
«скорее да»
47
15%
«скорее нет»
65
21,5%
«нет»
126
42%
Общий анализ результатов интернет-опроса убеждает нас в том, что для многих выпускников психологическая поддержка в период подготовки к ЕНТ и ВОУД является актуальной. 51,8% респондентов считают ситуацию с подготовкой к экзамену для себя тревожной (беспокоит). 36,5% респондентов прямо указывают на необходимость психологической помощи для себя в ситуации подготовки к экзаменам. (Приложение 2)
-
Фокус-групповой опрос.
В качестве фокус-группы выступили учащиеся выпускных классов 2013-2014 учебного года КГУ «Экономический лицей» и их родители.
Нами был разработан оригинальный опросник для родителей учащихся выпускных класса, который включал три вопроса с вариантами ответов. Общее количество респондентов со стороны родителей - 58 человек.
На первый вопрос: «Как Вы думаете, беспокоит ли Вашего ребенка предстоящий экзамен?» мы получили ответы, количественный анализ которых представлен в таблице 3.
Таблица 3
-
Вариант ответа
Количество респондентов
Процент от общего числа участников
«да»
47
81%
«скорее да»
7
12%
«скорее нет»
4
7%
«нет»
0
0%
На второй вопрос: «Нуждается ли Ваш ребенок в поддержке?» мы получили ответы, анализ которых представлен в таблице 4.
Таблица 4
-
Вариант ответа
Количество респондентов
Процент от общего числа участников
«да»
45
78%
«скорее да»
11
19%
«скорее нет»
0
0%
«нет»
2
3%
На третий вопрос: «Оказываете ли вы поддержку своему ребенку?» мы получили ответы, анализ которых представлен в таблице 5.
Таблица 5
-
Вариант ответа
Количество респондентов
Процент от общего числа участников
«да»
52
90%
«скорее да»
6
10%
«скорее нет»
0
0%
«нет»
0
0%
Общий анализ результатов фокус-группового опроса родителей показывает: 80% респондентов, т.е. большинство опрошенных, считают, что в период подготовки их детей к сдаче ЕНТ и ВОУД, учащиеся нуждаются в психологической поддержке. Мы выяснили также, что почти все родители стараются оказать своим детям поддержку в период подготовки к ЕНТ.
Опросник для учащихся выпускных классов включал четыре вопроса. Общее количество респондентов-учащихся - 103.
На первый вопрос: «Беспокоит ли вас предстоящий экзамен?» мы получили ответы, анализ которых представлен в таблице 6.
Таблица 6
-
Вариант ответа
Количество респондентов
Процент от общего числа участников
«да»
63
61%
«скорее да»
27
26%
«скорее нет»
9
9%
«нет»
4
4%
На второй вопрос: «Нуждаетесь ли вы в психологической поддержке?» мы получили ответы, анализ которых представлен в таблице 7.
Таблица 7
-
Вариант ответа
Количество респондентов
Процент от общего числа участников
«да»
23
22%
«скорее да»
40
39%
«скорее нет»
13
13%
«нет»
27
26%
На следующие два вопроса учащимся предлагалось несколько вариантов ответа. На третий вопрос: «В поддержке какого вида Вы нуждаетесь?» мы получили ответы, анализ которых представлен в диаграмме 1. Диаграмма 1
На четвертый вопрос: «С чей стороны, по Вашему мнению, Вам должна быть оказана поддержка?», мы получили ответы, анализ которых представлен в диаграмме . Диаграмма 2
Полученные результаты опроса учащихся выпускных классов, говорят о том, что 87% респондентов считают для себя ситуацию с подготовкой к экзамену тревожной (беспокоит); 61% респондентов нуждаются в психологической поддержке перед экзаменом.
Опрос показал, что больше всего в качестве поддержки респондентов заинтересовало освоение стратегии управление временем, далее - повышение стрессоустойчивости, освоение методов саморегуляции и освоение техник релаксации. Также мы выяснили, что среди учащихся встречаются те, кто нуждаются в профессиональной помощи психолога в период их подготовки к сдаче экзамена. Это дает нам понять, что для учащихся актуальна поддержка психолога и они заинтересованы в составляющих арт-терапии.
3.Экспериментальное исследование индивидуально - типологических особенностей учащихся (ИТО) Л.Н.Собчик
Опросник состоит из 91 вопроса, на каждый из которых испытуемый должен ответить «да» или «нет». По окончанию опроса данные обрабатываются с помощью «ключа». Складывается количество баллов по каждой шкале (наибольшее 9 баллов, наименьшее 0 баллов):лабильности, сензитивности и тревожности. Эта методика помогает выявить уровни индивидуально - типологических особенностей у учащихся, которые дают возможность оценить потребность в психолого-педагогическом сопровождении учеников при подготовке к ЕНТ.
В ходе экспериментального исследования индивидуально - типологических особенностей учащихся выпускных классов мы выделили показатели по шкалам: «сензитивность», данные по этой шкале бывают высокими у ребят с выраженной впечатлительностью, чрезвычайно ранимых, обидчивых, склонных при неудачах давать депрессивные реакции. У них выражено стремление преувеличивать свою вину в случившемся.
По шкале «тревожность» можно выделить преобладание таких черт характера: нерешительность; обостренное чувство ответственности; внутренняя потребность соответствовать требованиям окружения - преподавателей, родителей, класса; мнительность; боязливость; склонность к необоснованным страхам.
Показатели по шкале «лабильность»отражают выраженную эмоциональную неустойчивость (лабильность, подвижность) детей. Это учащиеся, у которых настроение легко меняется - от избыточно веселого до резко пониженного.
Обобщенные данные теста ИТО в выпускных классах лицея представлены на диаграмме 3.
Диаграмма 3
Высокие баллы (6-9) по шкалам тревожности (67%) и лабильности (76%) свидетельствуют о наличии тревожной мнительности, подозрительности, панических реакциях, страхах. Наблюдаются признаки тревожности, неустойчивости, подозрительности, обидчивости, различные страхи. Учащиеся, которые показали высокие баллы по шкалам тревожности и лабильности, в процессе арт-терапевтических занятий рефлексировали свое психоэмоциональное состояние.
4. «Перцептивная оценка стрессоустойчивости»
Методика предназначена для изучения стрессоустойчивости подростков
и старших школьников. Тип теста вербальный, состоит из 20 вопросов.
Авторами методики являются: Фетискин Н.П., Козлов В.В.,Мануйлов Г.М.
Инструкция: На каждый вопрос теста возможны три варианта ответа: «да», «нет», «не знаю». Не злоупотребляйте ответом «не знаю». Используйте его только в том случае, если вас действительно затрудняет однозначный ответ «да» или «нет».
После подсчета баллов, мы определили следующие результаты перцептивной оценки стрессоустойчивости, указанные в диаграмме 4.
. Диаграмма 4
В сентябре 2014г мы провели дополнительное тестирование на выявление уровня стрессоустойчивости учащихся выпускных классов, в котором приняли участие старшеклассники из трех школ.
Учебное заведение
Кол-во респондентов
Стрессоустойчивые
Стрессонеустойчивые
КГУ «Экономический лицей»
49
18
31
СОШ № 19
29
17
12
СОШ № 20
19
5
14
Диаграмма 5
На диаграммах наглядно показано, что большая часть выпускников нуждается в развитии стрессоустойчивости.
Таким образом, анализ данных по оценке потребности учащихся выпускных классов в психологической поддержке позволяет нам сделать вывод об актуальности специальных занятий, обеспечивающих здоровьесберегающий характер процесса подготовки к ЕНТ.