Оценка потребности учащихся выпускных классов в психологической поддержке

В статье представлены результаты исследования потребности учащихся выпускных классов в психологической поддержке в период подготовки к ЕНТ. Практическая значимость нашего исследования  в  представленном инструментарии, который может быть использовано школьными психологами в практике психологического сопровождения учащихся выпускных классов.Все методики адаптированы к возрастным особенностям испытуемых, валидны для оценки потребности психологической поддержки выпускников школ.анализ данных по оце...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Оценка потребности учащихся выпускных классов

в психологической поддержке.


Обоснование методики исследования актуальности психологической поддержки выпускников. В качестве исследовательского инструментария нами были использованы следующие методики: оригинальный опросник,экспериментальное исследование индивидуально - типологических особенностей учащихся (ИТО) Л.Н.Собчик, методика перцептивной оценки стрессоустойчивости Фетискина Н.П., Козлова В.В., Мануйлова Г.М.. Все методики адаптированы к возрастным особенностям испытуемых, валидны для оценки потребности психологической поддержки выпускников школ.(Приложение 1)

Результаты исследования.

  1. Интернет-опрос.

На первый вопрос: «Ребята, которым предстоит сдача ЕНТ и ВОУД, беспокоит ли Вас предстоящий экзамен?» мы получили ответы от 257 респондентов. Анализ ответов представлен в таблице 1.

Таблица 1

Вариант ответа

Количество респондентов

Процент от общего числа участников

«да»

92

35,8%

«скорее да»

41

16%

«скорее нет»

32

12,4%

«нет»

92

35,8%

На второй вопрос: «Нуждаетесь ли вы в психологической поддержке?» мы получили ответы от 303 респондентов. Анализ ответов представлен в таблице 2.

Таблица 2

Вариант ответа

Количество респондентов

Процент от общего числа участников

«да»

65

21,5%

«скорее да»

47

15%

«скорее нет»

65

21,5%

«нет»

126

42%

Общий анализ результатов интернет-опроса убеждает нас в том, что для многих выпускников психологическая поддержка в период подготовки к ЕНТ и ВОУД является актуальной. 51,8% респондентов считают ситуацию с подготовкой к экзамену для себя тревожной (беспокоит). 36,5% респондентов прямо указывают на необходимость психологической помощи для себя в ситуации подготовки к экзаменам. (Приложение 2)

  1. Фокус-групповой опрос.

В качестве фокус-группы выступили учащиеся выпускных классов 2013-2014 учебного года КГУ «Экономический лицей» и их родители.

Нами был разработан оригинальный опросник для родителей учащихся выпускных класса, который включал три вопроса с вариантами ответов. Общее количество респондентов со стороны родителей - 58 человек.

На первый вопрос: «Как Вы думаете, беспокоит ли Вашего ребенка предстоящий экзамен?» мы получили ответы, количественный анализ которых представлен в таблице 3.

Таблица 3

Вариант ответа

Количество респондентов

Процент от общего числа участников

«да»

47

81%

«скорее да»

7

12%

«скорее нет»

4

7%

«нет»

0

0%

На второй вопрос: «Нуждается ли Ваш ребенок в поддержке?» мы получили ответы, анализ которых представлен в таблице 4.

Таблица 4

Вариант ответа

Количество респондентов

Процент от общего числа участников

«да»

45

78%

«скорее да»

11

19%

«скорее нет»

0

0%

«нет»

2

3%

На третий вопрос: «Оказываете ли вы поддержку своему ребенку?» мы получили ответы, анализ которых представлен в таблице 5.

Таблица 5

Вариант ответа

Количество респондентов

Процент от общего числа участников

«да»

52

90%

«скорее да»

6

10%

«скорее нет»

0

0%

«нет»

0

0%

Общий анализ результатов фокус-группового опроса родителей показывает: 80% респондентов, т.е. большинство опрошенных, считают, что в период подготовки их детей к сдаче ЕНТ и ВОУД, учащиеся нуждаются в психологической поддержке. Мы выяснили также, что почти все родители стараются оказать своим детям поддержку в период подготовки к ЕНТ.

Опросник для учащихся выпускных классов включал четыре вопроса. Общее количество респондентов-учащихся - 103.

На первый вопрос: «Беспокоит ли вас предстоящий экзамен?» мы получили ответы, анализ которых представлен в таблице 6.

Таблица 6

Вариант ответа

Количество респондентов

Процент от общего числа участников

«да»

63

61%

«скорее да»

27

26%

«скорее нет»

9

9%

«нет»

4

4%

На второй вопрос: «Нуждаетесь ли вы в психологической поддержке?» мы получили ответы, анализ которых представлен в таблице 7.

Таблица 7

Вариант ответа

Количество респондентов

Процент от общего числа участников

«да»

23

22%

«скорее да»

40

39%

«скорее нет»

13

13%

«нет»

27

26%

На следующие два вопроса учащимся предлагалось несколько вариантов ответа. На третий вопрос: «В поддержке какого вида Вы нуждаетесь?» мы получили ответы, анализ которых представлен в диаграмме 1. Диаграмма 1



На четвертый вопрос: «С чей стороны, по Вашему мнению, Вам должна быть оказана поддержка?», мы получили ответы, анализ которых представлен в диаграмме . Диаграмма 2

Полученные результаты опроса учащихся выпускных классов, говорят о том, что 87% респондентов считают для себя ситуацию с подготовкой к экзамену тревожной (беспокоит); 61% респондентов нуждаются в психологической поддержке перед экзаменом.

Опрос показал, что больше всего в качестве поддержки респондентов заинтересовало освоение стратегии управление временем, далее - повышение стрессоустойчивости, освоение методов саморегуляции и освоение техник релаксации. Также мы выяснили, что среди учащихся встречаются те, кто нуждаются в профессиональной помощи психолога в период их подготовки к сдаче экзамена. Это дает нам понять, что для учащихся актуальна поддержка психолога и они заинтересованы в составляющих арт-терапии.

3.Экспериментальное исследование индивидуально - типологических особенностей учащихся (ИТО) Л.Н.Собчик

Опросник состоит из 91 вопроса, на каждый из которых испытуемый должен ответить «да» или «нет». По окончанию опроса данные обрабатываются с помощью «ключа». Складывается количество баллов по каждой шкале (наибольшее 9 баллов, наименьшее 0 баллов):лабильности, сензитивности и тревожности. Эта методика помогает выявить уровни индивидуально - типологических особенностей у учащихся, которые дают возможность оценить потребность в психолого-педагогическом сопровождении учеников при подготовке к ЕНТ.

В ходе экспериментального исследования индивидуально - типологических особенностей учащихся выпускных классов мы выделили показатели по шкалам: «сензитивность», данные по этой шкале бывают высокими у ребят с выраженной впечатлительностью, чрезвычайно ранимых, обидчивых, склонных при неудачах давать депрессивные реакции. У них выражено стремление преувеличивать свою вину в случившемся.

По шкале «тревожность» можно выделить преобладание таких черт характера: нерешительность; обостренное чувство ответственности; внутренняя потребность соответствовать требованиям окружения - преподавателей, родителей, класса; мнительность; боязливость; склонность к необоснованным страхам.

Показатели по шкале «лабильность»отражают выраженную эмоциональную неустойчивость (лабильность, подвижность) детей. Это учащиеся, у которых настроение легко меняется - от избыточно веселого до резко пониженного.

Обобщенные данные теста ИТО в выпускных классах лицея представлены на диаграмме 3.

Диаграмма 3

Высокие баллы (6-9) по шкалам тревожности (67%) и лабильности (76%) свидетельствуют о наличии тревожной мнительности, подозрительности, панических реакциях, страхах. Наблюдаются признаки тревожности, неустойчивости, подозрительности, обидчивости, различные страхи. Учащиеся, которые показали высокие баллы по шкалам тревожности и лабильности, в процессе арт-терапевтических занятий рефлексировали свое психоэмоциональное состояние.

4. «Перцептивная оценка стрессоустойчивости»

Методика предназначена для изучения стрессоустойчивости подростков

и старших школьников. Тип теста вербальный, состоит из 20 вопросов.

Авторами методики являются: Фетискин Н.П., Козлов В.В.,Мануйлов Г.М.

Инструкция: На каждый вопрос теста возможны три варианта ответа: «да», «нет», «не знаю». Не злоупотребляйте ответом «не знаю». Используйте его только в том случае, если вас действительно затрудняет однозначный ответ «да» или «нет».

После подсчета баллов, мы определили следующие результаты перцептивной оценки стрессоустойчивости, указанные в диаграмме 4.

. Диаграмма 4

В сентябре 2014г мы провели дополнительное тестирование на выявление уровня стрессоустойчивости учащихся выпускных классов, в котором приняли участие старшеклассники из трех школ.

Учебное заведение

Кол-во респондентов

Стрессоустойчивые

Стрессонеустойчивые

КГУ «Экономический лицей»

49

18

31

СОШ № 19

29

17

12

СОШ № 20

19

5

14



Диаграмма 5

На диаграммах наглядно показано, что большая часть выпускников нуждается в развитии стрессоустойчивости.

Таким образом, анализ данных по оценке потребности учащихся выпускных классов в психологической поддержке позволяет нам сделать вывод об актуальности специальных занятий, обеспечивающих здоровьесберегающий характер процесса подготовки к ЕНТ.



© 2010-2020