Интегрированное тренинговое занятие с применением куклотерапии

Аннотация Куклотерапия как метод основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Это частный метод арттерапии. В качестве основного приема коррекционного воздействия на занятии используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Куклотерапия в занятии используется для разреше...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Петраченкова Светлана Анатольевна,

Педагог - психолог

ГОКУ Областной детский дом г. Ангарска

г. Ангарск, Иркутской области


Интегрированное тренинговое занятие с применением куклотерапии

"Знакомство с собой"


Разработала педагог - психолог ОДД г. Ангарска С.А. Петраченкова

Кукла - это образ человека в «миниатюре», существующий

с первобытных времен, отсюда становится возможным принять куклу как

носителя архетипа, т. е. нашего бессознательного, которое структурирует

понимание мира, себя и других людей.

Л.Войцехович

В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла для человека в детстве не обязательно "дочка" или "сынок", она - партнер в общении во всех его проявлениях. Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит "замена" реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения (с игрушкой легче разговаривать).

Куклотерапия - это метод коррекции с помощью кукол. Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок - взрослый.

Главная задача куклы - обеспечить диалог, в котором ребенок будет общаться со взрослым посредством куклы. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения, с игрушкой легче разговаривать, нарабатывают моторику кисти, «рукой учат голову».

Цель: улучшение социальной адаптации, развитие самосознания, умение разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. Изготовление куклы - марионетки для дальнейшей психотерапевтической работы.

Задачи:

  • активизация личностных ресурсов,

  • снятие эмоционального напряжения, путём изготовления куклы с травами, имеющей антистрессовые свойства,

  • активизация процесса самосознания личности,

  • развитие коммуникативных навыков, фантазии, креативности,

  • осознание ролевого репертуара личности

Для решения поставленных задач на занятии используются методы:

  • арт. терапия (изготовление терапевтических кукол-марионеток)

  • психогимнастика

  • игровые методы

  • психодиагностика

Оборудование:

Лоскуты ткани, синтипух, деревянные палочки для китайской кухни

Ленты, бусинки, нитки, клей, иглы, ножницы, термопистолет

Лекарственные травы Сибири

Фломастеры

Мяч

Целевая группа: от 9 лет

Число участников: любое

Время 1,5 -2 часа

Ход занятия:

  1. Организационная часть.

Вступление ведущего

Время: 5 минут

Участники заходят в зал. Все садятся в круг.

- Здравствуйте. Я рада всех вас видеть. Сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами будем изготавливать и затем использовать в наших занятиях куклу-марионетку. Но это будет не простая кукла. Для её изготовления нам, кроме обычного синтипуха, понадобятся целебные травы, растущие в лесах Сибири. Для ароматирапии широко используются травы, которые выделяя в воздух летучие ароматические вещества, наполняющие вашу комнату приятным ароматом. С помощью них вы можете наполнить вашу комнату бодрящими или релаксирующими ароматами любимых трав.

Перед сном можно положить куклу с собой на подушку для быстрого засыпания.

Но кроме успокоительных ароматов есть и бодрящие ароматы. Это ароматы цитрусовых - апельсина, лимона, грейпфрута. Такими же свойствами обладает жасмин. Эвкалипт помогает при простуде, а чувство страха и раздражительности снимет аромат герани, или корицы.

В общем, описывать возможности ароматов, которыми обладают цветы и растения можно очень долго. Но, главное, что ароматерапия, полезный, эффективный способ укрепления вашего здоровья.

  1. Разогрев

Упражнение «Общее»

Цель: активизация участников

Материалы: Не требуются.

Время: 5 минут

Инструкция:

Я буду называть какой-либо признак, а вы попробуйте быстро объединиться в маленькие группки по этому признаку.

- у кого одинаковый цвет одежды

- у кого полное имя начинается на одну букву

- кто учился в одном классе

- по любимому времени года

- по цвету волос

  1. Основная часть

Круглый стол «Зелёное богатство Сибири»

Время 10 минут

Ребята рассказывают о том, что знают о целебных травах, растущих в Сибири.

Упражнение «Липучки»

Цель: Динамичная разминка направлена на повышение сплоченности группы. Участники учатся быстро ориентироваться в ситуации, устанавливать контакт, вступать во взаимодействие.

Разминка снимает межличностные барьеры.

Время: 5 минут.

Материалы: Не требуются.

Инструкция: «Сейчас я дам знак, и вы начнете двигаться произвольно. На счет стоп, , вы должны остановиться и объединиться с кем-то руками. Давайте попробуем».

Процедура проведения: В открытом пространстве группа двигается. По команде тренера участники объединяются определенным образом по его заданию. Сначала по двое, затем по трое и т.д. Задание усложняется. Объединяться участники могут руками, ногами, головами, любыми частями тела. В конце игры тренер может разбить группу пополам (на три части и т.д.), предложив объединиться половинкам, и оставить группу в таком составе (но не в таком виде) для следующего упражнения. То есть тренер может использовать данную разминку как весьма необычное средство для разбиения группы для дальнейшей командной работы. на

Мини - лекция «Кукла - марионетка»

Время 5 минут

Марионетки - небольшое изображение св. Девы Марии в средневековой кукольной мистерии Рождества Христова; позже это название распространилось на всю область кукольного театра, иначе называемого театром марионеток. Куклы, изображающие людей существовали уже в глубокой древности.

Кукла как правило практически целиком состоит из ткани, но некоторые части делаются и из других материалов. Наиболее часто употребляемый материал - глина. К рукам, ногам, туловищу и голове куклы крепятся верёвки, продеваемые через отверстия так называемого «креста», посредством наклонений которого кукла делает человеческие движения.

Самые первые кукольные представления появились в Древнем Египте.

В этой стране в те времена по деревням бродили женщины, которые несли в руках фигурки богов и управляли ими при помощи нитей. Позже кукольное искусство возникло и в Древнем Риме, и в Древней Греции. Но страной прародительницей марионеточного кукольного искусства считается Италия. Кукольные представления там появились в 16 веке. Из этой страны марионеточные театры кукол распространились сначала во Францию, а оттуда по всей Европе.

У нашей куклы не будет прорисованного лица. Это для того, чтобы играющий с ней мог сам домысливать, допридумывать черты лица кукольного персонажа и менять кукле настроение - от смеха до плача.

  1. Творческая мастерская «Изготовление куклы - марионетки»

  2. Время 30 минут

1 этап. Процесс изготовления куклы-марионетки

1. В подготовленный лоскут ткани 25*25, набивается синтипух со смесью выбранных трав, придаётся округлая форма, на месте шеи закрепляется ниткой.

2. Получились: голова и шея. Шея должна быть не короче 5-10 см.

3. Теперь берём тот кусок белой ткани, который играет роль "нижней сорочки", складываем вчетверо, делаем небольшое отверстие в середине и просовываем в это отверстие шею куклы. Пришиваем "нижнюю сорочку" к шее нашей куклы.

4. Точно по такому же принципу нашиваем на куклу второе - нарядное, верхнее платье.

5. Руки. Руки делаются из той же ткани, что и платье куклы . Собираем два кусочка ткани размером 4х7 см, сшиваем "мешочки", набиваем их синтипухом и связываем. Руки готовы.

6. Добавление «украшений»: волосы, аксессуары (шляпы, сумочки, детали костюма и т.д.)

7. "Подвязывание" куклы-марионетки. Заправить длинную толстую нить в толстую иглу и проткнуть голову куклы в области висков. Связать нить. Её длина должна получиться около 15 см. Кукла "повиснет" на нити. Ещё две нити привязываются (пришиваются) к запястьям (правому и левому) куклы.

«Тело» (туловище, ноги и т.д.) в конструкции простейшей марионетки изначально не предусмотрено, но, если клиент считает нужным сделать дополнительные детали, значит, они представляют для него интерес, и на этот факт следует обратить внимание.

Внимание! Кукла изготавливается индивидуально. Помощь можно оказывать только в технической, не в творческой части изготовления куклы.

2 этап. Представление, «оживление» и вождение куклы.

Время 15 минут

Когда кукла готова, наступает момент ее оживления или вождения марионетки - обучения ее простым движениям, поворотам, выражению эмоций и т.п.

Участникам надо представить куклу группе Стать ею. Пообщаться с другими куклами (участниками) от имени куклы. Рассказать о себе: сказать, как куклу зовут, как она себя здесь чувствует, какая она, чего ей хотелось бы от жизни, от себя, от окружающих, с какими сложностями она сталкивается…

Часто на данном этапе куклы вступают в диалог, начинают двигаться, возможно, ссориться или, наоборот говорить о своих симпатиях и т.д. Т.е. начинают жить «собственной жизнью».

Для участника такая форма самопредъявления более безопасна, чем привычный нам рассказ о себе, о своих проблемах, потребностях и страхах. Он может в процессе работы столкнуться с другим собой, той частью личности, которую не знает, или не принимает в реальной жизни. В ходе такого процесса, человек может понять, чего он на самом деле боится (в себе и в контактах с другими), и откуда этот страх взялся. Или убедиться, что бояться нечего, все не так страшно, как он себе представлял. Или обнаружить у себя ресурс, о котором даже не подозревал.

«Жила-была Кукла…..

Вопросы для обсуждения:

• Как куклу зовут, сколько ей лет?

• Какими качествами она обладает? Есть ли такие качества у тебя? Если она похожа на тебя, то чем именно? Если не похожа, то в чем состоят отличия?

• Если у куклы есть недостатки, то, что конкретно тебя в ней не устраивает?

• Какой она должна быть, чтобы тебе понравиться?

• Что ты должен сделать для достижения этого результата? И т.д.

Последние три вопроса направлены на то, чтобы помочь участнику осознать и преодолеть причину собственной неудовлетворенности, поводы для которой могут быть разные. Например, какой бы результат не получился у человека с завышенной самооценкой - он все равно будет недотягивать до идеала, так как он не может принять собственное несовершенство (персонифицированное в кукле). А кто-то доволен любым результатом, понимает, что «дело совсем не в том, из чего ты сделан, красив ты или не очень с точки зрения других людей, - важно, что ты есть, что ты уникален и неповторим, что были, есть и будут люди красивее, умнее, талантливее, но таких, как ты, нет, не было и не будет. Из самой малости и ерунды можно создать личность - свободную, неповторимую, чувствующую, единственную, а самое главное - любимую ее творцом» (Т.Колошина).

Исходя из общих принципов интерпретации арт-терапевтической продукции, значимыми с диагностической точки зрения, можно считать:

1. Размер куклы,

2. Выбранный ребёнком цвет (цвета),

3. Возможности управления куклой (количество нитей, длина, способ их прикрепления),

4. Наличие (отсутствие) тела или его отдельных частей

5. Голова (форма)

6. Имена (первоначальное название куклы и ее реальное имя, возникшее после изготовления)

7. Количество деталей (схематичность, детализированность или излишняя детализированность облика)

8. Специфика использованного для изготовления куклы материала»

Обратить внимание на то, как создается марионетка, образ куклы (первоначальный, который ребёнок собирался воплотить в жизнь и тот, который получился в результате) и т.д.

Осуществлять диагностику необходимо по совокупности признаков, уточняя у ребёнка информацию.

  1. Шерринг

Цель: Умение осознавать и формулировать эмоции и чувства словами.

Время 10 минут

Наша встреча подходит к завершению я бы хотела услышать от вас, как изменилось ваше настроение, что вы чувствуете сейчас, что вам понравилось? А вы хотели бы поиграть в кукольный театр со своей куклой? Я благодарю вас за вашу работу. Давайте попрощаемся.

Я предлагаю всем обняться на прощанье.

Список литературы, использованный при разработке занятия:

1. Колошина Т.Ю., Тимошенко Г.В. Марионетки в психотерапии - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб.: "Златоуст", 1998.

3. Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. - СПб: Речь, 2007.


© 2010-2022