Программа духовно-нравственного сопровождения инклюзивного образовательного процесса Чтобы входящие видели свет

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

















Программа


сопровождения духовно-нравственного развития

инклюзивного образовательного процесса

в условиях общеобразовательной школы


«Чтобы входящие видели свет»









Паспорт Программы

Наименование Программы

Программа

сопровождения духовно-нравственного развития

инклюзивного образовательного процесса в условиях общеобразовательной школы «Чтобы входящие видели свет»

Разработчик Программы

Автор - Попова Г.А., педагог-психолог МБОУ СОШ №7 г. Мичуринска, руководитель социально-психологической службы «ДАР».

Соавторы - специалисты СПС «ДАР».

Цель Программы

Построение оптимальной среды развития и становления социально успешной личности (всех без исключения) детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей. Минимизация психологических барьеров на пути достижения высоких образовательных результатов, социального развития и сохранения здоровья всех участников инклюзивного образовательного процесса.

Задачи Программы

  • Создание единой образовательной среды для детей, имеющих различающиеся стартовые возможности.

  • Повышение психологической защищенности и поддержки детей и подростков.

  • Созданиездоровьесохраняющей психологически комфортной среды школы.

  • Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.

  • Профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии ребёнка.

  • Изменение системы потребностей ребёнка в направлении самостоятельной трудовой деятельности и полноценного участия в жизни общества, профилактика проблемы экологии духа и совести.

  • Обеспечение эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения.

  • Пробуждение и возрастание обострённой совести и стыда, ответственности за свои поступки.

  • Создание системы развития толерантного самосознания у подрастающего поколения.

  • Формирование социально - значимых качеств личности в соответствии с нравственными нормами.

  • Создание в коллективе положительного психологического климата, рождающего стремление работать единой командой.

  • Повышение социально - психологической, духовно - нравственной компетенции педагогов, родителей, учащихся.

Сроки реализации Программы

2011-2015 г.г.

Исполнители Программы

  • Участники образовательного процесса МБОУ СОШ №7

Ожидаемые результаты:

  • снижение социальных конфликтов включения различных категорий детей с ОВЗ в единое образовательное (инклюзивное) пространство;

  • успешная социально-психологическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей;

  • полноценное «продвижение» учащихся с ОВЗ по образовательной программе в соответствующей их возможностям динамике;

  • удовлетворение образовательных потребностей условно здоровых учащихся, включенных в инклюзивный процесс;

  • сформированность у детей с ОВЗ качеств, характеризующих внутренние потребности личности, в овладении знаниями для успешной социализации в общество;

  • развитие ответственности за своё будущее у всех учащихся инклюзивного процесса через сохранение и соблюдение нравственных ценностей общества;

  • успешность культуры общих ценностей и искреннее стремление педагогов к улучшению практики обучения детей с ОВЗ;

  • наличие позитивных жизненных планов у всех участников инклюзивного процесса, профессиональных и личностных компетенций, умение взаимодействовать, умение принимать решение, волевые качества.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Никтозажегши свечу, не покрывает её сосудом…,

а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.

Евангилие от Луки. 8,16


На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья, особенно у детей и подростков, увеличилось число детей, имеющих отклонения в психическом и физическом развитии. Возникшая проблема чаще социально обусловлена, и, безусловно, - промыслительна. Назрела острая необходимость в понимании проблем «особых» детей и их семей, уважении и признании их прав на полноценное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками.

К сожалению, общество пока еще не готово принять инвалида как равноправного члена социума, не готовы все: дети, педагоги, родители. Несправедливо, ведь ценной особенностью детей с ограниченными возможностями здоровья, за исключением детей с нарушением интеллекта, является высокий уровень учебной мотивации, высокий уровень познавательной активности, повышенный уровень развития основных психических процессов, желание быть среди своих сверстников и чувствовать себя на равных. Они сильны духом, очень старательны и терпеливы, они любят без корысти и зависти, они открываются всем, кто не унижает их. Надо просто их любить и принимать такими, какие они есть, быть рядом, поддержать и ненавязчиво помогать. Благодаря нашей с Вами любви и заботе, они совершенствуются, не обращая внимания на свой недуг, и достигают немалых побед. Но эту обычную человеческую любовь оказывается в наше время надо «взращивать».

Кстати, совместное обучение важно и для здоровых детей, поскольку это позволяет развить у них необходимые волевые качества: милосердие, терпение, внимательность к ближнему, ответственность.Самым лучшим в инклюзии является то, что выигрывают все, потому что инклюзив помогает формировать ЧЕЛОВЕКА!

Мы верим, что инклюзия в СОШ принесет пользу не только детям с ограниченными возможностями, но и всем участникам. Это и дети с особенностями развития, и без них, одарённые дети, учителя (имеется в виду совершенствование практики преподавания и повышение профессионализма учителей), и всё школьное сообщество в плане совершенствования общего климата и духа школы.

Профилактическая психолого-педагогическая программа «Чтобы входящие видели свет» главным образом направлена:

  • на сопровождение духовно-нравственного развития инклюзивного образовательного процесса;

  • на организацию субъект - субъектных отношений всех участников инклюзивного процесса;

  • на ПРИНЯТИЕ ребёнка не только таким, «какой он есть», но как ценность;

  • на формирование в человеке (будь то ребёнок или взрослый, проблемный или благополучный, условно здоровый или с ограниченными возможностями здоровья) осознания своей ценности, при признании ценности других;

  • на пробуждение ответственности за свои поступки всех участников образовательного процесса.

Сопровождаются все участники инклюзивного пространств - школьное содружество. Именно согласованные действия всех участников образовательного процесса, включая родителей, составляют основу поддержки учащихся, которая обеспечит их становление.

Мы не делаем акцент, что дети больны и им нужно помогать. Мы заостряем внимание на том:

  • как хорошо, что все мы разные;

  • Бог всех людей создал по образу и подобию своему;

  • ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

  • каждый человек способен чувствовать и думать;

  • каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

  • все люди нуждаются друг в друге;

  • подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

  • все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

  • для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

  • разнообразие усиливает все стороны жизни человека;

Формируя признание своей ценности при признании ценности других, мы подчеркиваем, что недопустимо культивировать«лидеров», млеющих от осознания собственных призрачных «достоинств» и «продвинутости», готовых по головам других людей идти к осуществлению «успешной карьеры» ведьРоссия всегда была сильна духом товарищества!

Принципы программы «Чтобы входящие видели свет»:

  • принцип не нанесения вреда;

  • принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся, их родителей и педагогов, который свидетельствует о том, что все происходящее в образовательном учреждении оценивается с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье всех участников образовательного процесса;

  • принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья);

  • принцип непрерывности и преемственности;

  • принцип субъект субъектного взаимодействия, когда сам ученик активно действует в здоровьесберегающей адаптивной среде;

  • принцип соответствия содержания и организации профилактического воздействия возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

  • принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье при наличии контроля со стороны родителей.

Программа поможет решать следующие проблемы, связанные со здоровьем учащихся:

  • создание в школе атмосферы психологического комфорта для всех учащихся, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • снятие учебных перегрузок школьников, приводящих их к состоянию переутомления и провоцирующих в некоторых случаях обострение течения ряда хронических заболеваний;

  • организация физической активности учащихся, профилактика гиподинамии и организация адекватного двигательного режима для учащихся с синдромом гиперактивности и дефицита внимания;

  • организация реабилитационных и коррекционно - развивающих мероприятий для детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • предупреждение вредного воздействия на здоровье учащихся факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом;

  • охрана и укрепление психического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек, зависимостей и т.д.);

  • формирование культуры здоровья учащихся и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий;

  • организация сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.

Программа «Чтобы входящие видели свет» содержит 3 дополняющих друг друга модулей:

  1. Модуль для педагогов «С любовью и болью о человеке» ориентирован на профилактикуискреннего стремления:

  • побудить и развить дар в ребёнке;

  • помочь ему в трудные минуты его постепенного взросления;

  • принять, ценить и беречь загадку его неповторимой индивидуальности;

  • закладывать духовно-нравственную основу его личности;

  • пробуждать ответственность за поступки и помыслы;

  • ориентировать ребенка на добродеяние - взращивать в человеке ЧЕЛОВЕКА.

Самое трудное - сопровождение педагогов. Подготовка учителей, их отношение к инклюзии и способность к сотрудничеству, являются наиболее важными в отношении к детям, имеющим особые образовательные потребности. Позитивное отношение к этим детям является основой для успешного проведения инклюзивных программ. Барьеры в образовании связаны не только с нехваткой материальных ресурсов для обеспечения архитектурно доступной среды для учащихся с инвалидностью. В большей степени проблемы связаны с характером социальных отношений, стереотипностью восприятия, профессиональными предубеждениями, отсутствием или нехваткой информации по вопросам обучения детей с особыми образовательными потребностями, наличием негибкого образовательного стандарта, несоответствием учебных планов, содержания и методов обучения потребностям учащегося.

Требуется проведение педагогическим коллективом школы тщательного анализа ситуации, при которой возникают препятствия и барьеры в образовании того или иного обучающегося, и определения характера проблем, ведущих к недостаточности доступа к образованию. Минимизация и устранение барьеров в образовании для всех групп учащихся является основным направлением деятельности школы по реализации Программы развития инклюзивного образования.

Такое отношение может и должно поддерживаться через обучение учителей и приобретение ими собственного позитивного опыта взаимодействия с особыми детьми. Дополнительное обучение учителей тому, как учить детей с различными возможностями, ведёт к улучшению индивидуального отношения каждого учителя к этим детям.

Для повышения мотивационной готовности педагогического коллектива к реализации Программы инклюзивного образования необходимо активное включение педагогов в разработку и реализацию программы, создание доброжелательной атмосферы и поддержание в школе инновационной среды.


  1. Модуль для учащихся «Будь человеком» ориентированна:

  • формирование осознания человеком своей ценности, при признании ценности других;

  • пробуждение и возрастание ответственности за свои поступки;

  • содействие созидательному личностному и интеллектуальному развитию каждого ребёнка на всех возрастных этапах;

  • формирование способностей учащихся к самовоспитанию и саморазвитию;

  • формирование духовно - нравственного, оптимистически настроенного, ответственного человека, имеющего собственное достоинство, умеющего осмысленно самоопределяться в мире, принимать обоснованные решения относительно своего будущего, патриота своего Отечества.

Таким образом, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность свободно общаться и развиваться вместе со своими сверстниками в условиях, которые гарантируют ему поддержку, уважение, возможность самореализации и активного участия в жизни общества. Наша программа направлена на то, чтобы дети, нуждающиеся в особом внимании, осуществляли свое право на участие в общественной жизни и вели достойную жизнь в будущем.

Под инклюзивным образованием мы понимаем такое образование, которое дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни детского коллектива. Только инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах школьного коллектива.

Если человек почувствует свою ценность, значимость и к тому же признает ценность другого, окружающего мира, если его состояние сознания будет ясным и внутренне он будет наполнен созидательной энергией, если он осознает, для чего он живёт - он сам решит все свои проблемы.


  1. Модуль для родителей «Путь к пониманию» ориентирован на:

  • формирование активной позиции в жизни школы;

  • профилактику и укрепление нервно-психического здоровья;

  • осознание промысла Божьего;

  • повышение социально-психологической и духовно-нравственной компетенции;

  • профилактику изменения стереотипного мышления родителей детей-инвалидов в направлении ориентации своих детей на полноценное участие в жизни класса, школы, общества, на развитие волевых качеств и активной жизненной позиции.

Надо отметить, что у детей с ОВЗ очень высока степень зависимости от семьи, а у родителей, как правило, повышена тревожность, занижена самооценка, как следствие повышена агрессивность. Изоляция детей с ОВЗ и их семей, усугубляется материальными затруднениями и ощущением отсутствия перспектив для дальнейшего развития. Но не только поэтому родители воспринимаются в школе как партнёры и соучастники процесса. Чаще это образованные, думающие, творческие, настрадавшиеся люди. Их знания, опыт, очень ценятся и помогают сотрудниками школы.Важную практическую значимость имеет активное вовлечение родителей в образовательный процесс их ребенка. Апробированы наиболее эффективные способы сотрудничества педагогического коллектива с семьей для организации совместной деятельности: индивидуальные беседы, собрания-диспуты, «Дни открытых дверей», совместное участие в массовых и творческих мероприятиях.

Актуальной является задача активизации родителей в области сотрудничества со специалистами, и их целенаправленное становление в качестве компетентных помощников своим детям в системе инклюзивного образования. Общая результативность проводимой работы зависит от того, насколько хорошо понимает свою роль каждый из участников образовательного процесса. Надеемся, что, благодаря, духовно-нравственной направленности программы родители проявят большую заинтересованность, настойчивость, компетентность, активность, готовность к сотрудничеству.

Однако, осознанный выбор родителей в пользу обучения детей-инвалидов в массовой школе, предполагает принятие ими на себя дополнительных обязательств по созданию и обеспечению определенных условий воспитания и развития детей в семье. На родителей ложится ответственность за постоянный, активный и плодотворный контакт с педагогами и специалистами, выполнение всех заданий и рекомендаций по созданию развивающей микросоциальной бытовой среды, среды конструктивного общения.

Низкая степень родительской включенности, при данных обстоятельствах, может иметь весьма негативные последствия: ребенок-инвалид может не справляться с освоением стандартизированной общеобразовательной программы, трудно интегрироваться и адаптироваться в социуме массовой школы. Пассивная родительская позиция «потребителя образовательных услуг» может свести на нет саму идею инклюзивного образования.

Основные акценты профилактической деятельности:

  • Промысел Божий;

  • вера, надежда, любовь;

  • Божий дар;

  • нравственные и духовные законы;

  • смысл жизни;

  • ответственность;

  • укрепление духа добра;

  • все дети вправе получать образование в условиях, исключающих проявление дискриминации на основании умственных или физических недостатков и особенностей, этнической принадлежности, религии, языка, пола, способностей и т.д.

  • инклюзив помогает формировать ЧЕЛОВЕКА!

Инклюзивноеобразование должно сопровождаться специальной поддержкой не только учащихся, но и педагогов массовой школы. Эта поддержка может оказываться как внутри самой школы, так и вне ее.
До сих пор инициатива в интегрированном обучении шла от специальной школы, от специальных педагогов. Между тем, совместное обучение дает многое, как здоровым школьникам, так и детям с нарушениями в развитии. Интеграция способствует формированию у здоровых детей терпимости к физическим и психическим недостаткам одноклассников, чувства взаимопомощи и стремления к сотрудничеству. У детей с ограниченными возможностями здоровья совместное обучение ведет к формированию положительного отношения к своим сверстникам, адекватного социального поведения, более полной реализации потенциала развития и обучения.

Влияние результатов профилактической деятельностив рамках программы «Чтобы входящие видели свет» на изменение социальной ситуации в школе и сообществе мы видим в том, что у детей-инвалидов появляется больше возможностей для социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками, которые выступают в качестве носителей модели социальной и коммуникативной компетенции, свойственной этому возрасту. Дружба между детьми с особенностями и без особенностей становится более обычным делом, что очень важно для изменений в нравственном состоянии сообщества.

Эффективность педагогической интеграции зависит от возможностей ребенка, желания и помощи родителей и педагогов, а также наличия на всех этапах обучения квалифицированно организованной службы психолого-педагогического медико-социального сопровождения.

Система

сопровождения духовно-нравственного развития

инклюзивного образовательного процесса

«Чтобы входящие видели свет»


месяц

Направления деятельности

Работа

с педколлективом

«С любовью и болью

о человеке»

Работа

с ученическим коллективом

«Будь Человеком»

Лекторий для родителей

«Путь к пониманию»

Сент.

Планирование совместной работы в ШПО «О том, что действовать подобает с благоразумием и любовью, учитывая традиционные духовно-нравственные ценности»

Проведение ПМПк: «Психолого-медико-педагогическое сопровождение процесса обучения и социализации детей с ОВЗ в инклюзивном пространстве ОУ».

1 классы.

Психодиагностика общей школьной зрелости. Час психолога: «Хорошо быть добрым человеком!».

5 классы.

Наблюдение за адаптационным периодом. Час психолога: «Герой нашего времени?».

1 классы.

Первые шаги ребёнка в школе. Хорошо ли Вашему ребенку в школе? Возрастные и индивидуальные особенности первоклассников.

Психологическая гостиная «Как помочь ребёнку найти себя в школьном пространстве».

Октяб

Сплочение команды единомышленников по средствам стендовой информации «Можно все еще спасти».

Психолого-педагогический лекторий: «Создание ситуации успеха как важный фактор профилактики школьной дезадаптации».

1 классы.

Работа группы развития. Осознание ребёнком своей ценности, при признании ценности других.

10 классы.

Психодиагностика готовности к обучению в старшем звене. Час психолога: «Можно ли жить в ладу с собой и миром? Как быть счастливым, когда вам кажется, что вы несчастны?».

5 классы.

Условия успешного старта. Права и обязанности ЧЕЛОВЕКА.

Психологическая гостиная «Соблюдение детей от соблазнов мира. Забота о чистоте души»

Нояб.

Проведение ПМПк: «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации пятиклассников. Великая созидательная сила принятия и уважения личности каждого ребёнка».

Проведение ПМПк: «Уровень готовности и настрой учащихся к обучению в старшем звене. Изменение системы потребностей ребёнка в направлении ответственного и полноценного участия в жизни общества, профилактика проблемы экологии духа и совести».

5 - 8 классы.

Изучение взаимоотношений в классных коллективах + профилактическая беседа «Каждый хочет любить и быть любимым». Оказание поддержки «изолированным».

8 классы.

Предупреждение психических расстройств. Психодиагностика психических состояний (самооценка) + профилактическая беседа: «Слагаемые успеха. Манипуляция. Средства защиты».

9 классы.

Развитие готовности учащихся к жизненному самоопределению.

Час психолога: «Кто виноват, когда не везёт?».

10 классы.

Особенности юношеского возраста. Экология духа и совести.

Психологическая гостиная «Что делать, если… Учить не только мыслить, но и чувствовать».

Декаб

Проведение ПМПк: «Проблемы адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения. Организация психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки».

Профилактика профессиональной стагнации, психосоматических заболеваний учителей.

3 классы.

Час психолога: «Без дела жить - только небо коптить. Притча о талантах».

11 классы.

Час психолога: «Подготовка учащихся к жизненному самоопределению»

1 классы.

Навстречу детским сердцам. Аксиомы общения.

3 классы.

Прогнозирование перспективы склонностей ребёнка к разным видам деятельности. «Здравология» и «Доброверие».

Проведение творческой выставки «Рождественский дар»


Январ

Психолого-педагогический лекторий: «С любовью и болью о человеке».

Диагностика и коррекция психологического микроклимата.

2 классы.

Психодиагностика промежуточного этапа совершенствования развития. Час психолога: «Трудолюбие - неукоснительный закон существования»; «Там, где дружат, живут, не тужат».

5 классы.

Анкетирование «Отношение к школе» + профилактическая беседа: «В чем смысл жизни человека?».

6 классы.

Наблюдение за самочувствием и переживаниями школьников. Час психолога: «Что такое самопознание? Нужно ли человеку учиться познавать себя?».

7 классы.

Изучение особенностей состояния и мироощущения. Час психолога: «Наши чувства, желания, настроения: «Стоп! Подумай! Действуй!».

8 классы.

Наблюдение за самочувствием и переживаниями школьников. Час психолога:

«Сознательная и бессознательная жизнь».

7-8 классы.

Подростковый кризис. Основные правила устроения достойной счастливой семьи.

Психологическая гостиная «Можно все еще спасти»»

Февр.

Проведение ПМПк: «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного пространства детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и их семей».

Обучение приемам саморегуляции психических состояний. Помощь в выработке индивидуального стиля деятельности и поведения.

3 классы.

Отслеживание самочувствия и переживаний учащихся.

Обучение приемам саморегуляции настроения.

6 классы.

Анкетирование «Я и мой окружающий мир» + профилактическая беседа: «Мои права и права других людей».

7 классы.

Определение акцентуации характера.

Час психолога: «Права и обязанности человека»; «Умей сказать «Нет!».

9 и 11 классы.

Профориентация.

Конференция отцов. Отцы и дети.

Психологическая гостиная «Повиновение и наказание»

Март

Система действий по духовно-нравственному оздоровлению.

Проведение ПМПк: «Проблемы успешного обучения и полноценного развития детей. Принятие адекватных мер по выявленным обстоятельствам».

6 классы.

Час психолога: «Средства защиты от манипуляции».

7 классы.

Час психолога: «Борьба добра и зла в человеке».

8 классы.

Изучение личностной направленности подростков + профилактическая беседа: «Жизнь, зачем ты мне дана?».

9 классы.

Развитие готовности учащихся к самоопределению.

Час психолога: «Познай и усовершенствуй себя. Покаяние и Преображение».

2-4 классы.

Возрастные особенности детей 7-10 лет. Как поддержать здоровье ребёнка в школе и дома. Великая сила любви.

Анкетирование «Ценность моего ребёнка и других детей».

Апрел

Круглый стол «Навстречу детским сердцам» («Поделись опытом»).

Предметные ШПО:

Разработка и обсуждение программ дальнейшего развития одарённых детей с ориентировкой на добрые дела.

4 классы.

Психодиагностика готовности к обучению в среднем звене. Психологические часы: «Грамоте учиться - всегда пригодиться», «Берегите друг друга, на Земле жить нам вместе», «Доброго держись, а от худого удались».

9 классы.

Формирование ответственности. Час психолога: «Пробуждение и возрастание ответственности за свои поступки».

1 и 5 классы.

Одарённые дети. Адаптация в школе - радости и трудности. Развитие творческих способностей ребёнка.

Родители и дети, их обязанности.

6-9 классы.

Возрастные особенности детей 11-15 лет. Проблемы и чаяния подростков.

Проведение творческой выставки «Мои труды во славу Божию»

Май

ШПО начальных классов, классных руководителей: «О детях, их радостях и трудностях».

Заполнение и анализ карт развития учащихся. Перспективное планирование дальнейшего развития детей.

9 и 11 классы.

Психологическая подготовка к ГИА и ЕГЭ. Час психолога: «О легкой жизни и труде».

4 классы.

Готовность к обучению в среднем звене. Семья - школа благочестия, поддержки и любви.

9 и 11 классы.

Подготовка к экзаменам.

Наука побеждать.

Родительское благословение.

Июнь

Психолого-педагогический анализ инклюзивного образовательного процесса.

Перспективное планирование ОП.

В теч. года

Информационно-аналитическая стендоваяпрезентация «Можно все еще спасти».

Результатом реализациипрограммы «Чтобы входящие видели свет» должны стать показатели:

  • снижение социальных конфликтов включения различных категорий детей с ОВЗ в единое образовательное (инклюзивное) пространство;

  • полноценное «продвижение» учащихся с ОВЗ по образовательной программе в соответствующей их возможностям динамике;

  • удовлетворение образовательных потребностей условно здоровых учащихся, включенных в инклюзивный процесс;

  • сформированность у детей с ОВЗ качеств, характеризующих внутренние потребности личности, в овладении знаниями для успешной социализации в общество;

  • развитие ответственности за своё будущее у всех учащихся инклюзивного процесса через сохранение и соблюдение нравственных ценностей общества;

  • успешность культуры общих ценностей и искреннее стремление педагогов к улучшению практики обучения детей с ОВЗ;

  • наличие позитивных жизненных планов у всех участников инклюзивного процесса, профессиональных и личностных компетенций, умение взаимодействовать, умение принимать решение, волевые качества;

  • качественное изменение личности всех субъектов инклюзивного процесса.

Совместная духовно - нравственная направленность работы школы (комплекса социально - педагогической поддержки) создаст возможность:

  • сформировать у детей позицию непринятия циничного рационализма, жестокости, пошлости, алчности, хамства, так бурно распространяющихся сегодня в опустелых душах потерявших веру людей;

  • дать детям твёрдые ориентиры добра, истины, любви на основе веры и надежды;

  • научить быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно решать конфликты;

  • помочь детям в раскрытии для себя лично смысла высоких духовно-нравственных ценностей.

Безусловно, огромной укрепляющей силой станут беседы с батюшкой, паломнические поездки по святым местам, изучение основ духовной культуры, духовно - патриотические мероприятия.

Отсутствие духовной основы лишает человека смысла жить, учиться, работать, чувствовать себя радостным и счастливым, поэтому образовательный процесс в первую очередь нужно направлять на формирование духовно - нравственного фундамента личности, остальные составляющие человека развиваются в зависимости от духа.

Информационные источники

azbyka.ru/

edu-open.ru/

glinskie.ru/

predanie.ru/

proshkolu.ru/

svetoch-opk.ru/

273-фз.рф/

Авдеев Д. Как сохранить душевное здоровье ребенка и подростка. - М.: СофтИздат, 2012.

Господи, помилуй наших детей/Сост. Г. Громовой. - М.: «Паломник», 2012.

Дробышевская Н.А. Не должны быть потеряны дети: Из опыта работы с трудными детьми. - М.: Издательство Московской Патриархии РПЦ, 2013.

Духовные и нравственные основы образования и воспитания. Н.В. Маслов. М.: Самшит-издат, 2012.

Духовно-нравственная культура в школе/Под редакцией игумена Киприана (Ященко). - М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2009.

Зеньковский В. В. Педагогика. - Сергиев Посад, 2004.

Зорин К. В. Ребенок «с характером». В помощь родителям: недетские проблемы детского возраста. - М.: «Ковчег», 2009.

Леви В.Л. Как воспитывать родителей, или Новый нестандартный ребенок. - М.: Торобоан, 2002.

Материалы журнала «Духовно-нравственное воспитание».

Материалы журнала «Школьный психолог».

Медведева И. Я., Шишова Т.Л. Бомбы в сахарной глазури.- Рязань: Зерна-Слово, 2012.

О таланте и смысле жизни. В чем тайна одаренности? - М.: «Даниловский благовестник», 2009.

Родительские собрания с психологом/ О.К. Симонова. - М.: Планета, 2011.



18


© 2010-2022