- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа духовно-нравственного сопровождения инклюзивного образовательного процесса Чтобы входящие видели свет
Программа духовно-нравственного сопровождения инклюзивного образовательного процесса Чтобы входящие видели свет
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Попова Г.А. |
Дата | 17.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа
сопровождения духовно-нравственного развития
инклюзивного образовательного процесса
в условиях общеобразовательной школы
«Чтобы входящие видели свет»
Паспорт Программы
Наименование Программы
Программа
сопровождения духовно-нравственного развития
инклюзивного образовательного процесса в условиях общеобразовательной школы «Чтобы входящие видели свет»
Разработчик Программы
Автор - Попова Г.А., педагог-психолог МБОУ СОШ №7 г. Мичуринска, руководитель социально-психологической службы «ДАР».
Соавторы - специалисты СПС «ДАР».
Цель Программы
Построение оптимальной среды развития и становления социально успешной личности (всех без исключения) детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей. Минимизация психологических барьеров на пути достижения высоких образовательных результатов, социального развития и сохранения здоровья всех участников инклюзивного образовательного процесса.
Задачи Программы
-
Создание единой образовательной среды для детей, имеющих различающиеся стартовые возможности.
-
Повышение психологической защищенности и поддержки детей и подростков.
-
Созданиездоровьесохраняющей психологически комфортной среды школы.
-
Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.
-
Профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии ребёнка.
-
Изменение системы потребностей ребёнка в направлении самостоятельной трудовой деятельности и полноценного участия в жизни общества, профилактика проблемы экологии духа и совести.
-
Обеспечение эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения.
-
Пробуждение и возрастание обострённой совести и стыда, ответственности за свои поступки.
-
Создание системы развития толерантного самосознания у подрастающего поколения.
-
Формирование социально - значимых качеств личности в соответствии с нравственными нормами.
-
Создание в коллективе положительного психологического климата, рождающего стремление работать единой командой.
-
Повышение социально - психологической, духовно - нравственной компетенции педагогов, родителей, учащихся.
Сроки реализации Программы
2011-2015 г.г.
Исполнители Программы
-
Участники образовательного процесса МБОУ СОШ №7
Ожидаемые результаты:
-
снижение социальных конфликтов включения различных категорий детей с ОВЗ в единое образовательное (инклюзивное) пространство;
-
успешная социально-психологическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей;
-
полноценное «продвижение» учащихся с ОВЗ по образовательной программе в соответствующей их возможностям динамике;
-
удовлетворение образовательных потребностей условно здоровых учащихся, включенных в инклюзивный процесс;
-
сформированность у детей с ОВЗ качеств, характеризующих внутренние потребности личности, в овладении знаниями для успешной социализации в общество;
-
развитие ответственности за своё будущее у всех учащихся инклюзивного процесса через сохранение и соблюдение нравственных ценностей общества;
-
успешность культуры общих ценностей и искреннее стремление педагогов к улучшению практики обучения детей с ОВЗ;
-
наличие позитивных жизненных планов у всех участников инклюзивного процесса, профессиональных и личностных компетенций, умение взаимодействовать, умение принимать решение, волевые качества.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Никтозажегши свечу, не покрывает её сосудом…,
а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.
Евангилие от Луки. 8,16
На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья, особенно у детей и подростков, увеличилось число детей, имеющих отклонения в психическом и физическом развитии. Возникшая проблема чаще социально обусловлена, и, безусловно, - промыслительна. Назрела острая необходимость в понимании проблем «особых» детей и их семей, уважении и признании их прав на полноценное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками.
К сожалению, общество пока еще не готово принять инвалида как равноправного члена социума, не готовы все: дети, педагоги, родители. Несправедливо, ведь ценной особенностью детей с ограниченными возможностями здоровья, за исключением детей с нарушением интеллекта, является высокий уровень учебной мотивации, высокий уровень познавательной активности, повышенный уровень развития основных психических процессов, желание быть среди своих сверстников и чувствовать себя на равных. Они сильны духом, очень старательны и терпеливы, они любят без корысти и зависти, они открываются всем, кто не унижает их. Надо просто их любить и принимать такими, какие они есть, быть рядом, поддержать и ненавязчиво помогать. Благодаря нашей с Вами любви и заботе, они совершенствуются, не обращая внимания на свой недуг, и достигают немалых побед. Но эту обычную человеческую любовь оказывается в наше время надо «взращивать».
Кстати, совместное обучение важно и для здоровых детей, поскольку это позволяет развить у них необходимые волевые качества: милосердие, терпение, внимательность к ближнему, ответственность.Самым лучшим в инклюзии является то, что выигрывают все, потому что инклюзив помогает формировать ЧЕЛОВЕКА!
Мы верим, что инклюзия в СОШ принесет пользу не только детям с ограниченными возможностями, но и всем участникам. Это и дети с особенностями развития, и без них, одарённые дети, учителя (имеется в виду совершенствование практики преподавания и повышение профессионализма учителей), и всё школьное сообщество в плане совершенствования общего климата и духа школы.
Профилактическая психолого-педагогическая программа «Чтобы входящие видели свет» главным образом направлена:
-
на сопровождение духовно-нравственного развития инклюзивного образовательного процесса;
-
на организацию субъект - субъектных отношений всех участников инклюзивного процесса;
-
на ПРИНЯТИЕ ребёнка не только таким, «какой он есть», но как ценность;
-
на формирование в человеке (будь то ребёнок или взрослый, проблемный или благополучный, условно здоровый или с ограниченными возможностями здоровья) осознания своей ценности, при признании ценности других;
-
на пробуждение ответственности за свои поступки всех участников образовательного процесса.
Сопровождаются все участники инклюзивного пространств - школьное содружество. Именно согласованные действия всех участников образовательного процесса, включая родителей, составляют основу поддержки учащихся, которая обеспечит их становление.
Мы не делаем акцент, что дети больны и им нужно помогать. Мы заостряем внимание на том:
-
как хорошо, что все мы разные;
-
Бог всех людей создал по образу и подобию своему;
-
ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
-
каждый человек способен чувствовать и думать;
-
каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
-
все люди нуждаются друг в друге;
-
подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
-
все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
-
для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
-
разнообразие усиливает все стороны жизни человека;
Формируя признание своей ценности при признании ценности других, мы подчеркиваем, что недопустимо культивировать«лидеров», млеющих от осознания собственных призрачных «достоинств» и «продвинутости», готовых по головам других людей идти к осуществлению «успешной карьеры» ведьРоссия всегда была сильна духом товарищества!
Принципы программы «Чтобы входящие видели свет»:
-
принцип не нанесения вреда;
-
принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся, их родителей и педагогов, который свидетельствует о том, что все происходящее в образовательном учреждении оценивается с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье всех участников образовательного процесса;
-
принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья);
-
принцип непрерывности и преемственности;
-
принцип субъект субъектного взаимодействия, когда сам ученик активно действует в здоровьесберегающей адаптивной среде;
-
принцип соответствия содержания и организации профилактического воздействия возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
-
принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье при наличии контроля со стороны родителей.
Программа поможет решать следующие проблемы, связанные со здоровьем учащихся:
-
создание в школе атмосферы психологического комфорта для всех учащихся, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья;
-
снятие учебных перегрузок школьников, приводящих их к состоянию переутомления и провоцирующих в некоторых случаях обострение течения ряда хронических заболеваний;
-
организация физической активности учащихся, профилактика гиподинамии и организация адекватного двигательного режима для учащихся с синдромом гиперактивности и дефицита внимания;
-
организация реабилитационных и коррекционно - развивающих мероприятий для детей с ограниченными возможностями здоровья;
-
предупреждение вредного воздействия на здоровье учащихся факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом;
-
охрана и укрепление психического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек, зависимостей и т.д.);
-
формирование культуры здоровья учащихся и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий;
-
организация сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.
Программа «Чтобы входящие видели свет» содержит 3 дополняющих друг друга модулей:
-
Модуль для педагогов «С любовью и болью о человеке» ориентирован на профилактикуискреннего стремления:
-
побудить и развить дар в ребёнке;
-
помочь ему в трудные минуты его постепенного взросления;
-
принять, ценить и беречь загадку его неповторимой индивидуальности;
-
закладывать духовно-нравственную основу его личности;
-
пробуждать ответственность за поступки и помыслы;
-
ориентировать ребенка на добродеяние - взращивать в человеке ЧЕЛОВЕКА.
Самое трудное - сопровождение педагогов. Подготовка учителей, их отношение к инклюзии и способность к сотрудничеству, являются наиболее важными в отношении к детям, имеющим особые образовательные потребности. Позитивное отношение к этим детям является основой для успешного проведения инклюзивных программ. Барьеры в образовании связаны не только с нехваткой материальных ресурсов для обеспечения архитектурно доступной среды для учащихся с инвалидностью. В большей степени проблемы связаны с характером социальных отношений, стереотипностью восприятия, профессиональными предубеждениями, отсутствием или нехваткой информации по вопросам обучения детей с особыми образовательными потребностями, наличием негибкого образовательного стандарта, несоответствием учебных планов, содержания и методов обучения потребностям учащегося.
Требуется проведение педагогическим коллективом школы тщательного анализа ситуации, при которой возникают препятствия и барьеры в образовании того или иного обучающегося, и определения характера проблем, ведущих к недостаточности доступа к образованию. Минимизация и устранение барьеров в образовании для всех групп учащихся является основным направлением деятельности школы по реализации Программы развития инклюзивного образования.
Такое отношение может и должно поддерживаться через обучение учителей и приобретение ими собственного позитивного опыта взаимодействия с особыми детьми. Дополнительное обучение учителей тому, как учить детей с различными возможностями, ведёт к улучшению индивидуального отношения каждого учителя к этим детям.
Для повышения мотивационной готовности педагогического коллектива к реализации Программы инклюзивного образования необходимо активное включение педагогов в разработку и реализацию программы, создание доброжелательной атмосферы и поддержание в школе инновационной среды.
-
Модуль для учащихся «Будь человеком» ориентированна:
-
формирование осознания человеком своей ценности, при признании ценности других;
-
пробуждение и возрастание ответственности за свои поступки;
-
содействие созидательному личностному и интеллектуальному развитию каждого ребёнка на всех возрастных этапах;
-
формирование способностей учащихся к самовоспитанию и саморазвитию;
-
формирование духовно - нравственного, оптимистически настроенного, ответственного человека, имеющего собственное достоинство, умеющего осмысленно самоопределяться в мире, принимать обоснованные решения относительно своего будущего, патриота своего Отечества.
Таким образом, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность свободно общаться и развиваться вместе со своими сверстниками в условиях, которые гарантируют ему поддержку, уважение, возможность самореализации и активного участия в жизни общества. Наша программа направлена на то, чтобы дети, нуждающиеся в особом внимании, осуществляли свое право на участие в общественной жизни и вели достойную жизнь в будущем.
Под инклюзивным образованием мы понимаем такое образование, которое дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни детского коллектива. Только инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах школьного коллектива.
Если человек почувствует свою ценность, значимость и к тому же признает ценность другого, окружающего мира, если его состояние сознания будет ясным и внутренне он будет наполнен созидательной энергией, если он осознает, для чего он живёт - он сам решит все свои проблемы.
-
Модуль для родителей «Путь к пониманию» ориентирован на:
-
формирование активной позиции в жизни школы;
-
профилактику и укрепление нервно-психического здоровья;
-
осознание промысла Божьего;
-
повышение социально-психологической и духовно-нравственной компетенции;
-
профилактику изменения стереотипного мышления родителей детей-инвалидов в направлении ориентации своих детей на полноценное участие в жизни класса, школы, общества, на развитие волевых качеств и активной жизненной позиции.
Надо отметить, что у детей с ОВЗ очень высока степень зависимости от семьи, а у родителей, как правило, повышена тревожность, занижена самооценка, как следствие повышена агрессивность. Изоляция детей с ОВЗ и их семей, усугубляется материальными затруднениями и ощущением отсутствия перспектив для дальнейшего развития. Но не только поэтому родители воспринимаются в школе как партнёры и соучастники процесса. Чаще это образованные, думающие, творческие, настрадавшиеся люди. Их знания, опыт, очень ценятся и помогают сотрудниками школы.Важную практическую значимость имеет активное вовлечение родителей в образовательный процесс их ребенка. Апробированы наиболее эффективные способы сотрудничества педагогического коллектива с семьей для организации совместной деятельности: индивидуальные беседы, собрания-диспуты, «Дни открытых дверей», совместное участие в массовых и творческих мероприятиях.
Актуальной является задача активизации родителей в области сотрудничества со специалистами, и их целенаправленное становление в качестве компетентных помощников своим детям в системе инклюзивного образования. Общая результативность проводимой работы зависит от того, насколько хорошо понимает свою роль каждый из участников образовательного процесса. Надеемся, что, благодаря, духовно-нравственной направленности программы родители проявят большую заинтересованность, настойчивость, компетентность, активность, готовность к сотрудничеству.
Однако, осознанный выбор родителей в пользу обучения детей-инвалидов в массовой школе, предполагает принятие ими на себя дополнительных обязательств по созданию и обеспечению определенных условий воспитания и развития детей в семье. На родителей ложится ответственность за постоянный, активный и плодотворный контакт с педагогами и специалистами, выполнение всех заданий и рекомендаций по созданию развивающей микросоциальной бытовой среды, среды конструктивного общения.
Низкая степень родительской включенности, при данных обстоятельствах, может иметь весьма негативные последствия: ребенок-инвалид может не справляться с освоением стандартизированной общеобразовательной программы, трудно интегрироваться и адаптироваться в социуме массовой школы. Пассивная родительская позиция «потребителя образовательных услуг» может свести на нет саму идею инклюзивного образования.
Основные акценты профилактической деятельности:
-
Промысел Божий;
-
вера, надежда, любовь;
-
Божий дар;
-
нравственные и духовные законы;
-
смысл жизни;
-
ответственность;
-
укрепление духа добра;
-
все дети вправе получать образование в условиях, исключающих проявление дискриминации на основании умственных или физических недостатков и особенностей, этнической принадлежности, религии, языка, пола, способностей и т.д.
-
инклюзив помогает формировать ЧЕЛОВЕКА!
Инклюзивноеобразование должно сопровождаться специальной поддержкой не только учащихся, но и педагогов массовой школы. Эта поддержка может оказываться как внутри самой школы, так и вне ее.
До сих пор инициатива в интегрированном обучении шла от специальной школы, от специальных педагогов. Между тем, совместное обучение дает многое, как здоровым школьникам, так и детям с нарушениями в развитии. Интеграция способствует формированию у здоровых детей терпимости к физическим и психическим недостаткам одноклассников, чувства взаимопомощи и стремления к сотрудничеству. У детей с ограниченными возможностями здоровья совместное обучение ведет к формированию положительного отношения к своим сверстникам, адекватного социального поведения, более полной реализации потенциала развития и обучения.
Влияние результатов профилактической деятельностив рамках программы «Чтобы входящие видели свет» на изменение социальной ситуации в школе и сообществе мы видим в том, что у детей-инвалидов появляется больше возможностей для социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками, которые выступают в качестве носителей модели социальной и коммуникативной компетенции, свойственной этому возрасту. Дружба между детьми с особенностями и без особенностей становится более обычным делом, что очень важно для изменений в нравственном состоянии сообщества.
Эффективность педагогической интеграции зависит от возможностей ребенка, желания и помощи родителей и педагогов, а также наличия на всех этапах обучения квалифицированно организованной службы психолого-педагогического медико-социального сопровождения.
Система
сопровождения духовно-нравственного развития
инклюзивного образовательного процесса
«Чтобы входящие видели свет»
месяц
Направления деятельности
Работа
с педколлективом
«С любовью и болью
о человеке»
Работа
с ученическим коллективом
«Будь Человеком»
Лекторий для родителей
«Путь к пониманию»
Сент.
Планирование совместной работы в ШПО «О том, что действовать подобает с благоразумием и любовью, учитывая традиционные духовно-нравственные ценности»
Проведение ПМПк: «Психолого-медико-педагогическое сопровождение процесса обучения и социализации детей с ОВЗ в инклюзивном пространстве ОУ».
1 классы.
Психодиагностика общей школьной зрелости. Час психолога: «Хорошо быть добрым человеком!».
5 классы.
Наблюдение за адаптационным периодом. Час психолога: «Герой нашего времени?».
1 классы.
Первые шаги ребёнка в школе. Хорошо ли Вашему ребенку в школе? Возрастные и индивидуальные особенности первоклассников.
Психологическая гостиная «Как помочь ребёнку найти себя в школьном пространстве».
Октяб
Сплочение команды единомышленников по средствам стендовой информации «Можно все еще спасти».
Психолого-педагогический лекторий: «Создание ситуации успеха как важный фактор профилактики школьной дезадаптации».
1 классы.
Работа группы развития. Осознание ребёнком своей ценности, при признании ценности других.
10 классы.
Психодиагностика готовности к обучению в старшем звене. Час психолога: «Можно ли жить в ладу с собой и миром? Как быть счастливым, когда вам кажется, что вы несчастны?».
5 классы.
Условия успешного старта. Права и обязанности ЧЕЛОВЕКА.
Психологическая гостиная «Соблюдение детей от соблазнов мира. Забота о чистоте души»
Нояб.
Проведение ПМПк: «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации пятиклассников. Великая созидательная сила принятия и уважения личности каждого ребёнка».
Проведение ПМПк: «Уровень готовности и настрой учащихся к обучению в старшем звене. Изменение системы потребностей ребёнка в направлении ответственного и полноценного участия в жизни общества, профилактика проблемы экологии духа и совести».
5 - 8 классы.
Изучение взаимоотношений в классных коллективах + профилактическая беседа «Каждый хочет любить и быть любимым». Оказание поддержки «изолированным».
8 классы.
Предупреждение психических расстройств. Психодиагностика психических состояний (самооценка) + профилактическая беседа: «Слагаемые успеха. Манипуляция. Средства защиты».
9 классы.
Развитие готовности учащихся к жизненному самоопределению.
Час психолога: «Кто виноват, когда не везёт?».
10 классы.
Особенности юношеского возраста. Экология духа и совести.
Психологическая гостиная «Что делать, если… Учить не только мыслить, но и чувствовать».
Декаб
Проведение ПМПк: «Проблемы адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения. Организация психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки».
Профилактика профессиональной стагнации, психосоматических заболеваний учителей.
3 классы.
Час психолога: «Без дела жить - только небо коптить. Притча о талантах».
11 классы.
Час психолога: «Подготовка учащихся к жизненному самоопределению»
1 классы.
Навстречу детским сердцам. Аксиомы общения.
3 классы.
Прогнозирование перспективы склонностей ребёнка к разным видам деятельности. «Здравология» и «Доброверие».
Проведение творческой выставки «Рождественский дар»
Январ
Психолого-педагогический лекторий: «С любовью и болью о человеке».
Диагностика и коррекция психологического микроклимата.
2 классы.
Психодиагностика промежуточного этапа совершенствования развития. Час психолога: «Трудолюбие - неукоснительный закон существования»; «Там, где дружат, живут, не тужат».
5 классы.
Анкетирование «Отношение к школе» + профилактическая беседа: «В чем смысл жизни человека?».
6 классы.
Наблюдение за самочувствием и переживаниями школьников. Час психолога: «Что такое самопознание? Нужно ли человеку учиться познавать себя?».
7 классы.
Изучение особенностей состояния и мироощущения. Час психолога: «Наши чувства, желания, настроения: «Стоп! Подумай! Действуй!».
8 классы.
Наблюдение за самочувствием и переживаниями школьников. Час психолога:
«Сознательная и бессознательная жизнь».
7-8 классы.
Подростковый кризис. Основные правила устроения достойной счастливой семьи.
Психологическая гостиная «Можно все еще спасти»»
Февр.
Проведение ПМПк: «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного пространства детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и их семей».
Обучение приемам саморегуляции психических состояний. Помощь в выработке индивидуального стиля деятельности и поведения.
3 классы.
Отслеживание самочувствия и переживаний учащихся.
Обучение приемам саморегуляции настроения.
6 классы.
Анкетирование «Я и мой окружающий мир» + профилактическая беседа: «Мои права и права других людей».
7 классы.
Определение акцентуации характера.
Час психолога: «Права и обязанности человека»; «Умей сказать «Нет!».
9 и 11 классы.
Профориентация.
Конференция отцов. Отцы и дети.
Психологическая гостиная «Повиновение и наказание»
Март
Система действий по духовно-нравственному оздоровлению.
Проведение ПМПк: «Проблемы успешного обучения и полноценного развития детей. Принятие адекватных мер по выявленным обстоятельствам».
6 классы.
Час психолога: «Средства защиты от манипуляции».
7 классы.
Час психолога: «Борьба добра и зла в человеке».
8 классы.
Изучение личностной направленности подростков + профилактическая беседа: «Жизнь, зачем ты мне дана?».
9 классы.
Развитие готовности учащихся к самоопределению.
Час психолога: «Познай и усовершенствуй себя. Покаяние и Преображение».
2-4 классы.
Возрастные особенности детей 7-10 лет. Как поддержать здоровье ребёнка в школе и дома. Великая сила любви.
Анкетирование «Ценность моего ребёнка и других детей».
Апрел
Круглый стол «Навстречу детским сердцам» («Поделись опытом»).
Предметные ШПО:
Разработка и обсуждение программ дальнейшего развития одарённых детей с ориентировкой на добрые дела.
4 классы.
Психодиагностика готовности к обучению в среднем звене. Психологические часы: «Грамоте учиться - всегда пригодиться», «Берегите друг друга, на Земле жить нам вместе», «Доброго держись, а от худого удались».
9 классы.
Формирование ответственности. Час психолога: «Пробуждение и возрастание ответственности за свои поступки».
1 и 5 классы.
Одарённые дети. Адаптация в школе - радости и трудности. Развитие творческих способностей ребёнка.
Родители и дети, их обязанности.
6-9 классы.
Возрастные особенности детей 11-15 лет. Проблемы и чаяния подростков.
Проведение творческой выставки «Мои труды во славу Божию»
Май
ШПО начальных классов, классных руководителей: «О детях, их радостях и трудностях».
Заполнение и анализ карт развития учащихся. Перспективное планирование дальнейшего развития детей.
9 и 11 классы.
Психологическая подготовка к ГИА и ЕГЭ. Час психолога: «О легкой жизни и труде».
4 классы.
Готовность к обучению в среднем звене. Семья - школа благочестия, поддержки и любви.
9 и 11 классы.
Подготовка к экзаменам.
Наука побеждать.
Родительское благословение.
Июнь
Психолого-педагогический анализ инклюзивного образовательного процесса.
Перспективное планирование ОП.
В теч. года
Информационно-аналитическая стендоваяпрезентация «Можно все еще спасти».
Результатом реализациипрограммы «Чтобы входящие видели свет» должны стать показатели:
-
снижение социальных конфликтов включения различных категорий детей с ОВЗ в единое образовательное (инклюзивное) пространство;
-
полноценное «продвижение» учащихся с ОВЗ по образовательной программе в соответствующей их возможностям динамике;
-
удовлетворение образовательных потребностей условно здоровых учащихся, включенных в инклюзивный процесс;
-
сформированность у детей с ОВЗ качеств, характеризующих внутренние потребности личности, в овладении знаниями для успешной социализации в общество;
-
развитие ответственности за своё будущее у всех учащихся инклюзивного процесса через сохранение и соблюдение нравственных ценностей общества;
-
успешность культуры общих ценностей и искреннее стремление педагогов к улучшению практики обучения детей с ОВЗ;
-
наличие позитивных жизненных планов у всех участников инклюзивного процесса, профессиональных и личностных компетенций, умение взаимодействовать, умение принимать решение, волевые качества;
-
качественное изменение личности всех субъектов инклюзивного процесса.
Совместная духовно - нравственная направленность работы школы (комплекса социально - педагогической поддержки) создаст возможность:
-
сформировать у детей позицию непринятия циничного рационализма, жестокости, пошлости, алчности, хамства, так бурно распространяющихся сегодня в опустелых душах потерявших веру людей;
-
дать детям твёрдые ориентиры добра, истины, любви на основе веры и надежды;
-
научить быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно решать конфликты;
-
помочь детям в раскрытии для себя лично смысла высоких духовно-нравственных ценностей.
Безусловно, огромной укрепляющей силой станут беседы с батюшкой, паломнические поездки по святым местам, изучение основ духовной культуры, духовно - патриотические мероприятия.
Отсутствие духовной основы лишает человека смысла жить, учиться, работать, чувствовать себя радостным и счастливым, поэтому образовательный процесс в первую очередь нужно направлять на формирование духовно - нравственного фундамента личности, остальные составляющие человека развиваются в зависимости от духа.
Информационные источники
azbyka.ru/
edu-open.ru/
glinskie.ru/
predanie.ru/
proshkolu.ru/
svetoch-opk.ru/
273-фз.рф/
Авдеев Д. Как сохранить душевное здоровье ребенка и подростка. - М.: СофтИздат, 2012.
Господи, помилуй наших детей/Сост. Г. Громовой. - М.: «Паломник», 2012.
Дробышевская Н.А. Не должны быть потеряны дети: Из опыта работы с трудными детьми. - М.: Издательство Московской Патриархии РПЦ, 2013.
Духовные и нравственные основы образования и воспитания. Н.В. Маслов. М.: Самшит-издат, 2012.
Духовно-нравственная культура в школе/Под редакцией игумена Киприана (Ященко). - М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2009.
Зеньковский В. В. Педагогика. - Сергиев Посад, 2004.
Зорин К. В. Ребенок «с характером». В помощь родителям: недетские проблемы детского возраста. - М.: «Ковчег», 2009.
Леви В.Л. Как воспитывать родителей, или Новый нестандартный ребенок. - М.: Торобоан, 2002.
Материалы журнала «Духовно-нравственное воспитание».
Материалы журнала «Школьный психолог».
Медведева И. Я., Шишова Т.Л. Бомбы в сахарной глазури.- Рязань: Зерна-Слово, 2012.
О таланте и смысле жизни. В чем тайна одаренности? - М.: «Даниловский благовестник», 2009.
Родительские собрания с психологом/ О.К. Симонова. - М.: Планета, 2011.
18