Программа для работы с родителями

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 49













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПОУ

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Мой ребёнок идёт в школу»










Составитель:

педагог - психолог

Роменская Л.Ю.






Ижевск 2013



Пояснительная записка.


Актуальность программы.

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет образовательную ситуацию в школе, определяя точное место подготовки к школьному обучению дошкольников и их законных представителей. Подготовке последних, согласно требованиям ФГОС, уделяется особое внимание, так как компетенции родителей в воспитании и развитии детей являются ключевыми.

Поступая в первый класс ребенок, как правило, не всегда хорошо осознает свое новое положение, но обязательно чувствует и переживает его. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника». В поддержании у первоклассника этой самой «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к подготовке ребёнка к школьной жизни, внимание к его дошкольным компетенциям, эмоциональная поддержка помогают дошкольнику почувствовать значимость поступления в школу.

Родителям современного дошкольника необходимо быть компетентными в вопросах подготовки своего ребёнка к школьному обучению. Для этого в МБОУ СОШ № 49 разработана программа для родителей «Мой ребёнок идёт в школу». Программа включает в себя теоретический материал, а также практические занятия с элементами тренинга и психологические игры. Данная программа является авторской и утверждена на заседании НМС; протокол № 6 от 30.08.2013.

Цель: повышение компетенций родителей в вопросах воспитания и подготовки ребёнка к школьной жизни

Задачи:

  • Ознакомление родителей дошкольников с возрастными особенностями первоклассника

  • Просвещение родителей в вопросах психологии младшего школьника

  • Решение психологических ситуативных задач, связанных с поступлением ребёнка в школу

Программа рассчитана на 26 часов

Данная программа разработана для родителей дошкольников, поступающих в первый класс.

Учебно - тематический план программы «Мой ребёнок идёт в школу»

п/п

Раздел

Количество часов

1

Как готовить ребёнка к школе

10

2

Узнай своего ребёнка

6

3

Психолого - педагогические секреты

10

Всего

26


Учебная программа «Мой ребёнок идёт в школу»

Направление: нравственно - эстетическое. Лекторий для родителей.

Раздел 1. Как готовить ребёнка к школе.

п/п

Тема занятия

Форма занятия

или виды деятельности

Основные понятия

или дидактические единицы

Образовательный продукт

1

ФГОС - новые подходы в образовании

Лекция - беседа

Особенности современной системы образования; адаптация первоклассников

к школе

Осознание родителями требований и значимости ФГОС

2

Психологическая готовность ребёнка

к школе

Беседа; практическое занятие

Критерии оценивания ПГ;

тест Йерасека - Айзенка

Тест по определению психологической готовности

к школе

3

Гуманистический подход в воспитании

Практическое занятие

Упражнение «Поговорим»

Решение ситуативной задачи

4

Питание ребёнка

Беседа; практическое занятие

Особенности питания первоклассника

Тест для родителей

5

Понимание в семье

Практическое занятие

Язык волка и язык жирафа;

составление Я - послания

Алгоритм составления

«Я - послания»

6

Домашнее задание

Беседа; практическое занятие

Как помочь первокласснику готовить домашнее задание

Способы мотивации ребёнка к выполнению домашнего задания

7

Кризис 7 лет

Лекция - беседа

Психологические возрастные особенности детей 7 лет


Тест для родителей

8

Воспитание на основе здравого смысла

Лекция - беседа

Требования родителей к первокласснику

Способы развития ответственного поведения у дошкольника

9

Мотивация

Беседа; практическое занятие

Особенности мотивации обучения первоклассников; упражнение «Для чего?»

Решение ситуативной задачи

10

Интеллект и способности к обучению

Лекция - беседа

Интеллектуальные способности дошкольников и первоклассников

Тест для родителей

Раздел 2. Узнай своего ребёнка.

1

Типы нервной деятельности

Лекция - беседа

Особенности обучения детей разных ТНД

Тест для родителей по определению ТНД ребёнка

2

Типы модальности поведения

Беседа; практическое занятие

Особенности обучения разных ТМП

Тест для родителей по определению ТИП ребёнка

3

Самооценка

Беседа; практическое занятие

Виды самооценки; влияние самооценки на успешность обучения

Способы повышения самооценки ребёнка

4

Память

Беседа; практическое занятие

Виды памяти; особенности памяти дошкольников и первоклассников

Способы развития и тренировки памяти ребёнка

5

Внимание

Беседа; практическое занятие

Виды внимания; особенности внимания дошкольников и первоклассников

Способы развития внимания ребёнка

6

Мышление

Беседа; практическое занятие

Виды мышления; особенности мышления дошкольников и первоклассников

Способы развития логического мышления ребёнка

Раздел 3. Психолого - педагогические секреты.

1

Гендерное воспитание

Лекция - беседа

Особенности гендерного воспитания

Понятия об особенностях гендерного воспитания

2

Семейная психология

Лекция - беседа

Влияние на поведение и обучение ребёнка очерёдность его рождения в семье; особенности поведения и обучения

Решение ситуативной задачи

3

Родительские установки

Практическое занятие

Упражнение «Ярлыки»

Решение ситуативной задачи

4

Задержка психического развития

Лекция - беседа

Причины ЗПР; признаки ЗПР; профилактика ЗПР

Способы профилактики ЗПР


5

Единство семьи

Практическое занятие

Упражнение «Путаница»

Решение ситуативной задачи

6

Агрессивное поведение

Лекция - беседа

Причины агрессивного поведения детей; профилактика агрессивного поведения

Способы профилактики агрессивного поведения

7

Гиперактивные дети

Лекция - беседа

Причины гиперактивного поведения детей; профилактика гиперактивного поведения

Способы профилактики гиперактивного поведения

8

Послушание и наказания

Лекция - беседа

Как наказывать ребёнка

Решение ситуативной задачи

9

«Яблоко от яблони…»

Лекция - беседа

Генетическая наследственность; особенности обучения

Решение ситуативной задачи

10

Мой ребёнок идёт

в школу

Итоговое

Обобщение; тест

Тест для родителей



Список литературы


  1. Х. Айзенк и Д. Эванс «Как проверить способности Вашего ребёнка» Москва 1998

  2. Д.А. Глазунов «Психология. Развивающие занятия для дошкольников» Москва 2010

  3. Т.Г. Григорьева; Т.П.Усольцева «Основы конструктивного общения» Москва 1997

  4. Л. Джанда «Сборник психологических тестов» Минск 2004

  5. Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева «Основы сказкотерапии» Санкт - Петербург 2007

  6. В.М. Кроль «Психологи и педагогика» Москва 2001

  7. Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» Ярославль 1997

  8. Н.С. Лейтес «Возрастная одарённость школьников» Москва 2000

  9. И.М. Никольская; Г.Л. Бардиер «Уроки психологии в начальной школе» Санкт - Петербург 2013

  10. Р.В. Овчарова «Практическая психология в начальной школе» Москва 2001

  11. В.А. Ситаров; В.Г.Маралов «Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе» Москва 2000

  12. Р.М. Ткач «Сказкотерапия детских проблем» Санкт - Петербург 2013

  13. О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 6 - 9 лет» Москва 2006

  14. Т.В.Чередникова «Проверьте развитие своего ребёнка» Санкт - Петербург 2014

  15. В.Р.Шмидт «Психологическая помощь родителям и детям» Москва 2007


© 2010-2022