Неделя психологии в школе

Неделя психологии — это совокупность психологических акций, подчиненных одной теме, одной идее, которая для включенного в нее человека разворачивается как некое целостное завершенное действо. Цель проведения: повышение психологической компетентности учащихся и учителей школы; формирование представлений о важности психологической науки как одной из составляющих человекознания; содействие развитию личности учащихся; повышение уровня доверия между всеми участниками образовательного процесса.Неделя должна быть целостной и законченной. События недели должны охватывать как можно больше детей и взрослых. Мероприятия недели не должны, по возможности, вмешиваться в учебный процесс, по крайней мере это вмешате...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Приволжская средняя общеобразовательная школа»

Волжского муниципального района Республики Марий Эл



УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Приволжская СОШ»

________________ /Алексеев И.В./



План проведения

НЕДЕЛИ ПСИХОЛОГИИ

в школе






Организатор:

Николаева Ольга Витальевна,

педагог-психолог

МОУ «Приволжская СОШ»













2014 год

Пояснительная записка


Неделя психологии - это совокупность психологических акций, подчиненных одной теме, одной идее, которая для включенного в нее человека разворачивается как некое целостное завершенное действо.

Принципы построения недели психологии:

  • неделя должна быть целостной и законченной, то есть психологически очерченными начало и конец, основную идею и девиз;

  • каждый день плавно должен перетекать в следующий;

  • необходимо иметь виды работы, которые делали бы каждый день неповторимым;

  • каждый день должен быть целостным и законченным, то есть содержать некоторое центральное мероприятие, иметь смысловую направленность, которая также может выражаться в девизе дня;

  • события недели должны охватывать как можно больше детей и взрослых;

  • мероприятия недели не должны, по возможности, вмешиваться в учебный процесс; по крайней мере это вмешательство необходимо сделать минимальным и строго оговорённым с педагогами и администрацией.

Цели проведения:

  • Повышение психологической компетентности учащихся и учителей школы;

  • Формирование представлений о важности психологической науки как одной из составляющих человекознания;

  • Содействие развитию личности учащихся;

  • Повышение уровня доверия между всеми участниками образовательного процесса.



ПЛАН

проведения Недели психологии (21-25 апреля)


День недели

Мероприятие

Участники

понедельник

Игра «Радуга настроений»

«Кирпичная стена»

«Забор»

Классный час: опросник «Личностный рост»

1-11 классы

5-11 классы

вторник

Акция «Письмо психологу»

Игра «Следопыт»

Тренинг для педагогов «Гореть или жить» (тренинг педагогического общения и профилактика профессионального выгорания)

5-11 классы

1-11 классы

Пед. коллектив школы

среда

Урок «Добро и зло»

Урок доброты «Добро творящий творит Жизнь»

Игра «Цветок желаний»

3 классы

5 классы

1-4 классы

четверг

Социологический опрос «Мои ценности»

«Моя любимая игрушка»

Игра - драматизация «Экзамен»

7-11 класс

1-4 класс

11 класс

пятница

Акция "Отдохни. Создай себе настроение"

Подведение итогов

Линейка

1-11 класс



В понедельник утром каждому входящему в фойе предлагается отметить своё настроение в начале дня на "Радуге настроений» (см. приложение №1).

Девиз дня: «Пусть в жизни не будет черных полос»

Всех попросят после окончания уроков снова подойти, чтобы отметить на "Радуге" своё настроение в конце рабочего дня.

Так же в коридоре должна пройти презентация "Кирпичной стены" (На стене прикреплён лист бумаги с изображением кирпичиков). Предлагается, что все желающие смогут прикрепить листочки с написанными на них мечтами или написать на кирпичиках свои мечты.

На стене первоначально написано:

Мечта сбывается и не сбывается,
Но всё хорошее не забывается,
А всё хорошее - и есть мечта!
Если мечта не сбудется,
Ты поступай, как хочется,
Но ни кому на свете грусти не выдавай…

Рядом с "Кирпичной стеной" появится "Забор". На нем будет фраза: "Я хочу, что бы в нашей школе…" каждый желающий мог продолжить начатое предложение. И прочитав на стене записи детей, учителя могли высказывать свои пожелания.

Во вторник - начался с раздачи ребятам листков с заданиями для игры «Следопыт». На переменах звучала веселая музыка, группы ребят бегали по школе, считая ступеньки, двери, задавая вопросы учителям, другие просто танцевали в фойе (см. приложение №2).

Девиз дня: «А кому сейчас легко?»

Состоится акция "Письмо психологу" для 5 - 11 классов. Дети могут взять листочки на столе в коридоре, и после написания своих вопросов и проблем опустить в почтовый ящик. После того, как психолог ознакомится с содержанием писем, он даст свой ответ на них.

После уроков состоится тренинг для педагогов «Гореть или жить», где будут предложены эффективные способы общения друг с другом и с учащимися, а также приемы для предотвращения эмоционального выгорания педагогов. (см.приложение №3)

В среду на стене появился новый «Забор», на нем слова: "Я выбираю дружбу!», где каждый желающий мог обратиться к друзьям с пожеланиями и т.п. Учителя могли высказывать свои пожелания. В рамках акции «Весенняя неделя добра - 2014» проводятся уроки добра в параллелях 3 и 5 классов (см. приложение №4).

Для малышей 1-4 классов на стене появился «Цветок желаний», где на разных лепестках ребята могли написать свои желания - для себя, для друзей, для всех людей.

В четверг, прошедший под девизом «Как здорово быть счастливым!» был проведен социологический опрос «Я выбираю…» (вариант опросника «Мои ценности»), результаты опроса были вывешены в конце учебного дня на стенде в фойе. Итак, мы выбираем здоровье! ( см. приложение №5)

Для учащихся 9 и 11 классов прошла игра "Экзамен", с целью психологической подготовки учащихся к сдаче экзаменов. Эта игра поможет школьникам снять напряжение, благодаря проигрыванию предстоящей экзаменационной ситуации (см. приложение №6).

В пятницу пройдёт акция: "Отдохни. Создай себе настроение" и ученикам будет дано задание высказать мнение от класса на линейке. На линейке будут подведены итоги по проведению психологической недели, и каждый класс выскажет своё мнение о проведённых мероприятиях.






ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Общешкольная игра «Радуга»

Игра Радуга" - массовое общешкольное мероприятие с психологическим подтекстом и широкими психолого - педагогическими возможностями: использование "Радуги" в неделе психологии с целью создания интриги, настроя школы на "психологическую волну", формирования общего настроения именно той тональности, ради которой и ведётся вся психологическая работа в школе вообще. Основная цель: выявление через игру работоспособности, утомляемости школьного коллектива. Психологическая неделя - это погружение в новое, малознакомое школе переживание, и "Радуга" способствует такому погружению лучше многих прочих форм.

В начале дня участники игры, заходя в школу, видят большой плакат, где нарисованы солнце и яркая радуга. На других небольших плакатах читают: "С каким настроением ты идёшь сегодня в школу?" Встречают участников игры учащиеся педагогической группы и предлагают выбрать один цветной жетончик из предложенных (красный, зелёный, жёлтый, серый, чёрный) и бросить в коробочку такого же цвета (в каждой коробочке есть прорезь).

На следующее утро всех встречает в холле два больших плаката. На плакатах четыре цветные диаграммы и всё объясняющий текст. Две диаграммы вверху озаглавлены: "Утро - школьники" и "Утро - взрослые", на каждой круговой диаграмме в определённом соотношении нарисованы сектора пяти цветов.




ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Игра «Следопыт»

Задание для участников.

Ваша задача: Ответить правильно на предлагаемые вопросы как можно быстрее.

Победителей ждет приз!


  1. Сколько лет нашей школе?______________________

  2. Сколько кабинетов на 2 этаже?___________________

  3. Сколько всего часов висит в школе?_________________

  4. Как зовут второго сына Барамыгиной Т.В..?____________________________

  5. Как зовут любимого кота Петровой А.В.?_________________________

  6. Во сколько приходит на работу школьный повар?_________

  7. Сколько женщин по имени Татьяна работает в школе?_________________

  8. Какой породы пес у учителя Юсупкиной Н.В.?____________________

  9. Сколько дверей в школе?____________________

  10. Сколько телефонов в кабинете директора?_____________________

  11. Любимое место отдыха Боровикова В.Г., учителя физики?________________

  12. В какую сторону открывается дверь в столовую - от себя или на себя?_____________________________

  13. Где отдыхал прошлым летом Ефимов Н.Е.?_______________________

  14. Сколько цветов в горшках в кабинете технологии?_________________

  15. Сколько всего компьютеров в школе?_________________

  16. Какой размер обуви у Алексеевой С.Ю.?___________________

  17. Какой номер телефона школы?____________________

  18. На каком этаже живет Степанова Н.Ю.?________________________

  19. Какого цвета глаза у Воробьевой Н.А.?_______________________

  20. Любимые цветы Котельниковой З.С.?________________________

  21. Сколько стульев в кабинете психолога?____________________

  22. Какого цвета диван в учительской?________________________

  23. Сколько парт в кабинете биологии?______________________

  24. Сколько фотографий на стенде «Выпуски школы?»_________________

  25. Сколько ступеней на главной лестнице?__________________________

  26. У кого из мальчиков в школе самая длинная прическа?_______________

  27. У кого из девочек сегодня больше всех заколочек в волосах?___________

  28. Какое хобби у библиотекаря школы?_____________________

  29. Сколько техслужащих в школе? ___________________________

  30. Какой любимый цвет у директора школы? _________________________

Вопросы можно придумывать любые.

В конце дня подводятся итоги игры.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Тренинг «Гореть или жить» (тренинг педагогического общения и профилактики профессионального выгорания)

Актуальность. В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Современное общество представляет высокие требования к системе образования. Педагоги, стремясь соответствовать этим требованиям, вынуждены беспрестанно повышать уровень профессиональной компетентности, что, в свою очередь, уже ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам. Напряжённые ситуации на работе (трудности взаимодействия с учениками на уроке, нарушения дисциплины учащимися, конфликтные ситуации с родителями, администрацией, сотрудниками),приводят к истощению эмоциональных ресурсов педагога. Следствием профессионального"выгорания" могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и в первую очередь с собственными детьми.

Следовательно, профессиональное "выгорание" -это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное"выгорание" возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей "разрядки" или"освобождения" от них. Опасность "выгорания"состоит в том, что это не кратковременный проходящий эпизод, а долговременный процесс"сгорания дотла".

Поэтому в настоящее время становится актуальным коррекция психологического состояния и развития эмоциональной устойчивости педагога. Педагог должен уметь эффективно"сбрасывать" напряжение и восстанавливать работоспособность, а целенаправленное использование приемов саморегуляции поможет педагогу повысить свое профессиональное мастерство, оптимально построить свое общение со школьниками и коллегами по работе.

По мнению Л.Г. Федоренко, педагогу, чтобы не оказывать пагубного влияния на тех, с кем он общается (прежде всего, на детей и их родителей),следует разобраться с собой, со своим эмоциональными проблемами, найти выход из стрессовой ситуации, то есть начать с себя.

Данный тренинг адресован педагогам, профессия которых по роду своей деятельности связана с общением с людьми, и требует навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение. Все развиваемые в тренинге навыки необходимы в профессиональной деятельности, как педагогам, так и руководителям образовательных учреждений.

Цель:

Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде.

Задачи:

  • Знакомство с понятием профессиональное "выгорание", с его характеристиками.

  • Анализ проявления признаков "выгорания", выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.

  • Создание условий способствующих профилактике синдрома профессионального "выгорания".

  • Дать представление об основных понятиях и функциях саморегуляции.

  • Снятие эмоционального напряжения освоением способов саморегуляции эмоционального состояния.

  • Число участников тренинга может быть различным от 8 до 30 человек. Оптимальная группа состоит из 12-16 человек.

  • Тренинг проводится в течение 3-4 часов в довольно просторном помещении.

1. Упражнение "Снежный ком".

Цель: Познакомить участников друг с другом, снизить эмоциональное напряжение.

Как правило, в тренинговых группах принято называть друг друга по имени, поэтому забудьте все на некоторое время, что у вас есть отчество.

Инструкция: Устройтесь поудобнее, будем называть свое имя и прилагательное, отражающее ваше настроение или состояние. Например, Ирина-интересная. Следующий по кругу должен назвать предыдущих участников, затем себя; таким образом, каждый следующий участник должен будет называть все больше имен с прилагательными.

2. Упражнение "Пустое место"

Цель: Снять эмоциональное напряжение, так как самое сложное в знакомом и незнакомом коллективе - свободно смотреть в глаза и прикасаться друг к другу.

Инструкция: Рассчитайтесь на первый и второй. Первые садятся по кругу на стулья, вторые встают к первым за спинку стула и кладут руки на спинку стула (если спинки нет, то руки заводятся за спину). И только перед одним участником никто на стуле не сидит - "пустое место". Его задача - переманить кого-нибудь из сидящих на пустое место. Это нужно сделать без слов, внимательно посмотрев на того, кого к себе зовешь. Если кто-то увидел внимательный, приглашающей взгляд, он должен перебежать и занять пустое место. Тот, кто стоит за спиной, должен задержать убегающего, схватив его за плечи. Если вы задержали убегающего, то участник, с "пустым местом" переманивает другого, если нет, то теперь у него задача - переманить к себе кого-нибудь (также глазами), то есть снова приобрести партнера.

Через некоторое время партнеры меняются местами: тот, кто сидел, встает за спинку стула, а тот, кто сидел - садится.

Обсуждение: Расскажите о полученных ощущениях и впечатлениях

3. Упражнение "Передай инструкцию"

4. Мини-лекция "Профессиональное "выгорание"

Наш тренинг сегодня посвящен профилактике синдрома профессионального выгорания.

Синдром профессионального "выгорания", это процесс, развивающийся во времени. Начало "выгорания" лежит в сильном и продолжительном стрессе на работе. В этом случае, если внешние и внутренние требования к человеку превышают его собственные ресурсы, происходит нарушение равноправия его психофизического состояния. Сохраняющийся или усиливающийся дисбаланс приводит к полному истощению имеющихся эмоционально-энергетических и личностных ресурсов и "выгоранию" работающего человека.

Профессиональное "выгорание" это не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни и карьеры. Однако"выгорание" довольно коварный процесс и возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без "соответствующей"разрядки или "освобождения" от них. Опасность выгорания состоит в том, что это не кратковременный эпизод, а долговременный процесс "сгорания дотла". И человек подверженный этому синдрому мало осознает его симптомы, только начинает испытывать чувство неуверенности в себе и неудовлетворенность в личной жизни.

Не находя достаточных оснований для самоуважения и укрепления позитивной самооценки, развития позитивного отношения к собственному будущему и теряя, таким образом, смысл жизни, человек старается найти его через самореализацию в профессиональной сфере. Ежедневная работа, иногда без перерывов и выходных, с постоянной физической, психологической нагрузкой осложнённая эмоциональными контактами ведет к жизни в состоянии постоянного стресса, накоплению его последствий, истощению запаса жизненной энергии человека и, как результат, к серьезным физическим заболеваниям (гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронического переутомления и т.д.).

- Как вы думаете, какие факторы способствуют возникновению синдрома "выгорания"?

Основной фактор - это хронический стресс на рабочем месте, к которому приводят:

  • предъявление завышенных требований и высокая рабочая нагрузка

  • отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллег и начальства

  • недостаток вознаграждения за работу, как моральное, так и материальное

  • невозможность влиять на принятие важных решений

  • необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным (необходимость быть эмпатичным, вежливым улыбчивым)

  • работа с тяжелыми людьми (агрессивными, с психопадоподобным поведением)

  • отсутствие каких - либо интересов вне работы

  • переживание несправедливости

  • неудовлетворенность работой

1) Первый признак выгорания - эмоциональное истощение, соматизация. Появляется чувство перенапряжения, эмоциональные и физические ресурсы исчерпаны, появляется чувство усталости, не проходящее после ночного сна, выходных и нередко даже после отпуска (слайд №7).

2) Вторым признаком является - личностная отстранённость. Человек перестает интересоваться профессиональной деятельностью, у него почти ничего не вызывает эмоционального отклика ни положительные, ни отрицательные.

3) Третьими признаками является ощущение утраты собственно эффективности и падение самооценки. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворения работой. Низкая самооценка, вина, депрессия указывают на низкую эмоциональную грамотность.

5. Диагностическая процедура "Симптомы профессионального "выгорания"

Давайте посмотрим, какие симптомы характерны для профессионального "выгорания", прислушайтесь к себе, проанализируйте свое состояние и постарайтесь определить, есть ли у вас признаки "выгорания"(слайд № 8, 9,10)

Если вы нашли по два и более симптома в каждой группе, это сигнал: задумайтесь о своем физическом и психическом здоровье.

- Теперь остановитесь и проведите проверку своего состояния. Прочитайте еще раз те симптомы, которые вы нашли у себя (распечатка листов для каждого участника с симптомами "выгорания")

- Нахмурены ли вы, читая эти строки?

- Чувствуете ли вы напряжение в глазах?

- Как вы сидите сейчас на стуле, расслабившись или сгорбившись?

- Напряжены ли мышцы вашего лица?

Если ваше тело неподатливо и не расслабленно, то вы в этот самый момент вызываете у себя нервное напряжение и нервную усталость.

- Что делать?

Ведь эти процессы, происходящие в человеке и выражаемые внешне в симптомах "выгорания" дают возможность нам понять, что с нами происходит и, исходя из этого решить, что делать дальше, возможно изменить профессию или постараться скорректировать проявление синдрома. А своевременно предпринятые профилактические шаги могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение.

Выход следующий: Меняйте стиль жизни, меняйтесь сами!

Улучшить свою жизнь можно только через изменение отношения к ней, через восприятие её как самого ценного дара, через мудрость, радоваться каждому дню, минуте, впечатлению.

Неурядицы, жизненные противоречия - это норма жизни. Они не должны занимать в нашем сознании больше места, чем того стоят.

Хочется привести слова Уолтера Рассела: "Если делать то, что вы ненавидите, из-за ненависти в организме, начинают вырабатываться разрушительные токсины и в результате этого вы, начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете".

Нужно любить всё, что вы делаете. Или иначе, делайте то, что можете делать с любовью.

Так гласит древняя восточная мудрость.

"Делайте всё с радостью, делайте всё самым лучшим из известных вам способов".

Составляющие синдрома выгорания

Синдром выгорания включает в себя три основные составляющие:

¨ Эмоциональную истощенность - чувство опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

¨ Деперсонализацию (цинизм) - предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда.

¨ Редукцию профессиональных достижений - возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Стадии профессионального выгорания

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач, 1982) - три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:

ПЕРВАЯ СТАДИЯ:

• начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе;

• исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

• забывание каких-то моментов («провалы в памяти»).

ВТОРАЯ СТАДИЯ:

• снижение интереса к работе;

• снижение потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть»;

• возникают недоразумения с обучающимися и коллегами, преподаватель в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

• нарастание апатии к концу недели;

• появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, увеличение числа простудных заболеваний);

• повышенная раздражительность, человек «заводится с пол-оборота».

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:

• притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;

• наблюдается когнитивная дисфункция (нарушение памяти, внимания);

• нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями;

• личностные изменения, человек стремится к уединению (ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми);

• такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Индивидуальные факторы:

  • Возраст

  • Пол (женщины)

  • Уровень образования

  • Семейное положение (не состоящие в браке)

  • Стаж работы

  • Выносливость

  • Локус контроля

  • Стиль сопротивления

  • Самооценка

  • Невротизм (тревожность)

  • Коммуникабельность

Организационные факторы:

  • Условия работы

  • Рабочие перегрузки

  • Дефицит времени

  • Продолжительность рабочего дня

  • Содержание труда

  • Самостоятельность в своей работе

  • Обратная связь

Вывод: мы ищем причины нашей неудовлетворенности от работы во внешних обстоятельствах, не задумываемся о собственной роли в профессиональном выгорании.

6. Упражнение «Подарок»

Все участники садятся по кругу.

«Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать ("вручить") молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча».

6. Рефлексия.

Список литературы:

  1. Агеева И.А. "Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы". - СПб.: Речь, 2007. 208с.

  2. Анн Л.Ф. "Психологический тренинг с подростками". - СПб.: Питер, 2008. 272 с.: ил.

  3. Антонов В.В., Вавер Г.Ю. Комплексная система психологическойсаморегуляции. Л.: Методический центр по психологическойсаморегуляции, 1988.

  4. Мельник Ю. Управление стрессами. Управление персоналом. - 2002. №3.

  5. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. "Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). - СПб.: Издательство "Речь", 2007.224 с.: ил.

  6. Школьный психолог. Методический журнал для педагогов-психологов. №9 2009 г., №16 2011.


















ПРИЛОЖЕНИЕ№4


Урок «Добро и зло»

Цель урока: Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло»

Задачи:

- воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других;

- формировать представления о нравственной ответственности человека за свои поступки;

- развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками;

- совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения Основные термины и понятия: добро , зло.

Формы организации учащихся:

Фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником, словарная работа.

Учебное оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, раздаточный материал, презентация.

Ход урока.

1. Организационный момент

2.Введение в тему.

-Прочитайте эпиграфы

«Добрый человек - не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».

(В.О.Ключевский.)

«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки».

(Древнекитайское изречение.)

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

-Сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях - добро и зло.

Подготовка к изучению нового материала.


Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

Добро со злом неразделимы.

Борьба идет под плач и смех,

Но жаждет каждый видеть зримо,

Когда добро одержит верх.

Заслужит только тот награды,

Кто испытание пройдет.

Кувшинчик с кладом он откроет,

И в мир добра он с ним войдет.

Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.

Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.

- Понятны ли вам слова добро и зло?

Каких людей вы называете добрыми, а каких - злыми? (Ответы детей)

- Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие.

Так что же такое доброта? Обратимся за помощью к толковому словарю.

Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: « Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок», а « доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим".

И отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добросердечный, добропорядочный, добросовестный

Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.

  1. Самая маленькая доброта - пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.

  1. Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?

  2. И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина - человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

- А что такое зло? (ответы)В словаре Ожегова - «Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок»

Почему же добро всегда побеждает над злом?

Зло - это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра . У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.

Послушайте притчу.

«Притча о Добре и Зле»

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.»

- Ребята, а какого волка вы кормите и чем?

- Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте?

- Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?

Работа с пословицами.

- Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и мы в этом убедились на примере притчи. Эту мысль они отразили и в пословицах, которые передаются из уст в уста.

Обратимся в к тетради.

Объединитесь в группы ,обсудите в группе, в чем заключается смысл этих пословицы, а затем всем расскажите ваше общее мнение.

1. Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
2. Жизнь дана на добрые дела.
3. Доброе слово и железные ворота открывает.

4. «Худо тому, кто добра не делает никому».

5. «Твори добро, чтобы любя добро тебя нашло, Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло».

6. «Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро - творить трудней».

«Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу,

От доброго добро,

От злого зло родится».

- Да, правильно. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте - это доброе слово.

-Какие добрые слова вы знаете, мне хотелось бы проверить.

Игра «Доскажи словечко» (фронтальная работа; ответы хором, вслух)

- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит.. ( (добрый день)
- Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь… (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим …( (извините, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят …( (до свидания)


- Ну вот, волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете - от чего зависит их сила?

- Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом - спокойным и приветливым или грубым и невежливым.

Поступки. Обсуждение ситуаций.

- Ребята, прослушав рассказ В.А. Сухомлинского «Обыкновенный человек» попытайтесь определить, о каких поступках людей в нем идет речь?

«В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди - заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

-Что это за человек? - спросил внук деда.

-Это не человек, - ответил дед.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

-Что это за человек? - спросил внук деда.

-И это еще не человек, - ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

-А это что за человек? - спросил внук деда.

-Обыкновенный человек, - ответил дед.»

- Что вы можете сказать о главных героях рассказа? Какие они? Почему?

- Согласны ли вы с той характеристикой, которую давал дедушка проезжим? Какой он - обыкновенный человек? - (добрый, заботиться о других, помогает…) В разное время у людей было разное понятие норм, об этом мы поговорим на следующем уроке.

Физкультминутка-игра.

Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой - закрываете лицо ладошками. Итак, начали: Баба Яга, доктор Айболит, Дюймовочка, Змей Горыныч, Вини Пух, Золотая рыбка, Смешарики

Индивидуальная работа.

Проанализируйте ситуации и скажите, по каким мотивам совершались добрые дела.(тексты в тетради)

Ситуация 1.: Ученик возвращался из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути. В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону. Только старик хотел поблагодарить его, как мальчика вокруг не оказалось.

Ситуация 2. Однажды старушка - соседка попросила мальчика отнести и сдать бутылки из-под кефира. Он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то отблагодарить его.

Совместная работа. Распределите слова на две группы, в первую поместите слова, относящиеся к понятию "добро", во вторую - к понятию "зло": Обман, насилие, взаимовыручка, помощь, умение говорить правду, хвастовство, ложь, трудолюбие. Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть трусость, зависть, жадность, честность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, бестактность, лживость, малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм.

Приведите свои примеры

добро

зло



Проверь себя.

1. Решите тест

1)________________ - образец поступков людей и отношений между ними.

2)________________ - противоположность добра, это то, что стремится устранить и исправить мораль.

3)Что считается добрым поступком?

А. Забыть о неприятной просьбе

Б. Дать списать домашнее задание

В. Опоздать на неинтересную встречу

Г. Помочь соседу по парте разобрать задачу

4)Укажите поступки , которые одобряет общество

А. обман

Б. насилие

В. взаимопомощь

Г.унижение

5)Что является последствием злых дел?

А. дружба

Б. радость

В. вражда

Г. мирное сосуществование

6) Знания о добре и зле помогают людям

А. проявлять заботу о близких

Б. жить в мире

В. Дружить

При правильном ответе на слайде появляются части картинки. Команда черепашек Ниндзя.

Обобщение.

- Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела.

Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела.

Ребята! Будьте добрыми и щедрыми, и это воздастся вам сторицей. Любите труд, который приносит большое наслаждение. И настанет время, когда вы сможете сказать "Я делаю нужное дело, приношу пользу людям".


Дополнительный материал:

1. Воскресенье. По телевизору должна идти интересная передача. Но мама просит по какой - то причине в это время погулять с маленьким братом. Какой вариант поведения вы выберете?

-Предложу посмотреть сказку вместе с братом.

-Сначала посмотрю сказку, потом пойду гулять с братом.

-Выясню, по какой причине мама не может сама погулять, потом решу, как поступить.

-Пойду погуляю с братом.

-Придумаю брату какую-нибудь интересную игру, пока будет идти сказка, чтобы он не захотел идти гулять.

- Почему вы выбрали именно этот вариант?

2. Классный руководитель объявил ребятам, что на елку в цирк удалось достать 18 билетов и сказал: «Вас в классе 35 человек. Я вас всех люблю и не могу сама решить, кому не идти. Сделайте это сами. Поднимите руки те, кто сам решил не пойти, или предложите, как сделать по - другому».

- Как ты поступишь?

- Предложу тянуть жребий, чтобы было не обидно.

- Предложу решить голосованием, как считает класс, кто достоин получить билет.

- Предложу дать эти билеты тем, кто заслужил хорошей учебой и активной работой.

- Подниму руку, что не пойду.

- Предложу распределить по группам и выбрать достойных.

-Объясни выбранный вариант.

3. Ребята готовили спектакль к Новому году. Всем хотелось играть главные роли. Как вы советуете учителю поступить при распределении ролей?

-Главные роли дать тем, кто уже проявил свои способности.

-Главные роли дать тем, кто еще ни разу ни в чем не участвовал.

-Желающим тянуть жребий.

-Пусть решат сами участники спектакля.

Выбор вариантов ребята делают письменно, чтобы можно было проанализировать направленность их решений.

-А теперь, ребята, попробуйте разнести выбранные вами решения по следующим колонкам: для себя, для других, для коллектива.

-Подумайте над тем, что у вас получилось. В чью пользу вы принимали решения? Как они соотносятся с народной мудростью «Поспешай делать добро»?


Урок «Добро творящий творит Жизнь»


Цель: формирование у учащихся толерантных отношений, сопричастности к коллективу.

Учитель: я начну наш классный час стихотворением Гаврюшкина Александра Евгеньевича «День добра»

Почему так много в мире зла?

Сможет ли на это кто ответить?

К истине дорога так светла,

К истине, единственной на свете…

Ту дорогу потеряли мы.

Та потеря самая большая!

И теперь бациллами чумы

Мир живёт, друг друга заражая.

Всех мне их, увы, не перечесть.

Назову бациллы основные:

Ложь, измена, рядом с ними лесть,

И конечно все грехи земные.

Что нам сделать, чтобы вырвать зло?

Вырвать с корнем и забыть на веки?

Чтобы никогда не проросло

Это чувство в нраве человека?

Предлагаю сделать День добра

Самым звонким праздником планеты,

Чтоб весь день и ночку до утра

Пела радость нам свои куплеты.

А как вы думаете, чего больше на земле добра или зла?

Учащиеся отвечают.

Давайте постараемся ответить на этот вопрос, используя чашечные весы. Положим на одну чашу весов все, то что мы можем назвать ЗЛОМ.

Учащиеся перечисляют:

  • Война,

  • Грубость,

  • Предательство,

  • Ненависть,

  • Убийство,

  • Жадность,

  • Алкоголь,

  • Наркотики,

  • Сигареты и т.д.

А теперь положим на другую чашу весов, то, что мы можем назвать ДОБРОМ:

Учащиеся перечисляют:

  • Любовь,

  • Друзья,

  • Семья,

  • Родители,

  • Преданность,

  • Искренность,

  • Чистосердечие,

  • Отзывчивость,

  • Умение прийти на помощь,

  • Надежность,

  • Образование и т.д.

Перечисляя, дети понимают, что добрых поступков, дел, качеств гораздо больше, чем плохих.

Учитель:

Хотя в жизни все должно быть в равновесии, но мне кажется, что на каждый плохой, злой поступок, все равно найдется один хороший. Можно сказать, что хорошего все-таки больше.

И очень хорошо, что вы можете отличить плохое от хорошего.

Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро от зла ведет к разрушению человеческой личности.

Приведу несколько примеров высказываний великих людей о ДОБРЕ.

Доброта порождается добротой.

Цицерон Марк Туллий

Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.

Твен Марк

Доброе дело, если оно действительно доброе, стоит больше, чем миллион добрых слов; но порой слово и есть дело, и тогда оно дорого стоит.

Зейме Иоганн Готфрид

Желание служить благу должно непременно быть потребностью души, условием личного

Некто спросил: "Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?" Учитель сказал: "А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро - добром."

Конфуций

Ничто не приближает человека к богам настолько, как совершение добрых дел.

Цицерон Марк Туллий

Плати за зло чистосердечием, а за добро плати добром.

Конфуций

Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной проступок.

Конфуций

Расположение к человеку - желать ему счастья.

Суворов Александр Васильевич

Хороший человек - тот, кто способен платить другому добром.

Платон

Тот, кто добр, - свободен, даже если он раб; тот, что зол, - раб, даже если он король.

Августин Аврелий

В своей книге «Письма о добром» Дмитрий Сергеевич Лихачев писал:

Молодость - это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделенная радость - не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат - опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.

Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости.

Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде - тоже. Привык к работе - и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий...

Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные - усложнят ее и затруднят.

И еще. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать!

Очень хорошие и правильные слова. Вы сейчас находитесь в том возрасте, когда ваши поступки уже осознаны, за них вы можете понести ответственность. Поэтому, какими будут ваши поступки, добрыми или плохими, такою и будет складываться ваша жизнь.

Необходимо быть не только добрым, порядочным человеком, но и занимать активную жизненную позицию.

Учитель: спасибо, ребята, за искренние ответы. Надеюсь, что урок доброты не пройдет для вас бесследно. Доброте тоже надо учиться.

«Любовь к своей Родине - это не нечто отвлеченное; это - и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей.

Не будет корней в родной местности, в родной стране - будет много людей, похожих на степное растение перекати-поле».

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

Анкета «Я выбираю…»

Оцените важность для вас данной сферы жизни от 1 до 5 баллов.

активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность),

здоровье (физическое и психическое),

интересная работа,

красота (переживание прекрасного в природе и в искусстве),

любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком),

материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений),

наличие хороших и верных друзей,

общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе),

познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие),

развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей),

свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках),

счастливая семейная жизнь,

счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом),

творчество (возможность творческой деятельности),

уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений

Общие итоги оформляются в виде диаграмм и вывешиваются на стенде в коридоре.

ПРИЛОЖЕНИЕ №6

Психологические тренировки перед экзаменами

занятие для учащихся 9-х и 11-х классов


Цель:

1. У учащихся должно быть снято чувство уникальности собственных переживаний по поводу предстоящих испытаний, которыми являются экзамены за курс базовой и средней школы;

-они должны ознакомиться с некоторыми способами релаксации и апробировать их на себе.

2. Участникам группы будет предоставлена возможность поделиться личным опытом преодоления стрессовых экзаменационных ситуаций, пережить общение с членами будущих экзаменационных комиссий в ситуации, близкой к экзаменационной.

3. Отрефлексировать личные переживания и приобретенный в ходе занятия опыт.

2. Ассоциации на слово «экзамен».

3. Игра «Психолог».

Участникам предлагается анонимно записать на листке бумаги то, чего он больше всего боится в предстоящем экзамене. Затем, подходя к каждому из участников, ему предлагается вытянуть листок, прочитать вслух написанное и прокомментировать, ответив на следующие вопросы:

Испытывали ли Вы подобные переживания? Если да, то как с ними справлялись? Если нет, то как посоветуете выйти из создавшейся ситуации?

4. Обучение релаксационным упражнениям.

Участникам предлагается выполнить упражнения для мышечной и психологической релаксации, проговорить изменения, происходящие в собственном состоянии.

5. Тест «Сова или жаворонок».

В ходе тестирования участники выясняют, к какому типу они относятся (сова или жаворонок). В связи с этим даются общие рекомендации по поводу выбора времени подготовки к экзаменам.

6. Работа в группах по выработке правил переживания экзаменационного периода.

Одной группе предлагается выработать перечень тех правил, которые помогут сохранить самообладание и хорошо подготовиться к сдаче экзаменов.

Второй группе требуется перечислить то, что мешает нормальному самочувствию в предэкзаменационный период и подготовке к успешной сдаче экзаменов.

Защита выработанных рекомендаций представителями каждой из групп.

Дополнения и комментарии со стороны тренера.

  1. Подготовка к экзаменам (консультация для учеников сдающих экзамены)

Экзаменационный период - это особая пора, как в жизни абитуриентов, так и их родителей, и хотя экзамены в выбранное учебное заведение сдают одни, волнуются и переживают и те и другие.

Вступительные экзамены в то или иное учебное заведение - это для абитуриентов пора большого психологического напряжения. По сути, это не просто экзамены, это - испытание характера, силы воли, это умение в нужное время проявить себя, показать свои достижения в определенной области знаний, умение презентовать себя "в лучшем виде", умение не растеряться, справиться с волнением. Всему этому можно научиться, посетив курсы (тренинги) психологической подготовки к вступительным экзаменам.

От правильного выбора учебного заведения зависит не только выбор вашей профессии, но и ваше будущее. Здесь важно не ошибиться. Но и не менее важно успешно сдать вступительные экзамены. Ежегодно несколько миллионов абитуриентов пробуют свои силы на вступительных экзаменах: кто-то успешно, кто-то нет.

Если Вы испытываете страх перед сдачей экзаменов, не можете собраться при подготовке к экзамену, если не уверены в своих силах и чувствуете себя психологически подавленным, неподготовленным к такому испытанию как экзамены, то Вам просто необходимо пройти психологические тренинги.

«Как подготовиться к экзаменам»

  • снятие стресса при подготовке к экзамену;

  • умение вовремя собраться и активизировать свои силы для подготовки к экзаменам;

  • самоорганизация при подготовке к экзаменам (планирование учебного дня, эффективное повторение).

«Как сдать экзамен»

  • улучшение психологического состояния в процессе экзамена;

  • снятие страха перед экзаменом;

  • развитие в себе силы, препятствующей появлению стрессов и нервозных проявлений;

  • подготовка к ответу на экзамене

«Как научиться управлять своим временем»

  • знакомство с понятием «время», «лимит времени»;

  • формирование умения правильно распределять свое время;

  • планирование своего учебного и рабочего дня;

  • составление своего собственного календаря времени

«Повышение уровня внимания и памяти»

  • обучение методикам привлечения внимания к определенным объектам;

  • изучение факторов, влияющих на внимание;

  • обучение методике и навыку ухода от помех (отвлекающих факторов);

  • обучение эффективному запоминанию учебного материала;

  • закрепление навыков применения изученных методик.

  1. Игра «Экзамен»

Эта игра предназначена для учащихся девятых классов и является частью работы по психологической подготовке девятиклассников к сдаче экзаменов. Как известно, сдача экзаменов (особенно в первый раз) вызывает у старшеклассников страх, напряжение, тревогу. Это естественные реакции учащихся на новую социальную ситуацию. Эта игра может помочь школьникам снять напряжение, благодаря проигрыванию предстоящей экзаменационной ситуации.

Соответственно, в ходе игры решаются следующие задачи:

  • изменение отношения к стрессовой ситуации экзамена через его «проживание»; снижение напряженности, тревожности перед новой ситуацией;

  • обозначение проблем, с которыми предстоит встретиться на экзамене, и обсуждение путей их преодоления;

  • знакомство девятиклассников с представителями экзаменационной комиссии;

  • развитие навыков группового взаимодействия.

Материалы и требования к организации игры

Необходимые материалы;

  • экзаменационные билеты;

  • ватман;

  • маркер;

  • колокольчик;

  • песочные часы - 2 шт. (на 1 и на 3 минуты);

  • карточки для жеребьевки;

  • листы формата A3 с текстом правил.

Ведущий. Сегодня мы собрались для того, чтобы испытать себя в ситуации экзамена. Для каждого из нас независимо от опыта экзамен является определенным испытанием. Я хочу еще раз произнести слово «экзамен». Вслушайтесь в него. Какие у вас рождаются ассоциации? Назовите их.

Ведущий. Итак, мы видим, что есть много общего в нашем восприятии экзамена. Однако есть и различия. Кто-то из участников воспринимает ситуацию как тревожную, чреватую негативными последствиями. А кто-то, напротив, чувствует себя энергичным, бодрым и уверенным в своих силах. И сейчас нам с вами на практике предстоит узнать, что же такое экзамен. А затем еще раз, исходя из сегодняшнего опыта, обсудить, что пережил каждый из вас. Традиционно каждый сдает экзамен в индивидуальном порядке. Вам повезло. Этот экзамен проводится в групповой форме. Сейчас участникам нужно разбиться на команды.

Ведущий организует жеребьевку. Количество человек в команде не должно превышать 7-8 человек.

Ведущий. Я прошу всех сесть в круг таким образом, чтобы участники одной команды находились рядом. Прежде чем мы перейдем непосредственно к экзамену, я хочу узнать ваше мнение. От чего зависит успех на экзамене?

Проводится свободное обсуждение. Участники говорят о знании предмета, везении, находчивости, доброжелательности экзаменационной комиссии, взаимовыручке и т.д. Ведущий подводит итог.

Ведущий. Мы сейчас услышали, что успех на экзамене определяется очень многими факторами. Через некоторое время нам предстоит это еще раз проверить. Прежде чем вы начнете сдавать экзамен, я хочу ознакомить вас с правилами.

Ведущий вывешивает плакат с текстом правил.

  1. Первое правило относится к процедуре проведения игры. Представители каждой команды одновременно подходят к столу, за которым восседает «многоуважаемая экзаменационная комиссия», и тянут билет. Затем идет коллективное обсуждение в командах. Услышав сигнал об окончании времени, к столу экзаменаторов выходит представитель команды. Он и отвечает на вопросы билета. В случае необходимости команда может дополнить ответ.

  2. Система оценок - традиционная пятибалльная.

  3. Время подготовки к ответу строго ограничено, на нее дается 3 минуты, на ответ - 1 минута. Отсчет времени осуществляется с помощью песочных часов. Сигналом к началу и завершению этих периодов служит звонок колокольчика. За нарушение правил экзаменационная комиссия имеет право снижать отметку.

Также существуют требования к построению ответа:

  • в ответе должны быть раскрыты все понятия, включенные в вопрос;

  • ответ должен быть логичным.

Ведущий. Есть ли у вас вопросы по тем правилам, с которыми вы только что познакомились?

А теперь позвольте представить вам экзаменационную комиссию.

В состав комиссии входят завучи и педагоги. Важно, чтобы в этой роли на игре выступили люди, которым в последующем действительно предстоит принимать у этих ребят экзамены.

Ведущий. Я прошу команды сесть отдельно друг от друга.

Пока команды пересаживаются на отведенные им места, ведущий раскладывает на столе билеты.

Участники направляют своих представителей за «счастливым билетом».

Все билеты имеют № 13.

Экзаменационные билеты

Билет №13 Расскажите об особенностях жанра «Современный женский роман»: сюжет, литературные приемы, главные герои и т.д.

Билет №13 Расскажите об особенностях выращивания цыплят бройлерных пород в условиях вечной мерзлоты.

Билет №13 Докажите теорему №124 о построении равнобедренного круга.

Билет №13 Перечислите основные способы добывания философского камня в горах Казахстана.

Билет №13 Расскажите об особенностях внешней политики князя Джуффина Доброго (на примере торговли со странами Дальнего Юга).

Билет №13 Расскажите об особенностях экспериментальной проверки качества парфюмерной продукции «franzuski sport».

Билет №13 Расскажите об обычаях, культуре, особенностях жизни дикого племени Мумба-Юмба, живущего лесах Центральной Африки.

Билет №13 Найдите место в биологической классификации живому существу, известному в народе как Змей Горыныч.

Билет №13 Расскажите о подготовке, проведении и правилах черенкования плодово-ягодных деревьев и кустов в условиях Крайнего Севера.

Ведущий переворачивает песочные часы.

Ведущий. Внимание! Время пошло! Напоминаю, что сигналом прекращения обсуждения является звук колокольчика.

По окончании обсуждения звучит колокольчик. После этого представители команд выходят к экзаменационной комиссии. Для того чтобы у команд не было возможности продолжить обсуждение после звонка ведущего, представители всех команд выходят к столу одновременно и по очереди отвечают на вопросы билета. Ведущий отслеживает время.

Ведущий. Я попрошу представителя многоуважаемой комиссии рассказать, какие результаты получили участники.

Комиссия рассказывает о том, какие оценки получили команды, аргументируя свое решение. Юмористические комментарии с акцентами на реальный достижениях отвечавших позволяют участникам сбросить напряжение и легче перенести ситуацию провала. Каждой команде нужно ответить на 3 экзаменационных билета и получить по 3 отметки. Экзаменационная комиссия подсчитывает общий балл, набранный каждой командой, и объявляет победителей.

Ведущий. Я попрошу всех сесть в общий круг. Экзамен завершен. Мы видим, каких результатов добилась каждая команда. Давайте обсудим, что помогало и что мешало при подготовке и ответе на вопросы билетов? Из чего складывался общий результат? Что понравилось? Что не понравилось? Что для вас значил билет № 13? Какие чувства возникли во время игры? Что было самым важным?

Главный итог этой игры заключен не в победе какой-то одной команды. Вы все достойно проявили себя. И независимо от результата, есть главные победители сегодняшней встречи. Это - девятиклассники. Как известно, больше всего страшит неизвестность. После нашей игры девятиклассники смогут более уверенно пройти весенние экзаменационные испытания.

  1. Рефлексия.

Новые ассоциации на слово «экзамен», если они возникли.

Изменения в Вашем отношении к данному жизненному испытанию. Пожелания участникам тренинга от лица каждого участника и тренера.

Неделя психологии в школе

© 2010-2022