Программа мероприятий по адаптации учащихся первого класса

Раздел Школьному психологу
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГУ "Люблинская средняя школа" отдела образования акимата Карасуского района












Н. В. Зыкова

А.Г. Махмутова







Программа мероприятий по адаптации учащихся первого класса



















Костанай 2014 г.



Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………………………………..6

Актуальность ………………………………………………………………………………………..7

Цели и задачи ……………………………………………………………………………………….8

Содержание программы…………………………………………………………………………….9

Методические рекомендации………………………………………………………………………13

Карта наблюдений за процессом адаптации………………………………………………………14

Карта изучения социально - психологической адаптации……………………………………… 16

Психологические тренинги на преодоление тревожности у детей……………………………..18

Тренинг «Сердце»…………………………………………………………………………………………….19

Тренинг «Расслабляемся»……………………………………………………………………………………20

Развивающие занятия для 1 класса…………………………………………………………………22

Занятие «Урок, перемена»…………………………………………………………………………..23

Беседа «Культура поведения»………………………………………………………………………26

Коррекция тревожности и дезадаптации у учащихся……………………………………………..30

Занятие №1 Установление правил, создание рабочей атмосферы……………………………….31

Задание 2. Сплоченность группы, закрепление правил…………………………………………..34

Занятие 3. Закрепление мотивации, групповой работы, осознание личностных трудностей….35

Занятие 4. Вербализация содержания школьной тревожности…………………………………..36

Занятие 5. Разрядка школьной тревожности………………………………………………………38

Занятие 6. Прорабатывание школьных страхов путем разыгрывания тревожащих ситуаций...42

Занятие 7. Тренировка гибкости поведения……………………………………………………….43

Занятие 8. Закрепление позитивного отношения к школе………………………………………..44

Занятие 9. Повышение самооценки участников группы…………………………………………45

Занятие 10. Развитие коммуникативных навыков участников…………………………………..46

Занятие 11. Закрепление представлений о бесконфликтном общении………………………….47

Занятие 12. Подведение итогов…………………………………………………………………….49

Работа с родителями………………………………………………………………………………...50

Анкета для родителей………………………………………………………………………………………..51

Памятки для родителей……………………………………………………………………………………...52

Родительские собрания……………………………………………………………………………………...53

«Психологическая готовность к школе»………………………………………………………….54

«Возрастные психолого-педагогические особенности школьников»………………………….57

«Особенности адаптационного периода»………………………………………………………...66

Диагностика детей .………………………………………………………………………………...68

Определение готовности к школе Керна - Йерасека…………………………………………….69

Определение сформированности «внутренней позиции школьника»…………………………72

Определение мотивов учения……………………………………………………………………..74

Исследование адаптации методом Люшера……………………………………………………...78

Проективная методика диагностики школьной тревожности (А. М. Прихожан)……………..81

Рекомендации педагогу……………………………………………………………………………97

«Кто такой школьник?»……………………………………………………………………………98

«Школьный распорядок»…………………………………………………………………………..99

«Школьные правила»…………………………………………………………………………….. 100

«Предметы и учителя»……………………………………………………………………………..101

«Наш класс»………………………………………………………………………………………...102

«Наша школа»………………………………………………………………………………………103

Список литературы………………………………………………………………………………. 104


Введение

Предлагаемая программа состоит из разработок мероприятий в занимательной форме с целью осознания первоклассниками позиции «Я - школьник», формирование дружеских отношений в классе, развитие уверенности в себе и своих учебных возможностях, обеспечение чувства психологической защищенности, предупреждение неблагоприятных факторов, влияющих на психическое здоровье детей.

Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:

- способствовать адаптации обучающихся к школьному обучению;

- способствовать полноценному психическому и личностному развитию

школьника;

- выявлять психологические причины, вызывающие затруднения в процессе адаптации обучающихся к школьному обучению;

- развивать и корректировать психические функции обучающихся;

- развивать способность к обобщениям;

- развивать у нерешительных обучающихся способность овладевать

состоянием нерешительности и неуверенности;

- развивать целостную психолого-педагогическую культуру обучающихся;

- научить учащихся сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и живому миру;

- снижать уровень агрессивности обучающихся;

- снижать эмоциональную напряженность обучающихся;

- создавать обучающимся ситуацию успеха;

- изучать индивидуально-психофизические особенности обучающихся;

- формировать адекватное поведение обучающихся;

- формировать эмоционально-положительное отношение обучающихся к

совместной деятельности с педагогом;

- формировать учебные мотивы обучающихся;

- формировать восприимчивость обучающихся к обучающей помощи;

- определять уровень готовности обучающихся к школьному обучению;

- проводить диагностику способностей обучающихся;

- анализировать трудности в обучении и воспитании обучающихся.

Данная программа содержит в себе ряд методик таких как:

Определение сформированности "Внутренней позиции школьника"
Методика помогает выяснить, осознает ли ребенок цели и важность учения, как воспринимает учебный процесс, для чего он ходит в школу.

Определение мотивов учения Методика направлена на изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива.

Исследование адаптации методом Люшера При помощи данной методики можно определить эмоциональное состояние ребенка в школе, наличия положительных и отрицательных эмоций в различных учебных ситуациях. Выявляется эмоциональная самооценка ребенка.

Проективная методика для диагностики школьной тревожности

Цель методики. С помощью данной методики можно выявить общий уровень школьной тревожности учащихся начальной школы.

Ключевыми понятиями программы являются адаптация, дезадаптация и коррекция.

Адапта́ция (лат. adapto - приспособляю) - процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.

Дезадаптация (дез + новолат. adaptatio - приспособление) - психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой соц. ситуации.

Коррекция - исправление некоих недостатков, неправильностей, не требующее коренных изменений корректируемого процесса или явления.

Данная программа мероприятий по адаптации учащихся первого класса может быть рекомендована педагогам - психологам, работающим в учреждениях образования. Педагог - психолог может использовать данную программу в ходе лекций на родительских собраниях, развивающих занятий при работе с детьми. Также материалы программы представляют интерес для преподавателей, работающих в первом классе.












Изменить свою сущность нельзя,

можно лишь направить к благу

различные особенности характера,

даже недостатки, -

в этом и заключается

великая книжная тайна

и великая задача воспитания.

Жорж Санд


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребенка: она подчиняется учебе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, так как школа с первых же дней ставит перед учениками ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, гордости или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания.

Успешность и безболезненность адаптации ребенка к школе связаны с его социально-психологической и физиологической готовностью к началу систематического обучения.


Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой новой общественной организации. Не у всех детей оно происходит безболезненно, это может определяться состоянием ребенка, психологической готовностью к обучению.

Учебная деятельность эффективнее осуществляется в условиях игры, наличия элементов соревновательности. Первоклассник хорошо запоминает, когда не только слышит информацию, но и видит наглядное отображение, имеет возможность потрогать носитель информации. Внимание и память в основном непроизвольны.

Главная особенность детей этого возраста - первичное осознание позиции школьника, прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для ребенка означает «быть хорошим и любимым». Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимает их причины.






Актуальность программы:

В последнее время появляется все больше детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания и педагога, и психолога, так как отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка.

Приход ребенка в школу связан с определенными трудностями привыкания к школьной жизни, одной из причин которых являются психологические особенности ребенка 6-7 лет. К ним относятся: несформированность произвольной деятельности, отсутствие навыков учебного труда и сотрудничества, недостаточно развитая саморегуляция поведения, большая эмоциональность в общении и др.

Первый класс школы - один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них - эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость обучающихся в последующие годы.

Психологическая программа направлена на помощь обучающимся адаптироваться к школьному обучению, коррекцию и развитие психических функций.



















Цель и задачи программы адаптации первоклассников

Цель программы: осознание первоклассниками позиции «Я - школьник», формирование дружеских отношений в классе, развитие уверенности в себе и своих учебных возможностях, обеспечение чувства психологической защищенности, предупреждение неблагоприятных факторов, влияющих на психическое здоровье детей.

Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:

- способствовать адаптации обучающихся к школьному обучению;

- способствовать полноценному психическому и личностному развитию

школьника;

- выявлять психологические причины, вызывающие затруднения в процессе адаптации обучающихся к школьному обучению;

- развивать и корректировать психические функции обучающихся;

- развивать способность к обобщениям;

- развивать у нерешительных обучающихся способность овладевать

состоянием нерешительности и неуверенности;

- развивать целостную психолого-педагогическую культуру обучающихся;

- научить учащихся сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и живому миру;

- снижать уровень агрессивности обучающихся;

- снижать эмоциональную напряженность обучающихся;

- создавать обучающимся ситуацию успеха;

- изучать индивидуально-психофизические особенности обучающихся;

- формировать адекватное поведение обучающихся;

- формировать эмоционально-положительное отношение обучающихся к

совместной деятельности с педагогом;

- формировать учебные мотивы обучающихся;

- формировать восприимчивость обучающихся к обучающей помощи;

- определять уровень готовности обучающихся к школьному обучению;

- проводить диагностику способностей обучающихся;

- анализировать трудности в обучении и воспитании обучающихся.


Организация помощи «неадаптированным» детям

Организация психолого - педагогической помощи:

  • создание благоприятных условий для развития личности ребенка;

  • постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках, определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования;

  • создание положительной установки. Создание обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности.

  • Оказание педагогической помощи родителям.

Основные направления деятельности

1. Работа с детьми первого класса

2. Работа с педагогами

3. Работа с родителями



Содержание программы

Работа с учащимися

1. Методическая работа

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Экскурсия по школе.

Коней августа, начало сентября

Учитель первого класса

Зам. Директора по УВР

Педагог - психолог

2

Создание оптимальных условий для успешной адаптации первоклассников:

- составление расписания уроков

Сентябрь

Учитель первого класса

Зам. Директора по УВР

Педагог - психолог

3

Наблюдение за учащимися во время учебных занятий.

В течение первого полугодия

Учитель первого класса

педагог-психолог

4

Наблюдение за учащимися на переменах.

В течение первого полугодия

Учитель первого класса

педагог-психолог

5

Заполнение карты наблюдений за процессом адаптации учащихся 1 класса.

Конец первого полугодия

Педагог-психолог

6.

Заполнение психологической карты изучения социально - психологической адаптации к школе.

Конец первого полугодия

Педагог-психолог

2. Психологические тренинги на преодоление тревожности у детей

1

Тренинг «Сердце»

По плану работы школьного психолога

Педагог - психолог

2

Тренинг «Расслабляемся»

3. Развивающие занятия

1

Развивающее занятие «Урок, перемена».

Октябрь

Педагог - психолог

2

Беседа «Культура поведения».

Октябрь

Педагог - психолог

4. Коррекция

Занятия по проблеме школьной тревожности и дезадаптации у учащихся.

1

Занятие 1. Установление правил, создание рабочей атмосферы.





В течение учебного года по плану работы психолога





В течение учебного года по плану работы психолога





Педагог-психолог





Педагог-психолог

2

Задание 2. Сплоченность группы, закрепление правил.

3

Занятие 3. Закрепление мотивации, групповой работы, осознание личностных трудностей.

4

Занятие 4. Вербализация содержания школьной тревожности.

5

Занятие 5. Разрядка школьной тревожности.

6

Занятие 6. Прорабатывание школьных страхов путем разыгрывания тревожащих ситуаций.

7

Занятие 7. Тренировка гибкости поведения.

8

Занятие 8. Закрепление позитивного отношения к школе.

9.

Занятие 9. Повышение самооценки участников группы.

10

Занятие 10. Развитие коммуникативных навыков участников.

11

Занятие 11. Закрепление представлений о бесконфликтном общении.


12

Занятие 12. Подведение итогов.

5. Работа с родителями

1

Анкетирование родителей первоклассников «Чувства ребенка в школе»

Сентябрь

Учитель первого класса

2

Индивидуальные консультации с родителями по вопросам адаптации.

В течение первого полугодия

Педагог - психолог

3

Оформление памяток: «В помощь родителю первоклассника»

В течение первого полугодия

Педагог - психолог





Родительские собрания

1

Родительское собрание «Психологическая готовность к школе»

по плану,

по запросу

Классные руководители

Педагог-психолог

Зам. Директора по УВР

2

Возрастные психолого-педагогические особенности школьников

3

Родительское собрание «Особенности адаптационного периода».

4

Круглый стол: «Адаптация первоклассника»

Диагностика детей

1

Определение готовности к школе Керна - Йерасека

Сентябрь

Педагог - психолог

2

Определение сформированности «внутренней позиции школьника»

I полугодие

Педагог-психолог

3

Определение мотивов учения.

I полугодие

Педагог-психолог

4

Исследование адаптации методом Люшера.

I полугодие

Педагог-психолог

5

Проективная методика диагностики школьной тревожности (А. М. Прихожан)

I полугодие

Педагог-психолог

6

Диагностика уровня дезаптации.

I полугодие

Педагог-психолог

5. Рекомендации педагогу, работающему в 1 классе

1.

Классный час: «Кто такой школьник»?

В течение первой четверти










Учитель первого класса

2.

Классный час: «Школьный распорядок».

3.

Классный час: «Школьные правила».

4.

Классный час: «Предметы и учителя».

5.

Классный час: «Наш класс»!

6.

Классный час: «Наша школа».









































Ожидаемые результаты

Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество социально - неадаптированных детей. Также позволит продуманно планировать процесс адаптации детей к новым условиям.

Данная программа является наиболее актуальной в учреждениях образования, где дети провидят самое активное время дня.

Программа позволит совместно организовать работу и психолога, и учителя первого класса, и администрацию школы, и родителей.







© 2010-2022