- Преподавателю
- Школьному психологу
- Проблема развития способностей у детей
Проблема развития способностей у детей
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Полковниченко Г.В. |
Дата | 10.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Проблема развития способностей, одаренности
Всякая способность является способностью к чему-либо, к определенной деятельности.
Всякая специфическая деятельность требует от личности специфических качеств. Это и есть способности человека.
Способность включает в себя различные психические свойства и качества, необходимые для определенной деятельности.
Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Различия между людьми в задатках заключаются в прирожденных особенностях их нервно-мозгового аппарата - в анатомо-физиологических, функциональных его особенностях.
Между задатками и способностями очень большая дистанция - весь путь развития личности. Задатки - лишь предпосылки развития способностей. Развиваясь на основе задатков, способности являются функцией не задатков, а развития. Включаясь в развитие индивида, задатки сами развиваются, преобразуются, изменяются, обусловливая развитие способностей.
Различия в способностях - продукт не врожденных задатков, а всего хода развития личности.
При развитии способностей в процессе деятельности существенную роль играет своеобразная диалектика между способностями и умениями, которые не тождественны, но теснейшим образом взаимосвязаны. Освоение умений и навыков предполагает наличие способностей, а формирование способности предполагает освоение связанных с ней умений и навыков.
Обучение, как подлинно образовательный процесс, тем и отличается от простой тренировки, что в нем через умения и навыки формируются способности.
Все специальные способности человека - это различные стороны общей его способности к освоению достижений человеческой культуры и ее дальнейшему продвижению.
Способности человека - это проявление его способности к обучению и труду. Способности человека в обучении и труде и формируются.
Общая одаренность и специальные способности.
Ученые выделяют общие и специальные способности. Общие способности часто обозначают термином «одаренность», в зарубежной литературе ее обычно отождествляют с интеллектом.
Если под общей одаренностью понимать совокупность всех качеств человека, от которых зависит продуктивность его деятельности, то в нее включаются не только интеллект, но и другие особенности личности, в частности эмоциональной сферы, темперамента - эмоциональная впечатлительность, тонус, темп деятельности.
Единство общих и специальных способностей очерчивает истинный облик одаренности человека. Способности человека даны всегда в некотором единстве общих и специальных свойств. Нельзя противопоставлять их друг другу. Между ними имеется сходство и различие. Наличие специальной способности накладывает отпечаток на общую одаренность и наоборот. Факты свидетельствуют о том, что бывает общая одаренность без ярко выраженных специальных способностей и бывают специальные способности, которым не отвечает соответственная общая одаренность.
В процессе развития возникает специализация способностей.
Развитие способностей у детей.
Развитие способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. В действенном контакте ребенка с окружающим его миром, в процессе постепенного освоения достижений предшествующих поколений задатки - общие у всех людей и различные у каждого человека - превращаются в более совершенные способности.
В развитии способностей у детей существенным этапом является развитие готовности к обучению. В способностях детей обнаруживаются многообразные индивидуальные различия. Они проявляются в успешности учебной работы, в различной глубине освоения системы знаний. Однако успешность нельзя превращать в критерий одаренности. Различная успеваемость учеников может быть обусловлена многообразными причинами (интересом, послушанием, исполнительностью).
Поэтому одни и те же успехи разных учеников могут быть показателями различных способностей, а при одних и тех же способностях их успехи могут быть различны. Лишь соотнеся эти результаты с условиями, при которых они достигнуты, можно опосредованно составить суждение об их одаренности.
В результате индивидуального жизненного пути у человека формируется - на основе задатков - индивидуально своеобразный склад способностей. Перед педагогом встает задача - учитывая способности учащихся во всем их многообразии, формировать их в определенном направлении.
Всестороннее развитие способностей тесным образом связано с развитием интересов. С одной стороны, развитие способностей совершается в деятельности, которая стимулируется интересами, с другой - интерес к деятельности поддерживается ее успешностью, которая, в свою очередь, обусловлена соответствующими способностями. Эта взаимосвязь не исключает и возможности противоречий между интересами, склонностями и способностями к. определенной деятельности. Бывает так, что у подростка складываются интересы, не отвечающие его способностям. Это случается при слабо выраженных способностях. Значительные способности определяют призвание человека, которое определяет и направленность интересов.
Особенности одаренных детей.
В последнее время ученые, в основном, зарубежные психологи, выделяют одаренность явную и скрытую. Явная одаренность ярко проявляется еще в дошкольном возрасте. Скрытая одаренность в какой-то степени тождественна понятию «задатки» в отечественнойпсихологии.
Перспективы одаренных детей определяются уровнем их достижений или потенциальными возможностями в 1 или нескольких сферах:
-
интеллектуальной,
-
академических достижений,
-
творческого или продуктивного мышления,
-
общения и лидерства,
-
художественной деятельности,
-
двигательной.
Рассмотрим подробнее особенности проявления одаренности в различных сферах жизнедеятельности индивида.
-
Интеллектуальная сфера.
Ребенок отличается остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляет разностороннюю наблюдательность, глубоко погружается в какое-либо занятие, охотно и легко учится, выделяется умением хорошо, правильно излагать свои мысли, демонстрирует способности к практическому приложению полученных знаний, обладает широкой эрудицией, проявляет исключительные способности к решению задач.
-
Сфера академических достижений.
Чтение. Ребенок часто выбирает своим занятием чтение, обладает богатым словарным запасом, использует в речи богатые синтаксические конструкции, подолгу сохраняет внимание, способен долгое время удерживать в памяти символы, иную информацию, рано демонстрирует умение читать и писать.
Математика. Ребенок проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию, упорядочению предметов, проявляет понимание математических отношений, разбирается в единицах измерения (часы, календари, деньги).
Естествознание. Ребенок внимателен к явлениям окружающего мира, часто задает вопросы о причинах явлений, о происхождении и функциях предметов, демонстрирует понимание причинно-следственных связей, хорошо осваивает абстрактные понятия.
-
Творчество (креативность).
В зависимости от того, что существуют разные способы решать ту или иную задачу, Гилфорд подразделил мышление на конвергентное (имеющее 1 правильный ответ) и дивергентное (имеющее несколько путей решения). Последнее лежит в основе творческого мышления и характеризуется пластичностью, гибкостью и оригинальностью решений.
Ребенок чрезвычайно любознателен, способен погружаться в интересующую его деятельность, полностью отключившись от посторонних раздражителей. Демонстрирует высокий энергетический импульс, высокую продуктивность и интерес к множеству разных вещей, часто делает все по-своему, независим, неконформен, изобретателен в художественной деятельности, играх, в использовании материалов и идей. Высказывает много различных соображений по поводу ситуации, способен по-разному подойти к проблеме (гибкость), способен продуцировать оригинальные идеи, склонен к завершенности и точности в игровой и учебной деятельности.
-
Общение и лидерство.
Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям, в окружении посторонних сохраняет уверенность в себе, имеет тенденцию руководить играми и занятиями сверстников, с легкостью общается с взрослыми и ровесниками, генерирует идеи в решении задач, в общении со сверстниками проявляет инициативу, принимает на себя ответственность.
-
Сфера художественной деятельности.
Ребенок серьезно относится к своим художественным и музыкальным занятиям, проводит за этими занятиями много времени, от которых получает большое удовольствие, его произведения включают множество деталей, его работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.
6. Двигательная сфера.
Ребенок проявляет интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики, обладает хорошей зрительно-моторной координацией, любит движение (бег, прыжки). Обладает широким диапазоном движений (от медленного к быстрому, от плавного к резкому), хорошо удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений, прекрасно владеет телом при маневрировании, обладает хорошей физической силой.