Разработка тренинга Вверх по радуге

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Табачненская школа»





Тренинговое занятие

с учащимися

5 класса

«Вверх по радуге»

Разработка тренинга Вверх по радуге

Подготовила:

Педагог- психолог

Миколайчук Ольга

Александровна

с. Табачное 01.02. 2016 г


Тема: Обучение навыкам самоанализа, образ моего « Я» »

Цель: создание условий для самопознания и формирования позитивной

"Я - концепции":

-способствовать сплочению классного коллектива учащихся 5 класса

- исследование качеств личности

- совершенствование своего « Я»

- построение плана развития и приобретения положительных качеств личности

-профилактика дезадаптации и тревожности

Задачи:

- формировать у ребенка представление об уникальности своего внутреннего мира;

- формировать адекватную самооценку;

- учить детей ориентироваться в своих чувствах и эмоциях, дифференцировать их, выражать в вербальной форме

- развивать творческое воображение.

Материалы: мультимедийная доска, цветные карандаши, листы бумаги формата А4 с нарисованым солнцем в центре , чисте листы формата А4.

Дидактическая- учить лучше понимать друг друга

Коррекционная- развитие образного и логического мышления посредством использования нестандартных ситуаций

Воспитательная - воспитывать доброжелательные отношения друг другу

Форма проведения: развивающее занятие с элементами тренинга

















Содержание занятия



Упражнение Ожидания « Облако» (3 мин)

1.Приветствие ( 2 мин)

1.1. Принятие правил группы(3 -мин)

2. Основная часть. (40 мин)

2.1 Обучение навыкам самоанализа .

Вступительная беседа с использованием презентации «Мое Я». (10мин)

2.2. Упражнение « Волшебный круг» (10 мин)

2.3 Упражнение «Качества человека» (5мин)


2.4.Упражнение «Я скажу, а ты продолжи»( 5мин)

2.5. Упражнение «Моя Вселенная»(10 мин)

2.6.Упражнение «Вверх по радуге»(3 мин)

2.7.Видео- притча «Будь самим собой» ( 5 мин)




















Ход занятия:

Упражнение Ожидания « Облако» (3 мин)

-Все видели радугу?

-Когда появляется радуга? ( после дождя)

-На стикерах в виде облаков вы напишите свои ожидания от сегодняшнего занятия

Для меня радуга - самое красивое, притягательное явление природы.

Ребята вам бы хотелось подняться по радуге? Думаю, что все об этом когда-то мечтали.

-Ребята а чего не хватает на нашем рисунке ( Солнышка)

Сегодня я вам даю такую возможность, т.е. подняться вверх по радуге, но для этого нам нужно потрудиться всем вместе. Вы должны показать сегодня мне, что вы дружный и класс и сплочённый класс. Я вам принесла солнышко, выполнив задания, оно окажется на вершине радуги.

Приветствие ( 5-7мин)

-Давайте поприветствуем друг друга

«Сейчас все разбиваются по парам. Вы будете выполнять те команды, которые я вам буду называть , прислоняясь, друг к другу частями тела. Когда скажу:

Рука к руке, (пары берутся за руки)

Колено к колену, (пары прислоняются коленями друг к другу)

Рука к животу, (пары берутся рукой за живот)

Пятка к пятке, плечо к плечу, спина к спине, нос к носу и т.д.

1.1. Принятие правил группы(3 -5 мин)

Чтобы работа в нашей группе была плодотворной и принесла пользу, необходимо соблюдать правила.

Я буду называть правило, а вы, если согласны, то говорите "Да-да-да" и хлопайте в ладоши, если не согласны, то говорите "Нет-нет-нет"

и топайте ногами.

Внимательно слушать, когда говорят другие - "Да"

Драться - "Нет"

Уважать чужое мнение - "Да"

Шуметь - "Нет"

Шутить и улыбаться - "Да"

Дуться и быть "букой" - "Нет"

Говорить по одному - "Да"

Перебивать говорящего - "Нет"

Смотреть на того, к кому ты обращаешься - "Да"

Смеяться над говорящим - "Нет"

2. Основная часть .

2.1 Обучение навыкам самоанализа .(5 мин)

Вступительная беседа.

- Как вы думаете, почему мы все такие разные? Да , потому, что каждый из нас имеет свои индивидуальные особенности, которые формируются благодаря множеству причин. У нас разные темпераменты, характеры. Все мы воспитывались в разных семьях, с разными традициями и устоями ; мы дружили с разными людьми - все это отложило отпечаток на нашей индивидуальности. Нет на земле двух совершенно одинаковых людей. Каждый человек уникален и по - своему неповторим.

Сегодня мы еще раз поговорим о нашей уникальности и неповторимости, о том, что в каждом из нас множество разнообразных качеств личности, которые и делают нас неповторимыми.

Каждый из нас постоянно употребляет местоимение « я»; это « я» думает , учится. Но кто такой этот « я» , как он выглядит, как может поступить в той или иной ситуации?

Это « я» живет в человеке в виде представлений о самом себе.

Наш внутренний человек , образ « я» многогранен, он проявляет себя по - разному: вы можете быть на уроке тихим и скромным, а дома - грозой семьи, на улице - хорошим другом.

Существует «я»- физическое -внешнее, « я»- психическое - внутреннее. Есть « я» - сознательное ( я- высокий, красивый) , « я» - бессознательное -

( непонятно , почему нравится запах розы, любите сладкое).Вы помните себя в прошлом, ощущаете в настоящем, представляете в будущем. У вас есть идеал вашего « я» - каким бы вы хотели себя видеть.

- Сейчас мы выполним упражнение которое поможет нам побольше узнать о себе

2.2. Упражнение « Волшебный круг» (10 мин)

( центр зарисуйте любимым цветом в первом круге - качества , проявляющиеся ежедневно , во втором круге - качества , проявляющиеся часто, но не каждый день, в третьем - те , которые проявляются редко , в четвертом, те, которых у вас нет, но вы бы хотели приобрести.

Обсуждение результатов.

Вопросы: Что нужно для того, чтобы эти качества стали частью вашей личности? Поможет ли это в построении плана развития своей личности?

Вывод: Для полноценного развития своей личности нужно иметь цель, к которой необходимо стремиться , не отступая от нее , не смотря ни на что.

2.3. Упражнение «Качества человека» (5мин)

Ведущий: «Ребята посмотрите, какие мы разные и в то же время есть в каждом из нас то, что нас объединяет. Каждый человек - это особенный и интересный мирок. В каждом из нас как в коробочке с карандашами живут разные качества - и черные, серые, и оранжевые, розовые, и хорошие, и не очень. С последними нужно «договариваться», чтобы они как можно реже проявлялись в жизни. А какие положительные и отрицательные качества человека вам известны?»

У каждого из вас на полосках бумаги написаны качества.

Прочитайте и подумайте положительное это качество или отрицательное

У нас на доске висит рисунок весы, давайте прикрепим. На правую положительные качества а на левую отрицательные качества.


2.4.Упражнение «Я скажу, а ты продолжи» (5мин)

Ведущий предлагает участникам продолжить предложение, начало которого произносит он сам.

Пример начала предложений:

«Я умею…»

«Я всегда…»

«Я никогда…»

«Я хочу…»

«Я буду…»

«У меня хорошо получается…»

«Я стараюсь…»

«Я знаю…»

«Я желаю…»

«Я не хочу…»

«Я жду…»

«Я пробую…»

«Я учусь…»

«Я верю…»

«Я помогаю…»

«Я заметил…»

«Я понял…»


2.5.Упражнение «Моя Вселенная» (10 мин)

А) - А теперь порисуем. В центре листа нарисовано солнышко. Напишите в нем красивую букву «Я» (знайте - это вы, неповторимые, оригинальные, единственные на Земле).Раскрасьте «Я» так, как вам хочется. Вы - центр Вселенной, вокруг вас находятся планеты: Любимое занятие, Любимый звук, Любимая игра…Сейчас вы, используя цветные карандаши и ручки, заполните кружки-планеты, отвечая на мои вопросы:

1. Мое любимое занятие…

2. Мой любимый цвет…

3. Мое любимое животное…

4. Мой любимый звук…

5. Мой любимый запах…

6. Моя любимая игра…

7. Моя любимая одежда…

8. Мое любимое время года…

9. Место, где я больше всего люблю бывать…

10. Мои любимые герои…

11. Лучше всего я умею…

В ходе работы дети заполняют кружки-планеты названиями любимых цветов, дел и т.д., по желанию раскрашивают и украшают «свою Вселенную»

Б) Выводы после обсуждения:

- У каждого из нас множество возможностей, эмоций, интересов, которые делают нас неповторимыми, не похожими на других. Это внутренний мир, спрятанный от глаз посторонних, но такой огромный и уникальный.

Есть и много общего, объединяющего. Все мы взаимосвязаны и нужны друг другу.

2.6.Упражнение «Вверх по радуге» (3 мин)

Выполняется упражнение: все встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вздохом они взбираются вверх по радуге, а, выдыхая - съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяют трижды, затем желающие делятся впечатлениями. Можно повторить упражнение с открытыми глазами еще 3-4 раза

2.7. Притча «Будь собой»( 3 мин)

- А сейчас послушайте притчу « Будь собой, уникальным и неповторимым»


Фонарь жил в большом городе, на центральной улице, города

. Когда садилось солнце, Фонарь включал свой желтый свет. Светить по ночам было его работой. Он любил свою работу и даже называл себя маленьким Солнцем. А в это самое время в далекой стране плыла лодочка. Ее работой было идти по воде, стараясь обходить камни. Лодка тоже любила свою работу и считала, что приносит пользу. Каждый из них делал свое маленькое, но очень важное дело. Великое счастье быть кому-то нужным: родителям, детям, друзьям или незнакомцам. Когда ты нужен, ты знаешь зачем живешь и настроение твое улучшается. Значит дело не только в пользе, а еще в чем то? В чем? Может быть в том, чтобы быть собой, таким какой ты есть-единственным в мире, уникальным и неповторимым.

2.8.Упражнение-рефлексия «Солнышко» (2 мин)

Цель: подведение итогов занятия, завершение работы.

Участники в кругу, передавая друг другу солнышко, сообщают, что им больше всего понравилось на сегодняшнем занятии.

-А тепе поместим наше солнышко на радугу

Ритуал прощания.

Все, стоя в кругу, берутся за руки и хором произносят «ДО-СВИ-ДА-НИ-МЫ». На последнем слоге участники поднимают руки вверх, не разнимая их, и делают шаг к середине круга. Это повторяется несколько раз.















© 2010-2022