Статья «Формирование коммуникативной готовности дошкольников к обучению в школе»

Выдержка из текста: И для подготовки к другому образу жизни, к успешному выполнению школьных обязанностей необходимо так организовывать воспитание, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня психического и физического развития.Для этого ребенку необходим широкий круг соответствующих умений. Анализ психолого-педагогических исследований позволил определить коммуникативные действия, основанные на теоретической подготовленности ребенка к общению. Определенный уровень разв...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование коммуникативной готовности дошкольников к обучению в школе


МБОУ ДОД Дом детского творчества

Г. Новый Уренгой, методист

Кожевникова Оксана Николаевна


Ребенок идет в школу. Это переломный момент в его жизни, в формировании его личности. Изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются иные задачи, складываются новые формы деятельности. И для подготовки к другому образу жизни, к успешному выполнению школьных обязанностей необходимо так организовывать воспитание, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня психического и физического развития.

С точки зрения отечественных психологов и педагогов П. Блонского, В.Давыдова, П.Кээс, У.Ульенвковой, готовность ребенка к школьному обучению рассматривается в широком социально-психологическом контексте. В понятие «готовность к школе» все жизненно важные сферы созревания: личностно-интеллектуальная, коммуникативная, нравственно-волевая, эмоциональная, эстетическая, физическая, мотивационная.

В исследованиях М. Лисиной, Е. Смирновой показано, что в старшем дошкольном возрасте появляются новые «внеситуационные» формы общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Наука отводит общению роль специфической сферы социальной жизни, которая создает внешние и внутренние условия для развития личности ребенка. В процессе общения происходит осознание духовных и материальных ценностей, познание природного, предметного и социальных миров, в развитие межличностных отношений, становление эмоциональной и волевой культуры. Умение общаться обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, создает ощущение комфорта, помогает адаптации в социуме.

В педагогике дошкольного детства широко распространен подход, согласно которому общение рассматривается как коммуникативная деятельность. Для этого ребенку необходим широкий круг соответствующих умений. Анализ психолого-педагогических исследований позволил определить коммуникативные действия, основанные на теоретической подготовленности ребенка к общению. Определенный уровень развития коммуникативных умений способствует улучшению социального статуса в группе, помогает понимать и принимать другого человека, передавать информацию, выражать эмоции.

От того как сформированы навыки общения в детском возрасте, отмечает Г. Лаврентьева, во многом зависит характер будущих отношений в семье, в учебном и трудовом коллективах. В свою очередь умения устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими свидетельствует о высоком уровне нравственной зрелости.

Как установили исследователи, главная проблема дошкольника - неумение восстанавливать взаимоотношения как со сверстниками, так и со взрослыми. Отсутствует коммуникативная готовность к обучению школе.

Важна для нас точка зрения Е. Щербаковой, которая отмечает, что в сферу общественных отношений и деятельности человек включается с детского возраста, и под воздействием этих отношений осуществляется процесс его социального, нравственного, умственного, физического, эстетического воспитания.

В результате общения ребенок овладевает важнейшими средствами умственной деятельности, среди которых первое место принадлежит развитию речи, которое происходит в контактах со взрослыми и ровесниками как овладение важнейшей коммуникативной операцией, а затем она начинает применяться в сфере познавательной деятельности.

Общение со сверстниками побуждается особыми, специфическими коммуникативными потребностями. Особенность состоит в возможностях для ребенка сравнить себя с ровесником путем прямого наложения сведений о себе на образ равного себе, в то время как взрослый для ребенка - идеал, реальный и недостижимый. Развитие общения дошкольников со сверстниками предстает как процесс качественных преобразований деятельности.

Формирование коммуникативной готовности у детей дошкольного возраста, складывается из нескольких блоков:

  1. Информационно-коммуникативный-обеспечивает функционирование механизма приема и хранения информации, включает в себя подготовку к игре;

  2. Аффективно-коммуникативный - связан с переживанием ребенком своих отношений с другими людьми;

  3. Регуляционно-коммуникативный- оказывает управляющее воздействие, регулируя поведение ребенка в процессе передачи и усвоения информации.

Формированию информационно-коммуникативного блока помогли занятия по развитию коммуникативной готовности к школе и трудовая деятельность - изготовление и различных пособий для игр.

Педагог на занятиях учит детей понимать сверстника, откликаться на его просьбу, вступать в диалог, поддерживать и вести его последовательно, используя нужный темп речи, различные интонации. В процессе занятий, как например, «Ступеньки общения», «Когда мои друзья со мной», «Уроки добра» и т.д., словарный запас детей обогащается новыми образными выражениями. Эти занятия имели цель уточнения представлений детей о способах общения между людьми. А так же на занятиях был применен метод музыкотерапии, что эмоционально настроило детей на положительное общение друг с другом, с педагогом. Педагог на занятии стремится показать значимость и важность понятия «дружба», предлагает детям назвать своих друзей и объяснить, почему они считают их своими друзьями. Рисунки детей на тему «Дружба» могут быть результатом одного из этапов занятий.

Задача заключается в том, чтобы наряду с обогащением знаний о школе, жизни школьников, профессии учителя направить игру как средство развития у них положительного отношения в школе. В связи с этим в группе должны быть созданы условия для игры «в школу» - дети занимаются трудовой деятельностью. Организация трудовой деятельности строится на основе изготовления игрушек, пособий для дальнейшего применения в играх. Дошкольники со средним и низким уровнем коммуникативного общения, как и дети, обладающие высоким уровнем коммуникативной готовности к обучению в школе, проявляется интерес к изготовлению пособий на школьную тему, так как изготовления пособий будут применяться в играх.

Целенаправленное ознакомление детей в дошкольном учреждении с общественной и учебной жизнью школьников помогает формированию у них правильных представлений о школе, положительного отношения к учебному процессу.

Как отмечает В. Гелло, через игру и в игре сознание ребенка подготавливается к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. Играя, ребенок приучается действовать в количестве сверстников, подчинять личные желания интересам товарищей, выполнять установленные правила, прилагать определенные усилия для преодоления встречающихся трудностей. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику.

С позиции изучения коммуникативной готовности дошкольников к обучению к школе, как отмечает Т. Бабаева, представляется интересным выяснить, как отражается в игровом опыте старших дошкольников их отношение к сверстнику как игровому партнеру, а также представления о нормах и правилах игрового взаимодействия о нормах и правилах игрового взаимодействия. Целостность игрового пространства возникает, прежде всего, на основе единства ценностно-смысловых установок всех участников игры. Готовность детей к взаимному согласию и принятию ценностно-смысловых установок партнеров приводит к установлению единого пространства игры и гармонии игровых отношений. В совместной игре постоянно происходит взаимное согласие - на основе общего замысла - правил и жизненных представлений. Поэтому в задачу педагога входит создания условий для обогащения игрового опыта дошкольников социально-ценностным содержанием и эффективными способами регуляции взаимодействия со сверстниками, что позволяет формировать коммуникативные умения. Для своеобразной подготовки к игровой деятельности детей мы рекомендуем игру «Семья», которая проводится с целью воспитывать желание дошкольников играть вместе, распределять роли и играть дружно. Игра «Магазин» развивает связную речь, память, мышление, умение распределять роли, воспитывать желание играть в коллективе. Игра «Мы ждем гостей» проводится с целью проявить умение встречать гостей, соблюдать правила поведения за столом, быть вежливыми, доброжелательными, приветливыми. Игра «Библиотека» развивает доброжелательное отношение к книге, умение действовать сообща, договариваться о совместных действиях.

Предлагая детям новые знания в разных видах деятельности, мы предлагаем закрепить их в сюжетно-ролевых играх. Воспитанию и развитию, закреплению качеств личности, необходимых будущему дошкольнику, помогают игры «Школа» и «Библиотека». В них отражены особенности отношения детей к школе, желание скорее стать школьниками. Игры, как правило, возникают по инициативе самих дошкольников. При дальнейшем расширении их опыта, умелом руководстве со стороны педагога они углубляются по содержанию, превращаются в длительные творческие игры. В них не только отражаются, но и творчески перерабатываются представления, полученные детьми во время экскурсий в школу.

Формирование аффективно-коммуникативного компонента предполагает выработку у ребенка умения устанавливать эмоциональные связи с действительностью. Это осуществляется через поведение игровых тренингов: «Оживи маску», «Близнецы», «Через стекло».

Игровой тренинг «Оживи маску» проводится с целью развивать умение различать настроение человека по его мимике. Каждому ребенку раздаются карточки с мимической пиктограммой. Ребенок, не показывая карточку, должен изобразить настроение так, чтобы другие его отгадали. Это требовало умения убедительно показать окружающим настроение, не используя слова.

Работа по развитию регуляционно-коммуникативного компонента включает в себя беседу «Радуга общения». В ходе ее проведения педагог акцентирует свое внимание на детях с низким уровнем сформированности коммуникативной готовности, задавая проблемные вопросы: «Трудно ли вам общаться с окружающими людьми?» и др.

По усвоенным знаниям предлагаем организовать совместный праздник «Что вы знаете о школе», круглый стол «На пути к школе», интеллектуальные викторины. Совместные мероприятия позволяют дошкольникам окунуться в мир школы, в атмосферу школьной жизни. Такие мероприятия вызывают интерес у детей к предстоящему обучению в школе.

В результате проведенной работы накопленные детьми представления можно объединить по разным направлениям:

  1. Обобщаются знания детей о способах, видах, формах, назначении коммуникации; у детей формируется более полное представление о коммуникативной готовности к обучению в школе.

  2. Обобщаются представления о школьной жизни, о ее значении, о предстоящем обучении в школе.

Таким образом, представленный опытом работы по оформлению коммуникативной готовности у детей старшего возраста, включающий планомерные систематические занятия, способствует более успешному развитию дошкольников, помогает им эффективнее подготовиться к школе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. - М., 1987.

  2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов высш. Пед. учебных заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2005.

  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.

  4. Новосёлова С.Л. Игра дошкольника. - М., 1999.

  5. Пантина Н.С. Исходные элементы психических структур в раннем детстве. /Вопросы психологии, №3, 1993.

  6. Радугин А.А. Психология и педагогика - Москва, 2000.

  7. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 1985.

  8. Щедровицкий Г.П. Методические замечания к педагогическим исследованиям игры. // Психология и педагогика игры дошкольников. Под.ред.Запорожца - М.,2003.

© 2010-2022