Психолого-педагогические аспекты саморазвития педагога

На современном этапе развития общества, и особенно в связи с глобальными изменениями, происходящими в сфере образования, изучение культурологических и психологических аспектов формирования и развития педагогической культуры приобретает особую важность и актуальность в связи с возросшими объективными требованиями к качественным характеристикам личности педагога и его деятельности. Материал был опубликован в методическом сборнике по итогам областной научно-практической конференции "Одаренные дети"...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психолого-педагогические аспекты процесса саморазвития педагога

Бехталь Ирина Геннадиевна,

педагог-психолог ГОУ ДОД ОЭЦУ

На современном этапе развития общества, и особенно в связи с глобальными изменениями, происходящими в сфере образования, изучение культурологических и психологических аспектов формирования и развития педагогической культуры приобретает особую важность и актуальность в связи с возросшими объективными требованиями к качественным характеристикам личности педагога и его деятельности.

В настоящее время становится все более очевидным, что осуществление процессов модернизации образования с необходимостью требует актуализации личностного и профессионального потенциала педагогов. Именно концентрация сил на создании условий для понимания и принятия педагогами целей и содержания обновления образовательной сферы, включения педагога в самостоятельный, личностно значимый процесс профессионального развития становится механизмом реальных изменений в педагогической практике.

Формирование и совершенствование всех элементов педагогического мастерства, достижение уровня профессиональной компетентности возможно только в процессе саморазвития личности учителя - обязательной составляющей современного образования.

Саморазвитие педагога - непрерывный, сознательный, целенаправленный процесс личностного и профессионального совершенствования, основанный на взаимодействии внут­ренне значимых и активно-творчески воспри­нятых внешних факторов и направленный на повышение уровня его профессионализма, развития профессионально значимых качеств и аккумулирование педагогического мастерства, опыта, профессиональных знаний и умений.

Анализ психолого-педагогической литературы и опыт практической деятельности позволяют выделить следующие критерии эффективности процесса саморазвития педагога:

  • способность педагога воспринимать различные проявления окружающей среды как предпосылки своего профессионального развития;

  • доминирование в структуре педагогической деятельности действий, направленных на профессиональное обновление, на изменение своих способов деятельности;

  • осмысление собственных профессиональных затруднений и корректировка деятельности;

  • поэтапное целеполагание своей педагогической деятельности, ее моделирование и прогнозирование;

  • самоорганизация качественных изменений в личности и деятельности;

  • изменения в мотивационной сфере;

  • развитие способности реализовать свой творческий потенциал;

  • постановка и решение по отношению к самому себе педагогических, психологических, организационных, предметных задач;

  • динамика научно-теоретических, психолого-педагогических знаний и методических умений, их соответствие особенностям учебно-воспитательного процесса и условиям социума;

  • сформированность оценочно-рефлексивной позиции учителя.

Главным механизмом саморазвития как целенаправленного воздействия человека на самого себя является разрешение противоречий между сложившимися свойствами, качествами личности и объективными требованиями профессиональной деятельности, решение постоянно усложняющихся творческих задач.

Процесс саморазвития педагога можно представить как процесс различных изменений следующих компонентов: мотивационно-целевого, когнитивного, эмоционально-волевого, конструктивно-деятельностного, рефлексивного и результативного, которые характеризуются неравномерностью развития и взаимосвязанностью, т.к. изменение одного из них является условием развития любого другого.

  • Мотивационно-целевой компонент раскрывается через ценностные ориентации, личностные смыслы, потребности, интересы, мотивы внешнего стимулирования, мотивы внутреннего самоутверждения педагога, что определяет содержательную сторону деятельности педагога по саморазвитию. Он отражает психологический настрой педагога, осознание себя как профессионала, своих профессиональных затруднений и личностно значимых профессиональных качеств, целеполагание в условиях творческого саморазвития.

  • Когнитивный компонент включает в себя знание методик самоанализа и самодиагностики, технологические знания (система методов, средств, форм и механизмов личностно-профессионального саморазвития).

  • Эмоционально-волевой компонент раскрывается через эмоционально-положительное отношение к содержанию и процессу саморазвития, осознание и позитивное восприятие собственного образа «Я» как профессионала, эмоциональную устойчивость, способность контролировать процесс саморазвития и не допускать неоправданных отклонений от намеченного плана.

  • Конструктивно-деятельностный компонент включает самостоятельную интерпретацию условий творческого саморазвития, умение проектировать и реализовывать творческое саморазвитие путем оптимального выбора форм и технологий реализации целей и задач саморазвивающей деятельности, отслеживать ход этого процесса.

  • Рефлексивный компонент отражает способность к самопознанию и самооценке профессиональной деятельности и своей личности, рефлексивному анализу процесса творческой самореализации, самоконтролю эффективности собственных действий, коррекции результата, стимулирует развитие способности педагога к работе над собой.

  • Результативный компонент включает в себя новообразования профессиональных знаний и умений, личностно-значимых качеств, процессов «самости», результаты профессионально-педагогической деятельности.

Основными содержательными характеристиками саморазвития выступают: ценностные ориентации, личностные смыслы, самооценка, мотивационно-волевые компоненты, целеполагание. Именно они определяют направленность и динамику саморазвития, дают возможность человеку преобразовывать себя, организовывать самостоятельную деятельность по собственному самосовершенствованию.

Саморазвитие педагога может характеризоваться разными уровнями:

  • первый уровень - остановившееся саморазвитие, когда педагог проявляет положительное отношение к своей профессиональной деятельности и осознает ее личностную значимость, но у него отсутствует внутренняя мотивация к саморазвитию; он не испытывает потребности в самоанализе, самодиагностике и самооценке собственной профессиональной деятельности и ее результатов; профессиональные функции выполняет в основном по стандарту; не использует психолого-педагогические знания в качестве средства своего личностно-профессионального развития; самообразовательная деятельность протекает в основном на уровне компенсаторного самообразования;

  • второй уровень - достаточное саморазвитие, характеризующийся высокой оценкой педагогом личностной значимости собственной педагогической деятельности и проявлением потребности в творческом саморазвитии; более определенным и конкретным целеполаганием; способностью к самопознанию и самооценке профессиональной деятельности и своей личности; умелым использованием диагностических методик личностно-профессионального саморазвития с целью внесения изменений в свою деятельность и личность; самообразованием, протекающим на экстенсивном уровне, хотя степень активности, самостоятельности и творчества имеет неустойчивый характер, сильно зависит от внешних условий;

  • третий уровень - активное саморазвитие, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах педагога личностную и глубоко осознанную ценность; педагог осознает и принимает творческое саморазвитие как личностно значимую и ценностно-целевую установку; проявляет потребность в самосовершенствовании; владеет содержанием и механизмом творческого саморазвития в рамках субъектной позиции к собственной жизнедеятельности и деятельности учащихся; использует комплекс методов для самопознания и критического осмысления опыта своей работы и профессионально-личностных качеств; способен дать адекватную самооценку своей личности и деятельности; самостоятельно и обоснованно формулирует цели и задачи саморазвития; способен к проектированию своей личности и профессиональной деятельности на основе саморефлексии; проявляет активность и самостоятельность в деятельности по саморазвитию, способен реализовать свой творческий потенциал; успешно реализует программы своего профессионально-личностного роста; содержание саморазвития поднимается от частных качеств до интегральных характеристик личности педагога.

Важнейшей задачей педагогической деятельности является развитие учащихся. Но полноценно развивать учащегося может лишь педагог, который сам находится в процессе саморазвития. На практике процесс профессионального саморазвития педагога проходит стихийно, без необходимого психолого-педагогического обеспечения, поскольку педагог не владеет соответствующими средствами и не может самостоятельно организовать условия профессионального развития.

Высокий уровень психологизации самого процесса образования диктует необходимость интенсивного психологического сопровождения деятельности всех участников образовательного процесса, в том числе и сопровождение профессионального саморазвития педагога.

В рамках традиционно осуществляемых видов деятельности психологической службы специалисты-психологи могли бы оказать следующую помощь педагогам в их профессиональном развитии:

  • психологическая диагностика - определение индивидуальных особенностей и профессиональной направленности педагога, диагностика профессионально значимых личностных качеств, ресурсных возможностей педагога в саморазвитии, выявление причин и механизмов возникновения стрессовых ситуаций в жизнедеятельности педагога, его профессиональных затруднений, факторов функциональной дезадаптации при реализации профессиональной деятельности;

  • консультативная деятельность - оказание своевременной квалифицированной психологической помощи педагогам посредством психологического консультирования;

  • психологическое просвещение - формирование у педагогических работников потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного удовлетворения познавательных интересов в сфере психологии, а также своевременного предупреждения возможных профессиональных деформаций и психологических срывов;

  • психологическая профилактика - предупреждение возникновения явлений функциональной и личностной дезадаптации, разработка на основе данных исследований конкретных рекомендаций педагогам;

  • психологическая коррекция, компенсация - организация мероприятий по позитивному изменению поведения, отношений, убеждений, мотивации личности педагога, развитию эмоциональных, познавательных и волевых процессов, преодолению затруднений и проблемных ситуаций.


© 2010-2022