Тренинг для педагогов на тему «Синдром эмоционального выгорания педагога: факторы риска и способы профилактики»

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ № 10»


«Профилактика синдрома

эмоционального выгорания

педагогов»






Педагог-психолог

Толкачева Марина Сергеевна















г. Железногорск

2014 г.

«Синдром эмоционального выгорания педагога: факторы риска и

способы профилактики».

Тренинг для педагогов.

Добрый день, уважаемые педагоги. Сегодня наша встреча посвящена проблеме эмоционального выгорания педагогов и его профилактике.

Термин эмоциональное выгорание в 1974 году впервые предложил американский психиатор Герберт Фрейденберг для описания эмоционального истощения, наблюдаемого у специалистов, работающих с людьми. Это самая опасная профессиональная болезнь учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, тех чья деятельность невозможна без общения.

Ежедневная психическая перегрузка, высокая ответственность за здоровье и жизнь учащихся, дисбаланс между интеллектуано-энергетическими затратами и фактором социальной несправедливости, низкий социальный статус профессии, ролевые конфликты, поведение «трудных» учащихся негативно отражается на психологическом состоянии учителя. Профессия педагога в настоящее время феминизирована (женская), поэтому к перечисленным профессиональным стрессорам добавляются загруженность работой по дому и дефицит времени для семьи и детей. Признаки эмоционального выгорания (как проявляется):

  • сниженный эмоциональный фон, эмоциональная вялость и тупость, отстраненность в общении с окружающими и т.п.;

  • негативное, подчас циничное отношение как к субъектам профессиональной деятельности (учащимся), так и к коллегам;

  • нарастающее безразличие к своим должностным обязанностям, снижение трудовой активности и мотивации;

  • ощущение собственной профессиональной несостоятельности и неудовлетворенности работой;

  • неадекватная самооценка результатов профессиональной деятельности и снижение персональной ответственности за них;

  • немотивированная или неадекватная агрессивность, недовольство собой и окружающими;

  • ухудшение соматического состояния, головные боли, нарушения сна и т.д.

  • может наблюдаться снижение качества жизни в целом.

Вопрос: Скажите, кто-нибудь испытывает что-либо из перечисленного?

Одним из наиболее эффективных способов профилактики синдрома эмоционального выгорания является саморегуляция.

Это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия на человека самого себя с помощью.

А как вы справляетесь со своими проблемами, тревогами.

Упражнение «Цветик-Семицветик»

Цель упражнение направлено на создание банка естественных способов саморегуляции.

Ведущий.

Я прошу вас на цветных листочках написать способы, которые вы используете в своей жизни при накопившейся усталости, в трудной жизненной ситуации. Способы оформляются на листе бумаги.

Ведущий обобщает полученные данные и делает вывод.

Результаты нашей работы позволяют выделить следующие естественные приемы саморегуляции организма:

  • смех, улыбка, юмор;

  • размышление о хорошем приятном;

  • движения, спорт;

  • наблюдение за пейзажем за окном;

- рассматривание картин, фотографий, приятных для человека вещей;

  • вдыхание свежего воздуха;

  • чтение стихов;

  • слушание музыки;

- мысленное обращение к высшим силам (Богу, вселенной, великой идее)

- высказывание похвалы, комплиментов кому- либо просто так.

Способов саморегуляции много. Давайте освоим некоторые из них.

Разминка.

Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения, сплочение, создание группового доверия и принятия.

Упражнение «Эхо».

Каждый из участников произносит свое имя, сопровождая его жестом. Остальные участники его повторяют.

Упражнение «Перышко»

Цель: осознание и принятие своих чувств; работа с негативными чувствами; освоение способов снятия внутреннего напряжения, приемов саморегуляции.

Каждому из участников предлагается выбрать себе перышко, предварительно вспомнив о своих проблемах, тревогах. Затем ведущий предлагает оценить свою проблему. Затем ведущий просит отпустить свою перышко проблему подув на него.

Ведущий собирает перышки в мешок со словами: «Все ваши проблемы мы собрали и пустим по ветру!»

Рефлексия.

Вопросы для обсуждения.

Какие чувства вы испытывали во время выполнения этого упражнения? Каковы были ваши эмоции? Что вы чувствуете сейчас?

Как и во многих других случаях, спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Для борьбы с эмоциональным выгоранием нужно, чтобы сам человек изменил позицию «жертвы обстоятельств» на позицию «хозяина своей жизни», который сам несет ответственность за все, что с ним происходит, а значит, сам довел (или позволил довести) себя до такого состояния. А помочь при этом могут следующие способы:

  1. Постановка реальных целей, достижение определенных результатов, что повышает долгосрочную мотивацию. Нельзя «объять необъятное». Правильно расставленные приоритеты и реальные цели дают возможность человеку чувствовать свою успешность, что, в свою очередь, повышает его самооценку.

  2. Наличие достаточных перерывов во время работы на отдых и еду. Сверхурочная работа, а также работа дома после окончания рабочего дня, во время выходных и отпусков - это повышение степени риска развития СЭВ.

3. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Доступные
способы - это прогулки, тренажерный зал, общение с природой, искусством,
которые позволяют расслабиться и отвлечься.

4. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с коллегами или представителями других служб.
Сотрудничество дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. Для этого с успехом используются различные курсы повышения квалификации, конференции и др.

5. Исключение ненужной конкуренции. Слишком настойчивое стремление к выигрыванию, лидерству обусловливает развитие тревоги, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, проявлению СЭВ.

6. Эмоциональное общение. Когда человек анализирует свои чувства и
делится ими с другими, если есть поддержка близких людей, «чувство локтя» в коллективе вероятность «выгорания» значительно снижается.
Рекомендуется, чтобы сотрудники в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами, искали у них профессиональную поддержку. При этом, во-первых, снижается, психоэмоциональное напряжение, а во-вторых, общими усилиями они могут найти разумное решение возникшей проблемы или трудной ситуации.

7. Поддержание хорошей физической формы. Доказана тесная связь между состоянием тела и разумом. Хронический стресс воздействует на человека. Очень важно поддерживать хорошую физическую форму с помощью физических упражнений, сбалансированного регулярного питания и полноценного сна не менее 7-9 ч в сутки.

Чтобы избежать СЭВ, необходимо следовать следующим правилам:

  • стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

  • научиться переключаться с одного вида деятельности на другой;

  • проще относиться к конфликтам на работе;

  • не пытаться всегда и во всем быть первым, лучшим и т.д.

Итак, «синдром профессионального выгорания» - процесс, при котором ежедневное воздействие факторов стресса, связанных с оказанием помощи другому человеку, постепенно приводит к проблемам с собственным здоровьем психологического и физического характера. Он может затронуть не только отдельного сотрудника, но и организацию в целом. Профилактика СЭВ, основанная на рассмотренных принципах, должна способствовать улучшению социально-психологического климата и эмоционального состояния в трудовых коллективах, повышению удовлетворенности трудом у работников судебной системы.

Эмоциональное выгорание не болезнь и не диагноз (хотя есть и противоположная точка зрения), а тем более не приговор. Так что чем раньше начать с ним борьбу, тем она будет эффективнее и перспективнее. А еще лучше эмоциональное выгорание предупредить. Украшают и обогащают жизнь интересное общение, искусство, музыка, литература, природа, юмор. В зависимости от того, как человек относится к себе и к своей жизни, он будет либо «звездой», либо «свечкой», чья участь - гореть и плакать.


Список рекомендуемой литературы

1. Безносое СП. Профессиональная деформация личности. - СПб., 2004.

2. Ильин Е.П. Мотивы и мотивация. - СПб.: Питер, 2000.

3. Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. - М., 1996.

4. Оксинойд К.Э. Управление социальным развитием организации / Учеб. пособие. - М.: Флинта: МПСИ, 2007.

5. Трунов Д.Г. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме // Журнал практиче-ского психолога. 1998. N 8. С. 84-89.










ПАМЯТКА

«ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ ВЫГОРАНИИ»


  • НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.

  • НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.

  • НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.

  • НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.

  • Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.

  • Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.

  • Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

МЕТОДЫ ПОМОЩИ

Физиологические (воздействие на тело): солнечный свет, физические упражнения, принятие солнечных ванн (загар), свежий воздух, воздушные ванны, прогулки, купание, плавание в водоемах, бани (русская, финская), солярий, инфракрасное излучение, дыхание по Стрельниковой, дыхательная гимнастика.

Физиотерапевтические: физиотерапия, электросон, иглоукалывание, акупунктуры всех школ, массаж, гомеопатия.

Биохимические (воздействие на клеточном уровне): здоровая еда, лекарства, кофеин и алкоголь в очень низких дозах, секс.

Психологические: аутотренинги, медитации, метод биологической обратной связи, методы саморегуляции, музыка, молитва.


© 2010-2022