- Преподавателю
- Школьному психологу
- Тренинг для педагогов на тему «Синдром эмоционального выгорания педагога: факторы риска и способы профилактики»
Тренинг для педагогов на тему «Синдром эмоционального выгорания педагога: факторы риска и способы профилактики»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Толкачева М.С. |
Дата | 09.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ № 10»
«Профилактика синдрома
эмоционального выгорания
педагогов»
Педагог-психолог
Толкачева Марина Сергеевна
г. Железногорск
2014 г.
«Синдром эмоционального выгорания педагога: факторы риска и
способы профилактики».
Тренинг для педагогов.
Добрый день, уважаемые педагоги. Сегодня наша встреча посвящена проблеме эмоционального выгорания педагогов и его профилактике.
Термин эмоциональное выгорание в 1974 году впервые предложил американский психиатор Герберт Фрейденберг для описания эмоционального истощения, наблюдаемого у специалистов, работающих с людьми. Это самая опасная профессиональная болезнь учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, тех чья деятельность невозможна без общения.
Ежедневная психическая перегрузка, высокая ответственность за здоровье и жизнь учащихся, дисбаланс между интеллектуано-энергетическими затратами и фактором социальной несправедливости, низкий социальный статус профессии, ролевые конфликты, поведение «трудных» учащихся негативно отражается на психологическом состоянии учителя. Профессия педагога в настоящее время феминизирована (женская), поэтому к перечисленным профессиональным стрессорам добавляются загруженность работой по дому и дефицит времени для семьи и детей. Признаки эмоционального выгорания (как проявляется):
-
сниженный эмоциональный фон, эмоциональная вялость и тупость, отстраненность в общении с окружающими и т.п.;
-
негативное, подчас циничное отношение как к субъектам профессиональной деятельности (учащимся), так и к коллегам;
-
нарастающее безразличие к своим должностным обязанностям, снижение трудовой активности и мотивации;
-
ощущение собственной профессиональной несостоятельности и неудовлетворенности работой;
-
неадекватная самооценка результатов профессиональной деятельности и снижение персональной ответственности за них;
-
немотивированная или неадекватная агрессивность, недовольство собой и окружающими;
-
ухудшение соматического состояния, головные боли, нарушения сна и т.д.
-
может наблюдаться снижение качества жизни в целом.
Вопрос: Скажите, кто-нибудь испытывает что-либо из перечисленного?
Одним из наиболее эффективных способов профилактики синдрома эмоционального выгорания является саморегуляция.
Это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия на человека самого себя с помощью.
А как вы справляетесь со своими проблемами, тревогами.
Упражнение «Цветик-Семицветик»
Цель упражнение направлено на создание банка естественных способов саморегуляции.
Ведущий.
Я прошу вас на цветных листочках написать способы, которые вы используете в своей жизни при накопившейся усталости, в трудной жизненной ситуации. Способы оформляются на листе бумаги.
Ведущий обобщает полученные данные и делает вывод.
Результаты нашей работы позволяют выделить следующие естественные приемы саморегуляции организма:
-
смех, улыбка, юмор;
-
размышление о хорошем приятном;
-
движения, спорт;
-
наблюдение за пейзажем за окном;
- рассматривание картин, фотографий, приятных для человека вещей;
-
вдыхание свежего воздуха;
-
чтение стихов;
-
слушание музыки;
- мысленное обращение к высшим силам (Богу, вселенной, великой идее)
- высказывание похвалы, комплиментов кому- либо просто так.
Способов саморегуляции много. Давайте освоим некоторые из них.
Разминка.
Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения, сплочение, создание группового доверия и принятия.
Упражнение «Эхо».
Каждый из участников произносит свое имя, сопровождая его жестом. Остальные участники его повторяют.
Упражнение «Перышко»
Цель: осознание и принятие своих чувств; работа с негативными чувствами; освоение способов снятия внутреннего напряжения, приемов саморегуляции.
Каждому из участников предлагается выбрать себе перышко, предварительно вспомнив о своих проблемах, тревогах. Затем ведущий предлагает оценить свою проблему. Затем ведущий просит отпустить свою перышко проблему подув на него.
Ведущий собирает перышки в мешок со словами: «Все ваши проблемы мы собрали и пустим по ветру!»
Рефлексия.
Вопросы для обсуждения.
Какие чувства вы испытывали во время выполнения этого упражнения? Каковы были ваши эмоции? Что вы чувствуете сейчас?
Как и во многих других случаях, спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Для борьбы с эмоциональным выгоранием нужно, чтобы сам человек изменил позицию «жертвы обстоятельств» на позицию «хозяина своей жизни», который сам несет ответственность за все, что с ним происходит, а значит, сам довел (или позволил довести) себя до такого состояния. А помочь при этом могут следующие способы:
-
Постановка реальных целей, достижение определенных результатов, что повышает долгосрочную мотивацию. Нельзя «объять необъятное». Правильно расставленные приоритеты и реальные цели дают возможность человеку чувствовать свою успешность, что, в свою очередь, повышает его самооценку.
-
Наличие достаточных перерывов во время работы на отдых и еду. Сверхурочная работа, а также работа дома после окончания рабочего дня, во время выходных и отпусков - это повышение степени риска развития СЭВ.
3. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Доступные
способы - это прогулки, тренажерный зал, общение с природой, искусством,
которые позволяют расслабиться и отвлечься.
4. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с коллегами или представителями других служб.
Сотрудничество дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. Для этого с успехом используются различные курсы повышения квалификации, конференции и др.
5. Исключение ненужной конкуренции. Слишком настойчивое стремление к выигрыванию, лидерству обусловливает развитие тревоги, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, проявлению СЭВ.
6. Эмоциональное общение. Когда человек анализирует свои чувства и
делится ими с другими, если есть поддержка близких людей, «чувство локтя» в коллективе вероятность «выгорания» значительно снижается.
Рекомендуется, чтобы сотрудники в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами, искали у них профессиональную поддержку. При этом, во-первых, снижается, психоэмоциональное напряжение, а во-вторых, общими усилиями они могут найти разумное решение возникшей проблемы или трудной ситуации.
7. Поддержание хорошей физической формы. Доказана тесная связь между состоянием тела и разумом. Хронический стресс воздействует на человека. Очень важно поддерживать хорошую физическую форму с помощью физических упражнений, сбалансированного регулярного питания и полноценного сна не менее 7-9 ч в сутки.
Чтобы избежать СЭВ, необходимо следовать следующим правилам:
-
стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
-
научиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
-
проще относиться к конфликтам на работе;
-
не пытаться всегда и во всем быть первым, лучшим и т.д.
Итак, «синдром профессионального выгорания» - процесс, при котором ежедневное воздействие факторов стресса, связанных с оказанием помощи другому человеку, постепенно приводит к проблемам с собственным здоровьем психологического и физического характера. Он может затронуть не только отдельного сотрудника, но и организацию в целом. Профилактика СЭВ, основанная на рассмотренных принципах, должна способствовать улучшению социально-психологического климата и эмоционального состояния в трудовых коллективах, повышению удовлетворенности трудом у работников судебной системы.
Эмоциональное выгорание не болезнь и не диагноз (хотя есть и противоположная точка зрения), а тем более не приговор. Так что чем раньше начать с ним борьбу, тем она будет эффективнее и перспективнее. А еще лучше эмоциональное выгорание предупредить. Украшают и обогащают жизнь интересное общение, искусство, музыка, литература, природа, юмор. В зависимости от того, как человек относится к себе и к своей жизни, он будет либо «звездой», либо «свечкой», чья участь - гореть и плакать.
Список рекомендуемой литературы
1. Безносое СП. Профессиональная деформация личности. - СПб., 2004.
2. Ильин Е.П. Мотивы и мотивация. - СПб.: Питер, 2000.
3. Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. - М., 1996.
4. Оксинойд К.Э. Управление социальным развитием организации / Учеб. пособие. - М.: Флинта: МПСИ, 2007.
5. Трунов Д.Г. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме // Журнал практиче-ского психолога. 1998. N 8. С. 84-89.
ПАМЯТКА
«ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ ВЫГОРАНИИ»
-
НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
-
НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
-
НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
-
НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
-
Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
-
Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
-
Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.
МЕТОДЫ ПОМОЩИ
Физиологические (воздействие на тело): солнечный свет, физические упражнения, принятие солнечных ванн (загар), свежий воздух, воздушные ванны, прогулки, купание, плавание в водоемах, бани (русская, финская), солярий, инфракрасное излучение, дыхание по Стрельниковой, дыхательная гимнастика.
Физиотерапевтические: физиотерапия, электросон, иглоукалывание, акупунктуры всех школ, массаж, гомеопатия.
Биохимические (воздействие на клеточном уровне): здоровая еда, лекарства, кофеин и алкоголь в очень низких дозах, секс.
Психологические: аутотренинги, медитации, метод биологической обратной связи, методы саморегуляции, музыка, молитва.