• Преподавателю
  • Школьному психологу
  • Выступление психолога на педагогическом совете: Эффективное взаимодействие педагогов в решении вопросов обучения и воспитания группы риска

Выступление психолога на педагогическом совете: Эффективное взаимодействие педагогов в решении вопросов обучения и воспитания группы риска

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эффективное взаимодействие педагогов в решении вопросов обучения и воспитания группы риска.

Предлагаю сегодняшний педсовет провести в активной форме. В процессе подготовки участники были распределены на группы:

  1. Группа педагогов начального звена.

  2. Группа педагогов среднего звена - 5-7 класс.

  3. Группа старшего звена - 8-9 класс.

Позвольте начать нашу работу с притчи:

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках"».

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя "как дома".

Каждый из вас ежедневно сталкивается с детьми, которых мы привычно называем отстающими, прогуливающими уроки, «плохими». Вы хорошо знаете особенности их поведения и трудности в обучении. Сегодняшняя наша встреча будет посвящена обсуждению нашего взаимодействия с такими детьми.


Воспитанники "группы риска" - это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов. Организация обучения и воспитания детей "группы риска" должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна. Врач психиатр, администрация, дефектолог, психолог, логопед, социальный педагог, воспитатель, учитель. Этим детям требуется медикаментозная терапия, которую осуществляет врач - психиатр.

Количество воспитанников группы риска МБОУ Ес(к)ш-и за 5 лет. За период с 2010 г. по 2014 г. мы наблюдаем небольшое колебание количества трудных подростков, т.е. самое большое количество 13 детей (2010, 2012) и в текущем учебном году всего 9 воспитанников, состоящих на пед. учете и контроле.

В современной психолого-педагогической литературе выделяют следующие проблемы воспитанников группы риска:

  • проблемы взаимоотношений с педагогами, другими взрослыми;

  • сложности в общении с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;

  • негативный образ "Я", неадекватная самооценка;

  • поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;

  • отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;

  • переживание собственной неуспешности, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию;

  • трудности в обучении;

  • отсутствие адекватных средств и способов поведения в сложных ситуациях;

  • отсутствие чувства безопасности

Нам сегодня всем вместе необходимо выделить проблемы, существующие именно в нашей школе-интернате и найти способы эффективного взаимодействия в решении вопросов обучения и воспитания детей группы риска.

Первым этапом будет упражнение "Мой ученик-воспитанник" . (5 минут)
Инструкция: участникам каждой группы нарисовать образ любимого ученика , а затем проблемного, используя различные средства выразительности. Каждая группа зачитывает, а мои помощники записывают на доске. Затем зачитываю получившееся, закрыли глаза и теперь нарисовали образ этих детей.

Рефлексия по кругу: насколько доброжелателен образ ребенка в восприятии педагога?

Итак, на первом этапе мы нарисовали образ трудного воспитанника, т.е. это тот ребенок, с которым возникают те или иные проблемы.

Вторым этапом будет следующее упражнение "Проблема". (5 минут)

Подумайте, пожалуйста, какие проблемы встречаются наиболее часто при обучении и воспитании детей «группы риска» в тех классах, группах, где вы работаете. Выделите эти проблемы и проранжируйте их следующим образом: самую типичную трудность запишите на карточке, поставив на ней номер "один". Вторую по частоте встречаемости трудность напишите на следующей карточке, присвоив ей номер "два", и так далее до пятой карточки.

Каждая группа зачитывает, а мои помощники записывают на доске, наиболее значимые проблемы.

Сейчас мы видим портрет воспитанника «группы риска» и обозначили основные проблемы, с которыми ежедневно сталкиваемся. Давайте, подумаем, какими качествами должен обладать педагог, работающий с проблемным ребенком. (каждая группа записывает и зачитывает)

А теперь предлагаю интересный тест, связанный с умением решать проблемы «Стратегии решения проблем».

Обычно для преодоления проблем люди используют следующие основные стратегии поведения:

  • Стратегия разрешения проблем - активная стратегия, при которой человек использует все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска эффективных способов разрешения проблемы.

  • Стратегия поиска социальной поддержки - активная стратегия, при которой человек обращается за помощью в решении проблем к окружающим людям: семье, друзьям, значимым другим.

Стратегия избегания - человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем.

Заключительным этапом нашей встречи, найти все возможные пути решения проблем воспитанников «группы риска».(наиболее значимые записываем на доске)

  1. Раннее выявление детей группы риска;

  2. Единые требования к детям: педагоги должны находиться в тесном сотрудничестве как друг с другом, так и с детьми;

  3. Авторитарно-демократический стиль воспитания «Я - командующий» или«Равный среди равных» ;

  4. Изучение психолого-педагогических особенностей детей с умственной отсталостью;

  5. Своевременное медикаментозное лечение.

Наметив основные пути решения обозначенных проблем, можно сделать вывод, что организация обучения и воспитания детей "группы риска" должна осуществляться всесторонне и совместно, только тогда она будет эффективна.

Хочется закончить эту часть разговора несколькими добрыми советами для всех нас:

  • Улыбайтесь! Умудритесь быть счастливыми и красивыми!

  • Будьте терпеливы!

  • Внушайте каждому веру в свои силы.

  • Учитесь создавать ситуацию успеха.

  • Учитесь у ребят! Вместе переживайте радость познания, а неудачи делайте стартом для новой работы.

Просмотр видео-притча.





1 группа

Педагоги начального звена

(1-4 класс)





2 группа

Педагоги среднего звена

(5-7 класс)





3 группа

Педагоги старшего

звена

(8-9 класс)







Администрация

© 2010-2022