- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа «Выявление и профилактика суицида у школьников»
Программа «Выявление и профилактика суицида у школьников»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Долганина О.Л. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа
«Профилактика суицида»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д.
Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни - фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся Урицкой средней школы разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении.
Цель настоящей программы в формировании у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.
Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:
-
Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.
-
Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
-
Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
по Урицкой средней школе
Просвещение и профилактика
Учащиеся
№ п/п
Содержание работы
Сроки
Ответственный
1
Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации
в течение года
соц. педагог, психолог
2
Составление базы данных по социально неблагополучным семьям
сентябрь
соц. педагог, психолог
3
Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска
в течение года
соц. педагог, психолог
4
Организация оздоровления и отдыха во внеурочное время детей из неблагополучных и малообеспеченных семей (летняя оздоровительная площадка при школе, л\о района и области )
каникулярное время
соц. педагог, психолог
5
Организация работы по профилактике профессионального выгорания
в течение года
психологи
6
Психологические классные часы:
-
В поисках хорошего настроения (1 кл)
-
Как научиться жить без драки (2-3 кл)
-
Учимся снимать усталость (4 кл)
-
Толерантность (5 классы)
-
Как преодолевать тревогу (6 класс)
-
Способы решения конфликтов с родителями (7 кл.)
-
Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом (9кл.)
-
Я + он + они = мы (10 кл)
-
Способы саморегуляции эмоционального состояния (11 кл)
-
«Как сказать Нет!» (8 кл.)
-
Не сломай свою судьбу! Подросток и наркомания.
Сентябрь, по результатам диагностики
Октябрь
Февраль, март
октябрь
ноябрь
сентябрь
февраль, март
октябрь
по запросу, апрель
март
в течение года
психолог
психолог, соц. педагог
психолог, соц. педагог
соц. пед психолог,
психолог, соц. педагог
психолог, соц. педагог
психолог
соц. педагог
психолог
психолог
психолог, соц. педагог
8
Правовые классные часы:
-
Что ты должен знать об УК (6 -11 кл.)
-
Уголовная ответственность несовершеннолетних (8 - 11 кл.)
-
Знаешь ли ты свои права и обязанности (5 - 9 классы)
в течение года
в течение года
в течение года
инспектор
инспектор
соц. педагог
9
Психолого-педагогическая поддержка обучающихся к выпускным экзаменам (тренинг 9 кл)
март - апрель
психолог
10
Игра для учащихся 5-х классов «Колючка» (интеграция «отверженных»)
октябрь
психолог
11
Игра «В чём смысл жизни?» (10кл)
февраль
кл. руководитель, спс
12
Гр. занятия по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни «Я и мой выбор»
в течение года
кл. руководитель. СПС, медработник школы
13
Психокоррекционная группа с неадаптивными детьми (5 кл.)
октябрь - ноябрь
психолог
14
Диспут для подростков «Успех в жизни»
декабрь
соц. педагог
15
Организация работы группы для подростков «Поверь в себя»
январь
спс
Педагоги
1
Деловая игра «Педагогические приёмы создания ситуации успеха»
октябрь
завуч по ВР
2
Семинар «Профилактика суицидального поведения у детей и подростков»
ноябрь
психолог
3
Семинар кл. руководителей «Некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников»
декабрь
завуч по ВР
4
Семинар «Типология возрастных психолого-педагогических особенностей учащихся»
январь
психолог
5
Семинар классных руководителей «Психологический климат в классе»
февраль
завуч по ВР
6
Семинар классных руководителей «Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними» (анализ работы )
апрель
завуч по ВР. спс
7
Семинар-практикум «Методы разрешения педагогических конфликтов»
по плану
психолог
Родители
1
Родительский лекторий:
-
Возрастные психолого-педагогические особенности (младший школьник, подросток, старший школьник)
-
Наши ошибки в воспитании детей
-
Шаги общения
-
Психологические особенности периода адаптации, формы родительской помощи и поддержки
-
Тревожность и её влияние на развитие личности
-
Трудный возраст или советы родителям
-
Что такое суицид и как с ним бороться (среднее и старшее звено)
-
Особенности детско-родительских отношений как фактор психологического дискомфорта
-
Чем и как увлекаются подростки (табакокурение, алкоголь, насвай)
-
Куда уходят дети: профилактика безнадзорности и бродяжничества
-
Уголовная ответственность несовершеннолетних
-
Как помочь ребенку справиться с эмоциями
по плану, по запросу
кл. руководитель
психолог
завуч по ВР, психолог
спс
психолог
психолог
спс
СПС
Диагностика
Учащиеся
1
Исследование социального статуса
ежегодно
кл. руководитель
2
Исследование уровня адаптации
по плану
психолог
3
Исследование уровня тревожности
по плану
психолог
4
Шкала социально психологической адаптации (СПА) 9 кл
по плану
психолог
5
Опросник Басса - Дарки (агрессия, чувство вины)
по запросу
психолог
6
Оценка способов реагирования на конфликтные ситуации
по запросу
психолог
7
Склонность к отклоняющемуся поведению
дети группы риска
соц. педагог
Родители
1
Опросник для родителей - диагностика нарушений во взаимоотношениях подростка с родителями и их причин
по запросу
психолог
2
Опросник родительского отношения (А.Варга, В.Столин)
по запросу
психолог
Коррекция
1
Занятие «Ты и я - такие разные» - для подростков 5-6 класс
октябрь
психолог
2
Занятие «Барьеры непонимания» 8 класс
ноябрь
соц.педагог
3
Занятие по повышению самооценки «Нарисуй подарок самому себе», «Мой Новый год» (6,7 кл. )
декабрь
соц.педагог
Тренинг уверенности (для старшеклассников)
Февраль, март, апрель
психолог