Программа «Выявление и профилактика суицида у школьников»

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа

«Профилактика суицида»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д.

Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни - фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся Урицкой средней школы разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении.

Цель настоящей программы в формировании у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.

Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:

  1. Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.

  2. Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.

  3. Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

по Урицкой средней школе

Просвещение и профилактика

Учащиеся

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Ответственный

1

Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации

в течение года

соц. педагог, психолог

2

Составление базы данных по социально неблагополучным семьям

сентябрь

соц. педагог, психолог

3

Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска

в течение года

соц. педагог, психолог

4

Организация оздоровления и отдыха во внеурочное время детей из неблагополучных и малообеспеченных семей (летняя оздоровительная площадка при школе, л\о района и области )

каникулярное время

соц. педагог, психолог

5

Организация работы по профилактике профессионального выгорания

в течение года

психологи

6

Психологические классные часы:

  • В поисках хорошего настроения (1 кл)


  • Как научиться жить без драки (2-3 кл)


  • Учимся снимать усталость (4 кл)


  • Толерантность (5 классы)


  • Как преодолевать тревогу (6 класс)


  • Способы решения конфликтов с родителями (7 кл.)


  • Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом (9кл.)

  • Я + он + они = мы (10 кл)



  • Способы саморегуляции эмоционального состояния (11 кл)



  • «Как сказать Нет!» (8 кл.)


  • Не сломай свою судьбу! Подросток и наркомания.

Сентябрь, по результатам диагностики

Октябрь

Февраль, март

октябрь

ноябрь

сентябрь

февраль, март

октябрь

по запросу, апрель

март

в течение года

психолог

психолог, соц. педагог

психолог, соц. педагог

соц. пед психолог,

психолог, соц. педагог

психолог, соц. педагог

психолог

соц. педагог

психолог

психолог

психолог, соц. педагог

8

Правовые классные часы:

  • Что ты должен знать об УК (6 -11 кл.)


  • Уголовная ответственность несовершеннолетних (8 - 11 кл.)



  • Знаешь ли ты свои права и обязанности (5 - 9 классы)

в течение года

в течение года

в течение года


инспектор

инспектор

соц. педагог

9

Психолого-педагогическая поддержка обучающихся к выпускным экзаменам (тренинг 9 кл)

март - апрель

психолог

10

Игра для учащихся 5-х классов «Колючка» (интеграция «отверженных»)

октябрь

психолог

11

Игра «В чём смысл жизни?» (10кл)

февраль

кл. руководитель, спс

12

Гр. занятия по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни «Я и мой выбор»

в течение года

кл. руководитель. СПС, медработник школы

13

Психокоррекционная группа с неадаптивными детьми (5 кл.)

октябрь - ноябрь

психолог

14

Диспут для подростков «Успех в жизни»

декабрь

соц. педагог

15

Организация работы группы для подростков «Поверь в себя»

январь

спс

Педагоги

1

Деловая игра «Педагогические приёмы создания ситуации успеха»

октябрь

завуч по ВР

2

Семинар «Профилактика суицидального поведения у детей и подростков»

ноябрь

психолог

3

Семинар кл. руководителей «Некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников»

декабрь

завуч по ВР

4

Семинар «Типология возрастных психолого-педагогических особенностей учащихся»

январь

психолог

5

Семинар классных руководителей «Психологический климат в классе»

февраль

завуч по ВР

6

Семинар классных руководителей «Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними» (анализ работы )

апрель

завуч по ВР. спс

7

Семинар-практикум «Методы разрешения педагогических конфликтов»

по плану

психолог

Родители

1

Родительский лекторий:

  • Возрастные психолого-педагогические особенности (младший школьник, подросток, старший школьник)

  • Наши ошибки в воспитании детей

  • Шаги общения

  • Психологические особенности периода адаптации, формы родительской помощи и поддержки

  • Тревожность и её влияние на развитие личности

  • Трудный возраст или советы родителям

  • Что такое суицид и как с ним бороться (среднее и старшее звено)

  • Особенности детско-родительских отношений как фактор психологического дискомфорта

  • Чем и как увлекаются подростки (табакокурение, алкоголь, насвай)

  • Куда уходят дети: профилактика безнадзорности и бродяжничества

  • Уголовная ответственность несовершеннолетних

  • Как помочь ребенку справиться с эмоциями

по плану, по запросу

кл. руководитель

психолог

завуч по ВР, психолог

спс

психолог

психолог

спс

СПС

Диагностика

Учащиеся

1

Исследование социального статуса

ежегодно

кл. руководитель

2

Исследование уровня адаптации

по плану

психолог

3

Исследование уровня тревожности

по плану

психолог

4

Шкала социально психологической адаптации (СПА) 9 кл

по плану

психолог

5

Опросник Басса - Дарки (агрессия, чувство вины)

по запросу

психолог

6

Оценка способов реагирования на конфликтные ситуации

по запросу

психолог

7

Склонность к отклоняющемуся поведению

дети группы риска

соц. педагог

Родители

1

Опросник для родителей - диагностика нарушений во взаимоотношениях подростка с родителями и их причин

по запросу

психолог

2

Опросник родительского отношения (А.Варга, В.Столин)

по запросу

психолог

Коррекция

1

Занятие «Ты и я - такие разные» - для подростков 5-6 класс

октябрь

психолог

2

Занятие «Барьеры непонимания» 8 класс

ноябрь

соц.педагог

3

Занятие по повышению самооценки «Нарисуй подарок самому себе», «Мой Новый год» (6,7 кл. )

декабрь

соц.педагог

Тренинг уверенности (для старшеклассников)

Февраль, март, апрель

психолог



© 2010-2022