Конспект школьному психологу «Формирование ценностных ориентаций учащихся»

В материале раскрыто значение понятия «ценность» в различных психологических школах. Описаны признаки ценностей. Формирование ценностных ориентаций на различных этапах социализации личности, описаны функции системы ценностных ориентаций. Уровень сформированности ценностных ориентаций учащихся зависит от знания понятий ценностей и умения осуществлять ценностный выбор. детей нужно учить делать выбор, но прежде, чем начинать развивающую работу необходимо узнать актуальное состояние, поэтому матери...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ценностным ориентациям, определяющим цели, идеалы, убеждения человека, в структуре личности принадлежит ведущая роль.

Понятию «ценность» авторами психологического словаря А.В. Петровским и М.Г. Ярошевским придается несколько значений, в зависимости от рассматриваемой проблемы:

1. Ценность как общественный идеал (выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни), - это общечеловеческие и конкретно-исторические ценности.

2. Ценности, предстающие в виде произведений материальной и духовной культуры, либо человеческих поступков.

3. Социальные ценности преломляются через призму индивидуальной жизнедеятельности и входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей.

Анализ научной литературы показал, что ценности личности - это очень сложный, многогранный феномен, определяемый авторами по-разному, порой во «взаимоисключающих и несопоставимых смыслах»

1) как субъективная значимость каких-то объектов или явлений, способных удовлетворять определенные потребности человека (К.А. Абульханова- Славская, В.А. Василенко, В.П. Тугаринов, А.С. Шаров, С.Л. Рубинштейн, К. Роджерс, Г. Оллпорт, А.Н. Леонтьев, В.Ф. Сержантов и др.);

2) как представления о желательном, как убеждения, как идеалы, эталоны (К. Клакхон, В.Б. Ольшанский, Л.М. Архангельский, О.Г. Дробницкий, А.И. Донцов, М. Рокич, Ш. Шварц и У. Билски, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, Д.А. Леонтьев, С.С. Бубнова и др.);

3) как представления о должном, принципы, нормы поведения (В.А. Бодров, Г.В. Ложкин, А.Н. Плющ и др.);

4) как разновидность установок (А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов, И.Г. Афанасьева, У. Томас, Ф. Знанецкий, Н.А. Кириллова и др.);

5) как элементы мотивации наряду с потребностями и мотивами (Э. Фромм, А. Маслоу, и др.).

Но, несмотря на многообразие подходов к трактовке ценностей, мнения большинства авторов сходятся в том, что индивидуальные ценности являются важнейшими, ядерными компонентами структуры личности, обусловливающими направленность личности, ее активность, устойчивость, целостность «Я», мировоззрение и т.д.

Будучи главными конструирующими компонентами личности, ценностно-смысловые ориентации обеспечивают взаимосвязь и взаимодействие внутреннего мира личности и внешнего мира, следовательно, они влияют на образ жизни, на то, как субъект проявляет себя в различных сферах жизни и деятельности.

Понятию «ценность», как составляющей личности, придается неодинаковое значение в различных психологических школах.

Так, Э. Фромм отмечает, что нельзя игнорировать то, что человеку присуща потребность искать ответы на вопросы о смысле жизни и определять нормы и ценности, в соответствие с которыми нужно жить. Ученый считает, что у каждого человека имеется потребность в ценностях. Он делит их на две категории. Первая категория - официально признанные, осознаваемые (религиозные и гуманистические) ценности. Вторая категория - действительные, бессознательные (порожденные социальной системой). Вторая группа ценностей является непосредственными мотивами человеческого поведения. Обе группы структурированы и образуют иерархию, в которой высшие ценности определяют все прочие как необходимые для реализации первых.

По мнению К. Хорни, основной мотивацией человеческих поступков является «коренная тревога» - фиксированное внутреннее свойство психической деятельности. Исходя из этого, в более поздних работах она разделила эти потребности на три группы. Первая группа - движение к людям (потребность в любви). Вторая группа - движение от людей (потребность в независимости). Третья группа - движение против людей (потребность в силе). Каждая из этих групп представляет собой базовую ориентацию по отношению и к себе.

Иной подход к проблеме ценностных ориентаций структуре личности сложился в «понимающей психологии». Э. Шпрангер, развивая учение В. Дильтея о том, что задача психологии состоит в раскрытии смысловой сферы личности, ценностных ориентаций, считал, что основой личности является ценностная ориентация, посредством которой она (личность) познает мир. Включение субъекта в познание и означает эту ценностную ориентацию. Исходя из этого, Шпрангер выделяет шесть типов личности:

1. Теоретический человек - основная ценность - поиск истины.

2. Экономический человек - основной акцент делается на полезные и практичные ценности.

3. Эстетический человек - наивысшей ценностью считается стиль и гармония, окружающая действительность воспринимается и оценивается с точки зрения изящества и соответствия ситуации.

4. Социальный человек - главная ценность - это любовь, стремление к всеобщей любви, любви ко всему человечеству.

5. Политический человек - основная ценностная направленность на личную власть, влияние, известность, не ограниченную сферой политики.

6. Религиозный человек - ценностная ориентация в поиске смысла жизни, высшей духовной силы.

Выделенные типы показывают наличие различий не по психофизиологическим параметрам, а по ценностным ориентациям человека.

Представление о системе ценностей личности как иерархии убеждений получило распространение в американской социальной психологии. По мнению М. Рокича, ценности определяются как: «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования»

М. Рокич выделяет два класса ценностей :

1. Терминальные ценности - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться.

2. Инструментальные ценности - убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной или общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.

Терминальные ценности носят более устойчивый характер, чем инструментальные, для них характерна меньшая межиндивидуальная вариабельность. Разведение терминальных и инструментальных ценностей воспроизводит традиционное различение ценностей - целей и ценностей - средств.

Ценности характеризуются следующими признаками:

1. Общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико.

2. Все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени.

3. Ценности организованы в системы.

4. Истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе, его институтах и личности.

5. Влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

В отечественной психологии сложился целый ряд школ и направлений, в которых ценности исследуются в различных аспектах изучения свойств личности. В одних школах личность рассматривается в связи с анализом ее деятельности (А.Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн),

в других - центральное место занимает изучение психологических отношений личности (В.Н. Мясищев),

в третьих - личность исследуется в связи с общением (К.А. Абульханова - Славская, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов)

или в связи с установками (Д.Н. Узнадзе, А.С. Прангишвили).

Личность не может рассматриваться в отрыве от социальной среды, общества. По мнению А.Г. Здравомыслова, важным связующим звеном между обществом, социальной средой и личностью, ее внутренним миром выступают ценности .

Как отмечает В.П. Тугаринов, «отдельный человек может пользоваться лишь теми ценностями, которые имеются в обществе. Поэтому ценности жизни отдельного человека в основе своей суть ценности окружающей его общественной жизни». Автор условно делит ценности на три категории:

1. Материальные ценности - техника и материальные блага, которые могут выполнять функцию стимулятора индивидуально-психического развития лишь в совокупности с общественно-политическими и духовными ценностями.

2. Общественно-политические ценности - свобода, братство, равенство, справедливость.

3. Духовные ценности - образование, наука, искусство.

Направленность личности на те или иные ценности - по B.П. Тугаринову составляет ее ценностные ориентации .

Анализ литературы свидетельствует о том, что в науке еще не сложилась единая концепция, выявляющая особенности ценностных ориентаций в целостной структуре личности. Данная проблема представлена исследованиями следующих ученых:

в философии - С.Ф. Анисимова, В.А. Василенко, Г.П. Выжлецова, О.Г. Дробницкого, А.Н. Максимова, В.В. Розанова, В.П. Тугаринова, Б.А. Чагина и др.;

в социологии - А.Г. Здравомыслова, Т.Ю. Любимовой, В.Б. Ольшанского, С.И. Попова, В.А. Ядова и др.;

в психологии - Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, М.И. Бобневой, Л.И. Божович, А.В. Битуевой, Б.С. Братусь, А.Ф. Лазурского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна и др.;

в педагогике - В.А. Караковского, Н.Д. Никандрова, З.И. Равкина, В.А. Сластенина, В.А. Сухомлинского, Г.И. Чижаковой и др.

Ценностям присущ динамический характер. Если их существование не поддерживается человеком, если они не создаются, не реализуются и не актуализируются, то они постепенно теряют свою значимость. Принятие и освоение ценностей - сложный и длительный процесс. Осознание ценностей порождает ценностные представления, а на основе ценностных представлений создаются ценностные ориентации.

Формирование ценностных ориентации на разных этапах социализации неоднозначно, их характер и содержание меняются под воздействием многих факторов, так как социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности.

По мнению Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, дошкольный возраст (3-7 лет) является периодом, в котором происходит усвоение первых этических норм. На данном этапе в ходе игры посредством идентификации происходит усвоение правил, норм и нравственных критериев, которые регулируют его поведение. Этот процесс осуществляется через посредника (старшего) и через соучастника (ровесника). Образцом поведения для детей служат взрослые, их поступки и взаимоотношения. Усвоение моральных ориентации протекает в процессе общения в группе, где ребенок применяет усвоенные ранее эталоны. В процессе игры происходит усвоение отдельных качеств личности, служащих критерием размежевания ребенком социально полезных и отрицательных черт.

Дети дошкольного возраста начинают применять нравственные оценки и, в конечном счете, определяют включение личностных свойств в качестве важных компонентов в структуру своих первоначальных ценностных ориентаций.

Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Дети младшего школьного возраста включаются в новую систему отношений, происходит изменение их позиций в обществе. В процессе учения происходит формирование интеллектуальных и познавательных способностей. Новая форма деятельности и общения (выполнение одних и тех же заданий) невольно объединяет детей и способствует формированию коллективистских черт характера. Наряду с коллективизмом интенсивно развиваются и другие особенности личности: происходит дальнейшее усвоение моральных норм, и на этой основе закладывается фундамент нравственного поведения. Дальнейшее развитие получают высшие чувства - интеллектуальные, эстетические, нравственные, что способствует формированию ценностных ориентации.

Подростковый возраст (10-11 и 13-14 лет) представляет собой этап усиленного становления личности на основе дальнейшего развития процесса социализации. Общение подростков становится избирательным. Это сказывается на выборе социально значимых образцов для подражания, что во многом определяет содержание формирующихся ценностных ориентации.

Изменение социальной позиции, начало полового созревания и резкие сдвиги физического развития обусловливают возникновение чувства взрослости. Это новообразование вызывает переориентацию детских норм ценностей на взрослые, что усложняет комплекс личностных свойств подростка.

В юношеском возрасте (15-18 лет) складываются основные компоненты личности - характер, общие и специальные способности, мировоззрение. Эти сложные компоненты формирующейся личности являются психологическими предпосылками вступления в самостоятельную, взрослую жизнь. В ряде исследований отмечается (Кон И.С., 1979; Годфруа Ж., 1992; Елизарова А.Н., 1995; Крайг Г., 2000; и др.), что юношеский возраст сенситивен, благоприятен для образования ценностных ориентации как устойчивого свойства личности, способствующего становлению мировоззрения, отношению к окружающей действительности.

Основы формирования базовой структуры ценностных ориентаций закладываются в подростковом возрасте, когда происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, возникает стремление ощутить себя и стать взрослым, возрастает потребность в общении со сверстниками, в самоутверждении и самовыражении (т. е. желание проявить себя в тех качествах личности, которые он считает ценными).

Формирование ценностных ориентаций личности подростка предполагает процесс становления его ценностного сознания, основными категориями которого являются нравственный идеал, глубокие убеждения, основы мировоззрения, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этическая оценка; идейно-эмоционального отношения к явлениям действительности; способности к саморегуляции, самоопределению, самоутверждению и рефлексии.

Психологическими механизмами формирования и развития ценностных ориентации выступают индивидуально - типологические особенности протекания психических процессов и, прежде всего, мышления, памяти, эмоций и воли, существующих в форме интериоризации, идентификации и интернализации социальных ценностей.

Структура процесса формирования ценностных ориентаций представлена тремя направлениями, происходящими в единстве: развитие познавательной, оценочной и деятельностной направленности личности.

Полный цикл формирования ценностных ориентаций включает в себя следующие этапы:

  • предъявление ценностей воспитаннику;

  • осознание ценностных ориентаций личностью,

  • принятие ценностных ориентаций,

  • реализация ценностных ориентаций в деятельности и поведении;

  • закрепление ценностных ориентаций в направленности личности и перевод их в статус качества личности, т. е. в своего рода потенциальное состояние;

  • актуализация потенциальных ценностных ориентаций.

Специфические особенности процесса формирования ценностных ориентаций личности: двусторонность, длительность и непрерывность, концентризм, обеспечение единства педагогических влияний на личность школьника, осуществление воспитательных воздействий как бы исподволь, без назиданий и нравоучений.

Ценностные ориентации формируются и развиваются в процессе социализации под влиянием различных факторов: общественных отношений, родного языка, культуры, образования, социального окружения и т. п.

Ценностные ориентации представляют совокупность наиболее устойчивых представлений личности (философских, религиозных, политических, нравственных, эстетических), в которых знания и вера переплавляются в убеждения, определяющие жизненную позицию личности и регулирующие ее отношения с окружающим миром. В них включаются компоненты рационального и иррационального, интеллектуального и эмоционально-волевого, благодаря чему они организуют духовный мир личности и позволяют ей решать разнообразные смысложизненные вопросы, выступая как мировоззренческие основания при формировании установок и мотивов индивидуального поведения.

В качестве механизмов формирования ценностных ориентаций можно рассматривать социокультурные (индивидуализация - социализация, в частности, коллективизация) и субъективно-личностные (ценностная идентификация, свобода выбора). Суть ценностной идентификации заключается в том, что индивид отождествляет свои представления с представлениями значимых (референтных) для него групп (членов семьи, учителей, сверстников, героев и т.д.) и на основании этого создает личную систему ценностей. Но по отношению к ценностям значимых для него групп он осуществляет выбор: какие-то ценности им принимаются, какие-то отвергаются, какие-то уточняются сквозь призму личного опыта, так что в конце концов у него формируется личная система ценностей.

Термин "ценностные ориентации" рассматривается как процесс и результат. Как процесс они означают ценностный поиск нужного направления действия: выбор ценностей-образцов, цели, средства её достижения, оценка действия, поступка. "Ценностные ориентации" как результат представляют своеобразный ответ человека в его поиске смысла жизни путем нахождения объектов поклонения (религиозная ориентация, атеистическая ориентация, нравственная ориентация и т.д.).

Система ценностных ориентаций осуществляет следующие функции: мотивационно-побудительную, регулятивную, смыслообразующую, социально-ориентирующую, функции интеграции духовного мира личности, целеполагания, детерминации психических процессов.

Исследователем Э. В. Соколовым выделяются следующие важнейшие функции ценностных ориентаций:

экспрессивная, способствующая самоутверждению и самовыражению индивида. Человек стремится принятые ценности передать другим, достичь признания, успеха;

адаптивная, выражающая способность личности удовлетворять свои основные потребности теми способами и посредством тех ценностей, которыми располагает данное общество;

защиты личности - ценностные ориентации выступают своего рода "фильтрами", пропускающими лишь ту информацию, которая не требует существенной перестройки всей системы личности;

познавательная, направленная на объекты и поиск информации, необходимой для поддержания внутренней целостности личности;

координации внутренней психической жизни, гармонизации психических процессов, согласование их во времени и применительно к условиям деятельности.

Таким образом, в ценностях, с одной стороны, систематизируется, кодируется нравственное значение общественных явлений, а, с другой стороны, те ориентиры поведения, которые определяют его направленность, и выступают конечными основаниями моральных оценок.

Осознание необходимости реализации в своем поведении определенной системы ценностей и тем самым осознание себя субъектом исторического процесса, творцом "должных" нравственных отношений становится источником самоуважения, достоинства и нравственной активности личности. На основе сложившихся ценностных ориентаций осуществляется саморегуляция деятельности, заключающаяся в способности человека сознательно решать стоящие перед ним задачи, осуществлять свободный выбор решений, утверждать своей деятельностью те или иные социально-нравственные ценности. Реализация ценностей в этом случае воспринимается индивидом как нравственный, гражданский, профессиональный и т.д. долг, уклонение от которого предотвращается прежде всего механизмом внутреннего самоконтроля, совестью.

Ценности личности с одной стороны связаны с общественными нормами, ценностями окружающего социума, но, с другой стороны, они есть субъектное выражение личности самого человека. Как известно, личностными ценностями становятся те категории и смыслы, по отношению к которым субъект определился, и определился положительно. В принятых субъектом ценностях одновременно отражаются содержательные характеристики его позиции и поведения (конкретное отношение к социальным объектам, явлениям), а также его личностные характеристики, связанные с определённым представлением о себе и возможностях собственного активного проявления в социуме. Таким образом, путём принятия конкретных ценностей определяются выбор личностью социальной позиции, выбор норм поведения при взаимодействии с другими людьми, характер принятых решений, направленность выбора. Ценностные ориентации имеют особое значение, так, как, с одной стороны, они выполняют роль внутренних стимулов, а с другой стороны - роль критериев, с опорой на которые личность осуществляет своё поведение и деятельность.

М.И. Лукьяновой и Н.В. Калининой были определены такие основополагающие жизненные ценности, принятие которых свидетельствуют об определённом уровне личностной культуры, об усилиях педагогического коллектива в этом направлении.

Ценности:

  • Личность (в двух её проявлениях - «Я-ценность» и «Другой ценность»),

  • Ответственность- ценность

  • Общественно-полезная деятельность- ценность.

  • Познание ценность

Именно эти ценностные ориентации выделены потому, что они относятся, прежде всего, к сфере человеческих отношений, всесторонне учитывают основные потребности личности, интегрируют в себе направленность на социальную адаптацию и индивидуализацию личности одновременно, чему и призвано содействовать образование.

Кроме того, эти ценности вписываются в содержание педагогической проблемы - воспитания у школьников осознания важности и необходимости здорового образа жизни, получение образования, культуры общения и поведения.

В плане формирования у школьников личностной культуры названные ценности представляются универсальными, объединяя в себе значимость общечеловеческих, национальных, индивидуальных ценностей.

Познание как ценность.

Образовательная деятельность заключается в организации познавательного (учебно-воспитательного) процесса, в развитии познавательных потребностей и способностей школьников, в воспитании у них стремления к учебной деятельности. Познание следует воспринимать как базовую потребность человека, как процесс, ведущий к постижению другой жизненной универсалии - знания.

Познание есть «процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий». Познание - это сложный и противоречивый процесс, отражающий и воспроизводящий объективную действительность в мышлении людей, процесс постижения людьми сущности предметов, реальности бытия, процесс приобретения знаний о закономерностях объективного мира.

Знания рассматриваются как условие развития, совершенствования человека, его свободы и независимости, как условие осознания человеком своего места и роли в общей картине мира. У многих народов знание провозглашается как одна из добродетелей человека, как одно из его достоинств, делающее человека почитаемым и достойным уважения.

В определённой степени ценность познания синонимична ценности образования. Образование предоставляет человеку возможность включаться в самостоятельную жизнь и совершенствовать себя в процессе своей жизни. Принятие ценности образования - это осознанное стремление человека к обретению целостного образа мира, к развитию собственной личности как таковой.

Сформированность ценности познания у человека может свидетельствовать о его способности к самосовершенствованию, саморазвитию, освоению человеком своего внутреннего мира и по определению тех сфер и интересов, которые становятся точками приложения сил личности.

Ценность знания формируется в условиях познавательной деятельности, в процессе познания. Формируя у учащихся ценность процесса познания, следует учитывать следующие аспекты:

Эмоциональный аспект проявляется в избирательном отношении к познавательной деятельности, когда процесс познания сопровождается определённой эмоциональной окраской (положительным или отрицательным характером эмоций). Если познавательная деятельность эмоционально принимается личностью, вызывает интерес и позитивные эмоции, то следует говорить о ценности процесса познания для данного человека.

Когнитивный аспект ценностного восприятия процесса познания заключается в его осмыслении личностью и отчетливом, ясном представлении о познании как о важной стороне человеческой жизни, иными словами, ценность для личности может быть только то, о чём есть содержательное представление.

Конативный (поведенческий) аспект предполагает проявление избирательного отношения к процессу познания, когда ценность какого-либо знания или познания в целом определяет поступки и конкретные действия личности. Познание является для личности ценностью, если сама деятельность личности направлена на узнавание нового в различных жизненных сферах, на поиск новых возможностей в себе.

Образовательную систему школы следует ориентировать на обеспечение максимального проявления названных аспектов в деятельности учащихся (создание позитивного настроя на получение знаний, эмоционального подъёма в познавательной деятельности, создание условий для осмысленных действий учащихся, поощрение инициативы и самостоятельности).

Личность: «Я-ценность» и «Другой-ценность».

Ценность Я складывается из осознания себя в качестве субъекта деятельности, когда представления о себе формируются в определённый образ «Я» и человек осознаёт себя целостной личностью. От этого образа зависит, какие складываются у него отношения с самим собой. Система знаний о себе и отношение себе интегрируются в самооценке. При позитивном (ценностном) отношении к себе человек воспринимает себя как благополучную личность. При успехе он отдаёт должное своим усилиям, адекватно оценивая собственные возможности, но неудачи не делают его пассивным, и он предпринимает следующую попытку для достижения своих целей. Развитие у школьников ценностного отношения к себе как к личности ориентирует их на самоактуализацию - самовыражение, активизацию всех своих возможностей, самостоятельность, личностный рост. Наличие у школьника позиции «Я-ценость» обеспечивает его поведение как субъекта деятельности. Следовательно, основной характеристикой субъекта деятельности является его активность. Различают несколько компонентов активности :

  • Когнитивный компонент активности личности направлен на создание позитивного образа своих качеств, способностей, социальной значимости

  • Эмоциональный компонент влияет на формирование самоуважения, самолюбия.

  • Оценочно-волевой компонент выражается в стремлении повысить самооценку, завоевать уважение и авторитет у окружающих людей,, добиться признания в обществе.

  • Мотивационный компонент выражается в осознанном выборе определённой линии поведения, в понимании ответственности за последствия своего выбора.

  • Поведенческий компонент характеризует внешнюю сторону активности, её проявление в ситуациях взаимодействия с другими людьми.

Отношение к себе как к безусловной ценности - это психологический фундамент, на котором выстраивается в процессе социализации вся структура личностного достоинства.

«Я-ценность» обретается посредством формирования позитивного отношения к себе, целостного восприятия себя как индивидуальности, положительной «Я-концепции». В образовательном процессе должны быть созданы условия для:

  • Познания учащимися собственного «Я», своих индивидуальных характеристик;

  • Развитие потребности в признании;

  • Осознания себя в мире как непохожего (и похожего одновременно) на других людей и выражение своего отношения к миру людей;

  • Возникновения интереса к своей жизни, выражения в полной мере своих чувств и переживаний;

  • Развитие потребности воплотить в жизнь свой личностный потенциал.

Только ценностное отношение к себе может обеспечить и ценностное восприятие другого человека как личности. «Личность - это не только индивидуальность, осознающая себя как нечто целое и единственное с своём роде, но это также обращенность к другому».

Воспринимая другого человека как ценность, человек обычно апеллирует к его положительным качествам, достоинствам, что выражается в дружелюбии, доброжелательности, в стремлении устанавливать контакты с членами своей микросреды. Ценностное отношение к другому предполагает интерес к содержательной стороне его личности, уважение и доверие, расположенность к новым контактам, умение ценить способности и достоинства другого, богатство его личности, как собственной. Так во взаимоотношениях с другими людьми открываются и осваиваются смысл человеческого взаимодействия, нравственные нормы, способы оценивания. Педагогические усилия следует направлять на формирование у подростков социального ориентирования на точку зрения другого человека и его эмоциональное состояние. Следует создавать условия для осознания человеком значимости другого человека и осознания причастности к поступкам окружающих людей, для сопереживания и взаимопонимания в межличностном взаимодействии.

Общественно полезная деятельность как ценность.

Психологическая суть общественно полезной деятельности заключается в том, что её мотивом является польза обществу, соответствующая ярко проявляющейся потребности подростка в личностном самовыражении. Необходимо помочь подростку в поиске таких видов деятельности, которые имеют общественно полезное значение и получают положительную оценку на разных социальных уровнях, т.к. личностное саморазвитие подростков требует их участия в социально признаваемой и социально одобряемой деятельности.

Важность данной ценностной позиции также заключается в том, что стремление подростков проявить себя в обществе ведёт к развитию их социальной активности, что проявляется в виде потребности отвечать за себя на уровне взрослого.

Ценностная ориентация на общественную деятельность имеет особое значение в связи с формированием у школьников деятельно-практического отношения к миру, которое основывается на потребности испытать собственные возможности для воздействия на окружающий мир, т.е. быть субъектом, чувствовать себя активным.

Деятельно-практическое отношение к миру предусматривает:

  • Приобщение к социально-выработанным формам активности

  • Овладение способами позитивного преобразования окружающего мира

  • Произвольность поведения

  • Овладение целеполаганием, планированием, прогнозированием, оценкой своих действий и их результатов.

Ценностное восприятие общественно полезной деятельности означает сознательное отношение к другим людям, стремление найти своё место в социуме и играть в нём определённую роль, готовность к социальному функционированию в обществе.

Психолого-педагогическими условиями формирования ценности общественно полезной деятельности следует считать условия, которые обеспечивают реализацию познавательных побуждений учащихся, развитие у них потребности в активных действиях, стимулируют проявление их активности в социальном взаимодействии, способствуют созданию мотивации к овладению новыми формами и средствами деятельности.

Ответственность как ценность

Ответственность как ценность определяется, прежде всего, тем, что существует прямая связь между осознанием личностью ответственности и её реальным поведением. Психолого-педагогический, морально-нравственный и социальный аспекты понятия «ответственность» отражаются в некоторой его синонимичности с понятием «совесть». В этом плане интересным представляется суждение В.А. Сухомлинского о том, что «совесть - это переживание и осознание ответственности за своё поведение перед людьми и перед самим собой» ответственность как совесть - одна из важных категорий духовного мира человека, поскольку речь идёт о его чувствах, о мотивах его поведения. Осознание ответственности проявляется в эмоциональной и моральной оценке собственного поведения, своих поступков, с стремлении творить добрые дела, реализовывать свой позитивный личностный потенциал.

Целенаправленное формирование личной ответственности предполагает выработку у подростков ряда жизненно важных способностей:

  • Принимать решения и оценивать их последствия

  • Критически мыслить и проводить анализ получаемой информации и опыта.

  • Самовыражаться различными социально приемлемыми способами.

  • Осознанно делать выбор и взвешивать свои возможности в преодолении возникающих жизненных трудностей.

Ответственность, как ценность, проявляется тогда, когда поведение человека никто не контролирует. Человек сам себя контролирует, сам готов брать ответственность на себя.

Эффективность процесса формирования ценностных ориентаций учащихся будет более значительной, если:

- у учащихся сформированы знания о ценностях общества и культуры;

- учащиеся научены дифференцировать ценности, выбирая для себя наиболее значимые;

- реализована система совместной деятельности педагогов, родителей, учащихся по формированию у последних ценностных ориентаций.

-созданы педагогические условия для включения учеников в процесс осознания и переживания нравственных ценностей;

Уровень сформированности ценностных ориентации ученика зависит от знания понятий ценностей и умения осуществлять ценностный выбор.

Диагностика ценностных ориентаций

  • Методика «Ценностные ориентации» М.Рокич

  • Методика «Определение сформированности ценностных ориентаций» Б.С. Круглов модифицированный вариант методики М.Рокича

  • Тест смысложизненных ориентаций

  • Диагностика ценностных ориентаций школьников. М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина

  • Методика Фридмана «Сколько голов, столько умов» (определение ценностного единства группы)

© 2010-2022