Курс коррекционно-развивающих занятий (для учащихся 7 классов) по теме Самовыражение через творчество

По результатам неоднократно проводимых психических исследований эмоционального состояния детей в школе (тест Филлипса) выявлен один из ведущих факторов негативно влияющий на развитие психического здоровья и личность учащихся. Это страх самовыражения. В процессе обследования дети признаются в нежелании демонстрировать свои способности, возможности, т.к. испытывают боязнь негативной  оценки со стороны окружающих, боязнь быть не понятым, осмеянным. Таким детям приходится зачастую принимать стандарт...
Раздел Школьному психологу
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Курс коррекционно-развивающих занятий (для учащихся 7 классов) по теме Самовыражение через творчество











Курс коррекционно-развивающих занятий

(для учащихся 7-9 классов)









Разработала: Гоманенко Н.С.,

педагог-психолог









2014



Аннотация


Обоснование программы

По результатам неоднократно проводимых психических исследований эмоционального состояния детей в школе (тест Филлипса) выявлен один из ведущих факторов негативно влияющий на развитие психического здоровья и личность учащихся. Это страх самовыражения. В процессе обследования дети признаются в нежелании демонстрировать свои способности, возможности, т.к. испытывают боязнь негативной оценки со стороны окружающих, боязнь быть не понятым, осмеянным. Таким детям приходится зачастую принимать стандартные решения ситуаций, проблем, избегая свои собственные, не менее правильные и интересные, отходить от оригинальности и необычности, думать «шаблонно», ориентируясь на мнение большинства или значимых людей, жить с «оглядкой». В результате этого у детей развивается тревожность, которая может в дальнейшем закрепиться и перейти в невротическую форму. Дети с тревожностью по данному фактору испытывают трудности общения, результаты их деятельности обычно неадекватны возможностям, низки. Со временем возникает внутренний конфликт, препятствующий развитию личности в целом.

Цель программы: снижение порога негативных эмоций при самовыражении посредством творчества.

Задачи:

  1. Научить участников группы видеть свою уникальность, не бояться проявлений собственных возможностей, идей, мыслей, фантазии.

  2. Научить участников группы видеть и уважать многогранность внутреннего мира других людей, философски относиться к ситуациям неприятия индивидуальности со стороны окружающих.

  3. Повысить самооценку участников группы.

Адресат: группа учащихся 7-9 классов (12 -15 лет) в количестве 10 -12 человек.

Количество занятий: 10.

Продолжительность одного занятия: от 40 минут до 1,5 часа.

Структура программы: программа состоит из 3 этапов: входящая диагностика, информационно-практическая часть, исходящая диагностика.

Структура занятий: занятие состоит из 3 частей: входящая диагностика - упражнение «Лестница моего» (эмоциональное состояние на начало занятия), информационно-практическая часть, исходящая диагностика - упражнение «Лестница моего настроения» (эмоциональное состояние на конец занятия).

Периодичность занятий: 2 занятия в неделю.

Методы: при проведении занятий используются методы игротерапии, арт-терапии, (художественное творчество, проективный рисунок, лепка, рифмоплетение, сочинение историй и др.), психогимнастики.

Ожидаемые результаты: снижение уровня негативных эмоций, связанных с самовыражением.

Диагностика: Эффективность данного курса занятий отслеживается по методике Филлипса «Тест школьной тревожности» (методика прилагается к программе), где интерпретация результатов даётся по 8 факторам тревожности, в том числе и по таким факторам как «Страх самовыражения», «Страх несоответствовать ожиданиям окружающих». Проводится входящая и исходящая диагностика и последующий сравнительный анализ результатов.

Материально-техническое оснащение: светлое помещение (класс, комната релаксации), вмещающее группу участников, имеющее свободное пространство для упражнений подвижного характера, оснащённое аудиоаппаратурой (магнитофон). В помещении желательно наличие письменных столов (парт) или просто приспособлений для письма и рисования.









Учебный план

Цель программы: снижение порога негативных эмоций при самовыражении посредством творчества.

Задачи:

1. Научить участников группы видеть свою уникальность, не бояться проявлений собственных возможностей, идей, мыслей, фантазии.

2. Научить участников группы видеть и уважать многогранность внутреннего мира других людей, философски относиться к ситуациям неприятия индивидуальности со стороны окружающих.

3. Повысить самооценку участников группы.

Категория участников: подростки 12 - 15 лет.

Срок реализации программы: 10 занятий (14 часов)

Режим занятий: от 40 минут до 1,5 часа 2 раза в неделю.


N


Тема занятия



Количество часов



Форма

контроля

всего

теорети-

ческих

практических



1

Входящая диагностика

35 минут

5 минут

30 минут

результаты теста Филлипса


2



Информационно-практическая работа

12 ч. 50 мин.

2 ч. 50 мин.

10 ч.

релаксация

3

Исходящая диагностика

35 мин.

5 минут

30 минут

результаты теста Филлипса

ИТОГО

14 часов.

3 часа

11 часов





Учебно-тематический план.



Цель программы: снижение порога негативных эмоций при самовыражении посредством творчества.

Задачи:

1. Научить участников группы видеть свою уникальность, не бояться проявлений собственных возможностей, идей, мыслей, фантазии.

2. Научить участников группы видеть и уважать многогранность внутреннего мира других людей, философски относиться к ситуациям неприятия индивидуальности со стороны окружающих.

3. Повысить самооценку участников группы.

Категория участников: подростки 12 - 15 лет.

Срок реализации программы: 10 занятий (14 часов)

Режим занятий: от 40 минут до 1,5 часа 2 раза в неделю.


N


Тема занятия.



Количество часов


всего

теоретических

практических


1

Диагностический этап

35 минут

5 минут

30 минут




1.1. Групповая диагностика по методике Филипса.


35 минут


5 минут


30 минут

2

Информационно-

практический этап

12 ч. 50 мин.

2 ч. 50 мин.

10 ч.


2.1. «Знакомство»

1 час

20 минут

40 минут


2.2. «Инопланетяне»

1 час

20 минут

40 минут


2.3.«Твоё решение - Самое!»

1 ч. 5 мин.

15 минут

50 минут


2.4.«Звук и смысл»

1 ч.15 мин.

15 минут

1 час


2.5.«Острова и города»

1 ч.15 мин.

15 минут

1 час


2.6.«Моё кино»

1 ч. 40 мин.

20 минут

1 час 20 минут


2.7.«Сказочный лес»

1 ч. 45 мин.

15 минут

1 час 30 минут


2.8.«Чудеса техники»

1 ч.35 мин.

15 минут

1 час 20 минут


2.9.«Я плюс слово»

1 ч.15 мин.

15 минут

1 час


2.10.«Небо - это Я!»

1 час

20 минут

40 минут

3

Исходящая диагностика

35 мин.

5 минут

30 минут


3.1. Групповая диагностика по методике Филипса.


35 минут


5 минут


30 минут

ИТОГО

14 часов.

3 часа

11 часов




Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.- СПб.: ООО «Речь», 2001.

Игры: обучение, тренинг, досуг.- М.,1994.

Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.,2001.

Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям. - М., 1999.

Копытин А.И. Основы арт-терапии.- СПб.: Речь,1999.

Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. - М.,1998.

Прихожан А.М. Психология неудачника.- М.,2000.

Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. - М., 2001.

Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. - М.,1995.

Родари Дж. Грамматика фантазии. - М.,1990.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.,1995.

Чистякова М.И. Психогимнастика. - М.,1990.

Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности.- М.: Владос, 2001

© 2010-2022