Выступление психолога на первом родительском собрании по теме: Адаптация учащихся первых классов к школе

Начало школьного периода – это время вступления ребенка в так называемый кризис 7 лет. В связи с возникновением множества новых обязанностей у первоклассника возникает ряд психологических проблем и трудностей, бороться с которыми ему должны помочь взрослые- педагоги, психологи и родители. В последнее время возросло количество детей не способных справиться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни. Возрастание объемов информации, интенсификация обучения, увеличение нагрузки наряду с у...
Раздел Школьному психологу
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление психолога на первом родительском собрании по теме:

"Адаптация учащихся первых классов к школе"

План выступления

Вступительное слово.

Что такое адаптация к школе. Теория.

Совместная работа с родителями по оформлению рекомендаций.

Заключительное слово.

1. Вступительное слово

Вступительное слово включает в себя знакомство с родителями, представление психолога и объявление темы выступления.

2. Что такое адаптация

Начало школьного периода - это время вступления ребенка в так называемый кризис 7 лет. В связи с возникновением множества новых обязанностей у первоклассника возникает ряд психологических проблем и трудностей, бороться с которыми ему должны помочь взрослые- педагоги, психологи и родители. В последнее время возросло количество детей не способных справиться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни. Возрастание объемов информации, интенсификация обучения, увеличение нагрузки наряду с ухудшающимся здоровьем и школьными проблемами заставляют педагогов и родителей искать варианты такой подготовки, которая максимально смогла бы обеспечить ребенку благополучную адаптацию в школе.

Задача педагога-психолога и родителей заключается в том, чтобы обеспечить полноценное и гармоничное развитие ребенка. Одним из ключевых моментов является психологическая готовность. Ее содержание включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Школьная готовность подразумевает под собой три составляющие: личностная, эмоционально-волевая и интеллектуальная готовность. Наша программа направлена на развитие всех этих трех сфер у ребенка.

Цель нашей психологической развивающей программы:

Создание оптимальных условий для успешной адаптации первоклассников к условиям и учебному режиму среднего общеобразовательного учреждения и личностному развитию и самореализации учеников.

Основные методы обучения:

  1. Игры на развитие познавательных процессов;

  2. Подвижные игры;

  3. Арттерапия;

  4. Сказкатерапия;

  5. Поведенческий тренинг.

3. Совместная работа с родителями по оформлению рекомендаций

На этом этапе ведётся фронтальная работа с родителями по "выработке" рекомендаций. Рекомендации записываются педагогом-психологом на доске и родителями в бланках (Приложение 1).

Начать беседу можно так: "Что же вы можете сделать, чтобы наши дети лучше адаптировались к школе? Как вы думаете?"

В случае низкой активности родителей можно использовать подсказки. Ниже кратко приведены причины, по которым выделяются рекомендации. Эти причины родители говорят сами после наводящих вопросов педагога-психолога.

Из того, что в школе присутствует твёрдый режим: урок - перемена; выделяется рекомендация о соблюдении режима дня.

Так как в школе дети много сидят, озвучивается необходимость в прогулках и играх.

Поступление в 1-й класс - стресс, стоит ли ребёнка одновременно отдавать в какую-либо секцию?

Вместе с родителями выделяется следующая рекомендация:

Если дети не будут иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у них могут возникнуть проблемы со здоровьем. Поэтому не стоит отдавать ребенка в секцию или кружок одновременно с поступлением в школу.

Концентрация внимания у детей (10-15 минут). Каким образом надо делать домашнее задание?

В беседе обговаривается, что домашнее задание стоит делать с перерывами через 10-15 минут. Ребенок может просто попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа. Необходим контроль со стороны родителей.

Далее можно кратко отметить некоторые психологические особенности развития мышления, внимания, произвольной сферы и моторных навыков детей 7-8 лет.

На уроках идёт серьёзная нагрузка на глаза. Что мы можем сделать дома, чтобы снизить риск заболевания близорукостью? Родители сами приходят к тому, что надо меньше смотреть телевизор и меньше работать на компьютере. Записывается следующая рекомендация:

"Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день".

Также говорится о том, что больше всего на свете в течение первого года учебы дети нуждаются в поддержке. И если родители хотят, чтобы из ребенка вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно надо хвалить его, поддерживать, не ругать за двойки и грязь в тетради.

4. Заключительное слово.

В заключительном слове педагог-психолог в первую очередь сообщает о времени, отведенном для индивидуальной работы с родителями, о мероприятиях, запланированных в 1-м классе, а также настраивает родителей и педагогов на процесс успешного сотрудничества.


© 2010-2022