Программа индивидуальных занятий для учащегося с ОВЗ (3 - 4 класс)

Раздел Школьному психологу
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Репьевская средняя общеобразовательная школа»





Согласовано: Утверждаю:

Зам. директора по в/р Директор

МКОУ Репьевская СОШ МКОУ Репьевская СОШ

___________Е.И.Гостева __________С.А.Ельчанинова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ

для индивидуальных занятий с учащимся 4го класса со сложной структурой дефекта



Педагог-психолог

МКОУ Репьевская СОШ

_____________Е.А.Попова


с.Репьевка

2015г.





Пояснительная записка

Под термином психомоторика, как правило, понимается «объективация всех форм психического отражения в совокупности управляемых двигательных действий». Платонов К.К. подразделил психомоторные процессы на:

1) сенсомоторные реакции (движения и действия в ответ на сенсорный сигнал или объект),

2) идеомоторные процессы (представления субъекта о различных движениях),

3) произвольные моторные действия.

Известно, что у обучающихся при недоразвитии интеллекта выявляется весь комплекс психомоторных нарушений, который включает в себя: нарушения мелкой и общей моторики, нарушения пространственной ориентировки и координации движений, нарушения таких познавательных психических процессов, как восприятие, память, внимание, воображение, мышление и речь.

Занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов имеют важное коррекционно-развивающее значение, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферу; способствуют формированию положительных навыков поведения учащихся с умственной отсталостью.

Целью данного курса является максимальная коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с тяжелым нарушением интеллекта.

Основные задачи коррекционного курса не противоречат общим задачам школы:

- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности обучающихся путем целенаправленного систематического развития у них правильного восприятия цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов;

- содействовать развитию у воспитанников аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать, классифицировать;

- исправлять недостатки общей моторики учеников, совершенствовать их зрительно-двигательную координацию и ориентацию в пространстве;

- развивать познавательные и эмоционально-волевые психические процессы младших школьников с нарушениями интеллекта;

- способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук и речи обучающихся.

Основной формой организации является комплексное занятие, которое проводится 2 раза в неделю в динамичной увлекательной форме с использованием разнообразных дидактических игр, игр разной подвижности занимательных упражнений со сменой различных видов деятельности. Каждое занятие оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

Занятия должны носить практическую направленность, быть тесно связаны с другими учебными предметами, готовить обучающихся к жизни в обществе.

Работа проводится индивидуально.

Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет концентрическую структуру. В каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения работы.

Оценка достижений учащегося производится по результатам психолого-педагогической диагностики, которая проводится в начале и в конце каждого учебного года.

Тематическое планирование занятий

Номер урока

Разделы, темы

Содержание

Количество часов

Даты проведения

Оборудование урока

1-2

Диагностика


2


Тесты, опросники,

стимульный материал и т.п

3-10

Развитие моторики, графомоторных навыков


8


Мозаика, конструкторы, альбомы, карандаши, ножницы, карандаши, электрограф, спортивный инвентарь для развития крупной моторики: шнуровки, мозаики, мячи, обручи, кегли, флажки, тренажер для мышц рук, «сенсорная тропа» для ног, массажный коврик и др.

3-4

Развитие крупной моторики.

Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель, повороты, перестроения)

2


5-6

Формирование чувства равновесия.

Развитие согласованности действий и движений разных частей тела.

«Дорожка следов»,

Повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления и т. д.

2


7-8

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Пальчиковая гимнастика

Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой)

Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка


2


Изобразительные материалы для рисования, аппликации, лепки, выполнения графических заданий.



9-10

Развитие координации движений руки и глаза

Завязывание шнурков, нанизывание бусин

Работа в технике рваной аппликации

Сгибание бумаги

Вырезание

2


Шнуровки, бисер, материалы для аппликации, пластилин, цветная бумага.

11-14

Тактильно-двигательное восприятие


4


Различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, костюмов; предметы оперирования - игрушки, имитирующие реальные предметы; игрушки-маркеры - своеобразные знаки пространства - игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой она происходит (например, кукольная комната);

11 -14


Определение на ощупь величины предмета, плоскостных фигур и предметов (большой - маленький - самый маленький)

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение»

Игры с крупной мозаикой

4


15-18

Кинестетическое и кинетическое развитие


4


Объемные набивные модули (сенсорные модули), крупные кнопочные конструкторы, полусферы и др.;
«сенсорная тропа» для ног, массажный коврик и др.;

15-16

Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений

Выразительность движений. Имитация движений

Дидактическая игра «Море волнуется»





Оркестр, повадки зверей

2


17-18

Движения и позы верхних и нижних конечностей, головы по показу

Сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра

2


19-26

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов


8


Функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, «почтовые (проблемные) ящики», плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото и др.

19-20

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур

Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом

Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник

2


21-22

Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные)

Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме»

Работа с геометрическим конструктором (по показу.

Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (3-4 предмета)

Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу

2


23-24

Различение предметов по величине

Сравнение двух предметов по высоте и длине

Сравнение двух предметов по ширине и толщине

2


25-26

Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый)

Дидактическая игра «Назови цвет предмета»

Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета»

Конструирование объемных предметов из составных частей (2-3 детали)

Составление целого из частей (2-3 детали) на разрезном наглядном материале

2


27-30

Развитие зрительного восприятия


4


Схемы-планы пространственного расположения предметов, условные схематические изображения предметов, специально разработанные так называемые наглядные пособия, репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие установлению сходства и различия, классификационных признаков, определению временных последовательностей, пространственных отношений (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок и т. п.);

27-30

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза

Обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога

Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. Игра «Сравни предметы»

Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола - ножки, у стула - спинки, у ведра - ручки)

Дидактическая игра «Что изменилось» (3-4 предмета)

Упражнения для профилактики и коррекции зрения

4


31-38

Восприятие особых свойств предметов


8


Коллекции плодов, семян, минералов, тополиный пух, мох, засушенные растения и др., которые не только способствуют овладению познавательными средствами (свойства, качества, конструкция, величина и др.), но и стимулируют развитие координации рук и глаз мелкой моторики ребенка.

Аромолампа.

31-32

Развитие осязания

Контрастные температурные ощущения: холодный - горячий,

теплый - прохладный и т.п.

обозначением словом

2


33-34

Вкусовые ощущения

Кислый, сладкий, горький, соленый. Дидактическая игра «Узнай по вкусу»

2


35-36

Развитие обоняния

Приятный запах - неприятный запах. Дидактическая игра «Определи по запаху»

2


37-38

Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый - легкий).

Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести


2


39-42

Развитие слухового восприятия


4




DVD, звучащие музыкальные инструменты.

39

Выделение и различение звуков окружающей среды

Стон, звон, гудение, жужжание.

Дидактическая игра «Узнай на слух»

Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных)

1


40

Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды

Шелест листьев, скрип снега, шум шин. Прослушивание музыкальных произведений

1


41-42

Различение речевых и музыкальных звуков

Прослушивание музыкальных произведений.

Чтение стихотворений на фоне звучания мелодий.

Пение под аккомпанемент

2


43-50

Восприятие пространства


8


Схемы-планы пространственного расположения предметов, условные схематические изображения предметов, специально разработанные так называемые наглядные пособия, репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие установлению сходства и различия, классификационных признаков, определению временных последовательностей, пространственных отношений (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок и т. п.);

43-44

Ориентировка на собственном теле

Правая или левая рука, правая или левая нога

2


45-46


Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.)

Вперед, назад, влево, вправо и т.п.

Ориентировка в помещении

(классная комната).

Определение расположения предметов в помещении

2


47-48

Ориентировка в линейном ряду

Крайний предмет, первый, на третьем месте и т. д.

2


49-50

Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона)

Предлоги

Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур

Расположение предметов на листе бумаги. Дидактическая игра «Расположи верно»

2



51-58

Восприятие времени


8


Дидактические игры (настольно-печатные, с предметами, словесные), набор картинок по тематике.

51-52

Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь).

Упражнения на графической модели «Сутки»

2


53-54

Последовательность событий (смена времени суток)

Определение части суток по основным признакам (картинки)

2


55-56

Понятия «сегодня», «завтра», «вчера»

Игра «Когда произошло?»

2


57-58

Неделя. Семь суток. Порядок дней недели

Дидактическая игра «Веселая неделя»


2


59-68

Восприятие эмоций человека

10




Знакомство с эмоциональным миром человека. Радость. Страх/испуг. Грусть/печаль. Гнев. Спокойствие. Злость. Удивление.

Жесты и общение.

Определение эмоционального состояния человека по словесному описанию с опорой на картинку, по мимике.

10


Дидактические игры (настольно-печатные, с предметами, словесные), серии картинок.

69-70

Диагностика


2




ИТОГО


70







Список литературы:

  1. Головкина, Т.М. Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов учащихся 1-4 классов специального (коррекционного) образовательного учреждений VIII вида» Электронный ресурс/ Т.М. Головкина//rudocs.exdat.com/docs/index-434572.html (30.08.2013)

  2. Метиева, Л.А., Удалова, Э.Я. Развитие сенсорной сферы. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Электронный ресурс / Л.А.Метиева, Э.Я. Удалова// - Режим доступа: prosv.ru/ebooks/Metieva_Razvitie_sensornoi_sferi/index.html (30.08.2013)

  3. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. Пособие для студентов пед.ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». [Текст] /С.Я.Рубинштейн. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986.- 192 с.

Интернет ресурсы:

1. nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2013/12/25/korrektsionnye-zanyatiya-po-razvitiyu-psikhomotoriki-i\

2. spezschool.yashkino.ru/inform/o-shkole/

3. oqanova.jimdo.com

4. myshared.ru/slide/519004/

© 2010-2022