- Преподавателю
- Школьному психологу
- Рабочая программа Профессия и жизнь
Рабочая программа Профессия и жизнь
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Меметова З.Р. |
Дата | 24.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
9
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НИКИТСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
УТВЕРЖДАЮ
решением педагогического совета
от______2015 года протокол №1
Председатель ______________Касаткина Н.В.
Календарно-тематическое планирование
элективного курса
психологического кружка «Профессия и жизнь»
уровень образования (класс) Основное общее образование 9 класс
количество часов 34
педагог-психолог Меметова Зульфие Рустемовна
Программа разработана на основе учебного пособия Г. Резапкиной «Выбор профессии». Журнал «Школьный психолог».
ЯЛТА 2015
Пояснительная записка.
Современная экономика и политическая обстановка заставляет предъявлять всё более высокие требования к индивидуальным психофизиологическими особенностями человека. В связи с этим необходимо уделять внимание проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодёжи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути её реализации.
Профессиональная подготовка молодёжи начинается ещё в школьные годы. Одной из главных задач общеобразовательного учреждения является подготовка ученика (а затем и выпускника школы) к выбору и реализации дальнейшего варианта продолжения образования и к последующему профессиональному самоопределению. Для этого необходимо сформировать у школьников социально значимые внутренние (психологические) регуляторы поведения и деятельности в связи с выбором профессии; создавать внешние и внутренние условия социально ценной активной деятельности в профессиональном самоопределении.
Профессиональное самоопределение - процесс развития личности, внутренним содержанием которого является формирование системы знаний о мире труда, положительной трудовой направленности, практических умений и навыков в общественно значимой деятельности.
Все вышеизложенное и обуславливает создание программы элективного курса «Профессия и жизнь».
Данная программа создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требований к структуре и результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Программа данного элективного курса основана на учебном пособии Г. В. Резапкиной «Психология и выбор профессии».
Цель программы:приведение образовательных потребностей учащихся в соответствии с рынком труда на основе личностно-ориентированного подхода разработать комплекс мер по профориентации учащихся и обеспечить конкретные целенаправленные действия по ориентации учащихся на профессии, востребованные на рынке труда и создание условий для более успешной социализации выпускников, а так же.
Задачи элективного курса:
-
оказание психологической информационной поддержки обучающимся в выборе ими направления дальнейшего обучения в учреждениях профессионального образования, а так же в социальном и профессиональном самоопределении.
-
формирование у обучающихся представления о требованиях современного общества к выпускникам учреждений общего и профессионального образования.
-
развитие у обучающихся отношения к себе как субъекту будущего профессионального образования и профессиональной деятельности.
-
Овладение обучающимися способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута.
-
приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности обучающихся и профилю его дальнейшего обучения.
Общая характеристика элективного курса
Элективный курс «Профессия и жизнь» позволяет обучающимся узнать свои возможности и потребности, соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия. Он позволяет сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.
Программа представляет собой гибкую систему модулей, которая дает возможность учитывать возраст и уровень обученности школьников; содержит учебный материал, актуальный и полезный не только для развития учебной мотивации и выбора профиля обучения, но и для повседневной жизни, расширения кругозора школьников.
Основные принципы работы:
-
принцип активности участников группы: в ходе занятий учащиеся постоянно вовлекаются в различные действия - обсуждение ситуаций, выполнение специальных устных и письменных упражнений и т.д.
-
принцип исследовательской позиции.
-
принцип сотрудничества, понимаемый как включённость каждого участника группы в совместную работу по выполнению того или иного задания.
-
принцип возрастного соответствия применяемых приёмов и процедур.
Содержание программы
Общее содержание рабочей программы направлено на использование широкого спектра методических и психологических средств. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают обучающимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях.
На каждом занятии предусматривается вовлечение школьников в практическую деятельность, включающую в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных играх, выполнение упражнений, просмотр видеофильмов.
Формы организации деятельности: программа ориентирована на учащихся 9-х классов; реализовывается в течение всего учебного года. Регулярность занятий - 1 раз в неделю.
Общее количество часов - 34.
Ожидаемые результаты:
-
формирование знаний учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;
-
формирование у учащихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;
-
принятие учащимися осознанного решения о профессиональном выборе направления дальнейшего обучения;
-
создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.
Содержание элективного курса «Профессия и жизнь».
Календарно тематическое планирование
№ п/п
Тема занятий
Кол-во занятий
Форма проведения
Дата
Планир.
Факт.
1, 2
Что такое профориентация? История вопроса. Проблемы Мировая практика.
2
Лекционное, практическое
Модуль 1. Мои возможности (8)
3
Самооценка и уровень притязаний.
1
Диагностика
4
Темперамент и профессия.
1
Лекционное
5
Чувства и эмоции. Истоки негативных эмоций.
1
Лекционное
6
Стресс и тревожность.
1
Лекционное
7
Определение типа мышления
1
Лекционное
8
Внимание и память.
1
Лекционное
9
Уровень внутренней свободы
1
Лекционное
10
Обобщение
1
Лекционное
Модуль 2. Мир профессий (8)
11
Классификация профессий. Признаки профессий.
1
Лекционное
12
Определение типа будущей профессии.
1
Лекционное
13
Формула профессии
1
Лекционное
14
Интересы и склонности в выборе профессии
1
Лекционное
15
Определение профессионального типа личности.
1
Лекционное
16
Профессионально важные качества.
1
Лекционное
17
Профессии и здоровье.
1
Лекционное
18
Обобщение.
1
Лекционное
Модуль 3. Способности и профессиональная пригодность (8 ч)
19
Способности к предпринимательским и практическим видам деятельности.
1
Лекционное
20
Способности к интеллектуальным видам деятельности.
1
Лекционное
21
Способности к профессиям социального типа.
1
Практическое
22
Способности к эстетическим и офисным видам деятельности.
1
Лекционное
23
Уровни профессиональной пригодности.
1
Лекционное
24
Мотивы и потребности
1
Практическое
25
Ошибки в выборе профессии.
1
Лекционное
26
Обобщающий
1
Лекционное
Модуль 4. Планирование профессиональной карьеры (8 ч)
27
Пути получения профессии. Современный рынок труда. Учебные заведения Республики Крым
1
Лекционное
28
Стратегия выбора профессии. Технология поиска работы.
1
Лекционное
29
Конфликты и умение их решать.
1
Лекционное
30
Деловой этикет. Приём на работу. Собеседование.
1
Лекционное
31
Навыки самопрезентации. Резюме.
1
Лекционное
32
Планирование профессиональной карьеры.
1
Лекционное
33, 34
Защита проекта «Моя будущая профессия ». Подведение итогов курса
2
Практическое
Список литературы:
-
Климов Е.А., Развивающийся человек в мире профессий, Обнинск, 1993 г.
-
Г. Резапкина «Выбор профессии». Журнал «Школьный психолог» - № 14 2006 г.
-
Основы планирования и реализации профессиональной карьеры. Рабочая тетрадь по профориентации молодежи. - СПб., 2010. - 42 с.
-
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.; Воронеж: Модек, 1996.
-
Психология популярных профессий / Под ред. Л. А. Головей. СПб.: Речь, 2003.
-
Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. - СПб.: Речь, 2003.
-
Соломин И.Л. Экспресс - диагностика персонала. - СПб.: Речь, 2008.- 280 с.
Интернет-ресурсы
-
ido.edu.ru/psychology/labour_psychology/
-
find-job.ru/
-
school51.ru/index
-
marathon.1september.ru/
-
festival.1september.ru/articles/310778/
-
som.fio.ru/Resources/BNA/2006/01/01.htm
-
som.fio.ru
-
metodkabi.net.ru/index.php?id=sam_5#ur
-
proforientator.ru/mirpr/prof_world.html
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения учителей _________ МКОУ «Никитский УВК»
От ___________2015 года №1
________________ ____________
подпись руководителя МО Ф.И.О.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________________ _____________
подпись Ф.И.О.
__________________2015 года