Рабочая программа Профессия и жизнь

Раздел Школьному психологу
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НИКИТСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ


УТВЕРЖДАЮ

решением педагогического совета

от______2015 года протокол №1

Председатель ______________Касаткина Н.В.







Календарно-тематическое планирование

элективного курса

психологического кружка «Профессия и жизнь»

уровень образования (класс) Основное общее образование 9 класс

количество часов 34

педагог-психолог Меметова Зульфие Рустемовна

Программа разработана на основе учебного пособия Г. Резапкиной «Выбор профессии». Журнал «Школьный психолог».


















ЯЛТА 2015

Пояснительная записка.

Современная экономика и политическая обстановка заставляет предъявлять всё более высокие требования к индивидуальным психофизиологическими особенностями человека. В связи с этим необходимо уделять внимание проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодёжи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути её реализации.

Профессиональная подготовка молодёжи начинается ещё в школьные годы. Одной из главных задач общеобразовательного учреждения является подготовка ученика (а затем и выпускника школы) к выбору и реализации дальнейшего варианта продолжения образования и к последующему профессиональному самоопределению. Для этого необходимо сформировать у школьников социально значимые внутренние (психологические) регуляторы поведения и деятельности в связи с выбором профессии; создавать внешние и внутренние условия социально ценной активной деятельности в профессиональном самоопределении.

Профессиональное самоопределение - процесс развития личности, внутренним содержанием которого является формирование системы знаний о мире труда, положительной трудовой направленности, практических умений и навыков в общественно значимой деятельности.

Все вышеизложенное и обуславливает создание программы элективного курса «Профессия и жизнь».

Данная программа создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требований к структуре и результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Программа данного элективного курса основана на учебном пособии Г. В. Резапкиной «Психология и выбор профессии».

Цель программы:приведение образовательных потребностей учащихся в соответствии с рынком труда на основе личностно-ориентированного подхода разработать комплекс мер по профориентации учащихся и обеспечить конкретные целенаправленные действия по ориентации учащихся на профессии, востребованные на рынке труда и создание условий для более успешной социализации выпускников, а так же.

Задачи элективного курса:

  • оказание психологической информационной поддержки обучающимся в выборе ими направления дальнейшего обучения в учреждениях профессионального образования, а так же в социальном и профессиональном самоопределении.

  • формирование у обучающихся представления о требованиях современного общества к выпускникам учреждений общего и профессионального образования.

  • развитие у обучающихся отношения к себе как субъекту будущего профессионального образования и профессиональной деятельности.

  • Овладение обучающимися способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута.

  • приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности обучающихся и профилю его дальнейшего обучения.

Общая характеристика элективного курса

Элективный курс «Профессия и жизнь» позволяет обучающимся узнать свои возможности и потребности, соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия. Он позволяет сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

Программа представляет собой гибкую систему модулей, которая дает возможность учитывать возраст и уровень обученности школьников; содержит учебный материал, актуальный и полезный не только для развития учебной мотивации и выбора профиля обучения, но и для повседневной жизни, расширения кругозора школьников.

Основные принципы работы:

  • принцип активности участников группы: в ходе занятий учащиеся постоянно вовлекаются в различные действия - обсуждение ситуаций, выполнение специальных устных и письменных упражнений и т.д.

  • принцип исследовательской позиции.

  • принцип сотрудничества, понимаемый как включённость каждого участника группы в совместную работу по выполнению того или иного задания.

  • принцип возрастного соответствия применяемых приёмов и процедур.

Содержание программы

Общее содержание рабочей программы направлено на использование широкого спектра методических и психологических средств. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают обучающимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях.

На каждом занятии предусматривается вовлечение школьников в практическую деятельность, включающую в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных играх, выполнение упражнений, просмотр видеофильмов.

Формы организации деятельности: программа ориентирована на учащихся 9-х классов; реализовывается в течение всего учебного года. Регулярность занятий - 1 раз в неделю.

Общее количество часов - 34.

Ожидаемые результаты:

  • формирование знаний учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;

  • формирование у учащихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;

  • принятие учащимися осознанного решения о профессиональном выборе направления дальнейшего обучения;

  • создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.





Содержание элективного курса «Профессия и жизнь».

Календарно тематическое планирование

№ п/п


Тема занятий

Кол-во занятий


Форма проведения

Дата

Планир.

Факт.


1, 2

Что такое профориентация? История вопроса. Проблемы Мировая практика.


2

Лекционное, практическое



Модуль 1. Мои возможности (8)

3

Самооценка и уровень притязаний.

1

Диагностика



4

Темперамент и профессия.

1

Лекционное




5

Чувства и эмоции. Истоки негативных эмоций.

1

Лекционное



6

Стресс и тревожность.

1

Лекционное



7

Определение типа мышления

1

Лекционное



8

Внимание и память.

1

Лекционное



9

Уровень внутренней свободы

1

Лекционное



10

Обобщение

1

Лекционное



Модуль 2. Мир профессий (8)


11

Классификация профессий. Признаки профессий.


1

Лекционное



12

Определение типа будущей профессии.

1

Лекционное



13

Формула профессии

1

Лекционное



14

Интересы и склонности в выборе профессии

1

Лекционное




15

Определение профессионального типа личности.

1

Лекционное



16

Профессионально важные качества.

1

Лекционное



17

Профессии и здоровье.

1

Лекционное



18

Обобщение.

1

Лекционное



Модуль 3. Способности и профессиональная пригодность (8 ч)


19

Способности к предпринимательским и практическим видам деятельности.

1


Лекционное




20

Способности к интеллектуальным видам деятельности.

1

Лекционное




21

Способности к профессиям социального типа.

1

Практическое




22

Способности к эстетическим и офисным видам деятельности.


1


Лекционное




23

Уровни профессиональной пригодности.

1

Лекционное



24

Мотивы и потребности

1

Практическое



25

Ошибки в выборе профессии.

1

Лекционное



26

Обобщающий

1

Лекционное



Модуль 4. Планирование профессиональной карьеры (8 ч)



27

Пути получения профессии. Современный рынок труда. Учебные заведения Республики Крым



1



Лекционное



28

Стратегия выбора профессии. Технология поиска работы.

1

Лекционное



29

Конфликты и умение их решать.

1

Лекционное




30

Деловой этикет. Приём на работу. Собеседование.

1


Лекционное




31

Навыки самопрезентации. Резюме.

1


Лекционное




32

Планирование профессиональной карьеры.

1


Лекционное




33, 34

Защита проекта «Моя будущая профессия ». Подведение итогов курса

2

Практическое






Список литературы:

  1. Климов Е.А., Развивающийся человек в мире профессий, Обнинск, 1993 г.

  2. Г. Резапкина «Выбор профессии». Журнал «Школьный психолог» - № 14 2006 г.

  3. Основы планирования и реализации профессиональной карьеры. Рабочая тетрадь по профориентации молодежи. - СПб., 2010. - 42 с.

  4. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.; Воронеж: Модек, 1996.

  5. Психология популярных профессий / Под ред. Л. А. Головей. СПб.: Речь, 2003.

  6. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. - СПб.: Речь, 2003.

  7. Соломин И.Л. Экспресс - диагностика персонала. - СПб.: Речь, 2008.- 280 с.

Интернет-ресурсы

  1. ido.edu.ru/psychology/labour_psychology/

  2. find-job.ru/

  3. school51.ru/index

  4. marathon.1september.ru/

  5. festival.1september.ru/articles/310778/

  6. som.fio.ru/Resources/BNA/2006/01/01.htm

  7. som.fio.ru

  8. metodkabi.net.ru/index.php?id=sam_5#ur

  9. proforientator.ru/mirpr/prof_world.html




СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей _________ МКОУ «Никитский УВК»

От ___________2015 года №1

________________ ____________

подпись руководителя МО Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________ _____________

подпись Ф.И.О.

__________________2015 года






© 2010-2022