- Преподавателю
- Школьному психологу
- Анализ работы психологической службы
Анализ работы психологической службы
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сагимбаева А.Е. |
Дата | 14.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
. Школьная психологическая служба функционирует с 2003 года, в школе работает
1 психолог: Сагимбаева Алма Еламановна, образование высшее - Семипалатинский государственный педагогический институт, специальность - педагогика и психология, 2006г., категория первая, курсы пройдены в 2014 г., предметная нагрузка 9 часов.
Психолог работает в данной школе с 2003 года.
В школе кабинет психологической службы функционирует совместно с кабинетом самопознания. Для работы психолога имеется рабочее место, есть компьютер, необходимая база диагностических методик. Накоплен богатый материал для профилактической работы с учителями, учащимися и родителями, научно-познавательная литература по психологии.
В целом, в школе создана атмосфера доверительности, психологического комфорта для учащихся и преподавателей, есть все условия для проведения индивидуальной и групповой коррекционной работы с учащимися, для психологической и эмоциональной разгрузки преподавателей.
Работа психологической службы ведется по следующим направлениям:
-
диагностическая работа, направленная на изучение психофизиологических особенностей личностей учащихся, изучение особенностей межличностных взаимоотношений учащихся, профориентацию в 9-11 классах. Налажено тесное сотрудничество психологической службы и методического объединения классных руководителей. Для сбора данных по каждому классу имеются папки, отслеживаются динамические изменения.
С 2008-2009 учебного года каждому ученику школы были оформлены диагностические листы и вложены в личное дело.
Изучая межличностные взаимоотношения учащихся, психологи ведут наблюдение, проводят исследования, которые помогают наладить комфортную обстановку в классах и в целом по школе.
Большая работа проводится по профориентации с целью изучения профессиональных намерений, предпочтений, склонностей учащихся 9-11 классов.
В период адаптации в 1-х, 5-х, 10-х классах проведены соответствующие диагностики, результаты запротоколированы и оформлены в папках. По 5-м классам итоги представлены на педсовете.
-
В коррекционно-профилактической работе основное внимание уделяется конкретным методическим приемам, направленным на коррекционно-развивающую, формирующую и профилактическую работу с учащимися. Совместно с зам. дир-ра по воспитательной работе Т.Ким ведется планомерная работа с социально-педагогически запущенными детьми. В школе психологической службой проводится работа по профилактике суицида, профилактике девиантного поведения учащихся, неблагополучия в личностном развитии отдельных учеников.
Применяя различные формы коррекционной деятельности, в т. ч. ролевые игры, тренинги и психотерапию, как основные методы воздействия на подростков, психолог и классные руководители добиваются неплохих результатов. Увеличился процент участия этих детей в секциях, кружках и в другой внеклассной работе.
-
Большая коррекционно-профилактическая работа проводится с учащимися 11-х классов по профессиональному самоопределению, по эмоциональной стабилизации, по созданию психологической комфортности и защищенности, по обучению приемам саморегуляции эмоционального состояния в период подготовки к ЕНТ. Для этого психолог проводит большую просветительскую работу, как с учащимися, так и с их родителями, учителями-предметниками 11-х классов: разрабатывают специальные занятия, тренинги, проводит индивидуальные беседы, читает лекции. В течение 3 лет успешно применяется тренинговая программа психологической подготовки учащихся к ЕНТ «Путь к успеху». Итогом этой работы является высокая эмоциональная стабильность, отсутствие нервных срывов у учащихся на ЕНТ, что непосредственно сказывается на результате тестирования.
Психологической службой ведется изучение уровня адаптации в 1-х, 5-х, 10-х классах. Анализ особенностей когнитивного личностного развития этих учащихся, определение их личностного потенциала поможет классному руководителю спланировать дальнейшую педагогическую деятельность. На основе исследований вводится программа коррекционной работы по адаптации с учащимися данных классов. Так в 1-х классах введена программа тренинговых занятий «Шаг навстречу», а в 5-кл - «Здравствуйте, это я!».
-
Консультационная работа, включающая в себя объяснение и психологическую интерпретацию отдельных состояний, настроений, особенностей поведения учащихся, ведется на хорошем уровне. Условия для конфиденциальных встреч имеются. Установлены доверительные отношения с учащимися. Консультации проводятся в индивидуальном порядке, кодируются по правилам и регистрируются в журнале.
-
Большая психолого-просветительская работа проводится с молодыми учителями: занятия, беседы, лекции по психологическому просвещению. Заведены дневники молодых учителей, посещаются и анализируются их уроки с целью оказания психологической помощи.
Совместно с медиками и заместителем директора по воспитательной работе проводится обучающая профилактическая работа со старшеклассниками, с девушками, с юношами. Имеются все планы занятий, протоколы, конспекты лекций.
В школе функционирует почта доверия, психолог анализируют вопросы детей и ведут соответствующую работу.
-
Самообразовательная работа психолога ведется по теме «Изучение и развитие индивидуального творческого потенциала личности как основы для ее успешной самореализации». Тетрадь взаимопосещений уроков имеется, психологический анализ уроков проводится правильно.
Рекомендации:
-
Совершенствовать коррекционную работу с учащимися, обучающимися по вспомогательной программе.
-
Усилить психолого-просветительскую работу с родителями.
Анализ работы педагога-психолога
за 2013-2014 учебный год
Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются:
-
психологическое просвещение,
-
психологическая профилактика,
-
психологическое консультирование,
-
психологическая диагностика,
-
психологическая коррекция,
-
методическая работа,
-
самообразование,
-
экспертная деятельность,
-
диспетчерское направление.
Перед психологической службой поставлены следующие задачи: психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, создание социально психологических условий для успешного обучения и воспитания, всестороннего, гармоничного развития личности ребенка с учетом его индивидуальных характерологических и психофизиологических особенностей, а также продуктивного движения ребенка в образовательном процессе, устранение эмоционального неблагополучия в педагогическом коллективе.
Активное воздействие психолога на развитие личности ребенка осуществляется в различных формах. Обеспечение психологического сопровождения развития личности в образовательном процессе проводится на разных возрастных этапах.
В течение учебного года проводилась следующая работа:
-
выявление:
-
сформированности общеучебных умений и навыков, особенности мотивации первоклассников и пятиклассников, профессиональные интересы и склонности учащихся 9, 10 классов;
-
трудности в адаптации учащихся 1, 5, 10 классов;
-
причины возможных затруднений в освоении учебной программы и адаптации учащихся 1, 5 классов;
-
-
осуществление:
-
-
профилактики нежелательных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития учащихся;
-
просветительской и консультационной деятельности, направленной на приобщение учителей, учащихся и родителей к психологическим знаниям;
-
-
содействие:
-
-
созданию в 1-ых, 5-х классах оптимальной приспособляемости к учебному процессу,
-
гармонизации социально-психологического климата в школе
-
Диагностическая работа проводилась по намеченному годовому плану, а также в соответствии с запросами педагогов, учеников, родителей.
Проведена диагностика:
-
адаптации к школе учащихся 1а, 1б, 5а, 5б классов.
Уровень развития познавательных процессов и степень готовности к обучению в школе первоклассников определяется через углубленную диагностику. Не все учащиеся 1-го класса быстро и успешно адаптируются к школьным условиям. Результаты исследования показывают, что у некоторых из них имеются эмоциональные проблемы, плохо развиты мыслительные операции, низка волевая регуляция поведения, недостаточно развиты мелкие мышцы рук. У многих первоклассников не сформированы учебные мотивы, что может сказываться и на результатах их деятельности в школе. Некоторые не чувствуют поддержки и одобрения взрослых, что влияет на развитие самооценки ребенка. Но в целом адаптация в первых классах прошла успешно, без негативных последствий у детей.
При переходе из начальной школы в среднюю у ребенка диагностируется готовность к обучению в среднем звене, выявляется его статус в группе, оцениваются взаимоотношения с учителями с помощью социометрических методов, референтометрии. Среди пятиклассников был проведен ряд психологических исследований, выявляющих проблемы в адаптации в средней школе. Кроме того, у пятиклассников определяются актуальный уровень развития, степень сформированности общеучебных умений и навыков, диагностируются взаимоотношения со сверстниками.
Ярким признаком школьной дезадаптации ребенка является школьная тревожность, которая отрицательно влияет на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.
По итогам психодиагностики с классными руководителями 5-х классов были проведены профилактические беседы, консультации. С детьми велись коррекционно - развивающие занятия с целью обучения учащихся способам снятия напряжения и тревожного состояния, повышения уверенности в себе, формирования навыков бесконфликтного общения. Эти мероприятия способствуют адаптации детей к условиям школьной среды.
-
Диагностика 10 класса.
По заказу администрации школы в первом полугодии было проведено психологическое исследование и наблюдение в 10 классе. Класс был сформирован из 2-х девятых, и имелись некоторые проблемы относительно психологической атмосферы коллектива, которая должна создавать оптимальные психологические условия для развития личности: порождать чувство психологической защищенности, удовлетворять потребность ребенка в эмоциональном контакте, обеспечивать устойчивое состояние эмоционального благополучия, душевного комфорта, удовлетворять потребность быть личностью, то есть стать значимым для других людей, быть социально компетентным. Проведены следующие исследования:
-
Уровень тревожности
-
Уровень мотивации одобрения
-
Уровень развития коммуникативности
-
Уровень развития организаторских способностей
-
Уровень фрустрированности
-
Уровень агрессивности
-
Уровень развития памяти
-
Уровень развития познавательной мотивации
-
Уровень самооценки
-
Социометрия.
Благополучные отношения с одноклассниками являются важнейшим ресурсом мотивации посещения школы. После исследований проведена работа по адаптации десятиклассников: консультации по устранению противоречий, препятствующих полноценному вхождению в общество, вызывающих отрицательные переживания и приводящих к формированию дезадаптивных способов поведения; определение уровня адекватности самооценки; ориентацию на совместную деятельность по интересам и склонностям.
-
Диагностика уровня воспитанности учащихся 1-11 классов
В начале и конце учебного года проводится скрининговая диагностика уровня воспитания всех обучающихся, выясняются причины их негативного отношения к школе. Учителя, классные руководители получают необходимую информацию и рекомендации по организации коррекционной работы в классе с учетом причин школьной дезадаптации учащихся. Результаты психологических исследований доводятся до сведения педагогов на педсоветах, или совещаниях при директоре, даются необходимые рекомендации.
Результаты исследований вносятся классными руководителями в диагностические карты учеников, по школе составлен мониторинг уровня воспитанности.
-
Диагностика профессионального самоопределения
В связи с переходом на профильное обучение с целью выявления актуального уровня профессиональной направленности с учениками 9, 10 проводятся анкетирования по выявлению интересов, склонностей, способностей, психодиагностика профкомпетентности (Климов Е.А., Осницкий А.К., Прутченков А.С.). Разнообразны формы этой работы. Это и тематические классные часы с использованием игровых техник, и профессиональные пробы, и индивидуальные консультации и тестирования профессиональных интересов и склонностей 9, 10 кл.
-
Диагностика психологической подготовленности к ЕНТ у учащихся 11 класса и введение программы «Путь к успеху».
-уровня уверенности,
-стрессоустойчивости,
-уровня развития памяти
-уровня развития познавательной мотивации
-уровня самооценки.
-
Исследование личностных особенностей социально-педагогически запущенных учащихся
и детей сирот;
-
учеников, обучающихся индивидуально на дому;
-
педагогов по выявлению одаренных детей
В этом учебном году классными руководителями созданы специальные папки с психологическими исследованиями своих учеников.
Экспресс-диагностика общая по школе:
-
Изучениеотношения учащихся к языку
-
«Поговорим о СПИДе»
-
3. Экспресс-опрос «Конституция и мы»
Психологическое просвещение
-
-
подготовлен материал для стенда для родителей и учащихся 11 класса в кабинете математики по подготовке к ЕНТ;
-
Подготовлены памятки для родителей выпускников, содержащие рекомендации для организации помощи детям в период подготовки к ЕНТ.
-
Семинар классных руководителей. Доклад «Сотрудничество семьи и школы - залог успешной социализации личности».
-
Семинар с молодыми учителями «Психологические основы урока».
-
Работа с М/О школы. Методические рекомендации психолога классным руководителям
-
«Роль самовоспитания в формировании личности учащихся»
-
Работа с классными руководителями. Вопросы правильного составления психолого-педагогических характеристик учащихся.
Коррекционно-развивающая и профилактическая деятельность
-
Работа с учащимися, обучающимися на дому;
-
Еженедельные занятия с учащимися 11 класса по психологической подготовке к ЕНТ по программе «Путь к успеху».
-
Работа с СПЗ детьми и детьми группы риска (Смагулов А. Ким Виктор, Ким Игорь, Горбенко Александр, Абубакаров Зелимхан)
В зоне постоянного внимания трудные подростки, дети группы риска и дети, находящиеся под опекой. Основные проблемы, с которыми обращались к психологу родители и педагоги: низкий уровень контроля обучающихся над своим поведением, эмоциональными реакциями; двигательная расторможенность; низкий темп умственной деятельности и низкая учебная работоспособность. В ходе работы выяснены причины возникших проблем: недостаточное просвещение родителей в области воспитания и понимания детей, взаимопонимания, отсутствие у детей, как следствие, мотивации к учебной деятельности, проявление агрессивных реакций в поведении детей, семейные конфликты, а также проблемы в отношении со сверстниками, противоположным полом; сложности в обучении. С каждой категорией детей ведется планомерная работа совместно с классными руководителями и заместителем директора по ВР.
-
Работа с девушками и работа с юношами проводится в форме бесед и мини-тренингов.
Тренинговой деятельности отведена большая часть времени в работе психологической службы. Тренинги («тренинг общения», «тренинг взаимодействия») проводятся с целью снятия психо-эмоционального напряжения и тревожности среди учащихся. Они способствуют развитию у детей и подростков способности к самопознанию и уверенности в себе. В феврале было проведено открытое мероприятие в форме тренинга среди учащихся 6-9 классов «Приключения на далеком острове».
Консультационная работа
Консультационная работа велась по запросам педагогов, учеников, родителей.
Психологическая служба консультирует по проблемам обучения, развития школьников, их взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, помогает разрешить и предупредить конфликты. Проводятся консультации с родителями с целью обретения взаимопонимания с детьми. Среди рассматриваемых вопросов адекватные формы детско-родительских отношений, особенности поведения детей в трудных житейских ситуациях, перспективы развития взаимоотношений с подрастающими детьми.
Организационно-методическая работа
1. Подборка диагностических методик, заполнение папок классных руководителей «Психологическая диагностика » необходимыми методиками, тестами и опросниками для младших, средних и старших классов.
2. Разработка и написание программы развивающих занятий для младших школьников, направленных на снятие эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, развитие уверенности в себе, повышении самооценки, развития интеллекта и навыков общения у ребенка.
3. Разработка программы развивающих занятий «Путь к успеху» для учащихся 11 класса
Предложения для учителей и классных руководителей:
Классный руководитель должен быть более тесно связан с учителями-предметниками, помочь им в создании интегрированного целостного представления о каждом ученике.
С целью преодоления школьной дезадаптации учащихся необходимо регулярно проводить коррекционно-развивающие занятия, классные часы и другие мероприятия.
Желательно на уроках уделять больше внимание развитию познавательных процессов учащихся.
Администрации школы совместно с психологом целесообразно организовывать семинары для учителей, классных руководителей по проблемным вопросам.
Необходимо учитывать результаты психологических исследований для организации мероприятий по преодолению психологической дезадаптации, психосоматических нарушений и здоровьесберегающего сопровождения учебного процесса.
Главное - сотрудничество всех, кто работает с детьми.