Доклад на заседании МО учителей математики

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Доклад

по психологии по теме:

«Профилактика экзаменационного стресса»



Учитель: Наниева Л.С.

Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди многих причин, вызывающих психическое напряжение у школьников.Для большинства учащихся экзамен-это своебразная критическая ситуация, которая определяет их положение в школе и дальнейшую судьбу.Среди факторов, вызывающих эмоциональное напряжение, можно указать такие, как необходимость уложить ответ в относительно жёсткий лимит времени и система случайного выбора билетов выделяющих отдельные разделы учебной дисциплины, что вносит элемент некоторой непредсказуемости результатов.

Эмоциональный стресс характеризуется различными нарушениями вегетативных функций организма: сужением или расширением сосудов, изменением скорости, амплитуды и ритма дыхания, обильное потоотделение, изменения диаметра зрачка, секреции слюны; наблюдаются расстройства пищиварительной системы, сокращение и расслабление сфинктеров, изменяется электрическая активность мозга, химический и гормональный состав крови, слюны, основной обмен.Особенно ученики часто обращаются к врачу с жалобами на головную боль и желудочно-кишечные боли.

В целях обеспечения современных и действенных психопрофилактических мер необходимо выделение наиболее уязвимых по отношению к экзаменационному стрессу детей.Как показали исследования, наибольшая вероятность возникновения нервно-психических расстройств и обострения соматических заболеваний отмечается у школьников II и IV групп здоровья.Для них экзамены представляют мощный стрессовый фактор, который в большинстве случае сказывается отрицательный образом на состоянии здоровья.

Особенно сильное стрессовое влияние экзаменов следует предполагать на учеников, страдающих нервными и психическими заболеваниями.

Исходя из сказанного следует считать, что с психогигиенических позиций экзамены нежелательны.К тому же спорна педагогическая целесообразность экзаменов.При всём отрицательном отношении к экзаменам следует всё же отметить, что они могут обладать и выраженным тренирующим эффектом.

На протяжении всей истории отечественной школы прогрессивные деятели просвещения и передовые врачи выступали с критикой школьно экзаменационной системы, справедливо обвиняя её в том, что она культивирует механическое зазубривание в ущерб пониманию и активности учащихся,что в ней многое зависит от случайности и социальной опытности школьников, что она не гарантирует знаний, т.к. «экзамены есть право забыть выученное» и др.Эти доводы не встречают понимание руководителей школьного образования.К тому же полная отмена экзаменов в школе, к сожалению приводила к недостатку систематических знаний и снижала эффективность обучения.Как показывает опыт общеобразовательной школы,в основу педагогического процесса должен быть положен текущий индивидуальный и систематический контроль за знаниями учащихся.Экзамены должны стать всего лишь академической ситуацией ,лишённой высокого психологического напряжения.

Одним из действенных психопрофилактических мероприятий, способных снизить эмоциональное напряжение школьников во время экзаменов, может стать тестовая форма контроля знаний.

На тестовых экзаменах школьники вместо традиционных билетов получают сброшюрованную тетрадь с вопросами по всему курсу, причём число вопросов не ограничивается.На каждый из этих вопросов представлено несколько возможных ответов, один из которых правильный, другой очень близок к нему, а два-три остальных неправильные.Свои ответы учащиеся проставляют на специальных бланках или в предъявляемой тетради.Тестовые экзамены могут проводится и с помощью компьютеров, это исключает длительное ожидание отметки и необходимость введения специальных тетрадей, бланков и др.Экзаменационная отметка выставляется в высшей степени объективно по заранее сбалансированной и унифицированной системе оценки знаний.На характер экзаменационной оценки не влияют возможные неправильные установки экзаменаторов или различные затруднения, связанные с личным общением.

На тестовых экзаменах учащимся предоставляется значительно больше времени для ответа, чем на традиционных, что практически исключает временной дефицит, осложняющий экзаменационную деятельность. Таким образом, эта форма экзаменов позволяет исключить значительную часть стрессовых факторов, свойственных традиционной.

Если же вернутся к практике традиционных школьных экзаменов, то справедливо рекомендовать педагогам начинать устный экзамен с простых и точных вопросов, которые помогли бы ребёнку освоиться с новой обстановкой и постепенно включиться в экзаменационный процесс.Во время экзамена следует дать школьнику возможность договорить свой ответ до конца, не прерывая его каждый раз.Экзаменатор должен ставить наводящие вопросы или исправлять ошибки только после того, как ученик закончит свой ответ.Если по существу предмета ошибка неизбежно влечёт за собой и дальнейшие неисправительные выводы(например, в математике), то в этом случае следует поправить учащегося, чтобы не делать его посмешищем для всего класса.

Предлагая контрольную работу или экзаменуя детей, учитель должен ориентироваться на наименее способных учеников в классе, они должны иметь достаточно времени для ответа или написания работы, иначе ко всему прочему присоединится волнение, связанное с недостатком времени.

Важным психопрофилактическим средством может стать и вовремя сообщённая экзаменационная оценка.

Значимость и характер различных функциональных расстройств, возникающих у школьников под влиянием экзаменационного стресса, в значительной мере обусловлены формой организации экзамена.

Экзамены особенно тягостны, когда ученику приходится отвечать перед малознакомым или вовсе незнакомым преподавателем.В тех случаях, когда учащиеся вынуждены были длительное время ждать своей очереди, находясь в непосредственной близости от экзаменационного зала,отличены наиболее существенные изменения физиологических показателей.

С этой целью следует делить класс на подгруппы,для каждой из которых определяется точное время экзамена.

Успешность деятельности учащихся в реальной экзаменационной обстановке во многом зависит от выраженности у них таких личностных черт, как суммарная мотивация достижения и тревожности.

Особенности мотивации достижения, т.е. потребности индивидуума в эффективной завершении деятельности, существенно сказываются на способности субъекта ставить перед собой значительные цели, прилагать необходимые усилия для их реализации, совершать получаемые результаты, успешно адаптироваться к меняющимся условиям.

У школьника, сдающего устный экзамен и имеющего избыточную мотивацию по сравнению с его возможностями эмоция может выражаться в виде несвойственных ему и излишних вегетативных реакций: влажные руки, общее напряжение, затруднённое пищеварение, возбуждённость.Эти расстройства, если они не слишком сильны, могут сочетаться с успешностью на экзамене.При более значительном дезорганизации поведения экзаменующийся теряется, приходит в замешательство, нарушения охватывают самую психическую деятельность, обесславливая неясность мыслей, провалы памяти, вербальные затруднения.Вегетативные проявления становятся ещё более сильными: слёзы, покраснения или побледнение, а иногда даже обморок.

Для снижения тревожности следует утверждать в школьниках уверенность в себе, в своих знаниях и способностях, при этом необходимо находить оптимальные пути для закрепления у них этих качеств.Уменьшению тревожности учащихся в экзаменационной обстановке способствует их предварительная подготовка, создание ситуаций, моделирующих экзаменационный стресс, и разучивание рациональных форм поведения в напряжённых условиях.Для детей с высоким уровнем тревожности целесообразно снижать значимость экзаменационной оценки.И наконец, для многих школьников отличный психологический эффект могут оказать аутогенные тренировки.

© 2010-2022