Родительское собрание Осень. Предупредим депрессию у детей

Сама по себе осень – красивая пора: разноцветная, бархатная и немножко грустная (со слов школьников: «лето и каникулы закончились…, теперь я живу не для себя, в школе напрягают, родители поддерживают учителей и несправедливы ко мне. Летом было весело, много свободы. Сейчас больше грустного…»). Но у детей такие мысли появляются не вдруг, без явных и скрытых причин. В их копилке-памяти, как правило, уже «собраны» негативные установки, провоцирующие возникновение тоскливых размышлений на тему учеб...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Осень. Предупредим депрессию у детей

Сама по себе осень - красивая пора: разноцветная, бархатная и немножко грустная (со слов школьников: «лето и каникулы закончились…, теперь я живу не для себя, в школе напрягают, родители поддерживают учителей и несправедливы ко мне. Летом было весело, много свободы. Сейчас больше грустного…»).

Но у детей такие мысли появляются не вдруг, без явных и скрытых причин. В их копилке-памяти, как правило, уже «собраны» негативные установки, провоцирующие возникновение тоскливых размышлений на тему учебы. Результаты исследований в области проявления и специфики развития депрессивных состояний у школьников, позволяют сделать вывод о том, что любая детская депрессия - это уже результат затянувшейся конфликтной ситуации.

В своей работе я постаралась проанализировать как можно больше случаев затяжного депрессивного настроения и посттравматических стрессовых расстройств, так или иначе связанных с возникновением в жизни детей и подростков конфликтных ситуаций в период школьного обучения.

Были определены обстоятельства, способствующие возникновению депрессивных и суицидальных мыслей у младших школьников и подростков. Они, чаще всего, следующее.

1. Давление со стороны учителей:

- «оправданное» (по мнению взрослых) - «борьба» с ленью учеников, улучшение качества знаний учащихся, повышение рейтинга образовательного учреждения и т.д.

- неоправданное - неврозы и невротические реакции учителей, недостаточный уровень профессионализма; отсутствие необходимых знаний о конструктивных способах взаимодействия с учащимися и т.п.

2. Давление со стороны родителей:

- «борьба» (способами, доступными пониманию родителей) с ленью, безволием, неорганизованностью ребенка;

- неврозы и невротические реакции родителей;

- пограничные психические расстройства родителей;

- воздействие (посредством эмоциональных реакций старших членов семьи) социально-экономических и политических событий в стране, городе;

- проблема «самореализации» (ложной) родителей через достижения ребенка в учебной деятельности;

- влияние современных тенденций среднего и высшего образования (высокая скорость нововведений);

- проблема профессионального самоопределения и трудоустройства;

- страх (родителей) перед осуждением социального окружения (хорошие оценки ребенка - показатель актуального уровня образованности семьи) и др.

3. Давление со стороны одноклассников:

- высокий или низкий уровень материального благополучия семьи (как следствие - зависть или презрение);

- «изъяны» во внешности ребенка или членов его семьи;

- хронические заболевания учащегося;

- неадаптивный стиль поведения ребенка в школе;

- пограничные психические расстройства или невротические реакции одноклассников и др.

4. Личностные (тревожные) особенности ребенка:

- нарастание внутриличностного конфликта (истерический, психастенический, неврастенический);

- комбинаторные (специфические) особенности темперамента;

- психологические травмы (в прошлом, настоящем);

- отсутствие перспектив, жизненных планов;

- нереализованность желаний и возможностей;

- отсутствие учебной мотивации;

- негативное отношение к учителям, родителям, одноклассникам;

- неправильное восприятие окружающего мира и себя в нем и др.

Добросовестно исполняющие свой профессиональный долг, школьные психологи часто задаются вопросом: Что со всем этим делать?

С целью оказания помощи психологам образовательных учреждений, на которых лежит большая ответственность за душевное благополучие учащихся и которые обязаны предупреждать назревание кризисных ситуаций у детей, мы постарались обобщить, полученные в процессе пятилетней практики работы с конфликтами, выводы, и предлагаем следующий апробированный общий план действий.

1. Своевременно и точно определить главные показатели неблагополучия ребенка (например, стать «тихим» и послушным ученик может не только в силу переосмысления своего поведения, но и из-за участившихся случаев насмешек со стороны одноклассников и т.п.).

2. Своевременно провести работу по выявлению основных причин возникшей кризисной ситуации в жизни ребенка (в выше приведенном примере - выяснить по какой причине над ребенком смеются в классе).

3. Своевременно оказать психологическую помощь.

Для практического применения первого пункта плана - обращаемся к следующим психологическим методам:

- наблюдение;

- беседа;

- метод экспертных оценок (беседа с учителями, родителями, одноклассниками).

Для реализации второго пункта плана - подбираем адекватные ситуации темы для беседы с ребенком, упражнения, техники, приемы. Грамотно, с профессиональной точки зрения, проводим работу с социальным окружением учащегося (семьей, педагогическим коллективом, одноклассниками).

Чтобы сократить возможное количество ошибок и наиболее точно «диагностировать» показатели и причины неблагополучия ребенка, необходимо определить и сформулировать (для себя) реальный (предполагаемый) запрос (жалобу) от ребенка. Проверить свое предположение относительно сформулированного запроса и только потом действовать.

Конкретный план действий:

- Сегодня-завтра обращаемся к классным руководителям и учителям-предметникам (которым доверяем) с просьбой - понаблюдать несколько дней за учениками и сообщить вам (тет-а-тет) о том - есть ли в классе учащиеся, вызывающие тревогу (даже, если тревога неясного происхождения) своим внешним видом, изменениями в поведении и т.п. Напоминаем педагогам об ответственности.

- Обращаемся к классным руководителям - передать просьбу родителям.

- Начинаем работу с детьми группы риска (теми, о которых к вам поступит информация, а такие будут обязательно).

- Стараемся наладить доверительный контакт с ребенком или определяем авторитетное, для конкретного учащегося, лицо из социального окружения (действуем с его помощью).

- Уточняем и формулируем проблему ребенка (предполагаемый «запрос» от ребенка). Мы должны убедиться, что не ошиблись в своих предположениях.

- Составляем (для себя) примерную комбинацию актуальных (имеющих место в настоящее время) депрессивно и суицидально опасных факторов в жизни ребенка.

- Намечаем план действий по решению сложной жизненной ситуации ребенка: (с ним самим, родителями, учителями, одноклассниками).

- Подбираем наиболее оптимальные техники, упражнения, приемы, темы бесед, семинаров, классных часов, родительских собраний и т.п.

- Работаем. Наблюдаем за всеми (доступными наблюдению) нюансами развития ситуации. Меняем, в случае необходимости, запрос ребенка (1-й пункт), техники, упражнения, темы семинаров.

При этом помним (к сожалению, в практике встречаются недобросовестные специалисты):

-об этических нормах общения с детьми и взрослыми;

-о профессиональной этике.

Полноценной работе педагога-психолога и психолога в рамках образовательной системы часто мешают собственные проблемы (по результатам бесед с психологами школ), а именно:

-внутриличностные конфликты;

-внутрисемейные конфликты;

-проблемы со здоровьем;

-отсутствие комфортных условий для выполнения своих профессиональных обязанностей;

-неврозы и невротические реакции;

-другое.

Все изменится к лучшему, если:

- оценить свое актуальное состояние и сформулировать (для себя) свои личностные проблемы (лучше всего на бумаге);

- набросать план самореабилитации;

- сделать реальные шаги в направлении реализации плана самореабилитации.

!!! Можно (желательно) обратиться за помощью к коллеге.

Себе в помощь:

- Установлению доверительного контакта с учащимися и их родителями поможет знание характерных особенностей типов внутриличностного конфликта (истерического, психастенического, неврастенического).

- На данном этапе (сегодня-завтра) можно обратиться к ученикам с просьбой ответить письменно (анонимно) на следующие вопросы:

Что в твоей жизни вызывает у тебя большую радость и делает тебя счастливым?

Что вызывает грусть, злость, раздражение, ненависть?

О чем ты мечтаешь с детства? Что уже исполнилось?

Что ты чувствуешь по отношению к миру, в котором живешь?

Какие цели ты поставил перед собой? К чему стремишься?

Какая профессия тебе больше всего нравится и почему?

Напиши 5 слов, которыми, ты считаешь, можно кратко охарактеризовать твою жизнь.

- Как одно из направлений профилактики профессионального выгорания хорошо работает супервизия сложных случаев из собственной психологической практики.

В процессе своей работы мы пришли к выводу о том, что наибольшее количество неудач в школьной психологической практике связано с личностными проблемами педагога-психолога и отсутствием, в поле зрения специалиста, показателя неблагополучия в жизни учащегося. Все остальные проблемы сводятся к отсутствию, по каким-либо причинам, контакта с ребенком, его родителями, коллегами.



© 2010-2022