- Преподавателю
- Школьному психологу
- Родительское собрание Осень. Предупредим депрессию у детей
Родительское собрание Осень. Предупредим депрессию у детей
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шибаева М.Е. |
Дата | 14.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Осень. Предупредим депрессию у детей
Сама по себе осень - красивая пора: разноцветная, бархатная и немножко грустная (со слов школьников: «лето и каникулы закончились…, теперь я живу не для себя, в школе напрягают, родители поддерживают учителей и несправедливы ко мне. Летом было весело, много свободы. Сейчас больше грустного…»).
Но у детей такие мысли появляются не вдруг, без явных и скрытых причин. В их копилке-памяти, как правило, уже «собраны» негативные установки, провоцирующие возникновение тоскливых размышлений на тему учебы. Результаты исследований в области проявления и специфики развития депрессивных состояний у школьников, позволяют сделать вывод о том, что любая детская депрессия - это уже результат затянувшейся конфликтной ситуации.
В своей работе я постаралась проанализировать как можно больше случаев затяжного депрессивного настроения и посттравматических стрессовых расстройств, так или иначе связанных с возникновением в жизни детей и подростков конфликтных ситуаций в период школьного обучения.
Были определены обстоятельства, способствующие возникновению депрессивных и суицидальных мыслей у младших школьников и подростков. Они, чаще всего, следующее.
1. Давление со стороны учителей:
- «оправданное» (по мнению взрослых) - «борьба» с ленью учеников, улучшение качества знаний учащихся, повышение рейтинга образовательного учреждения и т.д.
- неоправданное - неврозы и невротические реакции учителей, недостаточный уровень профессионализма; отсутствие необходимых знаний о конструктивных способах взаимодействия с учащимися и т.п.
2. Давление со стороны родителей:
- «борьба» (способами, доступными пониманию родителей) с ленью, безволием, неорганизованностью ребенка;
- неврозы и невротические реакции родителей;
- пограничные психические расстройства родителей;
- воздействие (посредством эмоциональных реакций старших членов семьи) социально-экономических и политических событий в стране, городе;
- проблема «самореализации» (ложной) родителей через достижения ребенка в учебной деятельности;
- влияние современных тенденций среднего и высшего образования (высокая скорость нововведений);
- проблема профессионального самоопределения и трудоустройства;
- страх (родителей) перед осуждением социального окружения (хорошие оценки ребенка - показатель актуального уровня образованности семьи) и др.
3. Давление со стороны одноклассников:
- высокий или низкий уровень материального благополучия семьи (как следствие - зависть или презрение);
- «изъяны» во внешности ребенка или членов его семьи;
- хронические заболевания учащегося;
- неадаптивный стиль поведения ребенка в школе;
- пограничные психические расстройства или невротические реакции одноклассников и др.
4. Личностные (тревожные) особенности ребенка:
- нарастание внутриличностного конфликта (истерический, психастенический, неврастенический);
- комбинаторные (специфические) особенности темперамента;
- психологические травмы (в прошлом, настоящем);
- отсутствие перспектив, жизненных планов;
- нереализованность желаний и возможностей;
- отсутствие учебной мотивации;
- негативное отношение к учителям, родителям, одноклассникам;
- неправильное восприятие окружающего мира и себя в нем и др.
Добросовестно исполняющие свой профессиональный долг, школьные психологи часто задаются вопросом: Что со всем этим делать?
С целью оказания помощи психологам образовательных учреждений, на которых лежит большая ответственность за душевное благополучие учащихся и которые обязаны предупреждать назревание кризисных ситуаций у детей, мы постарались обобщить, полученные в процессе пятилетней практики работы с конфликтами, выводы, и предлагаем следующий апробированный общий план действий.
1. Своевременно и точно определить главные показатели неблагополучия ребенка (например, стать «тихим» и послушным ученик может не только в силу переосмысления своего поведения, но и из-за участившихся случаев насмешек со стороны одноклассников и т.п.).
2. Своевременно провести работу по выявлению основных причин возникшей кризисной ситуации в жизни ребенка (в выше приведенном примере - выяснить по какой причине над ребенком смеются в классе).
3. Своевременно оказать психологическую помощь.
Для практического применения первого пункта плана - обращаемся к следующим психологическим методам:
- наблюдение;
- беседа;
- метод экспертных оценок (беседа с учителями, родителями, одноклассниками).
Для реализации второго пункта плана - подбираем адекватные ситуации темы для беседы с ребенком, упражнения, техники, приемы. Грамотно, с профессиональной точки зрения, проводим работу с социальным окружением учащегося (семьей, педагогическим коллективом, одноклассниками).
Чтобы сократить возможное количество ошибок и наиболее точно «диагностировать» показатели и причины неблагополучия ребенка, необходимо определить и сформулировать (для себя) реальный (предполагаемый) запрос (жалобу) от ребенка. Проверить свое предположение относительно сформулированного запроса и только потом действовать.
Конкретный план действий:
- Сегодня-завтра обращаемся к классным руководителям и учителям-предметникам (которым доверяем) с просьбой - понаблюдать несколько дней за учениками и сообщить вам (тет-а-тет) о том - есть ли в классе учащиеся, вызывающие тревогу (даже, если тревога неясного происхождения) своим внешним видом, изменениями в поведении и т.п. Напоминаем педагогам об ответственности.
- Обращаемся к классным руководителям - передать просьбу родителям.
- Начинаем работу с детьми группы риска (теми, о которых к вам поступит информация, а такие будут обязательно).
- Стараемся наладить доверительный контакт с ребенком или определяем авторитетное, для конкретного учащегося, лицо из социального окружения (действуем с его помощью).
- Уточняем и формулируем проблему ребенка (предполагаемый «запрос» от ребенка). Мы должны убедиться, что не ошиблись в своих предположениях.
- Составляем (для себя) примерную комбинацию актуальных (имеющих место в настоящее время) депрессивно и суицидально опасных факторов в жизни ребенка.
- Намечаем план действий по решению сложной жизненной ситуации ребенка: (с ним самим, родителями, учителями, одноклассниками).
- Подбираем наиболее оптимальные техники, упражнения, приемы, темы бесед, семинаров, классных часов, родительских собраний и т.п.
- Работаем. Наблюдаем за всеми (доступными наблюдению) нюансами развития ситуации. Меняем, в случае необходимости, запрос ребенка (1-й пункт), техники, упражнения, темы семинаров.
При этом помним (к сожалению, в практике встречаются недобросовестные специалисты):
-об этических нормах общения с детьми и взрослыми;
-о профессиональной этике.
Полноценной работе педагога-психолога и психолога в рамках образовательной системы часто мешают собственные проблемы (по результатам бесед с психологами школ), а именно:
-внутриличностные конфликты;
-внутрисемейные конфликты;
-проблемы со здоровьем;
-отсутствие комфортных условий для выполнения своих профессиональных обязанностей;
-неврозы и невротические реакции;
-другое.
Все изменится к лучшему, если:
- оценить свое актуальное состояние и сформулировать (для себя) свои личностные проблемы (лучше всего на бумаге);
- набросать план самореабилитации;
- сделать реальные шаги в направлении реализации плана самореабилитации.
!!! Можно (желательно) обратиться за помощью к коллеге.
Себе в помощь:
- Установлению доверительного контакта с учащимися и их родителями поможет знание характерных особенностей типов внутриличностного конфликта (истерического, психастенического, неврастенического).
- На данном этапе (сегодня-завтра) можно обратиться к ученикам с просьбой ответить письменно (анонимно) на следующие вопросы:
Что в твоей жизни вызывает у тебя большую радость и делает тебя счастливым?
Что вызывает грусть, злость, раздражение, ненависть?
О чем ты мечтаешь с детства? Что уже исполнилось?
Что ты чувствуешь по отношению к миру, в котором живешь?
Какие цели ты поставил перед собой? К чему стремишься?
Какая профессия тебе больше всего нравится и почему?
Напиши 5 слов, которыми, ты считаешь, можно кратко охарактеризовать твою жизнь.
- Как одно из направлений профилактики профессионального выгорания хорошо работает супервизия сложных случаев из собственной психологической практики.
В процессе своей работы мы пришли к выводу о том, что наибольшее количество неудач в школьной психологической практике связано с личностными проблемами педагога-психолога и отсутствием, в поле зрения специалиста, показателя неблагополучия в жизни учащегося. Все остальные проблемы сводятся к отсутствию, по каким-либо причинам, контакта с ребенком, его родителями, коллегами.